Внедрение ФГОС в дошкольных учреждениях образования
Павленко Валентина Васильевна,
воспитатель оздоровительной группы Горбунова Ольга Николаевна,
педагог дополнительного образования, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ «Детский сад «Сказка»,
г. Надым skazka-nadym.ru
J V.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЕТСКОГО АЛЬБОМА «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Ц_____________________________________________г
Аннотация. Авторами рассматривается занятие в дошкольном образовательном учреждении в образовательной области «Здоровье»; занятие направлено на закрепление знаний детей о здоровом образе жизни как активной деятельности.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, досуг, спорт, отдых, закаливание, физкультминутки, игра, прогулки.
В данной статье мы представляем разработку занятия, направленного на сохранение и укрепления здоровья детей подготовительной и оздоровительной групп.
Актуальным на сегоднешний день являются здоровье детей, их социально-психологическая адаптация [1]. Здоровье детей в современных образовательных учреждениях вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье обучающихся ухудшается с каждым годом [4]. Наиболее значительное увеличение частоты всех болезней приходится на период возрастного развития. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является семья, детский сад, школа и институт. В этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие молодого организма, формирование здоровья на всю жизнь, организм детей наиболее чувствителен к неблагоприятным климатическим, природным условиям, нарушением экологической обстановки и т.д. [5] .
Современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья детей в педагогическом процессе и в повседневной жизни будут составлять здоровьесберегающие технологии [5,7] .
Цель: создание условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ, закрепление полученных представлений и их систематизация.
Задачи:
- расширять представления детей о составляющих здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон, закаливание) и факторах, разрушающих здоровье;
- развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, желание ими заниматься;
- воспитывать у детей привычку о необходимости заботиться о собственном здоровье, личной гигиене;
- привлечь родителей к деловому сотрудничеству с детским садом по формированию привычек к здоровому образу жизни детей и родителей.
Образовательная область: «Здоровье». Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Физическая культура», «Чтение художественной культуры», «Музыка».
Участники досуга: воспитанники подготовительной и оздоровительной групп; музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медсестра ДОУ.
Материал и оборудование: проектор, экран, мультимедийная презентация альбома «Здоровый образ жизни»; оформление центральной стены в соответствии с тематикой досуга; выставка детско - родительских работ по изобразительной деятельности «Если хочешь быть здоров»; стендовые оформления фотографиями на тему спорта, отдыха, игр, закаливания в семье и детском саду.
Место проведения: музыкальный зал.
Ход досуга
Воспитатель представляет вниманию присутствующих альбом, состоящих из несколько страниц (рис.1). Отмечает участие детей и родителей в создании альбома.
Рассмотрим подробно страницы альбома.
Первая страница «Здравствуйте! Это я!»
Эксперимент и инновации в школе 2014/4
5
Внедрение ФГОС в дошкольных учреждениях образования
Здрав- u
ствуйте! Мой
организм
Это я!
Здоровье
и
болезнь
Полезные
продукты
Здоровые
зубы
Наши
прогулки
Я
и
улица
моя
Наш Закали-
отдых ванне
Рис.1. Страницы альбома:« Здорового образа жизни»
На первой странице альбома расположены выполненные детьми автопортреты. Воспитатель просит ребят рассмотреть автопортреты и назвать детей, принимавших участие в подготовке этих страниц. Сообщает, что страницы альбома будут представлены всем присутствующим, можно будет побеседовать о каждой странице и поиграть.
Вторая страница альбома посвящена теме «Мой организм». В центре страницы изображены мальчик и девочка, вокруг - символические изображения условий, необходимых человеку для жизни.
Воспитатель: «На земле обитает много живых существ, все мы соседи на этой планете. Предлагаю вам закончить каждую фразу.
У птицы клюв, а у человека...
У зверей шерсть, а у птиц.
У насекомых лапки, а у людей.
У зверя нора, а у человека.
У птицы крылья, а у человека.
У рыбы чешуя, а у человека.
У зверя когти, а у человека.
У птицы птенец, а у человека.
Назовите условия, необходимые людям для жизни, и объясните, для чего они нужны».
Третья страница альбома посвящена теме «Здоровье и болезнь».
На третей странице альбома мы расположили изображенные детьми микробы, выполненные приемами кляксографии, обрывания цветной бумаги и др.
Детям предлагается по цепочке продолжить фразу «Здоровый человек может.» Воспитатель обобщает высказывания детей, называет одну из причин заболеваний - микробы. Предлагает детям рассказать о том, как нужно следить за своим здоровьем, поддерживать чистоту в комнате.
Игра «Найди пару» [2]
В руках у каждого ребенка предмет, необходимый для ухода за телом или наведения чистоты в доме: мыло, губка, зубная щетка, полотенце, веничек, совок, щетка и т.д. Под музыку дети свободно перемеща-
ются по залу. Когда музыка останавливается, ребята должны остановиться и встать парами так, чтобы между предметами была логическая связь. Например, мыло - полотенце, зубная щетка - зубная паста, веник - совок, тряпка - ведерко и т.д.
Четвертая страница альбома «Полезные продукты». На ней располагается коллективная аппликация «Осенний урожай». Детям предлагается рассказать о полезных для здоровья человека продуктах питания, а затем прочитать по ролям стихотворение Ю. Тувима «Спор овощей»; загадывание и отгадывание загадок.
Чтение - инсценировка детьми стихотворения Ю. Тувима «Спор овощей» [6]
Вкусные загадки для детей
Хлеба мягкого кусок,
Сверху колбаса, чеснок.
Сам он просится к нам в рот,
Аппетитный. (бутерброд)
Теплый, мягкий и блестящий,
С корочкой такой хрустящей!
Спросим мы у детушек:
«Что же это?» (Хлебушек)
Пчелки летом потрудились,
Чтоб зимой мы угостились.
Открывай пошире рот,
Ешь душистый, сладкий. (мед)
Из крупы ее сварили,
Посолили, подсластили.
Эй, ну где же ложка наша?!
Так вкусна на завтрак. (каша)
Лук, капуста и картошка,
Разных овощей немножко.
Ты в кастрюле их ищи.
Это суп с названьем. (щи)
Подготовим место,
Раскатаем тесто.
Вот повидло, вот творог.
Мы хотим испечь. (пирог)
6
Эксперимент и инновации в школе 2014/4
Внедрение ФГОС в дошкольных учреждениях образования
Сахаристая рубашка,
Сверху - яркая бумажка.
Сладкоежки любят это.
Что за лакомство? (Конфета)
Сделан он из молока,
Но тверды его бока.
В нем так много разных дыр.
Догадались? Это... (сыр)
Не окрошка и не супчик.
Свекла в нем, морковь, огурчик.
Подают нам на обед С постным маслом. (винегрет)
Что за белые крупинки?
Не зерно и не снежинки.
Скисло молоко - и в срок Получили мы. (творог)
Догадайтесь, кто такая?
Белоснежная, густая.
Сливки взбили утром рано,
Чтоб была у нас. (сметана)
Сварит бабушка из ягод Что-то вкусненькое на год.
Ах, какое объеденье -Ароматное. (варенье)
Что за белая водица С фермы к нам в бидонах мчится?
Мы ответ нашли легко -Это просто. (молоко)
Пятая страница альбома посвящена теме «Здоровые зубы». На ней изображен улыбающийся Зубик и предметы для ухода за полость рта. Детей просят перечислить правила ухода за полостью рта.
Подвижная игра «Кто самый ловкий»
Дети двигаются под музыку по кругу вокруг расположенных в центре (стоящих по кругу) стульчиках с предметами гигиены: тюбиков с зубной пастой, зубных щеток, ополаскивателей, зубного порошка, пластмассовых кружек, полотенец, Когда музыка останавливается, каждый ребенок должен успеть взять один предмет. В начале игры количество предметов соответствует количеству детей, затем в ходе игры убирают по одному предмету. Ребенок, неуспевший взять предмет, выбывает из игры.
Шестая страница «Наши прогулки». На ней размещены фотографии детей, сделанные во время прогулки, рисунки детей. Детям предлагается прочитать стихотворения о прогулке, рассказать, где должно быть расположено место для прогулки. Воспитатель привлекает внимание ребят к изображению игровой площадки, около которой нет зеленых насаждений и просит исправить положение -прикрепить рядом с площадкой изображения растений, заранее выполненные детьми.
Игра «С какого дерева листочек?»
Седьмая страница альбома «Я и улица моя» посвящена безопасности на улице. Это выполненные детьми аппликации «Наша улица». Воспитатель предлагает отгадать загадки о светофоре, прочитать стихотворения на эту тему.
Стихотворение
о правилах дорожного движения [3]
Перейти через дорогу Вам на улице всегда И подскажут, и помогут Говорящие цвета.
Красный цвет вам скажет «Нет!»
Сдержанно и строго.
Желтый цвет дает совет Подождать немного.
А зеленый свет горит -«Проходите!»,- говорит.
С. Михалков
ЗАГАДКИ
О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
(использовать 7-8 загадок)
Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет,
И напомнит, что и как,
Вам в пути.
(Дорожный знак)
И шагая по дорогам,
Не забудьте, малыши:
Край дороги - пешеходам Остальное для.
(Машин)
Что за «зебра» на дороге?
Все стоят разинув рот,
Ждут, когда мигнет зеленый.
Значит, это -.
(Переход)
Под землею коридор На ту сторону ведет.
Нет ни двери, ни ворот,
Это тоже.
(Переход)
Много есть машин спецслужбы.
Должен жить ты с ними в дружбе.
Все - помощники твои,
Даже строгая.
(ГАИ)
Этот конь не ест овса.
Вместо ног - два колеса,
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.
(Велосипед)
Полотно, а не дорожка,
Конь не конь - сороконожка По дорожке той ползет,
Весь обоз один везет.
(Поезд)
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней.
Обувь носит из резины, Называется.
(Машина)
Эксперимент и инновации в школе 2014/4
7
Внедрение ФГОС в дошкольных учреждениях образования
Бегу при помощи двух ног,
Пока сидит на мне ездок.
Мои рога в его руках,
А быстрота в его ногах.
Устойчив я лишь на бегу,
Стоять минуты не могу.
(Велосипед)
Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется...
(Трамвай)
Упражнение «Выбери нужную картинку»
Детям предлагается среди множества сюжетных картинок выбрать картинки с изображениями ребят, правильно ведущих себя на улице, и пояснить свой выбор.
Восьмая страница альбома «Наш отдых» посвящена организации и проведению досуга. На ней расположены фотографии, изображающие ребят, отдыхающих вместе с родителями в парке, на лыжной прогулке, в гостях и т.д. Воспитатель просит детей рассказать, какая деятельность способствует отдыху.
Физкультминутка «Веселая зарядка» (инструктор по физической культуре)
Надо ловким стать стремиться,
Словно зверь и словно птица.
Становись-ка на зарядку,
Всех покажем по порядку!
Изогну я круче шею,
Как жираф, кивать умею.
Наклоняйся, голова!
Раз - два! Раз - два!
Руки ходят, фу - ты, ну - ты,
Инструктор: Упражняться вам не лень?
Дети (хором): Нет, не лень!
Инструктор: Чтобы быть в порядке - Делаем зарядку,
Дети (хором): Делаем зарядку каждый день!
Инструктор: Мо - лод - цы!
Девятая страница альбома «Закаливание». На ней изображены предметы, которыми ребята пользуются во время выполнения закаливающих процедур, фотографии. Детей просят рассказать об этих процедурах, их назначении. Предлагают выполнить несколько упражнений дыхательной гимнастики.
Игровые упражнения «Сдуй бабочку!», «Летящий самолет», «Летний ветерок»
Десятая страница альбома посвящена теме «Природа и здоровье». Это рисунки детей и родителей. Воспитатель просит детей рассказать о том, как природа помогает нашему здоровью.
Исполнение песни «Что нам нравится зимой» (Музыка и слова А. Филиппенко)
Одиннадцатая страница «Родители, для Вас!» -«Курить -здоровью вредить!» о вреде курения для здоровья взрослых и детей, рисунок «Умей сказать «Нет!», «Не курите! Я хочу быть здоров!»
В заключении воспитатель благодарит детей и родителей за презентацию и совместное создание альбома, призывает детей и родителей к здоровому образу жизни.
МЫ - за здоровый образ жизни!
А ВЫ? Будьте здоровы!
Литература
Словно щупальца у спрута.
Как похожи, посмотри!
Раз - два - три! Раз - два - три!
Я могу, коль напрягусь,
Хлопать крыльями, как гусь. Нет проворней гуся в мире,
Три - четыре, три - четыре!
Я упрямиться не стану,
Ловко, словно обезьяна,
Буду спину прогибать.
Три - четыре - пять!
Три - четыре - пять!
Вот еще пример хороший:
Буду топать, словно лошадь, Будто бы копыта есть.
Пять - шесть! Пять - шесть!
На носочки подымаясь,
Вверх тянусь, как белый аист,
И расту на зависть всем.
Шесть - семь! Шесть - семь! Буду гибким, словно кошка, Потянусь еще немножко. Позвоночки перекосим -Семь - восемь! Семь - восемь!
1. Александрова И.В., Проценко Е.А. Здоровье детей - будущее страны, основа ее национальной безопасности. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С. 8-14.
2. Анисимова А.А. Использование игровой технологии как средства билингвального обучения. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 3.С. 49-52.
3. Михалков С.В. Самый главный великан / Сост. Л. Салтыкова, В. Максимов.- М: АСТ, 2013.- 448 с
4. Тараканова В.В., Соловьева Н.Г Здоровьесберегающие технологии и здоровье обучающихся в современных образовательных учреждениях //Современный научный вестник// научно-теоретический и практический журнал, 2013.- Белгород. № 57 (196). С. 72-77
5. Тараканова В.В., Бармакова Т.В. Эффективность использования здоровьесберегающих технологий в школах, работающих в инновационном режиме// Эксперимент и инновации в школе, 2014. № 3. С. 47-52.
6. Тувим Юлиан. Фокус-покус, или Просьба о пустыне: поэзия, театр, проза.- М.: Вахазар, Рипол Классик, 2008.-С. 944.
7. Яшина Г.А., Сиденко А.С. Школа Здоровья: стратегия и тактика. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С. 31-34.
8
Эксперимент и инновации в школе 2014/4