Научная статья на тему 'Превосходство в высшей школе: опыт и перспективы'

Превосходство в высшей школе: опыт и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
722
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕВОСХОДСТВО В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ / ИНИЦИАТИВЫ ПРЕВОСХОДСТВА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕЙТИНГ УНИВЕРСИТЕТОВ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / EXCELLENCE IN HIGHER EDUCATION / EXCELLENCE INITIATIVES / EDUCATION QUALITY / RANKING OF UNIVERSITIES / FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Газизова Альфия Ильдусовна

Статья посвящена вопросам академического превосходства в высшей школе, его взаимосвязи с обеспечением качества образования. Автором рассматриваются подходы к реализации проектов и инициатив превосходства, раскрываются факторы и особенности развития университета мирового уровня, основы качества образования в контексте превосходства, возможности учета зарубежного опыта в реформировании образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Газизова Альфия Ильдусовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADERSHIP IN HIGHER EDUCATION: EXPERIENCE AND PROSPECTS

Article is devoted to academic excellence in high school, its relationship with the education quality assurance. The author considers the approaches to the implementation of excellence projects and initiatives, discloses factors and characteristics of world-class university, aspects of education quality in the context of excellence and foreign experience in education reforms.

Текст научной работы на тему «Превосходство в высшей школе: опыт и перспективы»

YflK/UDC 378 A. M. ra3M30Ba

Alfia Gazizova

ПРЕВОСХОДСТВО В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ LEADERSHIP IN HIGHER EDUCATION: EXPERIENCE AND PROSPECTS

Статья посвящена вопросам академического превосходства в высшей школе, его взаимосвязи с обеспечением качества образования. Автором рассматриваются подходы к реализации проектов и инициатив превосходства, раскрываются факторы и особенности развития университета мирового уровня, основы качества образования в контексте превосходства, возможности учета зарубежного опыта в реформировании образования.

Article is devoted to academic excellence in high school, its relationship with the education quality assurance. The author considers the approaches to the implementation of excellence projects and initiatives, discloses factors and characteristics of world-class university, aspects of education quality in the context of excellence and foreign experience in education reforms.

Ключевые слова: превосходство в высшем образовании, инициативы превосходства, качество образования, рейтинг университетов, зарубежный опыт.

Keywords: excellence in higher education, excellence initiatives, education quality, ranking of universities, foreign experience.

В современном обществе знания являются одним из важнейших компонентов экономического и социального развития, что повышает роль высшей школы в целом и университетов в частности. Именно университеты имеют возможность активно способствовать развитию глобальной конкурентоспособной экономики на основе повышения качества образования и подготовки квалифицированных специалистов, проведения передовых исследований и «трансфера знаний» из области чистой теории в область промышленного производства.

В связи с ускорением темпов мирового развития, ориентацией многих стран на формирование инновационного общества наблюдается потребность в сравнительных исследованиях, имеющих отношение к модернизации высшей школы, определению стратегий ее развития с повышением возможностей научной и образовательной подготовки и их взаимосвязи.

В последние десятилетия в мире отмечается значительный рост интереса к понятиям «университет мирового класса», «превосходство в высшем образовании», «инициативы превосходства». Эти фразы определенно ассоциируется не только с высоким качеством учебной и научно-исследовательской деятельности в области высшего образования, но и являются синонимом высокого потенциала высшей школы для успешной конкуренции на мировом рынке образовательных услуг через создание опережающих знаний.

Правительства многих стран стремятся повысить качество национальной системы высшего образования, выявить лидирующие, максимально эффективные вузы и образовательные программы и с целью глобальной конкурентоспособности и продвижения элитных университетов обеспечить их дополнительным финансированием. Создаются так называемые Центры превосходства в Китае, Дании, Германии, Нигерии, России, Южной Корее или Тайване [5]. В Финляндии, например, на протяжении последних пятнадцати лет реализуется проект, направленный на выделение в университетах страны «центров академического превосходства» (Centers of Excellence). Цели инициативы — подчеркнуть значимость качества образовательного процесса в вузах наряду с проводимыми в них научными исследованиями, повысить качество образования и его соответствие запросам современного общества, обеспечить поддержку непрерывному совершенствованию образования [2]. В некоторых случаях политики способствуют слиянию вузов для создания новых университетов, с целью их продвижения в первую сотню лучших университетов мира.

Во многих странах осуществляются разнообразные «инициативы превосходства» (Excellence Initiative). Это целый ряд разноплановых проектов и программ, направленных как на повышение качества образования и заметных изменений на национальном уровне, так и на повышение уровня международной конкурентоспособности университетов, улучшение

их позиций в мировых рейтингах университетов [1]. В таблице предлагается перечень государств разных регионов мира, которые реализовали такие «инициативы превосходства»

и уже достигли поставленных целей, их университеты в достаточном объеме представлены в мировых рейтингах конкурентоспособности университетов.

Таблица

Список инициатив повышения конкурентоспособности университетов

Страна Название инициативы Год запуска

Австралия ARC Centers of Excellence 2003

Special Research Initiatives 2005

Германия Germany Excellence Initiative (Phase I) 2005

Germany Excellence Initiative (Phase II) 2012

Гонконг TheAreas of Excellence (AoE) Scheme 1998

Дания Danish National Research Foundation/Centers of Excellence 1991

UNIK 2008

Израиль I-CORE — the Israeli Centers for Research Excellence 2010

Канада Canada Networks of Centers of Excellence 1989

Canada Excellence Research Chairs 2008

Китай China 211 Project 1995

China 985 Project (Phases I) 1999

China 985 Project (Phases II) 2004

China 985 Project (Phases III) 2010

China 2011 Plan 2012

Малайзия Malaysia's Accelerated Program for Excellence 2008

Норвегия The Centers of Excellence scheme 2003

Сингапур Campus for Research ExcellenceAnd Technological Enterprise 2006

Research Centers of Excellence 2007

Competitive Research Program Funding Scheme 2007

Таиланд National Research Universities Project 2009

Тайвань Developing a First-Class University and Top Research Centers ("Five-year-fifty billion' program") — Phase I 2005

Moving into Top Universities program (Second phase of "Program for Developing First-class University and Top Research Centers") 2011

Финляндия Centers of Excellence in Research (CoEs) 1995

Франция Operation Campus 2008

Excellence Initiative 2011

Южная Корея Brain Korea 21 Program — Phase I 1999

Brain Korea 21 Program — Phase II 2006

BK21-MS Global Internship Program 2006

National Project. Towards Building World Class Universities — WCU 2008

Япония Japan Top-30 Program (Centers Of Excellence for 21st Century Plan) 2002

Japan Global Centers of Excellence Program 2007

World Premier International Research Center (WPI) Initiative 2007

Высокий интерес политиков к улучшению репутации вузов на мировом образовательном поле закономерен: сегодня в системах высшего образования большинства стран действует олимпийский принцип «Быстрее, выше, сильнее!», который выражает устремленность к высоким результатам и изначально означает в переводе с латинского — «Быстрее, выше, храбрее!».

Достижение амбициозных целей в развитии университета мирового уровня однозначно является нелегкой задачей, ибо статус элитного вуза требует подтверждения со стороны внешнего мира на основе международного признания в рейтингах или же массового вливания государственных средств. Такое взаимодействие является сложным и длительным процессом, который сравнительно недавно стал объектом пристального внимания политических кругов, академического и профессионального сообществ в России. Стремление правительства адаптировать отечественные образовательные организации к новым тенденциям развития образования и обеспечить их конкурентоспособность на национальном и международном уровнях обусловило, в частности, внесение изменений в систему управления образованием, о чем свидетельствует Указ Президента РФ от 7.05.2012 № 599, регламентирующий вхождение к 2020 г. не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов [6].

Высокие позиции в академических рейтингах как стратегическое направление связаны с переходом к качественно новой модели научно-образовательной деятельности, которую можно рассматривать в контексте концепции превосходства. Внимание к теме академического превосходства обусловлено разными факторами. Во-первых, анализ существующей практики показывает, что в системах оценивания (мониторинг, государственная аккредитация, профессионально-общественная аккредитация) никогда не выделялось превосходство. Были инициированы отдельные попытки выделения «лучших» на разных уровнях, в том числе и в России. Во-вторых, большая часть образовательных учреждений в России, как и во многих европейских странах, в настоящее время имеет государственную аккредитацию. Для таких учреждений, особенно для отечественных федеральных и научно-иссле-

довательских университетов, государственная аккредитация не является мотивацией и стимулом к развитию. Назрела необходимость поиска новых подходов, механизмов оценки качества, обеспечения и повышения качества образования, которые бы в должной мере учитывали достижения в преподавании и обучении. В-третьих, появилось так называемое движение рейтингов, выступающее в качестве манифеста новой глобальной конкурирующей среды и катализатора в сфере высшего образования.

Гонка за превосходством мирового уровня объединила национальные и институциональные приоритеты и преобразовала рейтинги из инструмента бенчмаркинга (поиск и выявление лучших практик) в стратегический инструмент. Зарубежные исследователи вопросы академического превосходства напрямую связывают с вопросами ранжирования [3]. Это объясняется тем, что студенческая мобильность находится в настоящее время на подъеме: более 2,5 млн студентов учатся за пределами родной страны, и ожидается, что это число возрастет до 7 млн к 2020 г Информация о превосходном академическом качестве очень важна. Если в Европе и Северной Америке функционируют общепринятые национальные и региональные системы, в других мировых регионах за немногим исключением (Австралия, Япония) действуют относительно неорганизованные системы. Этот пробел предположительно заполняется так называемым национальным и мировым ранжированием.

Сегодня на мировом (ARWU, QS, HEEACT, USNWR, Webometrics), региональном (ранжирование Организации исламских стран, Многомерное ранжирование мировых университетов Европейской комиссии и др.) и национальном (CHE, ранжирование Макли-на, Sunday Times, ранжирование южноафриканских университетов и др.) уровнях существуют более 50 моделей ранжирования. Их объединяет IREG — Международная обсерватория по академическому ранжированию и превосходству.

Между тем вопрос, связано ли напрямую превосходство в обучении и преподавании с попаданием в список первых в рейтингах, остается открытым. Безусловно, рейтинги пока далеки от совершенства. Критики выявляют серьезные пробелы в ранжировании, касающиеся методологии, надежности и даже мотивации некоторых видов ранжирования.

Связано это с тем, что до сих пор рейтинги удачно отражают только одну сторону деятельности университетов — научно-исследовательскую, в то время как образовательная и социальная миссии вузов остаются практически неохваченными. Это определенно приводит к тому, что большинство рейтингов либо напрямую называются «рейтинги исследовательских университетов», либо фактически таковыми являются.

Напряженность между процессами обеспечения качества и ранжированием в мировой практике обусловливает необходимость дальнейшего исследования перспектив обеспечения качества с акцентом на превосходство в высшем образовании. В 2012 г ENQA создала специальную рабочую группу с целью определения сущности академического превосходства и его методологии. В результате исследований были выявлены следующие важнейшие аспекты качества образования, в том числе «высокого, выдающегося» [2]:

• четко определенный профиль и миссия подразделения;

• стратегическое управление;

• педагогическое мастерство преподавателей;

• целостный подход к реализации программ, ведущих к присвоению академических степеней;

• взаимосвязь между исследовательской и преподавательской миссиями подразделения;

• многостороннее и международное сотрудничество, сетевое взаимодействие в образовании и научной деятельности;

• непрерывное систематическое развитие;

• методы преподавания и оценки, направленные на повышение эффективности учебной деятельности студентов;

• активное участие всех заинтересованных сторон в совершенствовании образовательного процесса;

• участие представителей профессионального сообщества в развитии подразделения;

• реформирование образовательного процесса с целью повышения эффективности обучения;

• преподавание на основе научно-исследовательского подхода;

• готовность подразделений к адаптации в ответ на изменяющиеся потребности общества и рынка труда, умение работать на опережение.

Список, безусловно, не статичен, ибо качество — понятие многомерное и многоаспектное, как и его взаимосвязь с концепцией превосходства (Concept of excellence), подходы к которой также неоднозначны. Согласно исследованиям Европейской ассоциации обеспечения качества в высшем образовании (ENQA), превосходство может быть идентифицировано на уровне учреждения, факультета, отделения или представителей академического сообщества и применено в контексте разных ролей и функций учреждений высшего образования. Оно применимо как к управлению и службе доставки, так и опыту преподавателей и студентов, и результатам обучения и исследований. Очевидно, что превосходство — это и ожидание, и цель. Есть общее понимание того, что цель является центральной составляющей по отношению к культуре и ценностям высшего образования, которая и управляет мотивацией на непрерывное совершенствование [7].

В условиях активной исследовательской и практической работы в области обеспечения качеством и повышения конкуренции среди вузов, стремящихся заявить об истинных достижениях и выйти за рамки обычных ожиданий академического и профессионального сообществ, особое значение приобретают исследования в области сравнительного и международного образования. Растет потребность в осмыслении собственного опыта развития в сопоставлении с иным, что обусловлено беспрецендентным развитием систем образования в современном мире, активным поиском новых подходов, механизмов оценки, обеспечения и повышения «высокого» качества образования. Обобщение и анализ образовательной ситуации в различных странах представляют ценную информацию относительно наиболее успешных образцов деятельности, моделей и инноваций в сфере образовательной политики.

Данные сравнительных исследований нередко применяются при принятии решений относительно реформирования системы образования какой-либо страны, и в особенности для легитимизации спорных моделей. В этом контексте встает вопрос о границах возможностей использования, или заимствования, чужого опыта или моделей и форм такого заимствования. Как отмечает в своем исследовании О. Н. Олейникова [4], в настоящее время это один из наиболее значимых вопросов для практиков и политиков в об-

ласти образования. Таким образом, одной из важных проблем сравнительного образования становится проблема образовательного «переноса» моделей, идей из контекста, где они были порождены или сформулированы, в иной.

Наряду с термином «перенос» в литературе часто встречается понятие «заимствование», которое серьезно критикуется многими исследованиями за скрывающееся в нем превосходство системы, чей опыт «заимствуется».

Зарубежный опыт все в большей степени влияет на формирование национальной образовательной политики, поскольку правительство обращается к опыту других стран в поисках новых путей организации и реализации услуг и по мере того, как международные обязательства требуют от этих стран следовать опыту партнеров. При этом многие исследователи и практики предостерегают от поверхностного подхода к чужому опыту при перенесении его на собственную почву.

Более уместным и адекватным ситуации автор статьи считает термин «учет зарубежного опыта» в процессе реформирования, развития отечественной системы образования. Так как речь не всегда идет о заимствовании положительного опыта. В результате сравнительных исследований могут выявляться негативные, нежелательные последствия решений, неэффективные модели, которые не следует «переносить» или «заимствовать», а следует учитывать в решениях с тем, чтобы избежать их реконтекстуализа-ции в условиях иной (в данном случае отечественной) системы образования.

Изучая чужой опыт, важно ясно видеть собственные цели, иметь четкую картину реальной ситуации в ее ключевых составляющих и представлять себе, какое влияние планируемые изменения окажут на обучающихся. Далее следует оценить изучаемый опыт в плане его эффективности как в той стране, где он инициирован, так и в других странах, где он получил распространение, с учетом экономических, культурных, социальных, лингвистических и религиозных факторов, которые могут влиять на реализацию модели на национальном и региональном уровнях. При соотнесении исследуемой модели с нуждами собственной системы образования важно исходить, прежде всего, из главной цели образования в своей стране, наличия требуемых ресурсов и целесообраз-

ности данной инновации с точки зрения системного воздействия на сферу образования.

Учитывая состояние и особенности подходов, развивающихся в области сравнительных исследований, можно заключить, что повышенное внимание к теме академического превосходства вызвано необходимостью качественного изменения высшей школы с учетом особенностей развития лидеров-университетов на мировом уровне и исходя из стратегий развития национальной системы высшего образования. Безусловно, это долговременный и сложный проект, который требует стабильного управления, постоянного улучшения и терпения. Путь к академическому превосходству, в том числе поиск самого определения понятия, методология, анализ рисков и опасностей «поиска превосходства», затруднен в силу социальных и культурных предпосылок, а также политического и экономического контекста. Связь с такими понятиями, как «отличие», «преимущество», «гарантия качества», «бенчмаркинг», «превышение пороговых стандартов», «превосходство для всех», также свидетельствует о том, что концепт нужно рассматривать в разных плоскостях. Тем не менее изучение внешнего опыта в данном вопросе остается крайне важной задачей, ибо помогает оценить собственную систему относительно внешних факторов, способствует формированию идей и приоритетов для ее изменения.

1. Динамика в мировых рейтингах вузов стран, осуществлявших инициативы превосходства. — URL: http://5top100.nu/blog/1979.

2. Кузьминых Ж. О. Высокое качество и превосходство в высшем образовании. — URL: http://www.akvobn.nu/ pnevoshodstvo_v_ vysshem_obnazovanii.html.

3. Мотова Г. Н., Матвеева О. А. Превосходство как новый тренд в высшей школе. — URL: http://expent-nica.nu/ libnany/sbonnik2013/I%20pant/Motova,%20Motveeva. pdf.

4. Олейникова О. Н. Международные исследования в области сравнительного образования. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 223 с.

5. Салми Дж. Девять распространенных ошибок в создании университетов мирового класса. — URL: http://ihe. nkaoko.kz/anchive/60/371/

6. О мерах по реализации государственной политики в области науки и образования : указ президента РФ от 7.05.2012 № 599 [Электронный ресурс]. — URL: www. минобрауки.рф

7. Manuela Bnusoni, Radu Damian, Josep Gnifoll Sauni, Stephen Jackson, et al. The Concept of Excellence in Highen Education. — URL: http://www.enqa.eu/indinme/ ENQA+Excellence+WG+Repont_The+Concept+of+Excellen ce+in+Highen+Education.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.