Научная статья на тему 'Превентивные мероприятия в обеспечении комплексной безопасности образовательных организаций'

Превентивные мероприятия в обеспечении комплексной безопасности образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
344
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЕ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ / МОНИТОРИНГ И АНАЛИЗ / INTEGRATED SAFETY AND SECURITY / VIDEO MONITORING / AUTOMATION / VIDEO RECORDS / MONITORING AND ANALYZING

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Мушкет Иван Ильич

В статье основной акцент делается на том, что в основе обеспечения комплексной безопасности образовательных организаций должен быть заложен принцип превентивности. Приводятся основные этапы разработки превентивных мероприятий по обеспечению комплексной безопасности. Отмечается важность видеоконтроля, мониторинга и анализа отснятых видеоматериалов. Указываются основные цели использования систем видеонаблюдения в образовательных организациях, а также те факторы, которые необходимо учитывать при проектировании таких систем. Предлагаются основные шаги в решении задачи автоматического видеонаблюдения как наиболее перспективного направления развития систем видеонаблюдения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Мушкет Иван Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTIVE MEASURES IN PROVIDING THE INTEGRATED SAFETY AND SECURITY OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

The author focuses on the precautionary principle and believes it to be at the root of integrated safety and security of educational establishments. He lists general stages of developing the preventive measures of providing integrated safety and security. The author pays attention to the importance of video monitoring and analysis of video records made. He points out the main objectives of using the systems of video monitoring in educational establishments as wells as the factors that are to be taken into account during the designing of the systems. He offers the main steps to be taken in the field of automatic video monitoring that is considered to be the most promising direction of video monitoring systems’ development.

Текст научной работы на тему «Превентивные мероприятия в обеспечении комплексной безопасности образовательных организаций»

УДК 37

ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ

КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

И.И. Мушкет

Аннотация. В статье основной акцент делается на том, что в основе обеспечения комплексной безопасности образовательных организаций должен быть заложен принцип превентивности. Приводятся основные этапы разработки превентивных мероприятий по обеспечению комплексной безопасности. Отмечается важность видеоконтроля, мониторинга и анализа отснятых видеоматериалов. Указываются основные цели использования систем видеонаблюдения в образовательных организациях, а также те факторы, которые необходимо учитывать при проектировании таких систем. Предлагаются основные шаги в решении задачи автоматического видеонаблюдения как наиболее перспективного направления развития систем видеонаблюдения.

Ключевые слова: комплексная безопасность, видеонаблюдение, автоматизация, видеоматериалы, мониторинг и анализ.

PREVENTIVE MEASURES IN PROVIDING THE INTEGRATED SAFETY AND SECURITY OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

I. Mushket

Abstract. The author focuses on the precautionary principle and believes it to be at the root of integrated safety and security of educational establishments. He lists general stages of developing the preventive measures of providing integrated safety and security. The author pays attention to the importance of video monitoring and analysis of video records made. He points out the main objectives of using the systems of video monitoring in educational establishments as wells as the factors that are to be taken into account during the designing of the systems. He offers the main steps to be taken in the field of automatic video monitoring that is considered to be the most promising direction of video monitoring systems' development.

Keywords: integrated safety and security, video monitoring, automation, video records, monitoring and analyzing.

Фиксируемые в последнее время многочисленные факты опасных происшествий в образовательных учреждениях: пожары, массовые заболевания, травматизм,

правонарушения, наркомания, акты телефонного и политического терроризма и экстремизма, участившиеся случаи вербовки молодежи экстремистскими и террористическими организациями придают вопросам обеспечения безопасной, здоровой образовательной среды и формирование культуры безопасности среди учащихся и сотрудников образовательных организаций особую важность.

Основными целями мероприятий по обеспечению комплексной безопасности являются обеспечение личной, пожарной, инженерно-эксплуатационной, информационной, санитарно-

эпидемиологической безопасности.

Обеспечение безопасности

образовательного пространства требует от руководителей и персонала образовательного учреждения знаний из различных областей, таких как право, криминология, охрана труда, промышленная безопасность, медицина,

психология, автоматизированные системы безопасности.

В основе обеспечения комплексной безопасности образовательных организаций должен быть заложен принцип превентивности. Таким образом, мероприятия по обеспечению безопасности должны основываться на всестороннем анализе и мониторинге текущей ситуации с целью обнаружения потенциальных угроз.

Основные этапы разработки превентивных мероприятий по обеспечению комплексной безопасности: Формирование перечня потенциальных угроз, для определения основных направлений деятельности по обеспечению комплексной безопасности; Оценка вероятности реализации угроз безопасности; Оценка возможных последствий их реализации; Определение признаков возможной реализации угроз; Определение имеющихся ресурсов для обеспечения безопасности, оценка потребности в ресурсах; Разработка плана мероприятий по формированию и пропаганде ответственного поведения учащихся и сотрудников.

Разработка мероприятий для мониторинга признаков возможной реализации угроз;

Разработка плана оперативных действий по предупреждению реализации угроз безопасности. Разработка комплексного плана мероприятий по минимизации последствий реализации угроз безопасности. Проведение правовой оценки разработанных мероприятий по обеспечению комплексной безопасности.

Одной из ключевых составляющих системы обеспечения комплексной

безопасности является мониторинг и анализ видеоинформации. Целесообразность

применения систем видеоконтроля для усиления безопасности охраняемого объекта очевидна. Уникальность информации о ситуации на охраняемом объекте, его безопасности, либо о поведении и индивидуальных особенностях нарушителя, которую может дать только

видеоизображение, и специфика задач, решаемых с помощью подобных систем, делают их в некоторых случаях незаменимыми.

Системы видеонаблюдения проектируются для обеспечения достижения следующих целей: обнаружения, заключающегося в общем наблюдении за обстановкой в помещении и определения состояния находящихся в нем объектов и субъектов; различения, заключающегося в предоставлении

возможности пользователю выбирать объект видеоконтроля, различать объекты

видеоконтроля и осуществлять за ними наблюдение; предоставление возможности фиксации поступающих видеоизображений зон охраны в период функционирования системы без участия в нем пользователя с целью их последующей обработки.

В настоящее время повсеместно внедряются системы видеоконтроля помещений и территории образовательных организаций. Как правило, мониторинг осуществляется в мультиэкранном режиме на автоматизированных рабочих местах сотрудников служб безопасности. Системы позволяют вести мониторинг в помещениях и на прилегающей территории организации и вести управление видеокамерами в онлайн режиме, анализировать полученную видеоинформацию, а также документировать поступающую видеоинформацию об охраняемом объекте и объектах видеоконтроля, хранить в течение длительного времени и многократно использовать. Что обеспечивает возможность оперативно реагировать на возникающие угрозы

безопасности, а также анализировать произошедшие случаи нарушения

безопасности, для того чтобы не допустить их в будущем.

Передача информации от видеокамер и в самой системе должно осуществляться по защищенной информационно-

телекоммуникационной сети, для

предотвращения несанкционированного

доступа к управлению системой и к содержащейся в ней информации.

При проектировании систем

видеонаблюдения необходимо учитывать множество факторов, что подразумевает выполнение следующих работ:

• измерение размеров и анализ планировки выбранных помещений, мебели и оборудования в них;

• оценка достаточности углов обзора видеокамер для захвата предполагаемых объектов видеоконтроля;

• определение пороговой чувствительности, соответствующей минимальному возможному освещению, при котором возможно осуществлять видеоконтроль;

• определение требуемого качества (разрешения) изображения, необходимого для выполнения распознавания объектов видеоконтроля;

• минимизация размеры «мёртвых» зон, возникающих при предложенном расположении видеокамер;

• разработку инструкций для сотрудников, осуществляющих мониторинг, по реагированию на обнаруженные угрозы безопасности.

Текущий уровень развития

информационных технологий позволяет решать задачи анализа видеоинформации в автоматизированном режиме.

Для автоматизации данных задач необходимо классифицировать действия, которые могут выявляться в процессе видеоанализа: санкционированные действия; несанкционированные действия,

представляющие непосредственную угрозу; действия, которые могут представлять угрозу. То есть такие, по которым нельзя сделать однозначного вывода о конечной цели объекта, который их совершает. Специфические действия для определенных задач, решаемых данной системой, не являющиеся задачами системы безопасности. Например, задача сбора статистических данных о количестве посетителей и др.

Для выявления упомянутых действий необходимо по имеющемуся видеосигналу (соответствующему видеоизображению

охраняемой зоны) обнаружить заданные действия некоего объекта. Как правило, это связано с движением определенного характера. Хотя правильнее говорить об обнаружении изменений в видеоизображении строго определенного характера. Например, проявление возгорания будет

характеризоваться именно изменениями в определенной части изображения без предварительного движения туда объекта. В данном случае изменения можно трактовать как частный случай движения.

Учитывая вышесказанное, основными шагами в решении задачи автоматического видеоанализа являются: формулировка угроз; выявление характерных проявлений этих угроз, свойственных, по возможности, только им; выделение характеристик и параметров этих проявлений, которые можно оценить, измерить и использовать для обнаружения и анализа.

Автоматизация анализа видеоинформации на сегодняшний день является наиболее перспективным направлением развития систем видеонаблюдения.

Литература:

1. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в РФ на 2013-2018 годы.

2. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.). Режим доступа: // http://www.soschildren.ru/zakon/kontseptsiya-protivodeystviya-terrorizmu-v-rossiyskoy-federatsii.html

3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол N 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.)).

4. Приказ Министерства образования и науки РТ от 7 февраля 2014 г. № 1776/14 "О методических рекомендациях". Режим доступа: http://www.garant.ru/iv/request/#ixzz3rvЮrJyN

5. Методические рекомендации по совершенствованию пропагандистской работы в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в субъектах Российской

Федерации, поступившее из Национального антитеррористического комитета. Данные методические рекомендации рекомендуются для применения в практической деятельности (Профилактика терроризма и экстремизма). Режим доступа: http://ivo. garant.ru/#/kind-doclist/7560/Акты органов власти:11]

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2013 г. N 1310 "Об утверждении Порядка разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности".

7. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" (с изменениями и дополнениями).

8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf

Сведения об авторе:

Мушкет Иван Ильич (г. Санкт-Петербург, Россия), проректор по работе с государственными органами и филиалами, Российский государственный гидрометеорологический университет.

Data about the author:

I. Mushket (Saint-Petersburg, Russia), vice-rector for Cooperation with State Agencies and Branches of the Russian State Hydrometeorological University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.