Кузнецов В.В.
Оренбургский государственный университет Е-mail: [email protected]
ПРЕВЕНТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Рассмотрены научные положения, авторская позиция о превентивной педагогике, её специфике, взаимосвязи превентивной педагогики с психологией, социологией, медициной, правом. Обосновывается основная задача превентивной педагогики - поиск способов и средств противодействия отрицательным социальным влияниям, а также: цели, задачи, содержание превентивной педагогики.
Ключевые слова: основы превентивной педагогики, педагогическая профилактика, содержание педагогической профилактики, методы и приёмы педагогической профилактики, превентивная педагогика.
Превентивная педагогика является одной из важнейших дисциплин в подготовке педагогов профессионального обучения юридического профиля, а также юристов, которые связаны с воспитательной и перевоспитатель-ной работой подростков и молодежи.
В условиях постиндустриального общества теоретическое и практическое обучение студентов юридического профиля меняет свою архитектонику. Особую роль играет специальная педагогическая подготовка, педаго-гизация юридического образования.
Апофатический способ познания, заимствованный нами из теологии, позволяет более точно определиться с понятием «превентивная педагогика», её объектом и предметом.
Анализ исследований, которые посвящены изучению педагогического образования, сущности педагогики как учебной дисциплины позволяет нам говорить о том, что превентивная педагогика, как и любая педагогика, связана с изучением особых видов деятельности. В нашем случае - это деятельность, направленная на профилактику, предупреждение преступлений, асоциального поведения подростков и молодёжи.
Действуя методом исключения, мы можем заметить, что внутренние, невидимые взаимосвязи и взаимозависимости изучаемой нами педагогической дисциплины позволяют выявить наиболее сущностные признаки, которые характеризуют этот важный раздел юридической педагогики [6, с.90-95].
С одной стороны, это наука, изучающая особую социально и личностно детерминированную деятельность [10, с.13], а с другой, -это в большей мере искусство специалиста
правоохранительных органов оптимально использовать педагогические средства в предупреждении преступлений [6, с. 7].
Превентивная педагогика - это не методы и приёмы, а тем более средства, позволяющие отодвинуть на определённое время совершение того или иного преступления. Дело в том, что сам метод - это совокупность приёмов и операций практического освоения действительности, подчинённых решению конкретных задач [8, с.21-22].
Макаренко А.С. справедливо писал: «Никакое средство, какое бы мы не взяли, не может быть ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целостного комплекса влияний [5, с.457].
Продолжая действовать методом исключения, мы можем заметить, что превентивная педагогика - это не только приёмы и средства одного специалиста, но в большей мере совместная, согласованная деятельность по профилактике преступлений всех заинтересованных в этом сложном процессе лиц: медиков, психологов, социальных педагогов, специалистов, работающих в комиссии по делам несовершеннолетних и т. п.
Юристы-практики, ученые в области юриспруденции правоведения отмечают, что главная причина встречающейся малой эффективности профилактики - в её административно-правовой ограниченности, слабой подготовленности её субъектов к комплексному, педагогически и психологически обоснованному построению [1, с.10; 3, с.14; 10, с.17; 11, с.4].
А.И. Алексеев отмечает, что «есть основания говорить не о каких-то педагогических фрагментах, нюансах происка предупрежде-
ния преступности или скоротечной моде на педагогические средства криминологической профилактики, а именно о её педагогических основах» [2, с.13-14].
Именно основы педагогики и психологии и должны быть включены в содержание специальной дисциплины «Превентивная педагогика».
Содержанием этого междисциплинарного курса должны стать разделы, которые, как правило, имеют место в педагогической науке: превентивное обучение и воспитание, организация профилактической работы среди подростков, имеющих явную педагогическую запущенность и пр.
Будущие юристы, следователи, адвокаты, судьи, работники отделов полиции по делам несовершеннолетних, а также выпускники направления - профессиональное обучение (профиль - правоохранительная деятельность), на наш взгляд, должны овладеть методами и приёмами педагогической профилактики (рассказ, объяснение, доказательство, убеждение, пример, показ, упражнение и т. п.)
Естественно, что особую роль в преподавании превентивной педагогики играет научно обоснованная рабочая программа, опирающаяся на точное представление об объекте и предмете превентивной педагогики.
Объектом превентивной педагогики выступает совокупность существующих явлений маргинального характера, распространённых среди молодёжи [9,с.5]. Именно наличие в обществе взаимосвязанных явлений, связанных с преступным характером поведения.
Предметом превентивной педагогики являются: 1) причины, условия и факторы социальных отклонений среди несовершеннолетних, молодежи, 2) сущность и закономерности социальных отклонений, 3) пути, способы предупреждения и преодоления отклонений в поведении [10, с.11-12].
Цель курса «Превентивная педагогика» -разработка теоретического проекта научной системы предупреждения социальных отклонений среди молодёжи, несовершеннолетних.
Задача превентивной педагогики: 1) научное изучение детерминант, условий и факторов, способствующих той или иной степени отклонений в поведении, 2) научный анализ природы асоциального поведения, её тенден-
ций и закономерностей, 3) исследование социально-психологических механизмов деформации личности на разных этапах развития, 4) разработка комплексной систем мер, форм и методов ранней профилактики отклонений в поведении и их предупреждения, 5) научное прогнозирование социальных отклонений, создание научно обоснованных прогностических моделей типовой личности правонарушителя, объектов и субъектов профилактики, помогает управлять её процессом [3, с. 14; 11, с. 17].
Методы исследования, используемые превентивной педагогикой:
педагогические (изучение педагогической документации, создание педагогических ситуаций);
- социологические (тестирование, наблюдение);
- криминологические (криминальная статистика);
- математические (моделирование, математические обработки статистических данных);
- медицинские (методы диагностики).
Наиболее тесный контакт превентивной
педагогики с юридическими и психолого-пе-дагогическими науками. В первую очередь, -с криминологией, изучающей преступность, личность правонарушителя, причины и условия преступности, а также пути и способы профилактики и преодоления таких асоциальных явлений в поведении лиц. А также: с криминалистикой, уголовным правом, уго-ловно-(воспитательно)-трудовым правом, уголовным процессом.
Превентивная педагогика опирается на:
- историю педагогики (этапы становления и развития проблемы предупреждения отклонений в нравственном развитии несовершеннолетних, а также вклад ученых А.Я. Гер-да, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафт, В.П. Кащенко, П.П. Блонського, М.С. Погребинського, А.С. Макаренко);
- дошкольную педагогику (выявление отклонений в раннем возрасте индивида и закономерности этого процесса); связь с воспитательно-трудовой педагогикой заключается в совместной разработке педагогических мероприятий ресоциализации и реадаптации, а также в исследовании закономерностей морального развития: - дефектологии (выясне-
ния этимологии мотивов, особенностей проявления и меры предупреждения отклонений в поведении среди детей и подростков с явно выраженными отклонениями);
- педагогику высшей школы (разработка проблемы морально-правового воспитания студенческой молодёжи, профилактики алкоголизма, наркомании, проституции);
- психологию (использование данных общей, возрастной, социальной психологии, а также изучение этапов и механизмов антиобщественной деформации личности молодого человека, при определении взглядов, ценностей, мотивов поведения);
- философию (исследование природы и сущности социальных отклонений, связь с другими явлениями общества, выяснения детерминант, закономерностей, тенденций развития);
- социологию (использование информационных данных, тенденций в развитии общества);
- медицину (знание основ наркомании, алкоголизма, сексологии, сексопатологии).
Центральными понятиями в данном курсе являются:
- устойчивость личности;
- профилактика преступности;
- отклонения в поведении;
- девиантное и делинквентное поведение;
- преступление и наказание;
- психология поведения человека;
- природа асоциального поведения;
- механизм деформации личности;
- формы и методы ранней профилактики отклонений в поведении;
- прогнозирование социальных отклонений;
- модель типовой личности правонарушителя;
- объекты и субъекты профилактики;
- управление приемом педагогической профилактики.
На наш взгляд, центральным, системообразующим понятием курса «Превентивная педагогика» является устойчивость личности.
Устойчивость личности - это сохранение последовательности действий личности и предсказуемость её поведения [3, с.14-15].
Ощущение целостности и устойчивости собственной личности - важное условие
внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Благодаря устойчивости здоровой личности люди понимают друг друга и взаимодействуют друг с другом. Однако, с точки зрения психологов, не все проявления личности устойчивы.
В результате психологических исследований установлено, что весьма стойкими по времени являются личностные качества (характер) и самооценка. Существенные изменения личности происходят в течение подросткового, юношеского и раннего зрелого возраста, когда завершается становление личности, конечно, это не исключает возможности дальнейших изменений, но в целом особенности личности остаются теми же.
Учеными-психологами установлено, что наибольшей стабильностью обладают динамические особенности личности, связанные с анатомо-физиологическими свойствами нервной системы: темперамент, эмоциональная устойчивость, экстраверсия / интроверсия.
Наибольшую устойчивость в период детства и взрослости в подростковом и юношеском возрасте обнаруживают стремление к успехам, настойчивость, уровень притязаний (высокий), интеллектуальные интересы. Определённой устойчивостью в юношеском возрасте, при условии их сформированности в более ранние годы, обладают способности, ответственность, сила воли, дружелюбие и открытость.
Устойчивость личности в виде сохранения некоторых её свойств относительна, так как в конкретных ситуациях эти проявления могут быть изменчивы или обладают разной степенью интенсивности, поэтому не менее важной проблемой является изменчивость, адаптивность личности.
Адаптивность личности - это умение приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, менять себя как личность, если в этом есть необходимость [3, с. 9].
Тем не менее, во многих исследованиях было обнаружено, что поведение человека довольно вариативно. В этой связи естественно возникает вопрос: насколько и в чём личность и её поведение действительно устойчивы? В этом теоретическом вопросе содержится целая серия частных вопросов, каждый из которых
может рассматриваться отдельно, и, исходя из него, можно давать различные ответы на общий вопрос. Например, о постоянстве чего идёт речь (поведения, психических процессов, свойств или черт личности)? Что является индикатором и мерой постоянства или изменчивости оцениваемых свойств в данном случае? Каков временной диапазон, в пределах которого о свойствах личности можно судить как о постоянных или изменчивых? Кроме того, в русле разных теорий личности все эти вопросы могут и должны решаться по-разному.
Показано, например, что даже черты личности, которые должны были являть собой образец постоянства (таким постоянством должен обладать фактор, выделяемый в результате факторного анализа), на самом деле постоянными и устойчивыми не являются. Есть и так называемые «ситуативные» черты, проявление которых может меняться от ситуации к ситуации у одного и того же человека, причём довольно значительно (например, утром в автобусе у человека было плохое настроение, он грубо разговаривал с пассажирами, а, приехав на работу или в школу, ощутил, что настроение значительно улучшилось, захотелось усердно трудиться, но, при возвращении после работы домой, настроение снова внезапно испортилось) [9, с. 7; 11, с.3].
В науке «сопротивление материалов» особую роль играет понятие «устойчивость». Если воспользоваться её теорией, то можно предположить, что человек не всегда теряет свою устойчивость, а лишь при действии так называемой критической или эйлеровой силы. Именно поэтому очень важно, на наш взгляд, найти, создать условия, которые бы позволили человеку устоять, не упасть, не отклониться от нормы и стать девиантным, иметь те или иные отклонения от принятых моральных норм в своём поведении. Поэтому особую роль в курсе «превентивная педагогика» играет раздел «психология поведения», детальное изучение теории и практики поведения человека (Ж. Пиаже, П. Жане, А. Виллон, Б. Братусь и др.).
Предупреждение преступности - это система мер, предпринимаемых государственными органами, общественными организациями, представителями власти и другими лицами, направленных на противодействие про-
цессам детерминации преступности, имеющие целью ресоциализацию потенциальных преступников, предотвращение совершения новых преступлений.
Некоторые авторы предлагают для обозначения такой деятельности термин «предупреждение преступлений» (указывая, что не может быть предупреждено уже существующее явление), однако устоявшимся в теории и употребляющимся в большинстве работ является термин «предупреждение преступности».
В литературе и нормативных актах также часто употребляются термины «профилактика преступности», «предотвращение преступлений» и «пресечение преступлений». Некоторые авторы не считают нужным выделять какие-то смысловые оттенки данных понятий и рассматривают их как синонимы общего понятия «предупреждение преступности», однако определённые семантические отличия между ними всё же имеются [10, с.12-13].
Понятие «профилактика преступности» может пониматься как в широком, так и в узком смысле. В широком понимании профилактика является синонимом предупреждения. В узком же смысле слова профилактикой считаются меры, направленные на выявление и ликвидацию причин и условий конкретных преступных деяний, а также на установление лиц, потенциально способных совершить преступление, с целью осуществления направленного предупредительного воздействия. Такая деятельность является одним из этапов комплексного предупреждения преступности.
Предотвращение преступлений сводится к пресечению преступной деятельности на начальном этапе, когда преступник только замышляет, планирует совершение определённого деяния (то есть на стадии, когда его деятельность не является уголовно наказуемой).
Пресечение преступлений имеет место, когда процесс совершения преступления останавливается внешним воздействием на стадии приготовления или покушения, когда преступник только подготавливает средства или орудия совершения преступления, ищет соучастников, осуществляет сговор на совершение преступления, либо когда процесс преступного посягательства пресекается до того,
как была достигнута его цель, причинён преступный вред [8,с. 4; 10, с. 19].
Как бы ни было сложно, но преступление легче предупредить, чем устранить его последствия. Последствия тяжелы и масштабны, ибо их негатив относится не только к преступнику, несущему уголовную ответственность, не только к потерпевшему, жертве преступления, но он охватывает и больший круг лиц, которым тот и другой близки, дороги и которые тоже, по существу, становятся жертвами преступления, ибо оно вносит в жизнь страдания, лишения, а порой радикальные и непоправимые перемены. Негативные последствия преступления долговременны и испытываются затрагиваемыми им лицами порой всю жизнь. Особенно прискорбно, когда они совершаются впервые молодыми людьми, круто переворачивая нередко их психологию и судьбу. Поэтому профилактике преступлений принадлежит приоритетная и подлинно гуманная роль [6, с.29-31].
Есть много разновидностей предупреждения преступлений: общая и индивидуальная профилактика, оперативно-розыскная, вик-тимологическая и др. Обычно на первый план выдвигается общая и индивидуальная профилактика. Между ними есть неразрывная связь, хотя в одном случае объектом внимания является множество лиц, а в другом - конкретная личность [7, с. 4-7].
В общей профилактике её правовой аспект представлен уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, уголовно-исполнительной, криминалистической и др. профилакти-ками, а социально-моральной, психологической, педагогической, медицинской, психиатрической и др.
Педагогическая профилактика - использование педагогических средств в предупреждении преступлений, которые разрабатывает особый раздел юридической педагогики -превентивная педагогика. Педагогическая профилактика и её эффективность - это превентивная педагогика в действии.
Педагогизация профилактической работы - это включение в неё возможностей превентивной педагогики (педагогических задач, содержания, форм, методов, приёмов, средств). Сегодня профилактика преступлений не может быть полем деятельности толь-
ко юристов. Она должна раздвигать свои границы и включать, в частности педагогическую профилактику. Главная причина встречающейся малой эффективности профилактики -в её профилактивно-правовой ограниченности, слабой подготовленности её субъектов к комплексному, педагогически эффективному построению. А.И. Алексеев, положивший в 1984 году начало серьёзному педагогическому исследованию предупреждения преступлений, отмечает, что «есть основания говорить не о каких-то педагогических фрагментах, нюансах процесса предупреждения преступности или скоротечной моде на педагогические средства криминологической профилактики, а именно её педагогических основах». Он отнёс криминологическую педагогику к частной криминологической теории [2, с.19-21].
Превентивная педагогика рассматривает назначение педагогической профилактики как содействие предупреждению преступлений устранением педагогических (социально-педагогических, психолго-педагоги-ческих) причин, а также иными педагогическими средствами.
Можно говорить о том, что превентивная педагогика начинает претендовать на особый вид педагогики, как, например, профессиональная. Дело в том, что педагогическая практика в 21 веке, особенно в России, потребовала создания теории, позволяющей, с одной стороны, объяснить особенности, специфику преступлений современных подростков, прогнозировать динамику, а с другой, - создать необходимую совокупность средств различной природы, позволяющих своевременно предупредить правонарушения детей и молодёжи.
Выделение криминологической, методической, экспертной, консультативной, организующей, методической, побуждающей функций позволяет повышать эффективность практики педагогической профилактики посредством тщательного и детального анализа основ превентивной педагогики [6, с.92-93].
Превентивная педагогика широко пользуется результатами учёных, занимающихся превентивной психологией [8, с.13; 10, с.19], поскольку последняя объясняет причины преступности и предлагает основы её предупреждения (С.А. Беличева), рассматривает отклоняющееся поведение несовершеннолетних как
нарушение процесса социализации, изучает психологические предпосылки асоциального поведения, особенности личности и психоло-го-педагогическую поддержку дезадаптированных детей и подростков, предупреждение нарушения процесса социализации несовершеннолетних в семьях группы риска, предупреждение педагогической запущенности обучающихся в школе, роль неформальных подростковых криминогенных групп и десоциализации несовершеннолетних и способа нейтрализации их влияния.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Во-первых, в условиях постиндустриального общества теоретическое и практическое обучение студентов юридичес-
кого профиля меняет свою архитектонику. Во-вторых, превентивная педагогика - это наука, изучающая особую социально и лич-ностно детерминированную деятельность. В-третьих, - это искусство специалиста правоохранительных органов использовать педагогические средства в предупреждении преступлений. В-четвертых, превентивная педагогика опирается на психологию, философию, медицину, социологию, является важнейшим разделом юридической педагогики.
В целом предупреждению подростковой преступности, профилактик правонарушений среди детей и молодёжи позволяет в значительной мере снизить совершение преступлений в России.
11.09.2013
Список литературы:
1. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. /Г.А. Аванесов, - М., 1980.
2. Алексеев А.И. Педагогические основы предупреждения преступлений органами внутренних дел. - М., 1984.
3. Епифанова Э.В. Педагогические условия предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций. Автореф. канд. дис. - Магнитогорск, 2008.
4. Криминология и организация предупреждения преступлений - М., 2005.
5. Макаренко А.С.: Соч. в 7 т. - М., 1958. т.5
6. Основы превентивной педагогики /В кн.: А.М. Столяренко. Юридическая педагогика. Курс лекций. - М., 2000, с.90-95.
7. Панов С.Л., Стороженко Е.А. Резервы деятельности по профилактике наркотизма /Психопедагогика в правоохранительных органах, 1999, №1(9)., с.66-67.
8. Садыкова А.К. Психологические аспекты зарождения правонарушающего поведения и его профилактики // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1999, №1(9).
9. Силенков В.И. Воспитательно - профилактическая деятельность центров временной изоляции несовершеннолетних нарушителей. Автореф. канд. дис./В.И. Силенков, - М., 1999
10. Сманцер А.М., Рангелова Е.М. Превентивная педагогика: методология, теория, методика./А.М. Сманцер, Е.М. Ран-гелова, - Минск, 2008.
11. Шмаров И.В. Предупреждение преступлений среди освобожденных от наказания. /И.В. Шмаров, - М., 2007.
Сведения об авторе:
Кузнецов Владимир Викторович, профессор кафедры теории и методики профессионального образования Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13. тел. (3532) 372584, е-таіі: [email protected]