- Политология -
ПРЕВЕНТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ В РАМКАХ ООН: МИРОТВОРЧЕСТВО
А.П. Павлова, студент И.Р. Аминов, канд. юрид. наук, доцент Уфимский университет науки и технологий (Россия, г. Уфа)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-12-3-18-20
Аннотация. В статье раскрывается значение понятия «превентивная дипломатия», значимость которого только возрастает с течением времени и постоянной изменяемостью политической обстановкой. Данная политика является крепким стержнем для деятельности ООН и проводимых ею и другими правительственными и неправительственными организациями мероприятиями с целью обеспечения всеобщего мира и безопасности.
Ключевые слова: превентивная дипломатия, ООН, миротворчество, безопасность, предотвращение конфликта, соглашения, содействие, поддержание мира.
В политическую жизнь понятие «превентивная дипломатия» получило широкое применение после его раскрытия третьим Генеральным секретарем ООН Дагом Хаммаршёльдом еще в конце 50-х годов ХХ века и спустя несколько лет в одном из своих отчетов он дал четкое определение данного понятия. Под «превентивной дипломатией» Хаммаршёльд понимал дипломатические действия, которые своей главной целью и задачей ставят предотвращение возникновения разногласий сторон, предотвращение дальнейшего развития, распространения и расширения уже существующих противоречий в серьезный конфликт. Следовательно, превентивная дипломатия - это совокупность способов и мер по предупреждению разногласий и споров и их разрешению, до того момента, как эскалировали в более масштабные и крупные конфликты, а также ограничение расширения уже существующих конфликтов путем посредничества, примирения и ведения переговоров.
Несмотря на то, какая не малая история у данного понятия с течением времени его значение только лишь возрастает. Основоположником современной концепции превентивной дипломатии считается 6-й Генеральный секретарь ООН Б.Б. Гали. В докладе 1992, получившего название «Повестка дня для мира», Б.Б. Гали определяет её как: «действия, нацеленные на предупреждение возникновения разногласий
сторон, недопустимость дальнейшего развития нынешних споров в более масштабные конфликты и сокращение масштабов конфликтов в случае их возникновения» [1]. Превентивная дипломатия приводится в действие, то есть осуществляется Генеральным секретарем либо через высших чиновников с помощью специализированных учреждений и программ; так же осуществление происходит через Совет Безопасности или Генеральную Ассамблею, не без участи я региональных организаций.
Исходя из изложенного в докладе Генерального секретаря ООН Бутроса Бутроса-Гали на 47-сессии Генеральной Ассамблеи ООН 17 июля 1992 года, получивший название «Повестка дня во имя мира», следует, что ООН имеет первоначальную миссию, ведь деятельность Организации сосредоточена на обеспечении мира и безопасности на предупреждении, предотвращении и контроле конфликтных и противоречивых ситуаций [1]. Стоит отметить, что здесь работа ООН в области предупреждения и предотвращения конфликтов выходит за рамки традиционной превентивной дипломатии, так как её действия производятся в самых разных областях, отслеживание которых помогает устранить сами причины возникновения противоречий и коллизий - ликвидация нищеты, обеспечение верховенства права, контроль над стрелковым оружием и дру-
- Политология -
гое [2]. Таким образом, Б.Б. Гали интерпретирует превентивную дипломатию как наиболее эффективное и практичное средство для снятия напряженности до того момента, как она станет причиной большого конфликта [1].
Как известно, с целью поддержания и обеспечения мира превентивная дипломатия использует определенные меры, одной из которых является - миротворчество и поддержание мира. Здесь роль ООН нельзя не отметить особенно, ведь именно благодаря проведенным миротворческим действиям 5 Генерального секретаря ООН Хавьера Переса де Куэльяра де ла Герра был посредником в историческом прекращении огня в войне 1980-1988 годов между Ираном и Ираком. «Мир имеет свою цену», - говорил он, придавая большое значение операциям ООН по поддержанию и обеспечению мира и их финансовому сопровождению.
Также, в качестве успеха миротворческих действий нельзя не упомянуть посреднические усилия Организации Объединенных Наций в процессе поиска путей решения и урегулирования ситуации в Афганистане в конце ХХ века. Данные усилия были более, чем конструктивно восприняты в СССР - в конце 1982 года состоялась встреча Ю.В. Андропова с президентом Пакистана, что помогло Д. Кордовесу начать составление соглашений. Хоть и после смерти Андропова в начале 1984 года значительно снизилась активность деятельности по разрешению афганского конфликта, в конечном итоге пакет женевских соглашений вступил в силу уже в 1988, этому также поспособствовало снижение уровня конфронтации между СССР и США. И даже несмотря на то, что после всех произведенных действий власти Пакистана всячески препятствовали деятельности наблюдателей ООН, отказываясь сотрудничать с ними, что было изложено как многочисленные случаи и факты нарушения «Женевских соглашений в интересах всего человечества». В результате же, Хавиар Перес де Куэльяр выразил свою признательность и благодарность правительству СССР за помощь, содействие и сотрудничество, оказанное миссии
ООН в афганском вопросе и выводу советских войск, который осуществлялся с 15 мая 1988 по 15 февраля 1989.
Миротворческие операции, взятые даже как отдельный элемент превентивной дипломатии, имеют большой вес в международных отношениях в целом, в процессе решения конфликтов и содействия миру, потому и неудивителен тот факт, что силам ООН была присуждена Нобелевская премия мира в 1988.
Из всего вышесказанного следует, что важным моментом проведения политики превентивной дипломатии является именно регулирование, контроль и координация конфликта. Эти суждения подтверждают слова 8-го Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна о том, что необходимо признать, что превентивная дипломатия является необходимостью, а не просто одним из возможных вариантов предотвращения конфликта [2].
Кроме того, нельзя не отметить деятельность Генеральных секретарей и приложенные ими усилия к разрешению конфликтных ситуаций на Ближнем Востоке, в Камбодже, на Кипре, в Мозамбике и Намибии, в Центральной Америке. Также нельзя не сказать, что превентивная дипломатия в рамках данного вопроса - это не отдельный и независимый вид миротворческой деятельности под эгидой ООН, а мера, используемая в комплексе других мероприятий и напрямую связана с такими действиями, как поощрение к миру и поддержание его.
Вместе с тем, Устав ООН в Глава VI, ст. 33, ч. 1, предусматривающей мирное разрешение споров, лишь подтверждает и усиливает значимость такого метода поддержания и обеспечения, как миротворчество. Хоть Уставом непосредственно, и не предусмотрено проведение миротворческих операций, но они обусловлены принципами ООН. Ведь согласно данному пункту статьи стороны обязаны всеми усилиями прежде всего стараться решать любые возникающие споры путем переговоров, посредничества, примирения и любыми иными мирными средствами, что является подтверждением того, что миротворчество является важнейшим элемен-
■ Политология
том поддержания мира как раньше, так и на современном этапе [3].
В заключение, стоит сказать, что превентивная дипломатия тесно связана с таким понятием, как дальновидность, ведь одним из ее элементов является - предупреждение и купирование конфликта не только на его самых ранних стадиях, но и в переходный период после его окончания. Ведь в таких случая всегда нужно быть на шаг впереди, совершать действия и рассчитывать к каким последствиям они приведут, определять свои действия и мероприятия так чтобы они опережали действия конфликтующих сторон или региона с накалившейся обстановкой. Стоит сказать, что она имеет большо значение для
как имеет более широкое содержание, чем термин «дипломатия». Так как превентивная дипломатия включает в себя не только непосредственные переговоры, заключение международных договоров и соглашений, ведение дипломатической переписки и всё остальное присущее видам дипломатической деятельности, но и иные действия, имеющие не менее значимый и действенный характер, такие как - меры по укреплению доверия, сбор информации, установка факторов, превентивное развертывание, создание демилитаризованных зон, превентивное развертывание войск и так далее [4]. Таким образом, данная тема остается актуальной, а связанные с ней международно-правовые аспекты - объектом научных исследований.
системы международных отношений, так
Библиографический список
1. Бутрос-Гали Б. Повестка дня для мира. 2-е изд. - Нью-Йорк, 1995.
2. Официальный сайт ООН. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru (дата обращения 7.12.2022).
3. Устав Организации Объединенных Наций. Принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г. // Официальный сайт ООН. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/charter-united-nations/ (дата обращения: 7.12.2022).
4. Словарь международного права / Под ред. Б.М. Клименко. - М., 1982.
PREVENTIVE DIPLOMACY WITHIN THE UN: PEACEMAKING A.P. Pavlova, Student
I.R. Aminov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Ufa University of Science and Technology (Russia, Ufa)
Abstract. The article reveals the meaning of the concept of "preventive diplomacy", the importance of which only increases with the passage of time and the constant variability of the political situation. This policy is a strong core for the activities of the UN and the activities carried out by it and other governmental and non-governmental organizations in order to ensure univer-salpeace and security.
Keywords: preventive diplomacy, UN, peacemaking, security, conflict prevention, agreements, assistance, peacekeeping.