Научная статья на тему 'Претворение идеи Н.К. Рериха «Мир через Культуру» – неизбежный путь развития человечества'

Претворение идеи Н.К. Рериха «Мир через Культуру» – неизбежный путь развития человечества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
112
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Мир через Культуру / Рерих / Пакт Рериха / Знамя Мира / Красный Крест / Peace through Culture / Roerich / the Roerich Pact / the Banner of Peace / Red Cross

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Куцарова Марга Петровна

Безуспешность поисков пути к миру в пространстве цивилизации: мир через право, через экономическую интеграцию, Организацию Объединенных Наций и др. Причинный характер внутреннего мира человека по отношению к историческому процессу. Формула Рериха «Мир через Культуру» как путь к всеобъемлющему Миру. Воплощение Рерихом этой идеи в Пакте его имени и Знамени Мира. Плодотворность понимания государством значения общественного начала и взаимодействия с общественными организациями на примере сотрудничества Швейцарии с Международным Красным Крестом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of Nicholas Roerich's Idea "Peace Through Culture" – an Inevitable Path of Human Development

The unsuccessfulness of the search for a way to peace in the space of civilization: peace through law, through economic integration, the United Nations, etc. The causal nature of the inner world of man in relation to the historical process. Roerich's formula "Peace through Culture" as a way to an all-embracing Peace. How Roerich embodied this idea in the Pact carrying his name and in the Banner of Peace. The fruitfulness of the state understanding the importance of public activity and interaction with non-governmental organizations on the example of Switzerland's cooperation with the International Red Cross.

Текст научной работы на тему «Претворение идеи Н.К. Рериха «Мир через Культуру» – неизбежный путь развития человечества»

М.П.КУЦАРОВА,

аспирант Софийского университета имени Святого Климента Охридского, руководитель филиала МЦР в Болгарии, председатель Национального общества имени Рерихов, София, Болгария

ПРЕТВОРЕНИЕ ИДЕИ Н.К.РЕРИХА «МИР ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ» -НЕИЗБЕЖНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

У прославленного гуманиста ХУ—ХУ1 веков Эразма Роттердамского есть сочинение «Жалоба Мира», где Мир в соответствии с древним видением представлен в образе женщины. Мир не может найти себе места на Земле — где бы она ни пошла, везде раздор. Она жалуется: «Я вижу город, окруженный стенами. Надежда рождается в моей груди, что люди, христиане, там должны жить в согласии, и где же еще, ведь они окружены одним и тем же крепостным валом, управляемы одними и теми же законами и отправились как бы в одной и той же лодке в путешествие по жизни и поэтому встречают общие опасности» [цит. по: 1, с. 10]. Но надежда напрасна. В отчаянии Мир пытается найти убежище в сердце по крайней мере одного человека. Когда и эта попытка терпит неуспех, она вздыхает: «Один и тот же человек в войне с самим собою. Разум в войне со страстями; <...> Долг зовет по одному пути, склонность по другому» [цит. по: 1, с. 10].

Эти горестные размышления Мира у Эразма близки к пониманию реальности в мировоззрении буддизма. Согласно Калачакра-тантре буддизма Ваджраяны, высший свет Будды и тьма живут в сердцах живых существ. Но не одновременно: в тот миг, в котором возникает сознание тьмы, исчезает сознание света Будды, и наоборот, когда проявляется сознание

света Будды, исчезает тьма в сердце человека [см.: 2, с. 175— 176]. Битва за преодоление страданий и достижение высшей гармонии и мира проходит, согласно и восточным представлениям буддизма, и европейскому гуманисту Эразму, через сердца людей.

В свете сказанного мы можем лучше понять слова великого русского мыслителя, ученого, художника и миротворца Николая Рериха: «Разрушитель, лжец, извратитель не может быть носителем мира. <...> Ведь мир есть справедливость, достоинство, благородство, сознательность, терпимость, сози-дательность и все то, что не входит в понятие невежества» [3, с. 253-254].

Картина действительности, представленная у Эразма и в буддизме, созвучна тем знаниям, которые нам дает философская система Живой Этики. Мы видим, что отсутствие Мира не есть только война между государствами, оно имеет много уровней. Если мы всмотримся в состояние современного человечества, то увидим эти уровни, ибо раздоры, насилие и войны есть в семьях, в школах, в коллективах, в городах, в рамках одного государства и, наконец, между государствами. И эти раздоры и насилия имеют самую разную форму проявления: от войн и терактов, от грубой агрессии и жестокости физической до насилия и жестокости изощренной, психической. Все эти явления имеют одну и ту же суть, одну и ту же причину.

Благодаря представленной у Эразма объемной картине мы также понимаем, что исторический процесс проявляется не только во внешнем мире, в тех событиях, которые вносятся в анналы историками, но и во внутреннем мире человека, то есть он имеет внешнюю и внутреннюю стороны. Это созвучно пониманию исторического процесса в Живой Этике, согласно которой каждое явление на Земле имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю, плотноматериальную и духовную. Внутренняя сторона исторического процесса — это та его часть, которая проходит через сердца людей, где сражаются Высшее и низшее. Высшее — свет высших миров, источник метаисторического процесса на Земле, он всегда связан с Миром и гармонией. Низшее — это тьма невежества, связанная

с более низкими мирами по сравнению с уровнем эволюции Земли и приносящая разрушения, хаос, войны. Выбор делает человек, он решает исход сражения внутри — в пользу Высшего или в пользу низшего. Внутренний мир человека — это поле противостояния метаистории и субистории, и результатом этого противостояния является земная история.

Из сказанного ясно, что в историческом процессе внутренняя часть имеет причинный характер. Причина же выбора, который ведет к войнам и разрушениям, во внутреннем духовном пространстве человека состоит в невежестве. Можно сказать и иными словами: эта причина состоит в подавлении Культуры, или, как еще писал об этом Н.К.Рерих в ХХ веке, в Армагеддоне Культуры. Зная причину, мы можем устремиться к ее искоренению и, работая для Культуры, способствовать Миру в сознании человека, а следовательно, и на всех уровнях бытия большой человеческой семьи на Планете.

Формула Рериха «Мир через Культуру» имеет огромное значение, ибо в ней имплицитно дана и причина войн всех уровней — невежество, и источник ее преодоления — Культура. Ключ к Миру лежит именно в пространстве Культуры, но не в поле цивилизации.

Известно, что Рерих создал совершенно новую концепцию Культуры на основе философии космической реальности, Живой Этики, и ее методологии. Ключевое место в этой концепции занимает четкое разграничение Культуры от цивилизации. Это известно, и останавливаться на этом не буду.

Но необходимо обратить внимание на следующее. В чем состоит проблема поиска Мира на Земле? Мы ищем путей достижения Мира в пространстве цивилизации, то есть внешних путей. Это в особенности касается прошлого столетия, давшего нам несколько идей о Мире. Укажу на четыре из них, список не исчерпывающий, но представлены важнейшие:

Мир через право: идея, рожденная Гаагскими мирными конференциями 1899 и 1907 гг., о создании международного суда для мирного разрешения конфликтов между государствами. Конференции были созваны по инициативе императора Николая II. При открытии Дворца Мира в Гааге в 1913 году,

где предстояло разместиться Постоянной палате третейского суда, надежды были очень высоки, ведь создавался международный суд для мирного разрешения конфликтов между государствами. Это считалось величайшим шагом во всей многотысячелетней истории человечества [см.: 1, с. 2]. Казалось, ключ к миру был найден. Но в 1914 году началась Первая мировая война... В наше время именно во Дворце Мира в Гааге располагается Международный суд ООН, созданный согласно Уставу ООН.

Организация Объединенных Наций как новая система для продвижения и сохранения мира и безопасности, созданная после Второй мировой войны для предотвращения подобных планетарных трагедий в будущем. Скептикам можно лишь сказать: наибольшее преимущество этой системы в том, что на данном этапе мы как человечество не имеем другой организации, кроме ООН, для глобального диалога и возможности для каждой страны в той или иной мере быть услышанной.

Мир в Европе через экономическую интеграцию — родившаяся непосредственно после Второй мировой войны, эта идея стала одной из основополагающих Европейской экономической общности, переросшей в 1993 г. в Европейский Союз. После Второй мировой войны между европейскими народами, к примеру французским и немецким, существовали и недоверие, и откровенная враждебность. Нужно было не только преодолеть эту пропасть, но и сделать так, чтобы войн в Европе больше не было. И родилась идея об экономической интеграции сначала тех отраслей хозяйства, которые имеют ключевое значение для военной индустрии (угледобыча и металлургия), а впоследствии и всей экономики стран Западной Европы. В основу того, что мы называем сегодня Европейским союзом, Робер Шуман и Жан Монне, инициаторы европейской интеграции, заложили идеи мира и солидарности между странами-членами. Глубокая экономическая интеграция западноевропейских стран, по существу, в единый экономический организм имела целью сделать совершенно очевидным для всех стран-членов то, что воевать против другого означало бы на практике воевать против себя. Евроскептицизм, который мы наблюдаем сегодня

во многих странах-членах ЕС, связан, на мой взгляд, с отклонением вектора развития нынешнего Европейского союза в той или иной степени от его основополагающих идей.

Мирное сосуществование стран разных социально-экономических систем — основной тезис внешней политики СССР и социалистических стран, введенный ими как принцип международного права.

Что можно сказать по поводу всех этих поисков путей созидания Мира? Критиковать легко, но это непродуктивно и не является нашей задачей. Эти идеи о Мире имели значение в прошлом, все они имеют значение и актуальны и сегодня, в соответствии с реалиями сегодняшнего дня. Мы должны приветствовать все, что может в той или иной степени напитать светлый океан Мира.

Но! Все эти поиски — в пространстве цивилизации, не в пространстве человеческого духа и Культуры. Из всех вышеперечисленных идей о Мире ни одна не основывается на Культуре. Потому они могут в разной степени решать вопрос Мира на внешнем уровне, на уровне следствий, но не могут преодолеть изначальную причину войн — невежество.

Именно поэтому вышеуказанные идеи и их реализация не могут привести к решению проблемы создания прочного Мира на Планете. Сегодня на Земле наблюдается нарастающее количество войн между государствами и внутри государств, с одной стороны, и нарастающая агрессия на всех уровнях — с другой.

Н.К.Рерих — первый в ХХ веке, кто указал на путь преодоления войн через Культуру. Это путь решения вопроса на уровне причины, и он может дать нам всеобъемлющий Мир. Эта идея Рериха нашла свое утверждение в Пакте его имени и Знамени Мира.

Не случайно именно носитель русской Культуры подарил человечеству идею о Мире через Культуру. Не ошибусь, если скажу, что эта идея изначально вкраплена в ткань русской Культуры. Хорошо известны слова философа П.А.Флоренского о том, что нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука — все нити русской культуры сходятся к Преподобному Сергию

[см.: 4, с. 370]. Эти нити и есть живая ткань явления Мир. Ведь Мир — это не просто отсутствие войны. В противном случае в недрах такого мира вызревает война, как, собственно, и было в периоде между двумя мировыми войнами ХХ века, как было много веков до этого, как часто бывает и сейчас. В условиях такого «мира» создается новое оружие, назревает новая вражда и с ускорением разворачивается спираль невежества.

Мир, как показал Преподобный Сергий всем примером своей жизни, — это есть созидание, труд, нравственность, доброжелательность, это есть Культура во всех ее глубочайших творческих измерениях. В обретении истинного Мира состоит один из главных заветов Преподобного. И Николай Константинович является его преемником, учеником, исполняя этот завет. У Рериха Мир и Культура — неразрывно связанные понятия. Благодаря Рериху мы ясно понимаем, что Культура — это содержание явления Мира. Мир без Культуры как явление практически не существует. Так, он пишет: «Если мы хотим достигнуть настоящего, действенного мира, мы прежде всего должны думать о проведении в жизнь неотложных основ Культуры» [3, с. 253]. Можно сказать и по-другому, снова словами Рериха: «Там, где Культура, там и Мир» [5, с. 74]. Это также означает: там, где войны, там ищите невежество. Культура, созидание, Мир, Вселенная, с одной стороны, и невежество, разрушение, войны и хаос — с другой. В явлениях войны и мира на Земле проявляются Космические Силы созидания и хаоса, метаистории и субистории.

Мир и Культура всегда связаны с Высшей космической материей, с метаисторией. Это ясно видно в отношении Пакта Рериха, важнейшего эволюционного действия в ХХ веке, направленного к Миру через сохранение культурных ценностей. Это эволюционное действие Рерихов, осуществленное совместно с Великими Учителями, явилось творчеством мета-историческим, направляющим земной исторический процесс к эволюционному восхождению. Сохранение светлой и мощной энергетики произведений искусства и архитектуры, истинной Красоты на Земле, явилось главной задачей Пакта. Сохранение этой энергетики дает возможность человечеству

продвигаться вверх по эволюционной лестнице, дает возможность через истинную Культуру созидать действительный Мир.

Вернемся к образу, нарисованному для нас великим гуманистом Эразмом: Мир не может найти ни одного места на Земле. Это реальный образ сегодняшнего Земного дома, объятого пламенем войн и агрессий. Великий гуманист ХХ века Н.К.Рерих дает нам новый образ будущего. Он пишет: «Вот и мы знаем, что, охранив, подобно Красному Кресту, все творческие ценности человечества особым Знаменем, мы вытесняем этим порядком и само понятие войны. Если весь мир покроется Знаменем охранения сокровищ истинной Культуры, то и воевать и враждовать будет негде» [6, с. 110]. Если Знамя Мира покрывает весь мир, то это означает, что оно, как символ охраны Культуры и созидания Мира, воспринято сознанием человека [7, с. 360].

Путь от нынешнего состояния, когда для Мира нет места на Земле, до будущего, когда Земля станет домом Мира, есть путь претворения в жизнь идеи Рериха о Мире через Культуру. Это путь долгий, трудный.

Особое место в нем принадлежит России — Родине Рериха. Идея Рериха о Мире через Культуру неразрывными нитями связана с русской Культурой. Но если корни идеи уходят в прошлое, то ее будущее претворение связано с новой Россией. Новая Россия — это страна Духовной революции, и фундамент этой страны заложил Преподобный Сергий. Это страна нового космического мышления, новой одухотворенной науки, методологической основой которой явится Живая Этика.

Новая наука самым непосредственным образом связана с эволюционной задачей преодоления разрыва между Культурой и цивилизацией, кульминация которого состоялась в ХХ веке; и не только с преодолением разрыва, но и со сближением и гармонией между Культурой и цивилизацией и, наконец, синтезом между ними. Именно новая наука станет этой точкой Синтеза. Чрезвычайно важно сказанное по этому поводу Л.В.Шапошниковой: «Точка Синтеза в пространстве "Культура — цивилизация" в течение истории человечества меняла несколько раз свое местоположение. <...> В нашу эпоху ката-

строфического разъединения Культуры и цивилизации она перенеслась в область науки, знаменуя собой начало процесса формирования нового научного сознания и научного мышления. И поэтому новое Учение, данное Космическими Иерархами нашей Планете и называющееся Живой Этикой, реализует себя не через мифологические образы, не через религию, а через науку, или ту точку Синтеза, которая связана с основными направлениями эволюции. В одном из своих очерков Рерих писал, что "искусство и наука являются устоями грядущей эволюции" [5, с. 85], имея в виду науку как энергию, синтезирующую в единое целое категории духовной Культуры и материальной цивилизации» [8, с. 63].

Сближение, гармония, а затем и Синтез между Культурой и цивилизацией благодаря новой одухотворенной науке обеспечат реальную возможность утверждения устойчивого и прочного Мира в масштабах всего человечества. Это — другая важная грань формулы Рериха «Мир через Культуру».

Итак, все нити прошлого и будущего реального претворения идеи о Мире через Культуру ведут к России, к стране нового космического мышления. Есть два очень важных аспекта в связи с этим.

Святослав Рерих, выполняя волю своих родителей, основал в Москве Международный Центр Рерихов (МЦР), которому передал их наследие. Основал в форме общественной организации и настаивал, что МЦР сможет осуществить заложенные Рерихами задачи только в этой форме.

Вся многогранная деятельность семьи Рерихов в области и науки, и искусства, и в культурно-просветительской сфере всегда была общественной, рассчитанной на сотрудничество государственного и общественного начал. Это касается в особенности Пакта Рериха. Николай Константинович писал: «Пакт заключается в общественной охране Культуры. Не только правительственные меры и указы, но именно частная инициатива может окультуривать смущенное сознание человечества» [9, с. 310]. И еще: «Без общественного начала не вошел бы в действенное приложение и Красный Крест» [10, с. 240].

Сегодня нередко пренебрегают общественной формой культуры, не понимают ее значение, и как следствие —

не только нет нужного взаимодействия и сотрудничества между общественным и государственным началами, но в ряде случаев ущемляется именно общественная форма культуры.

Когда государство понимает значение общественного начала и то, что его ничто не может заменить; когда оно сотрудничает с международной общественной организацией, понимая огромное значение ее высоких идеалов; когда государство стоит горой за общественную организацию, помогая ей всем своим ресурсом в продвижении высоких идеалов и целей на международном уровне, — тогда, конечно, при таком сотрудничестве государственного и общественного начал деятельность на благо человечества может быть особенно плодотворной. Какое государство я имею в виду? Швейцарию. Именно о сотрудничестве Швейцарии с общественным Международным Красным Крестом Н.К.Рерих писал: «Красный Крест необыкновенно возвысил Швейцарию в глазах всего мира» [11, с. 376]. И доверие к государству, способному на такое сотрудничество, велико.

В области реализации Пакта Рериха, его символа — Знамени Мира, или Красного Креста Культуры, сотрудничество государственного и общественного начал крайне необходимо, а общественное начало, представленное созданным С.Н.Рерихом Международным Центром Рерихов, не заменимо ничем.

Россия тогда сможет реализовать предназначенную ей эволюцией ведущую роль в претворении в жизнь идеи Николая Рериха о Мире через Культуру, когда будет осознано значение творчества Рерихов и той организации, которая является достойным продолжателем их дела, — Международного Центра Рерихов, и когда государство в силу понимания значения творческого наследия Рерихов станет способным к реальному сотрудничеству с этой международной общественной организацией, основанной по воле Рерихов. Иного пути нет.

Иллюзия думать, будто государство сможет реализовать то, что под силу только общественной форме Культуры. Иллюзия думать, будто эволюционная роль России стать ведущей в планетарном масштабе в деле Мира может как-то сама собой реализоваться, пренебрегая заложенной самими Рерихами общественной организацией.

Николай Рерих был миротворцем — и своим искусством, и своей работой для новой одухотворенной науки, и в силу инициированного им Пакта Рериха. На земле очень немного таких истинных миротворцев, вносящих Мир и в душу отдельного человека, и в душу целого народа, и в отношения между народами. Миротворцами являются и те, кто продолжает его работу. Осознание этого будет верным ориентиром в движении к будущему, в котором вся Земля является пространством Мира под Знаменем Мира.

Литература

1. The Building of Peace. A Hundred Years of Work on Peace Through Law. The Peace Palace 1913—2013. Carnegie Foundation, 2013.

2. Vesna A. Wallace. The Inner Kalacakratantra. A Buddhist Tantric View of the Individual: Oxford University Press, 2001.

3. РерихН.К. Почта // Знамя Мира. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005.

4. Флоренский П.А. Троице-Сергиева лавра и Россия // Сергий Радонежский: Сб. М.: Патриот, 1991.

5. Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.

6. Послание Николая Рериха. Материалы Третьей Международной конвенции Пакта и Знамени Мира Рериха в Вашингтоне. 17—18 ноября 1933 года // Знамя Мира. М.: МЦР, 2005.

7. Рерих Е.И. Письмо З.Г. и Д. Фосдикам от 20 января 1950 года // Рерих Елена. У порога Нового Мира. М.: МЦР, 2000.

8. Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. М.: МЦР, 2011.

9. Рерих Н.К. Дозор // Знамя Мира. М.: МЦР, 2005.

10. Рерих Н.К. Охранение // Знамя Мира. М.: МЦР, 2005.

11. Письмо Н.К.Рериха М.А.Таубе от 12 апреля 1932 года // Знамя Мира. М.: МЦР, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.