Научная статья на тему 'Прецедентные феномены в Западной политической карикатуре о кризисе евро'

Прецедентные феномены в Западной политической карикатуре о кризисе евро Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
245
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРИКАТУРА / POLITICAL CARICATURE / ПРЕЦЕДЕНТНЫЙ ОБРАЗ / PRECEDENT IMAGE / ПРЕЦЕДЕНТНЫЙ ФЕНОМЕН / PRECEDENT PHENOMENON / КРИЗИС ЕВРО / EURO CRISIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тихонова Светлана Александровна

В рамках настоящей статьи рассматриваются факты эксплуатации прецедентных феноменов в современной зарубежной политической карикатуре о кризисе евро и раскрывается их прагматическое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Precedent Phenomena in Foreign Political Caricature on Euro Crisis

This article deals with the precedent phenomena and their pragmatic meaning in the contemporary foreign political caricature on euro crisis.

Текст научной работы на тему «Прецедентные феномены в Западной политической карикатуре о кризисе евро»

Lingua mobilis № 2 (35), 2012

ЯЗЫК ПОЛИТИКИ

ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ФЕНОМЕНЫ В ЗАПАДНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРИКАТУРЕ О КРИЗИСЕ ЕВРО

С. А. Тихонова

В рамках настоящей статьи рассматриваются факты эксплуатации прецедентных феноменов в современной зарубежной политической карикатуре о кризисе евро и раскрывается их прагматическое значение.

Ключевые слова: политическая карикатура; прецедентный образ; прецедентный феномен; кризис евро.

Одним из актуальных направлений изучения политического дискурса является исследование политической карикатуры. Будучи вторичным жанром политического дискурса политическая карикатура до последнего времени являлась предметом изучения не достаточно часто. Как указывает М. Б. Ворошилова, «в российской науке политическая карикатура, как правило, является сопутствующим материалом исследования, ... напротив, в зарубежной лингвистике систематическое изучение политической карикатуры началось еще 80-е годы прошедшего столетия» [2 С. 567]. Кроме того, отсутствие масштабных исследований данного жанра возможно связано со сложной природой карикатуры, которая относится не к одному, а к нескольким дискурсам: политическому (т.к. к нему относятся все «речевые образования, субъект, адресат или содержание которых относятся к сфере политики» [5 С. 23]), дискурсу масс-медиа (т.к. это единственный канал передачи данного жанра), художественному (т.к. это жанр креолизованного текста изобразительного искусства) и комическому (т.к. одной из его функций является реализация смеховой интенции).

Как известно, основными характеристиками политической карикатуры являются актуальность и злободневность. Политические карикатуры оперативно отображают наиболее важные и острые вопросы политической действительности. Кроме того, представляется, что политическая карикатура обладает мощным манипулятивным

86

Язык политики

потенциалом, что проявляется в использовании метафор, символов, прецедентных феноменов и других выразительных средств. Воздействие на сознание реципиента в основном происходит по визуальному каналу. Следовательно, интерес для исследования могут представлять визуальные прецедентные феномены.

Данная работа посвящена анализу кризиса единой европейской валюты - евро через призму зарубежной (в большинстве своем британской) политической карикатуры. Нами было рассмотрено 60 политических карикатур на тему «кризис евро», опубликованных на следующих зарубежных сайтах: www.CartoonStock.com, www.chris-madden.co.uk/cartoon-gallery/ (сайт британского карикатуриста Криса Мэддена), www.belltoons.co.uk (сайт британского карикатуриста Стива Белла), alexhughescartoons.co.uk (сайт британского карикатуриста Алекса Хьюза), сайтах британских СМИ (The Times, The Sun, The Independent, Daily Express, Guardian) в период с 2010 по 2012 гг., отобранных методом случайной выборки. Предметом исследования являются прецедентные феномены, которые используются для образного представления кризиса евро в современной политической

Очевидным признаком кризиса евро является высокий - и продолжающий расти - уровень государственной задолженности в «уязвимых» странах (Греции, Ирландии, Италии, Португалии и Испании). Не раз европейские главы правительств торжественно за-

явили о том, что они «готовы сделать все необходимое» для защиты Еврозоны. Совокупное участие Германии, Франции и Италии в европейском фонде спасения, включая явное и скрытое финансирование со стороны Европейского центрального банка, уже приблизилось к 1 трлн. евро. Именно эти

87

Lingua mobilis № 2 (35), 2012

аспекты в основном и являются предметом карикатур.

Как справедливо замечает М. Б. Ворошилова, «самый распространенный метод ведения неформальной информационной войны - обыгрывание традиционной политической символики, известных политических образов, позволяющее создать узнаваемый, а значит понятный образ, уже наделенный определенными смыслами, как правило, негативными» [3 С. 73-76]. Неудивительно, что наиболее частотными в анализируемом дискурсе стали прецедентные имена политических лидеров, призванные обозначить основные действующие лица. Лидером по частотности появления в карикатурах является канцлер Германии Ангела Меркель, что можно объяснить ведущей ролью Германии в кампании по спасению евро и помощи странам-должникам еврозоны.

Часто Меркель изображается в образе властной и сильной «супер-женщины», которая контролирует и спасает отдельные страны еврозоны. Важным является и внешний образ г-жи Меркель - художники подчеркивают ее маскулинность, не только «наряжая» ее в привычный для нее брючный костюм, но и «надевая» на нее отдельные элементы военной формы.

Кроме того, достаточно частотными прецедентными именами также являются имена французского президента Николя Саркози, греческих политиков (бывшего и нынешнего премьер-министров Геор-гиоса Папандреу (до 11.11.2011) и Лукаса Пападимоса) и бывшего председателя совета министров Италии Сильвио Берлускони (до 16.11.2011), что указывает на их роль в указанном кризисе. В на-

88

Язык политики

стоящее время много говорится о том, что кризис в Греции способен подточить основы существования еврозоны. Кроме того, помогать приходится Португалии и Ирландии, «в очереди» — такие гиганты, как Италия и Испания. И символы всех этих стран (флаги стран, «итальянский рваный сапог», фонтан Треви в Риме, древнегреческие храмы и т.д.) так или иначе присутствуют в политических карикатурах по заявленной тематике.

Что касается других прецедентных феноменов из понятийной области «политика», то можно отметить подписание «Договора о Европейском Союзе» в феврале 1992 г. в Маастрихте, положившее начало Евросоюзу и единой европейской валюте (рис.4).

Tower of Babel

\^Г.................

■ \©c0 rigi na I Artist

LR_e production rjghts'iobtainable from wvvw.CartoonStock.com

Еще одна достаточно распространенная понятийная сфера - источник преце-дентности - христианство и Библия. Спасение евро сравнивается по масштабу и важности с сотворением мира (рис.5.) или с чудесами, совершёнными Иисусом Христом. К примеру, на рисунке 6 изображено единственное чудо, которое упоминается всеми евангелистами - насыщение народа пятью хлебами. Как известно, во время проповеди в пустынном месте ученики попросили Иисуса отпустить людей, чтобы те могли пойти и купить себе пищи. Христос сказал ученикам накормить пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, а когда те усомнились в такой возможности, Иисус Христос взял пищу в руки и, посмотрев на небо, благословил её, разломил и дал ученикам, а ученики раздавали народу. По утверждению евангелиста: «ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов». Карикатурист изображает обозначенную прецедентную ситуацию (рис. 6) и указывает на новую идею - спасению еврозоны не поможет даже чудо.

Еще одна прецедентная ситуация из Библии - построение людьми башни в Вавилоне, которая, по предположению строителей, долж-

89

Lingua mobilis № 2 (35), 2012

на была достигнуть неба (Быт., XI, 1-9). Предприятие это было не только безумным и неисполнимым, но и противным божественному предначертанию. Поэтому, когда закипела работа, Господь порешил покарать строителей. Он смешал язык их так, что они перестали понимать друг друга и не в состоянии были продолжать постройки, а затем мало-помалу рассеялись по всей земле. На карикатуре изображающей эту ситуацию (рис. 7) присутствует подпись «стройплощадка нового Евросоюза» и некое стереотипное изображение представителей различных государств, входящих в ЕС. Таким образом, современная ситуация сравнивается с вавилонским столпотворением.

Вполне логичным является использование прецедентной ситуации библейского предания, описывающего обряд древних евреев, согласно которому в специальный день грехоотпущения первосвященник возлагал руки на голову живого козла, перенося на него тем самым грехи своего народа. После этого козел изгонялся в пустыню. В данном случае (рис. 8) в роли козла отпущения выступает Греция, которую обвиняют во всех проблемах еврозоны.

Центральная роль Греции в возникновении кризиса евро предопределила использование в политических карикатурах прецедентных феноменов из области древнегреческой мифологии и искусства.

Так, примером может служить прецедентная ситуация - Троянская война, а точнее эпизод с троянским конем (рис.9). Данная ситуация актуализирует и известное прецедентное высказывание, произнесенное жрецом Лаокоонтом, который, увидев этого коня и зная хитрости данайцев, воскликнул: «Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих!». По всей видимости, в качестве троянского коня выступает помощь Евросоюза Греции, которую

© Original Artist

Reproduction rights obtainable from

iQh-,wait. There's a note. It says;

Рис 9 зг чр with euros “

90

Язык политики

греки с неохотой принимают.

Такие прецедентные имена как Ахиллес и Гидра также символизируют прецедентные ситуации, использующиеся карикатуристами для изображения еврокризиса. Известен миф об одном из подвигов Геракла, когда он победил лер-нейскую гидру - многоголовое чудовище с телом змеи, у которой на месте отрубленных голов вырастали новые. Использование данного имени и связанной с ним ситуации в карикатуре (рис.10) побуждает реципиентов лучше представить масштаб кризиса, изображенного в виде гидры, которую практически не возможно победить, а Геракла среди стран еврозоны пока нет.

Что касается Ахиллеса, то на карикатуре (рис.11) его роль играет Евросоюз, чьим единственным уязвимым местом (пяткой) является Греция, удар по которой и может стать причиной финансовой смерти всего Евросоюза.

Также в карикатурах возникают изображения так называемых «новых» греческих богов - бога Долга, бога Жесткой экономии и бога Безработицы.

В качестве прецедентных феноменов из области древнегреческого искусства используются ставшая общепризнанным символом красоты античного искусства

- статуя Венеры Милосской и непревзойдённое собрание древнегреческого искусства

- Мраморы Элгина.

91

Lingua mobilis № 2 (35), 2012

Изображение статуи Венеры Милосской в карикатурах достаточно частое, и в большинстве своем этот образ примеряет на себя Греция. Акцент при этом карикатуристы делают на отсутствующих руках Венеры и конфликте Греции и Германии. С одной стороны, карикатуристы изображают ситуацию, при которой Венеру лишают рук викинги (как известно, образ викингов был востребованным в Третьем рейхе, где под викингами понимали северных германцев арийской расы, родственных немцам), а с другой - Германия в лице своего канцлера не может лишить Грецию - Венеру свободы действий, т.к. Греция уже и без усилий Германии в некоторой степени «инвалид» (рис.12).

Что касается мрамор Элгина, то и в этом случае основной идеей карикатуриста выступает нанесение ущерба Греции в связи с ее долговым кризисом (рис.13).

Немногочисленной по частотности в анализируемых политических карикатурах является литературная группа прецедентных феноменов. Было зафиксировано всего три случая использования такого рода прецедентных феноменов, однако и они требуют внимания. Интересной представляется карикатура, изображающая Платона в период написание своих знаменитых «Диалогов» (рис.14). В данном случае мы имеем дело с авторской отсылкой адресатов к прецедентному тексту - диалогам «Тимей» и «Критий», в которых Платон повествует об Атлантиде, опустившийся в один день на морское дно в результате землетрясения и наводнения, вместе со своими жителями — атлантами.

В настоящее время погибнуть подобно Атлантиде может не только Греция, но и все страны Еврозоны.

Еще одна заслуживающая внимания карикатура имеет подпись автора “The Symposion is over, Greece - a Spartan future is waiting!” (Пир - окончен,

So, Mr.Plato, you want to substitute '‘Atlantis" for "Greece" ir» your "Dialogues”?

No, substitute it for "Eurozone"

Origina I Artist Re prod исЦщтТНдЬПэ'о'Ыа mable from - waww. CartoonStcick.com

92

Язык политики

ч l%jist:

"iReprodurtibnirigh'tsToblainable fro гг w7w.Car1oonStock.com

Греция, впереди - спартанское будущее!) (рис.15). В данном случае речь идет о прецедентном тексте “Пир” (Symposion) либо Ксенофонта (описавшем обед устроенный одним из богатейших людей Древней Греции Каллием по случаю победы Автолика в гимнастическом состязании на празднике Великих Па-нафиней 422 года до н. э.), либо Платона (темой для разговора о «Пире» которому послужил пир, данный Агатоном в 416 год до н. э. после одержанной победы). В любом случае автор карикатуры противопоставляет богатую жизнь Греции до вступления в Еврозону и ее проблем с долгами и новую жизнь, основными характеристиками которой являются жесткие меры экономии в стране - спартанский образ жизни, что также является прецедентной ситуацией, «работающей» на замысел автора.

Последняя карикатура из литературной сферы - источника (рис. 16) иллюстрирует прецедентный текст «Рождественскую песнь» Ч. Диккенса, в которой к главному герою приходили Духи святок, показывая ему прошлое, настоящее и будущее. В контексте данного исследования в образе самого страшного духа - духа настоящего изображена Европа со всеми ее проблемами. Зная оригинальный сюжет Диккенса, адресат без труда может развернуть идею карикатуриста, который изобразил лишь сам дух. В оригинале Дух Нынешних святок сопровождали мальчик - невежество и девочка - нищета. В заключении дух говорит Скруджу: «Остерегайся обоих и всего, что им сродни, но пуще всего берегись мальчишки, ибо на лбу у него начертано “Гибель” и гибель он несет с собой, если эта надпись не будет стерта». Таким образом, автор карикатуры, отсылая реципиента к произведению Диккенса, выражает свою мысль по поводу настоящего и будущего Европы.

Анализ прецедентных феноменов, используемых в

93

Lingua mobilis № 2 (35), 2012

рассмотренных политических карикатурах по теме «Кризис евро», позволяет сделать следующий вывод - основными понятийными сферами-источниками прецедентности в карикатурах данного типа являются современная политика, религия, древнегреческая мифология и искусство, а также литература. Необходимо отметить важность наличия у реципиентов определенных фоновых знаний из той культуры, в которой они создаются или которая является объектом изображения. Акцент карикатуристов сделан, прежде всего, с одной стороны, на «сильное звено еврозоны» - Германию, с другой стороны - на «слабое звено» - Грецию, что обусловило тематику прецедентности. Привлечение библейских и мифологических ситуаций в карикатуре позволяет авторам гиперболизировать сложившеюся в еврозоне ситуацию, выхода из которой практически никто из карикатуристов не видит. Карикатуры не только обозначают проблемные зоны политико-экономической ситуации, но и выражают протест по отношению к действиям отдельных субъектов политики, тем самым формируя общественное мнение.

Список литературы

1. Артемова, Е. А. Карикатура как жанр политического дискурса: дис. ... канд. филол. наук [Текст] / Е. А. Артемова. - Волгоград, 2002. - 237 с.

2. Ворошилова, М. Б. Политическая карикатура как креоли-зованный текст [Электронный ресурс] / М. Б. Ворошилова //

Русский язык: Человек. Культура. Коммуникация Электронное текстовое издание. - ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2008. - С. 564-573.

3. Ворошилова, М. Б. «Русская матрешка» глазами европейцев: прецедентные образы в политической карикатуре об «августовской» войне [Текст] / М. Б.

Ворошилова // Политическая

Spisok literatury

1. Artemova, E. A. Karikatura kak zhanr politicheskogo diskursa: dis. ... kand. filol. nauk [Tekst] / E. A. Artemova. - Volgograd, 2002. -237 s.

2. Voroshilova, M. B. Politiches-kaja karikatura kak kreolizovannyj tekst [Jelektronnyj resurs] / M. B. Voroshilova // Russkij jazyk: Che-lovek. Kul'tura. Kommunikacija Jelektronnoe tekstovoe izdanie. -GOU VPO UGTU-UPI, 2008. - S. 564-573.

3. Voroshilova, M. B. «Russkaja matreshka» glazami evropejcev: precedentnye obrazy v politiches-koj karikature ob «avgustovskoj» vojne [Tekst] / M. B. Voroshilova // Politicheskaja lingvistika. - Vyp.

94

Язык политики

лингвистика. - Вып. 2(36). - Екатеринбург, 2011. - С. 73-76.

4. Нахимова, Е. А. Прецедентные имена в массовой коммуникации [Текст] / Е. А. Нахимова. - Екатеринбург, 2007. - 208 с.

5. Шейгал, Е. И. Семиотика политического дискурса [Текст] / Е. И. Шейгал. - М.: ИТДГК «Гнозис», 2004. - 326 с.

2(36). - Ekaterinburg, 2011. - S. 73-76.

4. Nahimova, E. A. Precedentnye imena v massovoj kommunikacii [Tekst] / E. A. Nahimova. - Ekaterinburg, 2007. - 208 s.

5. Shejgal, E. I. Semiotika politicheskogo diskursa [Tekst] / E. I. Shejgal. - M.: ITDGK «Gnozis», 2004. - 326 s.

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.