Научная статья на тему 'Прецедентность как одна из форм влияния на потенциального адресата в рекламном пространстве города Ставрополя'

Прецедентность как одна из форм влияния на потенциального адресата в рекламном пространстве города Ставрополя Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
113
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЦЕДЕНТНОСТЬ / ИСТОЧНИКИ ПРЕЦЕДЕНТНОСТИ / РЕКЛАМНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВЫВЕСКИ / PRECEDENT / THE SOURCES OF PRECEDENT / ADVERTISING SPACE / SIGNAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Новикова Евгения Владимировна, Шумейко Юлия Александровна

в данной статье дается классификация источников прецедентности (по С.В. Ильясовой, Л.П. Амири) и в соответствии с ней рассматриваются примеры прецедентных феноменов в рекламном пространстве города Ставрополя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прецедентность как одна из форм влияния на потенциального адресата в рекламном пространстве города Ставрополя»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НЛУКИ

Прецедентность как одна из форм влияния на потенциального адресата в рекламном пространстве города Ставрополя

Новикова Е.В.1, Шумейко Ю.А.2

1Новикова Евгения Владимировна / Novikova Evgenija Vladimirovna - студент; 2Шумейко Юлия Александровна / Shumejko Julija Aleksandrovna - студент, факультет филологии, журналистики и межкультурной коммуникации, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: в данной статье дается классификация источников прецедентности (по С.В. Ильясовой, Л.П. Амири) и в соответствии с ней рассматриваются примеры прецедентных феноменов в рекламном пространстве города Ставрополя. Abstract: in this paper the classification of sources of precedent (for SVIlyasova, LP Amiri) and in accordance with it are considered examples ofprecedent phenomena in the advertising space of Stavropol.

Ключевые слова: прецедентность, источники прецедентности, рекламное пространство, вывески. Keywords: precedent, the sources of precedent, advertising space, signage.

Реалии современной действительности требуют от человека творческого, неординарного подхода к жизни. Мы ежедневно сталкиваемся с интересными и необычными рекламными текстами, вывесками. Удачны они или нет - решать реципиенту, но главное - привлечь потенциального покупателя. Для этого в названиях различного рода заведений используются прецедентные феномены.

Понятие «прецедентный текст» было введено в научную литературу в конце XX века Ю.Н. Карауловым. Он определяет прецедентные тексты как «значимые для той или иной личности в познавательном и эмоциональном отношениях, имеющие сверхличностный характер, т.е. хорошо известные и широкому окружению данной личности, включая ее предшественников и современников, и, наконец, такие, обращение к которым возобновляется неоднократно в дискурсе данной языковой личности» [2, с. 216].

Расширением понятийно-терминологического аппарата данного феномена, его детальным изучением занимались такие исследователи, как В.В. Красных, А.А. Фомин, Е.Л. Березович, А.А. Проскурина, И.А. Нефляшева, И.В. Захаренко, С.В. Ильясова, Л.П. Амири и другие.

Интертекстуальность «в значительной степени расширяет смысловое и коннотативное поле рекламного текста» [3, с. 335]. С.В. Ильясова и Л.П. Амири выделяют следующие источники прецедентности [1]:

1. Поэзию и художественную литературу, включая библейские тексты, мифологию, фольклор.

2. Фразеологизмы.

3. Художественные фильмы и мультфильмы.

4. Фоновые знания из области культуры, науки и истории: музыкальные произведения, живопись, исторические события и т.п. Приведем примеры названий заведений, в которых используются прецедентные феномены.

1. Художественная литература

1.1. Литературные сказки

• Магазин детских товаров «Винни Пух».

В названии использовано заглавие литературной сказки А.А. Милна, переведенной на русский язык Б.В. Заходером. На ее основе был снят известный детский мультфильм. Данный урбоним показывает, что магазин ориентирован на особую категорию потребителей - детей.

• Магазин детской одежды и игрушек «Золотой ключик».

Пример использования детали-символа из литературной сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Детские ассоциации приводят к пониманию того, что ключик способен открыть дверцу в таинственный мир, в данном случае - детских товаров.

• Зоомагазин «Кошкин дом».

Название отсылает к одноименной сказке С.Я. Маршака и показывает, что в данном магазине заботливый хозяин найдет все необходимое для своего питомца.

1.2. Художественные произведения

• Пиццерия «Patio Corleone».

Используется фамилия главного героя романа М. Пьюзо «Крестный отец» (1969) дона Вито Корлеоне. Он известен как могущественный, властный, ценящий дружбу и способный для друзей сделать все, что в его силах. Такая характеристика персонажа позиционирует заведение как серьезное, заслуживающее доверия и уважения.

• Ресторан «Мцыри».

Отсылка к названию одноименной кавказской поэмы М.Ю. Лермонтова. Данный урбоним непосредственно связан с топонимикой в художественном пространстве произведения - Кавказом. В ресторане представлен широкий ассортимент национальной кухни, поэтому использование такого названия уместно в данном контексте.

• Магазин мужской одежды «Онегин».

Используется фамилия главного героя романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», который был «как dandy лондонский одет» и тщательно следил за своим внешним видом. Такое название магазина говорит о том, что в нем продается качественная одежда европейского производства, способная создать образ галантного, аристократичного и успешного молодого человека.

• Ресторан «Тихий Дон».

В названии данного заведения использовано заглавие романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон». Это произведение рисует широкую панораму жизни донского казачества. А в ресторане такую атмосферу создают: казачья кухня, представленная в меню; внутреннее убранство; внешний вид обслуживающего персонала. 1.3. Мифология

• Салон-парикмахерская «Афродита».

В этом названии используется теоним для создания прецедентности. Афродита в древнегреческой мифологии - богиня любви и красоты. Этот образ вызывает положительные эмоции у адресата, способствует привлечению клиентов.

2. Мультфильмы

• Зоомагазин «101 далматинец».

Прецедентным для данного заглавия является известный одноименный мультсериал, снятый студией «Walt Disney Television Animation». Здесь наблюдается не только указание на характер магазина, но и делается акцент на количестве животных, для которых предоставляется широкий ассортимент товаров и услуг.

• Зоомагазин «Котопес».

В данном случае используется название американского мультсериала о выдуманном желто-рыжем животном: с одной стороны пес, а с другой - кот. Это указывает на то, что здесь можно приобрести все для разных домашних питомцев.

• Магазин детских товаров «Крош».

Название отсылает к персонажу из российского мультсериала «Смешарики», очень популярного более чем в шестидесяти странах. Крош - энергичный, веселый непоседа, черты характера которого очень близки детской аудитории.

3. Фоновые знания из области культуры, науки и истории

3.1. История

• Магазин одежды и обуви «Колумб».

Христофор Колумб - испанский мореплаватель итальянского происхождения, первооткрыватель Америки. Использование данного прецедентного имени указывает на то, что товары доставляются из Европы. Подобно тому, как Х. Колумб открыл Америку, потенциальный покупатель открывает для себя новые бренды лучших европейских производителей.

• Ресторан «Камелот».

Камелот - известный рыцарский замок короля Артура, где находился его Круглый стол и собирались рыцари. Такое название отсылает нас к древней истории. Все в этом заведении соответствует духу той эпохи: массивные мебель и посуда; акцент на мясных блюдах (рацион рыцарей); внешний вид обслуживающего персонала.

3.2. Культура

• Караоке-клуб «Celentano».

Адриано Челентано - итальянский музыкант, композитор, киноактер, эстрадный певец, телеведущий. Его профессиональная деятельность соответствует специфике данного заведения.

• Караоке-клуб «Синатра».

Фрэнк Альберт Синатра - американский актер и певец. Здесь так же, как и в предыдущем примере, прецедентное имя указывает на характер заведения.

3.3. Театр

• Театральное кафе «Арлекино».

Арлекино, или Арлекин - самая популярная маска итальянского площадного театра. Такое название отражает специфику заведения: внешнее оформление, авторская кухня, своеобразные названия блюд. Особенностью данного кафе является то, что счет здесь приносят в шапке Арлекина.

Удачное обыгрывание прецедентного феномена в рекламном пространстве способствует привлечению клиентов и повышает конкурентоспособность заведений. Можно сказать, что появление прецедентных названий «свидетельствует о формировании культуры рекламы, поскольку прецедентные тексты, являясь лингвокультурными универсалиями, составляют когнитивный компонент национально-культурного наследства» [3, с. 335].

Литература

1. Ильясова С.В., Амири Л.П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы. - М.: Флинта, 2009. - 296 с.

2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М. : Издательство ЛКИ, 2010. - 264 с.

3. Куликова Е.В. Рекламный текст через призму прецедентных феноменов / Е.В. Куликова // Вестник Нижегородского университета им.

Н. И. Лобачевского. 2010. №6.- С. 334-340.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.