УДК 34.096 С. В. Нуянзин,
А. 2. Виноградов, С. В. Тришкин
МВД России
Преступность в сфере информационно-телекоммуникационных технологий: современное состояние и некоторые меры по противодействию ей
АННОТАЦИЯ. Введение. С использованием общих и специальных методов научного познания социальной, экономической и правовой окружающей российской действительности определяется современное состояние преступности в сфере информационно-телекоммуникационных технологий (ИТТ), ее структуры, динамики, уровня и тенденций развития в Российской Федерации, а также ряд организационно-правовых мер, направленных на снижение преступности в этой сфере до социально терпимого уровня.
Цель. На основе анализа состояния ИТТ-преступности выработать комплекс организационно-правовых мер, направленных на ее снижение до социально терпимого уровня.
Задачи. Определить современное состояние регистрируемости ИТТ-преступлений, выявляемости лиц, их совершивших, а также предварительного расследования и раскрываемости этих преступлений.
Результаты анализа современного состояния ИТТ-преступности свидетельствуют о целесообразности дополнения ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскным мероприятием, позволяющим документировать следы преступной деятельности, образовывающиеся в сфере 1Т-технологий; отнесения ИТТ-преступлений, обладающих экономической направленностью, к числу основных источников угроз национальной безопасности, определенных ст. 43 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: анализ, уголовно-правовая статистика, статистическое наблюдение, регистрация, выявление, учет, преступность в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, организационно-правовые меры, органы внутренних дел, правоохранительные органы.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Нуянзин С. В., Виноградов А. О., Тришкин С. В. Преступность в сфере информационно-телекоммуникационных технологий: современное состояние и некоторые меры по противодействию ей // Научный портал МВД России. 2020. № 4 (52). С. 45-54.
S. V. Nuyanzin, A. O. Vinogradov, S. V. Trishkin
the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation
Crime in the field of information and telecommunications technologies: current state and some measures to counter IT
ABSTRACT. Introduction. Using general and special methods of scientific knowledge of the social, economic and legal surrounding Russian reality, the current state of crime in the field of information and telecommunication technologies (ITT), its structure, dynamics, level and development trends in the Russian Federation, as well as a number of organizational and legal measures are determined aimed at reducing crime in the field of information and telecommunication technologies to a socially tolerant level.
Goal. Based on the analysis of the state of ITT crime, develop a set of organizational and legal measures aimed at reducing ITT crime to a socially tolerant level.
Tasks. Determine the current state of the registration of ITT crimes, the detection of persons who committed them, as well as the preliminary investigation and detection of ITT crimes.
The results of the analysis of the current state of ITT crime indicate the advisability of adding Art. 6 of the Federal Law of August 12, 1995 No. 144-FZ «On Operational-Investigative Activity», an operational-
search measure, allowing to document the traces of criminal activity formed in the field of IT technologies; the classification of ITT crimes with an economic orientation among the main sources of threats to national security, defined by Art. 43 of the National Security Strategy of the Russian Federation, approved by the Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 No. 683 «On the National Security Strategy of the Russian Federation».
KEYWORDS: analysis, indicator, criminal law statistics, statistical observation, registration, detection, accounting, crime, crime in the field of information and telecommunications technologies, organizational and legal measures, internal Affairs agencies, law enforcement agencies.
FOR CITATION: Nuyanzin S. V., Vinogradov A. O., Trishkin S. V. Crime in the field of information and telecommunications technologies: current state and some measures to counter IT // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. № 4 (52). P. 45-54 (in Russ.).
Современное развитие российской государственности по-прежнему сопровождается несни-жающимся уровнем угроз, исходящих от различных форм социально опасных проявлений, что в условиях действующих экономических санкций и давления на российскую экономику со стороны США и ведущих европейских стран, а также негативных последствий распространения коронави-русной инфекции (COVID-19) и снижения цен на нефтепродукты создает серьезные препятствия для решения масштабных социальных, экономических и технологических задач, обозначенных в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президента Российской Федерации В. В. Путина1.
Одним из очевидных источников угроз социально-экономической безопасности нашей страны закономерным образом выступают совершенствующиеся и развивающиеся IT-технологии, поскольку расширение сферы их применения, доступность и широкая распространенность среди населения различных стран мира привели к зарождению и неуклонному росту числа преступлений, совершаемых в сфере информационно-телекоммуникационных технологий (далее, если не оговорено особо, - ИТТ-преступления), размер причиняемого материального ущерба от которых достаточно внушителен.
К примеру, по подсчетам, произведенным компанией «Symantec», совокупные доходы ки-берпреступников составляют до 114 млрд долларов США в год, а побочные убытки, возникающие в результате совершения киберпреступлений, оцениваются еще в 274 млрд долларов США. Соответственно общий ущерб от киберпреступно-сти в мировом масштабе составляет около 388 млрд долларов в год. В то время как глобальный мировой оборот марихуаны, кокаина и героина составляет порядка 288 млрд долларов США, что
на 26 % меньше ущерба, причиняемого киберпре-ступностью [10, с. 38].
Речь в данном случае, конечно же, идет о цене преступности, которая складывается из много-милионных человеческих жертв; огромного физического, материального и морального ущерба; расходов, связанных с содержанием громадной системы уголовной юстиции; расходов, выделяемых на охрану повседневного правопорядка и т. д.2 Иными словами, затрагиваются вопросы, касающиеся определения конкретной цены преступности, которая трудно исчисляема, но может быть зафиксирована в материальном выражении. Например, по мнению ведущего российского ученого-криминолога с мировым именем В. В. Лунеева, цена преступности в Российской Федерации сопоставима с годовым бюджетом страны [9, с. 38].
Возвращаясь к заявленной проблематике, отметим, что распространенность Интернета в России находится на достаточно высоком уровне, поскольку в нашей стране число его пользователей в возрасте от 16 лет и старше неуклонно растет. Так, по некоторым экспертным оценкам, если в 2008 г. соотношение пользователей Интернета данной возрастной группы от общей численности населения составило 25,4 %, то в 2018 г. - уже 75,4 %3.
Однако современная социальная, экономическая и правовая окружающая российская действительность свидетельствует об использовании возможностей Интернета не только законопослушными гражданами, но и лицами, чья деятельность связана с преступными посягательствами на тайну частной жизни человека и гражданина; распространением детской порнографии; пропагандой девиантного поведения несовершенно-
1 См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 янв. 2020 г. // Рос. газ. 2020. 16 янв. (№ 7).
2 См.: Лунеев В. В. Курс мировой и российской криминологии : учебник для магистров. В 2 т. : Т. I. Общая часть. М. : Юрайт, 2015. С. 24.
3 См., напр.: Проникновение Интернета в России. URL: https://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-proniknovenie-inter neta-v-rossii/ (дата обращения : 15.04.2020).
летних лиц («Суицидальное поведение», «Скулшу-тинг», «АУЕ»); незаконным оборотом наркотиков и оружия; интернет-мошенничеством; проявлением экстремизма, терроризма и пр.
Отсюда - потребность в определении реального состояния показателей преступности в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, ее структуры, динамики, уровня и тенденций развития, что способствует выработке необходимых организационно-правовых мер, направленных на осуществление контроля преступности в сфере информационно-телекоммуникационных технологий и удержание ее на социально терпимом уровне, т. е. таком состоянии гражданского правопорядка в обществе, при котором обеспечивается безопасность личности, общества и государства, создаются правовые условия для достойной жизни и свободного развития человека и гражданина в государстве [5, с. 230].
Итак, результаты проведенного криминологического анализа имеющихся показателей уголовно-правовой статистики4 свидетельствуют о регистрации в 2019 г. 294,4 тыс. (АППГ + 68,5 %) ИТТ-преступлений, удельный вес которых в общей структуре регистрируемой преступности увеличился с 8,8 % в 2018 г. до 14,5 % в 2019 г.
Преобладающее большинство учтенных в 2019 г. ИТТ-преступлений выявлены органами внутренних дел Российской Федерации (289,8 тыс., 98,4 %), и лишь малая их часть - органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации (1,9 тыс., 0,6 %) и следственными органами Следственного комитета Российской Федерации (1,1 тыс., 0,4 %).
Возглавляют «криминальный рейтинг» преступности в сфере информационно-телекоммуникационных технологий уголовно наказуемые деяния, совершенные с использованием сети Интернет (157,0 тыс.), затем - совершенные путем мошенничества - ст. 159 УК РФ (119,9 тыс.), и далее по нисходящей - с использованием средств
4 Приведены статистические сведения за 2019 г., обрабатываемые ФКУ «ГИАЦ МВД России» в рамках формы федерального статистического наблюдения № 4-ЕГС «Сведения о состоянии преступности и результатах расследования преступлений» : утв. приказом Генеральной прокуратуры Рос. Федерации от 17 янв. 2020 г. № 30 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения № 4-ЕГС „Сведения о состоянии преступности и результатах расследования преступлений"» // СПС КонсультантПлюс, 2020; ведомственной формы статистической отчетности «Отчет о преступлениях, совершенных в сфере телекоммуникаций и компьютерной информации» : утв. приказом МВД России от 1 апр. 2002 г. № 311 «Об утверждении формы статистической отчетности 1-ВТ», Ф. 1-ВТ // СТРАС «Юрист». 2020.
мобильной связи (116,2 тыс.); путем кражи -ст. 158 УК РФ (98,8 тыс.); с использованием расчетных (пластиковых) карт (34,4 тыс.); в целях незаконного производства, сбыта или пересылки наркотических средств - ст. 228.1 УК РФ (24,7 тыс.); с использованием компьютерной техники (18,3 тыс.); путем мошенничества с использованием платежных карт - ст. 159.3 УК РФ (16,1 тыс.); с использованием программных средств (6,3 тыс.).
Как результат - за рассматриваемый период в общей структуре учтенной преступности (2 млн 24,3 тыс.) зарегистрировано каждое седьмое ИТТ-преступление (294,4 тыс.), из числа которых каждое второе совершено с использованием сети Интернет; третье - с использованием средств мобильной связи, путем мошенничества (ст. 159 УК РФ) и кражи (ст. 158 УК РФ); девятое -с использованием расчетных (пластиковых) карт; двенадцатое - в целях незаконного производства, сбыта или пересылки наркотических средств (ст. 228.1 УК РФ); шестнадцатое - с использованием компьютерной техники; восемнадцатое - путем мошенничества с использованием платежных карт (ст. 159.3 УК РФ); сорок седьмое -с использованием программных средств.
Из проведенного анализа следует также, что наибольшие темпы прироста зафиксированы среди ИТТ-преступлений, совершенных путем мошенничества с использованием платежных карт -ст. 159.3 УК РФ (+280,0 %); кражи - ст. 158 УК РФ (+202,4 %); с использованием расчетных (пластиковых) карт (+109,3 %); фиктивных электронных платежей (+101,2 %); средств мобильной связи (+89,5 %); сети Интернет (+45,4 %); программных средств (+43,6 %); путем неправомерного доступа к компьютерной информации - ст. 272 УК РФ (+37,4 %); путем мошенничества - ст. 159 УК РФ (32,2 %); в целях незаконного производства, сбыта или пересылки наркотических средств (+31,2 %); путем изготовления порнографических материалов - ст. 242, 242.1, 242.2 УК РФ (+30,5 %).
Снижение статистических показателей регистрируемости ИИТ-преступлений прослеживается лишь по деяниям, связанным с созданием, использованием и распространением вредоносных компьютерных программ -ст. 273 УК РФ (-37,9 %); мошенничеством в сфере компьютерной информации - ст. 159.6 УК РФ (-29,2 %); незаконной организацией и проведением азартных игр - ст. 171.2 УК РФ (-3,8 %).
Результаты проведенного анализа также свидетельствуют о выявлении 44,2 тыс. лиц, совершивших ИТТ-преступления, из которых около
половины (20,7 тыс.) причастны к уголовно наказуемым деяниям, совершенным с использованием сети Интернет; 18,7 тыс. - совершенным путем кражи (ст. 158 УК РФ); 11,4 тыс. - с использованием расчетных (пластиковых) карт; 11,3 тыс. - средств мобильной связи; 4,8 тыс. - в целях незаконного производства, сбыта или пересылки наркотических средств (ст. 228.1 УК РФ); 3,8 тыс. - путем мошенничества с использованием платежных карт (ст. 159.3 УК РФ); 3,6 тыс. - «простого» мошенничества (ст. 159 УК РФ); 2,9 тыс. - с использованием компьютерной техники; 1,3 тыс. - путем незаконной организации и проведения азартных игр (ст. 171.2 УК РФ); 1,1 тыс. - с использованием программных средств.
Как следствие - из общей массы выявленных лиц, совершивших ИТТ преступления, каждым вторым лицом совершено характерное преступление с использованием сети Интернет или путем кражи (ст. 158 УК РФ); четвeртым - с использованием расчетных (пластиковых) карт или средств мобильной связи; девятым - в целях незаконного производства, сбыта или пересылки наркотических средств (ст. 228.1 УК РФ); двенадцатым - путем мошенничества с использованием платежных карт (ст. 159.3 УК РФ) или «простого» мошенничества (ст. 159 УК РФ); пятнадцатым - с использованием компьютерной техники; тридцать четвертым - путем незаконной организации и проведения азартных игр (ст. 171.2 УК РФ); тридцать восьмым - с использованием программных средств.
Вместе с тем наибольшие темпы выявляе-мости зафиксированы среди лиц, совершивших ИТТ-преступления путем мошенничества с использованием платежных карт - ст. 159.3 УК РФ (+720,1 %), затем следуют преступления, совершенные путем кражи - ст. 158 УК РФ (+135,0 %), и далее по нисходящей - с использованием расчетных (пластиковых) карт (+130,7 %); фиктивных электронных платежей (+81,3 %); компьютерной техники (+73,6 %); средств мобильной связи (+73,2 %); программных средств (+70,2 %); сети Интернет (+57,9 %); путем неправомерного доступа к компьютерной информации - ст. 272 УК РФ (+57,9 %); в целях незаконного производства, сбыта или пересылки наркотических средств -ст. 228.1 УК РФ (+38,8 %).
Показатели предварительного расследования ИТТ-преступлений возросли на 50,4 % (65,2 тыс.), из которых за отчетный период окончено производством второе каждое (35,2 тыс.) ИТТ-преступление, совершенное с использованием сети Интернет (+41,9 %); третье (21,0 тыс.) -
путем кражи, ст. 158 УК РФ (+101,9 %); четвeртое (16,3 тыс.) - с использованием средств мобильной связи (+50,5 %); пятое (14,2 тыс.) - расчетных (пластиковых) карт (+114,7 %); шестое (10,2 тыс.) - в целях незаконного производства, сбыта или пересылки наркотических средств, ст. 228.1 УК РФ (+36,4 %); седьмое (9,8 тыс.) - путем мошенничества, ст. 159 УК РФ (+7,0 %); десятое (6,6 тыс.) - с использованием компьютерной техники (+37,5 %); четырнадцатое (4,8 тыс.) - путем мошенничества с использованием платежных карт, ст. 159.3 УК РФ (+722,3 %); двадцать шестое (2,5 тыс.) - программных средств (+28,7 %).
Более половины (57,2 тыс., +55,6 %) оконченных производством уголовных дел по ИТТ-преступлениям направлено в суд, причем наибольшее количество (31,3 тыс.) совершено с использованием сети Интернет (+44,8 %), затем следуют преступления, совершенные путем кражи, - ст. 158 УК РФ (19,8 тыс., +142,8 %), и далее по нисходящей - с использованием средств мобильной связи (15,0 тыс., +61,1 %); расчетных (пластиковых) карт (11,5 тыс., +123,7 %); в целях незаконного производства, сбыта или пересылки наркотических средств - ст. 228.1 УК РФ (10,2 тыс., +36,3 %); путем мошенничества -ст. 153 УК РФ (8,0 тыс., +6,7 %); с использованием компьютерной техники (5,2 тыс., +38,3 %); путем мошенничества с использованием платежных карт - ст. 159.3 УК РФ (3,0 тыс., +667,7 %); программных средств (1,9 тыс., +31,7 %).
Раскрываемость ИТТ-преступлений составляет всего 24,0 % от общего количества оконченных производством уголовных дел об этих преступлениях, которая по уголовно наказуемым деяниям, связанным с публичными призывами к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ), достигает 89,0 %; незаконной организацией и проведением азартных игр (ст. 171.2 УК РФ) - 85,8 %; публичными призывами к осуществлению террористической деятельности или оправданию терроризма (ст. 205.2 УК РФ) - 83,3 %; изготовлением порнографических материалов (ст. 242, 242.1, 242.2 УК РФ) - 81,3 %.
Однако показатель раскрываемости ИТТ-преступлений, связанных с созданием, использованием и распространением вредоносных компьютерных программ (ст. 273 УК РФ), равен лишь 47,2 %; совершенных с использованием программных средств - 45,5 %; в целях незаконного производства, сбыта или пересылки наркотических средств (ст. 228.1 УК РФ) - 45,2 %; с использованием расчетных (пластиковых) карт -44,7 %; компьютерной техники - 39,3 %; путем мо-
шенничества с использованием платежных карт (ст. 159.3 УК РФ) - 33,3 %; фиктивных электронных платежей - 28,8 %; сети Интернет - 24,1 %; путем кражи (ст. 158 УК РФ) - 23,7 %; неправомерного доступа к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ) - 21,1 %; с использованием средств мобильной связи - 15,5 %; путем мошенничества в сфере компьютерной информации (ст. 159.6 УК РФ) - 8,7 %; «простого» мошенничества (ст. 159 УК РФ) - 8,6 %.
Как следствие, за отчетный период остались нераскрытыми две трети (206,6 тыс.) ИТТ-преступлений (+72,5 %)5, из которых каждое второе совершено с использованием сети Интернет (111,0 тыс., +47,0 %), путем мошенничества -ст. 159 УК РФ (104,1 тыс., +29,5 %), с использованием средств мобильной связи (88,8 тыс., +86,4 %); третье - путем кражи - ст. 158 УК РФ (67,5 тыс., +273,5 %); двенадцатое - с использованием расчетных (пластиковых) карт (17,5 тыс., +133,6 %); семнадцатое - в целях незаконного производства, сбыта или пересылки наркотических средств - ст. 228.1 УК РФ 12,4 тыс., +43,5 %); двадцатое - с использованием компьютерной техники (10,1 тыс., +54,2 %); двадцать второе - путем мошенничества с использованием платежных карт - ст. 159.3 УК РФ (9,6 тыс., +276,2 %); семидесятое - с использованием программных средств (3,0 тыс., +49,6 %).
Таким образом, результаты проведенного криминологического анализа показателей уголовно-правовой статистики, характеризующих состояние преступности в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, позволяют прийти к определенным выводам.
Созданные в обществе технические возможности, предоставляемые информационными технологиями (доступные и упрощенные способы использованияIP-адресов, серверов и ресурсов, в том числе находящихся вне юрисдикции Российской Федерации), с большой долей вероятности спровоцируют дальнейший рост показателей преступности в сфере информационно-телекоммуникационных технологий на территории Российской Федерации. Об этом в определенной мере свидетельствует увеличение на 82,4 % (140,6 тыс.) количества зарегистрированных ИТТ-преступлений, наблюдаемое по итогам четырех месяцев 2020 г.6, а также рост их удельного веса
в общей структуре регистрируемой преступности по сравнению с аналогичным периодом прошлого года с 11,6 до 20,9 % (!).
Отсюда логичное предположение - подобные темпы прироста регистрируемых ИТТ-преступлений могут привести к увеличению их объема на конец 2020 г. до 400 тыс. и, как следствие, - к росту их удельного веса в общей структуре учтенной преступности до 30 % (!). Естественно, при условии, если не произойдет «всплеска» других видов корыстной преступности, что свойственно обществам с различными формами государственного устройства и управления, в том числе в условиях низкого уровня социально-экономической обеспеченности значительной части населения. И в этом случае вполне уместны экспертные оценки, согласно которым в экономически развитых государствах на долю корыстной преступности приходится до 90 % от общего количества совершенных преступлений, а в развивающихся странах этот показатель составляет 60 % от всей преступности7.
В сложившейся ситуации с устойчивой тенденцией к росту учитываемых ИТТ-преступлений, в том числе обладающих экономической направленностью, на наш взгляд, целесообразна постановка вопроса об их отнесении к числу основных источников угроз национальной безопасности, определенных п. «а» ст. 5 Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 г. № Пр-26858, и ст. 43 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»9.
Наиболее распространенными способами хищения финансовых средств в сфере информационно-телекоммуникационных технологий являются ИТТ-преступления, совершенные с использованием сети Интернет, путем мошенничества (ст. 159 УК РФ) и с использованием средств мобильной связи, что детерминировано удаленностью действий виновных лиц от места наступления последствий от ИТТ-преступлений, их транснациональным и относительно аноним-
5 Показатель рассчитан от общего количества ИТТ-преступлений, зарегистрированных в общей системе уголовно-правовой статистики.
6 См.: Состояние преступности в России (за январь-апрель 2020 г.). М. : ФКУ «ГИАЦ МВД России», 2020. С. 30.
7 См., напр.: Карпец И. И., Эминов В. Е. Криминология : учебник. М., 1992. С. 56.
8 Документ опубликован не был.
9 См.: О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : утв. Указом Президента Рос. Федерации от 31 дек. 2015 г. № 683 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 1 (ч. II), ст. 212.
ным характером совершения, обусловленным большим количеством программных продуктов, позволяющих скрывать реальные 1Р-адреса пользователей сети Интернет.
Как следствие, повышенный уровень латент-ности ИТТ-преступлений, обусловленный использованием при их совершении высоких технологий, необходимостью обладания определенным уровнем специальных познаний и наличием специального инструментария, что предполагает отнесение отдельных видов ИТТ-преступлений к такой криминолого-статистической категории, как «выявляемая преступность», которая обладает высокой приспособляемостью к меняющимся условиям социальной, экономической и правовой окружающей действительности, непрерывно мимикрирует, видоизменяется и тем самым совершенствуется.
Значительные темпы прироста ИТТ-преступлений, совершенных путем мошенничеств с использованием платежных карт (ст. 159.3 УК РФ), краж (ст. 158 УК РФ), с использованием расчетных (пластиковых) карт и фиктивных электронных платежей, могут объясняться выбором в качестве объектов преступных посягательств самых незащищенных слоев населения, являющихся таковыми в силу технической не-адаптированности либо легкомысленного, а порой небрежного отношения к современным мерам безопасности, предусмотренным в области 1Т-технологий.
Выявляемость лиц, совершивших ИТТ-преступления, практически пропорциональна («зеркальна») учтенным объемам наиболее распространенных преступных деяний в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, что может свидетельствовать о целенаправленном воздействии компетентных правоохранительных органов на ИТТ-преступность, которое напрямую зависит от состояния криминогенной обстановки, складывающейся на конкретной территории под воздействием объективной реальности окружающей действительности.
Практически сопоставимые и незначительные объемы предварительно расследованных ИТТ-преступлений и направленных в суд оконченных производством уголовных дел об ИТТ-преступлениях с большой долей вероятности сохранят достаточно низкий уровень раскрываемости, который спровоцирует ежегодный прирост числа нераскрытых ИТТ-преступлений, обусловленный их особенностями. В частности, обращается внимание на механизмы следообра-зования ИТТ-преступлений, которые затрудняют
их выявление и фиксацию преступной деятельности в области 1Т-технологий, а в конечном счете - уголовное преследование лиц, причастных к совершению подобных преступлений.
Именно поэтому в числе первоочередных правовых мер, направленных на адекватное противодействие ИТТ-преступности, целесообразно рассматривать включение в перечень оперативно-розыскных мероприятий, определенных ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»10, целенаправленного оперативно-розыскного мероприятия, позволяющего документировать следы преступной деятельности, образующиеся в сфере 1Т-технологий.
С организационно-тактической точки зрения также необходимо проработать вопрос об образовании в системе органов внутренних дел Российской Федерации самостоятельных структурных подразделений, ориентированных на выявление, предупреждение и пресечение ИТТ-преступлений, а также установление и розыск лиц, их совершивших, что предполагает внесение изменений в Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации»11.
Принимая во внимание накопленный за долгие годы правоохранительной системой опыт организации противодействия так называемой умной преступности, образование подобных подразделений, на наш взгляд, целесообразно из числа сотрудников, имеющих:
1) высокий уровень интеллектуального развития;
2) необходимые познания в специальных областях науки;
3) высокую профессиональную подготовленность во многих сферах правоохранительной деятельности, в том числе органов внутренних дел;
4) необходимые навыки, получаемые в процессе информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности;
5) доступ к соответствующим информационным ресурсам;
6) право на проведение оперативно-розыскных и иных мероприятий.
10 См.: Об оперативно-розыскной деятельности : Федер. закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 33, ст. 3349.
11 См.: О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации :Указ Президента Рос. Федерации от 6 сент. 2008 г. № 1316 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 37, ст. 4182.
Следующим шагом в противостоянии ИТТ-преступности выступает повышение уровня образованности и социальной ответственности отдельных представителей гражданского общества, являющихся потребителями финансово-экономических услуг, получаемых с помощью 1Т-технологий. Например, посредством их информирования через СМС-сервисы о мерах безопасности, которые необходимо соблюдать в процессе использования ИТ-технологий. Как это было введено в практику в период распространения в нашей стране коронавирусной инфекции (COVID-19), когда Минкомсвязью России совместно с ПАО «Ростелеком» была организована рассылка СМС- и РиэИ-уведомлений средствами Единого портала государственных и муниципальных услуг в целях информирования граждан о случаях нарушения ими условий карантина.
Важным аспектом организации противодействия рассматриваемой преступности также выступает создание условий для обеспечения информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой статистической информации, характеризующей состояние преступности в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, ее структуры, динамики, уровня и тенденций развития в Российской Федерации.
С научно-практической точки зрения решение обозначенной проблемы видится, прежде всего, в определении масштабов латентной части ИТТ-преступности, которые целесообразно оценить двумя способами.
Первый способ заключается в определении объемов «естественно-латентных» ИТТ-преступлений, или так называемых незаявленных преступлений [1], к которым в науке принято относить совокупность преступлений, не ставших достоянием органов и учреждений, регистрирующих их и осуществляющих преследование виновных, соответственно не учтенных в уголовной статистике, и в отношении которых не приняты предусмотренные законом меры реагирования [2, с. 21]. Заметим, что, по некоторым экспертным оценкам, число таких преступлений составляет около 60 % от фактически совершенных [7, с. 132].
С этой целью предлагается организовать проведение опроса общественного мнения как одного из социологических методов установления и отслеживания уровня и тенденций развития латентной преступности и ее отдельных видов
[8, с. 143], который заключается в интервьюировании граждан [4, с. 34-38]. В частности, речь идет об организации мониторинга общественного мнения, направленного на выявление фактов социально опасных проявлений в сфере 1Т-технологий, ставших очевидными для граждан, их близких родственников, друзей и знакомых.
Вторым способом предлагается определить объемы искусственно латентных ИТТ-преступлений, складывающихся из числа так называемых незарегистрированных и неучтенных преступлений, которые скрываются правоохранительными органами путем отказа от принятия заявления по надуманным основаниям; принятия заявления с последующим его уничтожением и соответственно непринятия мер к регистрации преступления, возбуждению уголовного дела и началу расследования; необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела; необоснованного прекращения уголовного дела (в отдельных случаях сопряженного с уничтожением доказательств) [6]. Причем число подобных преступлений, по некоторым экспертным оценкам, составляет примерно 60-70 % от общего количества зарегистрированных преступлений [3, с. 28].
Отследить объемы рассматриваемого вида латентной ИТТ-преступности предлагается за счет включения в действующую систему уголовно-правовой статистики показателей, характеризующих состояние законности и регистрационно-учетной дисциплины при рассмотрении сообщений о социально опасных ИТТ-проявлениях, их регистрации и учете в качестве ИТТ-преступлений в системе статистического наблюдения за состоянием преступности. Например, путем дополнения ведомственной формы статистической отчетности «4-Е» «Отчет о результатах работы органов внутренних дел по обеспечению учетно-регистрационной дисциплины»12 самостоятельным разделом, содержащим показатели, отражающие количество заявлений (обращений), поступивших в органы внутренних дел по фактам совершения ИТТ-преступлений; количество заявлений (обращений), рассмотренных органами внутренних дел по фактам совершения ИТТ-преступлений; характер процессуальных решений, принятых органами внутренних дел по заявлениям (сообщениям) по фактам совершения ИТТ-преступлений, и др. Иными словами, речь идет
12 Утверждена приказом МВД России от 24 марта 2015 г. № 361 «Об утверждении формы статистической отчетности „4-Е"» // СТРАС «Юрист». 2020.
об организации отслеживания статистических сведений, характеризующих результаты рассмотрения органами внутренних дел заявлений (сообщений) о совершенных ИТТ-преступлениях как основным правоохранительным органом в области «вывода» из латентного состояния социально опасных ИТТ-проявлений, поскольку в 2019 г. органами внутренних дел выявлено 289,8 тыс. ИТТ-преступлений (или 98,4 % от общего числа зарегистрированных), а по итогам четырех месяцев 2020 г. - уже 138,6 тыс. (98,5 %) (!).
Обязательным условием, способствующим обеспечению рассматриваемых информационных потребностей государства и общества, выступает совершенствование действующей системы статистической отчетности, которая, на наш взгляд, не в полной мере отражает реальное состояние ИТТ-преступности и ее слагаемых компонентов.
В целях решения обозначенной проблемы предлагается ввести в действие форму федерального статистического наблюдения (например, «ИТТ-преступность»), предусматривающую еженедельную периодичность сбора показателей анализируемой преступности, которая будет отнесена к категории оперативной статистической отчетности, формируемой в кратчайшие сроки после окончания отчетного периода в целях информирования органов управления системы правоохраны о ключевых моментах оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия ИТТ-преступности.
При этом в качестве основополагающих статистических показателей, подлежащих включению в предлагаемую государственную отчетность, на наш взгляд, следует рассматривать следующие сведения:
о количестве зарегистрированных (выявленных) ИТТ-преступлений;
способах, причинах и условиях совершения ИТТ-преступлений (отражаются в числовом выражении);
числе выявленных (установленных) лиц, совершивших ИТТ-преступления (с разделением по полу, возрасту, социальному положению);
количестве уголовных дел, возбужденных по фактам совершения ИТТ-преступлений;
количестве предварительно расследованных ИТТ-преступлений;
количестве направленных в суд на рассмотрение уголовных дел, оконченных производством по фактам совершения ИТТ-преступлений;
количестве раскрытых и нераскрытых ИТТ-преступлений;
числе лиц (физических - клиенты финансово-кредитных организаций (с разделением по полу, возрасту, социальному положению); юридических - финансово-кредитные организации), которые признаны (выступают) потерпевшими от совершенных ИТТ-преступлений;
размере причиненного ИТТ-преступлениями материального ущерба (из числа находящихся в производстве по оконченным уголовным делам; по материалам об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям; по приостановленным уголовным делам).
Отсюда - ожидаемый положительный эффект - созданные в системе уголовно-правовой статистики условия позволят получить более правдивые сведения о реальном состоянии ИТТ-преступности и ее основных слагаемых компонентов, что обеспечит выявление существующих проблем, прогнозирование и планирование дополнительных организационно-тактических мер, в том числе путем разработки современных методик выявления ИТТ-преступлений и установления лиц, их совершивших.
Было бы наивно надеяться, что такое социально опасное явление, как ИТТ-преступность, зародившееся в процессе развития 1Т-технологий, в нашем обществе будет искоренено в ближайшее время. Равно как не стоит рассчитывать на скорейшую минимизацию негативных социально-экономических последствий от ИТТ-преступлений без своевременного принятия адекватных организационно-правовых мер, направленных на снижение ИТТ-преступности до социально терпимого уровня, и, как следствие, выполнения государством социального заказа, полученного от российского гражданского общества, по защите его прав и законных интересов от различных преступных посягательств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акутаев Р. М. Некоторые аспекты борьбы с искусственно-латентной преступностью // Государство и право. № 3. 1999. С. 44-52.
2. Анюров Ф. Ф. Регистрация и учет преступлений в органах внутренних дел (правовые и организационные аспекты) : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006. - 286 с.
3. Горяинов К. К. Латентная преступность в России: результаты исследования и меры борьбы // Латентная преступность: познание, политика, стратегия: сборник материалов международ-
ного семинара. - М. : ВНИИ МВД России, 1993. С.19-38.
4. Горяинов К. К., Исиченко А. П., Кондратюк Л. В. Латентная преступность в России: опыт теоретического и прикладного исследования. -М. : ВНИИ МВД России, 1994. - 152 с.
5. Захватов И. Ю., Тришкин С. В. Статистические показатели коррупционной преступности - миф или реальность? // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 6. С. 230-236.
6. Иншаков С. М. Латентная преступность как объект исследования // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2009. № 1 (16). С. 107-130.
7. Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. -М. : НОРМА, 1997. - 497 с.
8. Лунеев В. В. Преступность ХХ века. Мировой криминологический анализ. - М., 1999. -526 с.
9. Лунеев В. В. Социальные последствия, жертвы и цена преступности // Государство и право. 2009. № 1. С. 36-56.
10. Чекунов И. Г. Киберпреступность: понятие и классификация // Российский следователь. 2012. № 2. С. 37-44.
REFERENCES
1. Akutaev R. M. Gosudarstvo i pravo (State and law), No. 3, 1999, pp. 44-52.
2. Anyurov F. F. Registratsiya i uchet prestuplenij v organakh vnutrennikh del (pravovye i organizatsionnye aspekty): dis. ... kand. yurid. nauk (Registration and accounting of crimes in the internal affairs bodies (legal and organizational aspects): Extended abstract of candidate's thesis), Moscow, 2006, 286 p.
3. Goryainov K. K. Latentnaya prestupnost': poznanie, politika, strategiya: sbornik materialov mezhdunarodnogo seminara (Latent Crime: Cognition, Politics, Strategy: Collection of Materials of an International Seminar), Moscow: Research Institute of the Russian Interior Ministry, 1993, pp. 19-38.
4. Goryainov K. K., Isichenko A. P., KondratyukL. V. Latentnaya prestupnost' v Rossii: opyt teoreticheskogo i prikladnogo issledovaniya (Latent crime in Russia: the experience of theoretical and applied research), Moscow: Research Institute of the Russian Interior Ministry, 1994, 152 p.
5. Zakhvatov I. Yu., Trishkin S. V. Probely v rossijskom zakonodatel'stve (Gaps in Russian legislation), 2014, No. 6, pp. 230-236.
6. Inshakov S. M. Kriminologiya: vchera,
segodnya, zavtra (Criminology: yesterday, today, tomorrow), 2009, No. 1 (16), pp. 107-130.
7. Luneev V. V. Prestupnost' XX veka. Mirovye, regional'nye i rossijskie tendentsii (Crime of the XX century. World, regional and Russian trends), Moscow: NORMA, 1997, 497 p.
8. Luneev V. V. Prestupnost' KHKH veka. Mirovoj kriminologicheskij analiz (XX century crime. World Criminological Analysis), Moscow, 1999, 526 p.
9. Luneev V. V. Gosudarstvo i pravo (State and law), 2009, No. 1, pp. 36-56.
10. Chekunov I. G. Rossijskij sledovatel' (Russian investigator), 2012, No. 2, pp. 37-44.
Рукопись поступила в редакцию 20.05.2020, принята к публикации 11.12.2020.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Сергей Владимирович Нуянзин, Министерство внутренних дел Российской Федерации (Российская Федерация, 119991, г. Москва, ул. Житная, д. 16)
Андрей Олегович Виноградов, Министерство внутренних дел Российской Федерации (Российская Федерация, 119991, г. Москва, ул. Житная, д. 16)
Сергей Владимирович Тришкин, кандидат юридических наук, Министерство внутренних дел Российской Федерации (Российская Федерация, 119991, г. Москва, ул. Житная, д. 16)
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Sergey V. Nuyanzin, the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation (Zhitnaya str., 16, Moscow, 119991, Russian Federation)
Andrey O. Vinogradov, the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation (Zhitnaya str., 16, Moscow, 119991, Russian Federation)
Sergey V. Trishkin, Candidate of Juridical Sciences, the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation (Zhitnaya str., 16, Moscow, 119991, Russian Federation)
ВКЛАД СОАВТОРОВ
С. В. Нуянзиным определена регистрируемая часть преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий; выстроен
«криминальный рейтинг» преступлений в сфере 1Т-технологий; проведен анализ показателей вы-являемости лиц, совершивших преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий; определены наиболее «привлекательные» способы совершения преступлений в сфере 1Т-технологий; обоснована необходимость дополнения перечня оперативно-розыскных мероприятий, определенных ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», целенаправленным оперативно-розыскным мероприятием, позволяющим документировать следы преступной деятельности, образовывающиеся в сфере 1Т-технологий.
А. О. Виноградовым проведен анализ показателей уголовно-правовой статистики, характеризующих состояние предварительного расследования ИТТ-преступлений; обоснован вывод о дальнейшем росте на территории России показателей ИТТ-преступности; выработано предложение о целесообразности образования в системе органов внутренних дел самостоятельных структурных подразделений, ориентированных на выявление, предупреждение и пресечение ИТТ-преступлений, а также установление и розыск лиц, их совершивших; обоснована целесообразность отнесения ИТТ-преступлений, обладающих экономической направленностью, к числу основных источников угроз национальной безопасности, определенных п. «а» ст. 5 Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 г. № Пр-2685, и ст. 43 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
С. В. Тришкиным проанализировано состояние раскрываемости ИТТ-преступлений, рассчитываемой от общего количества оконченных производством уголовных дел об ИТТ-преступлениях; определен комплекс мер, направленных на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предостав-
ляемой статистической информации, характеризующей состояние ИТТ-преступности, ее структуры, динамики, уровня и тенденций развития в Российской Федерации.
CONTRIBUTION OF CO-AUTHORS
S. V. Nuyanzin defined the registered part ITT crimes; built a «criminal rating» of crimes in the field of IT-technologies; the analysis of indicators of detection of persons who have committed ITT crimes; the most «attractive» ways of committing crimes in the field of IT-technologies; the need to Supplement the list of operational-search measures defined by article 6 of the Federal law of August 12, 1995 No. 144-FZ «on operational-search activities», a targeted operational-search measure that allows you to document traces of criminal activity that are formed in the field of it-technologies.
A. O. Vinogradov analyzed the indicators of criminal law statistics that characterize the state of preliminary investigation of ITT crimes; justified the conclusion about the further growth of ITT crime indicators in Russia; developed a proposal about the appropriateness of education in the system of internal Affairs bodies of independent business units focused on detection, prevention and suppression of crimes of ITT, as well as the establishment and search of the persons who committed them; the expediency of allocation of ITT crimes with economic orientation, among the main sources of threats to national security specified in clause «a» article 5 the concept of public security in the Russian Federation approved by President of the Russian Federation of November 14, 2013 № PR-2685 and article. 43 of the national security Strategy of the Russian Federation approved by presidential decree No. 683 of December 31, 2015 «On the national security Strategy of the Russian Federation».
S. V. Trishkin analyzed the state of disclosure ITT crimes, calculated from the total number of completed criminal cases of ITT crimes; a set of measures aimed at ensuring the information needs of the state and society in a complete, reliable, scientifically based and timely statistical information describing the state of ITT crime, its structure, dynamics, level and development trends in the Russian Federation.