Преступность в сфере экономики как угроза национальной безопасности Российской Федерации: статистический анализ
Савостьянов Иван Владимирович,
магистр экономики, консультант, ООО «КМПГ - Налоги
и Консультирование»
E-mail: [email protected]
В статье рассматривается динамика экономической преступности в Российской Федерации за последние десять лет, обобщен опыт теоретического и эмпирического исследования преступности, ее влияние на национальную безопасность России, представлены авторские выводы по данному вопросы. Автором выделен научно-юридический и законодательный подход к формулировке понятия «экономическая преступность», выявлены основные тенденции в развитии экономической преступности, аргументируются причины обнаруженной динамики развития экономической преступности в Российской Федерации. В качестве статистической базы исследования используются данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства Внутренних Дел Российской Федерации. Авторский анализ позволил определить последствия, которые оказывают данные преступления на экономические отношения в Российской Федерации, а также дать рекомендации в области совершенствования мер противодействия экономической преступности в целях укрепления национальной безопасности Российской Федерации.
Ключевые слова: статистика, динамика, национальная безопасность, уровень преступности, латентность4, анализ, экономическое преступление.
S2
см о см I—
Активное развитие рыночной экономики требует ясно заданных правил работы рынка, причем этот подход должен быть понятен всем участникам осуществления обмена. Наиболее эффективным набором инструментов для разработки данных правил, а также их внедрения и поддержания эффективной работы обладает государство. В случае Российской Федерации одним из таких инструментов становится стратегическое планирование, позволяющее основным участникам рынка скоординировать свои усилия в достижении экономического развития общества и его членов. Наиболее актуальным документом в данной области можно считать стратегию национальной безопасности Российской Федерации, принятой в рамках указа Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». При этом ясно, что реализация стратегических интересов граждан напрямую зависит от реализации экономического потенциала страны.
Важно отметить, что стратегия национальной безопасности - это отражение различных элементов взаимодействия государства и общества, поскольку включает в себя как цели военной защиты государства от возможных агрессоров, так и сохранение особой культуры России путем защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, сформированных в обществе. Более того, в рамках данного нормативно-правового акта очень четко определены задачи, которые необходимо реализовать для соблюдения национальных интересов и, в частности, развития национальной экономики. Среди подобных задач можно выделить «снижение доли теневого и криминального секторов экономики, а также уровня коррупции в предпринимательской среде».[2]
В связи с этим целью настоящей статьи является проанализировать динамику экономической преступности в Российской Федерации, оценить причины данной динамики и последствия, которые несут экономические преступления для экономических отношений, а также предложить меры предупреждения данных преступлений.
Для проведения данного исследования прежде всего необходимо обозначить, что именно мы будем понимать под «экономическим преступлением». Стоит заметить, что специалистами в области права обозначается проблематика формулировки данного понятия. Поэтому формулировка понятия «экономическое преступление» и отнесение к этому понятию тех или иных преступлений становится тот критерий, который данный автор посчитает важнейшим. [6, с. 4]
Например, Коренная А.А. отмечает, что в юриспруденции в сфере уголовного права существует несколько походов к определению объекта преступлений в сфере экономики, что непосредственно влияет на классификацию преступления как экономического, а именно:
1) экономические преступления нарушают функционирование экономических механизмов, посягают на интересы и потребности участников экономических отношений, их права и свободы и экономику в целом, в результате чего причиняют данными действиями этим социальным ценностям и благам материальный ущерб;
2) объект экономического преступления - система общественных отношений, которая складывается в обществе в сфере экономической деятельности, охраняемая государством в рамках развития рыночной экономики;
3) экономические преступления посягают на интересы государства и отдельных субъектов в сфере их экономической деятельности;
4) также под объектом преступлений в сфере экономики предложено понимать общественные отношения в сфере реализации принципов осуществления экономической деятельности.[4, с. 18]
В тоже время, Авдийский В.И., Трунцев-ский Ю.В., Петренко А.В., Трунов И.Л. отмечают несколько подходов к определению экономических преступлений. Например, данные исследователи фиксируют подход зарубежной криминологии к данному вопросу. Согласно этому подходу, экономические преступления - это деяния, которые имеют в качестве мотива получение экономической выгоды, носят длящийся характер и при этом происходят систематически в рамках легальной экономической деятельности. Однако, с использованием данного определения представленные авторы не согласны в связи с тем, что преступления в сфере экономики могут совершаться и не в ходе легального ведения хозяйства, однако данные преступления являются экономическими. Примерами таких преступлений могут быть деяния, предусмотренные статьей 171 «Незаконное предпринимательство» и статьей 172 «Незаконная банковская деятельность» УК РФ.[5, с. 56-57] Авдийский В.И., Трунцевский Ю.В., Петренко А.В., Трунов И.Л. соглашаются в определении экономического преступления с подходом Рабочей группы против организованной преступности Швеции, определяющее данный тип преступления как деяние, которое приняло форму организованной операции и при этом несущее систематический характер. Причем сама организация в такую форму в отличие от организованной преступности не является признаком соответствующего состава преступления.^, С. 66]
Рассмотрим возможность сформулировать определение экономического преступления на основе текущего законодательства. Так, Уголовным кодексом Российской Федерации не предусмотрено единое определение понятию «эконо-
мическое преступление», однако в рамках данного нормативно-правового акта ответственность за совершение данного вида преступлений предусмотрена в разделе VIII. «Преступления в сфере экономики». Данный раздел предусматривает следующие типы преступлений - преступления против собственности (глава 21 УК РФ), преступления в сфере экономической деятельности (глава 22 УК РФ), преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (глава 23 УК РФ).[1] В целях данного исследования применим толкование, используемое в официальной статистике МВД России, а именно предусмотренное в соответствии с Указанием Генеральной прокуратуры России № 738/11, МВД России № 3 от 25.12.2020 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности». Следуя подходу данных структур, мы можем сформулировать следующее определение для преступлений экономической направленности - данными преступления в сфере экономической деятельности, а также иные преступления насильственной, имущественной и другой направленности, если их результатом становится получение экономической выгоды.[3] Стоит отметить, что в юридической науке также выделяется ряд признаков экономической преступности. К ним относятся:
1. совершение преступных деяний в ходе осуществления профессиональной деятельности;
2. совершение преступных деяний в ходе осуществления экономической деятельности или под прикрытием данной деятельности;
3. корыстный характер совершаемых преступных деяний;
4. преступные деяния экономического характера обладают систематическим, и при этом, длящимся развитием;
5. преступные деяния наносят ущерб экономическим интересам граждан, частного предпринимательства и государства;
6. субъектами совершения экономических преступлений являются физические лица, которые действуют от имени и в интересах их хозяйствующего субъекта, а также юридические лица. [13, с. 165]
После формулировки определения и определения признаков экономических преступлений, для определения имеющихся закономерностей рассмотрим статистику по преступлениям экономической направленности, представленную в табл. 1 и 2.[15]
Так, согласно данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в России наблюдалось постепенное снижение числа зарегистрированных р экономических преступлений с 202 454 в 2011 го- ИД ду до 105 480 в 2020 году, а также числа лиц, со- Ч
т
вершавших экономические преступления с 64 593 К человека в 2011 году до 44 072 человека в 2020 го- ё ду. При этом число не раскрытых экономических у преступлений также снизилось с 41 469 в 2011 го- А
ду до 27 043 в 2020 году, однако в тоже самое вре- мя доля не раскрытых преступлений увеличилась
с 20,48% в 2011 году до 25,64% в 2020 году.
Таблица 1. Общие показатели состояния преступности в экономике России за 2011-2015 гг.
Год 2011 2012 2013 2014 2015
Число лиц, совершивших экономические преступления 64 593 50 212 49 885 45 262 48 781
Зарегистрировано экономических преступлений 202 454 172975 141 229 107797 112445
Не раскрытые экономические преступления 41 469 33 541 27 354 25 313 26 876
Доля нераскрытых экономических преступлений, в% 20,48% 19,39% 19,37% 23,48% 23,90%
Таблица 2. Общие показатели состояния экономической преступности России за 2016-2020 гг.
Год 2016 2017 2018 2019 2020
Число лиц, совершивших экономические преступления 46 952 47 328 47 134 44 237 44 072
Зарегистрировано экономических преступлений 108754 105087 109463 104927 105480
Не раскрытые экономические преступления 26 864 25 605 26 595 26 242 27 043
Доля нераскрытых экономических преступлений, в% 24,70% 24,37% 24,30% 25,01% 25,64%
Для более детального анализа необходимо обратиться к данным статистическим данным МВД России за аналогичный период времени. Согласно данным, представленным в табл. 3 и 4,[16] можно наблюдать снижение количества преступных деяний по всем видам преступлений с 2011 года по 2020. Однако, стоит отметить ряд моментов, характеризующих данную статистику. Прежде всего, с 2014 года прекратилось резкое снижение всех показателей преступности, при этом общее число преступлений сократилось незначительно - с 107 797 в 2014 году до 105 480 в 2020 году,
при этом ряд показателей имеет тенденцию к росту, например, число экономических преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размере, увеличилось с 25 422 в 2014 году до 29 772 в 2020 году, а число преступлений в сфере экономической деятельности увеличилось с 26 737 в 2014 году до 39 591 в 2020 году (см. Таблицу № 3 и Таблицу № 4). В тоже время криминолог Клейменов М.П. отмечает, что общая для всех типов преступлений тенденция к уменьшению не имеет объективных причин из-за недостаточных темпов решения социальных проблем. [12, с. 160]
Таблица 3. Экономические преступления в России по видам за 2011-2015 гг.
Виды экономических преступлений 2011 2012 2013 2014 2015
Тяжкие и особо тяжкие 108834 99 227 81 593 65 761 70 401
Совершенные в крупном и особо крупном размере 40 315 36 083 29 878 25 422 28 237
Против собственности 73 687 72 004 55 783 36 065 35 182
В сфере экономической деятельности 40 496 34 405 27 388 26 737 35 182
Связанные с потребительским рынком 35 308 30 066 23 932 11 908 11199
В финансово-кредитной системе 57 251 51 433 39 424 31 254 31 596
В сфере внешнеэкономической деятельности 4 691 1 863 1 243 1 068 1093
Связанных с операциями с недвижимостью 10 211 11 093 8 690 5 680 6 208
Всего экономических преступлений 202 454 172975 141 229 107797 112445
Таблица 4. Экономические преступления в России по видам за 2016-2020 гг.
Виды экономических преступлений 2016 2017 2018 2019 2020
Тяжкие и особо тяжкие 65 134 59 819 64 736 63 285 64 520
Совершенные в крупном и особо крупном размере 28 800 29 108 30 132 30 398 29 772
Против собственности 34 673 33 615 33 873 32 596 31 412
В сфере экономической деятельности 28 967 30 042 36 543 37 788 39 591
Связанные с потребительским рынком 9 882 9 818 10 182 8 566 8 070
В финансово-кредитной системе 28 884 27 288 29 833 29 779 31 309
Окончание
Виды экономических преступлений 2016 2017 2018 2019 2020
В сфере внешнеэкономической деятельности 971 872 950 1 112 917
Связанных с операциями с недвижимостью 6 362 6 743 7 372 7 340 7 178
Всего экономических преступлений 108754 105087 109463 104927 105480
Также стоит обратить внимание на еще одну особенность уголовно-правовой экономической статистики в Российской Федерации - рост величины материального ущерба, который нанесен экономике в результате совершения экономических преступлений. Статистические данные по этим показателям приведены в табл. 5 и 6. [16] Так, материальный ущерб от экономических
преступлений увеличился с 160 712 680 тыс. руб. в 2011 году до 339 475 250 тыс. руб., однако примечательно, что в 2015 и 2016 годах ущерб от экономических преступлений составлял более 85% от общего ущерба от всех преступлений, совершенных в стране. При этом в материальном ущербе от экономических преступлений не учитывается ущерб от коррупционных преступлений.
Таблица 5. Ущерб от преступности в Российской Федерации за 2011-2015 гг.
Год 2011 2012 2013 2014 2015
Материальный ущерб от экономических преступлений, тыс. руб. 160 712 680 144 847 935 229 860 404 194 560 919 271 485 831
Материальный ущерб от всей преступности, тыс. руб. 250 733 823 267 774 380 386000 102 349335123 310 858 016
Доля экономических преступлений, в% 64.10% 54.09% 59.55% 55.69% 87.33%
Таблица 6. Ущерб от преступности в Российской Федерации за 2016-2020 гг.
Год 2016 2017 2018 2019 2020
Материальный ущерб от экономических преступлений, тыс. руб. 397 979 027 234 286 685 403 811 653 447 186 090 339 475 250
Материальный ущерб от всей преступности, тыс. руб. 446 811 359 408 491 411 563 079 021 627 697 445 512 835 434
Доля экономических преступлений, в% 89.07% 57.35% 71.71% 71.24% 66.20%
В криминалистических исследованиях отмечают различные причины, объясняющие обозначенные выше тенденции:
1) Длящийся характер преступлений, из-за которого обнаружить совершение экономического преступления возможно только спустя 2-3 года с непосредственного момента его совершения. При этом отмечается, что выявление преступлений напрямую зависит от усиления оперативно-розыскной работы, поскольку подобные деяния носят тайный характер.
2) Изменения и дополнения, внесенные в уголовное, налоговое, уголовно-процессуальное и иное законодательство Российской Федерации, и перестройка под них судебно-следственной практики, при сокращении числа сотрудников в области экономической безопасности и противодействия коррупции.
3) Приобретение экономической преступностью характера транснациональной преступности с возрастанием ее консолидации. В этом случае экономическая преступность приобретает вид незаконного вывода активов за рубеж, легализации доходов, полученных преступным путем, изготовление и сбыт поддельных денег и ценных бумаг, нарушений, совершаемых
при сбыте алкогольной продукции, лекарственных средств и биологически активных добавок, а также нарушения в области интеллектуальной собственности, а также оборота лесных и водных ресурсов.
4) Тенденция в судебно-следственной практике в переквалификации одних преступлений в другие - наблюдается увеличение числа лиц, осужденных по части 3 и части 4 статьи 159 УК РФ, при одновременном уменьшении количества лиц, осужденных по статье 290 УК РФ, то есть наказание чиновников за преступления на государственной службе стали переквалифицироваться в мошенничества. [10, с. 114]
5) Социально-правовые причины - рост материальной дифференциации населения, экономический и правовой нигилизм, а также безграмотность при создании рыночных отношений и входе рыночного взаимодействия, отсутствие последовательности в ходе реализации государственных правовых и социальных решений. [14, с. 193-194]
6) Высокий уровень латентности экономических преступлений, по отдельным оценкам достигающий 90%, в результате которого пострадавшие от совершения экономических преступле-
ний не сообщают о данных деяниях в правоохранительные органы. [11, с. 305] Анализируя данные причины, а также динамику совершения экономических преступлений, можно прийти к следующим последствиям влияния данных деяний на экономические отношения в России:
1) общественное недоверие к результатам деятельности правоохранительных органов, что на фоне снижения количества регистрируемых преступлений будет повышать латентность экономических преступлений, а также повышать количество теневых операций;
2) не способность субъектов государственного и муниципального управления к решению поставленных перед ними тактических и стратегических задач в силу дополнительного ограничения доступных ресурсов; [7, с.10]
3) деструктивное влияние на морально-нравственныеосновысоциально-экономических отношений России, выражающееся в нормализации ведения экономической деятельности преступными методами, при этом отмечается, что в сфере экономики получили распространение такие преступления как криминальный лоббизм, корыстный сговор должностных лиц, совмещение государственной службы с участием в работе в собственной коммерческой организации, передача государственного имущества в коммерческое управление без экономической выгоды, инвестирование за счет средств федерального бюджета подконтрольных чиновникам структур; [8, с.308]
4) как следствие из вышесказанного - торможение развития России как социального государства и нарушение основ ее конституционного строя и обязательств государства перед гражданами.
Таким образом, можно прийти к заключению, что экономическая преступность в России - это многофакторная сложная проблема, борьба с которой требует как существенных реформ в области управления государством и оперативно-розыскной работы, так и в области формирования ответственного гражданского общества с нулевой терпимостью к экономическим преступлениям. Для реализации данных проблем автором предлагаются следующие мероприятия:
1) Пересмотр подходов к формированию статистики на региональном уровне путем внедрения цифровых технологий на базе государственной автоматизированной системы правовой статистики, опробованной Генеральной Прокуратурой РФ еще в 2013 и 2016 году и показавшей свою эффективность в ходе пилотных испытаний. [9, с.121]
2) Совершенствование правового регулирования экономической деятельности с уточнением состава преступлений по отдельным статьям для избегания последующих переквалификаций.
3) Повышение качества рабочих мест и оплаты труда для привлечения высококвалифициро-
ванных специалистов в оперативно-розыскную работу в области экономической деятельности.
4) Интеграция в деятельность оперативно-розыскных экономических отделов правоохранительных органов новых технологии, в частности основанных на анализе больших данных и повышение их квалификации в области подхода к аналитике данных.
5) Внедрение в корпоративную деятельность механизмов комплаенс с целью контроля соблюдения сотрудниками законодательных норм, установленных государством, а также внутрикорпоративных норм.
6) Внесение законодательных инициатив, позволяющих определить элементы современной экономики, в частности, цифровой экономики, что позволит судебным органам четко определять составы преступлений и квалификацию деяний.
По мнению автора, использование данных инициатив позволит России реализовать цели, поставленные перед ней в рамках Стратегии национальной безопасности и обеспечить тем самым устойчивое развитие государства и общества.
Литература
1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-Ф3 URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (Дата обращения 29.07.2021)
2. Указ Президента от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_389271/2ec140d58e8 ceaecbc318afe3dea8e80debce8e1/ (Дата обращения 29.07.2021)
3. Указание Генпрокуратуры России № 738/11, МВД России № 3 от 25.12.2020 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_382494/ (Дата обращения 29.07.2021)
4. Коренная, А.А. Преступления в сфере экономической деятельности: учебник для вузов / А.А. Коренная. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 383 c.
5. Организация предупреждения правонарушений в сфере экономики: учебник для бакалавров / В.И. Авдийский, Ю.В. Трунцевский, А.В. Петренко, И.Л. Трунов; под общей редакцией Ю.В. Трунцевского. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 272 c.
6. Русанов, Г.А. Экономические преступления: учебное пособие для вузов / Г.А. Русанов. -Москва: Издательство Юрайт, 2021. - С. 224
7. Егорышев С.В. Экономическая преступность как фактор снижения уровня управляемости обществом // Вопросы управления. - 2020. -№ 5. - С. 6-15.
8. Егорышев С.В. Деструктивное влияние экономической преступности на процесс социализации экономики // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2020. Т. 5. № 3. С. 305-311
9. Зиневич О.Я. Развитие и внедрение новых методов статистического учёта преступлений // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Юридические науки. - 2019. - Т. 5 (71). № 2. - С. 119123.
10. Иванов П.И., Шегабудинов В.Ш. Экономическая и коррупционная преступность и ее ла-тентность как объект криминологического изучения // Вестник экономической безопасности. - 2017. - № 3. - С. 111-120.
11. Каськов Д.Л., Рудакова О.В. Экономическая преступность как угроза экономической безопасности России // Среднерусский вестник общественных наук. - 2016. - Т. 11 № 6. - С. 299307
12. Клеймёнов М.П. Снижается ли преступность в России // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2018. - № 1 (54). - С. 157-162.
13. Литвинов Д.А. Экономическая преступность как реальная угроза национальной безопасности России // Вестник Воронежского института МВД России. - 2015. - № 1. - С. 164-171.
14. Скворцова О.В. Анализ отдельных криминологических показателей экономической преступности в Российской Федерации // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Юридические науки. -2019. - Т. 5 (71). № 1. - С. 192-198.
15. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации URL: http:// crimestat.ru/offenses_table (Дата обращения 31.07.2021)
16. Статистика и аналитика МВД Российской Федерации URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/ statistics (Дата обращения 31.07.2021)
ECONOMIC CRIME AS A THREAT TO THE NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION: STATISTICAL ANALYSIS
Savostyanov I.V.
LLC «KPMG - Taxes and Consulting»
The article examines the dynamics of economic crime in the Russian Federation over the past ten years, summarizes the experience of theoretical and empirical research of crime, its impact on the national security of Russia, presents the author's conclusions on this issue. The author highlighted the scientific, legal and legislative approach to the formulation of the concept of "economic crime", identified the main trends in the development of economic crime, argued the reasons for the detected dynamics of the development of economic crime in the Russian Federation. As a statistical base for
the study, data from the General Prosecutor's Office of the Russian Federation and the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are used. The author's analysis made it possible to determine the consequences of these crimes on economic relations in the Russian Federation, as well as to give recommendations in the field of improving measures to counter economic crime in order to strengthen the national security of the Russian Federation.
Keywords: statistics, dynamics, national security, crime rate, latency, analysis, economic crime.
References
1. "Criminal Code of the Russian Federation" dated 13.06.1996 N 63-FZ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_10699/ (Date of treatment 07.29.2021)
2. Decree of the President of 02.07.2021 No. 400 "On the National Security Strategy of the Russian Federation" URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/2ec-140d58e8ceaecbc318afe3dea8e80debce8e1/ (Date of treatment 29.07.2021)
3. Instruction of the Prosecutor General's Office of Russia No. 738/11, Ministry of Internal Affairs of Russia No. 3 dated 25.12.2020 "On the introduction of the lists of articles of the Criminal Code of the Russian Federation used in the formation of statistical reporting" URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/ cons_doc_LAW_382494 / (Date of treatment 29.07.2021)
4. Korennaya, A.A. Crimes in the sphere of economic activity: a textbook for universities / A.A. Korennaya. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2021. - 383 p.
5. Organization of crime prevention in the sphere of economics: a textbook for bachelors / V.I. Avdiyskiy, Yu.V. Truntsevsky, A.V. Petrenko, I.L. Trunov; under the general editorship of Yu.V. Truntsevsky. - M.: Yurayt Publishing House, 2019. -272 p.
6. Rusanov, GA Economic crimes: a textbook for universities / GA Rusanov. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2021. - P. 224
7. Egoryshev S.V. Economic crime as a factor in reducing the level of control over society // Management issues. - 2020. - No. 5. -P. 6-15.
8. Egoryshev SV Destructive influence of economic crime on the process of socialization of the economy // Bulletin of the Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic Sciences. 2020. Vol. 5. No. 3. P. 305-311
9. Zinevich O. Ya. Development and implementation of new methods of statistical accounting of crimes // Scientific notes of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky Juridical sciences. - 2019. - T. 5 (71). No. 2. - P. 119-123.
10. Ivanov P.I., Shegabudinov V. Sh. Economic and corruption crime and its latency as an object of criminological study // Bulletin of economic security. - 2017. - No. 3. - P. 111-120.
11. Kaskov D.L., Rudakova O.V. Economic crime as a threat to the economic security of Russia // Central Russian Bulletin of Social Sciences. - 2016. - T. 11 No. 6. - P. 299-307
12. Kleymenov M.P. Is crime decreasing in Russia // Bulletin of Omsk University. Series "Right". - 2018. - No. 1 (54). - P. 157162.
13. Litvinov D.A. Economic crime as a real threat to the national security of Russia // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2015. - No. 1. - P. 164-171.
14. Skvortsova O.V. Analysis of individual criminological indicators of economic crime in the Russian Federation // Scientific notes of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University Legal Sciences. - 2019. - T. 5 (71). No. 1. - P. 192-198.
15. Portal of legal statistics of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation URL: http://crimestat.ru/offenses_table (Date of treatment 31.07.2021)
16. Statistics and analytics of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation URL: https://MBfl.pi£/Deljatelnost/statistics (Date of treatment 31.07.2021)
5
"O
C3
<