Научная статья на тему 'Преступность в сфере экономики как угроза экономической безопасности'

Преступность в сфере экономики как угроза экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
экономическая безопасность / экономическая преступность / государство / преступления / правоохранительные органы / economic security / economic crime / the state / crimes / law enforcement agencies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ангелина Федоровна Дятлова, Людмила Николаевна Иванова

В статье рассмотрены основные направления деятельности органов внутренних дел и государства, которые связаны с обеспечением экономической безопасности. Определены перспективные пути развития и совершенствования деятельности органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ангелина Федоровна Дятлова, Людмила Николаевна Иванова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crime in the field of economics as a threat to economic security

In the article, the authors consider the main activities of the internal affairs bodies and the state, which are related to ensuring economic security. Promising ways of developing and improving the activities of internal affairs bodies have also been identified.

Текст научной работы на тему «Преступность в сфере экономики как угроза экономической безопасности»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 157—162. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):157—162.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Научная статья УДК 338.054.23

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-157-162 NIION: 2007-0062-3/24-141

EDN: https://elibrary.ru/KZRIBT MOSURED: 77/27-004-2024-03-341

Преступность в сфере экономики как угроза экономической безопасности

Ангелина Федоровна Дятлова1, Людмила Николаевна Иванова2

1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 angelina09_63@mail.ru

2 nxt200@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены основные направления деятельности органов внутренних дел и государства, которые связаны с обеспечением экономической безопасности. Определены перспективные пути развития и совершенствования деятельности органов внутренних дел.

Ключевые слова: экономическая безопасность, экономическая преступность, государство, преступления, правоохранительные органы

Для цитирования: Дятлова А.Ф., Иванова Л.Н. Преступность в сфере экономики как угроза экономической безопасности // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С.157—162. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-157-162. EDN: https://elibrary.ru/KZRIBT.

REGIONAL AND SECTOR ECONOMY

Original article

Crime in the field of economics as a threat to economic security

Angelina F. Dyatlova1, Lyudmila N. Ivanova2

1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, Moscow, Russia

1 angelina09_63@mail.ru

2 nxt200@yandex.ru

Abstract. In the article, the authors consider the main activities of the internal affairs bodies and the state, which are related to ensuring economic security. Promising ways of developing and improving the activities of internal affairs bodies have also been identified.

Keywords: economic security, economic crime, the state, crimes, law enforcement agencies For citation: Dyatlova A.F., Ivanova L.N. Crime in the field of economics as a threat to economic security // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):157—162. (In Russ.). https://doi.org/! 0.24412/2073-3305-2024-3-157-162. EDN: https://elibrary.ru/KZRIBT.

Перед рассмотрением влияния экономической преступности на угрозу экономической безопасности стоит более подробно изучить основные элементы, входящие в понятие экономической безопасности. Многие ученые-экономисты и правоведы включают в понятие экономической безопасности ряд элементов, среди них [1]:

1) экономическая безопасность отдельно взятого частного лица либо предпринимателя —

© Дятлова А.Ф., Иванова Л.Н., 2024

данный элемент в системе иерархии составляющих экономической безопасности находится на самом нижнем уровне, однако это ни в коем случае не умаляет значимости данного элемента. Поскольку от того, насколько будет обеспечен уровень экономической безопасности населения государства, будет зависеть все экономическое развитие государства в целом;

2) экономическая безопасность организаций и предприятий — данный элемент также является крайне важным, поскольку организации и

предприятия являются важнейшими элементами экономики, которые не только производят товары и услуги, но и обеспечивают значительные поступления в бюджет (как региона, так и всего государства). Обеспечение экономической безопасности данных субъектов позволит в значительной мере снять либо уменьшить риски, связанные с экономической деятельностью данных предприятий;

3) экономическая безопасность отдельно взятого региона — поскольку Российская Федерация включает в себя достаточно большое количество субъектов, очевидно, что экономическая угроза одному из составляющих элементов Федерации может привести к достаточно серьезным последствиям для экономики как субъекта, так и станы в целом;

4) экономическая безопасность государства — поскольку государство является особой формой властно-политической организации общества, то обеспечение экономической безопасности государства является важнейшим направлением деятельности государства по обеспечению национальной безопасности всего населения, проживающего на данной территории. Экономическая безопасность государства складывается из ранее названных элементов, действующих в совокупности.

Рассмотрев элементы, входящие в понятие экономической безопасности, перейдем к экономической преступности как фактору, непосредственно влияющему на ее эффективность.

Экономическое преступление классифицируется гл. 2 УК РФ и имеет достаточно привычные для нас признаки преступления, такие как виновность, общественная опасность, запрещен-ность Уголовным кодексом РФ, а также нахождение под угрозой наказания [2]. Особенностью таких преступлений является основной объект, в качестве которого выступает установленный законодательством порядок осуществления предпринимательской, финансовой и иной экономической деятельности по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

Таким образом, можно сформулировать определение экономической преступности, которая представляет собой совокупность противоправных, виновных, общественно опасных, корыстных, причиняющих существенный материальный ущерб посягательств на используемую для хозяйственной деятельности собственность, установленный порядок управления экономическими процессами и экономические права, интересы граждан, юридических лиц и государства

со стороны лиц, выполняющих определенные функции в системе экономических отношений.

Экономические преступления как составные части экономической преступности можно разбить на следующие группы:

■ в сфере финансов;

■ посягающие на правила конкуренции;

■ посягающие на права потребителей;

■ посягающие на эксплуатацию природных ресурсов;

■ в сфере охраны труда;

■ в сфере налогообложения;

■ киберпреступления.

Становление экономики современной России как системы хозяйствования сопровождалось параллельно прогрессирующей экономической преступностью, причинами которой послужили:

■ нищета населения по сравнению с другими странами, определяемая на основе стоимости необходимого минимума имущественной обеспеченности;

■ экономический кризис, который в переходный период XX и XXI в. в связи со сложностями во внутренней и внешней политики стал приобретать циклический характер;

■ высокий разброс доходов населения. Чем больше уровень доходов богатых людей от уровня дохода бедных, тем больше будет стремление нищего населения перейти грань закона для сокращения этого разброса;

■ высокая доля налогов в сфере предпринимательства, что провоцирует предпринимателей на незаконные действия с целью повышения чистой прибыли.

Экономические преступления как общественно опасное деяния сопровождаются рядом общественно опасных последствий, пагубно влияющих на общество. Из числа таких последствий можно выделить:

■ латентность преступности — проявляется в связи с отсутствием лиц, заинтересованных в раскрытии преступлений, а также в большинстве случаев отсутствием потерпевших в таких преступлениях, так как ущерб во многом терпит государство;

■ ущерб, причиняемый экономическими преступлениями достаточно велик, что приводит к потерям бюджета разного уровня;

■ привыкание к преступности. Такое последствие исходит из первого пункта, так как в связи с отсутствием потерпевших среди гражданского населения в обществе формулируется криминальный менталитет;

■ разгул экономической преступности приводит к колоссальному недовольству на-

рода, проживающего в стране, и влечет за собой протестные и революционные настроения. В большей степени на принятие гражданами такой преступности как обыденного факта недовольства возникают после оглашения суммы незаконного обогащения кого-либо.

Государство занимается противодействием преступности в сфере экономики через несколько основных направлений деятельности:

1) контроль за объемом совершенных преступлений. Данное направление актуально для государства при противодействии экономическим преступлениям ввиду определения уровня преступлений в различных сферах и при принятии решений по их пресечению и профилактике;

2) контроль за предпринимательской деятельность. Данное направление стало актуальным в последние годы развития государства по причине больших возможностей для ведения гражданами бизнеса, а также вследствие осуществления с его помощью преступных деяний;

3) контроль за наличными денежными средствами. Данное направление актуально на протяжении всего развития государства по причине возможности подделки или создания копий денежных средств. Поэтому данное направление необходимо рассматривать в анализе государством возможности развития систем по противодействию данной преступной сфере деятельности.

В систему правоохранительных органов России входит большое количество ведомств и подразделений, осуществляющих деятельность по обеспечению законности в сфере экономических отношений на различных уровнях, внутри и за пределами нашей страны. Рассмотрение полномочий и направлений деятельности каждого нецелесообразно в рамках настоящей работы, поэтому затронем деятельность по предупреждению и борьбе с экономическими преступлениями в рамках органов внутренних дел.

Касаясь деятельности МВД России, следует отметить, что специальные органы, основной задачей которых является борьба с экономической преступностью, функционируют на всех уровнях власти. В системе обеспечения национальной экономической безопасности функционирует созданный на базе Отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности департамент в МВД России, а именно Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК). Данное подразделение имеет собственную структуру и разбито на отдельные внутренние подразделения, осуществляющие деятельность по каждому из видов экономических преступлений.

ГУЭБиПК МВД России выполняет возложенные на него обязанности, взаимодействуя с различными субъектами оперативно-розыскной деятельности, службами и подразделениями МВД России, а также с иными федеральными органами государственной власти.

В рамках своей деятельности в каждом из подразделений на всех уровнях их функционирования (муниципальном, региональном, федеральном) проводится ряд мероприятий по профилактике и противодействию экономическим преступлениям. Поскольку органы внутренних дел по своей сущности являются правоохранительными органами, очевидно, что основные направления их деятельности всегда связаны с правовыми методами воздействия на преступность. Так, по мнению большинства ученых-правоведов, основными направлениями деятельности по пресечению и предупреждению преступлений экономической направленности в рамках профессиональной компетенции органов внутренних деля являются следующие направления [3]:

1) усиление оперативной работы. Поскольку преступления в экономической сфере отличаются достаточно высоким уровнем латентности, то единственным способом выявления и пресечения подобных деяний является усиление оперативной разработки тех лиц, которые потенциально могут совершать подобные преступления;

2) повышение профессионального уровня сотрудников органов внутренних дел, задействованных в борьбе с преступлениями экономической направленности. Преступления в сфере экономики являются весьма сложными в плане своего исполнения и зачастую одинаковых схем не существует, каждое преступление специфично и самобытно, что в свою очередь заставляет оперативные и следственные подразделения каждый раз по-новому расследовать данные деяния, что, соответственно, требует от сотрудников данных подразделений высокого уровня профессионального мастерства;

3) проведение профилактической работы с гражданами. Поскольку некоторые преступления, совершаемые в экономической сфере, связаны с тем, что в среде граждан господствуют нигилистические представления о праве, то в целях пресечения данной преступной деятельности необходимо проводить разъяснительную работу среди граждан, в ходе которой сотрудники органов внутренних дел разъясняют юридические последствия совершения подобных деяний;

4) проявление законодательной инициативы по ужесточению норм уголовного законодательства, закрепляющих ответственность за совер-

шение подобного рода преступлений [4]. Поскольку органы внутренних дел имеют законодательно определенную возможность выступать с законодательной инициативой в пределах своего ведения, то достаточно серьезным шагом по противодействию экономической преступности станет инициатива по ужесточению наказания за совершение подобных преступлений;

5) создание дополнительных специальных прав для подразделений, занимающихся вопросами борьбы с экономическими преступлениями. Расширение прав данных подразделений позволит им наиболее эффективно реагировать на факт

совершенных преступлений в экономической сфере. К числу дополнительных прав может относиться более упрощенная процедура доказывания либо упрощенная процедура совершения отдельных следственных и процессуальных действий, требующих судебного санкционирования.

Для того чтобы обеспечить экономическую безопасность, необходимо повышать экономический потенциал государства в меняющихся условиях мирового сообщества. В свою очередь существуют первостепенные направления обеспечения экономической безопасности посредствам различных источников (рис. 1).

1. Повышение конкурентоспособности национальной экономики

2. Закрепление за Россией статуса одной из лидеров мировых держав, деятельность которой ориентирована на поддержание стратегической стабильности взаимовыгодных партнерских отношений в условиях глобализации мировой экономики

3. Переход экономики на новый уровень технологического развития, вхождения Российской Федерации в число стран — лидеров по объему валового внутреннего продукта и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз

Рис. 1. Направления экономической безопасности

Решению задачи по обеспечению экономической безопасности служат направления, представленные на рис. 2.

A. Определение приоритетов государственной политики в сфере социально-экономического развития.

B. Установление цели социально-экономической политики с учетом задач внешнеэкономической политики, территориального развития государства, партнерских отношений государства, общества и бизнеса.

C. Разработка стратегии и механизма реализации достижения обозначенных целей и решения поставленных задач

Рис. 2. Основные направления решения задачи по обеспечению экономической безопасности

Причинами роста экономических преступлений служат следующие факторы:

■ сохранение значительного удельного веса теневой экономики, условий для коррупции;

■ неблагоприятное изменение состояния и истощение сырьевой базы;

■ незащищенность национальной финансовой системы;

■ несбалансированность бюджетной системы.

Тенденции развития борьбы органов внутренних дел с преступлениями экономической направленности дают достаточно положительные прогнозы, но для получения исключительных по-

казателей раскрываемости этого недостаточно. Для определения направлений совершенствования стоит обратить внимание на проблемы, с которыми сталкиваются сотрудники органов внутренних дел при раскрытии экономических преступлений. Выделим эти проблемы, а далее разберем каждую из них и найдем пути их решения:

1) отсутствие единой и жесткой политики противодействия экономическим преступлениям;

2) ненадлежащее отношение к теневой экономике;

3) несовершенство законодательства, относящегося к экономической безопасности государства;

4) слабое взаимодействие между правоохранительными органами различных структур относительно противодействия экономическим преступлениям;

5) высокий уровень коррупции в правоохранительных органах.

Исходя из выявленных проблем, разберем каждую из них отдельно и предложим их решение наиболее эффективным путем.

1. Для того чтобы сократить уровень теневой экономики с помощью правоохранительных органов, необходимо разработать комплекс мер по противодействию как самой теневой экономики, так и преступлениям экономической направленности в целом. Для этого необходимо охватить все экономические процессы, а именно: осуществлять постоянный мониторинг динамики и состояния преступлений экономической направленности, отслеживать подозрительные операции

денежных потоков с целью немедленного реагирования и пресечения преступлений.

2. Более плотное взаимодействие правоохранительных органов между собой, что позволит максимально скоординировать работу для максимального результата по противодействию преступлениям экономической направленности. В настоящее время отдельные функции в этой сфере возложены на органы Прокуратуры Российской Федерации.

Для реализации данных мер необходимо:

■ усовершенствовать координацию передачи информации между правоохранительными органами в целях оптимизации процесса по раскрытию экономических преступлений;

■ на постоянной основе собирать руководителей правоохранительных органов для принятия решений по минимизации преступности в сфере экономики;

■ создать постоянно действующий Координационный совет по борьбе с теневой экономикой и экономическими преступлениями на базе органов прокуратуры РФ.

3. Борьба с коррупцией в органах внутренних дел. Коррупция является одним из отрицательных факторов для государства. Она охватывает все сферы государственной власти, именно поэтому в борьбе с коррупцией должны быть задействованы все структуры.

На наш взгляд, можно применить дополнительные меры, способствующие усилению борьбы с коррупционными преступлениями (рис. 4).

Усиление процедуры отбора сотрудников на ответственные должности, которые в большей степени подвержены коррупции, а также могут представлять интерес для организованной преступности (в частности, можно рекомендовать регулярное тестирование на «детекторе лжи», применение методик психологического тестирования и др.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ротация кадров на наиболее коррупционно опасных направлениях (сотрудники ГИБДД, сотрудники, занятые в борьбе с преступностью в игорном бизнесе и др.)

Проведение в СМИ пропаганды борьбы со взяточничеством, активизация деятельности ) «телефонов доверия»

Повышение денежного довольствия сотрудникам, деятельность которых связана с выявлением взяточничества, организованной и экономической преступностью

Повышение прозрачности принятия правоприменительных актов

Формализация процедур принятия правоприменительных актов (при которой минимизировалось бы усмотрение сотрудников правоохранительных органов о принятии решений)

Рис. 4. Дополнительные меры по усилению борьбы с коррупцией

Таким образом, преступления экономической направленности наносят колоссальный вред государству. Существующий ряд проблем, связанных с теневой экономикой, показывает необходимость в совершенствовании деятельности правоохранительных органов, а также их взаимодействия с государством. Только сплоченная и слаженная работа позволит минимизировать процент совершаемых преступлений в экономической сфере.

Список источников

1. Масальский М.Г., Андреев Г.О. Экономическая безопасность в современной системе международной экономической безопасности / / Форум молодых ученых. 2020. № 10 (50). С. 428—432.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 6 апреля 2024 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

3. Авдийский В.И., Дадалко ВА. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: учеб. пособие. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2018. 496 с.

4. Максимов С.Н. Экономическая безопасность России: системно-правовое исследование. М.: МПСИ: МОДЭК, 2018. 56 с.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с изменениями на 14 февраля 2024 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

References

1. Masalsky M.G., Andreev G.O. Economic security in the modern system of international economic security // Forum of Young Scientists. 2020. No. 10 (50). pp. 428—432.

2. Criminal Code of the Russian Federation No. 63-FZ of 06/13/1996 (ed. from 04/06/2024) // SPS "ConsultantPlus".

3. Avdiyskiy V.l., Dadalko VA. Shadow economy and economic security of the state: textbook. M.: Alfa-M: INFRA-M, 2018. 496 p.

4. Maksimov S.N. Economic security of Russia: systemic legal research. M.: MPSI: MODEK, 2018. 56 p.

5. The Tax Code of the Russian Federation (part two) (as amended on 02/14/2024) // SPS "ConsultantPlus".

Информация об авторах

А.Ф. Дятлова — профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, профессор;

Л.Н. Иванова — начальник кафедры экономики и бухгалтерского учета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the authors A.F. Dyatlova — Professor of the Department of Economics and Accounting of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, Doctor of Economics, Professor; L.N. Ivanova — Head of the Department of Economics and Accounting of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, Candidate of Economics, Associate Professor.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 1 2.07.2024; одобрена после рецензирования 1 2.08.2024; принята к публикации 12.09.2024.

The article was submitted 12.07.2024; approved after reviewing 12.08.2024; accepted for publication 12.09.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.