УДК 343.9 ББК 67.51
В.С. Харламов
ПРЕСТУПНОЕ НАСИЛИЕ В СЕМЬЯХ МИГРАНТОВ
Аннотация: В период 2013-2017 годов основная часть внутрисемейных преступлений мигрантов - преступления в отношении братьев и сожителей. В семьях мигрантов женщины являлись жертвами семейного насилия в 30 % случаев, мужчины - в 70 %.
Ключевые слова: семейная криминология; мигранты; внутрисемейные преступления; умеренная терпимость.
VS. Kharlamov
CRIMINAL VIOLENCE IN MIGRANT FAMILIES
Summary: In the period 2013-2017, most of the domestic crimes of migrants were crimes against brothers and cohabitants. In families of migrants, women were victims of domestic violence in 30% of cases, men - in 70%.
Key words: family criminology; migrants; domestic crimes; medium tolerance.
В Российской Федерации живут и трудятся сотни семей иностранцев. Ежегодно нашу страну посещает свыше 9 млн иностранных граждан из стран дальнего и ближнего зарубежья. Увеличивается число иностранцев, прибывающих по частным приглашениям. В учебных заведениях обучается более 100 тысяч студентов из различных стран мира. В 2017 году в России официально встало на учёт в органах федеральной миграционной службы около 7 млн иностранцев.
В том числе в связи с этим обосновано суждение Д.А. Шестакова о том, что, «постановка в преступностиведении вопроса о переселенцах (мигрантах) является составной частью проблематики чужан. Наименование «чужанин» охватывает недавно прибывших на местность, несколько поколений появившихся давно, но не ставших своими, однако, оно включает в себя также и являющихся гражданами страны космополитов, которые, ненавидя её, намеренно способствуют её разрушению. Это понятие позволяет охватить достаточно широкий круг преступностивед-чески значимых проблем, вытекающих из взаимоотношений жителей страны, одни из которых относятся к ней, как к отечеству, другие - как к чужбине» [4, с. 13].
Состояние миграционной преступности в России относительно стабильно. Последние 5 лет ежегодное количество криминальных посягательств, совершённых мигрантами, не превышает 7,0 % от общего числа ежегодно
регистрируемых в стране преступлений. Судебная практика свидетельствует, что большая часть преступлений мигрантов, в том числе в сфере семейных отношений, совершается на бытовой почве.
Преступления в миграционной сфере нередко носят резонансный характер, вызывая всплеск ксенофобских и националистических настроений, давая повод для разного рода пропагандистских атак на Российскую Федерацию.
По официальной статистике, ежегодно в России мигрантами совершается свыше 35 тысяч преступлений, а в отношении самих мигрантов - более чем в 2 раза меньше. В частности, в 2017 году чужестранцами совершено 41 047 преступлений, а в отношении них - 14 679 преступлений [3, 36].
Последние годы в семьях мигрантов совершается не более одной тысячи внутрисемейных преступлений в год. В качестве примера приведём следующий случай. В подъезде дома номер 9 по ул. Камышовой в Санкт-Петербурге гражданин Таджикистана Боев Е.Д., 38 лет, в результате внезапно возникшей ссоры нанёс ножевые ранения приёмной дочери и жене. Приговором Приморского районного суда города Санкт-Петербурга виновный осуждён на 6 лет и 2 месяца лишения свободы (уголовное дело № 1-281/09). Подобных случаев в регионах России фиксируется множество.
Автором настоящей работы проведён анализ следственно-судебной практики: изучено
2 (49) 2018
36
1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ
105 уголовных дел, рассмотренных в период 2013-2017 годов судами Ленинградской и Псковской областей, районными судами города Санкт-Петербурга, по фактам преступлений в семейной сфере. В результате выборочного изучения 82 уголовных дел представлена оценка криминального внутрисемейного насилия мигрантов.
Также проведены опрос 75 осуждённых-мигрантов, отбывавших наказание в исправительных колониях УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, за совершение насильственных преступлений против членов своей семьи, экспресс-опросы 67 жертв насилия в семье и 106 сотрудников органов внутренних дел г. Санкт-Петербурга, деятельность которых связана с профилактикой насилия в семье: участковых уполномоченных, сотрудников уголовного розыска и подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних, дознавателей. Использованы сведения официальной уголовной статистики по регионам России и в целом по Российской Федерации.
Подавляющее большинство внутрисемейных преступлений мигрантов носит насильственный характер и совершается в Центральном федеральном округе, а в зависимости от национальной принадлежности - в семьях граждан Узбекистана, Таджикистана, Молдавии. Последние пять лет ежегодно фиксируется до 40 % от общего числа внутрисемейных насильственных преступлений, совершённых мигрантами, в семьях граждан Узбекистана, до 15 % - в семьях граждан Таджикистана и до 10 % - в семьях граждан Молдавии. Число внутрисемейных насильственных преступлений, совершённых гражданами иных государств, ежегодно не превышает 50 % от общего числа внутрисемейных преступлений мигрантов. Минимальное число данных преступлений регистрируется в Северо-Кавказском федеральном округе.
Преступления в миграционной сфере характеризуются высокой латентностью. Жертвы внутрисемейных преступлений не стремятся обращаться за помощью в правоохранительные органы. Среди причин такого поведения следует указать недоверие полиции, страх перед земляками, недостаточная адаптация мигрантов: слабое знание российских законов, русского языка.
Криминология
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА
В миграционной среде преобладают следующие преступления, совершённые одним членом семьи против другого: убийство (ст. 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ), преступления, посягающие на половую свободу и неприкосновенность (статьи 131-135 УК РФ).
В чём заключаются особенности внутрисемейных преступлений мигрантов? В период 2013-2017 годов основная часть данных преступлений совершается мигрантами в отношении братьев и сожителей. В российских же семьях наибольшее число убийств - это убийство одного супруга / сожителя другим. В семьях мигрантов женщины являлись жертвами семейного насилия в 30 % случаев, мужчины - в 70 %. В России - наоборот: в 70 % случаев женщины - жертвы, в 30 % случаев - мужчины.
Среди мигрантов, совершающих преступления в сфере семейных отношений, наиболее преступно активны мужчины в возрасте от 30 до 47 лет. Максимальное число данных преступлений приходится на вечернее (с 19 до 23 часов) и ночное время (42 % и 46 % соответственно). В 90 % случаев преступники используют кухонные ножи, вилки, холодное оружие. Часто жертве наносится множество травм руками и ногами.
Абсолютное большинство лиц (87 %), совершивших криминальные посягательства в семье, до совершения преступления не работали и не учились, 11 % - были неквалифицированными рабочими, 2 % - работали в сфере обслуживания. Низкий уровень среднего ежемесячного дохода на каждого члена семьи имели 96 % опрошенных осуждённых. В 25 % случаев насилие было осуществлено в состоянии алкогольного опьянения.
Для женщин-мигрантов наиболее характерны такие деяния как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью сожителю и детоубийство. Мотивация внутрисемейного насилия следующая: корысть (в 75 % случаев), стремление освободиться от семейных забот (в 15 % случаев), борьба за внутрисемейное лидерство (в 7 % случаев), ревность (в 3 % случаев).
За совершённое мигрантами насилие в семье судом в 85 % случаев назначалось наказание в виде лишения свободы. В 15 % случаев назначалось условное осуждение.
Определённые противоправные действия мигрантов связаны с проблемами их адаптации и интеграции в российское общество, недостаточным образованием, низкой квалификацией. В данном случае стоит отметить практику, существующую в Германии. По замечанию Х. Кури, она «очень многое делает для поддержки и интеграции новоприбывших. Значительная часть усилий прилагается добровольцами» [2, с. 37].
Но, по справедливому мнению А.П. Данилова, для разрешения уже существующего криминогенного противоречия между беженцами, с одной стороны, и населением стран, в которые они прибывают, с другой, необхо-
димо обратиться к криминологической мере и обозначить границы умеренной терпимости, за пределами которой - взаимные преступления приезжих и коренного населения по отношению друг к другу, лавинообразно воспроизводящие совершение и иных преступлений. Коренное население, при отсутствии правильной государственной политики в сфере миграции, основанной на умеренной терпимости общества, может и вправе проявлять умеренную нетерпимость, являющуюся средством самозащиты граждан, желающих жить в собственной стране, не боясь за своё будущее [1, с. 29].
ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Данилов А.П. Преступностиведческое положение о терпимости (криминологическая теория толерантности) // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2015. № 4 (39). С. 27-30.
2. Кури X Интеграция беженцев в Германии - возросла ли криминальная нагрузка? // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2018. № 1 (48). С. 37-45.
3. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2017 года. М.: ГИАЦ МВД России. 2018.
4. Шестаков Д.А. Преступность сферы миграции // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2018. № 2 (49). С. 13-18.
REFERENCES
1. DanilovA.P. Prestupnostivedcheskoe polozhenie o terpimosti (kriminologicheskaya teoriya tolerantnosti). [Criminological theory of tolerance]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2015, no. 4 (39), pp. 27-30.
2. Kury H. Integratsiya bezhentsev v Germanii - vozrosla li kriminalnaya nagruzka? [Integration of refugees in Germany - has the criminal burden increased?]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2018, no. 1 (48), pp. 37-45.
3. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za yanvar - dekabr 2017 goda. [The state of crime in Russia in January-December 2017]. M.: GIATS MVD Rossii. 2018.
4. Shestakov D.A. Prestupnost sfery migratsii. [Crime of the sphere of migration]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2018, no. 2 (49), pp. 13-18.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Валентин Станиславович Харламов - кандидат юридических наук, доцент кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, почётный профессор Санкт-Петербургского международного криминологического клуба (Санкт-Петербург, Россия); e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHOR
Valentin Stanislavovich Kharlamov - PhD in Law, associate professor of the department of criminology at Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, honorary professor of the Saint-Petersburg International Criminology Club (Saint-Petersburg, Russia); e-mail: [email protected]
2 (49) 2018