Научная статья на тему 'Преступники-рецидивисты третьего возраста в контексте профессиональной дифференциации'

Преступники-рецидивисты третьего возраста в контексте профессиональной дифференциации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
189
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мельникова Ольга Александровна

Представлены результаты социологического исследования, направленного на выявление профессиональной принадлежности преступников-рецидивистов. В исследовании принимали участие сотрудники исправительных учреждений, а также пожилые преступники, осужденные повторно за аналогичные преступления. Рассматривается понятие криминального профессионализма, становление профессионализации в преступной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are the results of the sociological research directed on revealing of a professional accessory of criminals-recidivists in the paper. Officials of corrective establishments and the elderly criminals condemned repeatedly for similar crimes took part in research. The concept of criminal professionalism and formation of professionalism in criminal sphere are considered.

Текст научной работы на тему «Преступники-рецидивисты третьего возраста в контексте профессиональной дифференциации»

УДК 316.346.32-053.9

О.А. Мельникова

ПРЕСТУПНИКИ-РЕЦИДИВИСТЫ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

Представлены результаты социологического исследования,

направленного на выявление профессиональной принадлежности

преступников-рецидивистов. В исследовании принимали участие

сотрудники исправительных учреждений, а также пожилые

преступники, осужденные повторно за аналогичные преступления. Рассматривается понятие криминального профессионализма,

становление профессионализации в преступной сфере.

Преступники-рецидивисты, заключенные, третий возраст,

профессия, преступная деятельность, криминальный профессионализм.

O.A. Melnikova

THE THIRD AGE CRIMINALS-RECIDIVISTS IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL DIFFERENTIATION

There are the results of the sociological research directed on revealing of a professional accessory of criminals-recidivists in the paper. Officials of corrective establishments and the elderly criminals condemned repeatedly for similar crimes took part in research. The concept of criminal professionalism and formation of professionalism in criminal sphere are considered.

Criminals-recidivists, prisoners, third age, profession, act of crime, criminal professionalism.

На современном этапе изучение преступности является очень актуальным и значимым вопросом. Безусловно, неуклонный рост преступности, расширение социальной базы преступности, а также возрастание уровня профессиональной преступности приводят к тому, что проблема преступности постоянно привлекает ученых. В связи с увеличением численности пожилых и старых людей относительно основной массы населения [1, с. 128], становится очень значимым изучение преступников данной возрастной группы. Подавляющее большинство среди представителей третьего возраста, осужденных на отбывание наказания в исправительных учреждениях, составляют профессиональные преступники, или рецидивисты. Данное исследование направлено на изучение преступников-рецидивистов третьего возраста в контексте профессиональной дифференциации.

В социальном аспекте «профессия» предполагает полезное и официально разрешенное занятие. Под профессией, как известно, понимается род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. В рамках понятия профессии существуют и формируются такие категории, как «специальность» и «квалификация». Первая содержит комплекс

теоретических знаний и практических навыков, создающих возможность заниматься какой-либо работой. Вторая определяет качество подготовки специалиста в целом. Профессии можно квалифицировать по разным основаниям. Одним из оснований квалификации является выделение профессии по умственному и физическому труду. Мы решили выяснить, какие профессии преобладают у преступников. В исследовании принимали участие сотрудники исправительных учреждений, а также пожилые преступники, осужденные повторно за аналогичные преступления.

В рамках социологического исследования, проведенного автором в коллективе с Т.В. Темаевым и А.А. Смолькиным в исправительных учреждениях Саратовской области, была выявлена следующая профессиональная принадлежность преступников-рецидивистов третьего возраста. По статусу трудовой биографии преступники-рецидивисты третьего возраста являются, по большей части, работниками физического, как правило, малоквалифицированного труда. Для них характерны невысокий жизненный уровень, довольно низкий уровень образования, многие преступники третьего возраста страдают алкоголизмом. В ходе анализа текстов интервью были выявлены следующие профессии преступников третьего возраста: многие работали в колхозе комбайнерами, трактористами, лесорубами. Встречаются заключенные, которые работали водителями, а также есть токари, сварщики, термисты.

Бывший заключенный, выйдя из стен исправительного учреждения, сталкивается со многими жизненными трудностями, которые приходится решать. Эти трудности касаются и поиска места работы. В процессе поиска работы бывшие заключенные сталкиваются с дискриминацией, предвзятым отношением к себе как работодателя, так и работников предприятия. Сами сотрудники исправительных учреждений отмечают сложность в трудоустройстве людей, имеющих судимость, тем более не одну, когда речь идет о преступнике-рецидивисте:

«Принципиально и говорить об их устройстве где-то, об адаптации их к жизни на свободе, сложно. Если он первый раз сидит, он может еще раз не попасть. А остальные все прямым ходом назад. Вряд ли заключенные где устроятся. Их заставить работать тяжело, крайне тяжело. Во-первых, по опыту нашему знаю, что они после освобождения попадают в такую систему... Действительно, он вышел, весь в наколках придет на работу, со справкой об освобождении, вряд ли он будет принят...» (сотрудник исправительного учреждения).

«Если ему, например, на работу устраиваться, то приличная компания с судимостью, двумя, тремя, пятью его не возьмет, начальник такой ответственности не возьмет. А какие-то мелкие работы, где надо сильно работать, например, погрузка / разгрузка и еще копейки платят, им, естественно, это не надо» (психолог).

Следующие два примера - иллюстрация того, что некоторые заключенные, задумываясь о своей дальнейшей жизни, хотят найти себе любую работу с помощью сотрудников исправительных учреждений и работников социальной защиты и прекратить заниматься преступной деятельностью. Сотрудники исправительных учреждений в таких случаях всегда стремятся помочь таким заключенным.

«При поступлении заявления от осужденного, если он хочет установить какие-то связи, если он хочет быть трудоустроен, благоустроен, мы делаем запрос. У нас есть центр соц. защиты, куда мы обращаемся, а они ищут, и результаты присылают нам. Чтобы мы их устроили там» (начальник отряда пожилых заключенных и инвалидов).

«Дают им по месту жительства адреса, куда они могут обратиться за помощью. Там им на некоторое время предоставляют жилье, питание, а потом работу» (исполняющий обязанности психолога).

Заключенные, прогнозируя свою жизнь на свободе, не исключают возможности, что они могут найти себе официально разрешенное занятие, приносящее доход, и тогда они перестанут заниматься преступной деятельностью. Но на практике, как правило, это происходит в редких случаях. Как говорят заключенные, всему виной то, что у них нет прописки. А в действительности причина, скорее всего, в том, что у них просто нет желания прекращать преступную деятельность:

«Человеку после выхода на свободу можно вести нормальный образ жизни. Это от самого зависит многое. Можно, но просто сильную силу воли надо иметь. Тем более, если, например, ты трудом занялся. Чтобы и документально оформлен был, чтобы не было претензий со стороны правоохранительных органов. Законно документально оформляется, устраивается на работу. Зачем ему тогда какие-то преступления, для чего?» (заключенный № 6).

«Я бы не хотел сюда возвращаться. Я бы, ради бога, если бы у меня сейчас была бы пенсия, было бы местожительство, где я бы мог жить спокойно, ночевать. Старый человек, который вел рабочий образ жизни, он попал сюда просто случайно, естественно, он вернется в свою колею. А вот такой как я, например, это... Я вот захочу и не смогу. Если я сейчас выйду на свободу, то не одетый я и не обутый, а мне нужно есть, пить. Как?» (заключенный № 10).

«Я получаю пенсию. Так как же теперь мне, что на эту «трешницу», на пенсию жить что ли? Я в обязательном порядке, «трешница» - это, при неполном рабочем дне, как раз дневной заработок» (заключенный № 7).

Необходимо еще отметить, что сама работа и поиск работы могут служить преступникам-рецидивистам и в качестве официального прикрытия, стремления показать, что они все осознали и хотят исправиться. А в действительности, все может обстоять иначе, и они не собираются оставлять свою преступную деятельность.

Справедливости ради, следует отметить, что все же можно встретить и таких бывших заключенных, которые смогли встать на путь исправления, нашли одобряемую обществом работу, и их дальнейший жизненный путь, может, больше и не будет никогда связан с преступной деятельностью:

«Многие потом приезжают, благодарят, хотят показать, что они не то что исправились, нашли свое место в жизни. Как-то пришлось с таким дискутировать: «Вот как у меня все хорошо, гражданин начальник, машина у меня хорошая.». Не знаю, на какие средства он живет, но видно, что у него что-то получается. Иногда просто встречаю в городе, и они, видно, не замыкаются, поздороваются» (заместитель по воспитательной работе).

Но, к сожалению, многие освобожденные преступники-рецидивисты не хотят искать пути достойного и одобряемого обществом существования и через некоторое время вновь возвращаются в стены тюрьмы, где продолжается профессионализация в преступной сфере. Здесь уже речь идет о криминальном профессионализме.

«Есть, конечно, такая категория лиц, которая здесь регулярно. Социально запущенным людям вернуться в «нормальную» жизнь практически невозможно.

Отсутствует база. Те, кто сидят всю жизнь, они уже точно не встанут на путь исправления» (заместитель по воспитательной работе).

«Все зависит от человека. Но если вас интересуют пожилые, то вряд ли они после освобождения возьмут и изменят свою жизнь, так как всю жизнь они вели преступный образ жизни. Как правило, люди, если они неоднократно судимые, возвращаются, так как ничего другого они делать не умеют» (психолог).

«Примеров того, что пожилой заключенный исправился и перестал нарушать режим, а потом освободился и жил нормально, таких примеров у нас здесь нет» (начальник отряда пожилых заключенных и инвалидов).

Совершенно очевидно, что никто никогда не имеет в виду «профессию» преступника в социальном ее понимании. Здесь уместно условно ввести этот термин, поскольку признаки устойчивой преступной деятельности внешне сходны с атрибутами той или иной профессии. Слово «профессиональный» означает не только присущий какой-то профессии, но и занимающийся чем-нибудь как профессией [2, с.646]. Если компоненты профессии внешне проявляются в противоправной деятельности, то ее можно отнести к криминальному профессионализму. Понятие криминального профессионализма содержит четыре признака:

1) устойчивый вид преступного занятия (специализация);

2) определенные познания и навыки (квалификация);

3) преступления как источник средств существования;

4) связь с асоциальной средой [3].

Выбор любой профессии не делает человека специалистом. Для этого требуются определенные знания и навыки. Преступники-рецидивисты, находясь в стенах пенитенциарных учреждений, не имеют возможности приобретать иные знания и навыки, кроме как углублять свои знания в области преступной деятельности, т. е. акцент смещается именно в сторону знания «преступного мира». В связи с этим, в местах лишения свободы в значительной степени формируются «преступный мир» и криминальная профессионализация преступников.

Упоминание о профессиональном типе преступников появилось в конце XIX века в работах ученых М. Геринга и Э. Ферри. Профессиональная преступность на современном этапе имеет тенденцию к неуклонному расширению. В официальной статистике, начиная с конца 90-х годов, наблюдается резкое увеличение числа преступников-рецидивистов, осужденных повторно за аналогичные преступления [4]. Значительная их часть - это лица, неоднократно совершавшие кражи, грабежи, мошенничество, фальшивомонетничество. Именно этими (хотя и не только) разновидностями преступлений представлена структура профессиональной преступности [5, с.227]. Существование таких категорий преступников-профессионалов, как «воры в законе», «авторитеты» и т.д., свидетельствует о наличии не просто преступной «профессии», а о своеобразных направлениях в криминальной деятельности. Только за январь-сентябрь 2007 года из всех зарегистрированных преступлений 51,8% составляют хищения чужого имущества, совершенные путем: кражи - 1175,8 тыс., грабежа - 222,8 тыс., разбоя - 34,4 тыс. Почти каждая третья кража (35,1%), каждый двадцать пятый грабеж (3,9%) и каждое пятнадцатое разбойное нападение (6,9%) были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище. Каждое семнадцатое (5,9%) зарегистрированное преступление - квартирная кража. В январе - сентябре 2007 года их число снизилось на 10,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [4].

Профессиональная преступная деятельность отличается от какой-либо другой противоправной деятельности тем, что у преступников-профессионалов вырабатываются определенные знания, до автоматизма доводятся практические

навыки, происходит постоянное совершенствование криминальных приемов и способов. Преступники-профессионалы постоянно «совершенствуют» свое мастерство, так как от этого зависит, например, и то, сколько получится украсть, и то, как это сделать с наименьшим риском быть разоблаченным. Существующая законодательная практика приводит к тому, что само наказание не способно привести к тому, чтобы преступники-рецидивисты перестали заниматься преступной деятельностью. Эта проблема приобретает еще более отчетливое содержание, если учитывать обстоятельство высокой латентности профессиональной преступной деятельности. В условиях постоянного нахождения в тюремных стенах, преступники-рецидивисты третьего возраста, не имея сформировавшихся жизненных и трудовых навыков, обладая низким уровнем правовой культуры, находят себя в противоправной деятельности. Сами заключенные отмечают, что после попадания в тюрьму, общаясь между собой, они «заражаются» тюрьмой и усваивают законы «преступного мира». Выйдя на свободу, такие преступники очень быстро находят друг друга. И уже в условиях свободы формируются преступные группировки «по интересам» с определенной иерархией, подчиненностью и дисциплиной.

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие основные выводы:

1. Преступники-рецидивисты третьего возраста до становления профессионализации в преступной сфере, в основном, занимались малоквалифицируемым физическим трудом.

2. Преступники-рецидивисты третьего возраста, проводя значительную часть своей жизни в стенах пенитенциарных учреждений, не имеют возможности приобретать знания и трудовые навыки какой-либо социально одобряемой профессии. Происходит углубление и профессионализация в области преступной сферы. Этому способствуют также другие преступники, рассказывая о своем криминальном опыте.

3. Термин «преступная профессия» внешне воспринимается с трудом, обычно как некая аномалия. Но зачастую преступники-рецидивисты, попадая в «преступный мир», не могут уже вернуться в «нормальную жизнь». Имея судимость, им сложно устроиться на приличную работу, а часто они и сами не хотят прекращать заниматься преступной деятельностью. Поэтому они не видят для себя другого выхода, как только профессионализации в преступной сфере.

4. У преступников-рецидивистов третьего возраста не отмечается стойкого желания прекратить заниматься профессиональной преступностью. «Уход» из сферы преступной деятельности происходит исключительно в результате уже ослабленного здоровья. В этот период преступники третьего возраста начинают вспоминать свой трудовой стаж и хотят получать пособие по старости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Капица С.П. Рост населения земли и будущее цивилизации / С.П. Капица // Общественные науки и современность. 2003. № 3. С. 122-129.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.: Азъ Lid, 1992. 960 с.

3. Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность /

А.И. Гуров . http://yurpsy.by.ru/biblio/gurov/04.htm.

4. Статистические сведения Министерства внутренних дел РФ. Официальный сайт МВД РФ. www.mvdinform.ru.

5. Воронин Ю.А. Введение в криминологию / Ю.А. Воронин. Екатеринбург: УрАГС, 2005. 352 с.

Мельникова Ольга Александровна -

аспирант кафедры

Melnikova Olga Aleksandrovna -

Graduate Student

«Социология» of the Department of «Sociology»

Саратовского государственного of Saratov State Technical University

технического университета

Статья поступила в редакцию 10.06.08, принята к опубликованию 29.07.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.