Научная статья на тему 'Преступления в сфере экономической деятельности, как деяния, посягающие на собственность (классификация и Юридический анализ)'

Преступления в сфере экономической деятельности, как деяния, посягающие на собственность (классификация и Юридический анализ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
948
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОБСТВЕННОСТЬ / КЛАССИФИКАЦИЯ / АНАЛИЗ / CRIMES / ECONOMIC ACTIVITY / PROPERTY / CLASSIFICATION / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыбакова Екатерина Феликсовна

В статье приводятся классификации экономических преступлений, а также дается их юридический анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crimes in the sphere of economic activity as the acts, encroaching property (Classification and legal analysis)

In the article one can find the classifications of the economic crimes and their legal analysis.

Текст научной работы на тему «Преступления в сфере экономической деятельности, как деяния, посягающие на собственность (классификация и Юридический анализ)»

5.13. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ДЕЯНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА СОБСТВЕННОСТЬ (КЛАССИФИКАЦИЯ И ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

Рыбакова Екатерина Феликсовна, соискатель. Место учебы: Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации Центросоюза РФ.

Аннотация: В статье приводятся классификации экономических преступлений, а также дается их юридический анализ.

Ключевые слова: преступления, экономическая деятельность, собственность, классификация, анализ.

CRIMES IN THE SPHERE OF ECONOMIC ACTIVITY AS THE ACTS, ENCROACHING PROPERTY (CLASSIFICATION AND LEGAL ANALYSIS)

Ribakova Ekaterina Felixovna, competitor. Place of study: Cheboksary cooperative institute (branch) of the Russian University of Cooperation.

Annotation: In the article one can find the classifications of the economic crimes and their legal analysis.

Keywords: crimes, economic activity, property,

classification, analysis.

Наиболее многочисленной группой преступлений, не имеющих непосредственного имущественного характера, но существенным образом затрагивающих материальные интересы собственников и иных владельцев, являются преступления в сфере экономической деятельности, ответственность за которые предусмотрена, как известно, статьями главы 22 УК РФ. Это статьи 169-199.2 УК РФ, всего 38 статей, если учесть, что три статьи были признаны утратившими силу (в декабре 2003 года - ст. 182 и 200 и в апреле 2010 г. - ст. 173), а восемь статей (171.1, 174.1, 185.1, 185.2, 185.3,

185.4, 199.1 и 199.2) включены в разные годы в Кодекс уже после его принятия (соответственно июль 1999 г., август 2001 г., март 2002 г., декабрь 2003 г. и октябрь 2009 г.).

Признание в декабре 2003 года статей 182 (заведомо ложная реклама) и 200 (обман потребителей) и в апреле 2010 года статьи 173 (лжепредпринимательст-во) УК РФ утратившими силу нельзя считать только как декриминализацию соответствующих деяний, так как по существу эти же деяния (по крайней мере, в значительной их части) теперь подпадают под действие статьи 159 УК РФ, предусматривающей ответственность за мошенничество - при условии, если сумма ущерба превышает тысячу рублей. Остается в резерве здесь и общая статья 165 УК РФ, предусматривающая ответственность за причинение имущественного обмана или злоупотребления доверием.

Вместе с тем, забегая несколько вперед, выскажем мысль о целесообразности вернуть статьям 173, 182 и 200 УК РФ их законную силу, четко при этом определив сферу их действия. Важно, в частности, «развести» точки пересечения указанных статей со статьями 159 УК РФ (мошенничество) и 165 УК РФ (причинение

имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием)1.

Заметим, что, начиная с середины первого десятилетия нового века по настоящее время, в стране ежегодно регистрируется до 100 тысяч и более фактов совершения преступлений в сфере экономической деятельности. Устанавливается же виновных в совершении этих преступлений лиц в два-четыре раза меньше и еще меньше (примерно на треть) их осуждается2. Казалось бы, это - не так уж много, но дело в том, что такого рода преступления характеризуются высоким уровнем латентности, в связи с чем приведенные цифры следует увеличивать, по меньшей мере, раз в десять. Возьмем, например, незаконное предпринимательство, преступления в банковской сфере, кредитные, таможенные, монополистические, финансовые, валютные, налоговые преступления -все эти и подобные им деяния обычно глубоко спрятаны под оболочкой внешней респектабельности лиц их совершающих и ухватить их «голыми руками» практически не представляется возможным. А если кто из виновных и попадается, то в условиях распространенности и допустимости коррупции легко «отмазывается». Ведь совершаемые большей частью безнаказанно экономические преступления приносят многосотты-сячной армии их «волонтеров» по существу неограниченные, по нынешним меркам, материальные возможности.

Так или иначе, но преступления в сфере экономической деятельности, взятые в совокупности - это такой массив криминальных явлений, который, пожалуй, наиболее сильно тянет нашу экономику вниз, затрудняя тем самым решение государством задач переходного периода, особо обострившихся, как известно, в условиях мирового финансового кризиса. Все это обязывает глубоко и всесторонне разобраться с рассматриваемыми преступлениями - прежде всего, под углом зрения их опасности для имущественных интересов собственников и иных владельцев. В целях облегчения решения данной задачи попытаемся как можно подробнее классифицировать все эти преступления.

В юридической литературе дано немало классификаций преступлений в сфере экономической деятельности3, но ни одна из них, как мы полагаем, не может

1 «С позиций образовавшейся проблемы, - отмечается в юридической литературе, - состоящей в том, что обман потребителей и заведомо ложная реклама оказались после декабря 2003 года в практическом отношении, как бы, «между небом и землей» (вне и уголовно-правовой, и административно-правовой юрисдикции), можно предложить квалифицировать эти деяния по ст. 165 УК РФ. Это было бы тем более верным, что названная статья не содержит прямого указания на нижний стоимостной критерий криминализации соответствующего деяния» (Панченко П.Н. Права человека, экономика и уголовный закон. Н.Новгород: Нижегородский филиал Государственного университета - Высшей школы экономики, 2008. С. 153).

2 См.: Полный курс уголовного права. В 5-и томах. Том 3: Преступления в сфере экономики). СПб.: Юридический центр Пресс, 2008. С. 374.

3 Вот, например, одна из таких классификаций, сформированная с учетом как основных групп преступлений в сфере экономической деятельности, так и (в одном из случаев) их подгрупп: 1) преступления, нарушающие основы (общие принципы) установленного порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности: а) преступления должностных лиц, нарушающие установленные Конституцией РФ и федеральными законами гарантии осуществления предпринимательской деятельности, в том числе законной предпринимательской, деятельности, права и свободы ее участников (ст. 169, 170 УК РФ); б) преступления, нарушающие основы (общие принципы) установленного порядка осуществления предпринимательской деятель-

4'2011

Пробелы в российском законодательстве

быть признана до конца совершенной. В сущности, любая классификация, как и всякая аналогия, «хромает», но если речь идет о классификации явлений, получивших четкое отражение в законодательстве, то долг юриста-аналитика состоит в том, чтобы классифицировать эти явления с учетом последовательности расположения в законодательстве соответствующих его норм. Вот почему наиболее предпочтительной представляется такая классификация преступлений в сфере экономической деятельности, которая хотя и осуществляется по различным классификационным основаниям, но... - с соблюдением той последовательности расположения норм, которая принята в главе 22 УК РФ.

С учетом этой последовательности можно выделить, как мы полагаем, десять групп преступлений в сфере экономической деятельности. Ими являются преступления должностные (ст. 169, 170 УК РФ), предпринимательские (ст. 171, 171.1, 172 УК РФ), укрывательские (ст. 174, 174.1, 175 УК РФ), кредитные (ст. 176, 177 УК РФ), монополистические (ст. 178-181, 183, 184 УК РФ), финансовые (ст. 185, 185.1, 185.2, 185.3,

185.4, 186, 187 УК РФ), таможенные (ст. 188-190 УК РФ), валютные (ст. 191-194 УК РФ), банкротские (ст. 195-197 УК РФ) и налоговые (ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ).

Объект всех этих преступлений - установленный законом и иными нормативными правовыми актами порядок осуществления экономической деятельности, то есть экономический правопорядок, а во многих случаях - также материальные интересы потребителей, предпринимателей, организаций, общества или (и) государства.

Объективная сторона исследуемых преступлений выражается в подавляющем большинстве случаев в активных действиях. Если бездействие и характеризует объективную сторону отдельных преступлений в сфере экономической деятельности, то, как правило, в сочетании с теми или иными действиями. Это, например, такие преступления, как невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ), уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ), налоговые (ст. 198-199.2 УК РФ).

По существу всем преступлениям в сфере экономической деятельности свойственны такие признаки, как причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу, неосновательное обогащение виновного лица, способ обмана или злоупотребления доверием. Отмеченное сближает преступления в сфере экономической деятельности с преступлениями против собственности, в том числе с такими, как мошенничество, присвоение, растрата, вымогательство, причинение имущественного ущерба путем обмана

ности «изнутри», самими участниками этой деятельности (ст. 171. 171.1, 172-174, 174.1, 175 УК РФ); 2) преступления против интересов кредиторов (ст. 176, 177, 195-197 УК РФ); 3) преступления, нарушающие отношения добросовестной конкуренции (ст. 178181, 183, 184); 4) преступления, нарушающие установленный порядок обращения денег и ценных бумаг, злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185, 185.1, 186, 187 УК РФ); 5) преступления против установленного порядка внешнеэкономической деятельности, или таможенные преступления (ст. 188-190, 194 УК РФ); 6) преступления против установленного порядка оборота драгоценных металлов, драгоценных камней и валютных ценностей (ст. 191-193 УК РФ); 7) преступления против установленного порядка уплаты налогов и сборов, или налоговые преступления (ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ) (Полный курс уголовного права. В 5-и томах. Том 3: Преступления в сфере экономики). СПб.: Юридический центр Пресс, 2008. С. 20-21).

или злоупотребления доверием. «Материальными» являются составы преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 169, статьями 171, 172, 173, 176-178, 180, частями 3 и 4 ст. 183, 185, 185.1, 190, 192-199.2 УК РФ.

Согласно примечанию к ст. 169 УК РФ (в ред. Федерального закона от 7 апреля 2010 года № 60-ФЗ4), в статьях главы 22 Кодекса, за исключением статей 174, 174.1, 178, 185, 185.1, 193, 194, 198, 199 и 199.1, крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей, особо крупным - шесть миллионов рублей.

Таким образом, новая редакция данного примечания увеличила стоимостные критерии преступности основной массы преступлений в сфере экономики в шесть раз, что вполне вписывается в нынешнюю линию гуманизации уголовной политики в отношении экономических преступлений. Вместе с тем, полагаем, что эта линия могла быть продолжена с распространением ее на всю группу преступлений в сфере экономики, то есть с охватом ею также преступлений против собственности и преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организаций.

Состав преступления, предусмотренный ст. 179 УК РФ (принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения) содержит лишь отдельные элементы материальности, поскольку при описании одного из способов совершения данного преступления закон указывает на угрозу распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких. Подобные составы обычно называют в юридической литературе «составами опасности», но так как всем без исключения составам характерна та или иная опасность (общественная опасность), то целесообразнее их называть, как мы полагаем, составами общей опасности - в отличие от составов конкретизированной опасности, то есть опасности, выражающейся в причинении конкретного ущерба охраняемому законом объекту. С учетом других (альтернативных) способов, свойственных составу принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения, данный состав следует считать «формальным».

Составом общей опасности является также состав преступления, предусмотренный ч. 3 ст. 189 УК РФ, так как при его описании также указывается на возможность причинения соответствующего вреда. В данном случае речь идет о возможности использования незаконно экспортируемых элементов для целей создания, в частности, оружия массового поражения, что естественно может потребовать от государства соответствующих больших материальных затрат - для восстановления нарушенного баланса в вооружениях с потенциальным противником.

Остальные составы преступлений в сфере экономической деятельности (за исключением названных выше «материальных» и двух составов общей опасности) - «формальные». Вместе с тем, важно подчеркнуть, что составы преступлений, предусмотренные статьями 171 и 172 УК РФ (незаконное предпринимательство и незаконная банковская деятельность), в части извлечения дохода в крупном (особо крупном) размере следует рассматривать как формальные, так как данный

4 См.: Российская газета. 2010. 9 апреля. С. 13.

признак характеризует не ущерб, а «размах» незаконного предпринимательства и незаконной банковской деятельности.

При оценке общественной опасности преступлений в сфере экономической деятельности, причиняющих имущественный ущерб гражданам, некоторые юристы предлагают учитывать фактическое материальное положение потерпевших и величину минимального месячного размера оплаты труда, установленную законодательством РФ5. Подобная «нюансировка» представляется излишней, так как в практическом плане она лишь создает «лазейки» для увода от уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений, или, по крайней мере, для незаконного смягчения им наказания.

Субъективная сторона преступлений в сфере экономической деятельности выражается в умышленной вине, хотя в преступлениях с «материальными» составами (как и в преступлениях с составами общей опасности) вина в отношении последствий (наступивших или тех, которые реально могли наступить) может выражаться как в неосторожной, так и в умышленной вине. Если констатируется умышленная вина в отношении последствий в преступлениях с «материальными» составами, то квалифицировать содеянное следует по совокупности с соответствующими другими умышленными преступлениями.

Преобладающий мотив преступлений в сфере экономической деятельности - корыстный. В основе его -стремление виновного лица получить ту или иную материальную выгоду от совершенного преступления.

Общий субъект свойствен составам преступлений, предусмотренных статьями 171-175 (за исключением признанной утратившей силу ст. 173), 177, 179-183, 184 (ч.1 и 2), 186-188 и 191 УК РФ. Другим составам преступлениям этой группы свойствен специальный субъект.

Поскольку диспозиции статей УК РФ о преступлениях в сфере экономической деятельности (как и диспозиции статей УК РФ о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях) - бланкетные, постольку применяются они с учетом положений и других (помимо УК РФ) нормативных правовых актов, регламентирующих экономическую деятельность - прежде всего, с учетом положений гражданского законодательства. Поэтому в целом законодательство об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности целесообразно именовать уголовно-экономическим.

Акцент на вопросах имущественного содержания преступлений в сфере экономической деятельности и законодательства об ответственности за их совершение призван в максимальной мере охранять имущественные права собственников и иных владельцев как участников экономической деятельности и экономических отношений в целом.

Список литературы:

Панченко П.Н. Права человека, экономика и уголовный закон. Н.Новгород: Нижегородский филиал Государственного университета - Высшей школы экономики, 2008.

Полный курс уголовного права. В 5-и томах. Том 3: Преступления в сфере экономики. СПб.: Юридический центр Пресс, 2008.

Российская газета. 2010. 9 апреля.

Literature list:

Panchenko P.N. Human rights, economy and criminal law. N. Novgorod: branch in Nizhni Novgorod of State University - Higher School of Economics, 2008.

Full course of criminal law. In 5 volumes. Volume 3: Economy crimes. St. Petersburg.: Law centre Press, 2008.

Russian newspaper. 2010. April 9.

5 См.: Панченко П.Н. Назв. работа. С. 155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.