Научная статья на тему 'Преступления против окружающей среды и национальная безопасность Монголии'

Преступления против окружающей среды и национальная безопасность Монголии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
национальная безопасность / окружающая среда / преступность / добыча полезных ископаемых / уголовное право / national security / environment / crime / mining / criminal law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баян-энгэл Мэндбаяр

В данной статье рассматривается, как экологические преступления могут повлиять на национальную безопасность. Количество преступлений против окружающей среды в условиях социально-экономического развития страны и роста уровня жизни граждан увеличивается, соответственно растет и причиняемый ими ущерб. Анализ данных проблем позволил автору сделать определенные выводы и сформулировать предложения по улучшению создавшейся ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmental crimes and national security of Mongolia

This article examines how environmental crimes can affect national security. The number of crimes against the environment in the context of the socio-economic development of the country and the growth of the standard of living of citizens is increasing, and the damage they cause is growing accordingly. The analysis of these problems allowed the author to draw certain conclusions and formulate proposals to improve the situation.

Текст научной работы на тему «Преступления против окружающей среды и национальная безопасность Монголии»

Закон и право. 2024. № 10. С. 230-234. Law and legislation. 2024;(10):230-234.

Научная статья УДК 343.3/.7

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-230-234 EDN: https://elibrary.ru/RZGKUT

NIION: 1997-0063-10/24-531 MOSURED: 77/27-001-2024-10-731

Преступления против окружающей среды и национальная безопасность Монголии

Баян-Энгэл Мэндбаяр

Национальный университет обороны,

Монголия, bayanmendee1984@gmail.com

Аннотация. В данной статье рассматривается, как экологические преступления могут повлиять на национальную безопасность. Количество преступлений против окружающей среды в условиях социально-экономического развития страны и роста уровня жизни граждан увеличивается, соответственно растет и причиняемый ими ущерб. Анализ данных проблем позволил автору сделать определенные выводы и сформулировать предложения по улучшению создавшейся ситуации.

Ключевое слово: национальная безопасность, окружающая среда, преступность, добыча полезных ископаемых, уголовное право.

Для цитирования: Мэндбаяр Б.-Э. Преступления против окружающей среды и национальная безопасность Монголии // Закон и право. 2024. № 10. С. 230—234. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-230-234 ББЫ: https://elibrary.ru/RZGKUT

Original article

Environmental crimes and national security of Mongolia

Bayan Engel Mendbayar

National Defense University,

Mongolia, bayanmendee1984@gmail.com

Abstract. This article examines how environmental crimes can affect national security. The number of crimes against the environment in the context of the socio-economic development of the country and the growth of the standard of living of citizens is increasing, and the damage they cause is growing accordingly. The analysis of these problems allowed the author to draw certain conclusions and formulate proposals to improve the situation.

Keyword: national security, environment, crime, mining, criminal law.

For citation: Mendbayar B.E. Environmental crimes and national security of Mongolia // Law and legislation. 2024;(10):230—234. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-230-234 EDN: https://elibrary.ru/RZGKUT

Введение

В разделе 4 ст. 5 Конституции Монголии сказано, что «Государство регулирует экономику в соответствии с целями обеспечения национальной экономической безопасности, всей экономической деятельности и социального развития населения»; «водные ресурсы, животные, расте-

© Мэндбаяр Б.-Э. М., 2024.

ния и другие природные ресурсы находятся под контролем и защитой только государства».

В части 1 ст. 19 указано, что «Государство несет ответственность перед своими гражданами за предоставление экономических, социальных, правовых и иных гарантий обеспечения прав и свобод человека» соответственно [1].

Постановлением Великого Хурала государства Монголия № 18 от 2014 г. была утверждена политика, которую должно проводить государ-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

ство в области минеральных ресурсов; в соответствии с принципами и целями политики Правительство Монголии несет ответственность за разработку соответствующих законов и постановлений в области минеральных ресурсов, представление их на утверждение Великому Хуралу государства и их реализацию.

Хотя добыча, использование и переработка природных ресурсов при правильной политике, решениях и методах приносят пользу стране, из-за незаконной добычи природных ресурсов и отсутствия восстановления ущерб увеличился, права и законные интересы местных жителей были нарушены, уничтожены места обитания и животные. Это приносит много видов ущерба, например, уничтожение пастбищ животных и диких животных.

Если число упомянутых выше преступлений будет расти, водная безопасность, энергетическая безопасность, продовольственная безопасность, загрязнение воздуха и т.д. окажутся в опасности в нашей стране, и существует реальная опасность для внутренней безопасности страны.

Среди этих видов преступлений наблюдается тенденция к увеличению количества преступлений, наносящих значительный ущерб окружающей среде, таких, как незаконное пользование недрами и полезными ископаемыми, незаконная охота, поджоги естественных растений, лесов и почвы.

По данным исследования Министерства образования и культуры, 16% млекопитающих, адаптирующихся к различным экосистемам нашей страны, находятся под угрозой исчезновения на региональном уровне, 2% находятся под угрозой исчезновения, 11% могут вымереть, а 3% уязвимы или находятся под высоким риском исчезновения в природе [4].

Основная функция полиции — борьба с этими преступлениями.

С 2018 г. организация «Цадгаа»1 управляет Службой экологической полиции как отдельной независимой структурой, действующей по всей стране и занимающейся повышением квалификации офицеров. Однако из-за неосведомленности некоторых детективов бывают случаи, когда правонарушителям остаются безнаказанными из-за ошибки в процессе решения вопроса о виновности, определения полного размера ущерба, закрепления доказательств. Кроме того, необходима практическая и эффективная подготовка в области специализации прокуроров и

1 https://police.gov.mn/home // Официальный сайт Центрального бюро расследований

судей, которые будут осуществлять надзор за этим расследованием.

Однако на спецслужбу [3] возложен контроль за выполнением законов о ввозе, хранении и использовании взрывчатых веществ, радиоактивных веществ, сильных отравляющих веществ, наркотиков и огнестрельного оружия, которые могут нанести вред безопасности населения и экологии.

В условиях социально-экономического развития страны и роста уровня жизни граждан количество преступлений против окружающей среды увеличивается, а причиняемый ими ущерб растет с каждым годом.

Кроме того, возросла преступность незаконной разведки, использования и добычи полезных ископаемых, указанная в ст. 24.2 Особенного раздела Уголовного закона Монголии, а причиняемый ею ущерб и вред выходят за пределы территории и затрагивают и регион, и страну. Это оказывает негативное влияние на горнодобывающий сектор, являющийся основой развития нашей страны, на долю которого приходится 72% от общего объема промышленной продукции и 90% экспорта [5].

В Монголии преступлениям против окружающей среды, интенсивно совершаемым в последние 20 лет, уделяется внимание с точки зрения уголовно-правовой защиты, однако научных исследований и анализов по расследованию и доказательствам недостаточно. Уголовные дела прекращаются в связи с тем, что практикующие сотрудники не могут представить достаточные доказательства, а виновным по-прежнему предоставляется возможность избежать наказания.

Преступления против окружающей среды организованы, «скрытны и скрыты»2. Выяснилось, что они реализуются скрытно, и доказать это сложно. Поэтому существует реальная необходимость в теоретическом и методическом изучении особенностей расследования и доказывания преступлений против окружающей среды, повышении общей эффективности доказывания данного вида преступлений, разработке методики борьбы с их последствиями.

Из общего количества поступивших за последние пять лет (976) жалоб было возбуждено 532 дела, или 54,5%, в возбуждении следственных дел отказано 374, или 38,3%, предложено к уголовной ответственности 59, или 6,01%, и 11, или 1,1%, были переданы в соответствии с юрисдикцией (см. табл.) [6].

2 150, или 85%, из 172 сотрудников, принявших участие в опросе, ответили, что это преступление «скрыто, скрыто или удалено от центра, вдали от населенного пункта, в сельской местности, в укрепрайонах и обычно не зарегистрировано».

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 10-2024

Таблица

Статистика преступлений, выявленных в 2018 — 2022 годах

№ п/п Год Общий случай Отказано в возбуждении дознания Возбуждено уголовное дело Возбуждено уголовное дело, обвинение предъявлено Передано по юрисдикции

1 2018 138 36 93 8 1

2 2019 148 38 95 15 —

3 2020 299 128 145 24 2

4 2021 216 99 105 9 3

5 2022 175 73 94 3 5

Например, среди 10 преступлений, включенных в Уголовный закон против окружающей среды, в качестве наиболее вредного для общества выделено деяние «незаконная разведка, использование и добыча полезных ископаемых», поскольку оно было совершено в основном из-за судимостей за «майнинг». Также добыча осуществляется в результате поиска, а эксплуатация и обработка — после добычи, поэтому она рассматривается как основное звено; учитывая совпадения, которые выявлены в процессе исследований и рекомендаций, поиск и использование представлены действием «минирование».

Кроме того, наша страна богата природными ресурсами, такими, как медь, уголь, уран и редкие природные элементы.

Статья 24.4 УК называется «Рассмотрение ядерных веществ, радиоактивных отходов, ядерных материалов, генераторов радиации как категорий незаконного оборота».

В 2013 г. государственная компания «Мон-Атом» создала совместное предприятие «Badrah Energy», которому будет принадлежать 34%, а французской компании «Orano Mining» будет принадлежать 66%.

Компания сообщила, что в 2021 — 2022 гг. провела натурные испытания по добыче урана методом ISR на месторождении Зеовч-Овоо. Компания «Badrah Energy» произвела 10 тонн уранового концентрата и пояснила, что метод добычи ISR безопасен для людей и окружающей среды3.

Понятно, что правильная переработка природного урана, который является радиоактивным веществом, выгодна стране. Поэтому необходимо в интересах страны принимать правильную политику, решения, инвестиционные согла-

3 https://bloombergtv.mn/news/g1h2k7

шения и проводить переговоры. Экспорт урана как сырья для промышленного производства, несомненно, принесет экономическую выгоду. Его считают стратегическим сырьем.

Конечно, здесь гораздо меньше рисков с точки зрения угроз, чем в урановой отрасли. В будущем, если в нашей стране будет создан завод по переработке урана, понятно, что возникнут проблемы, связанные с его переработкой, проблемы с персоналом, с отходами, безопасностью и т.д. Для нашей страны создание атомной электростанции имеет то преимущество, что она является независимой от соседних стран.

Кроме того, важно добывать и перерабатывать критически важные минералы или редкоземельные элементы, принимая правильные политические решения и подписывая инвестиционные контракты.

В целях национальной безопасности

Понятие «безопасность» — очень старое понятие, и с самого начала человеческого развития люди беспокоились о своей безопасности. От сотворения мира до наших дней главным фактором, определяющим существование государств, организаций и отдельных лиц, является безопасность, а независимость государства и гарантия жизни граждан зависят только от того, как она создается и обеспечивается.

В то время как традиционная концепция безопасности представляет собой угрозу, исходящую от других государств, и основанную на ней тревогу, в наше время материальная безопасность интерпретируется в связи с системами социальной защиты и глобализацией. По этой причине безопасность на протяжении истории расширялась и создавалась на стыке различных научных и теоретических знаний, а теперь достиг-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

ла уровня самостоятельной науки, называемой «исследованиями безопасности».

Что такое безопасность? В глоссарии [9]:

■ Опасность — что-то вредное, что может причинить вред.

■ Безопасно — нечего бояться.

■ Состояние — состояние чего-либо, описываемое как форма, часто как собирательное слово.

На основе этого безопасность определяется как «надежно защищенный от любой внешней опасности и психически спокойный» [7, с. 51]. Вместе с тем экологическая безопасность [8] определяется как защита природных, социальных и технологических условий существования человека от угроз, возникающих из внешних и внутренних источников, факторов; объясняется как состояние комплексной деятельности, предотвращающей риски.

В настоящее время, когда люди больше, чем когда-либо заботятся о защите матери-земли и окружающей среды и оставлении их следующему поколению, политика и деятельность Комитета ООН по окружающей среде и Ассамблеи окружающей среды приобретают еще большее значение. Проекты и программы, реализуемые ООН и другими международными организациями, направлены на решение проблем, возникающих в мире.

В разделе 3.2 ст. 3 Закона о национальной безопасности «основополагающие интересы нации» включают независимость Монголии, территориальную целостность, выживание монгольского народа и цивилизации, национальное единство, права человека и свободу государства, экономическую стабильность и экологически сбалансированное развитие», а в разделе 3.4 этой статьи национальная безопасность разделена на 10 компонентов и законодательно закреплено включение экологической безопасности.

В соответствии с этим созданы девять рабочих групп по обмену информацией и консультациям по вопросам национальной безопасности, а также реализации экологической политики, обмену информацией, связанной с национальной безопасностью, оказанию помощи в разработке проектов решений Совета национальной безопасности. Для проведения консультаций между государственными органами по реализации принятых решений создана непостоянная рабочая группа.

В Концепции национальной безопасности Монголии отмечено, что поддержание баланса окружающей среды, защита водных ресурсов,

смягчение негативных последствий деградации земель и предотвращение угроз биологическому разнообразию являются основой обеспечения здорового существования человека и безопасности окружающей среды.

При реализации экологической политики Монголия определила в своей экологической политике, что она будет уделять особое внимание обеспечению экологической безопасности путем полного удовлетворения потребностей жизни в рамках возобновляемых природных ресурсов и использования невозобновляемых или медленно возобновляемых ресурсов только в качестве дополнительного фактора развития страны.

Что касается недр, то это определяется так: «Надлежащее использование ресурсов недр без негативного воздействия на окружающую среду и максимизация ее выгод считается стратегически важным».

Как мы уже указывали, количество преступлений против окружающей среды увеличивается, а причиняемый ими ущерб с каждым годом растет. Данную ситуацию необходимо менять в лучшую сторону.

Поэтому целесообразна подготовка офицеров по вопросам транснациональных преступлений, незаконного оборота ядерных и химических токсичных и опасных веществ, генетической и цифровой дактилоскопии, расследования преступлений против окружающей среды, выявления следов и проведения доказательных операций.

Конечно, поскольку бюджет государственной организации ограничен, считается, что правительство должно обратить внимание на вышеуказанный вопрос и разработать единую политику и план по улучшению и специализации языковых навыков и эффективной подготовке государственных служащих.

Заключение

В результате анализа, проведенного в данной статье, сделаны следующие выводы.

1. Можно считать, что преступления против окружающей среды представляют собой совокупность широко распространенных противоправных действий, представляющих реальную угрозу национальной безопасности государства и опасных для общества.

2. Очень важно изучать передовой опыт некоторых зарубежных стран, уделив особое внимание таким вопросам, как выявление и расследование преступлений против окружающей среды, усиление доказательной базы, подготовка

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 10-2024

специалистов в этой области, а также принятие мер по локализации преступлений.

3. Необходимо эффективно организовывать информирование и профилактику преступлений против окружающей среды, определять причины, условия и факторы, влияющие на совершение преступлений и правонарушений, и принимать экономические, социальные, правовые и другие организационные меры, направленные на их устранение с участием негосударственных лиц. Правительственные организации необходимо организовывать, разрабатывая соответствующую политику, планируя и реализуя ее, а также оценивая результаты.

4. Разработать программу устойчивого развития горнодобывающей отрасли, прекратить незаконную добычу полезных ископаемых, охоту на редких и диких животных, продажу их органов, изготовление аксессуаров и украшений, незаконный сбор редких растений, лекарств и т.д.

Список источников

1. Конституция Монголии // Государственный информационный сборник. Улан-Батор. 1992. № 1.

2. Уголовное право (новая редакция) // Государственный информационный бюллетень: Улан-Батор. 2016. № 07.

3. Бюллетень государственной информации о разведывательных организациях. 1999. № 35.

4. Отчет о состоянии окружающей среды в Монголии. 2019—2020. Улан-Батор, 2020 // https://met.gov.mn/documents/mongol-orny-bajgal-orchny-tlv-bajdlyn-tajlan?sort=date& order=desc&type=mongol-orny-baigal-orcny-tolov-baidlyn-tailan

5. Статистика минерально-сырьевой отрасли. Улан-Батор, 2019.

6. Статистика преступлений, зарегистрированных в Монголии в 2015 — 2023 гг. Улан-Батор, 2023.

7. Бор Ж., Чулуунбат В. Основы теории национальной безопасности. Улан-Батор, 2012.

8. Тувшинжаргал X. Исследование взаимосвязи экологической безопасности и гражданского образования: Дис. Улан-Батор, 2022.

9. Цевелъ Ю. Краткий словарь монгольского языка. Улан-Батор, 1966.

10. https://police.gov.mn/home // Офиц. сайт Центрального бюро расследований

11. https://bloombergtv.mn/news/g1h2k7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. The Constitution of Mongolia // State Information Collection. Ulaanbaatar. 1992. № 1.

2. Criminal law (new edition) // State Information Bulletin: Ulaanbaatar. 2016. № 07.

3. Bulletin of state information on intelligence organizations. 1999. № 35.

4. Report on the state of the environment in Mongolia. 2019—2020. Ulaanbaatar, 2020 // https:// met.gov.mn/documents/mongol-orny-bajgal-orchny-tlv-bajdlyn-tajlan?sort=date&order= desc&type=mongol-orny-baigal-orcny-tolov-baidlyn-tailan

5. Statistics of the mineral resources industry. Ulaanbaatar, 2019.

6. Statistics of crimes registered in Mongolia in 2015 — 2023. Ulaanbaatar, 2023.

7. Bor Zh, Chuluunbat V. Fundamentals of the theory of national security. Ulaanbaatar, 2012.

8. TuvshinzhargalH. The study of the relationship between environmental safety and civic education: Dis. Ulaanbaatar, 2022.

9. Tsevel Yu. A short dictionary of the Mongolian language. Ulaanbaatar, 1966.

10. https://police.gov.mn/home // Official website of the Central Bureau of Investigation

11. https://bloombergtv.mn/news/g1h2k7

Информация об авторе

Мэндбаяр Б.-Э. — адъюнкт

Статья поступила в редакцию 04.08.2024; одобрена после рецензирования 08.09.2024; принята к публикации 14.09.2024.

Information about the author

Mendbayar B.E. — adjunct

The article was submitted 04.08.2024; approved after reviewing 08.09.2024; accepted for publication 14.09.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.