Научная статья на тему 'Преступления, относящиеся к террористической деятельности в системе норм Особенной части УК РФ, и их виды'

Преступления, относящиеся к террористической деятельности в системе норм Особенной части УК РФ, и их виды Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2055
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОСТАВЫ УГРОЗЫ ОПАСНОСТЬЮ / ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ УК РФ / НАСИЛИЕ / ТЕРРОР / TERRORIST ACTIVITY / COMPOSITIONS OF THE THREAT BY DANGER / ESPECIAL PART UK RF / VIOLENCE / TERROR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Копылов Михаил Николаевич, Минязев Дмитрий Мухамутдинович

В статье обосновывается необходимость разработки понятия преступлений, относящихся к террористической деятельности по закону РФ и определения их места в системе норм Особенной части УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преступления, относящиеся к террористической деятельности в системе норм Особенной части УК РФ, и их виды»

Копылов Михаил Николаевич

доктор юридических наук, профессор кафедры международного права Российского университета дружбы народов (тел.: 8925060018)

Минязев Дмитрий Мухамутдинович

кандидат юридических наук,

заместитель начальника Главного следственного управления по Московской области (тел.: 89263942354)

Преступления, относящиеся к террористической деятельности в системе норм Особенной части УК РФ, и их виды

В статье обосновывается необходимость разработки понятия преступлений, относящихся к террористической деятельности по закону РФ и определения их места в системе норм Особенной части УК РФ.

Ключевые слова: террористическая деятельность, составы угрозы опасностью, Особенная часть УК РФ, насилие, террор.

M.N. Kopilov, Dsc (Law), Professor, Chair Russian university of the friendship folk; tel.: 8925060018; D.M. Minjazev, PhD, the adviser of department for interaction with state authorities, local governments and law enforcement agencies in the sphere of counteraction of corruption of Legal department of administration of Podolsk, the Moscow region; tel.: 89263942354.

The article explains the necessity of the development of the concept of crimes related to terrorist activity and determination of their position in the rules of the Special Part of the Criminal Code.

Key words: terrorist activity, compositions of the threat by danger, Especial part UK RF, violence, terror.

едеральным законом от27 июля призывающих к осуществлению террористичес-

Ф 2006 года в УК РФ был введен кой деятельности либо обосновывающих или оп-термин "террористическая дея- равдывающих необходимость осуществления тельность", содержащийся в такой деятельности.

ст. 205 № и 2051. В правовой доктрине назрела необходимость В соответствии с ФЗ от 6 разработать определение не террористической марта 2006 г. "О противодействии терроризму" деятельности, поскольку оно содержится в Фе-"террористическая деятельность" определяется деральном Законе, а преступлений, относящих-

как организация, планирование, подготовка, сяк такой деятельности. Общее определениеэ-финансирование и реализация террористического тих преступлений могло бы способствовать ре-

акта;подстрекательство к нему; организация шению проблем их предупреждения и грамотной

незаконного вооруженного формирования, правовой регламентации. Это должно отразиться

преступного сообщества (преступной на подходе к установлению санкций за совер-

организации), организованной группы для шение таких преступлений, оценке степени их реализации террористического акта, а равно общественной опасности, разграничению дан-

участие в такой структуре; вербовка, вооружение, ных составов от схожих, решению вопросов о

обучение и использование террористов; наличии в деянии лица (лиц) одного из самостоя-информационное или иное пособничество в тельных составов преступления, относящегося к планировании, подготовке или реализации терро- террористической деятельности или только ста-

ристического акта; пропаганда идей терроризма, дии совершения другого преступления, или о

распространение материалов или информации, наличии множественности преступлений.

108

Определение преступлений образующих террористическую деятельность может быть дано с учетом обобщения признаков их составов.

В России статья 205 № УК РФ называется "содействие террористической деятельности", признаки ее состава отражены в диспозиции ч. 1 этой статьи. Объективную сторону данного преступления образуют такие действия, как склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение террористического акта (ст. 205); публичных призывов к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 2051); захвата заложника (ст. 206); организацию незаконного вооруженного формирования (ст. 208); угона судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211); посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля ( ст. 277); насильственного захвата власти или насильственное удержание власти (ст. 278), вооруженного мятежа (ст. 279), нападения на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360).

Нетруднозаметить, что в ст. 205 № УК РФ дан более широкий перечень преступлений образующих террористическую деятельность, чем в ст. 3 ФЗ "О противодействии терроризму". В ряде зарубежных стран, террористическая деятельность чуть ли не отождествляется со всеми насильственными преступлениями, например в Германии и во Франции.

В то же время, с одной стороны в УК РФ дан исчерпывающий перечень преступлений, образующих террористическую деятельность, с другой - в этот перечень не вошла ст. 2051 УК РФ -"Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма". Однако названное преступление, согласно ФЗ от 6 марта 2006 г., подразумевает такие признаки понятия "террористическая деятельность" как информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта, пропаганда идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности. К тому же статья, 2051 УКРФ, как и преступление, предусмотренное ст. 205 № УК РФсогласно Примечания 1 к ст. 205№ УК РФ, входит в число преступлений, финансирование которых, образует оконченный состав содействия террористической деятельности. В этой связи преступления, содержащиеся в ст.ст.205№ и 2051 УКРФ можно включить в число преступлений, относящихся к тер-

рористической деятельности и внести соответствующие изменения в ч.1 ст. 205№ УК РФ.

Преступления, предусмотренные ст. 205, 205 №2051, 206, 208, 211,277-279 и 369 УК РФ имеют сходство в конструкции их составов. Все они относятся к так называемым составам "угрозы опасностью", основные составы - формальные и (или) усеченные, представляют собой конкретные действия, пропагандирующие и реализующие идеологию терроризма, идеи насилия.Совершение каждого из преступлений, отнесенных к террористической деятельности, предполагает развитие целой цепи непредсказуемых последствий, как для общества в целом, неопределенной группы лиц, государства или двух и более государств, так и для отдельных граждан и их близких; губит психику людей, ломает налаженный образ жизни, разрушает духовные материальные и культурные ценности, которые могут не восстановиться никогда, порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами. Лица, занимающиеся террористической деятельностью (террористы) пытаются воздействовать, прежде всего, на общество в целом, запугать людей и привлечь к себе общественное мнение.

Средством привлечения к себе общественного мнения служат угроза насилием или само применение насилия террористами к невинным людям, сопровождающееся акциями жестокости, направленными на устрашение населения. Все их действия направлены на частичную или полную деморализацию общества в целом и, как следствие, государственного аппарата.

Рассматриваемые преступления совершаются в целях: оказания воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, поэтому их можно рассматривать как вид политического насилия, совершаемого с целью изменения политического правопорядка [1]. Обобщение конструктивных признаков составов преступлений, содержащихся в нормах ст. 205, 205 № 2051, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ показывает, что из двадцати двух составовданных преступлений (каждая норма статьи рассматривается как один состав)- тринадцать являются особо тяжкими, шесть - тяжкими и три относятся к категории преступлений средней тяжести. Совершение большинства названных преступлений включают в качестве обязательного признака применение или возможность применения физического насилия, и все составы связаны с психическим воздействием на людей, как оказавшихся в очаге террористической деятельности, так и отдельных лиц, участвовавших в ликвидации последствий террористической деятельности.

109

По большому счету, террористическая деятельность - это именно акты насилия. Взрывы, поджоги, захват заложников, угон воздушного судна, или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, сопровождаемые неизбежными фактами причинения вреда его здоровью или даже смерти человеку, насильственный захват власти, вооруженный мятеж создают обстановку беспокойства и страха среди населения.

Само насилие, призывы к совершению актов насилия, угроза его применения, уничтожение (повреждение) имущества, причинение смерти, вреда здоровью людям (террор) являются теми, выделенными законодателем и теорией уголовного права понятиями, которые отражают суть рассматриваемых преступлений.

Обязательным признаком рассматриваемых преступлений является их публичный характер, рассчитанный на широкую огласку. Другие преступления чаще всего совершаются без претензий на широкую огласку, о них информируют лишь тех лиц, которые участвуют в их совершении.

Преступления, входящие в террористическую деятельность относятся к сложным составным преступлениям, в которых одно действие (бездействие), направленное на устрашение населения, имеет вспомогательное значение по отношению к основному действию - понуждению к выполнению заявленных террористами требований, выступает определенным способом основного действия. При этом любое, отдельно взятое преступление, входящее в перечень образующих террористическую деятельность, следует рассматривать как составную часть в системе всех этих преступлений.

На основании вышеизложенного преступления, относящиеся ктеррористической деятельности, в уголовном праве России можно определить, как совершение или угроза совершения предусмотренных уголовным законом действий, устрашающих население, нагнетающих состояние паники, дестабилизирующих обстановку в стране и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба, или иных тяжких последствий в целях воздействия на принятие диктуемого решения органами государственной власти, представителями иностранного государства или сотрудниками международной организации, пользующимися международной защитой, а также активное содействие совершению таких действий или их финансирование.

Анализ методов борьбы с терроризмом, основанный на обобщении подавления терактов в России, Израиле, Пакистане, США, Индии и др.

странах, позволяет прийти к выводу о целесообразности создания жесткого и сильного блока, в том числе правового, противодействия ему.

В России назреланеобходимостьповышения оценки степени общественной опасности преступлений, предусмотренных ст. 2051, ч. 2 ст. 208 и ч. 1 ст. 360 УК РФ до категории тяжких. Это можно сделать за счет изменения санкций за их совершение. Целесообразно, на наш взгляд, исключить из санкций ст. 2051 УК РФ штраф, как основной вид наказания, оставив его только в качестве дополнительного и, одновременно, увеличить сроки наказания в виде лишения свободы. С учетом сказанного санкцию ч. 1 ст. 2051 УК РФ предлагается изложить в следующей редакции: наказывается принудительными работами на срок до четырёх лет, либо лишением свободы на срок от трех до шести лет со штрафом в размере от ста до шестисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо без такового. Соответственно, санкцию ч. 2 этой статьи изложить в следующей редакции: наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок от четырёх до восьми лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти, либо со штрафом в размере от трехсот до девятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет.

Предлагается изменить сроки наказания в виде лишения свободы в санкциях норм, содержащихся в ст. 208 и ч.1 ст. 360 УК РФ: в ч.1 ст. 208 установить наказание в виде лишения свободы на срок от четырех до восьми лет, а в ч. 2 этой статьи - насрок от двух до шести лет.

В ч. 1 ст. 360 УК РФ предлагается установить наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 6 лет, а ч. 2 - на срок от 4 до 8 лет. При таком подходе все преступления терроризма были бы отнесены к категории тяжких и особо тяжких, что соответствует их реальной общественной опасности.

Преступления, образующие террористическую деятельность помещены в разных разделах УК РФ: в разделе 1Х "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка" - ст. 205, 205 №, 2051, 206, 208, 211 УК РФ; в разделе Х "Преступления против государственной власти (ст. 277, 278, 279), и в разделе ХП "Преступления против мира и безопасности человечества" (ст. 360) УК РФ. Большинство рассмат-

риваемых преступлений (ст. 205; 205 №, 2051, 206, 208, 211- 17 составов из 22) содержатся в Главе 24 - "Преступления против общественной безопасности", что свидетельствует о специфике объективных признаков рассматриваемых преступлений, заключающихся в создании угрозы безопасности неопределенному кругу лиц, нарушающих деятельность органов управления, обеспечивающих общественную безопасность.

В преступлениях, предусмотренных ст. 277, 278, 279 и 360 (пять составов)УК РФ под угрозу поставлены основы политической системы России (ст. 277 - террористический акт, ст. 278 насильственное свержение власти или насильственное удержание власти и ст. 279 - вооруженный мятеж) и безопасность человечества (ст. 360 - нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой).

Определение места преступлений, образующих террористическую деятельность в системе преступлений против общественной безопасности характерно длямногих стран ближнего и дальнего зарубежья (Беларусь, Венгрия, КНР, Кыргызстан, Таджикистан, Украина). Вместе с тем, например, в УК Узбекистана терроризм отнесен к преступлениям против мира и безопасности человечества. Уголовные кодексы Алжира, Грузии, Италии, Латвии относят терроризм к преступлениям против государства. В некоторых странах, например в Албании и Румынии преступлениям терроризма отводится самостоятельное место в структуре норм Особенной части УК.

Во Франции и Германии вообще не выделе-нагруппа преступлений, образующих террористическую деятельность. Такими преступлениями во Франции признаются многие деяния, цель которых - "серьёзно нарушить общественный порядок путем запугивания или террора" (ст. 421-1 УК Франции), введение в атмосферу, в почву, под почву или воды, включая территориальные морские воды вещества, могущего создать опасность для здоровья людей или животных или для природной среды (ст. 421-2 УК Франции). Акт терроризма образует участие в группировке или соглашении, сформированных с целью подготовки актов терроризма, а также финансирование террористического предприятия путем предоставления, сбора или распоряжения средствами, или каким-либо иным имуществом или путем предоставления консультаций для совершения полностью или частично актов терроризма (ст. 421-2-1, 422-2-2 УК Франции). Террористическими актами в соответствии с выше указанными целями во Франции могут быть признаны такие деяния, как умышленное посягательство на жизнь человека, его неприкосновенность, похищение или

незаконное удержание человека в закрытом помещении, угон летательного аппарата, судна или любого другого транспорта, хищение, вымогательство, уничтожение или порча имущества, деяния в области информатики, производство, продажа, импорт и экспорт взрывчатых веществ, незаконное приобретение, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ, и другие.

В Германии тоже не выделены статьи о преступлениях, относящихся к террористической деятельности. В разделе VП Особенной части УК ФРГ "Преступления против общественного порядка" в § 129а предусмотрена ответственность за "Создание террористического сообщества". Террористическими признаются сообщества, целью которых является совершение перечисленных в абзаце первом этого параграфа преступлений: тяжкого убийства (§ 211), убийства (§ 212), геноцида, преступлений против человечности или военных преступлений, нанесение ущерба целостности, а также внешней и внутренней безопасности ФРГ; устранение, прекращение действия или подрыв конституционных основ; нанесение ущерба безопасности размещенным на территории ФРГ войскам иностранных государств-участников Североатлантического договора или присутствующим в Земле Берлин войскам одной из трех держав (§§ 6,9, 11,12, 19 УК о международных преступлениях), преступные деяния против личной свободы в случаях, предусмотренных § 239а или 239Ь. Абзац 2§129а УК предусматривает повышенную ответственность организаторам террористических сообществ. В абзаце 3 данного параграфа отражены положения об ответственности лиц, тем, или иным способом поддерживающих деятельность террористических сообществ, осуществляющих вербовку людей и пр [2].

Заметим, что в соответствии с Законом о борьбе с терроризмом и применении смертной казни 1996 г. в США существенно ужесточены наказания и расширен перечень преступлений, рассматриваемых как терроризм в федеральном законодательстве США. В разделе VП (терроризм) ст. 702 гл.113 В Титула 18 Свода законов США к актам терроризма отнесены "убийство, похищение, нанесение увечья, нападение, повлекшее за собой тяжелые телесные повреждения, или нападение с применением опасного оружия в отношении любого лица в пределах США;... нанесение ущерба любому строению, транспортному средству,... сговор совершить такого рода деяния", - в том случае, если эти деяния "рассчитаны на оказание давления или нанесение ущерба действиям правительства путем угроз и шантажа, либо путем принуждения или рассчитаны на осуществление мер возмездия, направленных против действий правительства". Исходя из на-

111

званной цели более 30 преступлений рассматриваются как террористическая деятельность [3].

Независимо от места статей о преступлениях, относящихся к террористической деятельности и числа преступлений, связанных с ней в системе норм уголовного законодательства разных стран, все они создают, прежде всего, реальную опасность гибели людей и всего живого и имеют цель оказать воздействие на властные структуры посредством устрашения запугивания или террора.

Если взять за основу определения места преступлений терроризма в системе норм Особенной части УК РФ цель их совершения - воздействие на власть, то в случае подготовки нового УК РФ, все преступления, относящиеся к террористической деятельности, разумно поместить в разделе "Преступления против государственной власти", посвятив им специальную главу под названием "Преступления, относящиеся к террористической деятельности", следующую за преступлениями против основ конституционного строя и безопасности государства.

В действующем УК РФ, исходя из здравого смысла, выделять такую главу нецелесообразно. Это изменит нумерацию статей действующего УК РФ и без того подвергающегося многочисленным изменениям и дополнениям новыми статьями со значками "№ I, Г', что только создает дополнительные трудности правоприменителю.

Заметим, что борьба с терроризмом ведется и иными правовыми мерами воздействия, например, административными. В частности, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за "Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) до-

ходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" (ст. 15.27) и "Нарушение правового режима контртеррористической операции" (ст. 20.27).

1. Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. М. Российская криминологическая ассоциация. 2003. С. 496.

2. Характеристика зарубежного законодательства проводится по работам: Додонов В. Н., Капинус О.С., Щерба С.П. Сравнительное уголовное право. "Юрлитинформ"М., 2010.269-305; Уголовное право зарубежных стран. 3-е издание, переработанное и дополненное. Под ред. И.Д. Козочкина. WoltersKluwer Москва ВолтерсКлувер, 2010. С. 912-915.

3. См. подробнее Додонов В.Н., Капинус О.С., Щерба С.П. Сравнительное уголовное право. "Юрлитинформ". М, 2010. С. 269-305.

1. Dolgova A.I. Criminality, its organisity and criminal society. M., Russian criminological assotiation. 2003. P. 496.

2. Characteristic foreign legislation is conducted on work: Dodonov V.N., Kapinus O.S., S^erba S.P. The Comparative criminal right. "Yurlitinform". M., 2010. P. 269-305; The Criminal right of the foreign countries. 3-e publishing, processed and complemented. Under ed. I.D. Kozochkina. WoltersKluwer Moscow VoltersKluver, 2010. P. 912915.

3. See in detail Dodonov V.N., Kapinus O.S., Scherba S.P. The Comparative criminal right. "Yurlitinform" M, 2010. P. 269-305.

112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.