Научная статья на тему 'Прессованные цементно-минеральные композиты для дорожного строительства'

Прессованные цементно-минеральные композиты для дорожного строительства Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
128
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CEMENT / AGGREGATE / WATER / PRESSING / PRESSURE / COMPOSITE / CURING / DENSITY / STRENGTH / WATER ABSORPTION / ЦЕМЕНТ / ЗАПОЛНИТЕЛЬ / ВОДА / ПРЕССОВАНИЕ / ДАВЛЕНИЕ / ТВЕРДЕНИЕ / ПЛОТНОСТЬ / ПРОЧНОСТЬ / ВОДОПОГЛОЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Курилова С.Н.

Представлена характеристика прессованных мелкоштучных дорожных изделий. Рассмотрено влияние рецептурных и технологических факторов на свойства изделий. Определены рациональные параметры исследуемых факторов. Подтверждено получение прессованных композитов для дорожного строительства с необходимыми эксплуатационными свойствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Курилова С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Extruded cement-mineral composites for road construction "

Presents characteristics of extruded small travel goods. The influence of prescription and technological factors on the properties of the products. Defined rational parameters of the investigated factors. Acknowledged receipt of extruded composites for road construction with the necessary performance.

Текст научной работы на тему «Прессованные цементно-минеральные композиты для дорожного строительства»

Прессованные цементно-минеральные композиты для дорожного строительства

С.Н. Курилова

Донской государственный технический университет, г. Ростов-на Дону

Аннотация: Представлена характеристика прессованных мелкоштучных дорожных изделий. Рассмотрено влияние рецептурных и технологических факторов на свойства изделий. Определены рациональные параметры исследуемых факторов. Подтверждено получение прессованных композитов для дорожного строительства с необходимыми эксплуатационными свойствами.

Ключевые слова: цемент, заполнитель, вода, прессование, давление, твердение, плотность, прочность, водопоглощение.

Прессованные мелкоштучные дорожные изделия, например, тротуарная плитка, брусчатка, бортовой камень, в соответствии с нормативными требованиями [ГОСТ 17608-91] должны иметь класс по прочности на сжатие от В22,5 до В30, класс по прочности на изгиб от В^3,2 до В1Ь4,4, истираемость на более 0,5- 0,9 г/см , марку по морозостойкости не менее Б200 и водопоглощение по массе не более 6%. Большое значение придается качеству изделий, а именно сохранению их четких граней и ребер и целостности.

Прессованные изделия для дорожного строительства являются многокомпонентными системами, состоящими из вяжущего вещества, одного или нескольких минеральных заполнителей песчаных фракций и небольшого количества воды. Для прессованных дорожных изделий необходимо использовать бездобавочный портландцемент марки М 500, а в качестве заполнителей мелкий кварцевый песок и отходы от дробления прочных горных пород, например гранита, сиенита, песчаника, известняка и др. [1, 2]. Водоцементное отношение формовочных смесей для таких изделий должно быть не более 0,4. Смеси засыпают в матрицу пресса и уплотняют под давлением 20-40 МПа и более [3]. Сразу после прессования изделия

обладают необходимой распалубочной прочностью не менее 0,8 МПа для извлечения из матрицы и дальнейшего транспортирования на пост тепловлажностной обработки или естественного твердения.

Актуальной задачей в области прессованных мелкоштучных изделий для дорожного строительства является обеспечение нормативных свойств изделий, изготавливаемых на основе местного сырья и отходов промышленности.

Решение поставленной задачи возможно при правильном назначении рецептурно-технологических факторов в процессе изготовления изделий.

К рецептурным факторам относятся расход цемента, воды и минеральных заполнителей, а также зерновой состав смеси минерального заполнителя. К технологическим факторам относятся физико-механические свойства цемента и заполнителей, давление уплотнения формовочных смесей и условия твердения изделий.

Большую роль в формировании структуры изделий играют такие факторы, как активность и количество цемента, зерновой состав и количество минеральных заполнителей, зерновой состав смеси минерального заполнителя, количество воды, давление прессования и условия твердения. Чтобы управлять структурообразованием изделий, необходимо сначала оценить свойства исходных компонентов, подобрать удовлетворительный зерновой состав смеси минерального заполнителя, правильно назначить дозировку компонентов, назначить рациональное давление прессования и выбрать благоприятные параметры твердения изделий [4, 5].

Наиболее важным фактором в структурообразовании прессованных дорожных изделий является зерновой состав минерального заполнителя [6]. В результате ряда исследований был определен рекомендуемый зерновой состав смеси минерального заполнителя, в котором содержание фракции 1,25 - 5 мм - 5 - 8%, фракции 0,315 - 1,25 мм - 47 - 50% и фракции менее 0,315

мм - 32 - 35%. Обеспечение этого зернового состава позволяет получать дорожные изделия с нормируемыми эксплуатационными свойствами. О важности обеспечения рекомендуемого зернового состава смеси минерального заполнителя для прессованных мелкоштучных дорожных изделий свидетельствуют результаты эксперимента, в котором анализировались два состава: исходный состав (I) с неудовлетворительным зерновым составом минерального заполнителя и состав с рекомендуемым зерновым составом (II) смеси минерального заполнителя (таблица №1). В исходном составе минеральный заполнитель был представлен отсевом сиенита в количестве 70% от массы минеральных компонентов. В составе с рекомендуемым зерновым составом (II) минеральный заполнитель также составлял 70% от массы минеральных компонентов, но был представлен смесью отсева сиенита в количестве 82% от смеси минерального заполнителя и очень мелкого кварцевого песка в количестве 18% от смеси минерального заполнителя. Расход портландцемента в обоих составах составлял 30% от массы минеральных компонентов, а расход воды был 5% от массы сухих компонентов. Прессование образцов-цилиндров диаметром и высотой 0,07 м проходило при давлении 40 МПа. Образцы твердели в условиях тепловлажностной обработки (ТВО) по режиму (2+6+2) ч при температуре изотермической выдержки (85±2) 0С, а затем хранились 27 суток в естественных условиях.

Таблица № 1

Составы прессованных дорожных изделий

№ Название состава Наименование Расход

п/п (маркировка) компонента компонента, %

Исходный Цемент 30

1 состав Отсев 70

(I) Вода 5

С рекомендуемым Цемент 30

2 зерновым составом Отсев 70 82

(II) Песок 18

Вода 5

Обогащение зернового состава отсева сиенита очень мелким

кварцевым песком и обеспечение рекомендованного зернового состава минерального заполнителя позволило увеличить распалубочную прочность, прочность при сжатии, прочность на растяжение при раскалывании и снизить водопоглощение по массе затвердевших дорожных изделий (таблица №2).

Таблица № 2

Физико-механические свойства затвердевших дорожных изделий

№ Название Распалу- Прочность Прочность Водо-

п/п состава бочная при на поглоще-

(маркировка) прочность, сжатии, растяжени ние по

Ис, е при массе,

МПа МПа, раскалывании, МПа Wм, %

1 Исходный

состав (I) 1,77 37,2 2,93 6,0

2 С

рекомендуемы 1,90 49,3 3,12 5,8

м зерновым

составом (II)

Таким образом, назначение рекомендуемого зернового состава смеси минеральных заполнителей в прессованных мелкоштучных дорожных изделиях позволяет улучшить их свойства и обеспечить соответствие нормируемым свойствам.

Вторым по важности рецептурным фактором, который влияет на структурообразование и свойства прессованных мелкоштучных дорожных изделий является расход воды в формовочной смеси [7]. Влияние этого фактора рассмотрим на примере изделий, состоящих из портландцемента М 400, отсева от дробления сиенита, мелкого песка и воды. Зерновой состав смеси минерального заполнителя отсева сиенита и песка соответствовал

рекомендованному зерновому составу для прессованных дорожных изделий. Содержание цемента в изделиях составляло 25% от массы минеральных компонентов, а расход воды варьировался от 3 до 13% от массы сухих компонентов с шагом 2,5%. Прессование изделий осуществлялось при давлении 40 МПа (таблица №3). Изделия твердели в условиях тепловлажностной обработки по режиму (2+6+2) ч при температуре изотермической выдержки (85±2) 0С.

Таблица № 3

Влияние расхода воды на свойства прессованных дорожных изделий

№ п/п Расход воды, % Средняя плотность свежеотфор мованных изделий, Р0 , 3 кг/м3 Распалубоч ная прочность свежеотфор мованных изделий, Яс, МПа Средняя плотность изделий после ТВО, Р 0 ,3 кг/м3 Прочность изделий на сжатие после ТВО, Я ТВО -Т^-сж 5 МПа

1 3 2160 1,37 2173 29,4

2 5,5 2175 1,46 2193 46,7

3 8 2270 1,08 2260 66,2

4 10,5 2280 0,93 2250 55,2

5 13 2273 0,88 2246 54,4

Анализ представленных результатов показывает характерную особенность прессованных мелкоштучных дорожных изделий, которая заключается в наличии двух оптимумов водосодержания: одного для распалубочной прочности свежеотформованных изделий, а другого для прочности затвердевших изделий. В данном эксперименте максимальная распалубочная прочность изделий составляет 1,46 МПа при расходе воды 5,5%, а максимальная прочность на сжатие после тепловлажностной обработки (ТВО) - 66,2 МПа при расходе воды 8%. Отклонение от каждого

из оптимумов в расходе воды приводит к существенному снижению прочности.

Распалубочная прочность свежеотформованных изделий с увеличением расхода воды сначала растет и при оптимальном водосодержании 5,5% достигает прочности 1,46 МПа (таблица №3). Это объясняется проявлением «стягивающего» эффекта капиллярных сил, наблюдаемого при низких водосодержаниях, [7] и сближением частиц материала с повышением его плотности и прочности. Увеличение расхода воды выше оптимального значения приводит к снижению распалубочной прочности прессованных изделий. Это объясняется проявлением «расклинивающего» эффекта капиллярных сил, наблюдаемого при утолщении водных оболочек, [7] удалением частиц материала друг от друга и разуплотнением системы. Также при расходе воды выше оптимального значения начинает проявляться роль защемленного воздуха. Так как при прессовании происходит мгновенное приложение давления, то при расходах воды выше оптимального она отжимается в открытые поры и сжимает воздух [8]. Наличие защемленного воздуха в порах приводит к разуплотнению системы и уменьшению количества контактов взаимодействия твердых частиц, что и снижает распалубочную прочность материала.

Прочность на сжатие прессованных изделий после тепловлажностной обработки (ТВО) с увеличением расхода воды также увеличивается, но достигает максимального значения 66,2 МПа при большем расходе воды 8% (таблица №3). Больший расход воды, соответствующий оптимальному водосодержанию, объясняется гидратацией клинкерных минералов портландцемента. С увеличением водосодержания выше оптимального значения прочность затвердевших изделий снижается. Это объясняется проявлением ''расклинивающего эффекта'' капиллярных сил [7] и разуплотнением системы.

Таким образом, расход воды существенно влияет на структурообразование и свойства прессованных дорожных изделий. Учитывая наличие двух оптимумов водосодержания для свежеотформованных и затвердевших изделий, необходимо назначать расход воды в прессованных изделиях так, чтобы обеспечивалась нормируемая прочность затвердевших изделий в сочетании с их необходимой распалубочной прочностью.

Важным фактором, влияющим на структурообразование и свойства прессованных мелкоштучных дорожных изделий, является расход цемента и его свойства. Это подтверждают результаты следующего эксперимента. В эксперименте для первой серии образцов (I) был использован портландцемент активностью 39,6 МПа с удельной поверхностью 2900 см /г. Для второй серии образцов (II) удельную поверхность цемента увеличили до 4350 см /г. Активность цемента при этом составила 59,4 МПа. Количество цемента в каждой серии было принято 8, 11 и 14% от массы минеральных компонентов. В качестве заполнителей использовались мелкий кварцевый песок и дробленный мел. Зерновой состав смеси минеральных заполнителей соответствовал рекомендуемому для прессованных дорожных изделий. Водосодержание формовочных смесей во всех составах было принято 6,5% сверх массы сухих компонентов (таблица №4). В каждом составе формовались образцы-цилиндры при давлении 25, 40 и 55 МПа.

Таблица № 4

Свойства цемента и составы прессованных дорожных изделий

№ Мар Свойства Марк Расход Расход

п/п киро цемента ировк цемент заполнителей, %

вка Активно Удельна а а,

сери сть я состав % Песок Мел

и цемента, поверх- ов

ность,

МПа 2 см /г

1 I 39,6 2900 1-1 8 82 10

1-2 11 79 10

1-3 14 76 10

2 II 59,4 4350 11-1 8 82 10

11-2 11 79 10

11-3 14 76 10

Одна часть образцов в серии подвергалась тепловлажностной обработке (ТВО) по режиму (2+6+2) ч при температуре изотермической выдержки (85±2) оС, а потом твердела 27 суток в естественных условиях, а вторая часть образцов твердела только в естественных условиях.

Анализ результатов испытаний образцов (таблица №5) показывает, что независимо от условий твердения, с увеличением расхода цемента, повышением его активности и удельной поверхности плотность и прочность при сжатии прессованных дорожных изделий возрастает, а водопоглощение по массе - закономерно снижается. Это объясняется тем, что в формировании структуры цементного камня большую роль играет размер и количество частиц цемента. Чем меньше размер частиц и больше их количество, тем создаются более благоприятные условия для формирования бездефектных структурных агрегатов - «кластеров», а также «кластеров», в которых частицы цемента служат «подложкой», на которую за счет диффузии оседают продукты гидратации цемента [8]. В результате получается более плотная и прочная структура цементного камня. Также следует отметить, что чем меньше размер частиц цемента и больше их количество, тем больше реакций гидратации цемента с водой, больше продуктов гидратации цемента, больше кристаллизационных связей в образующемся кристаллическом сростке и, соответственно, получается более плотная и прочная кристаллизационная структура затвердевшего

цементного камня. Это способствует повышению прочности прессованных дорожных изделий [9]. Естественные условия твердения по сравнению с тепловлажностной обработкой более благоприятны для прессованных дорожных изделий. Это связано с более благоприятными условиями для протекания реакций гидратации цемента с образованием большего количества продуктов гидратации, а также для формирования менее дефектной структуры цементного камня и прессованного материала за счет отсутствия тепломассообмена с окружающей средой [10].

Таблица № 5

Физико-механические свойства прессованных дорожных изделий

№ п/п Сер ия Марк ировк После ТВО и 27 суток естественного твердения После 28 суток естественного твердения

обра зцов а Средня я плотно сть, р о, кг/м3 Прочнос ть при сжатии, МПа Водопог лощение по массе, % Средня я плотно сть, р о, кг/м3 Прочнос ть при сжатии, МПа Водоп оглоще ние по массе, ^^т, %

Ы-1 2091 7,38 8,6 2195 7,40 8,5

Ы-2 2135 7,80 7,9 2220 7,50 7,8

Ы-3 2173 8,60 7,7 2240 8,60 7,6

Ь2-1 2154 13,17 8,1 2210 15,80 8,0

1 I Ь2-2 2172 14,18 7,6 2230 17,40 7,5

Ь2-3 2186 14,90 7,1 2260 18,22 7,0

Ь3-1 2171 18,82 7,0 2235 26,20 6,9

Ь3-2 2208 20,50 6,8 2255 30,10 6,7

Ь3-3 2240 20,98 6,3 2295 31,93 6,2

П-1-1 2147 10,00 7,0 2210 12,71 6,9

II-1-2 2166 11,10 6,6 2260 16,50 6,5

II-1-3 2175 12,20 6,0 2315 20,67 5,9

2 II П-2-1 2166 17,93 6,6 2250 27,06 6,5

П-2-2 2200 20,35 6,0 2290 29,83 5,9

П-2-3 2234 21,38 5,7 2330 31,26 5,6

П-3-1 2175 23,13 6,3 2275 36,00 6,2

П-3-2 2220 28,23 5,6 2315 43,10 5,5

П-3-3 2240 29,50 5,4 2355 46,17 5,3

^_г *

Примечание: - в маркировке первая цифра обозначает номер состава, вторая - уровень расхода цемента, а третья - уровень давления прессования.

Правильное назначение рецептурно-технологических факторов позволяет направленно управлять стуктурообразованием и физико-механическими свойствами прессованных мелкоштучных дорожных изделий. Умелое сочетание разных рецептурных и технологических факторов в комплексе дает возможность получать изделия с необходимыми нормируемыми свойствами.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. M. Safiuddin, M.Z. Jumaat, M.A. Salam, M.S. Islam, R. Hashim. Utilization of solid wastes in construction materials. International Journal of the Physical Sciences. 2010. №10. pp. 1952-1963.

2. Berge B. The Ecology of Building Materials. [Architectural press]. Oxford, 2005. 474 p.

3. Р.Я. Попильский, Ф.В. Кондрашов. Прессование керамических порошков. - М.: Изд-во «Металлургия», 1968. 272 с.

4. Наумов А.А. Повышение качества кирпича полусухого прессования, изготовленного на основе глинистого сырья месторождения «Кагальник-3»//Инженерный вестник Дона, 2016, № 4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3823/.

5. Мальцева И.В. Влияние глинистого вещества на реологию пеномасс с различной концентрацией твердой фазы// Инженерный вестник Дона, 2017, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2017/3977/.

6. В.Н. Выровой. Физико-механические особенности структурообразования композиционных строительных материалов: Дис. ...д-ра техн. наук. Одесса, 1987. 340 с.

7. Е.И. Шмитько, С.В. Черкасов. Влияние влажностного фактора на раннее структурообразование строительных изделий на основе минеральных вяжущих веществ. - Воронеж, 1997. 23 с.

8. П.П. Будников, А.М. Гинстлинг. Реакции в смесях твердых веществ.-М.: Изд-во литературы по строительству, 1965. 476 с.

9. В.Н. Соломатов, В.Н. Выровой, В.С. Дорофеев, А.В. Сиренко. Композиционные строительные материалы и конструкции пониженной материалоемкости. - К.: Будивэльник, 1991. 144 с.

10.Кудинов А.А. Тепломассообмен. - М.: Инфра-М, 2012. 375 с.

References

1. M. Safiuddin, M.Z. Jumaat, M.A. Salam, M.S. Islam, R. Hashim. Utilization of solid wastes in construction materials. International Journal of the Physical Sciences. 2010. №10. pp. 1952-1963.

2. Berge B. The Ecology of Building Materials. [Architectural press]. Oxford, 2005. 474 p.

3. Popil'skij R.Ja., Kondrashev F.V. Pressovanie keramicheskih poroshkov. [Pressing of ceramic powders]. Izd-vo: «Metallurgija», 1968. 272 p.

4. Naumov A.A. Inzhenernyj vestnik Dona (Rus), 2016, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3823/.

5. Mal'ceva I.V. Inzhenernyj vestnik Dona (Rus), 2017, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2017/3977/.

6. V.N. Vyrovoj. Fiziko-mekhanicheskie osobennosti strukturoobrazovaniya kompozicionnyh stroitel'nyh materialov [Physical-mechanical peculiarities of structure formation of composite building materials]: Dis. ...d-ra tekhn. nauk. 1987. 340 р.

7. E.I. SHmit'ko, S.V. CHerkasov. Vliyanie vlazhnostnogo faktora na rannee strukturoobrazovanie stroitel'nyh izdelij na osnove mineral'nyh

vyazhushchih veshchestv. [The influence of the humidity factor on early structure formation of building products based on mineral binders]. Voronezh, 1997. 23 p.

8. P.P. Budnikov, A.M. Ginstling. Reakcii v smesyah tverdyh veshchestv. [Reactions in mixtures of solid substances]. Izd-vo literatury po stroitel'stvu, 1965. 476 p.

9. V.N. Solomatov, V.N. Vyrovoj, V.S. Dorofeev, A.V. Sirenko. Kompozicionnye stroitel'nye materialy i konstrukcii ponizhennoj materialoemkosti. [Composite building materials and design, reduced materials consumption]. Budivehl'nik, 1991. 144 p.

10.Kudinov A.A. Teplomassoobmen. [Heat and mass transfer]. M.:Infra-M, 2012. 375 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.