Научная статья на тему 'Пресса как инструмент формирования общественного сознания в тоталитарных государствах на примере локальных сообществ Ставрополья в СССР и Саксонии в Германии'

Пресса как инструмент формирования общественного сознания в тоталитарных государствах на примере локальных сообществ Ставрополья в СССР и Саксонии в Германии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
152
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
периодическая печать / общественное сознание / культ личности / враг народа / periodic press / social consiousness / personality cult / enemy of the people

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кожемяко Татьяна Николаевна

Анализируется региональная периодическая печать СССР и третьего рейха в 30-е гг. XX в. Выявляется степень воздействия газет на формирование общественного сознания граждан двух локальных сообществ Ставрополья в СССР и Саксонии в Германии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author examines the regional periodic press of the USSR and Third Reich in the third decade of the twentieth centuary in this paper. The author attempts to elicit the degree of influence of newspapers on the formation of the social consciousness of civialians of two local communities of Stavropol (USSR) and Saxonia (Germany)

Текст научной работы на тему «Пресса как инструмент формирования общественного сознания в тоталитарных государствах на примере локальных сообществ Ставрополья в СССР и Саксонии в Германии»

УДК 940.5:32.019.51

ПРЕССА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В ТОТАЛИТАРНЫХ ГОСУДАРСТВАХ (НА ПРИМЕРЕ ЛОКАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ СТАВРОПОЛЬЯ В СССР И САКСОНИИ В ГЕРМАНИИ)

© 2010 г. Т.Н. Кожемяко

Анализируется региональная периодическая печать СССР и третьего рейха в 30-е гг. XX в. Выявляется степень воздействия газет на формирование общественного сознания граждан двух локальных сообществ - Ставрополья в СССР и Саксонии в Германии.

Ключевые слова: периодическая печать, общественное сознание, культ личности, враг народа.

Ставропольский государственный университет, ул. Пушкина, 1, г. Ставрополь, 355009, info@stavsu.ru

Stavropol State University, Pushkin St., 1, Stavropol, 355009, info@stavsu.ru

The author examines the regional periodic press of the USSR and Third Reich in the third decade of the twentieth centuary in this paper. The author attempts to elicit the degree of influence of newspapers on the formation of the social consciousness of civialians of two local communities of Stavropol (USSR) and Saxonia (Germany).

Keywords: periodic press, social consiousness, personality cult, enemy of the people.

Современная наука под общественным сознанием понимает сложнейшее целостное образование, которое включает в себя многообразие идей, взглядов, ценностей, форм верований, т. е. всего, что составляет духовную жизнь общества. Оно не является статичным и изменяется вместе с трансформацией политической системы. В XX в. возник новый тип общественного сознания, который условно можно назвать тоталитарным. Его особенностью была детерминированность официальной государственной идеологией. Примеры можно найти как в советском, так и немецком обществе 30-х гг. XX в. Несмотря на принципиальные различия нацистского и сталинского обществ, между ними, особенно в духовной сфере, было несомненное сходство. Оба режима вырастали из установки на полный разрыв с прошлым и свою главную задачу видели в построении «нового общества» и «нового человека». Сама идея «нового общества» несет в себе такое обязательное условие, как преобразование психологии человека. Для достижения этой цели режимы использовали различные средства и методы воздействия на общественное сознание населения, в числе которых одну из важнейших ролей играли СМИ.

Особое место периодической печати в системе идеологической пропаганды национал-социализма и сталинизма объясняется её доступностью большинству населения, оперативностью донесения информации и массовостью. Формируя политическую повестку дня, газеты выполняют функцию конструирования реальности, создают аналог действительности, определяющий мнение и поведение населения, выступают в качестве основного механизма общения власти с народом. Они становятся важнейшим инструментом в руках партийно-государственного аппарата и служат внедрению официальных политических и идеологических установок, превращаясь таким образом в «средство овладения массами».

Путем анализа содержания местных газет мы сделаем попытку рассмотреть механизмы воздействия печатных СМИ на общественное сознание жителей двух регионов. При этом нам необходимо учитывать позицию власти в отношении печатной периодики, от чего зависела эффективность использования прессы как инструмента конструирования основных образов и идей в массовом сознании. Нельзя забывать, что при всем сходстве двух тоталитарных режимов каждый из них имел свои политические, экономические и социокультурные особенности.

В 30-е гг. XX в. Германия представляла собой индустриально развитую страну, население которой было одной их самых образованных наций в Европе. Источником информации о мире служили газеты, книги, радио. Последнее с 1933 г. получает широкое распространение в связи с особой ролью, которую

ему отводили нацисты в борьбе за умы. Причем выбор того или иного печатного издания, как правило, определялся политическими взглядами читателя. Так, в Дрездене до 1933 г. социал-демократ с большой долей вероятности читал «Dresdner Volkszeitung» (Дрезднер Фольксцайтунг) или «Volksstaat» (Фолькс-штат), коммунист предпочитал «Arbeiterstimme» (Ар-байтерштиме), национал-социалист - «Der Freiheitskampf» (Дер Фрайхайтскамф). Информацию об экономике, о культуре, спорте можно было получить из таких политически независимых газет, как «Dresdner Neueste Nachrichten» (Дрезднер Ноесте Нахрихтен) (в конце 1932 г. ее тираж составлял 98 000 экземпляров), «Dresdner Anzeiger» (Дрезднер Анцайгер) (54 822) и «Dresdner Nachrichten» (Дрезднер Нахрихтен) (36 000) [1].

Совершенно иную картину мы наблюдаем в Советском Союзе, который оставался еще преимущественно аграрной страной. К моменту прихода большевиков к власти преобладающая часть населения была неграмотной или малограмотной. Исследование затрат времени советского населения в 1922 - 1923 гг., проведенное С. Струмлиным, показывает, что на чтение газет крестьянин тратил в год 18 часов, зато на участие сходах - 65 [2]. Не случайно материалы северокавказских газет того времени отличаются своим оформлением, языком, разбивкой на абзац, ибо предназначались они явно для коллективного чтения. Безусловно, к 30-м гг. ситуация значительно меняется, и уровень грамотности населения Ставропольского региона, как и страны в целом, неуклонно растет. Однако разрыв между политикой и реальностью по-прежнему остается большим. В такой ситуации на прессу возлагаются особые задачи. Являясь фактически единственным источником информации о событиях, происходящих в стране и мире, печатные издания становятся главным инструментом воздействия власти на общественное сознание, выступают проводником государственной идеологии, посредником в диалоге власти и общества.

Основным результатом влияния информации, содержащейся в прессе, было утверждение в общественном сознании читателей Ставрополья и Саксонии политических установок, исходящих от властных структур. Через напечатанную в прессе информацию реализовывалось манипулирование массовым сознанием как советского, так и немецкого локального сообщества. Так, воздействуя печатным словом на читателя, тоталитарным режимам удалось заручиться поддержкой населения при проведении различных политических кампаний, прежде всего - борьбы с «врагами».

Материалы периодики локальных регионов двух стран изобилуют информацией о «врагах» и их проис-

ках. Причем, если в СССР понятие «враг» наполняется классовым содержанием, то в Германии объединяет политическую оппозицию режиму с расовым несоответствием. Врагами третьего рейха становятся прежде всего евреи и последователи идей Маркса. Играя на оскорбленном чувстве национальной идеи, национал-социалисты посредством использования пропаганды порождали в населении ненависть к неарийцам. Газеты регулярно публиковали материалы антисемитского характера, воздействуя тем самым на общественное сознание жителей Саксонии.

Национал-социалистическая газета «Der Freiheitskampf» так призывала на борьбу с евреями: «Вся судьба немецкого народа не случайность, а дело рук евреев. Немецкий народ должен осознать, что является условием его выздоровления и ведет к отвоеванию его свободы: Заковать еврейскую бестию в цепи! Германия проснись!» [3]. Анализ содержания издания показывает, что заголовки, направленные против евреев встречаются в каждом втором номере органа НСДАП. Учитывая, что в период гитлеровской диктатуры «Der Freiheitskampf» с тиражом 107 000 экземпляров в 1932 г. (111 366 - в 1934 г.) стала главной газетой Саксонии, можно оценить масштабы ее воздействия на общественное сознание жителей региона.

После еврейских погромов в 1938 г. нападки на евреев в прессе особенно усилились. Уже каждый выпуск «Dresdner Neueste Nachrichten» - издания, которое всегда считалось либеральным и даже в период национал-социалистической диктатуры старалось держаться в стороне антисемитских и расистских устремлений нацистов, не обходится без информации о том, что в бедах немецкой нации виновны именно евреи [4].

Эффективность воздействия прессы на общественное сознание населения Саксонии помогает оценить статья из «Der Freicheitskamf», которая описывает демонстрацию, прошедшую на одной из площадей Дрездена. На вопросы нацистских ораторов, кто виноват в бедах, обрушившихся на Германию - инфляции, разобщенности страны - толпа возмущенно выкрикивала: «Евреи!» [5].

Искусственно создавая дихотомию «мы - они», нацистский режим стремился моделировать историю Германии, ориентируясь не на реалии XX в., а обращаясь к библейской и средневековой истории. Такая установка открыто апеллировала к архетипам традиционного сознания и позволяла при необходимости придать историческим событиям нужный смысл. При этом одну из важных ролей в конструировании заданной реальности играла пресса.

Провозглашение негативного влияния евреев на все стороны жизни немецкого общества проводит прямую связь между марксизмом и еврейством. В этой связи совершенно естественно, что последователи идей Маркса также объявляются «врагами». Так, после поджога рейхстага местные газеты уже на следующий день пестрили заголовками: «Неслыханное коммунистическое преступление. Рейхстаг в пламени». «Марксистская чума будет уничтожена», «Красная чума будет беспощадно уничтожена» [6]. Исполь-

зуя печать в качестве инструмента воздействия на массы, власти создавали идеологические клише, не оставляя возможности для размышлений и сомнений.

Режимы использовали термин «враг» для оправдания собственных неудач и создания специфической социально-психологической атмосферы. Однако в СССР понятие «враг» в отличие от Германии имело другое - классовое содержание. Список тех, кто мог быть отнесен к категории врагов, был значительно шире. На вредителей и врагов было удобно списывать все многочисленные проблемы, существовавшие в обществе. На читателей обрушивался мощный поток информации о всевозможных происках врагов. Среди номеров местных газет Ставропольского региона «Орджоникидзевской правды» и «Северо-Кавказский большевик» за 1935 - 1938 гг. нет такого, в котором бы не было ничего сказано о «врагах народа», разоблачение которых является «священным долгом каждого большевика, партийного и беспартийного». А чтобы советский гражданин мог без труда распознать «врага», на станицах печати публиковались показательные рассказы о том, как он («враг») может маскироваться. Так, «Орджоникидзевская правда» повествует о том, что некая М., притворяясь, что она обладает сверхъестественным даром, пропагандировала вредные идеи о Боге [7]. Казалось бы, безобидный рассказ о женщине, которая, вопреки антирелигиозной политике, продолжает верить в Бога. Однако для власти врагами являлись и те, кто представлял для них возможную идейную оппозицию. Или вот другой пример: у заведующей столовой поселился приехавший на практику молодой человек. Он заводит с ней дружбу, устраивает вечеринки, на которых «всякими коварными способами опутывает гостей и вовлекает их в широкую шпионскую сеть» [8]. Теоретически потенциальным врагом мог стать каждый, кто когда-либо имел контакт с этим практикантом.

Ситуации специально изобретались простые и легкоузнаваемые, чтобы каждый без труда мог поставить себя на место описываемых персонажей. При помощи узнаваемости и даже стандартизации «шпионских примеров» людям внушали мысль, что в стране действительно много врагов и шпионов. Газеты призывали население быть бдительными, разоблачать, а значит, сигнализировать. Воздействуя с помощью печати на общественное сознание, власти, с одной стороны, создавали атмосферу страха, с другой -формировали идеологию «добродетельных доносов» и заручались поддержкой населения. Результаты этого воздействия не заставили себя ждать. На Ставрополье выпуск за выпуском выходили статьи, где трудящиеся выражали свое «презрение врагам народа». Рабочие вечерней смены станкозавода им. Серго Орджоникидзе, узнав о процессе по делу Бухарина и Рыкова, выразили свое отношение такими словами: «Презренные подонки человечества оптом и в розницу торговали нашей Родиной, за свободу которой проливали свою кровь лучшие сыны народа. Нет места гадам на нашей священной советской земле» [9]. Или другой пример: в августе 1937 г. В станице Но-

вопавловской состоялся показательный процесс по делу «вредительской организации» в Аполлонской МТС. «Пролетарский суд выполнил волю масс, - отмечалось в официальном отчете. - Вся шайка приговорена к расстрелу. Собакам - собачья смерть» [10].

Не менее эффективно газеты использовались и для насаждения в сознании населения тоталитарных государств культа личности. В СССР все периодические издания 1930-х годов в обязательном порядке были переполнены сообщениями об огромном вкладе И.В. Сталина в дело строительства социализма. «Власть Советов», «Северо-Кавказский большевик», «Орджоникидзевская правда» и другие в своих материалах постоянно подчеркивали важность его руководства политической, экономической, хозяйственной и культурной сферами в жизни страны. На страницах печати проводилась идея преемственности И.В. Сталиным ленинского наследия. Причем чем больше укреплялись позиции Сталина в стране, тем сильнее становилось представление о нем как о единственном вожде партии и одновременно вожде и отце всего советского народа. Газеты рассказывали о жизни Сталина, столь простой и знакомой большинству населения страны. Такой образ вождя очень импонировал крестьянину и рабочему.

В местных газетах можно найти немало строк, в которых население выражает свою любовь Сталину. Так, уборщица Колосова, «оставшаяся после смерти мужа с пятью малышами на руках, в простых, теплых, безыскусных словах благодарит любимого вождя и друга народов СССР товарища Сталина за то, что не оставил ее беде» [11]. Колхозники края в письме к И.В. Сталину пишут: «Родной отец наш, дорогой и любимый Иосиф Виссарионович! Тебе, лучшему другу, вождю и учителю трудящихся, мы, 34 тысячи колхозников, участников великой народной стройки -Невинномысского канала, посылаем наш пламенный колхозный привет!» [12]. Или вот еще одно письмо. На этот раз пишут дети: «Мама, не забудь, что о нас заботится папа и наш родной дедушка товарищ Сталин. Спасибо дедушке Сталину» [13]. После прочтения таких добрых и искренних слов в печати разве могли у кого-нибудь закрасться сомнения в обратном. Безусловно, здесь проявлялись некоторые особенности русского национального характера, русской политической культуры в первую очередь, в сталинском культе расцвел преувеличенный культ отца. Однако одну из главных ролей в оживлении этих традиционных архетипов сознания сыграла именно пресса.

С неменьшим успехом нацистская пресса способствовала утверждению в третьем рейхе культа Гитлера. Фюрер прославлялся на страницах газет, объявлялся олицетворением воли народа, выразителем его национального и расового духа. Анализ содержания двух саксонских периодически изданий показывает, что имя Гитлера непременно присутствует в названии одной статьи каждого номера «Dresdner Neueste Nachrichten» и в трех заголовках «Der Freicheitskampf». Любоваться портретом Гитлера читатели последней могли в каждом втором номере. Газеты наряду с дру-

гими средствами пропаганды изображали Гитлера как идола, некое совершенство, достойное поклонения.

Основным результатом воздействия информации, содержащейся в прессе, на население Саксонии было утверждение в сознании читателей политических идей и установок, исходящих от властных структур. На одном из заседаний редакторов и издателей Саксонии государственный комиссар М. Киллингер в начале апреля 1933 г. еще раз напомнил собравшимся, что следует понимать под свободой слова. Он заявил, что «написано может быть лишь то, что он прикажет и что национал-социализм называет государственно полезным» [14]. Пресса находилась под тотальным контролем власти, что позволяло успешно использовать ее в качестве инструмента манипуляции сознанием. Как отметили авторы книги «Четыре теории прессы», печать использовалась «не для того, чтобы служить людям, а чтобы манипулировать ими, не для того, чтобы дать им возможность выбора, а для того, чтобы решать за них, а потом убеждать, не оставляя им возможности решить как-нибудь иначе» [15].

Таким образом, в СССР и третьем рейхе печать выступает как важный фактор формирования общественного сознания и общественной психологии. Являясь средством агитации и пропаганды единственной идеологии, СМИ как бы создают аналог действительности, определяющий мнение и поведение населения, особенно в сфере политических действий. Благодаря качественным изменениям в общественном сознании, происходящим под воздействием информации периодики, стали возможными такие явления, как поиск и разоблачение «врагов», насаждение культа личности. Особенно велико значение газет было на Ставрополье, поскольку в 30-е гг. XX в. они являлись фактически единственным источником информации о событиях в стране и мире и выступали в качестве основного механизма общения народа и власти.

Однако главным результатом информационного воздействия прессы на сознания жителей Саксонии и Ставрополья было формирование определенной модели поведения, необходимой как для прочности власти, так и для выживания человека в тоталитарном обществе.

Литература

1. См: Sperlings Zeitschriften - und Zeitungsadressbuch. Leipzig,1933.

2. Струмлин С. Бюджет времени рабочего и крестьянина в 1922 - 1923 гг. М.;Л., 1924. С.16.

3. Der Freiheitskampf. 1933. 04-05.03.

4. Reiner Pommering (Hg) Dresden unterm Hakenkreuz. Köln; Weimar; Wien, 1998. Bd.3.

5. Der Freiheitskampf. 1938.10.11.

6. Там же. 1933.01.03., 1933.02.03.

7. Орджоникидзевская правда. 1937. № 72. С.2.

8. Там же. 1936. № 41. С.4.

9. Там же. 1938. № 51. С.3.

10. Власть Советов. 1937. № 25. С.2.

11. Орджоникидзевская правда. 1937. № 66. С. 3.

12. Кругов А.И. Ставропольский край в истории России. Ставрополь, 2001. С.221.

13. Орджоникидзевская правда. 1937. № 351. С.3.

14. Der 1. Saechsische Pressetag 1946, Protokoll, Dresden, 1946. S. 21, abgedruckt in: Die Union. Dresden, 1946.08.09.

15. Четыре теории прессы / Ф. Сиберт [и др.] М., 1998. С. 198.

Поступила в редакцию

5 октября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.