ПРЕСС-СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
УДК 351
В информационном обществе отношения в системе «власть — информационная политика — массмедиа — народ» складываются по-новому. В условиях открытого общества, которое сегодня формируется в России, структура субъекта и объекта информационного воздействия весьма усложнилась. Потребность в актуальной информации и управлении ею определила необходимость формирования специальных структур, обеспечивающих информационное сопровожде-
на. ДЕНИСОВА
ние деятельности государственных, коммерческих, общественных организаций. В рамках информационной системы «власть — народ» такой специальной структурой, способной оказывать информационное воздействие на состояние общественного сознания (общественное мнение, общественное настроение, социальное самочувствие), стала выступать пресс-служба государственного органа власти. Схематически эту систему можно представить так.
система региональной власти
управленческие структуры,
государственная служба
между властью и народом (пресс-служба)
массмедиа
(средства массовой информации и массовой
региональный социум, региональная общность
(народ) гражданское общество
хамщтащии внутри группы
Рис. 1. Система информационно-коммуникативных отношений в системе «власть — пресс-служба — народ».
Где:
Власть выполняет следующие функции: 1) господства (господствующий класс); 2) руководства (руководители исполнительной и законодательной власти региона); 3) управления и организации; 4) контроля.
Государственная служба — это 1) социальный институт (социально-государственный институт); 2) профессиональный слой людей; 3) властная структура. Пресс-служба — это 1) институт государственной службы, который призван в новом информационном обществе выполнять различные функции; 2) связующее звено, обеспечивающее обмен информацией между обществом и властью (между обществом и организацией, на базе которой создана пресс-служба).
Массмедиа (средства массовой информации и массовой коммуникации) — 1) социальный институт, обеспечивающий взаимосвязь власти и социума; 2) система, включающая в себя телевидение, радио, печать, Интернет.
Социум — социокоммуникативная система, внутри которой люди, социальные слои, общности и т.д. взаимодействуют друг с другом. Под социальной структурой мы понимаем всю совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д. При этом социальные общности — это относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами (региональные общности и т.д.).
Сложная система информационно-коммуникативных отношений является одним из объектов исследования новой науки — социальной информациологии — науки о законах функционирования социальной информации (информации, которая отражает жизнь социума) и коммуникации. При этом современная пресс-служба включена в объект социальной информациологии, следовательно, методы новой науки применимы для ее исследования.
Основным специфическим методом социальной информациологии является информационный подход в познании практики, который разрабатывали В.С. Готт, Э.П. Семенюк, А.Д. Урсул, В.Д. Попов [1]. Информационный подход включает в себя социо-информациологический и социокоммуника-тивный подходы.
Социоинформациологический подход нацелен на исследование законов социальной информации, которая идет по каналам
коммуникации, ее содержания, то есть на информации, которую несет пресс-служба, анализе информационных посылов власти к народу. Термин «информация» в условиях формирования информационного общества является ключевым.
Под информацией мы понимаем — совокупность идей, сведений, суждений, мнений, отражающих жизнедеятельность социума и циркулирующих в обществе по определенным каналам (массмедиа, массовая коммуникация: слухи, сплетни, домыслы и т.д.). Эта совокупность способна формировать на стратегическом уровне общественное сознание, на тактическом — его состояния: общественное настроение, общественное мнение, социальное самочувствие.
Пресс-служба обладает информационным потенциалом, который мы рассматриваем как совокупность атрибутивных и функциональных свойств информации, передаваемой пресс-службой в социум, точнее в общественное сознание (сознание населения), и как совокупность средств, методов и условий, позволяющих эффективно использовать доступные информационные ресурсы. Чтобы понять атрибутивный подход, сотрудники пресс-службы должны хорошо знать биосоциальные законы, уметь применять когнитивную теорию и теорию отражения, понимать сущность категорий «материя» и «сознание», природу взаимодействия живой и неживой природы, суть рефлексологии, особенно коллективной рефлексологии. Этот подход лежит в основе новейших информационно-психологических технологий, таких, как 25 кадр, НЛП (нейро-лингви-стическое программирование, информационное зомбирование); он объясняет единство гуманитарной и электронной составляющих информационных технологий; он позволяет заниматься «расшифровкой» знаков и символов, оставшихся нам от древнейших цивилизаций и не раскрытых до сих пор. Функциональный подход продолжает атрибутивный, превращает информацию из потенциальной в функционирующую за счет вступления в этот процесс субъекта отражения и познания. Этот подход раскрывает фактоследствия. Без единства атрибутивного и функционального подходов информационная политика превращается в пропаганду и агитацию, а деятельность пресс-службы теряет эффективные средства формирования информационного общества в России. Очевидно, что информационный потенциал пресс-службы огромен, но на практике он
часто не используется или используется не полностью. Часто функции пресс-службы сводятся к распространению материалов о деятельности органов власти и построению отношений с массмедиа в контексте «говорить о власти в регионе нужно хорошо». Такой подход непродуктивен, большинство областей информационной работы оказывается неохваченным. Выходом из этой ситуации может стать значительное расширение функций пресс-службы, особенно в условиях формирования информационного общества в России.
В рамках социоинформациологиче-ского подхода в деятельности пресс-службы важно достижение эффекта информационной и ментальной идентичности (тождественности) и их единство (соответствие политики региональных властей запросам «коллективного бессознательного»), а также единство экономической, политической и информационной идентичности.
Достижение информационной идентичности между официальной информационной политикой власти и неофициальной информационной политикой народа (народной политикой, основанной на бытий-ственной информации, на обмене информацией в процессе межличностного общения: здесь и слухи, и домыслы, и догадки, и выдумки, но и зрелые, мудрые суждения) должна достигаться высокая степень информационной идентичности (соответствия, тождественности). В противном случае будут развиваться социально-психологические механизмы: сомнение, недоверие, недовольство, отчуждение в отношениях власти и народа. Важнейшим регулятором в процессе достижения информационной идентичности являются массмедиа и средства политической коммуникации. На практике это возможно, если сотрудники пресс-службы умеют грамотно переводить идеи, теории, управленческие решения с теоретического и специализированного уровней на уровень массового и обыденного сознания, не допуская при этом разрывов в уровнях общественного сознания. В этом состоит
эффект целостности общественного сознания и заложена суть информационного обеспечения проводимых государственных реформ в контексте гармонизации взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Населению необходимо разъяснять и аргументировать решения властей. В условиях реформирования общества важно реализовать принцип достижения опережающего информационного эффекта в формировании общественного сознания. Пресс-служба должна осуществлять полноценное информационное сопровождение реформ от стадии разработки до их реализации на практике. В современных условиях люди далеко не всегда имеют достаточное представление о смысле, сути, цели реформ и преобразований, об их механизме, о том, что в конечном счете дадут они для простого человека. Чтобы устранить это несоответствие, задача пресс-службы — вести открытый и публичный диалог (обсуждение с населением, публичная экспертиза), то есть обеспечивать развитие диалоговой, дискурсной парадигмы информационной политики. Эффект диалога, дискурса в системе «власть — массмедиа — народ» должна достигаться на основе отношений социального партнерства. Такая система информационной работы призвана разъяснять гражданам суть реформ, программ и проектов, а также обеспечивать механизм обратной связи с тем, чтобы предложения и замечания «с мест» можно было учесть при корректировке решений власти. В этом заключается кор-рекционная функция пресс-службы, которую можно рассмотреть в рамках мотивацион-ной парадигмы или мотивации социального поведения. В данном случае сотрудниками пресс-службы должен изучаться заключительный этап информационного процесса — мотивации социального поведения на основе усвоенной, переработанной людьми информации посредством социально-политической и медиакоммуникации в системе «власть — информационная политика — народ». Схематично этот процесс можно изобразить так:
Рис. 2. Мотивация социального поведения.
Основой такого управления является выражается формулой коммуникативного информационная потребность, а механизм необихевиоризма: реализации в информационном обществе
Ип • Ии • С
Р
ш
ЧЯ
м • п
Рис. 3. Формула коммуникативного необихевиоризма.
Где:
Ип — информационная потребность (как объективный факт социального бытия), она пронизывает все другие человеческие потребности, обслуживает их и в то же время носит самостоятельный характер;
Ии — информационный интерес (как осознанная потребность);
С — стимул (заинтересованность / незаинтересованность, осознанность / неосознанность информации, как отражения бытия и распространяемой информации в массмедиа);
Р — реакция на стимул на уровне сознания;
ЧЯ — реакция на стимул на уровне бессознательного («черный ящик», «ящик Пандоры» (по В. Попову), где, кроме осознанной информации, записана информация глубинного, ментального характера в сфере подсознательного и бессознательного);
М — мотив поведения, деятельности (адекватный / неадекватный информационной потребности);
П — поведение, деятельность (результат мотивации).
При таком подходе реакция на стимул должна исследоваться сотрудниками пресс-службы не только на уровне сознания, но и на уровне расшифровки «черного ящика», в котором хранится народное бессознательное или коды народовластия. К ним относятся: национальный характер, народная память, религиозное самосознание, история, культура, мифы, архетипы, символы и т.п. Далее для достижения максимального коммуникативного эффекта в системе «власть — пресс-служба — народ» эти коды должны соотноситься с кодами власти и медийными кодами. По Луману из двух партнеров по коммуникации «носителем власти является тот, кто вносит в процесс коммуникации неопределенность или же
способен ее устранить» [2], проще говоря, тот, кто принимает решения. Поскольку количество партнеров по коммуникации, которые при трансляции решений выступают в качестве промежуточных звеньев, может оказаться очень большим, вырабатывается специфический код. Это — код власти, представления подчиненных о ней, позволяющие им более или менее успешно предвосхищать (антиципировать) ее решения. Таким образом, код власти обеспечивает единообразие реакций у подчиненных и упрощает процесс управления, при этом сама «власть — это управляемая кодом коммуникация». Анализ политических событий показывает, что в качестве кодов власти могут выступать авторитет, страх, политическая воля, полномочия, компетенция, сила, потенция, символ, миф, архетип т.п. К медийным кодам правомерно отнести те феномены, которые выполняют функцию кода власти и средств политической коммуникации. В качестве таковых выступают истина, правда, авторитет, рейтинг, доверие, совесть, любовь, религия (религиозные догматы), искусство и т.п. Эти медийные, коммуникативные коды составляют каркас, парадигму массовой политической коммуникации.
В результате сопоставления кодов возможно достижение ментальной идентичности в информационной политике при условии акцентуации на лучших свойствах менталитета и погашении его негативных качеств. Таким образом, закон ментальной идентичности отражает сущностные связи между содержанием реформ, политикой реформаторства в целом и менталитетом народа. В нашем случае соответствие этому закону есть степень соответствия содержания реформ, их информационного обеспечения менталитету российского народа (культуре, обычаям, нравам православных и т.д.). Во многих публикациях кафедры управления социальными и экологическими системами РАГС доказывается, что все ре-
формы в России (Петра I, Александра II, Столыпина, НЭП Ленина, реформы Косыгина и т.д.) «ломаются» о менталитет народа. Его надо не ломать, а защищать, считаться с ним. Нужно не менталитет подгонять под реформы, а реформы под менталитет. В этом заключается эффект психокоррекцион-ной функции информационной политики с акцентуацией в массмедиа лучших ментальных свойств народа. При этом на базе ментальных ценностей важно сформировать силу духа у главной производительной силы — народа, вселить уверенность в массовом сознании в непременное достижение экономических успехов России. Пресс-служба, массмедиа, информационная политика в целом должны служить обеспечению связи, так как социум заинтересован в обеспечении темпов экономического роста. В научном плане правы те, кто считает, что ментальные черты надо корректировать, развивать, тем самым реализовывать психокоррекционную функцию государственной информационной политики с помощью долговременной программы, в которой код власти должен соответствовать коду народовластия. Последние должны соответствовать медийным кодам и кодам гражданского общества. В этом заложена психокоррекционная функция пресс-службы.
Основой экономической, политической и информационной идентичности является тип общественных отношений. Характерным для российской ментальности является поддержка малого и среднего бизнеса, наряду со «сверхкорпорациями» и развитием «ин-формациологической экономики» (М. Кас-тельс). Ученые подробно описали процесс, когда информация стала выступать главным субстратом в экономической парадигме. В классической методологии основным субстратом этой парадигмы была «вещь — товар» (К. Маркс), в неклассической — человек или «человеческий капитал» (общество потребления), в постнеклассической — информация и знания человека. Формирование постэкономического общества одни рассматривают в контексте цивилизационной трансформации: «информационной цивилизации» (Р.Абдеев), «третьей волны» цивилизации (Э.Тоффлер), «информационной эпохи» (М.Кастельс). Другие отождествляют его с постиндустриальным обществом (В. Иноземцев, А. Панарин и др.), то есть обществом с новой индустрией, которое приходит на смену индустриальному. В таком обществе «все больше рабочего и свободного времени за-
трачивается на производство, потребление и использование информации», где в производительных силах и производственных отношениях, в приращении капитала на передний план выходит эффект от использования знаний и информации.
При этом важно отметить, что информация может быть истинной (объективной), ложной или асимметричной. Асимметричная информация по Стиглицу [3] имеет место, когда одна сторона обладает большей информацией, чем другая. В русской литературе асимметричную информацию также называют несовершенной информацией, неполной информацией. Представим ее как единство противоположностей и изобразим в виде маятника:
Рис. 4. Маятник асимметричной информации.
Где:
В секторе со знаком «+» заложено содержание положительной информации: объективной, истинной.
В секторе «—» заложено содержание негативной, искаженной информации.
Таким образом, сектор «+» отражает реальное состояние дел, экономических, политических и т.д. процессов и отношений между субъектами. Это конструктивная составляющая сознания. В секторе «—» заложена спекулятивная, манипулятивная, интерпретированная, интерсайдерская информация (она недоступна массовому сознанию). Это формирует дефицит истинной информации в общественном сознании. Результатом такого процесса может стать паника, тревога, апатия, депрессия, фрустрация, мотивация в суициду или эмиграции и т.д. При этом в психике людей остается глубинный след в исторической памяти на уровне бессознательного (по Фрейду) [4]. В условиях информационного общества при
распространении информации пресс-службой в системе «власть — народ» крайне важно заниматься восстановлением фундаментальных ценностей в сфере «Сверх — Я», таких, как совесть, стыд, порядочность, душевность, доброта, взаимопомощь.
В связи с тем, что в ментальный мир человека также входит культура, при изучении деятельности пресс-службы правомерно использование культурологической парадигмы. Здесь речь идет о формировании информационной культуры, организации медиаобразования и медиавоспитания. В «Концепции государственной информационной политики» [5] особое внимание уделяется массмедиа. Там говорится, что «СМИ есть действенный канал информирования общества о деятельности власти и общества, о жизни общества и его реакции на действие власти. Эти особенности делают СМИ важнейшим социальным институтом и необходимым объектом государственной информационной политики. Современные СМИ не только оперативно отражают мировые события, но в значительной степени занимаются анализом информации, ее предварительной фильтрацией и целенаправленным отбором. Благодаря этому СМИ являются мощным средством воздействия на сознание людей». Сотрудники пресс-службы должны «окультуривать массмедиа» и стараться формировать духовную массовую культуру. В этом заключается культурно-образовательная функция пресс-службы. Важность этой функции подчеркивает в своей работе Е.П. Прохоров: «Будучи одним из институтов общественно-политической культуры общества», пресс-служба должна «участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека» [6]. Таким образом, пресс-служба берет на себя функцию социализации граждан. В отличие от журналистской практики реализация культурно-образовательной функции в нашем случае приобретает более жесткую прагматическую направленность — сформировать у людей представление о деятельности власти, научить пользоваться демократическими механизмами воздействия на власть.
Для более полного исследования информационной деятельности одного социоинфор-мациологического подхода недостаточно, потому что в деятельности пресс-службы важна не только социальная информация сама по
себе, но и каналы передачи этой информации, механизмы взаимодействия субъектов и объектов информационной политики. Раскрыть это помогает социокоммуникативный подход. Он нацелен на изучение, в первую очередь, социальной коммуникации и заключается в том, чтобы понять коммуникативную природу института государственной службы России и пресс-службы как ее части. Акцент делается на коммуникации власти и народа. Термин «коммуникация» в научной литературе появился в начале XX века. С.В. Бориснев отмечает, что «без коммуникации невозможно конструирование социальных общностей, социальных систем, институтов, организаций и т.д., существование социума как такового. Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов» [7].
Под коммуникацией понимается:
1) система связей и отношений между субъектами, регионами и так далее, предполагающая и обеспечивающая различного рода контакты и взаимодействия между ними [8];
2) процесс обмена или передачи информации, идей, знаний, финансов, технологий, сырьевых и иных ресурсов от одного субъекта другому [9];
3) необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей, занимающих ведущее место в сфере социальных процессов [10] .
Из данных определений выделим ряд сущностных черт. Во-первых, коммуникация — это общение человека с человеком с помощью информации, посредством обмена информацией. Во-вторых, коммуникация есть субъект-объектные и субъект-субъектные отношения людей. В-третьих, содержательным ядром коммуникации является информация.
В рамках своей деятельности пресс-службе приходится взаимодействовать с другими субъектами и объектами информационной политики (с муниципалитетами, массмедиа, институтами гражданского общества, политиками и т.д., а главное с населением как основным источником власти по Конституции РФ). В этом заключается политико-коммуникативная природа пресс-службы как одного из субъектов информационной политики. Коммуникативную природу имеют также институты гражданского общества и институты государства, тем более вза-
имодействие между ними, при этом коммуникация развивается при обмене информацией между людьми. Поэтому для сотрудников пресс-служб важно на практике овладевать информационным и коммуникативным менеджментом, который подробно разобран в работах В.В. Воробьева [11], для решения дискурсных проблем соединить в единое целое три уровня политики, существующих в условиях информационного общества: государственную (региональную) информационную политику, медийную политику и коммуникативную народную политику. Коммуникативная политика включает в себя непосредственное общение людей друг с другом. Первичным ее звеном является контакт. Контакт людей друг с другом, политиков с народом, контакт различных структур между собой, контакт с населением. Особое значение коммуникативная политика имеет для субъектов и объектов коммуникативного управления. Но развитие контакта, общения, взаимодействия осуществляется с помощью информации. Медийная политика — это система относительно самостоятельного воздействия массмедиа на общественное сознание. Массмедиа являются важнейшим средством социальной, политической коммуникации, но, тем не менее, в контексте сущности свойств политики они могут, наряду с реализацией функции посредника между властью и народом, элитой и населением, играть самостоятельную роль, что мы и наблюдаем сегодня на практике в их деятельности.
При этом информация как неотъемлемый атрибут коммуникации является средством, во-первых — самоуправления, во-вторых — внешнего управления. Для сотрудников пресс-служб это означает, что необходимо достижение эффекта управляемости информационными и социальными процессами, медийным пространством на основе принципа (Н. Винер), когда посыл «команд, с помощью которых мы управляем средой, является видом информации, передаваемой нами этой среде». По сути речь идет об информационном управлении или управлении с помощью информации. В этом заключается управленческая функция пресс-службы. В информационном обществе государственная служба не может быть вне политики государства. Изменения в современном российском обществе требуют
государственного управления, направленного на создание условий для самоорганизации общества, и как следствие этого — нового типа коммуникаций в системе «власть — народ». Изучение процессов осмысления, понимания людьми фактов социального бытия и отражения его в общественном сознании с помощью информационной политики, а также понимания тех же фактов, интерпретируемых в массмедиа, возможно в контексте герменевтической парадигмы (герменевтика — от гр. — толкование).
Основной принцип данной функции заключается в воспроизведении истинного смысла в диалоге власти с народом с помощью медийной политики. Это возможно при условии, что обе стороны слушают, слышат и понимают друг друга. В условиях конкурентной политической и экономической среды государство вынуждено искать новые стратегии принятия решений на основе эффективного взаимодействия с обществом. Коммуникации в таком случае приобретают значительно большее социально-политическое содержание, становясь интегральным инструментом государственного управления. Становление гражданского общества и правового государства в России неразрывно связано с изменением принципов организации и функционирования государственной службы от «государевой» к общественной и публичной. Пресс-служба при этом является эффективным инструментом государственной власти, поскольку она используется для увеличения как внутреннего, так и внешнего контроля государства за процессами выработки политических решений. Кроме того, для организации поддержки национальных интересов внутри страны и за рубежом. Основной задачей деятельности пресс-службы в таких условиях является увеличение числа контролируемых параметров коммуникационного пространства. При этом на вооружении пресс-службы стоят три основные парадигмы информационного воздействия на массовое сознание: тоталитарная, манипулятивная и диалоговая модели. Парадигмы адекватны классической (механистической), неклассической (марковской) и постнеклассической (немарковской) методологии.
Механистическую модель (тоталитарную) информационного воздействия на массовое сознание можно представить как систему субъект-объектных отношений.
Рис. 5. Механистическая модель информационного воздействия.
Где:
Субъект — субъекты информационной политики (государство, институты гражданского общества, политики, пресс-служба, массмедиа и т.д.)
Объект — социум (зрители, слушатели, читатели, пользователи Интернета и т.д.).
Информационное пространство —
1) совокупность носителей информации, самой этой информации и образов СМИ в сознании аудитории (штампов и стереотипов массового сознания, связанных со СМИ вообще и с данным СМИ в частности) [12];
2) открытая самоорганизующаяся и организуемая система, включающая в себя огромное разнообразие информационных потоков и информационных полей, находящихся во взаимодействии [13];
3) реальной протяженности территория, население которой подвержено социально-психологическим и психофизиологическим воздействиям информационных полей [14].
Информационный процесс при данной модели одномерный, без обратной связи (принцип «вбивания гвоздей» в массовое сознание). Наиболее ярким примером гос-подствования этой модели является «эпоха сталинизма», хотя многие ее элементы сохранялись и позже (речи генеральных секретарей, решения Пленумов ЦК КПСС). Это однонаправленный тип коммуникации.
Немарковскую модель информационного воздействия на массовое сознание можно представить как сложную совокупность перекрещивающихся субъект-объектных, объект-субъектных и субъект-субъектных отношений. Схематически это можно представить так:
внешнее вс щейспвв 1
субъект 1 СубьСЕг2
1 о6ьсег1 ! объест2
внешнее во аДдИшиид 2
деформационное пространство
Рис. 6. Немарковская модель информационного воздействия.
Где:
Суб. 1 — субъекты информационной политики 1 — государство (в целом), государственные структуры (институты государственной гражданской службы, в том числе пресс-служба и т.д.), представители государства (государственные деятели, политики), представители институтов гражданского общества (политические партии, движения, общественные объединения, профсоюзы).
Суб. 2 — субъекты информационной политики 2 — массмедиа — многообразие средств массовой информации и коммуникации (в том числе профессиональные ме-диагруппы; массмедиа передают события, происходящие в обществе, озвучивают их и по-своему интерпретируют).
Об. 1 — носители специализированного сознания и специализированной психики (интеллигенция, государственные служащие и т. п.).
Об. 2 — носители неспециализированного сознания (население, народ), т.е. массового сознания и массовой психики.
Вн. возд. 1 и Вн. возд. 2 — внешние воздействия на информационные процессы.
Информационное пространство — совокупность объект-субъектных, субъект-субъектных отношений.
Учитывая вышесказанное, в системе «власть — пресс-служба — народ» информационное общество — есть тип (вид) открытого общества, которое характеризуется доступностью граждан к информации, где доминируют субъект-субъектные отношения, прямые и обратные связи между властью и обществом, диалоговая дискурсная модель информационной политики. В информационном пространстве открытого общества преобладает интерактивный тип коммуникации, он характеризуется активным отношением к информации, организацией эффективного информационного обмена и взаимодействия со всеми субъектами процесса, который подразумевает длящуюся коммуникацию. При организации своей деятельности пресс-службы должны учитывать, что идея интерактивности означает практически полный отказ от понимания коммуникации в терминах отношений субъект (как инициатор сообщения) — объект (как получатель сообщения). При такой коммуникации объект воздействия становится полноправным субъектом, участником коммуникации. Это диалоговая модель, которая на сегодняшний день считается самой прогрессив-
ной, демократической и конструктивной. В ее основе лежат равноправные субъект — субъектные отношения или отношения социального партнерства. В налаживании контактов и конструктивного диалога между властью и обществом заключена коммуникативная функция пресс-службы. Акцентируем внимание на то, что при диалоговой модели информационное пространство существенно усложняется как в плане восприятия, так и в плане организации материала, статьи. Несмотря на все успехи в диалоге власти и народа, резервов в этой области больше, чем достижений. Диалог властей всех уровней с народом по средствам масс-медиа должен быть постоянным, более открытым и полным.
Сегодня в реальности получатель сообщения в зависимости от стратегии инициатора может рассматриваться и как объект манипулирования. При этом речь идет о манипулятивной модели информационного воздействия (субъект-объектные отношения дополняются субъект-субъектными, которые становятся основными). Объектом манипулирования при этом является общественное сознание, а инструментами воздействия на общественное мнение со стороны государства являются пропаганда и цензура. Однако наибольший эффект манипулирования достигается при воздействии и даже не столько на сознание, сколько на психику людей. При манипулировании можно достичь как положительного (конструктивного) эффекта (например, сохранение целостности России, когда цель оправдывает средства информационного воздействия — при освещении первой Чеченской войны), так и отрицательного (разрушительного) эффекта (когда защищаются интересы отдельных политиков, олигархов, кланов, групп и ущемляются интересы граждан и государства). Данная модель доминировала в ХХ веке в России и продолжала быть актуальной все 90-е годы, т.е. годы демократизации и реформ. Чтобы добиться повышения уровня доверия между обществом и властью, сотрудники пресс-службы в своей деятельности должны использовать по максимуму возможности диалоговой модели (где эффект достигается встречным движением сторон) и стараться по возможности избегать использования манипулятивной модели. При этом, чтобы иметь картину объективной действительности, необходим мониторинг ситуации в социуме. Речь идет о функции мониторинга. Пресс-службе це-
лесообразно отслеживать следующие объекты — единицы информационного пространства (групповые и ключевые коммуникаторы массмедиа; лидеры общественного мнения; эксперты; производители специальной информации и т.д.), каналы коммуникаций (канал массмедиа; межличностные коммуникации; специализированные коммуникации; элитарные и т.д.), области. Чтобы предоставить субъектам информационной политики актуальную информацию о состоянии общественного сознания (общественного мнения, общественного настроения, социального самочувствия), сотрудникам пресс-службы необходимо производить мониторинг большого количества объектов и вести учет информационных сводок, это дает возможность следить за динамикой изменений. На основании этой информации политик формирует свой образ действительности, в соответствии с которым выстраивает взаимоотношения с различными общественно-политическими субъектами, формулирует новые сообщения. Совместное использование каналов информационных потоков позволяет существенно повысить эффективность управленческой деятельности органов государственной власти РФ. Сотрудники пресс-службы должны не просто мониторить состояние общественного сознания, но и анализировать информацию. В этом заключается аналитическая функция. Она выявляет родство деятельности пресс-службы с маркетингом, социологией и связями с общественностью.
Анализ ситуации позволяет сделать как краткосрочные, так и долгосрочные прогнозы. Отсюда вытекает еще одна новая функция пресс-службы — прогностическая. Пресс-служба в условиях информационного общества должна решать не только текущие ежедневные задачи, но и заниматься долговременным планированием и прогнозированием (то, как те или иные решения власти могут повлиять на состояние общественного сознания).
Не менее значимой функцией является идеологическая. В условиях современного информационного общества эту функцию пресс-служба получила от отделов идеологии. Несмотря на то, что формально пресс-служба находится в стороне от идеологических и непосредственно политических дискуссий, она является важным звеном в коммуникативной цепи «власть — народ». Работники пресс-службы в большинстве
случаев стараются донести до аудитории образ события, максимально приближенный к объективной реальности. В этой связи, реализация идеологической функции пресс-службой в большей мере направлена либо на деидеологизацию, либо на реидеологизацию информации. Каждый из этих процессов имеет свою специфику. В соответствии с концепцией Е.П. Прохорова первый используется «в том случае, когда идеологические подходы распространяются на сферу, где они объективно не должны применяться». Второй — «когда деидеологизация заходит слишком далеко и для установления верного понимания явлений жизни требуется «вернуть» идеологический подход в другой, измененной и улучшенной форме».
В рамках этой функции возможно рассмотреть работу пресс-службы в условиях информационных войн. Информационные войны — точнее это информационно-психологические войны, так как психика — когнитивный, коммуникативный субъект и объект информационных конфликтов и войн: содержательная сторона любого коммуникативно-психологического процесса, главный объект войны — психика человека. Идеологи утверждают, что имидж России со времен Киевской Руси до XX века создавался как имидж сильного государства, сверхдержавы. В. Третьяков отмечает, что «Россия была и остается империей, имперской страной». Российское государство занимает огромное географическое пространство, его населяют представители разных наций и народностей,
различных религий и вероисповеданий. В свете этого у некоторых стран возникает желание захватить «глобальное лидерство» и изменить партию на «шахматной доске» в свою пользу (например, информационные нападения на Россию со стороны западных массмедиа в освещении геноцида Грузии против Абхазии). На региональном уровне масштаб войн значительно меньший, на практике это, например, может быть провокация со стороны противников действующий власти и распространение информации, которая вызывает панику, страх, хаос среди населения (в 2006 году в Челябинской области была распространена информация о смерти губернатора Челябинской области П.И. Сумина). Встает проблема разработки информационно-психологических механизмов защиты общества от разрушительного воздействия на него подобного рода информации. Пресс-службе важно понимать логику развития информационных конфликтов, войн. Обеспечение информационной безопасности общества выдвигает потребность более глубокого исследования законов производства, распределения и потребления социальной информации.
Список перечисленных функций пресс-службы достаточно подвижен. Нами приведен их набор, актуальный для начала XXI века. Однако со временем он может изменяться. Некоторые функции могут исчезать или объединяться с другими, на их место могут прийти другие функциональные направления.
1. Большой энциклопедический словарь. М., 2001.
2. Бориснев С.В. Социология коммуникации. М., 2003. С.6.
3. Воробьев В.В. Информационный менеджмент и критерии его оценки. М., 2006, Информационный менеджмент. М., 2005.
4. Информационная политика: Учебник / Под общ. ред. В.Д.Попова. М., 2003. С. 436—437; Готт В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Социальная роль информатики. М., 1987; Семенюк Э.П. Информационный подход к познанию действительности. Киев, 1988.
5. Концепция государственной информационной политики / Под общей редакцией Финько О. А. М.,
1999.
6. Луман Н. Власть. М., 2001.
7. Попов В.Д. Информациология и информационная политика. М., 2001.
8. Попов В.Д., Федоров Е.С. Коммуникативные коды имиджа власти. М., 2004. С. 11—12.
9. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М., 2004; Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. Учебник. М., 2005.
10. Социальная информациология: Словарь / Сост. Л.И. Мухамедова / Под общ. ред. В.Д.Попова. Издание второе. М., 2007. С.72
11. Стиглиц Д. Глобализация: тревожные тенденции. М., 2003.
12. Сухотерин Л., Юдинцев И. Информационная работа в государственном аппарате. М., 2007. С. 30.
13. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 2007.
14. Шевченко А.В. Психологические аспекты процессов формирования государственной информационной политики. Ставрополь, 1999.