Научная статья на тему 'Пресс-служба в системе информационной политики'

Пресс-служба в системе информационной политики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3017
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / AN INFORMATION SOCIETY / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОЛОГИЯ / SOCIAL INFORMATIONOLOGY / СОЦИО-ИНФОРМАЦИОЛОГИЧЕСКИЙ И СОЦИОКОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОДЫ / SOCIO-INFORMATIONAL AND SOCIO-COMMUNICATIVE APPROACHES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Денисова Н.А.

В статье рассматривается значение и функции современной пресс-службы государственного органа власти в условиях формирующегося в России информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Press-service in the system of informational policy

The article examines the value and functions of the modern press-service of a state authority structure in the conditions of an informational society formed in Russia.

Текст научной работы на тему «Пресс-служба в системе информационной политики»

ПРЕСС-СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

УДК 351

В информационном обществе отношения в системе «власть — информационная политика — массмедиа — народ» складываются по-новому. В условиях открытого общества, которое сегодня формируется в России, структура субъекта и объекта информационного воздействия весьма усложнилась. Потребность в актуальной информации и управлении ею определила необходимость формирования специальных структур, обеспечивающих информационное сопровожде-

на. ДЕНИСОВА

ние деятельности государственных, коммерческих, общественных организаций. В рамках информационной системы «власть — народ» такой специальной структурой, способной оказывать информационное воздействие на состояние общественного сознания (общественное мнение, общественное настроение, социальное самочувствие), стала выступать пресс-служба государственного органа власти. Схематически эту систему можно представить так.

система региональной власти

управленческие структуры,

государственная служба

между властью и народом (пресс-служба)

массмедиа

(средства массовой информации и массовой

региональный социум, региональная общность

(народ) гражданское общество

хамщтащии внутри группы

Рис. 1. Система информационно-коммуникативных отношений в системе «власть — пресс-служба — народ».

Где:

Власть выполняет следующие функции: 1) господства (господствующий класс); 2) руководства (руководители исполнительной и законодательной власти региона); 3) управления и организации; 4) контроля.

Государственная служба — это 1) социальный институт (социально-государственный институт); 2) профессиональный слой людей; 3) властная структура. Пресс-служба — это 1) институт государственной службы, который призван в новом информационном обществе выполнять различные функции; 2) связующее звено, обеспечивающее обмен информацией между обществом и властью (между обществом и организацией, на базе которой создана пресс-служба).

Массмедиа (средства массовой информации и массовой коммуникации) — 1) социальный институт, обеспечивающий взаимосвязь власти и социума; 2) система, включающая в себя телевидение, радио, печать, Интернет.

Социум — социокоммуникативная система, внутри которой люди, социальные слои, общности и т.д. взаимодействуют друг с другом. Под социальной структурой мы понимаем всю совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д. При этом социальные общности — это относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами (региональные общности и т.д.).

Сложная система информационно-коммуникативных отношений является одним из объектов исследования новой науки — социальной информациологии — науки о законах функционирования социальной информации (информации, которая отражает жизнь социума) и коммуникации. При этом современная пресс-служба включена в объект социальной информациологии, следовательно, методы новой науки применимы для ее исследования.

Основным специфическим методом социальной информациологии является информационный подход в познании практики, который разрабатывали В.С. Готт, Э.П. Семенюк, А.Д. Урсул, В.Д. Попов [1]. Информационный подход включает в себя социо-информациологический и социокоммуника-тивный подходы.

Социоинформациологический подход нацелен на исследование законов социальной информации, которая идет по каналам

коммуникации, ее содержания, то есть на информации, которую несет пресс-служба, анализе информационных посылов власти к народу. Термин «информация» в условиях формирования информационного общества является ключевым.

Под информацией мы понимаем — совокупность идей, сведений, суждений, мнений, отражающих жизнедеятельность социума и циркулирующих в обществе по определенным каналам (массмедиа, массовая коммуникация: слухи, сплетни, домыслы и т.д.). Эта совокупность способна формировать на стратегическом уровне общественное сознание, на тактическом — его состояния: общественное настроение, общественное мнение, социальное самочувствие.

Пресс-служба обладает информационным потенциалом, который мы рассматриваем как совокупность атрибутивных и функциональных свойств информации, передаваемой пресс-службой в социум, точнее в общественное сознание (сознание населения), и как совокупность средств, методов и условий, позволяющих эффективно использовать доступные информационные ресурсы. Чтобы понять атрибутивный подход, сотрудники пресс-службы должны хорошо знать биосоциальные законы, уметь применять когнитивную теорию и теорию отражения, понимать сущность категорий «материя» и «сознание», природу взаимодействия живой и неживой природы, суть рефлексологии, особенно коллективной рефлексологии. Этот подход лежит в основе новейших информационно-психологических технологий, таких, как 25 кадр, НЛП (нейро-лингви-стическое программирование, информационное зомбирование); он объясняет единство гуманитарной и электронной составляющих информационных технологий; он позволяет заниматься «расшифровкой» знаков и символов, оставшихся нам от древнейших цивилизаций и не раскрытых до сих пор. Функциональный подход продолжает атрибутивный, превращает информацию из потенциальной в функционирующую за счет вступления в этот процесс субъекта отражения и познания. Этот подход раскрывает фактоследствия. Без единства атрибутивного и функционального подходов информационная политика превращается в пропаганду и агитацию, а деятельность пресс-службы теряет эффективные средства формирования информационного общества в России. Очевидно, что информационный потенциал пресс-службы огромен, но на практике он

часто не используется или используется не полностью. Часто функции пресс-службы сводятся к распространению материалов о деятельности органов власти и построению отношений с массмедиа в контексте «говорить о власти в регионе нужно хорошо». Такой подход непродуктивен, большинство областей информационной работы оказывается неохваченным. Выходом из этой ситуации может стать значительное расширение функций пресс-службы, особенно в условиях формирования информационного общества в России.

В рамках социоинформациологиче-ского подхода в деятельности пресс-службы важно достижение эффекта информационной и ментальной идентичности (тождественности) и их единство (соответствие политики региональных властей запросам «коллективного бессознательного»), а также единство экономической, политической и информационной идентичности.

Достижение информационной идентичности между официальной информационной политикой власти и неофициальной информационной политикой народа (народной политикой, основанной на бытий-ственной информации, на обмене информацией в процессе межличностного общения: здесь и слухи, и домыслы, и догадки, и выдумки, но и зрелые, мудрые суждения) должна достигаться высокая степень информационной идентичности (соответствия, тождественности). В противном случае будут развиваться социально-психологические механизмы: сомнение, недоверие, недовольство, отчуждение в отношениях власти и народа. Важнейшим регулятором в процессе достижения информационной идентичности являются массмедиа и средства политической коммуникации. На практике это возможно, если сотрудники пресс-службы умеют грамотно переводить идеи, теории, управленческие решения с теоретического и специализированного уровней на уровень массового и обыденного сознания, не допуская при этом разрывов в уровнях общественного сознания. В этом состоит

эффект целостности общественного сознания и заложена суть информационного обеспечения проводимых государственных реформ в контексте гармонизации взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Населению необходимо разъяснять и аргументировать решения властей. В условиях реформирования общества важно реализовать принцип достижения опережающего информационного эффекта в формировании общественного сознания. Пресс-служба должна осуществлять полноценное информационное сопровождение реформ от стадии разработки до их реализации на практике. В современных условиях люди далеко не всегда имеют достаточное представление о смысле, сути, цели реформ и преобразований, об их механизме, о том, что в конечном счете дадут они для простого человека. Чтобы устранить это несоответствие, задача пресс-службы — вести открытый и публичный диалог (обсуждение с населением, публичная экспертиза), то есть обеспечивать развитие диалоговой, дискурсной парадигмы информационной политики. Эффект диалога, дискурса в системе «власть — массмедиа — народ» должна достигаться на основе отношений социального партнерства. Такая система информационной работы призвана разъяснять гражданам суть реформ, программ и проектов, а также обеспечивать механизм обратной связи с тем, чтобы предложения и замечания «с мест» можно было учесть при корректировке решений власти. В этом заключается кор-рекционная функция пресс-службы, которую можно рассмотреть в рамках мотивацион-ной парадигмы или мотивации социального поведения. В данном случае сотрудниками пресс-службы должен изучаться заключительный этап информационного процесса — мотивации социального поведения на основе усвоенной, переработанной людьми информации посредством социально-политической и медиакоммуникации в системе «власть — информационная политика — народ». Схематично этот процесс можно изобразить так:

Рис. 2. Мотивация социального поведения.

Основой такого управления является выражается формулой коммуникативного информационная потребность, а механизм необихевиоризма: реализации в информационном обществе

Ип • Ии • С

Р

ш

ЧЯ

м • п

Рис. 3. Формула коммуникативного необихевиоризма.

Где:

Ип — информационная потребность (как объективный факт социального бытия), она пронизывает все другие человеческие потребности, обслуживает их и в то же время носит самостоятельный характер;

Ии — информационный интерес (как осознанная потребность);

С — стимул (заинтересованность / незаинтересованность, осознанность / неосознанность информации, как отражения бытия и распространяемой информации в массмедиа);

Р — реакция на стимул на уровне сознания;

ЧЯ — реакция на стимул на уровне бессознательного («черный ящик», «ящик Пандоры» (по В. Попову), где, кроме осознанной информации, записана информация глубинного, ментального характера в сфере подсознательного и бессознательного);

М — мотив поведения, деятельности (адекватный / неадекватный информационной потребности);

П — поведение, деятельность (результат мотивации).

При таком подходе реакция на стимул должна исследоваться сотрудниками пресс-службы не только на уровне сознания, но и на уровне расшифровки «черного ящика», в котором хранится народное бессознательное или коды народовластия. К ним относятся: национальный характер, народная память, религиозное самосознание, история, культура, мифы, архетипы, символы и т.п. Далее для достижения максимального коммуникативного эффекта в системе «власть — пресс-служба — народ» эти коды должны соотноситься с кодами власти и медийными кодами. По Луману из двух партнеров по коммуникации «носителем власти является тот, кто вносит в процесс коммуникации неопределенность или же

способен ее устранить» [2], проще говоря, тот, кто принимает решения. Поскольку количество партнеров по коммуникации, которые при трансляции решений выступают в качестве промежуточных звеньев, может оказаться очень большим, вырабатывается специфический код. Это — код власти, представления подчиненных о ней, позволяющие им более или менее успешно предвосхищать (антиципировать) ее решения. Таким образом, код власти обеспечивает единообразие реакций у подчиненных и упрощает процесс управления, при этом сама «власть — это управляемая кодом коммуникация». Анализ политических событий показывает, что в качестве кодов власти могут выступать авторитет, страх, политическая воля, полномочия, компетенция, сила, потенция, символ, миф, архетип т.п. К медийным кодам правомерно отнести те феномены, которые выполняют функцию кода власти и средств политической коммуникации. В качестве таковых выступают истина, правда, авторитет, рейтинг, доверие, совесть, любовь, религия (религиозные догматы), искусство и т.п. Эти медийные, коммуникативные коды составляют каркас, парадигму массовой политической коммуникации.

В результате сопоставления кодов возможно достижение ментальной идентичности в информационной политике при условии акцентуации на лучших свойствах менталитета и погашении его негативных качеств. Таким образом, закон ментальной идентичности отражает сущностные связи между содержанием реформ, политикой реформаторства в целом и менталитетом народа. В нашем случае соответствие этому закону есть степень соответствия содержания реформ, их информационного обеспечения менталитету российского народа (культуре, обычаям, нравам православных и т.д.). Во многих публикациях кафедры управления социальными и экологическими системами РАГС доказывается, что все ре-

формы в России (Петра I, Александра II, Столыпина, НЭП Ленина, реформы Косыгина и т.д.) «ломаются» о менталитет народа. Его надо не ломать, а защищать, считаться с ним. Нужно не менталитет подгонять под реформы, а реформы под менталитет. В этом заключается эффект психокоррекцион-ной функции информационной политики с акцентуацией в массмедиа лучших ментальных свойств народа. При этом на базе ментальных ценностей важно сформировать силу духа у главной производительной силы — народа, вселить уверенность в массовом сознании в непременное достижение экономических успехов России. Пресс-служба, массмедиа, информационная политика в целом должны служить обеспечению связи, так как социум заинтересован в обеспечении темпов экономического роста. В научном плане правы те, кто считает, что ментальные черты надо корректировать, развивать, тем самым реализовывать психокоррекционную функцию государственной информационной политики с помощью долговременной программы, в которой код власти должен соответствовать коду народовластия. Последние должны соответствовать медийным кодам и кодам гражданского общества. В этом заложена психокоррекционная функция пресс-службы.

Основой экономической, политической и информационной идентичности является тип общественных отношений. Характерным для российской ментальности является поддержка малого и среднего бизнеса, наряду со «сверхкорпорациями» и развитием «ин-формациологической экономики» (М. Кас-тельс). Ученые подробно описали процесс, когда информация стала выступать главным субстратом в экономической парадигме. В классической методологии основным субстратом этой парадигмы была «вещь — товар» (К. Маркс), в неклассической — человек или «человеческий капитал» (общество потребления), в постнеклассической — информация и знания человека. Формирование постэкономического общества одни рассматривают в контексте цивилизационной трансформации: «информационной цивилизации» (Р.Абдеев), «третьей волны» цивилизации (Э.Тоффлер), «информационной эпохи» (М.Кастельс). Другие отождествляют его с постиндустриальным обществом (В. Иноземцев, А. Панарин и др.), то есть обществом с новой индустрией, которое приходит на смену индустриальному. В таком обществе «все больше рабочего и свободного времени за-

трачивается на производство, потребление и использование информации», где в производительных силах и производственных отношениях, в приращении капитала на передний план выходит эффект от использования знаний и информации.

При этом важно отметить, что информация может быть истинной (объективной), ложной или асимметричной. Асимметричная информация по Стиглицу [3] имеет место, когда одна сторона обладает большей информацией, чем другая. В русской литературе асимметричную информацию также называют несовершенной информацией, неполной информацией. Представим ее как единство противоположностей и изобразим в виде маятника:

Рис. 4. Маятник асимметричной информации.

Где:

В секторе со знаком «+» заложено содержание положительной информации: объективной, истинной.

В секторе «—» заложено содержание негативной, искаженной информации.

Таким образом, сектор «+» отражает реальное состояние дел, экономических, политических и т.д. процессов и отношений между субъектами. Это конструктивная составляющая сознания. В секторе «—» заложена спекулятивная, манипулятивная, интерпретированная, интерсайдерская информация (она недоступна массовому сознанию). Это формирует дефицит истинной информации в общественном сознании. Результатом такого процесса может стать паника, тревога, апатия, депрессия, фрустрация, мотивация в суициду или эмиграции и т.д. При этом в психике людей остается глубинный след в исторической памяти на уровне бессознательного (по Фрейду) [4]. В условиях информационного общества при

распространении информации пресс-службой в системе «власть — народ» крайне важно заниматься восстановлением фундаментальных ценностей в сфере «Сверх — Я», таких, как совесть, стыд, порядочность, душевность, доброта, взаимопомощь.

В связи с тем, что в ментальный мир человека также входит культура, при изучении деятельности пресс-службы правомерно использование культурологической парадигмы. Здесь речь идет о формировании информационной культуры, организации медиаобразования и медиавоспитания. В «Концепции государственной информационной политики» [5] особое внимание уделяется массмедиа. Там говорится, что «СМИ есть действенный канал информирования общества о деятельности власти и общества, о жизни общества и его реакции на действие власти. Эти особенности делают СМИ важнейшим социальным институтом и необходимым объектом государственной информационной политики. Современные СМИ не только оперативно отражают мировые события, но в значительной степени занимаются анализом информации, ее предварительной фильтрацией и целенаправленным отбором. Благодаря этому СМИ являются мощным средством воздействия на сознание людей». Сотрудники пресс-службы должны «окультуривать массмедиа» и стараться формировать духовную массовую культуру. В этом заключается культурно-образовательная функция пресс-службы. Важность этой функции подчеркивает в своей работе Е.П. Прохоров: «Будучи одним из институтов общественно-политической культуры общества», пресс-служба должна «участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека» [6]. Таким образом, пресс-служба берет на себя функцию социализации граждан. В отличие от журналистской практики реализация культурно-образовательной функции в нашем случае приобретает более жесткую прагматическую направленность — сформировать у людей представление о деятельности власти, научить пользоваться демократическими механизмами воздействия на власть.

Для более полного исследования информационной деятельности одного социоинфор-мациологического подхода недостаточно, потому что в деятельности пресс-службы важна не только социальная информация сама по

себе, но и каналы передачи этой информации, механизмы взаимодействия субъектов и объектов информационной политики. Раскрыть это помогает социокоммуникативный подход. Он нацелен на изучение, в первую очередь, социальной коммуникации и заключается в том, чтобы понять коммуникативную природу института государственной службы России и пресс-службы как ее части. Акцент делается на коммуникации власти и народа. Термин «коммуникация» в научной литературе появился в начале XX века. С.В. Бориснев отмечает, что «без коммуникации невозможно конструирование социальных общностей, социальных систем, институтов, организаций и т.д., существование социума как такового. Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов» [7].

Под коммуникацией понимается:

1) система связей и отношений между субъектами, регионами и так далее, предполагающая и обеспечивающая различного рода контакты и взаимодействия между ними [8];

2) процесс обмена или передачи информации, идей, знаний, финансов, технологий, сырьевых и иных ресурсов от одного субъекта другому [9];

3) необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей, занимающих ведущее место в сфере социальных процессов [10] .

Из данных определений выделим ряд сущностных черт. Во-первых, коммуникация — это общение человека с человеком с помощью информации, посредством обмена информацией. Во-вторых, коммуникация есть субъект-объектные и субъект-субъектные отношения людей. В-третьих, содержательным ядром коммуникации является информация.

В рамках своей деятельности пресс-службе приходится взаимодействовать с другими субъектами и объектами информационной политики (с муниципалитетами, массмедиа, институтами гражданского общества, политиками и т.д., а главное с населением как основным источником власти по Конституции РФ). В этом заключается политико-коммуникативная природа пресс-службы как одного из субъектов информационной политики. Коммуникативную природу имеют также институты гражданского общества и институты государства, тем более вза-

имодействие между ними, при этом коммуникация развивается при обмене информацией между людьми. Поэтому для сотрудников пресс-служб важно на практике овладевать информационным и коммуникативным менеджментом, который подробно разобран в работах В.В. Воробьева [11], для решения дискурсных проблем соединить в единое целое три уровня политики, существующих в условиях информационного общества: государственную (региональную) информационную политику, медийную политику и коммуникативную народную политику. Коммуникативная политика включает в себя непосредственное общение людей друг с другом. Первичным ее звеном является контакт. Контакт людей друг с другом, политиков с народом, контакт различных структур между собой, контакт с населением. Особое значение коммуникативная политика имеет для субъектов и объектов коммуникативного управления. Но развитие контакта, общения, взаимодействия осуществляется с помощью информации. Медийная политика — это система относительно самостоятельного воздействия массмедиа на общественное сознание. Массмедиа являются важнейшим средством социальной, политической коммуникации, но, тем не менее, в контексте сущности свойств политики они могут, наряду с реализацией функции посредника между властью и народом, элитой и населением, играть самостоятельную роль, что мы и наблюдаем сегодня на практике в их деятельности.

При этом информация как неотъемлемый атрибут коммуникации является средством, во-первых — самоуправления, во-вторых — внешнего управления. Для сотрудников пресс-служб это означает, что необходимо достижение эффекта управляемости информационными и социальными процессами, медийным пространством на основе принципа (Н. Винер), когда посыл «команд, с помощью которых мы управляем средой, является видом информации, передаваемой нами этой среде». По сути речь идет об информационном управлении или управлении с помощью информации. В этом заключается управленческая функция пресс-службы. В информационном обществе государственная служба не может быть вне политики государства. Изменения в современном российском обществе требуют

государственного управления, направленного на создание условий для самоорганизации общества, и как следствие этого — нового типа коммуникаций в системе «власть — народ». Изучение процессов осмысления, понимания людьми фактов социального бытия и отражения его в общественном сознании с помощью информационной политики, а также понимания тех же фактов, интерпретируемых в массмедиа, возможно в контексте герменевтической парадигмы (герменевтика — от гр. — толкование).

Основной принцип данной функции заключается в воспроизведении истинного смысла в диалоге власти с народом с помощью медийной политики. Это возможно при условии, что обе стороны слушают, слышат и понимают друг друга. В условиях конкурентной политической и экономической среды государство вынуждено искать новые стратегии принятия решений на основе эффективного взаимодействия с обществом. Коммуникации в таком случае приобретают значительно большее социально-политическое содержание, становясь интегральным инструментом государственного управления. Становление гражданского общества и правового государства в России неразрывно связано с изменением принципов организации и функционирования государственной службы от «государевой» к общественной и публичной. Пресс-служба при этом является эффективным инструментом государственной власти, поскольку она используется для увеличения как внутреннего, так и внешнего контроля государства за процессами выработки политических решений. Кроме того, для организации поддержки национальных интересов внутри страны и за рубежом. Основной задачей деятельности пресс-службы в таких условиях является увеличение числа контролируемых параметров коммуникационного пространства. При этом на вооружении пресс-службы стоят три основные парадигмы информационного воздействия на массовое сознание: тоталитарная, манипулятивная и диалоговая модели. Парадигмы адекватны классической (механистической), неклассической (марковской) и постнеклассической (немарковской) методологии.

Механистическую модель (тоталитарную) информационного воздействия на массовое сознание можно представить как систему субъект-объектных отношений.

Рис. 5. Механистическая модель информационного воздействия.

Где:

Субъект — субъекты информационной политики (государство, институты гражданского общества, политики, пресс-служба, массмедиа и т.д.)

Объект — социум (зрители, слушатели, читатели, пользователи Интернета и т.д.).

Информационное пространство —

1) совокупность носителей информации, самой этой информации и образов СМИ в сознании аудитории (штампов и стереотипов массового сознания, связанных со СМИ вообще и с данным СМИ в частности) [12];

2) открытая самоорганизующаяся и организуемая система, включающая в себя огромное разнообразие информационных потоков и информационных полей, находящихся во взаимодействии [13];

3) реальной протяженности территория, население которой подвержено социально-психологическим и психофизиологическим воздействиям информационных полей [14].

Информационный процесс при данной модели одномерный, без обратной связи (принцип «вбивания гвоздей» в массовое сознание). Наиболее ярким примером гос-подствования этой модели является «эпоха сталинизма», хотя многие ее элементы сохранялись и позже (речи генеральных секретарей, решения Пленумов ЦК КПСС). Это однонаправленный тип коммуникации.

Немарковскую модель информационного воздействия на массовое сознание можно представить как сложную совокупность перекрещивающихся субъект-объектных, объект-субъектных и субъект-субъектных отношений. Схематически это можно представить так:

внешнее вс щейспвв 1

субъект 1 СубьСЕг2

1 о6ьсег1 ! объест2

внешнее во аДдИшиид 2

деформационное пространство

Рис. 6. Немарковская модель информационного воздействия.

Где:

Суб. 1 — субъекты информационной политики 1 — государство (в целом), государственные структуры (институты государственной гражданской службы, в том числе пресс-служба и т.д.), представители государства (государственные деятели, политики), представители институтов гражданского общества (политические партии, движения, общественные объединения, профсоюзы).

Суб. 2 — субъекты информационной политики 2 — массмедиа — многообразие средств массовой информации и коммуникации (в том числе профессиональные ме-диагруппы; массмедиа передают события, происходящие в обществе, озвучивают их и по-своему интерпретируют).

Об. 1 — носители специализированного сознания и специализированной психики (интеллигенция, государственные служащие и т. п.).

Об. 2 — носители неспециализированного сознания (население, народ), т.е. массового сознания и массовой психики.

Вн. возд. 1 и Вн. возд. 2 — внешние воздействия на информационные процессы.

Информационное пространство — совокупность объект-субъектных, субъект-субъектных отношений.

Учитывая вышесказанное, в системе «власть — пресс-служба — народ» информационное общество — есть тип (вид) открытого общества, которое характеризуется доступностью граждан к информации, где доминируют субъект-субъектные отношения, прямые и обратные связи между властью и обществом, диалоговая дискурсная модель информационной политики. В информационном пространстве открытого общества преобладает интерактивный тип коммуникации, он характеризуется активным отношением к информации, организацией эффективного информационного обмена и взаимодействия со всеми субъектами процесса, который подразумевает длящуюся коммуникацию. При организации своей деятельности пресс-службы должны учитывать, что идея интерактивности означает практически полный отказ от понимания коммуникации в терминах отношений субъект (как инициатор сообщения) — объект (как получатель сообщения). При такой коммуникации объект воздействия становится полноправным субъектом, участником коммуникации. Это диалоговая модель, которая на сегодняшний день считается самой прогрессив-

ной, демократической и конструктивной. В ее основе лежат равноправные субъект — субъектные отношения или отношения социального партнерства. В налаживании контактов и конструктивного диалога между властью и обществом заключена коммуникативная функция пресс-службы. Акцентируем внимание на то, что при диалоговой модели информационное пространство существенно усложняется как в плане восприятия, так и в плане организации материала, статьи. Несмотря на все успехи в диалоге власти и народа, резервов в этой области больше, чем достижений. Диалог властей всех уровней с народом по средствам масс-медиа должен быть постоянным, более открытым и полным.

Сегодня в реальности получатель сообщения в зависимости от стратегии инициатора может рассматриваться и как объект манипулирования. При этом речь идет о манипулятивной модели информационного воздействия (субъект-объектные отношения дополняются субъект-субъектными, которые становятся основными). Объектом манипулирования при этом является общественное сознание, а инструментами воздействия на общественное мнение со стороны государства являются пропаганда и цензура. Однако наибольший эффект манипулирования достигается при воздействии и даже не столько на сознание, сколько на психику людей. При манипулировании можно достичь как положительного (конструктивного) эффекта (например, сохранение целостности России, когда цель оправдывает средства информационного воздействия — при освещении первой Чеченской войны), так и отрицательного (разрушительного) эффекта (когда защищаются интересы отдельных политиков, олигархов, кланов, групп и ущемляются интересы граждан и государства). Данная модель доминировала в ХХ веке в России и продолжала быть актуальной все 90-е годы, т.е. годы демократизации и реформ. Чтобы добиться повышения уровня доверия между обществом и властью, сотрудники пресс-службы в своей деятельности должны использовать по максимуму возможности диалоговой модели (где эффект достигается встречным движением сторон) и стараться по возможности избегать использования манипулятивной модели. При этом, чтобы иметь картину объективной действительности, необходим мониторинг ситуации в социуме. Речь идет о функции мониторинга. Пресс-службе це-

лесообразно отслеживать следующие объекты — единицы информационного пространства (групповые и ключевые коммуникаторы массмедиа; лидеры общественного мнения; эксперты; производители специальной информации и т.д.), каналы коммуникаций (канал массмедиа; межличностные коммуникации; специализированные коммуникации; элитарные и т.д.), области. Чтобы предоставить субъектам информационной политики актуальную информацию о состоянии общественного сознания (общественного мнения, общественного настроения, социального самочувствия), сотрудникам пресс-службы необходимо производить мониторинг большого количества объектов и вести учет информационных сводок, это дает возможность следить за динамикой изменений. На основании этой информации политик формирует свой образ действительности, в соответствии с которым выстраивает взаимоотношения с различными общественно-политическими субъектами, формулирует новые сообщения. Совместное использование каналов информационных потоков позволяет существенно повысить эффективность управленческой деятельности органов государственной власти РФ. Сотрудники пресс-службы должны не просто мониторить состояние общественного сознания, но и анализировать информацию. В этом заключается аналитическая функция. Она выявляет родство деятельности пресс-службы с маркетингом, социологией и связями с общественностью.

Анализ ситуации позволяет сделать как краткосрочные, так и долгосрочные прогнозы. Отсюда вытекает еще одна новая функция пресс-службы — прогностическая. Пресс-служба в условиях информационного общества должна решать не только текущие ежедневные задачи, но и заниматься долговременным планированием и прогнозированием (то, как те или иные решения власти могут повлиять на состояние общественного сознания).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не менее значимой функцией является идеологическая. В условиях современного информационного общества эту функцию пресс-служба получила от отделов идеологии. Несмотря на то, что формально пресс-служба находится в стороне от идеологических и непосредственно политических дискуссий, она является важным звеном в коммуникативной цепи «власть — народ». Работники пресс-службы в большинстве

случаев стараются донести до аудитории образ события, максимально приближенный к объективной реальности. В этой связи, реализация идеологической функции пресс-службой в большей мере направлена либо на деидеологизацию, либо на реидеологизацию информации. Каждый из этих процессов имеет свою специфику. В соответствии с концепцией Е.П. Прохорова первый используется «в том случае, когда идеологические подходы распространяются на сферу, где они объективно не должны применяться». Второй — «когда деидеологизация заходит слишком далеко и для установления верного понимания явлений жизни требуется «вернуть» идеологический подход в другой, измененной и улучшенной форме».

В рамках этой функции возможно рассмотреть работу пресс-службы в условиях информационных войн. Информационные войны — точнее это информационно-психологические войны, так как психика — когнитивный, коммуникативный субъект и объект информационных конфликтов и войн: содержательная сторона любого коммуникативно-психологического процесса, главный объект войны — психика человека. Идеологи утверждают, что имидж России со времен Киевской Руси до XX века создавался как имидж сильного государства, сверхдержавы. В. Третьяков отмечает, что «Россия была и остается империей, имперской страной». Российское государство занимает огромное географическое пространство, его населяют представители разных наций и народностей,

различных религий и вероисповеданий. В свете этого у некоторых стран возникает желание захватить «глобальное лидерство» и изменить партию на «шахматной доске» в свою пользу (например, информационные нападения на Россию со стороны западных массмедиа в освещении геноцида Грузии против Абхазии). На региональном уровне масштаб войн значительно меньший, на практике это, например, может быть провокация со стороны противников действующий власти и распространение информации, которая вызывает панику, страх, хаос среди населения (в 2006 году в Челябинской области была распространена информация о смерти губернатора Челябинской области П.И. Сумина). Встает проблема разработки информационно-психологических механизмов защиты общества от разрушительного воздействия на него подобного рода информации. Пресс-службе важно понимать логику развития информационных конфликтов, войн. Обеспечение информационной безопасности общества выдвигает потребность более глубокого исследования законов производства, распределения и потребления социальной информации.

Список перечисленных функций пресс-службы достаточно подвижен. Нами приведен их набор, актуальный для начала XXI века. Однако со временем он может изменяться. Некоторые функции могут исчезать или объединяться с другими, на их место могут прийти другие функциональные направления.

1. Большой энциклопедический словарь. М., 2001.

2. Бориснев С.В. Социология коммуникации. М., 2003. С.6.

3. Воробьев В.В. Информационный менеджмент и критерии его оценки. М., 2006, Информационный менеджмент. М., 2005.

4. Информационная политика: Учебник / Под общ. ред. В.Д.Попова. М., 2003. С. 436—437; Готт В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Социальная роль информатики. М., 1987; Семенюк Э.П. Информационный подход к познанию действительности. Киев, 1988.

5. Концепция государственной информационной политики / Под общей редакцией Финько О. А. М.,

1999.

6. Луман Н. Власть. М., 2001.

7. Попов В.Д. Информациология и информационная политика. М., 2001.

8. Попов В.Д., Федоров Е.С. Коммуникативные коды имиджа власти. М., 2004. С. 11—12.

9. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М., 2004; Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. Учебник. М., 2005.

10. Социальная информациология: Словарь / Сост. Л.И. Мухамедова / Под общ. ред. В.Д.Попова. Издание второе. М., 2007. С.72

11. Стиглиц Д. Глобализация: тревожные тенденции. М., 2003.

12. Сухотерин Л., Юдинцев И. Информационная работа в государственном аппарате. М., 2007. С. 30.

13. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 2007.

14. Шевченко А.В. Психологические аспекты процессов формирования государственной информационной политики. Ставрополь, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.