Научная статья на тему 'Преселектор сигнала спутниковых навигационных систем: обзор современного состояния и анализ перспектив развития в навигационных радиоприёмниках ответственного назначения'

Преселектор сигнала спутниковых навигационных систем: обзор современного состояния и анализ перспектив развития в навигационных радиоприёмниках ответственного назначения Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
956
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Свиридов А. С., Колганов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преселектор сигнала спутниковых навигационных систем: обзор современного состояния и анализ перспектив развития в навигационных радиоприёмниках ответственного назначения»

Свиридов А.С., Колганов А.А.

Московский институт электроники и математики Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", Москва, Россия

ПРЕСЕЛЕКТОР СИГНАЛА СПУТНИКОВЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ: ОБЗОР СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ В НАВИГАЦИОННЫХ РАДИОПРИЁМНИКАХ ОТВЕТСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Введение

Преселектор (англ. preselector) - механизм предварительного выбора параметров и т. п. Преселектором в радиотехнике может называться электронное устройство, которое устанавливается между антенной и приемником, рисунок 1. Преселектор пропускает только узкую полосу рабочих частот, ослабляя нежелательные сигналы, а также сигналы помех за пределами рабочего диапазона частот. Кроме того, преселектор может применяется для усиления слабых сигналов и защищать чувствительный вход приемника от повреждений, вызываемых статическими электрическими разрядами и сильными сигналами от передатчиков, работающих в соседних частотных диапазонах.

Рисунок 1 - Структурная схема навигационного приемника

Проблема разработки и проектирования перспективного и конкурентоспособного преселектора для навигационного оборудования ответственного назначения специальных потребителей можно отнести к приоритетным направлениям развития Российской Федерации в области навигационного обеспечения. Основные работы в этой области выполняют специалисты радиоприборостроения с целью поиска новых концепций проектирования аппаратного и программного обеспечения для внедрения новых технологий, материалов и элементной базы в навигационную аппаратуру потребителей. Поиск новых методов и технологий проектирования аппаратной части направлен на совершенствование изделий для определения пространственных координат, с целью удовлетворения непрерывно растущих требований:

- обеспечение заданной точности определения координат;

- обеспечение надежности аппаратной части навигационного оборудования;

- обеспечение требований электромагнитной совместимости и помехоустойчивости;

- программного обеспечения различного назначения;

- обеспечить экономическую эффективность и рентабельность изделия.

Использование новых материалов, элементной базы и технологий при проектировании преселекторов направлено на изменение технико-экономических показателей радиоприемников спутниковых систем определения координат, что в свою очередь, приводит к улучшению тактико-технических показателей существующей аппаратуры и появлению у неё новых качеств и возможностей.

На современном этапе развития навигационной аппаратуры потребителей, разработчики достигли определенных успехов в решении частных задач проектирования отдельных функционально-законченных блоков за счет использования перспективной, высокоинтегрированной и надежной элементной базы, материалов и систем сквозного автоматизированного проектирования (САПР). Однако проблема проектирования преселекторов для навигационной аппаратуры ответственного назначения остается нерешенной в полной мере до настоящего времени.

Данная статья преследует цель продемонстрировать широкому кругу инженеров-схемотехников суть проблемы проектирования преселекторов спутникового навигационного сигнала. Вашему вниманию предлагается краткий обзор состояния навигационной аппаратуры потребителей и обосновывается необходимость проектирования схемы преселектора.

Краткий обзор современных потребителей средств спутниковой навигации

Изначально спутниковая навигация разрабатывалась и развивалась по заказу, поддержке и в интересах военных. Первые образцы гражданского сегмента пользователей, появились в продаже уже к середине 1980 гг. Они предназначались для авиации и судоходства. В 1990 гг. спутниковая навигация стала применяться в геодезии, картографии, кадастре, строительстве. Старт развития навигационной аппаратуры потребителей произошел 2 мая 2000 года, когда США отменили селективный доступ с системы GPS. Развитие навигационных технологий и рост числа потребителей привели к снижению стоимости навигационного оборудования, что сделало навигационную аппаратуру доступной для новых категорий потребителей - начался экспоненциальный рост производства - появились навигационные чипы, оборудование, системы, решения и услуги.

Во всем мире многие фирмы и предприятия выпускают навигационное оборудование разной степени сложности, точности и стоимости, в соответствии с требованиями, предъявляемыми потребителями для решения различных задач.

К счастью, состав пользователей не очень разнообразен. Обычно основным потребителем данных, которые предоставляет навигационное оборудование, является или конечный пользователь или автоматизированная электронная система. Но если сначала данные о местоположении были интересны только мореплавателям и пилотам, то на данный момент область их применения значительно расширилась и непрерывно продолжает расширяться.

Сегодня навигационный приемник ответственного применения для аппаратуры специального и двойного назначения, должен характеризоваться высокой надежностью и точностью. Такое навигационное оборудование просто необходимо, так как уже сейчас применяется во многих областях народного хозяйства .

В зависимости от пользовательского сегмента и соответственно специфики эксплуатации, навигационное устройство может быть более или менее сложное и размещаться на сухопутных, морских, воздушных и космических объектах. Условно разнообразную аппаратуру потребителей можно разделить на два больших класса, рис. 2. Официальную и подробную классификацию навигационной аппаратуры потребителей для всех пользователей глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС), изложены в ГОСТ 31380.

Профессиональные аппараты высокой надежности и точности;

Аппараты широкого потребления, простые и удобные для неподготовленного пользователя.

Рисунок 2 - Примеры навигационной аппаратуры потребителей:

Профессиональная и бытовая

Профессиональное оборудование применяются для следующих целей:

- навигация кораблей, самолетов и беспилотных летательных аппаратов;

- управляемое вооружение;

- координация передвижения мобильных тактических групп на местности в полевых условиях;

- автономное определение орбиты спутников;

- определение местонахождения служебных автомобилей или транспортируемых грузов;

- управление строительными и сельскохозяйственными машинами;

- системы мониторинга движимого имущества - электронные браслеты-маячки;

- мониторинг участков земли при аэрофотосъемке, геодезических измерениях, в геологии и картографии ;

- бортовое научное оборудование космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли;

и т . п .

Проектируя профессиональное навигационное оборудование, разработчик вынужден:

- обеспечить способность НАП работать с сигналами различных навигационных систем как по каждой системе отдельно, так и совместно;

- повышение надежности, при ужесточении условий эксплуатации;

- уменьшение энергопотребления;

- микроминиатюризация;

- улучшение помехозащищенности, и электромагнитной совместимости;

- оборудовать устройство системой автономного контроля достоверности навигационных измерений и исключение недостоверных измерений (RAIM).

Решение этих задач, как в частном, так и в общем случае, требует грамотного подхода к проектированию аппаратной аналоговой части навигационного оборудования, в частности цепей преселектора.

Обзор современных навигационных модулей и элементной базы

Основу навигационной аппаратуры составляет навигационный блок. Под навигационным блоком понимается радиотехническое устройство, основными функциями которого являются прием, обработка радионавигационных сигналов навигационных космических аппаратов глобальных навигационных спутниковых систем, определение пространственных координат и составляющих вектора скорости движения потребителя ГНСС (объекта навигации). Навигационные блоки могут быть встроены непосредственно в навигационную аппаратуру или спроектированы в виде отдельного функционально законченного узла, OEM-модуля, для последующей установки в навигационное изделие.

Навигационные OEM-модули проектируются:

- на дискретной элементной базе (уже не актуально);

- с использованием функционально-законченных блоков РПУ в виде микросхем;

- с использованием высокоинтегрированных микросхемах РПУ так называемых RF Front-End;

- с использованием систем в корпусе (SiP);

- с использованием систем на кристалле (SoC).

Несмотря на многообразие выполняемых задач, конструктивно и технически, OEM-модули для навигационной аппаратуры потребителей имеют общую структуру, обеспечивающее ее функционирование, рисунок 3 .

Рисунок 3 - Общая структурная схема НАП (* - опционально)

Принцип работы OEM-модуля довольно прост. Электромагнитные волны от космических аппаратов спутниковых навигационных систем поступают на антенный элемент, где преобразуются в электрические колебания. Малошумящий усилитель (МШУ) может вводиться опционально и предназначен для усиления слабых сигналов. Аналоговая часть производит обработку принятого сигнала (усиление, преобразование частоты, фильтрацию, аналого-цифровое преобразование) . Дальше в цифровой части производится сначала аппаратная цифровая обработка - обычно в специализированной микросхеме, которая реализует алгоритмы или фрагменты параллельной обработки сигнала, затем программная. Блок ввода / вывода информации приводит результат программной обработки к виду, удобному для восприятия пользователем или машиной. Система питания обеспечивает все блоки навигационного радиоприемника питающим напряжением, соответствующего уровня.

Обзор современных направлений проектирования преселекторов навигационных OEM-модулей Современные преселекторы можно разделить на три класса, в зависимости от конструктивного исполнения и используемой элементной базы в навигационных OEM-модулях:

- внешние;

- комбинированные;

- интегрированные.

Типовая структурная схема аналогового тракта НАП, реализованного на дискретной элементной базе, представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 - Структурная схема аналогового тракта НАП, реализованного на дискретной элементной базе

Каждый из представленных на рис. 4 блоков, представляет собой функционально-законченную схему, спроектированную с использованием микросхем малой степени интеграции или полностью дискретные элементы (диоды, транзисторы и т.п.)

Функцию преселектора сигнала здесь выполняют пять блоков, обведенных штрихпунктирной линией. Такую реализацию преселектора можно назвать внешней.

Достоинства:

- защита от статических электрических разрядов может быть улучшена под конкретные требования заказчика;

- цепь защиты от большой мощности является универсальной и в зависимости от требований технического задания может быть настроена на различные уровни;

- малошумящий усилитель может быть заменен на аналогичный, но с улучшенными техническими характеристиками ;

- заменой полосового фильтра можно изменять рабочий диапазон частот, что делает схему универсальной для различных навигационных систем или частотных диапазонов;

- может быть адаптирована для работы с закрытыми частотными диапазонами навигационных сигна-

лов .

Недостатки:

- дискретная элементная база занимает большую площадь;

- у каждого элемента есть стандартное отклонение от номинального значения, что необходимо учитывать ;

- при выходе из строя какого-то элемента, затраты на поиск неисправности.

Следующим этапом развития элементной базы для навигационных OEM-модулей стали RF Front-End микросхемы, включающие в себя аналоговый тракт радиоприемника и цифровую часть для управления функциональными узлами аналогового тракта и оцифровки выходных навигационных сигналов, рисунок 5.

Рисунок 5 - Структурная схема RF Front-End микросхемы РПУ

Такие микросхемы представляют собой сверхбольшую интегральную схему радиоприемного устройства, однокристальный приемник сигналов навигационных систем. Приемник выполняется по супергетеродинной схеме с одним или двумя преобразованиями частоты, и, чаще всего, включает в себя следующие блоки:

- встроенный МШУ с согласованием на 50 Ом по входу/выходу;

- встроенный предусилитель квадратурного смесителя;

- смесители с подавлением зеркального канала;

- встроенные фильтры ПЧ;

- полностью интегрированный синтезатор частоты с внутренним подстраиваемым фильтром ФАПЧ и формирователем тактовой частоты;

- полностью интегрированный ГУН с автоматической подстройкой по рабочему поддиапазону для коррелятора ;

- детектор захвата частоты синтезатором;

- 3х-проводной интерфейс для управления режимами работы и подстройки параметров блоков;

- режим «Все выключено» с минимальным током потребления.

Реализация преселектора получается комбинированная, так как состоит из внешних электрорадиоэлементов и некоторых блоков микросхемы. На вход микросхемы и после МШУ перед смесителем, уста-

новлены дополнительные дискретные элементы, предназначенные для формирования полосы пропускания входных цепей аналогового радиоприемного тракта.

Достоинства:

- RF Front-End микросхема включает в себя все необходимые блоки радиоприемника;

- наличие внешних выводов МШУ позволяет проектировать преселектор с требуемыми техническими характеристиками;

- улучшение массогабаритных показателей;

- унификация схемы РПУ.

Недостатки:

- каждый из блоков имеет ограниченный диапазон перестройки параметров, что в свою очередь ограничивает область применения микросхемы;

- отсутствуют математические поведенческие модели, что делает невозможным компьютерное моделирование проектируемых электрических схем.

Вершину в эволюции элементной базы для навигационных OEM-модулей, заняли GPS-ресиверы. Основное их отличие заключается в том, что это всего лишь одна микросхема, но способная принимать и обрабатывать сигналы различных спутниковых навигационных систем, включая американскую GPS, российскую ГЛОНАСС, европейскую GALILEO и японскую QZSS. По сути, GPS-ресивер - это система на кристалле, в состав которой входит аналоговый тракт, цифровая часть, процессор, блоки ввода/вывода, стабилизаторы питания, схемы контроля, рисунок 6.

STAfiOfiSE*

Рисунок 6 - Структурная схема GPS-ресивера

Достоинства:

- система на кристалле;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- блоки идеально подобраны и не требуют вмешательства;

- цифровое управление работой встроенных блоков;

- микроминиатюризация;

- универсальность.

Недостатки:

- аналоговый тракт, а также преселектор, не могут быть адаптированы под требования навигационной аппаратуры ответственного назначения;

- цифровая обработка осуществляется по вшитым алгоритмам и не может быть модернизирована;

- не может работать на диапазонах частот с сигналом санкционированного доступа;

- основное назначение это обычные потребители.

Таким образом, самым оптимальным решением является использование элементной базы на основе RF Front-End микросхем, так как в этом случае изменять схему преселектора и адаптировать навигационную аппаратуру под требования специальных потребителей.

Обзор нормативно-технической документации на предмет требований к навигационному оборудованию

Спутниковая навигация и технологии на ее основе - это активно развивающаяся отрасль. Еще недавно нормативная правовая база, регулирующая данное направление, ограничивалась разрозненными нормативно правовыми актами, не представляющими из себя единое целое.

Основу публично-правового регулирования навигационной деятельности составляет федеральный закон от 14 февраля 2009 г. «О навигационной деятельности», направленный на создание условий для

удовлетворения потребностей в средствах навигации и услугах в указанной сфере.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере навигационной деятельности являются указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2007 г. № 638 «Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации и приказы федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, спутниковая навигация регулируется нормативной правовой базой, основу которой составляет перечень основных действующих нормативно правовых актов в сфере навигационной деятельности технологий ГЛОНАСС. И нормативной технической базой, которая представляет собой библиотеку нормативных технических документов в сфере навигации и применения ГЛОНАСС.

Согласно НТД к приемной аппаратуре (ПА) предъявляются требования по следующим основополагающим параметрам:

- принимать и обрабатывать сигналы ГЛОНАСС или GPS или совместно ГЛОНАСС и GPS;

- расчет координат и составляющих вектора скорости в общеземных системах координат с отображением: географических координат, составляющих вектора скорости, расчетного времени;

- должна быть предусмотрена возможность преобразования координат в любую другую систему координат;

- должна быть предусмотрена возможность передачи информации о навигационных параметрах;

- точность определения координат и скорости передвижения;

- оперативность первого навигационного определения;

- оперативность повторных навигационных определений;

- защита антенного входа и входные/выходные порты;

- помехозащищенность;

- чувствительность и динамический диапазон;

- электромагнитная совместимость;

- дискретность от отказах и статус индикации;

- устойчивость к дестабилизирующим воздействиям климатических и механических факторов;

- требования безопасности.

Технические требования к преселектору навигационного OEM-модуля

Основываясь на результаты анализа НТД по предъявляемым требованиям к навигационной аппаратуре, можно сформулировать перечень требований к техническим характеристикам преселектора навигационного OEM-модуля.

Предложенные технические требования определяют перечень основных характеристик преселектора, и их значения являются минимально необходимыми. По решению исполнителя и/или заказчика, с целью создания перспективного и конкурентоспособного навигационного оборудования, состав технических требований может быть расширен, а значения их характеристик ужесточены. Предлагаемые технические требования к преселектору устанавливаются при выполнении требований действующих редакций интерфейсных контрольных документов на системы ГЛОНАСС и GPS.

Преселектор должен обеспечить работу навигационного модуля:

- по сигналам ГНСС ГЛОНАСС с открытым и санкционированным доступом в диапазоне частот L1;

- по сигналам ГНСС GPS, модулированным C/A кодами, в диапазоне частот L1.

Преселектор должен обеспечить работу навигационного модуля:

- при приеме и обработки только сигналов ГЛОНАСС;

- совместный прием и обработка сигналов ГЛОНАСС и GPS.

Преселектор должен иметь:

- коэффициент шума Кш < 2,5 дБ;

- коэффициент усиления Ку=20±3дБ;

- выдерживать выходную мощность при компрессии 1 дБ (OIP-1dB) - не менее минус 30 дБВт (0 ДБм) .

Преселектор должен позволять навигационному модулю обеспечивать:

- поиск (обнаружение) сигналов ГНСС при их уровне на входе приемника не менее минус 166 дБВт;

- сопровождение сигналов ГНСС при их уровне на входе приемника не менее минус 185 дБВт без выделения эфемеридно-временной информации.

- выполнение требований по назначению (решение задачи навигационного определения местоположе-

ния) при уровне полезных сигналов на входе приемника навигационного минус 161 дБВт и воздействии гармонических помех c пороговыми уровнями в соответствии с таблицей 1 и рис. 6, при работе по

сигналам ГНСС ГЛОНАСС с санкционированным доступом;

- выполнение требований по назначению (решение задачи навигационного определения местоположе-

ния) при уровне полезных сигналов на входе приемника навигационного минус 161 дБВт и воздействии гармонических помех c пороговыми уровнями в соответствии с таблицей 2 и рис. 7, при работе по

сигналам ГНСС GPS, модулированным C/A кодами.

Таблица 1

Пороговые значения радиопомех для режима ГЛОНАСС

Частота, МГц Пороговые значения уровня помех, дБВт

F < 1470 минус 33

1470 < F < 1538 от минус 33 до минус 45 *

1538 < F < 1578 от минус 45 до минус 80 *

1578 < F < 1590 от минус 80 до минус 126 *

1590 < F < 1610 минус 126

1610 < F < 1617 от минус 126 до минус 80 *

1617 < F < 1638 от минус 80 до минус 45 *

1638 < F < 1750 от минус 45 до минус 33 *

F> 1750 минус 33

* Значения линейно изменяются в указанном диапазоне частот

Частота [МГц]

Рисунок (*SATCOM -Таблица

6 - Пороговые значения гармонической помехи для

спутниковая связь)

2. Пороговые значения радиопомех для режима GPS

Частота, МГц Пороговые значения уровня помех, дБВт

F < 1470 минус 33

1470 < F < 1530 от минус 33 до минус 45 *

приемников

при приеме

сигналов GPS.

1530 < F < 1550 от минус 45 до минус 80 *

1550 < F < 1565 от минус 80 до минус 136 *

1565 < F < 1585 минус 136

1585 < F < 1607,5 от минус 136 до минус 70 *

1607,5 < F < 1640 от минус 70 до минус 43 *

1640 < F < 1750 от минус 43 до минус 33 *

F> 1750 минус 3 3

* Значения линейно изменяются в указанном диапазоне частот

•160 -I------------1-----------1-----------1------------1-----------1-----------1------------1

1 300 1 400 1 500 1 600 1 700 1 800 1 900 2 000

Частота [МГц]

Рисунок 7 - Пороговые значения гармонической помехи для приемников при приеме сигналов GPS

(*SATCOM - спутниковая связь)

Преселектор должен обеспечить слежение навигационного модуля за сигналами ГНСС ГЛОНАСС и GPS при воздействии импульсных помех, формируемых в полосе частот принимаемых сигналов ГНСС ГЛОНАСС и GPS на входе приемника, с параметрами, указанными в таблице 3 при уровне мощности полезного сигнала минус 161 дБВт.

Таблица 3. Параметры импульсных помех

Пороговое значение помехи (пиковая мощность импульса) минус 10 дБВт

Длительность импульса <1мс

Скважность >10

Требования назначения (решение задачи навигационного определения местоположения) должны выполняться при использовании в навигационной аппаратуре активных антенн с характеристиками:

- коэффициент шума - менее 2,5 дБ;

- коэффициент усиления - 20 плюс-минус 3 дБ;

- КСВН - менее 2 (выхода);

- избирательность - не менее 20 дБ на частотах более 1630 МГц и менее 1550 МГц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преселектор навигационного модуля должен обеспечивать выполнение требований назначения при температуре окружающей среды в диапазоне от минус 40 до плюс 70 °С.

Требования живучести и стойкости к внешним воздействиям определяются в соответствии с ГОСТ РВ 20.39.304 по группам исполнения в соответствии с областями применения навигационной аппаратуры.

Требования надежности должны соответствовать требованиям ГОСТ РВ 20.39.303.

Значения показателей надежности преселектора определяются расчетно-экспериментальным методом.

Под отказом преселектора понимается событие, при котором техническое состояние навигационного модуля не позволяет выполнять хотя бы одну из задач назначения.

Выводы

Подводя итог, следует в заключении, еще раз акцентировать внимание на преимуществах применения СРНС:

- высокая точность (до 10 см при использовании дифференциальных поправок);

- относительно невысокая стоимость готовых навигационных модулей;

- создание на основе готовых модулей определения координат по различным системам и методам, сложной навигационной аппаратуры ответственного назначения.

Таким образом, НТД довольно точно и полно предъявляет требования к навигационной аппаратуре ответственного назначения, также следует отметить, что преселектор, выполненный в комбинированном виде или в виде отдельного функционально и конструктивно законченного узла, достаточно легко может быть интегрирован в OEM-модули для навигационной аппаратуры систем глобального позиционирования. А это ещё на этапе формирования тактико-технических требований и собственно проектирования может быть учтено в техническом задании. Поэтому разработка методики проектирования преселектора для радиоприемников спутниковых систем определения координат является актуальной задачей, требующей скорейшего решения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Увайсов С. У., Сегень А., Кофанов Ю. Н., Пятницкая Г. Применение компьютерного измеритель-

ного тепловизора КРИТ_Т и математического моделирования для обеспечения надежности и качества радиоэлектронных средств. М. : МИЭМ, 1997.

2. Увайсов С. У., Кофанов Ю. Н., Манохин А. И. Моделирование тепловых процессов при проектировании, испытаниях и контроле качества радиоэлектронных средств. М. : МГИЭМ, 1998.

3. Увайсов С. У. Обнаружение слабого сигнала на фоне помехи в случае распределения Рэлея // Измерительная техника. 2006. № 4. С. 55-58.

4. Тумковский С. Р., Увайсов С. У., Иванов И. А., Увайсов Р. И. Виброакустический контроль бортовой космической аппаратуры // Мир измерений. 2007. № 12. С. 4-7.

5. Увайсов С. У., Иванов И. А., Увайсов Р. И. Показатели контролепригодности радиоэлектронной аппаратуры // Мир измерений. 2008. № 3. С. 47-51.

6. Увайсов С.У. Высокоточный транзисторный датчик температуры / Громов В.С., Шестимеров С.М., Увайсов С.У. // Датчики и системы - М.: 2010. № 11. С. 19 - 22.

7. Увайсов С.У. Современные полупроводниковые интегральные датчики температуры / Громов

B. С., Шестимеров С.М., Увайсов С.У. // ИЗМЕРЕНИЯ. КОНТРОЛЬ. АВТОМАТИЗАЦИЯ - М.: 2010. № 12.

C. 59 - 68.

8. Объект интеллектуальной собственности: Устройство для измерения температуры. Патент

РФ на полезную модель №100827 от 27 декабря 2010 г. Шестимеров С. М., Громов В.С., Увайсов С. У.

9. Увайсов С. У., Иванов И. А. Информационная модель процесса проектирования контролепригодных радиоэлектронных средств // Информационные технологии. 2011. № 12. С. 41-45.

10. Увайсов С. У., Кофанов Ю. Н., Сотникова С. Ю. Комплексирование физического и математического моделирования при автоматизации проектирования бортовых электронных средств. М. : Энерго-

атомиздат, 2011.

11. Увайсов С. У., Бушмелева К. И., Бушмелев П. Е., Плюснин И. Моделирование оптимальных параметров устройств дистанционного зондирования // Измерительная техника. 2011. № 3. С. 39-42.

12. Увайсов С. У., Иванов И. А. Обеспечение контролепригодности радиоэлектронных средств в рамках CALS-технологий // Качество. Инновации. Образование. 2011. № 1. С. 43-46.

13. Иванов И. А., Увайсов С. У., Кошелев Н. А. Формирование наборов тестовых сигналов для контроля качества электронных средств космических аппаратов // Качество. Инновации. Образование. 2011. № 11. С. 84-88.

14. Увайсов С.У. Транзисторный термопреобразователь для повышения качества контроля температуры / Громов В.С., Шестимеров С.М., Увайсов С.У. // Качество. Инновации. Образование. - М.: 2010. № 11. С. 63-69.

15. Увайсов С. У., Аминев Д. А. Алгоритм распределения пропускной способности систем регистрации сигналов от многих датчиков // Датчики и системы. 2012. № 5(156.. С. 26-29)

16. Кофанов Ю. Н., Сотникова С. Ю., Увайсов С. У. Динамика оптимизационного процесса при идентификации параметров электронных средств // Динамика сложных систем. 2012. № 3. С. 80-84.

17. Иванов И. А., Увайсов С. У., Кошелев Н. А. Методика обеспечения диагностируемости электронных средств космических аппаратов по ранговому критерию на ранних этапах проектирования // Качество. Инновации. Образование. 2012. № 1. С. 60-62.

18. Увайсов С. У., Юрков Н. Методика обеспечения тепловой контролепригодности радиотехнических устройств на этапе проектирования // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Физико-математические науки (Российская Федерация). 2012. № 7. С. 16-22.

19. Увайсов С. У., Аминев Д. А. Оптимизация RAID массива для достижения максимальной производительности систем регистрации данных // Качество. Инновации. Образование. 2012. № 12. С. 93-96.

20. Увайсов С. У., Журавлева Ю., Палий С. П. Повышение качества прогнозирования доходности финансовых инструментов на основе многофакторных моделей // Качество. Инновации. Образование. 2012. № 11. С. 43-49.

21. Увайсов С. У., Кофанов Ю. Н., Сотникова С. Ю. Программный комплекс моделирования физических процессов при автоматизированном проектировании источников вторичного электропитания для сложных бортовых систем // Динамика сложных систем. 2012. № 3. С. 80-84.

22. Увайсов С. У. Текстурованные подложки из сплавов никеля с тугоплавкими металлами (W,Mo,Re) для сверхпроводящих кабелей второго поколения // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. 2012. № 2(22.. С. 126-137)

23. Uvaysov S. U., Ivanov I.. A method of ensuring controllability of electronics based on diagnostic modeling of heterogeneous physical processes // World Applied Sciences Journal. 2013. Vol. 24. P. 196-201.

24. Аминев Д. А., Козырев А. А., Кудрявцев Д. Ю., Увайсов С. У. Алгоритм определения наличия аварийного электрического разряда в сетях электропитания // Датчики и системы. 2013. № 2. С. 4951.

25. Увайсов С. У., Бушмелева К. И., Кривицкая М. Выбор критериев оптимальности при разработке рабочего учебного плана // Качество. Инновации. Образование. 2013. № 1. С. 68-71.

26. Увайсов С. У., Аминев Д. А., Лисицын И. Ю. Защита бортовой спутниковой навигационной системы от кратковременного пропадания электропитания и электромагнитных помех // Технологии электромагнитной совместимости. 2013. № 3(46.. С. 45-49)

27. Увайсов С. У., Кофанов Ю. Н. Методика выявления скрытых дефектов интегральных схем и аппаратуры // Надежность и контроль качества. Ежемесячное приложение к журналу "Стандарты и качество" . 2013. № 11. С. 19-31.

28. Увайсов С. У., Иванов И. А., Гольдберг О. Д., Иванов О. А. Обеспечение качества характеристик источников бесперебойного питания в условиях помех, вызванных нелинейной нагрузкой // Технологии электромагнитной совместимости. 2013. № 3. С. 55-64.

29. Увайсов С. У., Журавлева Ю., Палий С. П. Повышение качества прогнозирования доходности финансовых инструментов на основе фрактального анализа // Качество. Инновации. Образование. 2013.

Т. 97. № 6. С. 61-64.

30. Увайсов С. У., Бушмелева К. И. Система мониторинга газотранспортных объектов // Надежность и качество сложных систем. 2013. № 1. С. 84-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.