Научная статья на тему 'Пресечение экологических преступлении как одно из направлений уголовно-процессуальной деятельности дальневосточных пограничников'

Пресечение экологических преступлении как одно из направлений уголовно-процессуальной деятельности дальневосточных пограничников Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
184
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пресечение экологических преступлении как одно из направлений уголовно-процессуальной деятельности дальневосточных пограничников»

УДК 343.13

Дмитрий Владимирович РЫЛКОВ,

адъюнкт Хабаровского пограничного института ФСБ России, старший лейтенант

ПРЕСЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИИ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ПОГРАНИЧНИКОВ

Н

.а Дальнем Востоке наиболее характерным нарушением природоохранного законодательства во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации является расхищение водных биологических ресурсов. Расхищение осуществляется как иностранными, так и российскими рыбопромысловыми судами с последующим незаконным вывозом за пределы Российской Федерации. Экономический ущерб, который несет Россия ежегодно от такой деятельности, составляет почти 2 млрд. долларов. Экологические преступления причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают биологические основы существования человека. Все это диктует необходимость наращивания усилий пограничных органов ФСБ России по обеспечению экологической безопасности России в Дальневосточном регионе. Расследование экологических преступлений отличается повышенной сложностью и трудоемкостью, что обусловлено рядом объективных факто — ров. Логичен вывод о необходимости со — вершенствования процессуального механизма расследования преступлений, отнесенных законом к подследственно — сти дознавателей пограничных органов.

В соответствии с положениями федеральных законов «О внутренних

морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», «Об исключительной экономичес — кой зоне Российской Федерации», «О континентальном шельфе Российс — кой Федерации», «О Федеральной службе безопасности», «О Государственной границе Российской Федерации» защиту и сохранение морской среды, природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, охрану живых и не живых ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации совместно с другими правоохранительными структурами осуществляют пограничные орга -ны Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее — пограничные органы ФСБ России).

В соответствии с п.3 ч.3 ст.151 УПК РФ в сфере охраны водных биологических ресурсов на подразделения дознания пограничных органов ФСБ России возло -жено проведение дознания по преступлениям, предусмотренным:

- ст.253 УК РФ «Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключи -тельной экономической зоне Российской Федерации» в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами ФСБ России;

— ст.256 УК РФ «Незаконная добыча водных животных и растений» в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами ФСБ России.

Признаки экологических преступлений, указанных выше, пограничные органы ФСБ России обнаруживают, как правило, ранее других правоохранительных структур. Именно это обстоятельство, по мнению автора, и привело пограничные органы ФСБ России в сферу уголовно — процессуального производства.

В настоящее время одним из при — оритетных направлений в деятельности подразделений дознания пограничных органов ФСБ России на Дальнем Востоке является борьба с браконьерством. Анализ правоприменительной практики показывает, что из всего количества уголовных дел, возбуждаемых дальнево — сточными подразделениями дознания пограничных органов ФСБ России, 60 % возбуждаются по признакам преступлений, совершенных в сфере защиты и охраны ВБР.1 Браконьерство по — прежнему является неотъемлемой частью теневого бизнеса российских и иностранных компаний в сфере добычи, транспортировки и переработки водных биологических ресурсов.

Согласно ст.140 УПК РФ основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступле — ния. В связи с этим особый интерес для дознавателей пограничных органов представляет осмотр участка водной поверхности, дна водоема. Стоит согласиться с М.Ю.Болотовым и В.А.Куз — нецовым, которые указывают одной из осо — бенностей производства дознания пограничными органами отсутствие четкой регламентации в УПК РФ такого следственного действия, как осмотр.3 Как правило, при нарушении законодательства Российской Федерации о конти — нентальном шельфе и об исключительной экономической зоне, а в ряде случаев и при незаконной добыче водных животных и растений встает вопрос о проведении

Голоса молодых ¡4 / _ Дискуссионная трибуна ^

осмотра морской поверхности и дна. При осмотре водной поверхности необходи — мо учитывать направление и скорость течения. Координаты района осмотра и обнаруженных при этом предметов определяются путем засечения пеленгов на имеющиеся постоянные ориентиры4 либо с помощью навигационного оборудования (JPS). Такой осмотр места про — исшествия весьма сложен, так как у дознавателя нет профессиональной штурманской подготовки и специальных навыков по использованию спутникового навигационного оборудования. Однако этот вопрос ни в науке уголовного процесса, ни в криминалистике не рассматривается.

В соответствии со ст.144 УПК РФ орган дознания обязан принять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной уголовно—процессуальным законом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Этот срок может быть продлен по ходатайству дознавателя начальником органа дознания до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок и ревизий — увеличен прокурором до 30 суток. Нельзя не отметить, что закрепленный в УПК РФ порядок рассмотрения сообще — ния о преступлении вряд ли можно признать оптимальным. Абсолютно верно, что закон вначале устанавливает общий алгоритм действий дознавателя, органа дознания и следователя в связи с получением сообщения о преступлении (ч .1 ст.144 УПК РФ). Однако затем, вместо напрашивающегося определения порядка принятия сообщения о преступлении, выделяется и отдельно регламен — тируется проверка, причем только сообщения о преступлении, распространенного в средствах массовой инфор — мации (ч.2 ст.144 УПК РФ).

Сообщением о совершенном преступлении могут выступать заявление лица, явка с повинной и рапорт долж — ностного лица. В дальневосточных подразделениях дознания пограничных

органов ФСБ России рапорт должностного лица является основной формой сообщения о совершенном преступлении. Таковыми, как правило, являются рапорт начальника отделения (пограничной заставы), рапорт начальника подразделения пограничного контроля либо рапорт должностных лиц органа дознания. В случае обнаружения подразделением дознания преступления, расследование которого отнесено к компетенции пограничных органов ФСБ России, в порядке ст.146 УПК РФ возбуждается уголовное дело и произво -дится дознание.

Уголовно-процессуальная практика дальневосточных подразделений погра -ничных органов ФСБ России показывает, что сообщения о совершенном преступлении в органы дознания поступают одновременно с осуществляемым производством по делу об административном правонарушении по этому же противоправному факту должностными лицами отделений (пограничных застав) и пропускных пунктов, районными инспекциями и т.д. Представляется, что такое положение дает органу дознания возможность дополнительно приобщить к материалам проверки о совершенном преступлении документы, составленные и в ходе производства по делу об адми -нистративном правонарушении, что, в свою очередь, позволяет определить круг необходимых предстоящих следственных действий по уголовному делу.

Как правило, в ходе доследственных5 мероприятий, проводимых по фактам незаконной добычи водных биологичес -ких ресурсов подразделением дознания пограничных органов ФСБ России, выявляются признаки преступлений, расследование которых в соответствии с уголовно - процессуальным законода -тельством отнесено к компетенции иных органов. Такими смежными составами могут являться деяния, предусмотренные ст.201 УК РФ (например, злоупотребление полномочиями капитанами промысловых судов), ст.171 УК РФ (незаконное предпринимательство), ст.ст.198, 199 УК

РФ (уклонение от налогообложения). В таких случаях сообщения подлежат передаче по подследственности. Сооб -щение (заявление, явка с повинной, рапорт) направляется в соответствующий орган с сопроводительным письмом, в котором излагаются основания такой передачи. При передаче сообщения по подследственности орган дознания принимает меры по сохранению следов преступле -ния, которые возможно процессуально закрепить в рамках проверочных мероприятий (осмотра места происшествия, отбора объяснений, фиксации следов преступления с использованием технических средств, исследования и т.д.). От качества исполнения тех или иных действий в рамках доследственных мероприятий, как правило, зависит, какое решение примет подследственный орган: о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела. К сожалению, УПК РФ не дает ответа на вопрос, продолжается ли течение 3(10, 30)-суточного срока проверки сообщения о преступлении при передаче сообщения по подследственности. При интервьюировании дознавателей

пограничных органов ФСБ России выяснилось, что половина из них начало течения срока исчисляют со дня поступления сообщения в «первоначальный» орган, другие - во «вторичный» орган. Исходя из того, что срок проверки сообщения о преступлении согласно УПК РФ исчисляется со дня принятия сообщения, можно прийти к выводу, что первоначально сообщение поступает в один орган, а после его передачи — в другой, что влечет прерывание течения срока и при -водит к тому, что иногда принятие реше -ния затягивается на срок более 10 (30) суток. Представляется целесообразным закрепление в УПК РФ правила об исчислении срока принятия решения по сообщению о преступлении с момента поступления его в «первоначальный» орган.

К экологическим преступлениям также могут иметь отношение деяния, предусмотренные ч.1 ст.322 УК РФ

(незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации) и ч.1 ст.188 УК РФ (контрабанда), расследова — ние которых отнесено к компетенции пограничных органов.6 Так, незаконная добыча водных биологических может совершаться во внутренних морских водах или территориальном море Российской Федерации экипажем промыслового судна с последующим незаконным пересечением Государст — венной границы Российской Федерации и незаконным перемещением через таможенную границу добытых водных биологических ресурсов.

Практически по всем уголовным делам, находящимся в производстве дальневосточных подразделений дознания пограничных органов ФСБ России, все необходимые следственные действия проводятся, как правило, в первые шесть дней с момента возбуждения уголовного дела (за исключением криминалистичес — ких экспертиз, поручения иным органам дознания на производство следственных действий). После чего, если дознаватель приходит к выводу, что собранные доказательства достаточны для состав — ления обвинительного акта, об этом уведомляются подозреваемый и его защитник. В отличие от ст.217 УПК РФ процедура ознакомления обвиняемого и его защитника с обвинительным актом и материалами уголовного дела в главе о дознании не раскрыта. Но при этом согласно ст.223 УПК РФ на дознание не распространяются правила главы 30, куда входит и ст.217 УПК РФ. Указанное обстоятельство позволяет подозреваемому и его защитнику игнорировать вызовы дознавателя и оттягивать процедуру ознакомления с материалами уголовного дела. Представляется целесообразным законодательно урегулировать данный вопрос по аналогии со ст. 217 УПК РФ. Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальни — ком органа дознания. Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору.7

В соответствии с ч.5 ст.152 УПК РФ подразделения дознания пограничных

Голоса молодых Дискуссионная трибуна

органов ФСБ России проводят неотложные следственные действия по уголовному делу, если при его возбуждении имелись основания полагать, что оно относится к компетенции пограничных органов ФСБ России, однако в дальнейшем было установлено, что дело подследственно иному органу. Например, при выявлении факта незаконного пересечения промысловым судном Государственной границы Российской Федерации и незаконного перемещения им через таможенную границу водных биологических ресурсов подразделение дознания пограничных органов ФСБ России может возбудить уголовное дело по ч.1 ст.188 и ч.1 ст.322 УК РФ. В ходе расследования деяние может быть переквалифициро — вано на ч.3 ст.188 и ч.2 ст.322 УК РФ и передано по подследственности в след — ственный отдел ФСБ России.

Таким образом, значительная роль в борьбе с экологическими преступлениями в целом и в частности на Государственной границе и приграничной территории Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе отводится погра — ничным органам, на подразделения дознания которых возлагаются обязан — ности предупреждения, раскрытия и расследования данных преступлений.

Отмеченные в статье проблемные моменты в значительной степени усложня — ют и затрудняют деятельность подразде — лений дознания пограничных органов по расследованию преступлений. Выше — изложенные обстоятельства позволяют сделать вывод о необходимости совер — шенствования процессуального меха — низма расследования преступлений, отнесенных законом к подследственности дознавателей пограничных органов.

1 Статистические данные ИЦ УВД по Приморскому краю, ИЦ УВД по Хабаровскому краю, ИЦ УВД по Сахалинской области.

3 Болотов, М.Ю. Дознание по делам, отнесенным к подследственности пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации / М.Ю.Болотов. - М., 2004. - С.90.

4 Тайманов, Г.Т. Дознание по делам о наруше — нии Государственной границы СССР / Г.Т.Тайманов, В.И.Зажицкий. - М., 1985. - С.68.

5 Так, например, М.А.Чельцов, Л.Н.Ляхов и С.А.Бажанов проверку сообщения о преступлении называют доследственной. Чельцов, М.А. Советский уголовный процесс / М.А.Чельцов. - М., 1951. - С.218-219; Ляхов, Л.Н. Доследственная проверка материалов при обнаружении трупов с признаками самоубийства / Л.Н.Ляхов // Вопросы борьбы с преступностью на современном этапе. Т.66. -

Владивосток, 1973. - С.95-99; Бажанов, С.А. Оправданна ли так называемая доследственная про -верка? / С.А.Бажанов // Законность. - 1995. - №1. - С.51 - 54.

6 Пункт 3 ч.3 ст.151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

7 Часть 4 ст.225 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

УДК 343.123.1

Денис Александрович САХНО,

адъюнкт Хабаровского пограничного института ФСБ России, лейтенант

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОЗНАНИЯ ПО УПК РФ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАКТИКИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДОЗНАНИЯ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФСБ РОССИИ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ)

Реформирование института дознания сегодня продолжается. Существенно изменились некоторые процедуры, сроки и процессуальный статус участников дознания.

Это ставит перед исследователем задачи изучения вопросов подследственности, эффективности ее распределения между созданными органами дознания и административной практикой пограничных органов ФСБ России, а также формирования научно обоснованного прогноза пути, по которому должен двигаться законодатель.

На сегодняшний день решение задач пограничной безопасности, борьба с преступностью, усиление системы правоохранительных органов являются приоритетными задачами государствен -ной власти в Дальневосточном феде-

ральном округе. Пограничные органы ФСБ России, наряду с прочими, относятся к правоохранительным структурам, основной задачей которых являются защита и охрана Государственной границы.

Вопросы производства дознания по делам, отнесенным к компетенции пограничных органов ФСБ России, освещались А.В.Антошиным, В.И.Земцовым, В.Н.Зажицким, В.В.Сидориным, А.В.Т-ретецким, Г.Т.Таймановым, И.В.Шульгиным, В.И.Петровым, М.Ю.Болотовым.

В настоящее время существуют руководства и методические рекомендации, способствующие решению проблем дознания, но тем не менее данную тему нельзя считать полностью исследованной, так как не все проблемные аспекты процессуальной деятельности органов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.