Научная статья на тему 'Прерафаэлитизм'

Прерафаэлитизм Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1524
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЙ ИСТОРИЗМ / НОВЫЙ КЛАССИЦИЗМ / ЭСТЕТИЗМ / ДИДАКТИЗМ / МОРАЛИЗАТОРСТВО / АКАДЕМИЗМ / СИНТЕЗ ИСКУССТВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цурганова Елена Алексеевна

Статья посвящена направлению прерафаэлитизма в культуре Великобритании (1848–1900), ставшему частью постромантического движения, направленного против академизма в литературе и изобразительном искусстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pre-Raphaelitism

Pre-Raphaelitism is the movement in English literature and painting (1848–1900) that was a part of postromantic trend in culture directing againt academism in literature and art.

Текст научной работы на тему «Прерафаэлитизм»

Е.А. Цурганова

ПРЕРАФАЭЛИТИЗМ Аннотация

Статья посвящена направлению прерафаэлитизма в культуре Великобритании (1848-1900), ставшему частью постромантического движения, направленного против академизма в литературе и изобразительном искусстве.

Ключевые слова: новый историзм, новый классицизм, эстетизм, дидактизм, морализаторство, академизм, синтез искусств.

Tzurganova E.A. Pre-Raphaelitism

Summary. Pre-Raphaelitism is the movement in English literature and painting (1848-1900) that was a part of postromantic trend in culture directing againt academism in literature and art.

Прерафаэлитизм как направление в литературе и живописи возник в период, когда литературно-художественная критика в Англии достигла своего крайнего упадка: великие романтики С.Т. Кольридж, У. Хэзлит, Ч. Лэм умерли еще в 1830-х, Т. Кар-лейль, наиболее влиятельный среди них, увлекся историей и социальными аспектами, Де Куинси и Ли Хант дожили до 1859 г., но представляли лишь слабое подобие своей деятельности в юные годы. Поэтическая теория практически отсутствовала либо была не слишком убедительной популяризацией романтизма периода его расцвета во времена Вордсворта.

Однако тяготение к возрождению английской критики ощущалось и проявляло себя в самых разных направлениях: стремлении к новому историзму, новому классицизму, новому реализму и, наконец, к эстетизму. Все это было художественным выражением

всеохватывающего протеста против викторианской атмосферы дидактизма и морализаторства в литературе и искусстве.

У. Моррис в статье «Английская школа прерафаэлитов» (1891) писал: «Эта группа никому не известных до той поры молодых людей предприняла поистине дерзкую попытку пробиться вперед и буквально вынудила публику признать себя; они подняли настоящий бунт против академического искусства, из лона которого рождались все художественные школы тогдашней Европы... бунт прерафаэлитов следует рассматривать как часть общего протеста против академизма в литературе и искусстве»1.

В 1848 г. молодые художники, ученики Королевской академии, находившиеся под влиянием революционной атмосферы в Англии, где достигло высшей точки чартистское движение, выступили против викторианского общества и его искусства. Уильям Хольман Хант, Данте Габриэль Россетти, Эверет Миллс стремились изменить общее направление культурного развития эпохи. Они отвергали застойные академические принципы в культуре, которые лишали искусство подлинного чувства, истинной правды, красоты.

Академические принципы в искусстве были сформулированы Джошуа Рейнольдсом в ХУШ в. на основе усвоения традиций итальянской живописи XVI в. и в особенности традиций Рафаэля, которые в конце ХУШ в. стали догмой. Рейнольдс призывал «возвыситься над всеми частностями», «над любыми конкретными деталями», «соотносить все изображаемое с общими и неизменными представлениями о природе», «подчиняться правилам искусства, установленным художественной практикой великих мастеров», во избежание частностей, обращаться к библейским и древнегреческим мифам и римской истории.

Прерафаэлиты критически пересмотрели эти позиции. Х. Хант писал, что Рейнольдс выдвинул принципы, которые сковывали талант художника, вынуждали его на повторение образцов прошлых эпох, которые в принципе повторить невозможно. Рейнольдс считал образцом для каждого художника творчество Рафаэля. Высоко ценя творения Рафаэля, прерафаэлиты считали, что после него созданная им красота была превращена его последователями в некий эталон, который препятствовал дальнейшему развитию искусства в сторону правдивого изображения жизни.

После Рафаэля на первый план вышло мастерство, а не мысль, красота и правда. Сам Рафаэль до двадцатипятилетнего возраста рисовал в манере живописи Средних веков и раннего Возрождения, воспроизводил в библейских сюжетах правду жизни того времени. Но, оказавшись в Ватикане, он предпочел красоту правде, что и породило двойственное к нему отношение. Джон Рескин, поддерживавший прерафаэлитов в одной из многих работ, посвященных их деятельности, писал: «Средневековые принципы вели вперед, к Рафаэлю, а современные принципы ведут назад от него»2.

Прерафаэлиты выступали не против Рафаэля, а против его последователей - рафаэлитов, которые профанировали совершенное искусство художника. Поэтому прерафаэлитизм - это не прерафаэлизм.

Ставящие перед собой бунтарские цели в искусстве и культуре, молодые поэты и художники решили создать идейное общество для осуществления своих задач. «Прерафаэлитское братство» (The Pre-Raphaelite Brotherhood) было создано в сентябре 1848 г.; вдохновителем создания «братства» был поэт и художник Данте Габриэль Россетти. В общество вошли семь человек: участвовавшие в чартистской демонстрации 1848 г. художники Х. Хант и Дж.Э. Миллес, брат Д.Г. Россетти литературный и художественный критик Уильям Майкл Россетти, художник Джеймс Коллин-сон, художник и критик Фредерик Джордж Стивенс, скульптор Томас Вулнер. Творческая программа прерафаэлитов была близка поэтессе Кристине Россетти, сестре Д.Г. Россетти. «Прерафаэлитское братство» просуществовало до 1853 г., но прерафаэлитизм продолжал существовать и развиваться в течение полувека. Его эстетические идеи просматриваются в творчестве Ковентри Пэт-мора, Джорджа Мередита, Джерарда Мэнли Хопкинса, Аллинхема и др. Как поэт-прерафаэлит в 1860-е годы выступал известный поэт и крупный литературный критик А. Суинберн.

В творчестве прерафаэлитов отчетливо сказалось характерное для романтиков стремление к синтезу искусств. Первым в ряду прерафаэлитов, безусловно, является Д.Г. Россетти. Он внес в поэзию принцип живописности, а в живопись - образы и сюжеты фольклорных и литературных произведений.

В 1850 г. по предложению Д.Г. Россетти начал издаваться пронизанный идеями взаимодействия живописи и поэзии журнал

«Джерм» («Росток»; The Germ: Thoughts towards Nature in Poetry, Literature and Art). Кредо журнала - приверженность простоте в искусстве. Первый номер журнала появился в январе 1850 г. - четвертый и последний в апреле того же года. Литературное значение журнала оценивалось по преимуществу опубликованными в нем одиннадцатью поэтическими произведениями Россетти и семью лирическими стихами его сестры Кристины.

Достоинство прерафаэлитизма - свободное исполнение замысла, верность правде, богатство воображения, композиционное разнообразие. Стремление к духовности, к возвышенному сочетается у прерафаэлитов с натуралистически точным изображением отдельных фигур и деталей. Дж. Рескин отмечал, что в искусстве прерафаэлитов романтический мир соединяется с научной, натуралистической верностью деталям и фактам.

Творчество прерафаэлитов в целом характеризуется как романтическое, поскольку главным в искусстве они считали воображение, яркую субъективность чувств. В центре их внимания -внутренняя душевная драма человека, творимый смысл бытия, символика сновидений, божественное значение идеальной красоты.

В романтизме прерафаэлитов очевидны, однако, и новые черты, характерные для европейского искусства второй половины XIX в., - сочетание романтической образности с натуралистическим видением мельчайших бытовых штрихов. В отличие от многих предшественников, прерафаэлиты не видели в пейзаже предмета своих творческих интересов. Они использовали пейзаж только как фон. Их интересуют лица, фигуры, современный декор. Они умели открывать возвышенное в повседневных явлениях, искали самовыражение души в скованности и кризисности бытия.

Дж. Рескин, активно поддержавший прерафаэлитов (см. ст. Джон Рескин) и бывший им близок, в 1850-е годы отходит от этого движения. Он надеялся на то, что прерафаэлитизм станет ведущей школой в искусстве Англии, но теперь он видел их ограниченность, состоявшую в том, что прерафаэлиты оставались пассивными в своем отношении к современности, забавлялись своим мастерством и погруженностью в чрезмерную откровенность и несдержанность выражения интимных чувств.

Под современностью Рескин понимал не жизнь в гостиных и обычную повседневность, а невидимое внешнему восприятию ста-

новление человеческих душ, испытавших несчастия, зависимость, несправедливость. Он считал, что существует бесконечное число проблем, о которых надо поведать человеку, и о которых никто, кроме поэта, не может ему рассказать.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант 11-04-00490.

1 Моррис У. Искусство и жизнь. - М., 1973. - С. 388.

2 Яшкгп J. Рге-К.арЬае1Ш8ш. - 1п: Рге-К.арЬае1Ш8ш / Е(1 1 БашЪгооЫ. -1974. - Р. 97 (См. Рескин Дж.).

Chicago,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.