УДК 330.1
ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ К ЗВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТРЕЙДЕРА
В. С. Куликов, О. Н. Сафонова
BARRIERS TO THE RANK OF PROFESSIONAL TRADERS
V. S. Kulikov, O. N. Safonova
Аннотация. Статистически подтверждается информация о том, что около 90 % трейдеров рынка форекс проигрывают, анализируются причины данного положения дел, дается объяснение этому. Анализ проводится с технической и психологической точки зрения.
Ключевые слова: форекс, дилинговый центр, правила управления капиталом.
Abstract. In the article statistically confirm the information that 90 % of traders lose to the forex market, analyzes the reasons for this state of affairs, given the explanation. Analysis is carried out from a technical and psychological point of view.
Key words: forex, dealing-room, Money Management.
С 1997 г. компания «Forex Club» заявила о себе как об одном из наиболее успешных брокеров на рынке форекс. Эта компания одна из первых получила сертификат и стала членом КРОФР (Комиссия по регулированию финансовых рынков), а также неоднократно получала звание «Лучший брокер года». Тысячи клиентов по всему миру сотрудничают с «Forex Club» на всех континентах. США, Бразилия, все европейские страны тесно связаны с «Forex Club» уже более пятнадцати лет. В России и странах СНГ компания «Forex Club» представлена более чем в ста регионах. Вниманию как профессиональных, так и начинающих трейдеров представлены множественные тренинги и курсы по повышению знаний в области финансовых инвестиций, которые помогут повысить квалификацию и расскажут о новых тенденциях на рынке форекс [1].
На сегодняшний момент существует достаточно литературы по рынку форекс, в том числе по психологии участников рынка. Из нее можно почерпнуть информацию о том, что 90 % людей, работающих на маржинальных финансовых рынках, проигрывают свои деньги [2].
Для подтверждения статистической информации использовались опросы в социальных сетях и на официальном сайте компании «Forex Club»[1]. Социальный опрос трейдеров проходил в течение двух недель, а также в расчет были включены результаты уже существующих анкет. Вопрос об успешности торговли дал следующие результаты (рис. 1).
Всего получен 7281 ответ. Пункт «часто проигрываю» набрал всего 4 %. Однако, если принять во внимание «обиженных» трейдеров, ответивших на пункт «лохотрон», проигравших свои депозиты и этим объясняющих свое поражение, получаем 80 %. В сумме 84 %.
7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000
-Ряц1
Рис. 1. Результаты интернет-опроса
Таким образом, информация получила подтверждение. Попробуем разобраться в причинах этого. Для этой цели были исследованы форумы социальных сетей. По результатам исследования опроса 1250 человек были сделаны следующие выводы.
Проигравший трейдер:
- использует интуитивный подход к прогнозированию, не изучая основ технического или фундаментального анализа;
- пренебрегает правилами money management. Это выражается прежде всего в том, что трейдер не использует «стоп лосс», либо делает это неправильно, выставляя слишком короткие стопы. Стоп-ордер на форексе должен быть не ближе, чем 45-50 пипсов от точки входа, так как нельзя абсолютно точно поймать точку разворота тренда. Аналогично со «стопами» не используют и «тейк профит». В результате фиксируется малая прибыль с постоянным входом на рынок, а терпеть убытки такой игрок может и в 90 % от депозита, что в конечном итоге ведет к проигрышу;
- при анализе использует короткие периоды, что влечет опоздание входа на рынок;
- совершает сделки, используя весь депозит. Здесь две причины:
1) желание скорого обогащения;
2) неверная стратегия.
«Многие неудачники думают, что добились бы успеха, если бы располагали большими средствами. Все неудачники были выброшены из игры серией неудач или одной, но чрезвычайно разрушительной сделкой. Часто после того, как любитель закрыл все позиции, являющиеся в данный момент убыточными, рынок поворачивает вспять и двигается в том направлении, на которое он рассчитывал. Неудачник готов избить себя или своего брокера: «Если бы он продержался еще неделю, он мог бы заработать небольшое состояние!».
Неудачники воспринимают смену направлений рынка как подтверждение своих методов. Они зарабатывают, занимают или экономят достаточно
денег для того, чтобы вновь открыть скромный счет. История повторяется: неудачника сметают, затем рынок движется в другом направлении, «доказывая», что тот был прав, но слишком поздно, счет вновь пуст. В этот момент и рождается фантазия: «Если бы у меня был больший счет, я продержался бы немного дольше и выиграл» [3];
- использует программное обеспечение для совершения прогнозов. Продажа такого рода услуг и программ, собственно, является таким же бизнесом, как и продажа, допустим, программ антивируса. Рынок требует принятия решения в ситуациях разного рода, что сравнимо, например, с пилотированием лайнера в экстремальной ситуации. Рынок каждый раз изменяется и переигрывает автоматическую систему. Самые жесткие вчерашние правила плохо работают сегодня и, скорее всего, совсем не будут работать завтра. Компетентный игрок может скорректировать свои методы, если он обнаруживает сигналы тревоги. Автоматическая система не так легко приспосабливается.
Нельзя обойти стороной и статьи такого рода как «Валютный Лохотрон или Правда о Форексе» под авторством Платона Емцова. Среди основных мыслей следует выделить следующие:
- форекс не только в России, но и во всем мире нерегулируемый и не-лицензированный. Это является предпосылкой к обману;
- котировки и спрэды у всех наших «форексников» разные. Как, впрочем, и графики. Зарубежные поставщики данных в курсе всего этого, но уже давно махнули рукой на все махинации, предпочитая получать хоть какие-то деньги по подписке;
- ни на какие международные рынки деньги клиентов не поступают [4].
В этом случае дилинговый центр заинтересован в проигрыше клиента,
т.к. его выигрыш дилинговому центру придется оплачивать из собственного кармана. Дилинговый центр, работающий по такой технологии, называется «кухня». Обычно в первые годы становления компании у нее слишком мало клиентов, чтобы из их позиций собрать стандартный для межбанковского форекса лот (0,5 млн) и вывести совокупную клиентскую позицию на внешнего контрагента. Для «молодых» компаний велик риск того, что один из клиентов выиграет крупную сумму, и у компании не хватит денежных средств, чтобы расплатиться с ним и другими клиентами. Чтобы понизить вероятность такого исхода в деятельности «молодых» дилинговых центров, зачастую наблюдается стремление помочь клиенту проиграть, что отрицательно сказывается на репутации всей отрасли в целом. Так уж пошло, что слово «кухня» стало ругательным в России. В конце 90-х гг. в России было мало дилинговых центров, и у большинства из них было недостаточно клиентов для хеджирования совокупной клиентской позиции на внешнем контрагенте. Поэтому в конце 90-х гг. было в порядке вещей наблюдать некорректное отношение дилингового центра к клиенту: слипадж на закрытии и другие способы нечестной борьбы. Но время не стоит на месте. Компании, созданные в 90-х гг., обросли клиентской массой. Плохое котирование отрицательно сказывается на репутации компании, поэтому крупные компании, как правило, не работают против клиента. Неэтические способы борьбы с клиентом исповедуют лишь маленькие, вновь образовавшиеся дилинговые центры.
Когда количество клиентов превысит несколько тысяч, руководство компании начинает понимать, что:
- прибыль дилингового центра-«кухни» в итоге оказывается примерно равной спрэду, умноженному на количество сделок, которое прямо пропорционально количеству клиентов. Величина клиентской базы, в свою очередь, зависит от репутации дилингового центра;
- хорошая репутация компании и долгосрочная прибыль выгоднее кратковременных выигрышей от работы против клиента, поэтому дилинго-вый центр (даже оставаясь «кухней») переходит в стадию зрелости, т.е. перестает сдвигать котировки, «рисовать стопы» и т.д.;
- сам бизнес стал стоить немало, и у учредителей дилингового центра нет желания терять его в случае случайного выигрыша нескольких клиентов;
- средний размер депозита начал возрастать (положительное влияние хорошей репутации), начали появляться крупные клиенты, которые в основном выигрывают, т.к. размер их депозита позволяет соблюдать правила управления рисками (Money Management), и они, как правило, более профессионально подготовлены в плане трейдинга и т.д.
В результате руководство дилингового центра начинает задумываться о хеджировании клиентских позиций, что означает переход ко второму типу технологии [5].
Подводя итог, следует сказать, что можно сколько угодно говорить о том, что «рынок так устроен», что «на бирже и на внебиржевом рынке заработать невозможно». Однако до тех пор, пока данная информация не доказана, все проблемы нужно искать внутри трейдера, в его тактике и стратегии ведения торгов. Существует целый ряд ошибок, которые допускают все без исключения трейдеры, карьера которых закончилась печально, а зачастую так и не успев начаться.
Список литературы
1. URL: http://forum.fxclub.org
2. Оберлехнер, Т. Психология рынка Forex / Томас Оберлехнер. - URL: http://royallib.ru/book/oberlehner_tomas/psihologiya_rinka_Forex.html
3. Элдер, А. Как играть и выигрывать на бирже: Психология. Технический анализ. Контроль над капиталом / А. Элдер. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. - 472 с.
4. Валютный Лохотрон, или Правда о Форексе. - URL: http://www.finam.ru/analysis/newsitem1020B/default.asp
5. Форекс - миф или реальность. - URL.: http://earninguide.biz/forex-myphs2.php
Куликов Валерий Сергеевич студент,
Пензенский государственный университет E-mail:[email protected]
Kulikov Valery Sergeevich student,
Penza State University
Сафонова Олеся Николаевна
кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономической теории и мировой экономики, Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Safonova Olesya Nikolaevna candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of economic theory and world economy, Penza State University
УДК 330.1 Куликов, В. С.
Препятствия на пути к званию профессионального трейдера/ В. С. Куликов, О. Н. Сафонова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 2 (6). - С. 47-51.