Научная статья на тему 'Препятствие на пути модернизации «Архаичного» российского общества'

Препятствие на пути модернизации «Архаичного» российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
780
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / АРХАИЧНОЕ ОБЩЕСТВО / СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Антипьев Анатолий Григорьевич

Раскрыты основные препятствия на пути модернизации современного российского общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Препятствие на пути модернизации «Архаичного» российского общества»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2010

Философия. Психология. Социология

Выпуск 3 (3)

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.324

ПРЕПЯТСТВИЕ НА ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ «АРХАИЧНОГО» РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

А.Г. Антипьев

Пермский государственный университет, 614990, Пермь, Букирева, 15 e-mail: agantip@bk.ru

Раскрыты основные препятствия на пути модернизации современного российского общества. Ключевые слова: общество; архаичное общество; системный кризис; модернизация; социокультура

Разразившийся мировой финансовоэкономический кризис ярко обнажил пороки развития современной человеческой цивилизации, показал ущербность большинства ныне существующих моделей социально-экономического развития.

Вместе с тем кризис обусловил критическое и более объективное переосмысление федеральной властью нынешнего положения российского общества, так как за последние два десятилетия успешно не решена ни одна заявленная государством реформа.

Необходимо констатировать, что все заявленные реформы находятся в процессе непрерывной «доработки» или полной «переработки», в результате чего наше государство отстает по многим социально-экономическим показателям не только от развитых, но и развивающихся стран. Так, Россию по ВВП на душу населения уже опережают не только промышленно развитые страны, но и многие развивающие-

ся, такие как Чили, Малайзия, Бразилия, Мексика [21.С.62]. По результатам исследования Всероссийского центра уровня жизни две трети россиян стоят на пороге физиологического выживания [7.С.5].

Думается, что такое положение страны дало основание президенту РФ Д.Медведеву в Послании Федеральному собранию РФ (но-ябрь,2009 г.) впервые достаточно объективно и критично определить наше общество как «архаичное» [8.С.2], т.е. отсталое.

Какие же признаки присущи архаичному российскому обществу?

Анализируя Послание Президента, к их числу можно отнести следующие:

• стремительно устаревает и морально, и физически все, что было создано в советский период;

• примитивная сырьевая направленность экономии, ее хронологическая отсталость;

© Антипьев А.Г., 2010

• общество сумбурных действий, продиктованных ностальгией и предрассудками;

• низкий уровень политической культуры населения, правовой нигилизм;

• высокий уровень коррупции, закрытость власти;

• несовершенная политическая система;

• неразвитость ценностей и институтов демократии;

• в «архаичном» обществе « вожди думают и решают за всех».

Наряду с перечисленными признаками следует отметить: неразвитость рыночных отношений, отсутствие реальной конкуренции, несбалансированность рынка труда и неэффективная система управления ими, низкое качество образования, в том числе высшего.

При наличии таких признаков не удивительно, что наша страна по многим социальноэкономическим показателям является одной из отсталых стран мира.

В статье «Россия вперед!» Президент РФ Д.Медведев признал, что «мировой, экономический кризис показал: дела наши обстоят не самым лучшим образом. Двадцать лет бурных преобразований так и не избавили нашу страну от унизительной сырьевой зависимости» [16]. И как следствие — падение производства, высокий уровень безработицы, низкое качество жизни и т.д.

Относительно такой вполне реальной угрозы в российском обществе развернулись бурные дискуссии по поводу модернизации: высказываются и оптимистические, и пессимистические мнения. Некоторые утверждают, что к осуществлению модернизации и инновации нужно приступить после того, как завершится финансовый кризис, стабилизируется экономика.

По нашему мнению, модернизация и инновация в России дадут возможность ей выжить и развиваться. На этом пути необходимо решить ряд сложнейших теоретических и практических вопросов, среди них: на какой фазе социально-экономического развития находится страна; что означает модернизация для нашего общества и каковы ее социальные последствия; какие средства и методы позволят преодолеть барьеры, препятствующие модернизации; какие социальные группы населения могут стать своеобразным ее «мотором»; какую роль в этом призвано сыграть государство; какие институты общества способны провести эффективную модернизацию; какова роль в этой модернизации гражданского общества.

Инновационная экономика способна создать новые факторы экономического и социального роста в России.

Ответить на эти и другие подобные вопросы не просто. Поскольку долгие годы ни властные структуры, ни ученые ими не занимались (если ученые и изучали эту проблему, то власть практически игнорировала ее в своей работе).

Кризис, по словам главы государства, показал, что если не осуществить модернизацию экономики, не изменить «самих себя», то новый кризис «просто похоронит» нас [14. С.1]. Это значит, что если наша страна не догонит мировых лидеров научно-технического развития, то не сможет сохранить свою государственность и территорию. В условиях демографического кризиса — это вполне реальный вызов России.

Второй вызов нашей стране связан с возрастанием влияния на мировой арене США и Китая, которые в борьбе за свое экономическое превосходство будут использовать единственный рычаг, по словам известного экономиста Е. Ясина, — наращивание инноваций [11.С.4].Для

вывода страны на путь модернизации необходимо, прежде всего, разработать научно обоснованную модель социально-экономического и научно-технического развития, основанную на инновациях.

Е.Примаков, президент Торгово-промышленной палаты РФ, справедливо утверждает, что «наше положение сегодня во многом продиктовано ошибочной политикой... Сегодня, когда цены на сырье высокие и спрос на него снова поднимается, мы можем вернуться к ситуации, когда страна стремилась стать мощной энергетической сверхдержавой и на этом крепить свое благосостояние. В итоге Россия сможет проспать послекризисный мир, в котором другие государства стремятся уже попасть в шестой технологический уклад, в то время когда наша промышленность находится еще на четвертом» [19.С.7].

Одним из препятствий модернизации экономики и общества в целом является наличие противоречия между призывом федеральной власти к модернизации и непонимание ее роли со стороны бизнеса и общества.

Модернизация требует значительных инвестиций. По подсчетам министра Минэкономразвития Э.Набиуллиной, для перевода российской экономики на инновационный путь развития инвестиции по отношению к ВВП должны будут вырасти до 30 % [12.С.3]. Реально в России такие инвестиции есть, но чаще всего они направляются за ее пределы. Так, за последние десять лет среднегодовая утечка капитала составила 47,9 млрд долл. За последние пять лет данный показатель составил 77,3 млрд долл. в год [15.С.122].

Отсутствует четкая система расходования финансовых ресурсов. Так, премьер-министр В.В.Путин в своем отчете перед Госдумой РФ о работе правительства отметил, что часто фи-

нансовые ресурсы тратятся без всякой связи с общей логикой преобразований, а иногда - и прямо вопреки этой логики [22.С.3].Известно, что по итогам 2009 г. доля неэффективно используемых федеральных средств тратились с меньшей эффективностью, чем в 2008 г. И это в условиях финансового кризиса!

Приведем высказывание Президента РФ Д.А.Медведева, который в своем Послании Федеральному собранию констатировал: « Как видим, объемы выделяемых для всего Северного Кавказа средств значительные. Однако эффективность их расходования оставляет желать много лучшего. Более того, часть средств почти открыто разворовывается чиновниками (подчеркнуто автором. — А.А.) [18.С.2].

В качестве значительного тупика в модернизации экономики общества является теневой сектор экономики, составляющий по различным оценкам от 20 до 80 % ВВП [8.С.4]. Его наличие приводит к ряду макро, - микроэкономических и социальных проблем.

Приведенные факты свидетельствуют о слабости государства как законотворца, отсутствии контроля за экономической деятельностью, дисгармонии между формальными и неформальными нормами. В этом, по нашему мнению, одна из главных причин высокого уровня коррупции в стране.

Понятно, что модернизация невозможна при высоком уровне коррупции, пассивности бизнеса и гражданского общества. Пассивность бизнеса к модернизации объясняется целым рядом причин, в том числе отсутствием мощных стимулов со стороны государства и не только финансовых. Причина пассивного отношения к модернизации общества, различных его социальных групп — это отсутствие или слабое развитие гражданского общества. Мировой опыт свидетельствует о необходимости участия об-

щества в контроле за реализацией значимых крупномасштабных для всех проектов. Таким проектом, безусловно, является модернизация.

Модернизация не может быть сведена только к технике, технологиям и экономике, хотя это чрезвычайно важно. Она касается общества в целом, качества и образа жизни людей, стиля их мышления и поведения, включенности граждан в модернизационные процессы.

В стране практически отсутствует обратная связь государства с обществом. Прав известный экономист, член правления института современного развития Е.Гонтмахер в том, что «обратную связь» «.нельзя сводить только к телевизионному общению «сверху вниз», а надо выстраивать как равноправный, неиминатаци-онный, поэтому часто неприятный диалог власти с самыми разнообразными партнерами» [5.С.4].

В. Дымарский дает еще более жесткую оценку связи власти с обществом. Он пишет: « На корню пересекается общественная активность. Опыт успешных модернизаций в других странах показывает, что для того чтобы общество откликалось на сигналы, исходящие от власти, она, власть, должна быть производной от общества, а не институтом, который обслуживает сам себя» [10.С.3]. Об опасности отката от демократических принципов предостерегает власть и экс-президент СССР М.Горбачев. Он пишет, что «усиливается впечатление, что власть боится гражданского общества, хочет все контролировать. Но ведь мы уже там были! Снова туда же? Думаю, назад никто не хочет, в том числе и руководство страны. Неудовлетворенность нынешней ситуацией в последнее время нарастает» [6.С.3]. Горбачев в своей статье обращает внимание на то, что президент РФ Д.Медведев осознает наличие этой проблемы для модернизации и выступает за ее решение.

И, как известно, ряд шагов в этом направлении власть уже предпринимает. Демократизация общества — это позитивное направление деятельности власти в сторону модернизации. В свое время еще известный экономист-организатор перевода послевоенной экономики Германии на мирный путь развития Л.Эрхард выдвинул идею о том, что любые реформы обречены на провал, если население не знает о их сути и не участвует в них.

Модернизация во многом зависит от состояния демократии и человеческого потенциала. Яркой его характеристикой человеческого ресурса служит социальная структура общества. Она является своеобразным зеркалом, отражающим не только общее состояние социума, но и его основные проблемы и противоречия. Совершенно не случайно проблемы социальной структуры являются предметом исследования не только социологии, но и многих других социально-экономических и гуманитарных наук.

В социуме возникают все более подвижные, многообразные социальные группы и слои, все в большей степени перекрещивающиеся, взаимодействующие. Одновременно идет исчезновение старых и появление новых социальных групп и слоев. Основное влияние на этот процесс в нашей стране оказывают социальноэкономические и политические трансформации. К сожалению, в меньшей степени его определяет научно-технический прогресс. Ярким отражением этого процесса является показатель наукоемкости продукции. Так, в 2007 г. на долю США на мировом рынке наукоемкой продукции приходилось 39 %, Японии- 30 %, России - только 0,3 % [4.С.37].

Производственные мощности чрезмерно изношены. В целом средний возраст оборудования в российской промышленности превы-

шает 18 лет, что почти в 2 раза превышает нормальный срок его эксплуатации [20.С.16].

Руководство большинства компаний недооценивает потенциальное применение высоких технологий и делает ставку на рост продаж, а не на улучшение качества продукции и производительности труда, несмотря на конкуренцию, которая возникает после вступления страны во Всемирную торговую организацию и Организацию экономического сотрудничества и развития.

В целом в промышленности используют устаревшие технологии, не способные конкурировать на мировом рынке. Заимствование же новых и новейших технологий развитых стран наталкивается на множество препятствий: экономических и политических.

Западные страны, при всей своей дружелюбности по отношению к России, тем не менее во многих случаях категорически выступают против передачи нам новых технологий. К примеру, попытка России договориться с Францией об условиях покупки у нее вертоле-тоносца «Мистраль». Россия рассчитывала приобрести четыре таких корабля - один в готовом виде, а три построить по французской лицензии на своих верфях, однако Франция не пошла на такой шаг. В то же время наша страна, сближая позиции с Францией по иранскому ядерному вопросу, решила отказаться от поставок Ирану своих ракетно-зенитных комплексов С-300. Как заявил по этому поводу премьер министр В.Путин, Россия заплатит за это решение слишком большую цену, так как иранцы назначат штрафы за расторжение контракта [17.С.11].

Особо следует подчеркнуть, что никакая модернизация невозможна без квалифицированных специалистов, талантливых ученых, ка-

чественного образования и постоянного профессионального обучения.

В настоящее время в стране сложилась профессионально-квалифицированная структура рынка рабочей силы, маловосприимчивая к изменившимся отношениям в сфере производства [1.С.56-66]. Более половины работающих по-прежнему заняты на производстве в основном простым неквалифицированным трудом или традиционным трудом средней сложности. Как следствие, возникают проблемы с трудоустройством этих людей, оказавшихся в силу обстоятельств безработными.

Обнаруживается низкая степень удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников профессиональных учебных заведений. Как отмечают некоторые руководители регионов, стандартам ожидания предпринимателей не соответствуют 90 % молодых специалистов [24.С.18].

Так, министр образования и науки РФ А.Фурсенко считает, что из трех тысяч вузов две тысячи нужно закрыть, поскольку они не дают реального высшего образования.

Кадровая политика на большинстве предприятий слабо связана с рыночными реформами. Основная часть работодателей и работников не заинтересована в повышении профессиональной квалификации кадров и росте производительности труда. Исследователи констатируют, что большинство новых рабочих мест, созданных в течение последних пяти лет, отмеченных экономическим оживлением, являются «периферийными» с точки зрения качества, уровня оплаты, социальной защиты. Иными словами, рынок генерирует рабочие места, которые приносят работнику низкую «отдачу», недостаточную для удовлетворения потребностей его самого и семьи [3.С.6]. Развитие различных секторов экономики идей стихийно. Об

этом свидетельствует, в частности, тот факт, что наиболее высокий рост заработной платы наблюдается отнюдь не в тех отраслях, которые признаны приоритетными. Следует признать, что до сих пор федеральные власти уделяют внимание к сырьевым отраслям, а не инновационным производствам, которые, при соответствующей поддержке власти, способны осуществить прорыв нашего общества на качественно новый уровень.

Следует обратить внимание еще на один немаловажный факт: в период нынешнего кризиса, когда уровень безработицы, по данным МОТ, в нашей стране достиг 10 %, в официальных выступлениях руководства страны озвучена цифра 1 млн рабочих мест, созданных за период кризиса дополнительно, но не уточняется, какие это рабочие места, а это принципиально важно знать.

Нынешняя социальная структура российского общества не соответствует задачам, направленным на инновационное развитие экономики и социальной сферы. В стране чрезмерно «раздут» управленческий аппарат (государственных чиновников у нас больше, чем в советское время). В 2008 г. государственных и муниципальных чиновников насчитывалось 2.060.234 чел. [2.С.6]. Всякие разумные пределы превысило число административного аппарата милиции. «Ни одна даже самая развитая страна в мире не может позволить себе содержать такую армию полицейских», — считает начальник штаба регионального ГУВД генерал-майор А.Первухин. «РУВД превратилось в «монстров», где на одного работающего с населением приходится с десяток начальников» [21.С.62]. Не случайно сейчас в этой структуре намечена серьезная реформа, но какой она даст эффект, судить пока рано.

Рассмотрим еще один значимый барьер модернизации. Хорошо известно, какую роль в развитии современного общества отводил социокультуре российско-американский социолог П.А.Сорокин, обосновавший ее значимость в понимании общества как единства культуры и социальности, образуемого деятельностью человека. Данная концепция созвучна также утверждению М.Вебера о том, что «экономический человек» — это слишком узкое понятие (на это обращают внимание многие современные отечественные и зарубежные ученые и политики).

Финансовый кризис отчетливо выявил значимость социокультуры в модернизации общества. Как отмечалось ранее, ни одна из проводимых в стране правительственных реформ не завершена и не дала ожидаемых результатов вследствие ее недоучета. Это объясняется тем, что меры по реформированию основных сфер общества, его структур и институтов зачастую осуществляются порознь, без учета необходимости их гармоничного взаимодействия друг с другом, не просчитываются социальные последствия большинства принимаемых решений. Нередко властные структуры, зная о наличии реальных проблем, не пытаются самостоятельно их решить. Многие федеральные институты, стремясь снять с себя какую-либо ответственность за возникновение той или иной проблемы, только лишь предупреждают руководство страны о ее существовании. В результате чего в нашей стране укоренился метод так называемого «ручного» управления.

Современное общество требует иной культуры, иного типа управления, иного отношения бизнеса и государства к человеку. В цивилизационном обществе бизнес — это прежде всего не прибыль, а забота о человеке, его развитии. У нас, как образно выразился в одном из своих

интервью премьер-министр В.В.Путин, бизнес «жадничает». Однако нужно признать, что и государство «жадничает», оно экономит на здоровье человека, на развитии образования, физической культуры, культуры вообще. В ходе реформ игнорируется фундаментальное положение о том, что самый перспективный объект для инвестиций — человек. Без учета этого препятствия модернизация невозможна.

В чем причины недооценки властью всех уровней России социокультурного фактора?

Насколько нам известно, в научной литературе нет системного, комплексного анализа этих причин. Нет и глубокого анализа истинных причин нашей прогрессирующей отсталости практически во всех сферах общества и отраслях хозяйства. И автор данной статьи не претендует на такой анализ.

Выделим некоторые причины недооценки в обществе и государстве социокультурного фактора.

Условно все причины можно объединить в две группы. Первая группа причин обусловлены традициями, которые исторически сформировались в нашем обществе и сегодня оказывают на него как позитивное, так и негативное влияние. Вторая группа возникла уже в ходе проводимых реформ в течение последних двадцати лет.

Социокультура, система ценностей, — это то, что делает человека личностью. Современный опыт показал, что либеральная система ценностей — это симптом глубокого кризиса нынешней цивилизации, отчуждения личности. Одним из главных препятствий (тупиков) на пути преодоления отчуждения личности от общества, от микросреды является ориентация ее на потребление. А.Н.Леонтьев в этой связи справедливо писал: «.Личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие не-

обходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ « [13.С.25].

Подводя итог, необходимо отметить, что модернизацию экономики и российского общества в целом невозможно рассматривать без учета всестороннего развития личности, высокой социальной ответственности государства и бизнеса.

Необходимо уделить внимание изучению вопросов организационного, правового и психологического порядка, что позволит оказать не меньшее влияние на модернизацию экономики и общества, нежели экономические и социальные.

Так, формирование нового типа экономики, как считают ряд специалистов, потребует коренного изменения не только всего законодательства России [23.С.1], но и психологии мышления государственных чиновников и бизнес-структур.

Итак, необходимы комплексное изучение препятствий на пути к модернизации и поиск эффективных путей, методов и технологий их преодоления.

Список литературы

1. Антипьев А.Г. Современное российское общество и его социальная структура// Вест. Перм. ун-та. Сер. 1. Философия. Психология. Социология. 2010.Вып.1.

2. Белуза А. Плодите и размножайте чиновников // Известия. 2009. 7 окт.

3. Бобков В. Реальные масштабы бедности в России значительно больше, чем принято считать // Человек и труд. 2007. № 5.

4. Говорова Н.В. Занятость в постиндустриальном мире //МЭ и МО. 2007. № 12.

5. Гонтмахер Е. Без косметики// Рос. газ. 2009.24 марта.

6. Горбачев М. Перестройка, 25 лет спустя// Рос. газ. 2010. 12 марта.

7. ГрицюкМ. Бедных стало меньше// Рос. газ.2010.28 апр.

8. Дробишевская Т.А., Погребинская В.А. Функции теневой экономики на этапе смены институциональной структуры// Вестн. Моск.ун-та. Сер. 6. Экономика. 2009. № 5.

9. Дубичева К.Милиция борется с «монстрами» //Рос. газ.2009. 8 окт.

10. Дымарский В. Свобода и несвобода. Что рента-бельнее?//Рос.газ. 2010.18 февр.

11. Зыкова Т. Инновации без драйва//Рос. газ. 2010.11 февр.

12. Кукол Е. Иностранцев позвали в Сколково// Рос. газ. 2010. 19 апр.

13. ЛеонтьевА.Н. Деятельнось, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.

14. Летухина К. С думой дебит и кредит//Рос. газ. 2009. 22 окт.

15. Кравченко П.П. Системные риски российской экономики// Менеджмент России и за рубежом. 2009. № 4.

16. Медведев Д.А. Россия вперед! // Рос. газ. 2009. 11 сент.

17. Модернизация: пути и средства//Рос. газ. 2009.27 ноября.

18. Послание Президента РФ Д.Медведева Федеральному собранию РФ //Рос. газ. 2009.13 ноября.

19. Российская Федерация сегодня. 2010. № 6.

20. Рязанов В. Антикризисная политика в России: Стратегические приоритеты и текущие зада-чи//Экономист. 2009. № 12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Семеко Г.В. Мировая экономическая динамика и экономика России в начале XXI

в.//Экономичексие социальные проблемы России. М.,2009.№ 1.

22. Сидибе П. Вдумчиво// Рос. газ. 2010. 21 апр.

23. Шкель Т. С думой о Сколково// Рос.газ. 2010. 2 июля.

24. Шувалова Л.Кадры//Рос. газ. 2008.26 дек.

THE OBSTACLE ON THE WAY OF MODERNIZATION OF «ARCHAIC» RUSSIAN SOCIETY

A. G. Antipyev

Perm State University, 614990, Perm, Bukirev st., 15

The article elucidates the main obstacles on the way of modernization of modern Russian society. Key words society, archaistic society, systemic crisis, modernization, socioculture

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.