Научная статья на тему 'Преподавательская корпорация духовной семинарии (по материалам публицистики конца XIX В. )'

Преподавательская корпорация духовной семинарии (по материалам публицистики конца XIX В. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / ИСТОРИЯ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL CORPORATION / ACADEMIC STAFF / THEOLOGICAL SEMINARY / HISTORY OF THEOLOGICAL SEMINARY / PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горячева Анна Аркадьевна

Статья отражает проблемы преподавательского корпуса духовной семинарии России XIX в. Что явилось причиной разобщенности в профессорской среде: недостаточная профессионально-педагогическая подготовка, низкая оплата труда, отсутствие авторитета в обществе или же партийная принадлежность части педагогов? Эти вопросы были предметом постоянной полемики в ряде церковных журналов. Распутать клубок вопросов, реформировав духовную школу с ее преподавательским составом, своевременно так и не удалось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Issues Concerning Russian Seminary Professors Corporation (On the Basis of Late Nineteenth-Century Discussions in Press)

The article deals with problems of nineteenth-century Russian seminary professors corps. Insufficient professional and pedagogical training, low wages, lack of respect in society at large, party allegiance of some professors all this contributed to disconnection among seminary professors. These issues were subject of continuing polemics in a number of church journals. Unravelling of this tangle of problems by timely reformation of theological schools with its faculty was never achieved.

Текст научной работы на тему «Преподавательская корпорация духовной семинарии (по материалам публицистики конца XIX В. )»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2011. Вып. 3 (22). С. 105-117

Преподавательская корпорация

ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ (по материалам публицистики КОНЦА XIX В.)1

А. А. Горячева

Статья отражает проблемы преподавательского корпуса духовной семинарии России

XIX в. Что явилось причиной разобщенности в профессорской среде: недостаточная профессионально-педагогическая подготовка, низкая оплата труда, отсутствие авторитета в обществе или же партийная принадлежность части педагогов? Эти вопросы были предметом постоянной полемики в ряде церковных журналов. Распутать клубок вопросов, реформировав духовную школу с ее преподавательским составом, своевременно так и не удалось.

Сегодня много говорят и пишут о школьном менеджменте, об условиях успешности работы школьного коллектива. Корпорация, на наш взгляд, более удачный термин, чем коллектив, в отношении к педагогическому составу учебного заведения. С XII в. — столетия университетов в европейскую культуру вошло представление об университетской корпорации, включавшей в Средние века как преподавателей, так и студентов. Одно из словарных значений слова «корпорация» в переводе с латыни — «общество, союз, группа лиц, объединяемая общностью профессиональных или сословных интересов»2. «Педагогическая корпорация» — именно так называли авторы публикаций конца XIX — начала XX в. учительский корпус духовной семинарии.

У истоков требований к облику русского духовного учителя стоит, как известно, «Духовный регламент» Феофана Прокоповича, где о преподавателе сказано: «Должен убо богословский учитель не по чужим сказкам, а по своему ведению учить», т. е. он должен руководствоваться положениями православного вероучения, а не иноземными латинскими «сказками». И добавлено, на сегодняшний взгляд, в довольно карикатурном виде, об учительском этикете: чтобы учитель на кафедре «не шатался вельми, будто в судне веслом гребет», «руками не сплескивал, в бока не упирался, не подскакивал, не смеялся, да и не рыдал»3. В XVIII в. учителя за послабление учащимся подвергались, как и их воспитан-

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Проект 09-06-00346а.

2 Словарь иностранных слов. М., 1989. С. 261.

3 Белявский Ф. Н. О реформе духовной школы. Ч. 1. СПб., 1907. С. 7.

ники, экзекуции, а наипаче — за «пьянство или зверство». Последнее не удивительно, поскольку в составе учителей оказывались подчас лица совершенно случайные, ищущие средств к пропитанию. Поэтому не так уж сильно сгущает краски Ф. Н. Белявский, когда в исследовании «О реформе духовной школы» говорит, что педагогический персонал того времени — это «удивительная смесь разных проходимцев со скромными бурсаками, не нашедшими себе более обеспеченной службы»4. Преподавателями оказывались пономари, певчие, польские шляхтичи и прочие случайные люди. С другой стороны, имел место насильственный постриг в монашество с целью принуждения к преподаванию из-за дефицита учительских кадров, поставленных в нищенские условия.

Знаменитые инструкции митр. Московского Платона (Левшина) (1737—1812) рекомендовали педагогам вести между собой не только «серьезные» разговоры, но и общаться по интересам, поощряли познавательные знакомства с авторитетными светскими людьми. Пример, как известно, подавал сам Платон, прогуливаясь со своими «платониками» по роще, отдыхая душой в общении с близкими по духу людьми. Поддерживали практику неформального общения другие ректоры — епископы Дамаскин Нижегородский, Мефодий Тульский, Симон (Лагов), ведя воскресные беседы с учителями за чашкой чая.

В 1808 г. были приняты «Расширенные правила для духовных семинарий», которыми функции руководства, воспитания и обучения были четко разграничены. Преподаватель, т. е. наставник, имел задачу обучать.

В Уставе семинарий 1808—1814 гг. был задан высокий уровень требований к духовному педагогу: «Лучший наставник есть не тот, кто блистательно сам говорит и изъясняет, но тот, кто заставляет учащихся размышлять и изъяснять. Посему все методы учения должны быть основаны на собственных упражнениях юношества»5. Отсюда задача учителя — способствовать развитию ума. «Диктование», как называли тогда однообразно-лекционную форму обучения, в семинарии запрещалось ввиду незрелого возраста воспитанников. От преподавателя, таким образом, дух первого устава требовал творческого подхода к организации учебного процесса.

В дальнейшем в семинариях утвердилась практика испытаний кандидатов на должность преподавателя. От претендента требовалось провести две показательные лекции (первая — на свое усмотрение, вторая — согласно выбору Правления духовной школы).

Нагрузка преподавателя семинарии имела самое причудливое механическое сочетание предметов, например, он мог вести физику, латынь и патрологию. Предоставлялась возможность проявить себя в разных сферах, прежде чем руководство закрепит за молодым педагогом определенный предмет. Так, учитель Литовской семинарии Н. Горбачевский в разное время преподавал в ней историю, греческий и еврейский языки, а также гомилетику, занимаясь еще по собственному почину краеведческими изысканиями. Там же магистр Прокопий (Доброхотов), будущий епископ Псковский и Порховский, вел в разные годы библейскую, церковную, общую и русскую историю, обрядословие, канониче-

4 Белявский Ф. Н. Указ. соч. С. 14.

5 Там же. С. 45.

ское право и греческий язык, являясь еще и библиотекарем семинарии. Удивительный талант соединения разных знаний и методик преподавания должны были иметь эти люди, не получившие вовсе никакой специально-педагогической подготовки. Некоторые из преподавателей совмещали уроки с работой в светских учебных заведениях.

Устав вводил в состав корпорации, кроме преподавателей-предметников, еще и лиц, непосредственно отвечающих за «воспитательную часть» и занимающихся, по терминологии того времени, «надзором» за повиновением подростков начальству. Надзиратель должен был наблюдать за каждым шагом ученика в классе и вне класса, невидимо сопровождать его даже вне школы.

В том же 1808 г. оформлены были и новые штаты семинарий, причем если на содержание Академии выделено 56 тыс. рублей в год, то на содержание семинарии — всего 13—17 тыс., в зависимости от статуса, или разряда, учебного заведения. Третьеразрядная семинария получала не более 13 тыс. руб. в год. Из данного бюджета на содержание преподавателя приходилось 500—600 рублей в год.

Хозяйственно-финансовое состояние семинарий позволяло предоставить учителям самые скромные условия проживания. Педагогам дозволялось жить в семинарии, но зданий не хватало, и семинарии редко имели учительские покои, чаще начальство для учителей снимало дом, либо это были квартиры, разделенные перегородками, а то и попросту ширмами.

В 1828 г. было утверждено Положение о пенсиях для учителей духовных семинарий. Прослужившим свыше 15 лет начислялась сумма в размере трети оклада, прослужившим 25 лет — пенсия размером в оклад6, а через 10 лет, по новым штатам, оклады учителей были практически удвоены. Но и теперь они оставались ничтожно малыми и нерегулярными. Только в 1840 г. Святейший Синод издал распоряжение о ежемесячной выдаче жалованья.

Период протасовских реформ внес разительные новшества в жизнь духовнопедагогической корпорации. В ней появились учителя геодезии, сельского хозяйства и медицины. При семинариях появились огороды и фермы, ученики упражнялись в оспопрививании в местных больницах, вели метеорологические наблюдения. Новшества резко снизили качество знаний по традиционным богословским и филологическим дисциплинам, что с горечью констатировали учителя, занятые проверкой сочинений на младших курсах. В семинариях письменная нагрузка была весьма серьезной (до шести письменных работ в треть), и сельскохозяйственные нововведения делали преподавательские труды по контролю качества сочинений будущих богословов весьма скорбными.

Устав 1867 г. отменил большую часть искусственных довесков к программе, принятых в 1840—1850-х гг. в ряде учебных заведений.

Ревизии 1873—1875 гг. (по результатам на местах введения Устава 1867 г.) единодушно отмечают улучшение преподавательского состава, констатируют повышение уровня преподавания. Важным событием в жизни педагогического штата духовных школ была отмена соединения разнородных учебных предметов.

6 История Рязанской духовной семинарии (1724—1840) / Сост. Д. Агнцев. Рязань, 1889. С. 311-324.

Но с середины 1870-х гг. начинается оживление общественно-педагогического движения, связанное с общей либерализацией настроений интеллигенции, вылившееся в т. н. «народничество». Общий демократический настрой в русском образовании не обошел стороной семинарии, в учительскую среду проникли нигилизм и идея самоуправления, появилось недовольство консервативностью руководства. В связи с этим в 1876 г. на ректоров семинарий была возложена обязанность регулярно доносить архиерею о всякого рода неблагополучии у преподавателей — по любому подозрению. Проверялись списки чтения в библиотечных читательских формулярах. Доносы на учителей, вмененные в обязанность ректора, не могли дать хороший пример воспитателям; педагоги зачастую были возмущены отсутствием такта у руководства. Корпорация раскололась.

В Устав 1884 г. было введено даже положение о необходимости для учителей подавать пример благочестия студентам. Один из циркуляров вменяет в обязанность преподавателям непопустительное присутствие в церкви во время богослужений, дабы показывать добрый пример юношеству. Начиналось время упадка духовно-нравственного состояния духовных школ, известное по литературным свидетельствам как «разгул бурсы».

Бесконечные тщательные ревизии выявили, помимо падения дисциплины, крайне слабые представления учащихся о связи вещей во многих семинариях. Объяснение резкого снижения качества знаний семинаристов виделось сторонниками школьных нововведений в формализме преподавания. Отныне слово «формальный» стало обязательным эпитетом к характеру учебного процесса в духовной школе. Произошло странное смешение терминов из-за подмены содержания понятий: «формальный» как антоним «материальному» (реальному) подходу в обучении был заменен «формальным» (консервативным) как антиподом творческому началу в образовании. Под формальным отныне стали мыслить сухой, на механической зубрежке основанный тип учебы, и в критических статьях советского времени педагогика «старой школы» называется неизменно формальной и схоластической. Понятно, что тип педагога, соответствующий данной фантастической модели духовной школы, — ленивый, невежественный педант, склонный к жестокости и своей тупой муштрой способный отбить охоту к учебе у любого школьника. Нельзя не признать, что самокритика педагогической корпорации семинарии немало способствовала формированию в общественном сознании печального мифа о всепоглощающем мертвящем формализме; образом преподавателя-консерватора стал знаменитый чеховский «человек в футляре».

Между тем корпорация должна была напряженно трудиться, донося до зараженной вольнолюбивыми идеями молодежи знания по комплексу филологических, общеобразовательных, философских, богословских, педагогических и миссионерских дисциплин.

Ниже проведено расписание учебных предметов в духовных семинариях по Приложению к уставу 1884 г.7 Сетка часов включала 21 учебный предмет (см. табл. ниже).

7 Мраморнов А. И. Духовная семинария в России начала XX века. Саратов, 2007. С. 222-223.

Таблица

Наименование предметов Число уроков в классах Итого уроков в семинарии

I II III IV V VI

Священное Писание 4 2 4 3 3 3 19

Библейская история 2 2

Русская словесность с историей литературы 4 4 3 11

Греческий язык 4 4 2 2 1 1 14

Латинский язык 4 4 2 2 1 1 14

Математика 3 3 3 9

Физика 3 3

История всеобщая и Русская 3 3 3 9

Логика 2 2

Психология 2 2

Начальные основания и краткая история философии 3 3

Церковная история, история Российской Церкви и обличение раскола 2 3 3 4 12

Литургика 1 2 3

Гомилетика 2 1 4

Основное богословие 1 2 3

Догматическое богословие 3 3 6

Сравнительное богословие 1 1

Нравственное богословие 2 2

Практическое руководство для пастырей 2 2 4

Дидактика 1 1 2

Церковное пение 1 1 1 1 1 1 6

Итого уроков в неделю 23 23 22 23 20 20

В расписание не введены, кроме того, немецкий, английский, французский и еврейский языки, а также иконописание, гимнастика и изучение местных особенностей раскола и сект. Устав полагал изучение этих предметов «вне классного времени». Но при этом изучением еврейского языка (с 1808 по 1840 г. и с 1867 до 1884 г. — по два урока в неделю) обязаны были заниматься все студенты богословского класса.

Отсутствие стандартных учебников и методических руководств по большинству предметов делало преподавание весьма трудоемким как в плане подготовки к занятиям, так и в отношении требований к домашнему чтению воспитанников. Многие преподаватели сами становились авторами программ и учебных пособий. Руководство духовных школ считало преподавателей вполне способными к написанию собственных пособий; требования, которые предъявлял Учебный

комитет к работе над учебниками, состояли главным образом в определении общей стратегии написания.

Педагогический застой, вызвавший безграмотность массы семинаристов, реально объяснялся полной изоляцией предметов в учебном процессе из-за отсутствия элементарного человеческого взаимодействия между преподавателями.

Более того, интриги, вражда и партийность разъединяют теперь жизнь педагогической корпорации. Антагонизм между семинарским Правлением и отдельными учителями, по выражению Ф. Н. Белявского, «принимает низкие формы»8.

Кроме того, с 1885 г. возобновилось преобладание монашествующих (до 80 %) во главе духовных семинарий. После назначения новый ректор получал сан архимандрита, основная же часть преподавательского корпуса состояла из светских служащих. Значительная часть общественности высказывала недовольство именно монашеством духовно-учебного начальства. По выражению современников, к концу века все более обострялись трения «между клобуком, рясой и фраком»9. Большинство ректоров были в XIX в. довольно молодыми (30—40 лет), средний срок их служения во главе одной семинарии составлял от 2 до 5 лет, потом ректора переводили, обычно с повышением, в другое место, что, конечно, не могло способствовать слаженности работы педагогической корпорации и нередко приводило к конфликтам.

Хотя материальное положение учителя духовной школы улучшилось к концу XIX в., тем не менее не во всех семинариях учителя обеспечивались квартирой, иногда Правление лишь оплачивало отопление. Правда, наконец был введен преподавательский мундир, о чем свидетельствует сарказм одного инспектора семинарии на страницах «Церковного вестника»: костюм педагогов — «единственная крупная реформа в духовно-учебном ведомстве за последние 20 лет»10.

Публицистика конца XIX в. отразила именно описанное выше неблагополучное состояние педагогической корпорации семинарий, где шел, по выражению современников, «разгул бурсы». Обратимся к педагогической проблематике в истории семинарий, отраженной в обзорах церковных журналов того времени, чтобы взглянуть на ситуацию глазами ее свидетелей. Такого рода обширные обзоры регулярно появлялись на страницах «Христианского чтения» (СПбДАиС), «Трудов Киевской духовной семинарии и академии», «Церковного вестника» и других печатных изданий.

Соглашаясь с мнением, что личных недостатков преподавателям семинарии, как и любой школы, избежать невозможно, авторы статей усматривают некоторые важные негативные тенденции в жизни преподавательской корпорации. Замечания непосредственно об учебно-воспитательском корпусе духовных школ немногочисленны даже в педагогических статьях; и, к сожалению, иногда это взгляд не преподавателя, а человека внешнего по отношению к корпорации. По-

8 Белявский Н. Ф. Указ. соч. С. 165.

9 Конюченко А. И. Православное духовенство России во второй половине XIX — начале

XX века: Дис. ... д-ра ист. наук. Челябинск, 2006. С. 343.

10 [Инспектор семинарии]. Два слова о духовных семинариях // Церковный вестник. 1905. № 18. С. 552-553.

пытаемся собрать воедино немногочисленные свидетельства и увидеть портрет духовного педагога конца XIX в. критическим оком его современника.

Постоянный автор обзоров по вопросам педагогики духовной школы в «Христианском чтении» С. П. Шумов в № 5-6 за 1896 г. напоминает читателю о публикации в «Педагогическом сборнике» статьи некоего г-на Иванова «Мысли о существенных вопросах школьного воспитания», в которой автор сетует на недооценку знания педагогики руководителями образования и самими педагогами. Важнейшей проблемой школы он видит отсутствие профессиональной квалификации у преподавателя, полагающегося на традицию и в силу своего неведения попросту копирующего своего учителя. Начинающий педагог в большинстве случаев сразу начинает опираться на власть и дисциплинарные требования, ибо так поступали с ним. Забываясь, он «возводит себя на пьедестал воспитательной непогрешимости»11 — т. е. начинает вводить условия уважения к себе, непререкаемого послушания, искренности от детей — и совершает тем самым фундаментальную педагогическую ошибку. Авторитет, доверие и уважение детей не могут быть определены званием учителя, их надобно заслужить, и на это может потребоваться немалое время.

Автор приводит два психологических типа неуспешных педагогов. Первые — рутинеры, люди равнодушные и слабовольные. Они не лишены высоких стремлений, но неспособны на усилие, а потому склонны мириться с недостатками. Они иногда искренне любят детей, могут снискать даже их взаимную любовь, но никогда — уважение. Эти учителя, осознавая свою профнепригодность, не имеют силы характера для упорной работы над собой. Теоретическая подготовка мало им поможет — им надо сменить профессию, однако и это усилие ими не предпринимается.

Второй тип более распространен. Не имея склонности к самоанализу, этот учитель уверен в непогрешимости. Такие педагоги не упускают случая внушать и наказывать. Иванов довольно едко отзывается об их самоуверенности: «Решительно ничего не зная о воспитании, они, понятно, уверены, что знают все, и потому вполне довольны собою и не нуждаются ни в советах, ни в указаниях. Они никогда не раскроют ни одной педагогической книги. Для них нет сомнений, нет вопросов»12. Именно об этом втором разряде педагогов идет речь, когда имеют в виду обязательность предварительной подготовки будущего учителя к общению с детьми на специальных педагогических курсах.

Переходя к разговору о педагогах семинарии, Шумов констатирует здесь те же описанные выше черты учительского поведения и те же проблемы, но делает более глубокие выводы. Выпускники духовных академий обладают, безусловно, в отличие от светских педагогов, надежным знанием общетеоретических основ. Но при встрече с жизнью они не всегда могут верно сориентироваться. Для новичка жизненно необходим обмен опытом. Поэтому так важны живое предание, школа, взаимное уважение и традиция корпоративной солидарности педагогов. Если феномен школы наставничества в педагогике семинарии существует —

11 Шумов С. П. Школа и жизнь // Христианское чтение. 1896. № 5-6. С. 726.

12 Там же.

из начинающего учителя, по его мнению, получится успешный педагог и без всяких педагогических курсов.

И тем более никакие курсы не помогут там, где дело преподавания отделено непреодолимой стеной от воспитательной деятельности. В семинарии «корпорация не объединена одинаковыми педагогическими стремлениями», а воспитание «нарочито обособляется от обучения», и, более того, учителя-предметники, не имея общей объединяющей цели и углубленные каждый в свой предмет, лишены почему-то нормального межличностного общения, и «каждый педагог бредет по своему пути, не интересуясь другим и не желая его посвящать в свою работу»13. Кроме того, что нет единодушия и дружелюбия в преподавательской среде, в практике семинарии традиционно разнятся воспитательная и учебная задачи: члены инспекции преследуют свои цели (надзора за поведением), учителя — свои (качество знаний). Преподаватель заботится, чтобы знали его предмет. Инспектор — чтобы дети были благочестивы. Общая одухотворяющая идея воспитания как первой и главной цели школ для духовного юношества, к сожалению, в конце века жила уже только на пожелтевших страницах устава. Обозреватель подчеркивает, что результат воспитания зависит напрямую от школьного педагогического предания, и главные усилия следует направлять на создание теплой атмосферы в школе. Этим будет обеспечена половина воспитательного успеха.

Современником-обозревателем сделаны следующие выводы:

1) В воспитании должен деятельно участвовать весь педагогический персонал духовных школ.

2) Для обмена опытом важна корпоративная солидарность — для этого надо устраивать регулярные деловые встречи педагогов (не реже раза в месяц).

3) Желательны общие съезды представителей всех духовно-учебных заведений.

Итак, причину воспитательной неуспешности учебного заведения критик видит в отсутствии педагогического предания, солидарности и единодушия в среде педагогической корпорации.

Вторая его статья, опубликованная спустя три года, посвящена материальной стороне учительского существования, о чем прямо свидетельствует название: «О влиянии житейских условий на деятельность учебно-педагогического персонала»14. Тем не менее Шумов пишет здесь не о низком жалованье учителя как причине всех бед: под житейскими условиями изображены обстоятельства социализации молодого специалиста (потенциального выпускника академии) в условиях провинциального города.

Автор вновь рисует два противоположных типа молодых педагогов, прибывших в уездное учебное заведение. Первый из них — вертопрах, и учитель он лишь по формальной принадлежности к этому социальному слою. Он быстро адаптируется к местным нравам и скоро становится завсегдатаем веселых посиделок и примитивных развлечений. Второй — человек долга. Он не сливается с массой обывателей, наоборот, посвящает свободные часы воспитанию питомцев,

13 Шумов С. П. Школа и жизнь. С. 730.

14 Шумов С. П. О влиянии житейских условий на деятельность учебно-педагогического персонала // Христианское Чтение. 1899. № 12. С. 1107-1120.

недосыпает, изучая новинки педагогической литературы, и в своей кабинетной жизни мало думает о местном обществе. Не имея времени на развлечения, он не знаком с привычками провинции, — и скоро возникает отчужденность, недоверие, его поступков не понимают, его труд не ценят, ученики его не слышат. Такой путь, основанный на сознании долга, довольно тяжел и педагогически непродуктивен, т. к. связан с дезадаптацией. Итак, молодому учителю надо избежать этих крайностей.

Суть вопроса, по мнению С. П. Шумова, в том, что позитивный характер социализации молодого учителя более всего связан с внутренней атмосферой школы, ее духом, ее педагогической традицией. Школа представляет собой модель соответствующего общества. Первые два печальных примера с учителями, характерные для российской провинциальной жизни, распространены потому, что нет реального коллектива единомышленников, в котором бы сложились гармоничные отношения вновь прибывшего с коллегами по школе. Через коллектив формировалось бы правильное положение неопытного педагога по отношению к ученическому контингенту и родителям детей.

Далее в статье следует жесткая критика школьной действительности. Нельзя не привести колоритных строк. «Что такое — наша школа? — пишет Шумов. — Несомненно — школа страха, школа — канцелярия, где то священно, что старо; школа скорее буквы убивающей, чем духа животворящего». Выход из состояния ужаса как для ученика, так и для педагога и для надзирателя — «быть формально исправными». Учитель такой школы страха после 10—15 лет работы становится стариком и инвалидом, говорит Шумов, но «несет свою ношу до срока пенсии (25 лет стажа), хотя он и сознает уже вполне бесцельность и бесполезность свей работы для учреждения, в котором он служит».

Особо неприглядно выглядят официальные мероприятия, требующие как раз деловитой собранности и ответственности участников. По сведениям журнала, между руководством и педагогическим составом в духовной школе преобладает формально-авторитарный, мертвящий стиль отношений. «Собрания происходят так же, как в любой канцелярии. Начальник заведения садится с бумагой и карандашом на председательское место, называет фамилии учеников неуспешных и предмет, по которому они не успели, и отмечает мнение учителя о малоуспешном словами: “туп, малоподготовлен, неспособен, слаб”... Остальные учителя сидят и слушают. Тишина стоит образцовая. Утомляются таким “делом” все до последней степени»15.

Автор возмущен очевидной и нескрываемой бездушностью педагогического мира, его безразличием к судьбе воспитанников. Откуда такое равнодушие? Безусловно, причина традиции в привычке педагогов к некритичному копированию своих учителей, которые когда-то так же безучастно решали их собственную судьбу.

Итак, степень социализации начинающего педагога непосредственно связана с характером атмосферы в педагогической корпорации его alma mater.

15 Шумов С. П. О влиянии житейских условий на деятельность учебно-педагогического персонала. С. 1119.

Третья статья Шумова, опубликованная на этот раз в «Богословском вестнике», вновь возвращает читателя к теме специальной педагогической подготовки выпускника духовной семинарии и академии, она называется «Нужны ли высшее образование и педагогическая подготовка преподавателям духовно-учебных заведений?»16.

Автор приводит аргументы в пользу высшего образования, подчеркивая его научный характер. Академическое, т. е. научное, образование дает, бесспорно, важные «умственные преимущества»: широкое и разностороннее знание, позволяет освоить методологию, сообщает способность к анализу и обобщению. Но педагог духовной школы должен иметь, кроме богословского образования, и высшую педагогическую подготовку, считает автор. «Необходимо стремиться, — пишет Шумов, — к созданию таких порядков, чтобы каждый семинарист, чувствующий расположение к педагогическому делу, предварительно получал высшее образование»17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средство повышения квалификации тех, кто не попал вовремя на скамью слушателя богословских курсов, т. е. способ привлечения учителей к «умственной трапезе», по выражению автора, — лекции-обзоры педагогической литературы.

Время написания последней статьи — уже 1907 г., время работы Предсобор-ной комиссии. Но проблемы духовных школ решены еще не были и справедливо не снимались с повестки дня. С. Шумов, не называя инстанций, говорит о тех, «кто стоит над педагогами» и, не понимая важности педагогической науки в духовной школе, сухо отказывает всем требованиям перемен.

В последней статье поставлен вопрос, оставшийся без ответа: почему духовно-учебное начальство с сомнением смотрит на педагогическую подготовку выпускников академий? Между тем ответ лежит на поверхности: собственная апелляция автора статей к научности строится на сциентизме Спенсера. Неудивительно, что педагоги духовных школ неодобрительно относились к новоявленной «педагогической патологии» и прочих науках о ребенке, построенных на позитивистском фундаменте.

В заключение приведем горестные размышления о судьбах духовного образования П. М. Красина, воспитанника и преподавателя Киевских духовных школ, опубликованные в «Трудах Киевской духовной академии»18 в 1906 г. Мысли киевлянина красочно повторяют круг проблем, очерченных обозревателем «Христианского чтения». Болея душой о скорбном состоянии alma mater, Красин говорит, в частности, о воспитательном деле в семинариях. Именно в семинариях на первом месте воспитание, настаивает автор, так как средняя духовная школа представляет собой средоточие культуры русского духовного сословия. Пожар, охвативший в начале XX в. здание духовных школ, вызвал к жизни экстренные меры по их реанимации. Но неправо руководство, когда вызывает в Петербург для совета авторитетных архиереев и священников, а не преподавателей и воспи-

16 Шумов С. П. Нужны ли высшее образование и педагогическая подготовка преподавателям духовно-учебных заведений? // Богословский вестник. 1907. Т. 3. № 12. С. 755-769.

17 Там же. С. 762.

18 Красин П. М. Воспитание в Киевской духовной семинарии. Цит. по: Мраморнов А. И. Указ. соч. С. 276-309.

тателей семинарий. Автор считает, что обсуждать проблемы семинарии должен съезд ее компетентных представителей. Принадлежа к числу последних, Красин утверждает, что имеющиеся личные недостатки преподавателей не делают погоды: они неизбежны всегда. Большинство учителей и воспитателей трудятся не за страх, а за совесть, отдавая педагогическому поприщу все силы. Отчего же процветает специфическая семинарская грубость, цинизм, некультурность? Причина, по твердому убеждению автора, в традиционном порочном разделении задач обучения и воспитания в семинарии. В соответствии с буквой еще первого (1808) Устава, преподаватель сосредоточен на своем предмете, а инспектор и помощники — на надзоре за поведением воспитанников. Получается, что воспитывать в семинарии некому. «Большинство преподавателей, — пишет П. М. Красин, — очень ревниво отгораживает себя от сферы воспитательской (по казенной терминологии — инспекционной) деятельности, в трудные минуты редко оказывает сочувствие и нравственную поддержку инспекции, а очень часто обвиняет ее во всех семинарских нестроениях»19. Вывод автора таков: необходимо вместо теперешней инспекции с ее полицейскими функциями ввести институт классных наставников, т. е. подлинных воспитателей, как это уже было сделано в гимназиях. Далее автор долго перечисляет инспекторские и помощнические обязанности, чтобы подвести неутешительный итог о невозможности соответствия самого ответственного инспектора идеалу, нарисованному семинарским уставом, даже вполовину. «Самые “талантливые” из них, одаренные феноменальным зрением и слухом, крепкими ногами и нервами, способные с молниеносной быстротою “накрывать”, “ловить”, “гонять” и т. п. — и те при всем усердии своем, не смогут никогда сделаться вездесущими, всезнающими, свободными от всех физических потребностей (сна, отдыха) — что собственно требуется от инспекции»20.

Итак, по материалам публикаций в периодике рубежа XIX—XX вв. мы можем сделать заключение о влиянии на профессиональное становление педагогического корпуса духовных семинарий следующих факторов:

государственной политика в образовании, формирующая запрос на уровень профессиональной квалификации любого педагога, традиционно для Синодального периода подтверждает приоритет обучения над воспитанием; она сообщает отношению к учителю бюрократический характер (учитель рассматривается более как специалист, а не как личность);

двойственная позиция Святейшего Синода в отношении средней духовной школы — это проведение государственной линии при заявленной формуле «Православие — самодержавие — народность»; но в то же время благодаря Святейшему Синоду развивается противоположный государственному, т. е. церковный, взгляд на учителя как на подвижника, труд которого имеет духовную основу;

раскол методологических основ мировоззрения, связанный с ростом атеизма: утверждается расхождение во взглядах на природу человека (с одной стороны, православная традиция и, с другой, светская педагогическая антропология);

19 Красин П. М. Указ. соч. С. 294.

20 Там же. С. 296.

развитие психолого-педагогической теории (появление учебных предметов: педагогика, дидактика) как базы научной, теоретической подготовки учителя, в том числе духовного педагога.

Два противоборствующих направления мысли здесь очевидны: это сциентизм светской культуры и антисциентизм русской религиозной традиции. Вера в науку, в возможность исчерпывающего знания о человеке и управления его становлением посредством овладения определенным спектром дисциплин противостоит традиционному для Православия представлению о непостижимости личности как Образа Божия в человеке, об уникальности внутреннего мира каждого ребенка, о присутствии иррационального компонента в педагогическом процессе. Не случайно русский религиозный мыслитель Н. А. Бердяев, говоря о Просвещении истинном, образно сравнивал науку со свечой, которая освещает лишь верхнюю площадку лестницы, на которую поставлена, и не способна заменить свет, который льется с вершины.

В русской духовной школе, разумеется, западный прагматический стиль мышления ассоциировался с протестантизмом, что объясняло упорное сопротивление новаторской педагогике со стороны и высшего начальства, и руководства учебными заведениями.

Историки образования констатируют, что в России в 80-е гг. XIX в. учительство распалось на две группы — светское и церковное. «Представители этих двух групп коренным образом отличались друг от друга не только по своему положению в обществе, но и по своим общественным задачам и взглядам на свою деятельность», — отмечает современный исследователь А. В. Уткин21. Аналогично этому двойственное положение имела к концу века педагогическая корпорация духовных семинарий. Солидарности в деле воспитания не могло быть, так как не было соборного единства в педагогической корпорации.

Сопоставляя школьную ситуацию рубежа XIX—XX вв. с сегодняшним состоянием педагогической корпорации семинарии, вряд ли можно с уверенностью сказать о достижении желаемого идеала воспитательного единства. Благодаря урокам истории очевидно, что повышение квалификации педагога должно состоять в духовном возрастании учительского состава школ. Куда вести, к чему направлять ученика — вот первое и главное положение во всяком образовании. Религиозное состояние учителя есть самая важная составляющая его профессионализма, иначе, как пишет К. П. Победоносцев об учителе, «как утвердит он в душе ученика понятие о добре и зле?» Слушатель же педагогических курсов, получая лишь поверхностные знания о методике и набор терминов, зачастую попадает под влияние лектора, цель которого — приобрести партийных сторонников. И публицисты нередко, радея о благе, уводят читателя в сторону от решения вопроса. «Больно и стыдно за печать, претендующую руководить общественным мнением», ибо результат вмешательства в образование людей посторонних — «постыдное падение» уровня преподавания. Обер-прокурор Синода имел в виду, правда, корпорацию профессоров университета, указывая, что угасла ее живая нравственная связь с юношеством. Но ведь в любом случае «задачу воспитания

21 Уткин А. В. Генезис миссии учителя в истории отечественного образования XVIII — начала XX вв.: Монография. Нижний Тагил, 2010. С. 205.

нельзя ни поставить, ни разрешить, если руководящий ум не видит перед собою тот идеал, к которому должно стремиться образование»22.

Ключевые слова: педагогическая корпорация, профессорско-преподавательский состав, духовная семинария, история духовной школы, педагогическое образование.

Some Issues Concerning Russian Seminary Professors Corporation (On the Basis of Late Nineteenth-Century Discussions

in Press)

Anna A. Goryacheva

The article deals with problems of nineteenth-century Russian seminary professors corps. Insufficient professional and pedagogical training, low wages, lack of respect in society at large, party allegiance of some professors - all this contributed to disconnection among seminary professors. These issues were subject of continuing polemics in a number of church journals. Unravelling of this tangle of problems by timely reformation of theological schools with its faculty was never achieved.

Keywords: pedagogical corporation, academic staff, theological seminary, history of theological seminary, pedagogical education.

22 Победоносцев К. П. Об университетском преподавании // Тайный правитель России. М., 2001. С. 411-413.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.