Научная статья на тему 'Преподаватели отделения тувинских национальных инструментов Кызылского колледжа искусств: история и современность'

Преподаватели отделения тувинских национальных инструментов Кызылского колледжа искусств: история и современность Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
268
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ / ОТДЕЛЕНИЕ ТУВИНСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ТУВИНСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ИГИЛ / БЫЗААНЧЫ / ЧАДАГАН / ЧАНЗЫ / ДОШПУЛУУР / COLLEGE OF ARTS / TUVAN NATIONAL INSTRUMENTS DEPARTMENT / TEACHERS / TUVAN MUSICAL INSTRUMENTS / IGIL / BYZAANCHI / CHADAGAN / CHANZA / DOSHPULUR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дулуш Аяна Викторовна

В публикации рассматривается роль двух поколений преподавателей отделения тувинских национальных музыкальных инструментов Кызылского колледжа искусств Республики Тыва. Рассказывается о людях, стоявших у истоков создания данного отделения и внёсших огромный вклад в его становление и развитие. Обосновываются причины перехода в процессе обучения игре на музыкальных инструментах с модернизированных инструментов на традиционные, намузыкальные циональные инструменты тувинцев. Статья снабжена приложением, содержащим список публикаций преподавателей Кызылского колледжа искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHERS OF THE DEPARTMENT OF THE TUVIN NATIONAL MUSICAL INSTRUMENTS OF THE KYZYL COLLEGE OF ARTS: HISTORY AND MODERNITY

The article considers the role of two generations of teachers of the Tuvan National Musical Instruments Department of the Kyzyl College of Arts of the Republic of Tuva. It tells about people who were at the origins of this department creation and made a huge contribution to its formation and development. The author substantiates reasons for the transition from modernized instruments to traditional, musical instruments of the Tuvans in the process of learning to play musical instruments. The article contains a list of publications of the teachers of the Kyzyl College of Arts.

Текст научной работы на тему «Преподаватели отделения тувинских национальных инструментов Кызылского колледжа искусств: история и современность»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 377.1:681.81(571.52-25)

ПРЕПОДАВАТЕЛИ ОТДЕЛЕНИЯ ТУВИНСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ КЫЗЫЛСКОГО КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Дулуш Аяна Викторовна,

Заслуженный работник культуры Республики Тыва, заместитель директора по учебной работе Республиканская основная общеобразовательная музыкально-художественная школа-интернат им. Р. Д. Кенденбиля

(г. Кызыл, Республика Тыва)

В публикации рассматривается роль двух поколений преподавателей отделения тувинских национальных музыкальных инструментов Кызылского колледжа искусств Республики Тыва. Рассказывается о людях, стоявших у истоков создания данного отделения и внёсших огромный вклад в его становление и развитие. Обосновываются причины перехода в процессе обучения игре на музыкальных инструментах с модернизированных инструментов на традиционные, намузыкальные циональные инструменты тувинцев. Статья снабжена приложением, содержащим список публикаций преподавателей Кызылского колледжа искусств.

Ключевые слова: колледж искусств, отделение тувинских национальных инструментов, преподаватели, тувинские музыкальные инструменты, игил, бызаанчы, чадаган, чанзы, дошпулуур.

TEACHERS OF THE DEPARTMENT OF THE TUVIN NATIONAL MUSICAL INSTRUMENTS OF THE KYZYL COLLEGE OF ARTS: HISTORY AND MODERNITY

Dulush Ayana Viktorovna,

Honored Worker of Culture of the Republic of Tyva, Deputy Director for Academic Affairs Republican comprehensive music and art boarding school named after R. D. Kendenbil (Kyzyl, the Republic of Tuva)

The article considers the role of two generations of teachers of the Tuvan National Musical Instruments Department of the Kyzyl College of Arts of the Republic of Tuva. It tells about people who were at the origins of this department creation and made a huge contribution to its formation and development. The author substantiates reasons for the transition from modernized instruments to traditional, musical instruments of the Tuvans in the process of learning to play musical instruments. The article contains a list ofpublications of the teachers of the Kyzyl College of Arts.

Key words: college of Arts, Tuvan national instruments department, teachers, Tuvan musical instruments, igil, by-zaanchi, chadagan, chanza, doshpulur.

Данная статья посвящена двум поколениям преподавателей отделения тувинских национальных музыкальных инструментов Кызылского колледжа искусств Республики Тыва и их роли в становлении и развитии этого учреждения среднего профессионального образования. Соответственно целью публикации стало определение роли первых преподавателей, стоявших у истоков создания названного отделения и внёсших огромный вклад в его становление и развитие, а также роли тех, кто сегодня продолжает дело своих учителей и наставников.

История отделения тувинских национальных инструментов Кызылского колледжа искусств начинается с 1991 года [1], когда благодаря усилиям и энтузиазму пропагандиста национальной музыки Татьяны Туматовны Балдан в Кызылском училище искусств открылось новое отделение - тувинских национальных инструментов. Это был довольно рискованный шаг, так как одноимённой специальности, связанной с игрой на национальных инструкментах, в те годы просто не существовало. Время показало, что не только оправдан-

ным был риск Т. Т. Балдан, но и сказалась её прозорливость: сегодня в стандартах третьего поколения в рамках специальности «Инструментальное исполнительство» исполнительство на национальных инструментах народов России выделено в отдельный вид.

Первый набор студентов на национальное отделение был в августе 1991 года. Студенты стали обучаться по таким классам тувинских инструментов, как игил, бызаанчы, чадаган. Кроме перечисленных, в тувинский инструментарий струнно-смычковых и струнно-ударных инструментов ещё входят струнно-щипковые - чанзы и дошпулуур. Набор обучающихся был произведён на те классы инструментов, игрой на которых владели первые преподаватели открывшегося отделения.

Заведующим отделения была назначена Татьяна Туматовна Балдан (1951-1998 гг.). Подробнее о деятельности Т. Т. Балдан см. в следующих источниках: [2; 3; 4]. Ей пришлось проделать огромную работу по созданию всей учебной документации и учебного репертуара для солистов, ансамблей и оркестра.

Заветной мечтой Т. Т. Балдан было создание государственного большого тувинского национального оркестра, который можно было поставить в один ряд с народным, духовым, симфоническим оркестрами. К сожалению, мечте Т. Т. Балдан при её жизни не суждено было свершиться: лишь спустя 12 лет после её ухода из жизни, в 2003 году, постановлением от 5 мая № 71 Коллегии Министерства культуры и по делам национальностей Республики Тыва и распоряжением Министерства культуры и по делам национальностей Республики Тыва от 12 мая 2003 года № 191 был создан Тувинский национальный оркестр. Названные акты по созданию национального оркестра республики в полной мере оправдали ожидания и чаяния ценителей традиционного музыкального искусства, они активизировали творческие силы республики в области национальной музыки, а также послужили делу

дальнейшей консолидации этих сил по претворению различных творческих идей и начинаний.

Татьяна Туматовна Балдан была человеком дела: она не просто мечтала, она упорно шла к своей цели и сделала всё, чтобы её желание сбылось.

В 1986 году Татьяна Туматовна, услышав, что на базе профессионально-технического училища № 4 организована экспериментально-музыкальная лаборатория по модернизации тувинских инструментов под руководством бурятского мастера Балдана Чимитовича Гом-боева, решает переехать из с. Кунгуртуга в г. Кызыл. Началась интенсивная работа по возрождению и усовершенствованию тувинских народных инструментов путём эксперимента. Результатом этой напряжённой и самоотверженной работы стало создание самодеятельного национального оркестра. Задачи, стоящие перед лабораторией, Татьяна Тума-товна и Балдан Чимитович сформулировали следующим образом:

- создание модернизированных тувинских народных инструментов;

- открытие в Кызылском училище искусств отделения тувинских национальных инструментов;

- организация большого национального оркестра.

С 1988 года тувинский оркестр ГПТУ-4 стал выступать за пределами Кызыла и республики. 18 марта 1989 года оркестр участвовал в III Всесоюзном фестивале народного творчества в г. Абакане, на котором исполнительское мастерство оркестра было отмечено дипломом I степени. Самым высоким достижением оркестра явилось участие во Всероссийском конкурсе народного творчества в г. Горьком в 1990 году, в котором принимали участие более 20 оркестров из разных городов. Оркестр Татьяны Балдан получил заслуженное звание лауреата II степени. Активная концерт-но-просветительская деятельность и педагоги-

ческая работа Т. Т. Балдан с оркестром при ГПТУ-4 послужили открытию отделения тувинских национальных инструментов в Кы-зылском училище искусств.

С 1989 года Татьяна Туматовна совмещает работу в ГПТУ-4 с педагогической деятельностью в Кызылском училище искусств, где преподаёт класс чадагана у двух студенток народного отделения - Сайлыкмаа Хомушку (Он-дар) и Рады Хертек (Шомбул). Впоследствии они стали преподавать на отделении национальных инструментов по классу чадагана. Добавим, что эти студентки в 1991 году сдавали два государственных экзамена по классу домры и чадагана, что послужило для получения ими дополнительной квалификации «Руководитель самодеятельного оркестра народных и национальных инструментов, преподаватель по классу домры и чадагана».

Преследуя основную цель своей жизни -создание большого национального оркестра, Татьяна Туматовна вела в эти годы работу по изучению и сохранению традиционных инструментов. С 1992 года в учебный план колледжа введены факультативные часы по горловому пению «хоомей» и изучению фольклорных инструментов. Для преподавания этих предметов были приглашены истинные знатоки народного искусства - Народный хоомейжи Республики Тыва Хунаштаар-оол Сурун-ооловна Ооржак, Владимир Успунович Мон-гуш и композитор Саая Мынмырович Бюрбээ [3]. По настоянию Т. Т. Балдан для выпускников колледжа искусств была введена дополнительная квалификация «Преподаватель хо-омея». В 1992 году создан фольклорный ансамбль «Чангы-Хая», которому суждено будет стать колыбелью всех последующих фольклорных групп республики. К ним относятся известные в Туве, России и за рубежом профессиональные коллективы «Тыва», «Чиргил-чин», «Тыва кызы», «Алаш».

В 1995 году заканчивают колледж первые студенты национального отделения, а Татьяна

Туматовна уже думает о продолжении их профессионального образования и добивается открытия в Кызыле Тувинского филиала Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств по специальности «Народное художественное творчество». Заметим, что Тувинский филиал ВСГАКИ (ВСГИК) в разные годы окончили руководители ведущих учреждений культуры нашей республики, среди них главный дирижёр Тувинского национального оркестра Аяна Монгуш, директор Тувинской государственной филармонии им. В. М. Халилова Игорь Дулуш, основатель духового оркестра Правительства Республики Тыва Тимур Дулуш и многие др. С 1996 по 2002 годы под руководством А. Михайлова, профессора ВСГАКИ, заочно получают высшее образование артисты филармонии, преподаватели ДШИ Республики Тыва и выпускники колледжа искусств, среди которых была Аяна Монгуш, впоследствии ставшая главным дирижёром Тувинского национального оркестра.

В декабре 2001 года состоялся концерт, по-свящённый 50-летию Т. Т. Балдан, который собрал всех её учеников. Большую роль в реализации этого концерта сыграли Чодураа Ту-мат - первая выпускница национального отделения, и Аяна Монгуш. Концерт завершал сводный оркестр, в котором были студенты и преподаватели школ искусств республики. Такая совместная работа заставила всех сплотиться и начать претворять в жизнь мечту Т. Т. Балдан, которая так рано ушла из жизни, но так много сделала для возрождения исполнительства на тувинских инструментах. Этот концерт стал данью памяти, уважения и признания заслуг дорогому Башкы (Учителю), которых она не имела при жизни. Именно тогда стало ясно, что пришло время создать оркестр, о котором так мечтала Т. Т. Балдан.

Невозможно переоценить вклад, который внесла в развитие культуры Тувы Т. Т. Балдан. Благодаря её инициативе и упорному труду

началось возрождение тувинских инструментов и восхождение к профессиональному искусству. Началась подготовка профессиональных кадров в педагогической и исполнительской сфере на разных уровнях, был создан национальный оркестр, без которого сегодня невозможно представить культурную жизнь республики.

Следует сказать, что Республика Тыва является, как и многие национальные регионы России, уникальной по многим параметрам, в том числе и по сохранению традиционных тувинских музыкальных инструментов и традиций игры на них. Достаточно подробно эти проблемы исследованы в трудах известного тувинского учёного-этномузыковеда

В. Ю. Сузукей (см., к примеру, некоторые из них: [5-11]).

Вместе с Татьяной Туматовной у истоков открытия национального отделения стояла Алина Александровна Оюн (1953 г. р.) - первая выпускница Кызылского училища искусств, которая получила квалификацию «Преподаватель по классу бызаанчы» (1978 г.). С 1978 по 1991 годы Алина Александровна работала в Тувинской государственной филармонии артистом оркестра национального ансамбля песни и пляски «Саяны», где она играла на китайском инструменте - ху-чире. С момента открытия отделения Алина Александровна перешла на педагогическую работу, и по сей день она является незаменимым педагогом по классу игила и бызаанчы. Накопив богатый опыт работы со студентами, создав собственную методику преподавания на национальных смычковых инструментах, Алина Александровна написала учебное пособие «Начальная школа игры на бызаанчы» (на тувинском и русском языках), которое получило положительную оценку и рекомендовано к изданию Министерством образования Республики Тыва. Не дожидаясь выхода пособия из печати, преподаватели детских школ искусств республики

широко используют в учебном процессе его рукописный вариант.

Почти все музыканты, играющие на тувинских смычковых инструментах в нашей республике, - это ученики А. А. Оюн. За многолетний и безупречный труд Алина Александровна удостоена почётного звания «Заслуженный работник культуры Республики Тыва» (2014 г.).

В основной педагогический состав в 1992 году приходит выпускница училища Сайлык-маа Балчыровна Ондар, а чуть позже ещё две выпускницы - Рада Дадар-ооловна Шомбул и Аяна Викторовна Дулуш. Сайлыкмаа Ондар и Рада Шомбул обучались в Тээлинской ДШИ Бай-Тайгинского района (у преподавателя С. Ш. Хертек по классу домры), затем в Кы-зылском училище искусств (класс преподавателя Ирины Петровны Шевченко), а в 1998 году окончили ВСГАКИ (специальность «Народное художественное творчество», квалификация «Руководитель оркестра народных инструментов, преподаватель»). Аяна Дулуш с 1979 по 1985 годы училась в Республиканской школе искусств (класс домры, преподаватель Ч. Х. Осур), с 1985 по 1990 годы - в средней специальной музыкальной школе при Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки (класс преподавателя Г. Э. Мар-тьян), с 1990 по 1991 годы - в Кызылском училище искусств (класс преподавателя И. П. Шевченко), с 1991 по 1996 годы в Красноярском государственном институте искусств (класс профессора В. П. Зелёного).

Сайлыкмаа Балчыровна Ондар (1971 г. р.) трудовую деятельность в колледже искусств начала с 1992 года преподавателем по классу чадагана под непосредственным руководством Т. Т. Балдан, которая видела в ней продолжателя своего дела. С 1999 года Сайлыкмаа Бал-чыровна успешно руководит учебным оркестром тувинских народных инструментов, под её руководством оркестр многократно становился победителем профессиональных конкурсов

(в 1998-1999 учебном году оркестром руководил Анатолий Саратовкин). Оркестр активно гастролирует по республике с просветительскими и профориентационными концертами. С. Б. Ондар активно ведёт научно-исследовательскую работу и регулярно принимает участие в научно-практических конференциях, ею написаны 12 статей, опубликованных в различных изданиях. Сайлыкмаа Балчыровна является лауреатом I степени республиканского конкурса «Мелодии игила» в номинации «Лучшая исследовательская работа о национальных инструментах» (2010 г.). С 2010 года по настоящее время Сайлыкмаа Бал-чыровна является председателем предметно-цикловой комиссии национальных инструментов народов России Кызылского колледжа искусств. Под её руководством сформировался дружный профессиональный коллектив единомышленников. В 2016 году С. Б. Ондар удостоена почётного звания «Заслуженный работник культуры Республики Тыва».

Рада Дадар-ооловна Шомбул (1971 г. р.) начала работать на отделении с 1994 года по приглашению Т. Т. Балдан. В 1991-1992 годах работала в своей родной ДШИ с. Тээли, следующие два года вела кружок тувинских национальных инструментов в ГТПУ-4 г. Кызыла. Уже более 20 лет Рада Дадар-ооловна ведёт класс чадагана, дирижирования, ансамбля. Р. Д. Шомбул написано несколько статей о Т. Т. Балдан, народном мастере Идамчап Хо-мушку, ДШИ с. Тээли, ею также подготовлено к печати учебное пособие «Репертуар для младших школьников ДМШ - пьесы для чада-гана». Рада Дадар-ооловна является лауреатом III степени республиканского конкурса «Мелодии игила» в номинации «Лучшая исследовательская работа о национальных инструментах» (2010 г.). За безупречный труд Р. Д. Шомбул награждена почётной грамотой Председателя Правительства Республики Тыва (2017 г.).

Педагогическая деятельность Аяны Викторовны Дулуш (1972 г. р.) началась в училище искусств в 1994 году на народном отделении, в 1996 году она по приглашению Т. Т. Балдан начинает обучать студентов по классу чанзы.

Сегодня Аяна Викторовна - ведущий преподаватель республики по обучению игре на домре и чанзы. В период с 2001 по 2010 годы А. В. Дулуш возглавляет отделение национальных инструментов. Благодаря умелому руководству А. В. Дулуш исполнительский уровень студентов и профессионализм педагогов отделения был поднят на новый уровень. А. В. Дулуш - один из тех преподавателей, которые занимаются всеми видами педагогической деятельности: методической, научной и исполнительской. Аяной Викторовной написаны несколько статей о преподавателях национального отделения. С 2004 года педагог является артисткой широко известного в республике инструментального ансамбля «Кант», который неоднократно становился победителем международных и межрегиональных конкурсов. За достигнутые трудовые успехи и многолетнюю плодотворную деятельность А. В. Дулуш удостоена почётного звания «Заслуженный работник культуры Республики Тыва» (2015 г.).

С момента создания отделения и по 2003 год студенты училища искусств обучались на модернизированных инструментах, изготовленных в мастерской Б. Ч. Гамбоева, расположенной на базе ГПТУ-4. В состав оркестра входили: игил альт (четырёхструнный инструмент, который настраивали, как скрипичный альт); игил бас (четырёхструнный инструмент, который настраивали, как виолончель); бызаанчы (трёхструнный инструмент; его строй - это ре, ля первой октавы, ми второй октавы); чадаган (диапазон - 3 октавы по хроматизму: соль большой - соль второй октавы); чанзы (настраивали, как домру); дошпулу-ур (строй как у балалайки).

В 2003 году в качестве эксперимента по решению предметно-цикловой комиссии национальных инструментов под руководством А. В. Дулуш студентов по классу игила и бы-заанчы, кроме игры на модернизированных инструментах, стали обучать и игре на фольклорном инструменте, чтобы понять, возможно ли в будущем полностью отказаться от модернизированных инструментов и перейти на традиционные. Студентам это доставляло большие неудобства, так как постановка исполнительского аппарата, звукоизвлечение на указанных двух типах инструментов кардинально отличались друг от друга, но эксперимент себя оправдал. На государственной аттестации выпускники 2007 и 2008 годов сольную программу по специальному классу исполняли и на модернизированном, и на традиционном инструментах.

В 2009 году переход на фольклорный вариант инструментов игила и бызаанчы был полостью завершён. Причины перехода на фольклорные инструменты преподаватели отделения видели в следующем:

- модернизированные инструменты не были совершенными, и их усовершенствованием никто не занимался. Мастер-изготовитель Б. Ч. Гомбоев к тому времени уже уехал из республики, а своих специалистов в этой области в Тыве ещё не было;

- с момента создания Тувинского национального оркестра остро встал вопрос: «Тувинский ли это оркестр?». Ни специалисты, ни простой народ не признавали модернизированные инструменты «своими»;

- с 2006 года Тувинский национальный оркестр стал постепенно переходить на традиционные инструменты (игил, бызаанчы, дошпу-луур), что в конечном итоге прекратило споры и дискуссии о месте традиционных инструментов в профессиональном музыкальном искусстве современной Тувы. Для изготовления традиционных инструментов при национальном оркестре была открыта мастерская - так в

республике стало возрождаться ремесло по изготовлению музыкальных инструментов. Уточним, что ранее данная мастерская, которую организовал Биче-оол Шыдырааевич Он-дар, располагалась в с. Суг-Аксы Сут-Холского района, затем в 2006 году по решению Министерства культуры РТ всё оборудование было перевезено в г. Кызыл, а мастерская переведена на баланс Тувинского национального оркестра.

Чадаган к 2011 году тоже претерпел изменения, приблизившись по размерам к традиционному: металлические струны в нём были заменены на струны инструмента ятага - щипкового музыкального инструмента. В связи с изменением размера инструмента изменился и его диапазон, однако от модернизированного типа он унаследовал хроматический звукоряд, что позволяет исполнять разнообразный репертуар. В данное время существует и фольклорный вариант чадагана (строй - пентатоника), его используют в основном при исполнении традиционного песенного репертуара.

Игре на традиционном дошпулууре с квар-то-квинтовым строем (ре, ля малой октавы, ре первой октавы) студенты стали обучаться только с 2013 года.

Подвергался модернизации и чанзы, но это было ещё в 1970-е годы, и с тех пор инструмент не менял внешнего вида, только с 2015 года был сделан переход с квартового на традиционный кварто-квинтовый строй (ре, ля первой, ре второй октавы).

Преподавательский состав колледжа искусств постепенно пополняется молодыми специалистами - выпускниками отделения национальных инструментов. Получив высшее образование, они вернулись в колледж в качестве преподавателей. Это Тумат Олча Андреевна (работает с 2012 года) - преподаватель класса бызаанчы, руководитель женского фольклорного ансамбля «Оргаадай»; Сурунмаа Чейнеш Константиновна (работает с 2015 года) - преподаватель класса чанзы, дошпулуур;

Айхан Геннадьевич Ооржак (работает с 2011 года) - руководитель фольклорного ансамбля «Чангы-Хая», талантливый артист Тувинского национального оркестра, лауреат многих международных конкурсов. Вот перечень его заслуг и достижений:

- лауреат I степени Международного конкурса горлового пения «Дыхание земли», г. Улан-Удэ, 2011 г.;

- лауреат II степени Международного фестиваля горлового пения «Дембилдей-2012», г. Кызыл;

- лучшая фолк-группа Международного фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ-2012»;

- диплом I степени Международного конкурса-фестиваля оркестров и ансамблей народных инструментов, г. Уфа, 2012 г.;

- лауреат II степени Международного фестиваля горлового пения «Дембилдей», г. Кызыл, 2012 г.;

- лауреат I степени Всесибирского конкурса оркестров и ансамблей народных инструментов им. Б. С. Феоктистова, г. Красноярск, 2013 г.;

- лауреат III степени Первого Международного конкурса исполнителей горлового пения, Китай, 2014 г.;

- лауреат I степени в Тринадцатых молодёжных Дельфийских играх России, г. Волгоград, 2014 г.;

- лауреат I степени Международного конкурса «Сибириада», г. Кемерово;

- диплом в номинации «За верность к традициям хоомея» Международного конкурса «Устуу-Хурээ», г. Чадан, 2016 г.;

- Гран-При III Всероссийского Молодёжного фестиваля «Олимпиада талантов» в творческих, номинация «Вокальные ансамбли», г. Сочи, 2016 г.

Под непосредственным руководством своих наставников молодые преподаватели Кызыл-ского колледжа искусств набираются опыта и продолжают общее дело по обучению студен-

тов исполнительскому и педагогическому искусству.

Преподаватели отделения, несмотря на то, что большая часть инструментария переведена в традиционный вариант, умело совмещают академический и народные принципы обучения и исполнительства, что позволяет выпускникам как работать в фольклорных ансамблях, так и вести педагогическую деятельность в образовательных учреждениях республики. Чрезмерный уклон в сторону традиционной музыки, по мнению преподавателей отделения, будет не только ограничивать развитие самих музыкантов, но и развитие тувинской музыки.

Отделение национальных инструментов -одно из самых лучших, ярких, востребованных в колледже искусств. Преподаватели ПЦК национальных инструментов активно занимаются методической, научно -исследовательской и концертной деятельностью. Так, будучи заместителем директора по научно-методической работе, Екатерина Константиновна Карелина в буквальном смысле этого слова заставила преподавателей национального отделения начать писать статьи о тех, кто стоял у истоков открытия отделения, об истории своего отделения, о деятелях культуры, аргументируя это тем, что никто за нас этого сделать не сможет. Первые шаги по написанию статей и докладов для выступлений на различных конференциях были созданы под её чутким руководством, она умело направляла авторов научных работ, подсказывая темы, поправляя наш корявый, совсем не «научный» язык, и редактировала тексты статей (см., например, сборники материалов конференций: [12-15]).

О педагогических достижениях преподавателей свидетельствуют многочисленные награды студентов на Международных, Всероссийских, Межрегиональных конкурсах:

- Красноярский межрегиональный фестиваль-конкурс ансамблевой и оркестровой музыки (2011, 2017 гг.);

- I Международный конкурс им. Тлепа Ас-пантайулы среди исполнителей на струнно-смычковых народных инструментах, г. Астана, 2016 г.;

- Межрегиональный конкурс-фестиваль композиторов и исполнителей им. Владимира Тока (Кызыл, 2016 г.);

- Межрегиональный конкурс ансамблевой и оркестровой музыки (Абакан, 2015 г.);

- III Международный конкурс «Сибириада» (Кемерово, 2014 г.);

- Х Всероссийский конкурс музыкантов и художников им. А. А. Кенеля (Абакан, 2014 г.);

- IV Международный музыкальный конкурс «Найдал» (Улан-Удэ, 2008, 2014 гг.);

- VIII Открытый конкурс музыкантов и художников им. А. А. Кенеля (Абакан, 2010 г.);

- III Региональный конкурс-фестиваль исполнителей на национальных инструментах «Дынгылдай - 2009»;

- VIII Международный музыкально-театральный фестиваль-конкурс «Надежда» (Красноярск, 2007 г.);

- I Всероссийский конкурс молодых исполнителей на национальных инструментах (Элиста, 2003 г.)

Выпускники Кызылского колледжа искусств успешно сдают государственные экзамены и поступают в профильные вузы региона. Преподаватели отделения гордятся своими выпускниками, многие из которых являются Народными хоомейжи Республики Тыва. К ним относятся Игорь Кошкендей, Андрей Монгуш, Бады-Доржу Ондар, Аян-оол Сам. Заслуженными работниками культуры Республики Тыва стали Чодураа Тумат, Айлан Ондар. Звание Заслуженных артистов Республики Тыва имеют Шончалай Ооржак -Чооду, Начын Чооду, Радик Тюлюш, Аяс Куулар, Эдуард Дамдын, Кан-Хулер Саая, Аян Ширижик. Почётное звание «Народный мастер Республики Тыва»» присвоено ны-

нешнему министру культуры РТ Алдару Тамдыну.

Выпускники отделения тувинских народных инструментов Кызылского колледжа искусств работают в Тувинском национальном оркестре, Тувинском государственном ансамбле песни и пляски «Саяны», широко известных фолк-группах «Тыва», «Чиргилчин», «Алаш», «Тыва кызы», а также руководителями и преподавателями ДШИ, отделов и учреждений культур республики.

Каждый преподаватель колледжа внёс свой вклад в развитие тувинской музыкальной исполнительской культуры. На плечи первых преподавателей легла ответственность по созданию отделения, оркестра, формированию всей учебно-методической документации, подготовке специалистов. И они блестяще с этим справились, заложив крепкую основу и задав генеральное направление дальнейшего развития музыкального образовательного учреждения. Следующему поколению преподавателей выпала задача возвращения процесса обучения не на модернизированных, а на традиционных инструментах, разработки методики обучения на традиционных инструментах и включение их в состав оркестра, что ранее считалось невозможным. Молодые преподаватели ставят перед собой задачу поднять исполнительский уровень выпускников и создать школу обучения на тувинских национальных инструментах.

Сегодня сформирован замечательный педагогический коллектив отделения национальных инструментов, отличающийся сплочённостью, стабильностью и высоким творческим потенциалом.

Отделение национальных инструментов Кызылского колледжа искусств - одно из лучших, ярких и успешных в его структуре. Выпускники данного учреждения востребованы и составляют культурную элиту современной Тувы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Перечень опубликованных статей преподавателей ПЦК НИНР Кызылского колледжа

искусств им А. Б. Чыргал-оола

1. Ондар, С. Б. Роль Т. Т. Балдан в процессе становления отделения тувинских национальных инструментов / С. Б. Ондар, Р. Д. Шомбул, А. А. Оюн, А. В. Дулуш // Культура Тувы: прошлое и настоящее: сб. материалов науч.-практ. конф. (г. Кызыл, 25 марта 2005 г., 4 апреля 2006 г.). Кызылское училище искусств им. А. Б. Чыргал-оола; ред.-сост. Е. К. Карелина. - Кемерово: КемГУКИ, 2006. - Вып. 2. -С.82-89.

2. Ондар, С. Б. Тувинская мастерская Б. Ч. Гомбоева и его инструменты / С. Б. Ондар // Культура Тувы: прошлое и настоящее: сб. материалов науч.-практ. конф. (г. Кызыл, 25 марта 2005 г., 4 апреля 2006 г.) / Кызылское училище искусств им. А. Б. Чыргал-оола; ред.-сост. Е. К. Карелина. - Кемерово: КемГУКИ, 2006. - Вып. 2. - С. 61-64.

3. Шомбул, Р. Д. Народный мастер тувинских инструментов Идамчап Хомушку / Р. Д. Шомбул // Культура, икусство и образование в регионах Сибири: материалы межрегиональной науч.-практ. конф. (21 марта и 10 мая 2007 г., Кызыл) / сост. канд. иск. Е. К. Карелина. - Кызыл: ГОУ СПО Кызылское училище искусствим. А. Б. Чыргал-оола, 2008. - С. 109-114.

4. Ондар, С. Б. Современный оркестр тувинских национальных инструментов Ансамбля песни и пляски профессионально-технического образования Республики Тыва при ГПТУ-4 г. Кызыла / С. Б. Ондар // Культура, искусство и образование в регионах Сибири: материалы межрегиональной науч.-практ. конф. (21 марта и 10 мая 2007 г., Кызыл) / сост. канд. иск. Е. К. Карелина. - Кызыл: ГОУ СПО Кызылское училище искусствим. А. Б. Чыргал-оола, 2008. - С. 149-155.

5. Дулуш, А. В. Из опыта работы отделения тувинских народных инструментов Кызылского училища искусств им. А. Б. Чыргал-оола / А. В. Дулуш, С. Б. Ондар // Актуальные проблемы современного гуманитарно-художественного образования школьников и студентов: материалы III Межрегиональной научно-практической конференции: сб. ст. / под. ред. Н. П. Шишлянниковой. - Абакан: изд. ФГБОУ ВПО, 2011. - С. 39-42.

6. Сарыглар, О. Константин Тамдын - его роль в развитии музыкальной культуры Республики Тыва / О. Сарыглар, С. Б. Ондар // Культура, искусство и образование в регионах Сибири: материалы межрегиональной науч.-практ. конф. (21 марта и 10 мая 2007 г., Кызыл) / сост. канд. иск. Е. К. Карелина. - Кызыл: ГОУ СПО Кызылское училище искусствим. А. Б. Чыргал-оола, 2008. - С. 114-122.

7. Ондар, С. Б. Александр Лаптан: творческий портрет / С. Б. Ондар // Культура Тувы: прошлое и настоящее: сб. материалов науч.практ. конф. (2008-2012 гг., г. Кызыл) / отв. ред. Е. К. Карелина. - Кызыл: Типография КЦО «Аныяк», 2012. - Вып. 3. - С. 59-62.

8. Шомбул, Р. Д. Татьяна Балдан и её ученики / Р. Д. Шомбул, С. Б. Ондар // Культура Тувы: прошлое и настоящее: сб. материалов науч.-практ. конф. (2008-2012 гг., г. Кызыл) / отв. ред. Е. К. Карелина. - Кызыл: Типография КЦО «Аныяк», 2012. - Вып. 3. -С. 108-111.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Дулуш, А. В. Первые педагоги отделения тувинских национальных инструментов / А. В. Дулуш // Культура Тувы: прошлое и настоящее: сб. материалов науч.-практ. конф. (2008-2012 гг., г. Кызыл) / отв. ред. Е. К. Карелина. - Кызыл: Типография КЦО «Аныяк», 2012. -Вып. 3. - С. 111-114.

10. Шомбул, Р. Д. Любимый очаг культуры с. Тээли - детская школа искусств им. Х. К. Дамба / Р. Д. Шомбул // Культура Тувы: прошлое и настоящее: сб. материалов науч.-практ. конф. (2008-2012 гг., г. Кызыл) / отв. ред. Е. К. Карелина. - Кызыл: Типография КЦО «Аныяк», 2012. - Вып. 3. - С. 121-123.

11. Сурунмаа, Ч. Воспитание прекрасным: детская школа искусств Монгун-Тайгинского кожууна / Ч. Сурунмаа, С. Б. Ондар // Культура Тувы: прошлое и настоящее: сб. материалов науч.-практ. конф. (2008-2012 гг., г. Кызыл) / отв. ред. Е. К. Карелина. - Кызыл: Типография КЦО «Аныяк», 2012. - Вып. 3. - С. 123-126.

12. Ондар, С. Б. Оркестр тувинских национальных инструментов Кызылского колледжа искусств: проблемы и перспективы / С. Б. Ондар // Культура Тувы: прошлое и настоящее: сб. материалов науч.-практ. конф. (2008-2012 гг., г. Кызыл) / отв. ред. Е. К. Карелина. - Кызыл: Типография КЦО «Аныяк», 2012. - Вып. 3. - С. 141-143.

13. Чимэддорж, Г. О некоторых особенностях культуры тувинской молодёжи сомона Цэнгэл Баян-льгийского аймака Республики Монголия / Г. Чимэддорж, С. Б. Ондар // Культура Тувы: прошлое и настоящее: сб. материалов науч.-практ. конф. (2008-2012 гг., г. Кызыл) / отв. ред. Е. К. Карелина. - Кызыл: Типография КЦО «Аныяк», 2012. - Вып. 3. - С. 192-194.

14. Опей А. Хоомейжи Андрей Опей: творческий портрет / А. Опей., С. Б. Ондар // Культура Тувы: прошлое и настоящее: сб. материалов науч.-практ. конф. (2008-2012 гг., г. Кызыл) / отв. ред. Е. К. Карелина. - Кызыл: Типография КЦО «Аныяк», 2012. - Вып. 3. -С.194-195.

15. Сарыглар, О. Голоса предков в горловом пении Максима Дакпая / О. Сарыглар, С. Б. Ондар // Культура Тувы: прошлое и настоящее: сб. материалов науч.-практ. конф. (2008-2012 гг., г. Кызыл) / отв. ред. Е. К. Карелина. - Кызыл: Типография КЦО «Аныяк», 2012. -Вып. 3. - С. 196-198.

16. Дуу-Дарый, С-С. Чадаган - из рода цитр / С. Дуу-Дарый, С. Б. Ондар // Материалы II Региональной научно-практической конференции преподавателей ссузов: сб. ст. / отв.ред. В. П. Барабаш. - Абакан: изд. ФГБОУ ВПО, 2013. - С. 146-151.

Библиографический список

1. Нам 25: отделение тувинских национальных инструментов: буклет к 25-летию отделения национальных инструментов народов России ККИ. - Кызыл, 2016. - 37 с.

2. Ондар, С. Б. Роль Т. Т. Балдан в процессе становления отделения тувинских национальных инструментов / С. Б. Ондар, Р. Д. Шомбул, А. А. Оюн, А. В. Дулуш // Культура Тувы: прошлое и настоящее: сб. мат-лов науч.-практ. конф. (г. Кызыл, 25 марта 2005 г., 4 апреля 2006 г.); Кызылское училище искусств им. А. Б. Чыргал-оола / ред.-сост. Е. К. Карелина. - Кемерово: КемГУКИ, 2006. - Вып. 2. -С.82-89.

3. Дулуш, А. В. Первые педагоги отделения тувинских национальных инструментов / А. В. Дулуш // Культура Тувы: прошлое и настоящее: сб. мат-лов науч.-практ. конф. (2008-2012 гг., г. Кызыл) / отв. ред. Е. К. Карелина. - Кызыл: Типография КЦО «Аныяк», 2012. -Вып. 3. - С. 111-114.

4. Шомбул, Р. Д. Татьяна Балдан и её ученики / Р. Д. Шомбул., С. Б. Ондар // Культура Тувы: прошлое и настоящее: сб. мат-лов науч.-практ. конф. (2008-2012 гг., г. Кызыл) / отв. ред. Е. К. Карелина. - Кызыл: Типография КЦО «Аныяк», 2012. - Вып. 3. - С. 108-111.

5. Сузукей, В. Ю. Проблема лада в тувинской народной музыке (теоретические и практические аспекты) / В. Ю. Сузукей. - Кызыл: ТНИИЯЛИ; Республиканский научно-методический центр, 1989. - 67 с.

6. Сузукей, В. Ю. Тувинские традиционные музыкальные инструменты / В. Ю. Сузукей. - Кызыл: [Б.и.], 1989. - 143 с.

7. Сузукей, В. Ю. Конфигурация развития музыкальной культуры Тувы (динамика аксиологического аспекта) / В. Ю. Сузукей; Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, Тувинский ин-т гуманитарных исслед. - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, 2006. - 205 с.

8. Сузукей, В. Ю. Культурноисторические корни музыкального наследия тувинцев, его функционирование и модернизация в XX веке: дис. ... докт. культурологии / Кемер. гос. ун-т культуры и искусств. - Кемерово, 2006. - 331 с.

9. Сузукей, В. Ю. Конкурсы мастеров музыкальных инструментов Тувы / В. Ю. Сузукей. - Кызыл: [Б.и.], 2006. - 48 с.

10. Сузукей, В. Ю. Музыкальная культура Тувы в ХХ столетии / В. Ю. Сузукей / Тув. ин-т гуманитар. исследований: науч. ред. канд. искусствоведения М. В. Есипова. - М.: Композитор, 2007. - 408 с.

11. Сузукей, В. Ю. Этномузыка: учеб. пособие / В. Ю. Сузукей; Ин-т развития нац. школы Мин-ва образования Респ. Тыва. - Кызыл, 2010. - 124 с.

12. Культура и искусство в контексте современного образования: сб. мат-лов межрегион. науч.-практ. конф. (с междунар. участием) 2012 -2013 гг., г. Кызыл / Кызылский колледж искусств им. А. Б. Чыргал-оола; ТувИКОПР СО РАН; отв. ред. И. О. Ондар. - Кызыл: Типография КЦО «Аныяк», 2013. - 184 с.

13. Культура и искусство в контексте современного образования: сб. мат-лов межрегион. науч.-практ. конф. 2014 г., г. Кызыл / Кызылский колледж искусств им. А. Б. Чыргал-оола; отв. ред. И. О. Ондар. - Кызыл: Типография КЦО «Аныяк», 2015. - Вып. 2. - 140 с.

14. Культура, искусство и образование в регионах Сибири: мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. (21 марта и 10 мая 2007 г., Кызыл). -Кызылское училище искусств им. А. Б. Чыргал-оола; сост. Е. К. Карелина. - Кызыл, 2008. - 280 с.

15. Культура Тувы: прошлое и настоящее: сб. науч.-практ. конф. (г. Кызыл, 25 марта 2005 г., 4 апреля 2006 г.) / Кызылское училище искусств им. А. Б. Чыргал-оола; ред.-сост. Е. К. Карелина. - Кемерово: Изд-во КемГУКИ, 2006. - Вып. 2. - 191 с.

© Дулуш А. В., 2019

УДК 781.7(571.52):785.1

ПАРТИТУРНЫЕ ЗАПИСИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРКЕСТРОВ ТУВИНСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Ондар Сайлыкмаа Балчыровна,

заведующий предметно-цикловой комиссией «Национальные инструменты народов России», преподаватель Заслуженный работник культуры Республики Тыва Кызылский колледж искусств им. А. Б. Чыргал-оола (г. Кызыл, Республика Тыва)

В статье представлен сравнительный анализ партитур дирижёров тувинских национальных инструментов Кызылского училища искусств И. Г. Минина, Т. Т. Балдан и дирижёра Тувинского национального оркестра А. С. Монгуш. Выявлены особенности инструментовки, манеры письма, приёмы написания партитуры, состава оркестров, порядок расположения инструментальных групп, распределение функций инструментов каждого руководителя.

Ключевые слова: партитура, дирижёр, инструментовка, аранжировка, оркестр, партии, тувинские национальные инструменты, диапазон, регистр.

ORCHESTRAL SCORES OF TUVIN NATIONAL INSTRUMENT ORCHESTRA LEADERS:

A COMPARATIVE ANALYSIS

Ondar Saylykmaa Balchyrovna,

Honored Worker of Culture of the Republic of Tyva, Head of the subject-cycle commission "National Instruments of the Peoples of Russia" Kyzyl College of Arts named after A. B. Chyrgal-oola (Kyzyl, the Republic of Tuva)

The article presents a comparative analysis of the scores of the conductors of the Tuvan national instruments of the Kyzyl College of Arts -I. G. Minin, T. T. Baldan and the conductor of the Tuva National Orchestra A. S. Mongush. The author reveals features of instrumentation, the manner of writing, the techniques for writing the score, the composition of the orchestras, the arrangement of instrumental groups, the distribution of the functions of the instruments of each leader.

Key words: score, conductor, instrumentation, arrangement, orchestra, parts, Tuvan national instruments, range, register.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.