Научная статья на тему 'Преподаватель вуза: современный взгляд на профессию. Опыт социологического исследования'

Преподаватель вуза: современный взгляд на профессию. Опыт социологического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4858
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / ПРЕСТИЖНОСТЬ ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / МНЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ / TEACHERS’ OPINIONS / STUDENTS’ OPINIONS / TEACHER OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION / PRESTIGIOUSNESS OF THE PROFESSION / PROFESSIONAL QUALITIES / PERSONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова О. И.

Анализируются мнения преподавателей и студентов относительно профессии преподавателя вуза. Определяется общий взгляд на престижность профессии, на проблемы высшего образования, на желания преподавателей развиваться в соответствии с требованиями общества и т. д. На основе опроса студентов выявляется противоречие между взглядами преподавателей и студентов на реальные профессиональные и личностные качества преподавателей вуза. Анализ проводится на основе исследований 2006 и 2012 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION: A MODERN VIEW ON PROFESSION. EXPERIENCE OF SOCIOLOGICAL RESEARCH

The analysis of the views of teachers and students on a higher education institution on profession of a teacher is carried out. Defined are: a general view on prestigiousness of a profession, on problems of the higher education, on desires of teachers to develop according to society requirements etc. On the basis of the poll of students the contradiction between views of teachers and students of real professional and personal qualities of teachers of higher education institution comes to light. The analysis is carried out on the basis of researches held in 2006 and 2012.

Текст научной работы на тему «Преподаватель вуза: современный взгляд на профессию. Опыт социологического исследования»

УДК 378.124

ББК Ч448.042 ГСНТИ 14.01.11 Код ВАК 22.00.04; 13.00.01

О. И. Попова

Екатеринбург

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОФЕССИЮ. ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: преподаватель вуза; престижность профессии; профессиональные качества; личностные качества; мнения преподавателей; мнения студентов.

АННОТАЦИЯ. Анализируются мнения преподавателей и студентов относительно профессии преподавателя вуза. Определяется общий взгляд на престижность профессии, на проблемы высшего образования, на желания преподавателей развиваться в соответствии с требованиями общества и т. д. На основе опроса студентов выявляется противоречие между взглядами преподавателей и студентов на реальные профессиональные и личностные качества преподавателей вуза. Анализ проводится на основе исследований 2006 и 2012 гг.

O. I. Popova

Ekaterinburg

TEACHER OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION: A MODERN VIEW ON PROFESSION. EXPERIENCE OF SOCIOLOGICAL RESEARCH

KEY WORDS: teacher of higher education institution; prestigiousness of the profession; professional qualities; personal qualities; teachers’ opinions; students’ opinions.

ABSTRAPT. The analysis of the views of teachers and students on a higher education institution on profession of a teacher is carried out. Defined are: a general view on prestigiousness of a profession, on problems of the higher education, on desires of teachers to develop according to society requirements etc. On the basis of the poll of students the contradiction between views of teachers and students of real professional and personal qualities of teachers of higher education institution comes to light. The analysis is carried out on the basis of researches held in 2006 and 2012.

Современный период развития системы высшего профессионального образования связан с тем, что преподавателям вузов необходимо пересматривать отношения к своим профессиональным и личностным качествам. В рамках двух социологических исследований была предпринята попытка выяснить, как идет этот процесс, соответствует ли он ожиданиям студентов, какие трудности испытывает преподаватель в своей деятельности.

Цель исследований: определение взгляда на имидж и профессию преподавателя вуза.

Первое эмпирическое исследование было проведено в 2006 г. В нем приняли участие 481 студент и 115 преподавателей из государственных и негосударственных вузов г. Екатеринбурга. Второе исследование было проведено в сентябре 2012 г. В нем приняло участие 58 преподавателей и 226 студентов вузов Екатеринбурга. Исследование среди преподавателей было проведено методом Интернет-опроса по формализованной анкете, состоящей из 45 вопросов. Студенты участвовали в нестандартизированном интервью.

По результатам интернет-опроса было выявлено, что 76% преподавателей имеют дополнительное место работы и 7% респондентов собираются ее искать. В государственных вузах подрабатывают 25%, занимаются консалтингом — 17%, в негосударственных вузах — 10%, занимаются репетитор-

ством 10% респондентов. Есть преподаватели, которые указали не одно место дополнительной работы.

Основными причинами дополнительного заработка называют низкую заработную плату по основному месту работы (72%) и возможность самореализации (52%). 4% преподавателей говорят о необходимости сохранения практических навыков. Этими показателями определяется желание преподавателей не только улучшить свое материальное положение, но и иметь возможность реализовать себя как практика в различных внешних проектах, получить дополнительный опыт взаимодействия с различными целевыми аудиториями. Это обогащает и развивает преподавателя, не дает рутинности и застоя во взглядах на профессию, обогащает во взаимоотношениях с коллегами и студентами. Работа с разными целевыми аудиториями, которая нравится 24% преподавателям, также говорит о желании совершенствоваться. Ведь это позволяет развивать гибкость мышления, быстроту реакции на изменения окружающей среды, коммуникабельность, дает дополнительные знания, умения и навыки, т. е. развивает качества и профессиональные компетенции преподавателя.

Чувство гордости за принадлежность к высшему образованию испытывают 63% преподавателей. Почти не испытывают гордости за свою работу 21% респондентов. 7%

опрошенных это чувство незнакомо совсем. Преподаватели пишут так: «Горжусь тем, что я преподаватель вуза в 4-м поколении, НО!!! Чувствую себя оскорбленной отношением государства к педагогической деятельности (так что меня смущает «принадлежность к образованию»)»; «Мне нравится преподавать, но я понимаю непрестижность и трудоемкость моей профессии. Я рада, что мои дети выбрали другой путь»; «Современная бюрократическая система в образовании мешает моему представлению о роли и задачах преподавателя»; «Как правило, меня не устраивают взаимоотношения с руководством».

Основная причина неудовлетворенности преподавателей своей деятельностью относится к низкой заработной плате. 59% указали ее на первом месте. Низкий карьерный рост вызывает недовольство профессией у 21% опрошенных. Не нравятся современные студенты 17% преподавателей. При этом только 10% полностью удовлетворены своей работой в вузе.

Желание поменять работу на лучшие условия возникает у 49% преподавателей. 35% респондентов не готовы ее менять.

Основными составляющими имиджа преподавателя были названы (табл. 1): профессиональные качества (66%), индивидуально-личностные характеристики (62%), практический опыт (62%), знание предмета (59%). Пятое место преподаватели отдают собственному образованию, ученой степени (45%). На шестом месте внешний вид (38%). Далее идут репутация (31%), физическое здоровье (14%) и статус в вузе (10%).

Таблица 1

Составляющие профессионального имиджа

Составляющие профессионал!

преподавателя (2012 г.), %

Значение Отве- тившие

Профессиональные качества 65,52

Индивидуально-личностные характеристики 62,07

Практический опыт 62,07

Знание предмета 58,62

Образование (ученая степень) 44,83

Внешний облик 37,93

Репутация 31,03

Физическое здоровье 13,79

Статус в вузе 10,00

Для сравнения приведем показатели 2006 г. (табл. 2). Различие идет в ранжировании составляющих имиджа. Основными тремя элементами имиджа были: профессиональные качества, образование и индивидуальные качества. В 2006 г. преподавателям практический опыт не был нужен. Это были ожидания студентов, которые поставили эту характеристику на 5 место. На сегодняшний день необходимость практических навыков в своей деятельности уже осознана преподавателями, и их желание соответствовать требованиям рынка образовательных услуг является стимулом для участия в различных проектах вне вуза. Это продиктовано необходимостью повышать свою квалификацию, понимая, что только «голая» теория студентам не позволяет развивать компетенции, а выглядеть только теоретиком многим преподавателям уже не хочется. При этом значимость внешнего вида преподаватели, опрошенные в 2012 г., поставили только на 6 место, в то время как в 2006 г. этот показатель был на 4 месте у студентов и преподавателей.

Таблица 2

имиджа преподавателя (2006 г.)

Составляющие профессионального имиджа преподавателя Мнения преподавателей, % Рейтинг Мнения студентов, % Рейтинг

Профессиональные качества 24,2 1 25,4 1

Образование 21,2 2 22,1 2

Индивидуальные качества 18,4 3 18,3 3

Внешний вид 14,5 4 17,8 4

Репутация 9,7 5 - -

Самооценка 5,7 6 5,6 6

Статус 3,5 7 3,9 7

Саморазвитие, современность, практический опыт - - 6,7 5

Внешний вид преподавателя, по мнению респондентов, в первую очередь должен быть современным, деловым, ухоженным, с «изюминкой». Преподаватель должен быть уверенным в себе. В 2012 г. в описании внешнего вида преподавателя появилась новая характеристика — физическое здоровье. Это опять говорит о тенденции у преподавателей следить за своим здоровьем, же-

лании выглядеть моложе, активнее, более подтянутым, продлевать профессиональную жизнь и вызывать уважение у студентов. Дополнительно преподаватели пишут следующее: «Я думаю, не существует какого-то стандартного вида для преподавателя, каждый выбирает для себя сам. Естественно, что преподаватели на творческих факультетах могут позволить себе одеваться более сво-

бодно, например в стиле “casual”. Это поможет создать атмосферу креативности на занятиях. Однако есть рамки допустимого — не стоит одеваться, как в ночной клуб или на пляж (шорты, огромное декольте и т. п.). Преподавателя, одетого таким образом, студенты вряд ли воспримут серьезно»; «Хорошая организация мыслительной деятельности невозможна без достаточной двигательной активности и поддержания физического здоровья».

Реальный образ преподавателя 2012 г., по мнению респондентов, выглядит так: «Человек, у которого нет возможности спокойно и с удовольствием работать, состояние постоянного “низкого старта”, готовности бежать из-за огромного количества заданий, которые спокойно реализовать нельзя».

К основным профессиональным качествам (табл. 3) преподаватели отнесли: знание предмета на современном уровне (83%), практический опыт (59%), умение связывать теорию с практикой и стремление совершен-

ствовать содержание и формы своей деятельности (по 52%). Далее идут: доступность объяснения (48%) и объективность (24%).

Возвращаясь к исследованию 2006 г. (табл. 4), вновь отметим, что в пяти лучших профессиональных качествах студенты и преподаватели не называли практический опыт и умение связывать теорию с практикой. Не говорили они также и о необходимости постоянно совершенствовать свои знания. Эти требования появились в последнее время в связи с быстрыми изменениями информации, развитием рынка. На сегодняшний день преподаватель вуза понимает необходимость следить за этими изменениями и совершенствовать свои знания. И это вызывает уважение к современным преподавателям.

Основными индивидуально-личностными характеристиками преподаватели называют ответственность (76%), коммуникабельность (72%), способность к рефлексии (55%), способность к сотрудничеству и самообладание (по 38%) — см. табл. 5.

Таблица 3

Профессиональные качества преподавателя вуза (2012 г.), %

Значение Ответившие

Знание предмета на современном уровне 82,76

Практический опыт (участие в проектах различного уровня) 58,62

Умение связывать теорию с практикой 51,72

Стремление совершенствовать содержание и формы своей деятельности 51,72

Доступность объяснения 48,28

Объективность 24,00

Таблица 4

Профессиональные качества преподавателя вуза (2006 г.)

Значение Мнения преподавателей, % Рейтинг Мнения студентов, % Рейтинг

Знание предмета, профессионализм 25,4 1 23,2 1

Доступность объяснения 23,2 2 22,2 2

Объективность 18,5 3 18,7 4

Умение планировать работу 14,8 4 21,9 3

Требовательность и самоорганизация 12,1 5 5,7 5

Таблица 5

Индивидуально-личностные характеристики преподавателя вуза (2012 г.), %

Значение Ответившие

Ответственность 75,86

Коммуникабельность 72,41

Способность к рефлексии 55,17

Способность к сотрудничеству 37,93

Самообладание 37,93

Таблица 6

Индивидуально-личностные характеристики преподавателя вуза (2006 г.)

Значение Мнения преподавателей, % Рейтинг Мнения студентов, % Рейтинг

Коммуникабельность 23,6 1 23,6 2

Ответственность за свою работу, заинтересованность в результате 23,1 2 20,5 3

Самообладание, бесконфликтность, способность идти на компромисс 19, 4 3 24,9 1

Обаяние 15,7 4 14,4 5

Оптимизм 14,2 5 15,1 4

Сравнивая результаты исследований (табл. 6), можно говорить о новом критерии 2012 г. — это способность к сотрудничеству. Именно этот показатель говорит о возможности диалога со студентами как с партнерами образовательного взаимодействия. Это противоречие было зафиксировано в 2006 г., когда большинство преподавателей рассматривали процесс обучения в вузе как односторонний.

Отношение к себе как к человеку, который нравится окружающим у респондентов следующее (табл. 7): считают, что не всегда нравятся людям 59%, что вызывают у окружающих положительные эмоции 38%. Приятно отметить, что 28% преподавателей хотят нравиться людям больше, чем сейчас. Это опять является стимулом для саморазвития. И только 31% респондентов говорит, что совсем не обязательно нравиться всем. Их устраивает такое положение. В 2006 г. таких преподавателей было 50%. Следовательно, в настоящее время у преподавателей есть стремление совершенствовать свой имидж, чтобы выстраивать наиболее эффективное сотрудничество с различными целевыми аудиториями. Еще Блез Паскаль сказал: «Есть два пути воздействовать на людей: убедить и понравиться. Думаю, что второй наиболее действенный».

Считают себя профессионалами, которым еще есть куда стремиться, 55% преподавателей. Отмечают у себя высокий уровень профессионализма 41% респондентов. Желание стать профессионалом наблюдается у 93% респондентов, т. е. 52% преподавателей готовы повышать свой профессиональный уровень. Это опять говорит о желании самореализоваться в профессии более достойно.

Вопрос о критическом возрасте преподавателя дал следующие результаты: 41% респондентов считают, что критического возраста нет. 35% говорят, что он есть, и 14% отмечают, что это зависит от здоровья и собственного желания преподавателя работать. Основной вывод, который можно сделать: в каждом возрасте есть свои плюсы и минусы для общения. В большей степени это зависит

от самого преподавателя, его характера, умения развиваться, реагировать на изменения окружающей среды и требований к содержанию профессии.

Качества, несовместимые с деятельностью преподавателя, — это безответственность, незаинтересованность в своей работе (32%), несдержанность, грубость, злоба (29%), эгоизм, нелюбовь к людям (21%), догматизм (я всегда прав), высокомерие (21%), лень, отсутствие саморазвития, некомпетентность, глупость, алчность (14%). Дальше преподаватели называют невнимательность, лицемерие, зависть, лживость, отсутствие педагогической этики, стремление заработать авторитет в глазах студентов любым способом, субъективность, неуважительное отношение к студентам или слушателям.

Основная работа, которой занимаются в течение недели преподаватели, — это учебно-педагогическая (86%) и научно-исследовательская (55%). Заняты на дополнительном месте работы 35% респондентов, 28% посещают учреждения культуры и спорта, 10% занимаются общественно-политической деятельностью.

Преподавателям не хватает времени на чтение художественной литературы (66%), не успевают заниматься научной работой 66% опрошенных, есть желание изучать иностранные языки у 66% респондентов. 52% преподавателей хотели бы чаще ходить в филармонию, театр и 48% — заниматься спортом. Все показатели свидетельствуют о том, что преподаватели хотят развиваться, совершенствоваться, быть умными, грамотными и современными.

76% преподавателей в вузовской деятельности привлекает интеллектуальное развитие, т. е. в профессии работают люди, понимающие значимость собственного развития и желающие быть профессионалами с современными взглядами на этот мир. 72% отмечают творческую атмосферу в профессии. 62% нравится большой круг общения, 45% преподавателей называют возможность карьерного роста. Дополнительно преподава-

тели, например, пишут: «От молодежи заряжаешься позитивом, узнаешь о новых идеях и трендах. Нравится делиться опытом, объяснять, рассказывать, отвечать на вопросы».

Общий взгляд на профессию и имидж преподавателя вуза со стороны студентов определился в нестандартизированном интервью. Студенты считают, что профессия преподавателя в целом благородная и нужная. Престиж определяется благосостоянием и внешним видом преподавателя, знанием предмета, умением преподносить его «вкусно». Впервые в исследовании 2012 г. в ответах студентов появилось деление по квалификации преподавателей и престижности профессии в государственных и негосударственных вузах. По мнению студентов, заработная плата преподавателей государственных вузов настолько мала, что о престижности профессии они говорить не могут. Они считают, что в негосударственных вузах работают более квалифицированные преподаватели и их заработная плата позволяет чувствовать им себя более достойно. Это можно объяснить тем, что в негосударственных вузах каждый преподаватель на виду, количество студентов в группах не такое большое, что позволяет создать совсем другую атмосферу взаимодействия. Есть возможность работать с каждым студентом индивидуально. Интересы студентов влияют на развитие преподавателей, и они стараются соответствовать времени. Но, если преподаватель не знает или не может грамотно преподносить материал по предмету, студенты это улавливают очень быстро. В негосударственных вузах идет серьезный отбор тех, кто может и хочет развиваться, и наоборот. За последние годы отношение к негосударственным вузам со стороны преподавателей несколько изменилось. В штат приходят активные, заинтересованные в успешности и реализации собственных амбиций преподаватели. Для повышения престижа студенты предлагают пересмотреть отношение государства к профессии, повысить квалификацию преподавателей и заработную плату в государственных вузах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Идеальный образ преподавателя вуза 2006 г. и идеальный образ преподавателя вуза 2012 г. очень похожи. Приведем отдельные высказывания: «Идеальный преподаватель — это не только и не столько умный человек, сколько мудрый (можно очень много знать, но не найти у 99% своих знаний применения в жизни). То есть умный знает научную теорию, а мудрый — саму жизнь. Также преподаватель должен быть коммуникабельным, обаятельным, терпеливым, иметь внутренний стержень, но быть готовым услышать и понять чужое мнение. Думаю, немаловажно не только желание учить, но и учиться у своих студентов (взаимообо-

гащающий диалог всегда лучше даже самого гениального монолога). Преподаватель должен хорошо выглядеть и интересоваться (хотя бы поверхностно), чем живет современная молодежь»; «Готов меняться. Это человек, который вызывает уважение, сдержан, конструктивен в замечаниях и требованиях, интересно излагает материал, умеет приводить реальные примеры (теоретик и практик в одном лице), владеет навыками работы с компьютерными программами»; «У него есть желание работать с душой и улыбаться (выделено автором)»; «Требовательный, знает, как подать информацию и может помочь студентам в каких-либо вопросах, даже не связанных с учебой»; «Не только учитель, но и друг для студентов, способный дать жизненный совет. Владеет ораторским искусством и грамотной речью. Обладает чувством юмора. Должен быть примером для подражания своим студентам. Преподавание должно идти в ногу со временем, не должно быть устаревших взглядов. Выглядит красиво и современно».

Реальные образы преподавателей государственных и негосударственных вузов несколько отличаются друг от друга. Студенты государственного вуза пишут: «Категории придумала сама ©. Просто пришли в голову:

1. «Мне неинтересно то, что я делаю. Я пришел отчитать свою лекцию...». Это поведение на паре.

2. Преподаватели-новаторы. Рассказывают об интересном, научном. Используют новые технологии, показывают ролики, фотографии.

3. Преподаватель-«Наука». Рассказывает все умное, значимое, важное. Но только в неинтересной форме.

4. Преподаватель — «душевная открытость». Много историй из личного опыта, своей семьи, взаимоотношений, рассказ о путешествиях + научные знания. На мой взгляд, студентам интересно слушать таких преподавателей»; «Консервативные много рассказывают

теории, мало практики. Немного современных преподавателей. Нередко неответственные. Преподаватели не довольны своей работой»; «В основном, досконально не знают свой предмет. А если разбираются, то не доносят полную информацию до студентов. Держат дистанцию. Навешивают маску “Я все знаю, и других вариантов не допускается”. Обладают чувством юмора. Преподают не ради студентов, а ради материальной или нематериальной выгоды. Непунктуальны и необязательны. Могут не приехать на пары. Не всегда удается установить контакт с аудиторией и завлечь тем или иным вопросом. Однако есть и компетентные преподаватели, которые уверены в себе, оптимистичны. Лю-

бят студентов и свой предмет, профессию»; «Существуют преподаватели с устаревшей информацией. Существуют преподаватели-эгоисты. Существуют преподаватели, которые отдаются своему делу. Существуют те, кто не любит свое дело и проецирует свой негатив на студентов. Часто — это немолодой преподаватель-консерватор с устаревшими знаниями и нежеланием использования современной техники, необходимой в рамках предмета, самореализующийся за счет студентов. Или некоторые молодые преподаватели или сотрудники, которые остаются в вузе после его окончания и не умеют слышать студентов, считая себя уже “выше” по статусу, хотя разница в возрасте небольшая».

Ответы студентов негосударственного вуза: «Преподаватели все разные. Большинство из них — профессионалы своего дела и очень интересные люди, по которым видно: они нашли свое призвание. Кто-то может хорошо организовать работу, кто-то хорошо подает материал»; «Современный, добрый, многосторонний, умный, имеет “за спиной” много реализованных интересных проектов, с чувством юмора. Интересный, теплый, несет за собой особую уютную атмосферу, имеет свою харизму, изюминку, отличительную черту. Совпадает с идеальным образом»; «Но есть и такие, кто не считается с мнением студентов, не корректирует лекции, задания, считая свой предмет главенствующим. У некоторых нет организованности и, как следствие, они не могут правильно и логично передать материал, что мешает его усвоению. Но таких немного. Есть нудные, а есть с чувством юмора. Есть те, кто любит говорить не по делу, а есть те, кто четко выражает свою мысль, не теряя ее во время пары».

Идеальный внешний вид преподавателя: опрятный, ухоженный, одетый со вкусом (эти качества отмечает каждый второй студент). Стильный деловой костюм: брюки, юбки и пиджаки, а не повседневные вещи: джинсы и футболки. И без лишней чопорности и строгости. Соответствует дресс-коду, но с изюминкой, индивидуальностью. С последними новинками техники (телефон, ноутбук). «Интересно, когда есть что-то необычное, особенное, индивидуальное — от яркого галстука, до манеры жестикулировать», — пишут студенты. «Манера поведения, которая придает авторитетность».

Первое впечатление о преподавателе складывается по следующим характеристикам: манера поведения, как преподаватель знакомится со студентами, голос, речь, ведение лекции.

- взгляд: уверенный/испуганный, открытый, выражающий готовность общаться или нет;

- внешний вид: стиль одежды, цвет и то,

как одежда «сидит» и идет ли человеку

вообще.

Идеальный возраст преподавателя у студентов находится в пределах от 28 до 50. Но чаще студенты говорят, что возраст не имеет значения. Все зависит от личностных характеристик человека и профессионализма, например от гибкости ума, умения находить общий язык с аудиторией. Если преподаватель слишком консервативен, то с ним в любом возрасте тяжело общаться. И наоборот, если молодой преподаватель общается со студентами как с друзьями, студенты не воспринимают его и его предмет серьезно. «Думаю, это зависит от человека. Некоторые и в 90 лет “живчики”, а другие и в 30 лет жуткие зануды».

Положительные профессиональные качества преподавателя: знание иностранных языков, умение работать в новых компьютерных программах, умение презентовать себя, умение мотивировать студентов на работу, интерес к своей работе/делу, наличие большого круга знакомых/партнеров, работающих в других/разных областях, умение принимать решение здесь и сейчас, выходить из ситуации, улаживать конфликты, умение преодолевать трудности; наличие примеров, доказательств, богатый словарный запас, наличие наград, заслуг; хорошее знание своего предмета и умение объяснять так, чтобы студент понял; умение находить общий язык с аудиторией, индивидуальный подход, самоорганизация, умение четко и ясно поставить перед студентами цель. Объяснить процесс подготовки к занятиям, чтобы студенты могли располагать информацией заранее, а не ставиться перед фактом; умение прислушиваться к мнению группы.

Отрицательные профессиональные качества преподавателя: незнание своего

предмета, неумение его объяснять и отсутствие интереса к нему; односторонность, придерживается только своей точки зрения, незнание дисциплины, темы, некомпетентность; злоупотребление рабочим положением (статусом); скучные монотонные лекции; неумение работать с аудиторией; устаревшие взгляды; излишняя педантичность; разговоры не по делу; неорганизованность, авторитарность.

Положительные личностные качества преподавателя: улыбчивый, добрый, может поговорить на отвлеченные темы. Любознательность. Чувство юмора. Умение найти общий язык со студентами. Коммуникабельность, мудрость, умение относиться к людям вне зависимости от симпатий/антипатий преподавателя. Обаяние, в идеале — харизма, самодостаточность. Умение пойти навстречу студентам, уметь слушать и слы-

шать, индивидуальный подход к каждому. Умение быть уместным в разных ситуациях, ответственность, быть гибким, когда это необходимо. Быть независимым.

Отрицательные личностные качества преподавателя: злой, не очень разговорчивый. Строгость, излишняя дотошность, занудность. Неумение пойти на компромисс, невнимательность. Предвзятое отношение, высокомерие. Грубость, хамство, пренебрежение, подлость, корысть. Принципиальная позиция, нежелание согласиться с мнением окружающих.

Интересы преподавателя, которые могут улучшить процесс общения: «Его должно интересовать все понемногу. Но в первую очередь психология людей, чтобы он знал подход к каждому студенту. Интересы, которые соответствуют интересам студентов»; «Слежение за новинками и развитием мира. Было бы классно, если бы больше преподавателей интересовались политикой и рассказывали нам об этом»; «Делится опытом, использует презентации, интересуется увлечениями студентов»; «Интересы, которые затрагивают стороны будущей профессии студентов»; «Чтение книг, путешествия, спорт. Интересоваться новинками музыки и владеть современной молодежной культурой»; «Новые способы, возможности подачи материала. Отслеживание интересов того, с кем общаются. Присутствие в социальных сетях».

Свое взаимодействие с преподавателем студенты видят так: «Это непременный диалог преподавателя и студентов, в результате которого и та, и другая сторона получает новые знания и этим обогащает себя и расширяет кругозор»; «Процесс коммуникации между студентом и преподавателем, позволяющий студенту получить знания, а преподавателю — опыт и самореализацию. Обеим сторонам данное взаимодействие должно помогать расти»; «Это двусторонний процесс общения между студентом и преподавателем, который обеспечивает самый высокий уровень образования».

ВЫВОДЫ

1. Большая часть преподавателей вуза стараются иметь дополнительное место работы, которое является не только источником дополнительного заработка, но и возможностью для развития и совершенствования своих практических навыков. В 2006 г. причиной наличия дополнительной работы была только заработная плата.

2. Основными причинами неудовлетво-

ренности педагогической деятельностью являются: низкая заработная плата,

низкий карьерный рост, современные

студенты, государственная политика и большая ответственность их за знания студентов.

3. На основе результатов исследования можно говорить о несистемной, но целенаправленной работе преподавателей вузов над своими профессиональными и личностными качествами. Требования времени и ожидания заставляют большинство из них следить за своим здоровьем, быть грамотным не только с точки зрения теории, но и российской и зарубежной практики.

4. По результатам исследования 2012 г. к основным составляющим имиджа преподаватели отнесли новый показатель — «практический опыт» (62%). В 2006 г. этот показатель у преподавателей отсутствовал. Но студенты уже тогда поставили эту характеристику на 5-е место. При этом значимость внешнего вида преподаватели, опрошенные в 2012 г., поставили только на 6-е место, в то время как в 2006 г. этот показатель для студентов был более значим.

5. В 2012 г. в описании внешнего вида преподавателя появилась новая характеристика — «физическое здоровье».

6. В основных профессиональных качествах преподаватели в 2012 г. на 2-е и 3-е места соответственно поставили необходимость наличия практического опыта и умение связывать теорию с практикой. На 4-м месте стоит стремление совершенствовать содержание и формы своей деятельности. В 2006 г. эти качества полностью отсутствовали. На сегодняшний день преподаватель вуза понимает необходимость следить за изменениями рынка и совершенствовать свои знания, но не считает это целенаправленной работой по формированию собственного имиджа.

7. Как студенты, так и преподаватели считают, что не существует критического возраста. В большей степени это зависит от характера, умения развиваться, реагировать на изменения окружающей среды и требования к содержанию профессии. Это понимание свидетельствует о том, что преподаватели готовы меняться независимо от собственного возраста, об их гибкости и желании долго оставаться профессионалами.

8. В случае появления свободного времени преподаватели готовы развиваться: читать художественную литературу, изучать иностранные языки, чаще ходить в филармонию, театр и заниматься спортом (этого показателя в 2006 г. не было).

9. В профессии преподавателей привлекают интеллектуальное развитие, творче-

ская атмосфера, нравится большой круг общения, возможность карьерного роста и общение с молодежью.

10. В индивидуально-личностных характеристиках преподавателя появился новый современный критерий — это «способность к сотрудничеству». Именно он говорит о возможности и необходимости диалога со студентами как с партнерами образовательного взаимодействия.

11. Отношение к профессии преподавателя со стороны студентов несколько изменилось. Появилось деление на преподавателей государственных и негосударственных вузов.

12. К сожалению, зеркальный имидж (какими себя видят преподаватели) и реальный (как их видят студенты) не совпадают. Мы

считаем, что исследования подобного характера надо проводить регулярно и постоянно знакомить с их результатами преподавателей. Взгляд на преподавателей со стороны студентов, их ответы, должны заставить задуматься представителей вузов о необходимости проводить целенаправленное изменение собственного имиджа, который является основой для формирования и развития необходимых компетенций. Компетенции — это более сложная форма профессионального проявления, чем имидж, поэтому для выявления обязательных компетенций преподавателя вуза и уровня их сформирован-ности требуются специальные исследования. Это цель следующих исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. ПОПОВА О. И. Имидж преподавателя вуза : проблема самореализации в образовательном взаимодействии // Педагогическое образование в России. 2011. № 4.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Т. А. Сутырина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.