Научная статья на тему 'Преподаватель университета как субъект формирования готовности студентов к профессиональной деятельности'

Преподаватель университета как субъект формирования готовности студентов к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА / СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / READINESS / PROFESSIONAL ACTIVITY / STUDENT OF PEDAGOGICAL AND SOCIAL UNIVERSITY / SUBJECTIVE APPROACH / PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аришина Элина Сергеевна, Старовойтова Лариса Ивановна

Данное исследование посвящено изучению проблемы готовности студентов университета к профессиональной деятельности. В работе актуализируется необходимость формирования готовности преподавателем у студентов с позиции субъектного подхода. С этой целью раскрывается содержание личностного и деятельностного уровней психологической готовности к профессиональной деятельности студентов социального и педагогического университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аришина Элина Сергеевна, Старовойтова Лариса Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UNIVERSITY’ TEACHER AS A SUBJECT OF FORMATION OF STUDENTS' READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

This research is devoted to study the problem of University's students’ readiness for professional activity. This work pays attention to the necessity of preparing students’ readiness by the teacher from the position of subjective approach. For this purpose, the content of personal and activity levels of psychological readiness for professional activity of students of social and pedagogical universities is revealed.

Текст научной работы на тему «Преподаватель университета как субъект формирования готовности студентов к профессиональной деятельности»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Аришина Элина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); доктор исторических наук, профессор Старовойтова Лариса Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный социальный университет» (г. Москва)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ УНИВЕРСИТЕТА КАК СУБЪЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы готовности студентов университета к профессиональной деятельности. В работе актуализируется необходимость формирования готовности преподавателем у студентов с позиции субъектного подхода. С этой целью раскрывается содержание личностного и деятельностного уровней психологической готовности к профессиональной деятельности студентов социального и педагогического университетов.

Ключевые слова: готовность, профессиональная деятельность, студент педагогического и социального университета, субъектный подход, личностные и профессиональные качества преподавателя.

An^tatton. This research is devoted to study the problem of University's students' readiness for professional activity. This work pays attention to the necessity of preparing students' readiness by the teacher from the position of subjective approach. For this purpose, the content of personal and activity levels of psychological readiness for professional activity of students of social and pedagogical universities is revealed.

Keywords: readiness, professional activity, student of pedagogical and social University, subjective approach, personal and professional qualities of the teacher.

Введение. Динамичное преобразование современного российского общества в условиях глобализации и информатизации обозначили основное требование государственных стандартов высшего социального и педагогического образования - это профессиональная подготовка востребованных и конкурентоспособных выпускников вуза.

«Изменения в понимании новой роли образования в контексте социального развития влекут за собой изменение технологического компонента образования. На всех уровнях - государственном, общественном и личностном - возникает потребность в разработке таких образовательных технологий, которые обеспечивали бы формирование у субъектов образования первичных умений социального и жизненного целеполагания, навыков самоопределения и самореализации, способности к саморегуляции, а также возможности построения индивидуальной образовательной траектории» [6, 5-6].

Изложение основного материала статьи. Современные подходы в определении цели и сущности социального образования (А.И. Арнольдов, В.Г. Бочарова, С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, М.А. Галагузова, Т.Е. Демидова, И.А. Зимняя, Л.И. Кононова, Р.М. Куличенко, В.А. Никитин, А.И. Панов, В.А. Сластенин, В.Н.Смирнова-Ярская, Л.И. Старовойтова, Л.В. Топчий, М.В. Фирсов, Н.Б. Шмелева, Г.П. Штинова и др.) осуществляются в русле интеграции его связей с обществом, культурой, ценностями, что и определяет его природу как социального феномена. Как социальное, так и педагогическое образование выступают средством освоения человеком культуры, воспроизводства и развития социума. В связи с этими подходами социальное и педагогическое образование рассматриваются как «средство становления новой личностной позиции и культуры мышления человека, что предполагает, в первую очередь, переход его с позиции пассивного потребителя социокультурных ценностей на позиции активного и творческого освоения и воспроизводства этих ценностей» [6, 7].

Ученые, уделяющие внимание ценностным основаниям современного отечественного образования (Б.Г. Ананьев, Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, Б.С. Гершунский, В.И. Гинецинский, Н.Д. Никандров, О.В. Лешер, З.И. Равкин, В.М. Розин, В.А. Сластенин, Л.И. Старовойтова, Ю.Б. Тупалов, М.И. Фишер, Г.И. Чижакова, П.Г. Щедровицкий и др.) подчеркивают значимость гуманитарной составляющей в образовании, обеспечивающей единство непрерывного общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности с учетом общественных потребностей и личных запросов.

Реализация требований государственных стандартов высшего социального и педагогического образования связана с качеством процесса профессиональной подготовки, а также профессиональными и личностными качествами преподавателей её осуществляющих.

Проведенное исследование проблем и особенностей разработки современной модели непрерывного профессионального социального образования на базе Российского государственного социального университета (г. Москва) позволило нам сделать вывод: профессионально-социальная деятельность будущих социальных работников предполагает формирование у них ценностного отношения к данному виду деятельности, являющемуся интегральным качеством личности студента, будущего профессионала в социальной сфере. Ценностное отношение к профессиональной деятельности обеспечивает эффективность процесса профессионально-социальной подготовки [6].

Выпускник социального университета со сформированным ценностным отношением к профессиональной деятельности способен к профессиональному саморазвитию, нравственному выбору, осознанному отношению к профессии, самостоятельной подготовке и, следовательно, осознанной реализации себя в профессии. Ценностное отношение студента социального университета к профессиональной деятельности способствует формированию готовности к профессии.

Преподаватель как субъект педагогической деятельности выступает образцом будущей профессии, на который студенты ориентируются, создавая свой профессиональный образ. Вне сомнений ответственность современного преподавателя за качество трансляции профессиональной культуры поколениям. Преподаватели социального университета побуждают студентов к профессиональному развитию, подготавливают к деятельности в профессиональной сфере «человек-человек», совершенствуют духовно-нравственные качества будущих выпускников. Так, например, от сотрудников социально-реабилитационных центров «требуется не только знание современных технологий работы с клиентом», но и проявление

эмпатии, «сопереживания в проблемной ситуации, способности вдохновить, вызвать стремление к обновлению собственной жизни» [6, 131].

Согласно исследованиям отечественных ученых психологов и педагогов, освещающих профессионализм учителя, (Ш.А. Амонашвили, Р.М. Асадуллин, Э.Б. Голубева, М.Т. Громкова, И.В. Дубровина, И.Ф. Исаев, И.А. Зимняя, Я. Корчак, В.А. Кан-Калик, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, В. Леви, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.Б. Орлов, П.А. Просецкий, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, В.Д. Шадриков, Е.Н. Шиянов и др.), именно преподаватель, как субъект педагогической деятельности и носитель профессиональных знаний, умений и навыков, способствует формированию готовности студентов университета к будущей профессии.

Профессия «преподаватель», по Е.А. Климову, принадлежит к сфере «человек - человек» [2]. Для достижения эффективности в процессе профессиональной подготовки студентов социального и педагогического университетов преподавателю необходимо владеть психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками, создавать психолого-педагогические условия формирования готовности к будущей профессии.

Развитие личностных и профессиональных качеств преподавателя университета осуществляется в процессе социализации, в том числе и в процессе подготовки к будущей профессии на этапе получения образования, профессиональной переподготовки, повышения квалификации.

Становление личности профессионала происходит на протяжении всей жизни, в профессиональном общении и деятельности. Профессионализация личности преподавателя университета (по Е.А. Климову) может осуществляться от «адаптанта» до «наставника», а в некоторых случаях интерес к профессии зарождается на стадии «адепта» [2].

Профессиональная деятельность преподавателя университета отличается активностью, способностью воздействовать как на процесс профессиональной подготовки, так и развитие личности студентов. Источником активности являются как потребности, которые необходимо удовлетворить, так и воздействия внешнего мира, на которые субъект реагирует, опираясь на систему сформированных ценностей. Профессиональная деятельность преподавателя университета имеет направленность на формирование у обучающихся интереса к будущей профессиональной деятельности. Интерес - одно из важных условий творческого отношения к профессии, стремления к самосовершенствованию, удовлетворению духовных потребностей. Так, личность преподавателя университета, его профессионально-важные качества имеют значение для процесса профессиональной подготовки, в целом, и формирования психологической готовности студентов социального и педагогического университетов к профессиональной деятельности, в частности.

Представители субъектного подхода к изучению личности в психологической науке (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцифирова, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анциферова, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, А.В. Мелешко, В.С. Мухина, В.Ф. Петренко, В.А. Петровский и др.) подчеркивают влияние внутренних факторов на развитие личности, «мотивов смысла и ценностей, активности и творческого начала, способов преодоления трудностей и построения жизненного пути» [4].

Личностные качества «развиваются в процессе социализации и раскрывают отношения с другими людьми. Личность (по А.В. Петровскому) рассматривается в трех аспектах: продукт социализации индивида («Я в отношении с другими людьми»), рефлексия («Я в своих глазах»), отношение других людей к индивиду («Я в глазах других»). Иерархическая структура личности представлена (по К.К. Платонову): направленностью, опытом человека (знания, умения, навыки, привычки); высшими психическими процессами: интеллект (мышление, память, внимание), воля, эмоции, физическая (двигательная) активность; характером и способностями» [5, 94-95].

Опыт активности личности «фиксируется в ценностных ориентациях и установках, т.е. в устойчивых целостных образованиях, которые характеризуют внутреннюю готовность к профессиональной деятельности и обусловливают устойчивость поведения, отражаясь в жизненных планах» [3, 26].

Включение человека в значимую для него деятельность и отношения является фундаментальным фактором формирования свойств и качеств личности. В этой связи, профессиональная деятельность преподавателя, являясь осмысленной ценностью, способствует проявлению субъектности, профессиональному и личностному развитию.

В нашем исследовании преподаватель университета создает для студентов психолого-педагогические условия: «гуманистическую направленность профессиональной подготовки, включение в совместную творческую профессиональную деятельность, организует соответствующее содержание образовательной среды» [1, 66].

Профессиональные качества преподавателя педагогического и социального университетов раскрываются в профессиональных знаниях, понимании особенностей социальной и педагогической профессий, умениях преподавать (владение технологией), в решении образовательных задач университета (обучение, воспитание и развитие студентов), в сформированных навыках субъекта труда (самостоятельность, способность к сотрудничеству, культура общения, коммуникативная компетентность и т.д.).

Исследование готовности студентов к профессиональной деятельности проводилось на базе факультета психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (г. Уфа) и факультета социальной работы Российского государственного социального университета (г. Москва). Это исследование позволило разработать технологию оценки сформированности готовности студентов к профессиональной деятельности в повседневных и экстремальных условиях. Готовность студентов университета к профессиональной деятельности связана с различными сторонами личности и имеет структуру, состоящую из следующих компонентов: мотивационно-ценностный, интеллектуальный, операционально-волевой, оценочно-рефлексивный, технологический. Разработанная технология раскрывает уровни психологической готовности к профессиональной деятельности, ее модель и систему критериально-ориентированного оценивания сформированности [1, 81-90].

Адаптация технологии на факультете социальной работы Российского государственного социального университета (г. Москва), применительно к особенностям направления подготовки «Социальная работа», привели к выявлению личностного и деятельностного уровней сформированности социально-психологической готовности студентов университета к профессиональной деятельности: низкий, средний, выше среднего, высокий.

Раскроем их содержание.

Низкий личностный уровень. Студент не осознает себя в качестве профессионала. Отношение к профессии отсутствует или не выражено. Возможно стремление к совершению действий, связанных с удовлетворением личных потребностей (коммуникативных, социальных, в безопасности, физиологических и т.д.). Стремление к сотрудничеству в деятельности не выражено. Операционально-волевой компонент не проявлен. Студент не воспринимает целостно свой жизненный путь, не видит связи профессии с жизнью. Не осознает настоящее, прошлое и будущее во взаимосвязи. Преобладает внешний локус контроля. В поведении отсутствует естественность, преобладает стесненность рамками обстоятельств, влияний извне, социальных ролей и культурных стереотипов. Студент не осознает свои потребности, чувства. Может проявлять эмоциональную неустойчивость, нетерпимость, несдержанность, пессимистичность, боязливость. На данном уровне скорее избегает трудностей, недоверчив, застенчив, не уверен в своих силах, не верит в себя, склонен к самообвинению, обвинению других, не принимает себя и других, не интересен себе, ожидает негативное отношение к себе со стороны окружающих. Самооценка неадекватная, высокая или низкая, создает трудности в общении и деятельности.

Низкий деятельностный уровень. Саморегуляция и самоорганизация отсутствуют, не проявлены. Деятельность по приобретению профессиональных знаний, умений и навыков у студента протекает стихийно, не осознанно, периодически. Включенность и вовлеченность в учебную, научно-исследовательскую, социально-воспитательную работу вуза не достаточно проявлена, интерес к профессии не выражен. Отсутствует стремление к решению задач профессиональной подготовки и достижению результата.

На низком уровне готовность студента университета к профессиональной деятельности не сформирована, выражена слабо.

Средний личностный уровень. Студент осознает себя в роли профессионала, видит смысл профессиональной подготовки в социальном университете. Отношение к профессиональной деятельности в сфере «человек-человек» согласное. Принимает профессию. Присутствует стремление к коммуникации, сотрудничеству, творчеству. Профессия интересна. Студент осознает необходимость развития, стремится к актуализации потенциала. Частично проявляет внешний, частично внутренний локус контроля. Проявляет скорее естественность в поведении, осознает свою индивидуальность, влияние социальных ролей и культурных стереотипов, старается принимать себя и других людей, осознает свои потребности и чувства, Скорее эмоционально устойчив, проявляет терпимость, сдержанность. Умеет находить позитивное, осознает свои страхи и работает над ними, принимает трудности. Скорее доверяет, верит в себя, свои силы, склонен к принятию себя и других, проявляет интерес к себе. Осознает свои ожидания от окружающих, самооценка адекватная.

Средний деятельностный уровень. Проявляется саморегуляция и самоорганизация. Деятельность студента по приобретению профессиональных знаний и совершенствованию профессиональных умений и навыков обретает упорядоченность, осознанность, постоянство. Появляется устойчивый интерес к профессиональной деятельности. Студент осознанно занимается учебной, научно-исследовательской, социально-воспитательной работой в университете. Присутствует стремление к решению задач профессиональной подготовки, достижению результата.

На среднем уровне студент университета проявляет готовность к профессиональной деятельности, активно включается в работу над собой.

Личностный уровень выше среднего. Студент представляет себя в профессии. Отношение к профессиональной деятельности в сфере «человек-человек» согласное, принимающее. В процессе общения «встречает» другого человека. Осознает ценности коммуникации, сотрудничества, творчества, развития, познания, сферы «человек - человек». Стремится действовать в согласии с ценностями, к целостному восприятию жизни и профессии, к внутреннему локусу контроля, к естественности, к принятию уникальности, индивидуальности своей и другого человека. Учитывает влияние культурных стереотипов и социальных ролей. Осознает свои потребности и чувства. Готов открыто проявлять свои чувства, эмоционально устойчив, толерантен. Осознает единство противоположностей. Стремится к проявлению целостности в восприятии себя и мира. Осознает настоящее время, управляет им как ресурсом развития. Работает над собой. Учится «встречать» трудности, воспринимать их как возможности для развития и самореализации. Скорее доверяет себе и окружающим, верит в себя и свои силы. Самооценка адекватная, способствует достижению результата, эффективному решению задач профессиональной подготовки.

Деятельностный уровень выше среднего. Студент проявляет активность, самостоятельность, умеет действовать вместе, сообща, в команде. Саморегуляция и самоорганизация способствуют как решению задач профессиональной подготовки, так и личностному росту. Внутренняя свобода личности проявляется в творческом подходе к решению задач профессиональной подготовки и жизнедеятельности. Деятельность студента по приобретению профессиональных знаний и совершенствованию профессиональных умений и навыков становится осознанной, организованной самостоятельно и результативной. Интерес к профессиональной деятельности устойчив. Студент осознанно занимается учебной, учебно-методической, научно-исследовательской, социально-воспитательной работой в университете. Умеет решать задачи профессиональной подготовки, знает, как учиться, проявляет ответственность, осознает смысл труда в профессиональной сфере.

На уровне выше среднего студент готов к профессиональной деятельности, активно работает над собой.

Высокий личностный уровень. Студент осознает себя в будущей профессии. Действия согласованны с ценностями, убеждениями и профессиональными требованиями. Отношение к профессиональной деятельности согласное. Студент удовлетворен, что правильно выбрал направление профессионального развития, осознает и принимает ценности коммуникации, сотрудничества, творчества, профессиональной сферы «человек - человек», развития, познания, «встречает» жизнь, окружающий мир и другого человека. Осознает целостность картины мира, свою причастность к целостности, воспринимает себя как уникальную и неповторимую личность, ценит себя, интересен себе. Умеет видеть в другом человеке сходство с самим собой, находить общее, а также принимать уникальность и индивидуальность человека. Глубоко воспринимает мир вокруг. Осознает взаимодополнительность противоположностей, благодаря этому формирует целостную картину мира. Проявляет свободу и ответственность. Умеет выстраивать гармоничные отношения. Целостно воспринимает свой жизненный путь, согласен со своим выбором, с самим собой, проявляет внутренний локус контроля, естественность. Принимает себя и другого человека, осознает и

учитывает влияние социальных ролей, культурных стереотипов, уникальность и индивидуальность. Осознает потребности и чувства свои и другого человека. Умеет проявлять свои чувства и учитывать чувства другого человека. Эмоционально устойчив, толерантен. Работает над собой, своим внутренним миром. Трудности «встречает» и превращает их в возможности для развития своей личности, профессиональной деятельности, совершенствует свою деятельность. Доверяет себе и другим. Верит в себя и в других. В себе раскрывает потенциал для развития и самосовершенствования. Самооценка адекватная, высокая, способствует решению профессиональных и личных задач.

Высокий деятельностный уровень. Деятельность студента по приобретению знаний и совершенствованию профессиональных умений и навыков упорядочена, осознанна, постоянна. Способствует в процессе профессиональной подготовки развитию студенческой среды университета. Уверенно решает задачи профессиональной подготовки. Умеет находиться в ситуации неопределенности. Осознает ценность времени как ресурса развития. Умеет находиться в состоянии «здесь и сейчас». Владеет собой и своей деятельностью. Студент активен, ответственен, умеет управлять собой, самоорганизован, может действовать вместе, сообща, в команде. Профессиональная подготовка осознанна, целенаправленна и результативна. Студент эффективно решает задачи учебной, научно-исследовательской и социально-воспитательной работы университета. Творчески подходит к решению задач. Осмысленно подходит к трудностям, «встречает» и воспринимает их как возможности для роста, созидания.

На высоком уровне студент университета готов к профессиональной деятельности.

Формируется готовность в совместной деятельности и общении студентов и преподавателей социального и педагогического университетов, обеспечивающих создание психолого-педагогических условий.

Выводы. Непосредственное влияние преподавателей социального и педагогического университетов на подготовку к профессиональной деятельности в современных условиях востребованности выпускников обозначило необходимость субъектного подхода к личности преподавателя, эффективно решающего эту задачу.

Преподаватель, являясь субъектом педагогической деятельности, обеспечивает психолого-педагогические условия профессиональной подготовки студентов социального и педагогического университетов. Профессиональное развитие личности преподавателя обусловлено влиянием внешних и внутренних факторов, объективных и субъективных. Актуализация мотивационной сферы личности смыслом, ценностями способствует активности в профессии и творческому отношению, позволяет находить способы преодоления трудностей, построения индивидуальной траектории профессионального развития на жизненном пути человека. Ценностное отношение преподавателя к профессиональной деятельности способствует формированию готовности студентов социального и педагогического университетов к профессии.

На основе представленной технологии оценки сформированности готовности студентов к профессиональной деятельности разработано содержание социально-психологической готовности студентов социального и педагогического университетов к профессиональной деятельности, представлена характеристика личностного и деятельностного уровней.

Литература:

1. Аришина Э.С. Формирование готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности: монография [Текст]. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2012. - 179 с.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2004. — 304 с.

3. Лешер О.В., Аришина Э.С. Развитие аксиологического потенциала студентов университета в процессе профессиональной подготовки: праксеологический аспект: монография / О.В. Лешер, Аришина Э.С.

- Магнитогорск: МГТУ, 2009. - 102 с.

4. Мелешко А.В. Субъектный подход к изучению личности. Режим доступа на 30.10.2018г.: http://www.psi.lib.ru/statyi/sbomik/splich.htm

5. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013.

- 268 с. Режим доступа на 30.10.2018г.: http://www.anovikov.ru/dict/ped_sl.pdf

6. Старовойтова Л.И., Аришина Э.С. Современная модель непрерывного профессионального социального образования: монография [Текст]. М.: Изд-во РГСУ, 2009. 144 с.

Педагогика

УДК 37.013(045)

ассистент кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности Афонина Екатерина Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЦЕННОСТИ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ»: ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В статье показаны основные результаты внедрения дополнительной общеобразовательной программы «Ценности безопасной жизнедеятельности будущего учителя», которая способствует формированию ценностей и ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности будущего учителя в рамках внеучебной деятельности.

Ключевые слова: дополнительная общеобразовательная программа, результат, будущий учитель, ценности, безопасность жизнедеятельности.

Annоtation. The article shows the main results of the introduction of the additional general education program "Values of the safe life of the future teacher", which contributes to the formation of values and value orientations in the field of life safety of the future teacher in the framework of extracurricular activities.

Keywords: additional general education program, result, future teacher, values, life safety.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.