Левин,^.^. 'Ш.ум.ков
Преподаватель и директор Псковской гимназии Егор Михайлович Шавров
В историко-статистическом обозрении «Главное народное училище в г. Пскове и Псковская губернская гимназия» его автор Иван Иванович Василёв назвал Егора Шаврова одним из деятельных директоров гимназии. Исследование краеведа вошло в «Памятную книжку Псковской губернии на 1869 год» и в следующем году было издано отдельной книгой. В 3-ем выпуске «Статистических очерков» 1884 года он же опубликовал «Слова и речи, говоренные при торжественном открытии Псковской губернской гимназии 2 июня 1808 г.». Эти публикации помогают изучению истории народного просвещения в Пскове.
Предки Е.И. Шаврова много лет служили в церкви села Карцево Кашинского уезда Тверской губернии. Роспись его рода дана в 5-й выпуске книги «Духовенство Тверской епархии XVIII - начала XX в.» (СПб, 2007). При этом время рождения Егора указано приблизительно: 1781-1782 год. Отметим, что Шавров в дальнейшем ещё и занижал свой возраст. Его отец Михаил Семёнович состоял тогда дьячком, в 1786 году был назначен священником, имел двух сыновей и двух дочерей и умер в 1828 году. Оба сына окончили Тверскую духовную семинарию, но Егор нарушил традиции и поступил в столичный педагогический институт, открывавшийся в 1804 году.
Во время учёбы в институте Шавров перевёл с французского языка «Исторический, генеалогический, хронологический, географический атлас», вышедший в Париже в двух частях в 1803-1804 годах. Его автор, маркиз де Ласказ (1766-1842), приближённый Наполеона, воспользовался псев-
Левин Натан Феликсович - псковский краевед, Почётный гражданин г. Пскова;
Шумков Андрей Александрович - главный редактор издательства «Старая Басманная» (г. Москва)
донимом «А. Лесаж», намекая на известного драматурга-Анри Лесажа (1668-1747). Это издание с картами и таблицами переводилось на многие языки. Перевод Шаврова типография Академии Наук напечатала в 1809 году на средства учебного ведомства. Впрочем, не обошлось без недоразумений. По смете расходы на печатание Атласа намечались в 1162 руб. Однако правление Академии заявило, что фактически затрачено 22 тысячи, и не выдавало Шаврову обещанную часть тиража. В декабре 1911 года ему, уже работавшему в Пскове, пришлось за счёт отпуска ездить в столицу и 20 января 1812 года просить помощи у попечителя Петербургского учебного округа действительного статского советника Сергей Семёновича Уварова. Свой перевод Шавров посвятил Александру I. И когда всё утряслось, переводчику из средств кабинета императора пожаловали 3 тысячи рублей.
В свидетельстве об окончании педагогического института от 31 января 1808 года отмечалась, что по всем предметам Шавров «оказал отличные успехи». Готовясь к преобразованию Главного народного училища в гимназию, столичное начальство с начала 1808 года стало направлять выпускников института в Псков. 22 февраля сюда приехали учитель географии, истории и статистики Григорий Орлов и учитель естественной истории, технологии и коммерческих наук Климент Измайлов, 15 марта - учитель изящных наук, философии и нравственно-политических наук Егор Шавров, в мае - учитель чистой и смешанной математики и опытной физики Фома Петрушевский.
2 июня 1808 года на торжественном открытии Псковской губернской гимназии присутствовал попечитель Петербургского учебного округа и президент Академии Наук тайный советник Николай Николаевич Ново-сильцов (будущий председатель Госсовета и
Комитета министров Российской Империи). После речи директора гимназии Назаретского Шавров первым из учителей прочёл своё «Рассуждение о следствии пренебрежения наук» Он выразил надежду, что «настоящее торжество должно положить начало возрождению славы Пскова», а остатки разрушающейся древности должны возобновиться... (Звучит вполне современно!). Речь Шаврова была напечатана и в № XXII «Периодического сочинения об успехах народного просвещения» за 1808 год.
Для краткости Шаврова называли учителем философии. В его обязанности входило преподавание логики и всеобщей грамматики в первом классе, психологии и нравоучения во втором классе, эстетики и риторики в третьем классе, естественного права, народного права и политической экономии в четвёртом классе. Всего у него было 20 уроков в неделю, в то время как у учителей математики и истории
- по 18 уроков, а естественных наук, латинского и французского языков - по 16 уроков. По оценке И. И. Василёва, Шавров - «один из самых деятельных и усердных учителей, всеми силами старавшийся об исполнении в точности гимназического устава».
Шавров и в Пскове продолжал заниматься переводами. В письме от 28 февраля 1813 года он сообщил С.С. Уварову: «Досуги, оставшиеся от должности моей, я употреблял на перевод книги “Tableau des revolutions l’Europe”, par M. Koch (“Картина революций Европы” М. Коха), который осмеливаюсь при сем представить на благоусмотрение Вашего Превосходительства. Благодеяния, которыми я имел счастье пользоваться во время встретившихся со мною неудовольствий с Комитетом правления Академии наук, наполняет меня лестною надеждою .». 30 марта Уваров направил положительное заключение министру народного просвещения графу А.К. Разумовскому. Однако министр вернул все три части переводной книга, указав, что она «по содержанию своему не может быть принята в наших училищах», но переводчик вправе, «ежели пожелает, сам её напечатать». Такая возможность Шаврову не представилась.
Первые восемь лет гимназии не везло с директорами. Бывший директор Главного народного училища Пётр Назаретский, став-
ший её директором, из-за болезни глаз редко бывал на службе, в конце года подал прошение об отставке и был уволен 26 июня 1809 года. Флота капитан-лейтенанта Алексея Харламова назначили директором 9 августа, но он долго не приезжал. Его обязанности до 24 декабря исполнял учитель Петрушевский, а с 1 апреля по 6 октября 1810 года - Егор Шавров. А Харламов, приняв должность, большей частью находился в столице, нередко по своим делам. Его уволили 6 ноября 1811 года. Через три месяца, 15 февраля, директором гимназии назначили 58-летнего советника Псковского губернского правления Василия Караулова. Он тоже месяцами бывал в Питере и растратил 3014 рублей гимназических денег. Ещё до его увольнения исполнение должности директора с 6 марта 1816 года было возложено на Шаврова. 9 декабря того же года он получил чин коллежского асессора. В приказе от 18 февраля 1817 года попечитель округа отметил: «Прежде он многократно с похвалою исправлял оную (должность) при случавшихся отсутствиях директора, и ныне уже целый год занимается ею с надлежащим рачением и деятельностью, не смотря, что от упущений Караулова дела весьма были запутаны». 28 августа Шаврова утвердили в должности директора училищ Псковской губернии, бывшего одновременно и директором гимназии. Однако совмещать эту службу с преподаванием в гимназии ему не разрешили.
Новый директор сумел добиться приобретения другого помещения для гимназии. Помог губернатор князь Пётр Шаховской. Он сообщил в Министерство, что готов уступить снимаемое им домовладение сенатора Бекле-шова, согласившегося продать его гимназии за 5700 рублей. Руководство Министерства даже пожертвовало на покупку свои две тысячи, псковичи собрали 800, остальные Шав-ров сэкономил из сметы гимназии. В ноябре 1817 года её перевели в здание напротив церкви Георгия «со взвоза», над набережной Великой и развалинами крепостной стеной (ныне - дом № 4 по Георгиевской улице). Во флигеле Шавров разместил и уездное училище. 24 ноября 1824 года его произвели в надворные советники
Шавров прилагал немало усилий для решения насущных проблем гимназии. Он не раз обращался к начальству с просьбами об улучшении материального положения учителей, но только однажды, в 1826 году, получил разрешение выдать каждому в награду от 300 до 600 рублей и взять себе 900 рублей. Педагогические совещания учителей, предусмотренные уставом гимназий, до него не проводились и только при нём стали регулярными. Для пополнения школьной библиотеки средств у гимназии не хватало, и в 1827 году Шавров получил разрешение Главного правления училищ на учреждение Общества чтения. Её члены согласились платить по 25 рублей в год на приобретение периодических изданий, которые читались ими по очереди, а по окончании года становились собственностью гимназии.
В 1816 году, когда Шавров стал директором, в гимназии обучались лишь 17 мальчиков. Главную причину их малого количества он видел в отсутствии при гимназии пансиона (общежития) для приезжих гимназистов; уже в 1818 году обращался к псковскому дворянству с проектом его устройства; подробно излагал свои предложения в годовом отчёте за 1825 год, но поддержки так и не получил. Это сыграло роковую роль в судьбе гимназии. В октябре 1827 года Псков посетил император Николай I и 21-го осмотрел все классы гимназии, уездного училища, библиотеку, расспрашивал Шаврова об учебных предметах, числе и составе гимназистов. Среди 23 учеников не оказалось ни одного дворянского сына, ради обучения которых гимназия и учреждалась, а половину составляли кантонисты (солдатские дети). 16 ноября император «Высочайше повелел: преподавание сей гимназии остановить с 1-го января будущего года, а самую гимназию закрыть впредь до новых по сему распоряжений».
Только в 1832 году хлопоты Шаврова об устройстве пансиона увенчались успехом. Губернское дворянское депутатское собрание решило жертвовать в течении семи лет по 9 копеек с каждой ревизской души на содержание в нём 24 воспитанников из детей недостаточных дворян. И 1 ноября последовало Высочайшее повеление об открытии вновь Псковской гимназии с устройством при ней
благородного пансиона. С начала марта 1833 года директором гимназии опять назначили Шаврова и в прежнем помещении начались занятия. Для размещения пансиона, открытого 1 мая, Шавров заключил контракт с дворянами Набоковыми о найме на семь лет их домовладения рядом с Георгиевской церковью с платою по 2 тысячи рублей ассигнациями. (Николай Александрович Набоков
- прадед писателя В.В. Набокова, а супруга Анна Александровна - сестра декабриста и общественного деятеля М.А. Назимова). Побывав в гимназии 17 мая 1833 года, император выразил Высочайшее благоволение за скорое и исправное устройство пансиона. К концу календарного года уроки посещали 43 пансионера и 29 приходящих гимназистов. 6 марта Шаврова премировали 1560 рублями, а 12 апреля 1834 года ему пожаловали орден святого Владимира 4 степени. Летом того же года, получив из казны 35400 рублей, в здании гимназии произвели значительный ремонт и перестройку.
В соответствии с новым уставом гимназий, утверждённым императором 8 декабря 1826 года, в них была введена должность почётного попечителя. 16 апреля 1833 года псковское дворянство избрало на этот пост своего губернского предводителя, камергера, статского советника Николая Александровича Яхонтова (отца будущего поэта и директора гимназии). В 1835 году, когда число гимназистов достигло 104-х, а пансионеров -50-ти, по инициативе Шаврова они совместным письмом обратили внимание попечителя учебного округа князя Михаила Александровича Дондукова-Корсакова на нехватку помещений в пансионе и просили построить новое, собственное здание. Начальство разрешило приобрести место для постройки, и в 1836 году за 2940 рублей оно было куплено поблизости, на правой стороне Георгиевской улицы. Для сбора средств на строительство Губернское дворянское собрание 10 января 1838 года решило собирать с дворян по 80 копеек с принадлежащей каждому «ревизской души». Их сбор и строительные работы завершились почти через два десятилетия, уже без Шаврова.
17 июня 1837 года Шавров был награждён орденом св. Станислава 3 степени. 1 ав-
густа он в третий раз встречал приехавшего в Псков императора, который после осмотра отметил полный порядок в гимназии и успехи учеников. 24 декабря его произвели в статские советники. После 30-тилетней службы в псковской гимназии Егор Михайлович уволился по прошению 12 мая 1838 года. Узнав о поданном прошении, Губернское дворянское собрание заранее, на заседании 30 января, изъявило Шаврову признательность «за его труды и заботливость о воспитанниках Псковского благородного пансиона», о чём через губернатора довело до сведения министра народного просвещения.
Обстоятельства его личной жизни представляют интерес, в частности, для истории Псковского уезда. В значительной степени они стали известны благодаря записям его потомков, сохранившимся у них до настоящего времени, а также по материалам архивов. 13 сентября 1814 года 33-летний Егор Шавров женился на 24-летней лютеранке Шарлотте Генриетте Наталье (по-русски её звали Натальей Карловной) фон Стакель-берг (Щтакельберг). Она родилась 30 декабря 1789 года и была старшей дочерью отставного артиллерии подпоручика Карла Андреаса (Карла Адамовича) Стакельберга. На штатской службе он стал дворянским заседателем Псковского уездного суда, был переименован в титулярного советника и скончался 18 ноября 1823 года в своём сельце Кашино возле Покровской церкви погоста Колбижицы Псковского уезда. Сельцо и храм у впадения речки Смолинки в Великую на территории Палкинской волости не сохранились..
За четверть века, с 1815-го по 1840 год, у супругов Шавровых родились 8 детей, в том числе три сына - Александр, Владимир и Константин. 27 сентября 1829 года Егор Михайлович был произведён в чин коллежского советника и 24 ноября следующего года подал прошение о внесении его с сыновьями в дворянскую родословную книгу. Оно было удовлетворено. Их первенец Александр родился через год после свадьбы, в 1815 году. Формулярный список о его службе, составленный в 1847 году, обнаружен в фонде Псковского губернского правления. 4 марта 1834 года Александр записался в дворянский полк «для изучения порядка воинской служ-
бы», а через 12 лет, 11 декабря 1846 года, по домашним обстоятельствам ушёл в отставку ротмистром. Отдохнув три месяца, переименованный в коллежского секретаря, он получил должность младшего чиновника особых поручений при псковском губернаторе. В 32 года он был ещё холостым.
Запись в послужном списке Александра Шаврова, что «за родителями его состоит в Псковском уезде 50 душ», напомнила о деревне Шаврово возле платформы на 259-м км от Петербурга, между станциями Тороши-но и Черняковицы. Дачники обычно называют эту остановку третьими Черняковицами, считая от Пскова, а вторыми - платформу на 262-м км от Питера. И действительно, в клировой ведомости Ильинской церкви То-рошинского погоста за 1825 год впервые был указан помещик Георгий Михайлович Шав-ров, имевший дворовых людей в деревне Яз-вицы, находившейся в 6 верстах от приходской церкви. Раньше деревня принадлежала помещице Евдокии Ивановне Фонкурсовой. До постройки железной дороги не было и станции Торошино, а Торошинский погост располагался западнее, на речке Торошинке, у деревни Цаплино. С 1840-х годов владения Шаврова стали именоваться в клировых ведомостях: Пустынки. Очевидно, он построил там барский дом и так назвал своё имение. Не случайно, в книге И.И. Василёва «Опыт статистико-географического словаря Псковского уезда» отмечено сельцо Пустынки (Яз-вицы) Торошинской волости и прихода в 20 верстах от Пскова.
Кажется странным, что после крестьянской реформы в клировых ведомостях 18681922 годов вообще не указаны ни Язвицы, ни Пустынки. Объясняется это тем, что в клировых ведомостях перечислялись только населённые места, в которых жили прихожане. Но в своём сельце Шавровы постоянно не жили и прихожанами Торошинской церкви не считались. А ставшие свободными дворовые люди расселились по соседним деревням. Самое удивительное, что после революции в «Списке населённых пунктов Псковской губернии», составленном по итогам переписи населения 1926 года, 63 мужчины и 61 женщина в 19-ти крестьянских дворах были записаны жителями деревни Шаврово Боль-
ше-Жезловского сельсовета Торошинской волости. Значит, они продолжали помнить, что их предки когда-то были шавровскими крестьянами. Это название стало официальным По справочнику «Административнотерриториальное деление Псковской области (1917-2000 гг.)» в деревне Шаврово насчитывалось 12 жителей.
Но вернёмся к семье Шавровых. Их второй сын Владимир родился 3 ноября 1820 года, на военную службу поступил 10 марта 1839 года, стал кавалеристом, много лет состоял дежурным офицером при командующем Киевским военным округом, в 1864 году за отличие получил звание полковника, женился на католичке Вильгельмине Викентьевне Карчевской, был уволен на пенсию 24 декабря 1874 года со званием генерал-майора и умер через 20 лет, в 1894 году. Супруги имели единственную дочь Веру, родившуюся
3 декабря 1866 года. Не оправдалось предположение, что их сыновьями были военные юристы Шавровы: полковник Константин Владимирович, родившийся 15 октября 1865 года, и генерал Борис Владимирович, родившийся 4 марта 1870 года. Они не значились в послужном списке Владимира Егоровича, а их отец был военным инженером.
О Константиновиче Егоровиче, третьем сыне супругов Шавровых, по исповедной росписи Ново-Успенской церкви Пскова из-
вестно лишь, что в 1830 году ему было 7 лет. Естественно, что семья жила неподалёку от гимназии.
Сведения о деятельности Егора Михайловича Шаврова после выхода на пенсию очень скудны. В «Списке чинам Псковской губернии на 1843 год» отмечено, что он состоял заседателем уездной Дворянской опеки и посредником размежевания. «Псковские губернские ведомости» 20 апреля 1838 года напечатали за его подписью заметку «О пансионе г-жи Кениг в Пскове», а также сообщение без подписи «Об открытии пансиона в г. Пскове г-жою Нюрнберг». Напомним, что тогда Шавров завершал свою службу директора училищ Псковской губернии. Золотую свадьбу супруги отметили в 1864 году. По сведениям их потомков, Егор Михайлович скончался в своём имении Пустынки в весьма солидном возрасти - в 1870 году, то есть немного не дожил до 90 лет. На сохранившихся у них изображениях с медальонов, датируемых 1867 годом, он выглядит бодрым, подтянутым. После его смерти вдова Наталья Карловна перебралась в Киев к сыну Владимиру и умерла там в 1876 году. Ей было тогда 87 лет.
Своей неутомимой полезной деятельностью Егор Михайлович Шавров заслужил добрую память не только его прямых потомков, но и всех современных псковичей.
Архивные источники
РГИА. Ф.577, оп.31, дд.1669, 1688.
РГВИА. Ф.400, оп.9, д.11667; ф.409, оп.409, дд.133605, 180944.
ЦГИА СПБ. Ф.13, оп.1, дд.286-б, 314; ф.139, оп.1, дд.708, 719, 957, 1670.
ГАПО. Ф.21, оп.1, д.1; ф.39, оп.1, дд.1140, 1144, 1146, 1157, 1174, 1178, 1179, 1182, 1187, 1194, 1212, 3930; ф.66, оп.1, д.282; ф.110, оп.1, дд.1399, 1457; ф.366, оп.1, дд.96, 604.
Рукописная книга «Записки Псковского главного народного училища»//Библиотека ГАПО, инвентарный № 5246.
На гравюре: здание старой гимназии, Георгиевская церковь, за нею здание пансиона.
Супруги Шавровы.