Научная статья на тему 'Преподавание зарубежной истории в вышей школе в условиях перехода на новые образовательные стандарты'

Преподавание зарубежной истории в вышей школе в условиях перехода на новые образовательные стандарты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пинкин Вячеслав Иванович

В статье ставится проблема мотивации студентов к изучению зарубежной истории в условиях перехода на новые образовательные стандарты и внедрения компетентностной модели. Показаны трудности формирования профессиональных компетенций бакалавров в процессе прохождения курса зарубежной истории и даны возможные пути преодоления этих трудностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преподавание зарубежной истории в вышей школе в условиях перехода на новые образовательные стандарты»

УДК 372.016

Пинкин Вячеслав Иванович

Кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений ирегионоведения Новосибирского государственного технического университета, PinkinV@yandex.ru, Новосибирск

ПРЕПОДАВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИИ В ВЫСшЕЙ шКОЛЕ В условиях перехода на новые образовательные стандарты

Аннотация. В статье ставится проблема мотивации студентов к изучению зарубежной истории в условиях перехода на новые образовательные стандарты и внедрения компетентностной модели. Показаны трудности формирования профессиональных компетенций бакалавров в процессе прохождения курса зарубежной истории и даны возможные пути преодоления этих трудностей.

Ключевые слова: зарубежная история, компетенции, методика преподавания.

Pinkin Vyacheslav Ivanovich

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of International Relations and Regional Studies at the Novosibirsk State Technical University, PinkinV@yandex.ru, Novosibirsk

ON TEACHING FOREIGN HISTORY IN HIGHER SCHOOL IN THE TRANSITION TO THE NEW EDUCATIONAL STANDARDS

Abstract. The article raises the problem of motivating students to study foreign history in the transition to the new educational standards and the introduction of competency-based model. The difficulty of formation of professional bachelor competence in the course of history and foreign history and the ways to overcome these difficulties.

Key words: foreign history, competencies, methods of teaching.

В настоящее время российские вузы переходят на образовательные стандарты третьего поколения. Целью преобразований является интеграция в мировое, прежде всего, европейское образовательное пространство. В конечном итоге, российское высшее образование должно стать конкурентоспособным, а российские студенты должны получить возможность продолжать образование в вузах стран, подписавших Болонскую декларацию. Стандарты третьего поколения предполагаю введение ряда принципиальных новшеств: введение компетенций в качестве критериев определения качества образования, широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм занятий, акцент на внеаудиторную и самостоятельную работу студентов. Отсюда возникает необходимость в перестройке содержания учебного курса согласно новым стандартам.

По мнению автора, переход на новые образовательные стандарты может отразиться на преподавании зарубежной истории в выс-

шей школе, открывая перед преподавателем новые возможности, вопрос мотивации студента к изучению зарубежной истории.

Если оценивать степень заинтересованности в изучении тех или иных гуманитарных дисциплин, то студенты, поступающие в вуз на какое-либо гуманитарное направление, особенно междисциплинарное, такое как ре-гионоведение, имеют наиболее высокую мотивацию к освоению иностранных языков. Знание языков в их сознании прочно увязывается с конкурентными преимуществами на рынке труда, профессиональным успехом и возможностью увидеть мир. Однако далеко не для всех студентов изначально очевидно, что полноценное владение языком какого-либо региона или страны предполагает определенный уровень знаний географии, истории, социально-политических и правовых систем, экономики этого региона или страны, его демографических, этнических, культурных и религиозных особенностей. Без этого пласта знаний выпускник не может считаться профессионально пригодным,

поскольку его познания в языке не будут превышать уровня знаний человека, освоившего курс разговорного языка.

Вместе с тем круг компетенций выпуск-ника-регионоведа намного шире сугубо языковой компетентности. Так, согласно государственному стандарту высшего профессионального образования по направлению «Зарубежное регионоведение», область профессиональной деятельности бакалавров охватывает предоставление информационных, коммуникационных, аналитических, консультационных, образовательных и иных услуг организациям и частным лицам, нуждающимся в комплексной систематизированной информации о зарубежных странах и регионах. Бакалавр должен владеть такими видами профессиональной деятельности, как организационно-коммуникационная по обеспечению контактов с зарубежными странами; информационно-аналитическая, связанная с исследованием тенденций развития стран региона; редакционно-издательская по освещению проблематики зарубежных стран и регионов; культурно-просветительская в области культурных обменов; научно-исследовательская и преподавательская в области изучения прикладных проблем развития зарубежных стран [1, с. 6-7].

В русле учебной подготовки к перечисленным видам профессиональной деятельности особую роль играют исторические дисциплины. История, по выражению М. Фуко, образует «среду гуманитарных наук» [4, с. 389]. Общественные и экономические дисциплины содержат в себе историческую компоненту (историко-культурную, историко-филологическую, историко-экономическую, историко-политическую, историко-географическую и т. д.).

В соответствии с задачами профессиональной деятельности бакалавр-регионовед должен обладать по новому государственному стандарту следующими профессиональными компетенциями: составлять комплексную характеристику региона специализации, в том числе с учетом его исторических особенностей; объяснять основные тенденции и закономерности исторического развития региона специализации (включая отдельные страны) в контексте всемирно-исторического процесса; владеть понятийно-терминологическим аппаратом общественных наук,

свободно ориентироваться в источниках и научной литературе по стране (региону) специализации; владеть основами исторических методов, уметь анализировать современные политические тенденции на регионально-страновом уровне с учетом исторической ретроспективы [1, с. 9].

Компетентностная модель должна использоваться для создания мотивации к изучению предмета. Важно, чтобы не только сам преподаватель, но и студент получал ясное представление о том, какие знания, умения и навыки дает изучение предмета и какую это несет пользу в решении конкретных жизненных задач. Ведь изучение истории помимо необходимой эрудиции наилучшим образом развивает аналитические способности, позволяет выявлять причинно-следственные связи, сопоставлять факты и их интерпретации, критически оценивать источники и выявлять логику развития обществ и государств. Такого рода информация в доступном виде может быть доведена до студентов на вступительных занятиях. Здесь представляет интерес сопоставление представлений студентов о ценности исторических знаний для них с той информацией, которую стремится донести преподаватель.

Профессиональные компетенции бакалавра включают владение понятийно-терминологическим аппаратом исторической науки. Предполагается, что человек, который поступает в вуз по гуманитарному профилю и имеет за плечами среднюю школу, разбирается в значении таких терминов, как «формация», «сословие» или «феодализм». Однако в виду снижения качества школьного образования дело в большинстве случаев обстоит не так. Незнание студентами ключевых слов не позволяет устанавливать необходимую коммуникацию между преподавателем и обучающимися.

Целесообразным выглядит составление и предоставление в распоряжение студентов словаря определений, понятий и терминов. Особенно плодотворными представляются специальные поручения студентам в процессе подготовки к практическим занятиям по поиску значений терминов в заданных списках. Обучающийся получает возможность самостоятельно выбрать то значение термина, которое представляется ему приемлемым. В этом случае преподаватель может рассчи-

268

Сибирский педагогический журнал ♦ № 9 / 2012

тывать на то, что слова, которые вводятся в оборот по мере прохождения курса, действительно осмысляются студентами, и им дается правильное толкование. Студенты должны быть всегда готовы к тому, что у них могут спросить, что представляет тот или иной объект, где она находится или находился. Это направлено на выработку у студентов привычки давать соответствующие пояснения при ответах на вопросы или в докладах.

Еще одним требованием к профессиональным компетенциям выпускника является свободное ориентирование в источниках и научной литературе по стране или региону. При современном уровне развития электронных технологий есть возможность найти в Интернете информацию на любую тему и на многих языках при минимальных затратах времени. Однако на деле Интернет только создает дополнительные проблемы в приобретении необходимых компетенций для тех, кто не обладает навыками сбора и оценки информации.

Преподавателю нужно не только рекомендовать студентам определенные источники и литературу, но и добиваться того, чтобы они использовались в процессе подготовки к занятиям. Тексты студенческих докладов на семинарских занятиях должны снабжаться достоверными ссылками на рекомендованную литературу. Действенным способом стимулировать студентов использовать научную литературу может стать прямая привязка докладов к конкретным работам.

Требования стандарта третьего поколения подразумевают широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм занятий в сочетании с внеаудиторной работой. Форматом внеаудиторной работы выступает электронное обучение (e-learning) - обучение с помощью Интернета или средств мультимедиа (телефонии, чата и средств видеосвязи). Использование электронных технологий дает неоспоримые преимущества. Во-первых, размещение обучающих материалов на сервере делает их широкодоступными для целевой аудитории и позволяет преподавателю вносить постоянные обновления, дополнять их видеосюжетами и графикой. Во-вторых, с помощью гиперссылок преподаватель получает возможность стимулировать студентов к самостоятельному поиску и отбору информации

в Интернете. Это побуждает сознательно получать и усваивать знания, вырабатывает готовность к постоянным изменениям и учету новых интерпретаций [2, с. 328].

В таких условиях основная задача преподавателя заключается не столько в том, чтобы давать новые знания студенту, сколько в том, чтобы направлять студента в получении новых знаний, не позволять теряться в огромном потоке информации, помогать усваивать новый материал, контролировать процесс обучения и проверять степень усвоения материала. Это не перечеркивает старые методы, такие как диктовка или заучивание наизусть базовой информации. Дистанционное образование не следует путать с самостоятельной подготовкой, в рамках которой студент сам разбирается с образовательной программой.

Зарубежная история является ключевой дисциплиной, которая позволяет формировать у студента целостную картину мира, используя междисциплинарный подход в описании одного и того же региона или страны. Переход на стандарты третьего поколения дает возможность четко обозначить стимулы изучения зарубежной истории и выделить те аспекты преподавания, которые направлены на формирование профессиональных компетенций. Стоит надеяться, что изложенные методики преподавания будут способствовать подготовке действительно компетентных специалистов.

Библиографический список

1. Зиневич О. В., Рузанкина Е. А. Конструирование предмета регионоведения: проблемы роста // Философия образования. - 2010. - N° 3 (32). -С. 307-315.

2. Куликова Д. Н., Пинкин В. И. Преподавание гуманитарных дисциплин студентам-регионо-ведам в соответствии с принципами Болонского соглашения // Философия образования. - 2010. -№ 3 (32). - С. 307-315.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 032000 «Зарубежное регионоведение» (квалификация «бакалавр»). Рег. номер 794 от 22 декабря 2009 г. - 24 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://window.edu.ru/resource/626/73626/files/ pim794-1.pdf (дата обращения: 04. 09. 2012).

4. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - СПб.: A-cad, 1994. - 408 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.