Научная статья на тему 'Преподавание социологической теории в Санкт-Петербургском государственном университете'

Преподавание социологической теории в Санкт-Петербургском государственном университете Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
127
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / SOCIOLOGICAL THEORY / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIOLOGICAL EDUCATION / ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ / THEORY OF SOCIAL SYSTEMS / ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ / THEORY OF SOCIAL ACTION / ТЕОРЕТИКО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ / THEORETICAL AND BEHAVIORAL SOCIOLOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Головин Николай Александрович

Исторические, теоретические и методологические аспекты единого интегрированного процесса социологического познания общества изучаются с помощью отдельных дисциплин в рамках основного социологического образования. Предметом теоретической социологии является логика теоретического процесса познания общества и выводы этой логики. Теоретическое знание подразделяется на фундаментальные (общесоциологические) теории, теории среднего уровня (специальные социологические теории), гипотезы и обобщения результатов эмпирических исследований. Теоретические направления фундаментального уровня различаются и систематизируются на основе их существенной связи с различными способами решения наиболее важных философских, когнитивных и мировоззренческих проблем, которые сформулированы в истории европейской социальной мысли. Гносеологические и дидактические ориентиры для преподавания предмета разрабатываются с учетом ситуации в российской социологии. Публикуется структура лекционного курса «Социологическая теория» для студентов второго курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching Theoretical Sociology at St. Petersburg State University

Historical, theoretical and methodological aspects of one integrated process of sociological cognition of society are studied in separate disciplines within the framework of basic sociological education. The subject of theoretical sociology is the logic of the theoretical process of learning about the society and the conclusions of this logic. Theoretical knowledge is divided into fundamental (general sociological) theories, theories of the middle level (special sociological theories), hypotheses and generalizations of the results of empirical research. Theoretical trends of the fundamental level are distinguished and systematized on the basis of their substantial connection with different ways of solving the most important philosophic, theoretically cognitive and world view problems, which are formulated in the history of European social thinking. Thus gnoseological and didactic orientations for teaching the subject are worked out taking into consideration the situation in Russian sociology as well. The structure of the lecture course «Sociological Theory» for second year students is being published.

Текст научной работы на тему «Преподавание социологической теории в Санкт-Петербургском государственном университете»

Н. А. Головин

ПРЕПОДАВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ 1

Концепция преподавания

Исторический, теоретический и методологический аспекты единого процесса социологического познания общества в условиях базового образования на факультете социологии относятся к изучению основ специальности и изучаются в отдельных дисциплинах. Предметом социологической теории как учебной дисциплины является логика теоретического познания общества и ее результаты. Подчеркнутое различие истории, теории и методологии социологии с самого начала изучения этих дисциплин отражено в разных вопросах для самоконтроля и итоговых экзаменов. Курс «Социологическая теория» читается на 2 году обучения на факультете социологии Санкт-Петербургского государственного университета в объеме 100 академических часов (66 из них лекции и 34 семинарские занятия), а также в сокращенном объеме для студентов вечернего и заочного обучения. Преподавание дисциплины направлено на овладение научным употреблением важнейших понятий общей социологии, развитие ориентации в структуре теоретического знания и современных тенденциях его разработки, развитие «социологического воображения» как умения выдвигать теоретические модели общественных явлений и процессов в учебной и научной работе студентов, в их будущей профессиональной деятельности, способности самостоятельно пополнять и систематизировать теоретические знания по специальности.

В ситуации плюрализма современной теоретической мысли, отсутствия единой теории фундаментального уровня, в преподавании уделяется большое внимание ориентации студентов в теоретическом знании. По предметной области и степени общности оно делится на фундаментальные (общесоциологические) теории, теории среднего уровня (специальные социологические теории), гипотезы и обобщения результатов эмпирических исследований. На уровне фундаментальной теории в социологии выделяются четыре исторически сложившихся влиятельных направления: теория социальных систем, марксистская теоретическая социология и генетически родственная ей критическая теория общества, теория социального действия и теоретико-поведенческая социология, которые тесно связаны с общенаучными объяснительными принципами —

1 Статья подготовлена при поддержке Российского Гуманитарного научного фонда, грант № 96-03-04283.

детерминизмом, системностью и развитием. Их предметом являются классические проблемы функционирования и развития общества, сущность и механизмы социального взаимодействия людей в обществе (проблема социального порядка, проблема общественного развития и проблема социального взаимодействия). В социологии отсутствует общепризнанная систематизация этих направлений, которая гармонично выполняла бы гносеологическую и дидактическую функции с учетом ситуации в российской социологии.

Направления фундаментального уровня различаются и систематизируются в концепции преподавания социологической теории на основе их существенной связи с различными решениями важнейших философских, теоретико-познавательных и мировоззренческих проблем, сформулированных в истории европейской социальной мысли относительно природы социальной реальности, условий ее объективного познания, степени свободы человека в выборе своего поведения (см. таблицу). Иными словами, теоретические направления рассматриваются как продолжение разработки этих вопросов в социологии, что весьма существенно в преподавании, поскольку в российской социологии идет интенсивное освоение зарубежной общественной мысли, возрождается наследие отечественной социологии и накапливаются разработки основ теории российского общества.

Теоретические направления фундаментального уровня

Онтологические ориентации Гносеологически ориентации Предметные области

Реализм Принцип свободы от ценностных суждений Принцип партийности Функционирование и развитие общества

Теория социальных систем Марксистская и критическая теория общества

Номинализм Теория социального действия Теоретико-поведенческая социология Социальное взаимодействие

Свобода воли Детерминизм

Мировоззренческие ориентации

Настоящая систематизация, как и всякая схема, упрощает сложность «реальных» теорий. Например, классик теоретической социологии XX века Т. Парсонс, разрабатывая фундаментальное решение проблемы социального порядка в современном обществе, создал теорию общества как синтез теории социального действия и общей теории систем, что формально позволяет отнести его творчество сразу к двум направлениям. Поэтому содержательное изучение логики и результатов разработки теории в социологии реализуется через инструментально-аналитические возможности понятия научно-теоретической позиции. Будучи обобщением родственных «реальных» теорий, научная позиция как «познавательная конструкция» позволяет изучать их с точки зрения общности и различий в понимании предмета социологии и задач теории, познавательных интересов и проблемных областей, критериев истинности и научности содержательных высказываний, роли специальных логических методов получения знания (например, индукции и дедукции), оценивать методологическое и прикладное значение теорий и даже в значительной степени учесть сложность современных моделей, основанных на синтезе элементов разных теоретических позиций и направлений социологической мысли.

В современной социологии невозможно выделить комплекс понятий, который являлся бы основным для всех теоретических направлений. Например, понятие общества играет ключевую роль в теории социальных систем и в марксистской традиции, а в теории социального поведения или социального действия оно является второстепенным, не несет большой научной нагрузки. Концепция теоретической социологии, используемая в преподавании, позволяет систематизировать социологические понятия по предметным областям социологии и ее теоретическим направлениям.

2. Программа учебной дисциплины «Социологическая теория»

Изучение материала начинается со структуры теоретической социологии (тема 1), социологических понятий и теорий среднего уровня (темы 2-16), продолжается через овладение уровнем фундаментальных теорий (темы 17-29). В заключительной теме подводятся итоги изучения дисциплины, рассматриваются перспективы развития российской теоретической социологии.

Овладение дисциплиной основано на взаимодействии студентов и преподавателя, который в лекционном курсе раскрывает многообразие и эффективность теоретического арсенала социологии. На семинарских занятиях студенты анализируют тексты классиков и видных представителей современной социологической мысли: М. Вебера, К. Маркса, теоретиков Франкфуртской школы, Т. Парсонса, Н. Лумана, Г. Мида, А. Шюца, представителей российской теоретической социологии. Тексты представляются аудитории в форме небольших устных рефератов, выполняемых студентами, что позволяет вести общую дискуссию. В библиотеку переданы сборники, содержащие переводы известных социологических текстов, впервые выполненных студентами и преподавателями факультета. Творческие интересы и замыслы студентов реализуются через разработку тем для курсовых и дипломных работ. Ниже публикуется тематический план лекционного курса по дисциплине.

Тема 1. Структура теоретической социологии. Предметные области и уровни теоретического знания в социологии. Общесоциологические теории, теории среднего уровня, гипотезы и обобщения эмпирических исследований и взаимосвязь между ними. Плюрализм теоретико-методологических основ современной социологии. Дифференциация теоретических направлений фундаментального уровня. Теория социальных систем, марксизм и критическая теория общества, теория социального действия, теоретико-поведенческая социология. Этапы развития теоретической социологии.

Тема 2. Важнейшие социологические понятия. Предметная область социологии. Макросоциологический и микросоциологический подходы к познанию общества. Социологические понятия, термины, статистические категории, опе-рационализированные понятия и их функции в социальном познании. Связь важнейших социологических понятий с теоретическими направлениями фундаментального уровня.

Тема 3. Общество и общественная система. Гуманистическое, политическое и социологическое содержание понятия «социальное». Признаки общества. Общество и человек. Социальные отношения. Понятие общества в истории социологической мысли. Общество и государство. Теории общественного договора. Динамический аспект общества. Экономическая основа общественных отношений. Общество как социокультурная система. Первичные элементы и системные свойства общества. Подсистемы общества и функциональные условия его сохранения. Элиминация понятия общества в «понимающей» социологии.

Тема 4. Теории и концепции общества. Фундаментальные объяснения возникновения общества: религиозное, биологическое, социально-психологическое и социологическое. Типология обществ. Концепции общественного устройства. Классическая концепция капиталистического общества. Социалистическое общество. Индустриальное общество и конвергенция общественных систем. Принципы современного экономического, общественного и государственного устройства. Разработки основ теории российского общества.

Тема 5. Социальное неравенство и исторические типы стратификации общества. Биологическое и социальное неравенство. Фундаментальные объяснения социального неравенства. Социальная стратификация и социальная мобильность. Рабовладение и рабовладельческое общество. Каста и кастовое общество. Сословие и сословное общество. Классообразующие признаки и общественные классы. Понятие "класса в себе" и "класса для себя" К. Маркса и Ф. Энгельса. Определение классов В. И. Лениным. Теория классового общества.

Тема 6. Социальная стратификация современного общества. Социальные слои и классические критерии их выделения: собственность и доход, престиж профессии, власть и уровень образования. Одномерные и многомерные модели социальной стратификации. Понятие социального положения и дополнительные критерии социального неравенства. Иерархические и неиерархические модели социальной стратификации. Социальная стратификация советского общества. Модель А. Инкельса. Новые социальные слои в России. Теория социальной стратификации российского общества В. И. Ильина.

Тема 7. Социальная структура. Детерминирующая роль структуры в системе. Первичные элементы социальной структуры. Макро- и микроуровень социальной структуры. Институциональное и субстанциональное понятие структуры в теоретической социологии. Структурная детерминация социального поведения. Теоретические концепции социальной структуры: нормативно-ценностная и категориальная модели. Эмпирические концепции социальной структуры: дистрибутивные и сетевые модели.

Тема 8. Социальные функции и функциональный анализ в социологии. Функция как объективное следствие социальных отношений. Понятийный аппарат функционального исследования: явные и неявные функции, дисфункция, функциональные требования, функциональные отношения. Правила Р. Мертона для функционального анализа в социологии. Структурализм, функционализм и структурный функционализм в социологии.

Тема 9. Социальные институты и организации. Структура социальных институтов. Институциональные статусы, роли, нормы, материальные атрибуты института и их взаимосвязь. Важнейшие социальные институты и их функции. Социология институтов. Теории возникновения и изменения институтов. Роль организаций в современном обществе. Типы организаций. Структура и процессы в формальной организации. Управление организациями. Исследование бюрократии и менеджмент.

Тема 10. Власть, господство и насилие. Понятие власти в социологии. Определение власти М. Вебера. Основания власти. Властные отношения. Принуждение, дисциплина, социальный контроль, влияние, авторитет, манипулирование. Институционализация и легитимация власти. Традиционное, харизматическое и легальное господство. Власть и господство в современном обществе. Бюрократия и ее черты. Историко-теоретическая полемика о роли бюрократии в обществе и меры против бюрократизации власти. Персонифицированное и структурное насилие.

Тема 11. Культура и социокультурные ценности. Обыденное, общенаучное и социологическое понятие культуры. Элитарная, народная, массовая культура и суперкультура. Состав культуры: элементы, универсалии, культурная статика и культурная динамика. Культура традиционного типа и современная культура. Функции культуры в обществе. Культура и образ жизни. Культура как нормативно-ценностная система общества. Типология ценностей. Доминирующая культура, субкультура и контркультура. Взаимосвязь ценностей культуры, ценностных ориентаций личности и социального поведения. Типология личности в социологии. Трансформация ценностных ориентаций в переходном обществе. Дискуссия о смене материалистических ценностей постматериалистическими. Социокультурные особенности российского общества. Изменение ценностей российской культуры.

Тема 12. Социальные роли и нормы. Социальная позиция, статус и социальная роль. Ролевые требования и ролевые ожидания. Ролевой набор, и ролевые конфликты и способы их разрешения. Возникновение и усвоение социальных ролей. Социальные нормы и их виды. Нормативная регуляция поведения. Традиции, нравы и обычаи, привычки. Нормативные ожидания и фактическое поведение. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и санкции. Возникновение и изменение социальных норм.

Тема 13. Социальное поведение и социальное действие. Аспекты изучения социального поведения. Различие понятий поведения и социального действия и понятийного аппарата их изучения в социологии. Модель социального поведения и модель социального действия. Диспозиционная регуляция социального поведения. Модель В. А. Ядова.

Тема 14. Социальное взаимодействие и социальные группы. Структура социального взаимодействия. Взаимосвязь мотивов и ожиданий участников взаимодействия. Понятие социальной группы. Формальная и неформальная структура группы. Большие и малые социальные группы. Первичные и вторичные социальные группы. Референтные группы. Взаимодействие в социальной группе, теоретические подходы к его исследованию. Концепция и метод социометрии.

Тема 15. Социализация личности. Понятие социализации. Психологический, педагогический и социологический подходы к изучению социализации. Социализация как процесс возникновения идентичности человека и освоения социальных ролей. Первичная и вторичная социализация, их особенности. Ре-социализация и альтернация. Агенты, институты и механизмы социализации. Ролевая концепция личности. Культурно-антропологическая, психоаналитическая, интеракционистская, ролевая, бихевиористская, когнитивистская модели социализации и их значение для социологии.

Тема 16. Социальные изменения и модернизация общества. Понятие прогресса, эволюции и социальных изменений. Формы социального прогресса. Технологические и идеологические факторы перехода от традиционного общества к современному. Понятие модернизации общества. Органическая и неорганическая модернизация. Концепции исторического времени, формаци-онный и цивилизационный подходы в концепциях модернизации. Модернизация российского общества.

Тема 17. Развитие системно-теоретического направления в социологии. Идейные источники общей теории систем. Критика классического детерминизма в биологии. Сложные технические системы и идея конструктивизма в теории систем. Онтологические основания принципа системности. Общность проблематики системных исследований. Междисциплинарный характер «системного движения» в XX веке. Три парадигмы общей теории систем: «часть-целое», «система — окружающая среда», «самовоспроизводящаяся система» и их эвристические возможности. Взаимосвязь и взаимное влияние общей теории систем и социологии. Понятие социальных систем. Парадигмы общей теории систем и их синтез с теоретическими направлениями в социологии. Этапы развития теории социальных систем.

Тема 18. Проблема социального порядка в теории социальных систем Т. Парсонса. Проблема социального порядка в социологической теории фундаментального уровня. Теория социализации личности Т. Парсонса как исходный пункт теории социальной системы. Антропологическое обоснование системности социального мира. Тезис о конвергенции теорий социального действия. Синтез теории систем и теории социального действия. Функциональные подсистемы системы социального действия и ее окружающая среда. Аналитические переменные действия и их прикладное значение. Функциональная теория общества. Подсистемы общества. Схема AGIL. Символические посредники

коммуникации. Логика построения, нормативизм и «аналитический реализм» системной теории. Влияние Т. Парсонса на социологическую теорию. Критика системной теории Т. Парсонса Н. Луманом. Неофункционализм.

Тема 19. Проблема самовоспроизводства сложных социальных систем в социологической теории Н. Лумана. Программа развития теоретической социологии. Сложность современного общества как предмет теории социальных систем. Естественнонаучные и мировоззренческие предпосылки теории самовоспроизводящихся социальных систем. Понятие самовоспроизводства, ауто-пойэзиса и самореференции. Синтез парадигмы самовоспроизводящихся систем и теории коммуникации. Социальные системы как сложные системы смысловой коммуникации. Общество как дифференцированная система самовоспроизводящихся подсистем. Развитие посредников социальной коммуникации в ходе социальной эволюции. Влияние Н. Лумана на социологию.

Тема 20. Парадигмы теории социальных систем в российской социологии. Синтез принципов системности и развития на основе диалектического метода. Историко-материалистические концепции, преимущества и недостатки общественных систем. Системная теория и культурно-философская традиция «космизма». «Универсумная» теория социальной системы В. Г. Немировс-кого. Циклы развития социальных систем. Общество как система законов поведения в концепции «реального коммунистического общества» А. А. Зиновьева. Проблема самовоспроизводства и самоорганизации общества. Общество как динамичное, развивающееся целое. Теоретические основы социальной синергетики. Количественный анализ социальных систем. Модульная теория социума А. А. Давыдова.

Тема 21. Основы историко-материалистической теории общественного развития. Проблема развития общества в марксизме. Идейные источники марксизма. Категории и законы материалистической диалектики. Диалектика как всеобщая теория развития. Метод восхождения от абстрактного к конкретному в исследовании общества. Антропологические основы теории общества и человека в раннем марксизме. Труд, отчуждение труда и отчуждение человека от собственной сущности. Необходимость снятия отчуждения. Материалистическое понимание истории и его теоретические следствия.

Тема 22. Исторический материализм. Конкретизация законов диалектики в историческом материализме. Категории и законы общественного развития. Общественно-экономическая формация и ее структура. История как смена общественно-экономических формаций. Критика К. Марксом и Ф. Энгельсом капиталистического способа производства. Диалектика развития от бесклассового к классовому обществу и к будущему коммунистическому обществу. Черты коммунистического общества. Историческая миссия пролетариата. Теория классовой борьбы и социалистической революции. Исторический материализм и теория научного коммунизма в СССР. Влияние К. Маркса и марксизма на социологию и общество.

Тема 23. Анализ современных тенденций общественного развития в социологии Франкфуртской школы. Проблема субъекта исторического развития в социологии Франкфуртской школы. Критика философии, позитивизма и исторического материализма. Понятие традиционной и критической теории общества. Методологические принципы критической теории общества. Диа-

лектика Просвещения. Индустриализм, инструментальный разум и социализация в современном обществе. Причины возникновения фашизма. Репрессивный характер современной цивилизации. Концепция нерепрессивной цивилизации Г. Маркузе и новые социальные движения. Теоретическое содержание критики «индустриализма» и концепции «одномерного человека» Г. Маркузе.

Тема 24. Проблема субъекта развития современного общества в критической теории Ю. Хабермаса. Обоснование философско-критической позиции социальных наук. Познавательные интересы, научно-теоретические позиции и их предметные области. Предварительные разработки теории современного общества в книгах «Структурное изменение общественности» и «Проблемы легитимации позднего капитализма». Двухуровневая теория общества. Диалектика рациональности и основная проблема современности. Социокультурный «жизненный мир» и его колонизация «системой». Целерациональное и коммуникативное действие. Коммуникативное действие и коммуникативная рациональность как основа воссоздания связи между «жизненным миром» и «системой». Теория социальной эволюции. Новые социальные движения как субъект общественного развития. Влияние критической теории на социологию и общество.

Тема 25. Основы теории социального поведения. Адаптивный аспект поведения как предмет социологической теории. Историко-теоретические источники теоретико-поведенческой социологии. Философско-антропологичес-кие и системно-теоретические основы разработки теории поведения в России в трудах И. М. Сеченова, В. М. Бехтерева и И. П. Павлова. Бихевиористская стратегия исследования поведения в США. Дедуктивно-номологическая модель объяснения в теоретико-поведенческой социологии. Общие законы и гипотезы теоретико-поведенческой социологии. Гипотеза рациональности и теория рационального выбора. Объяснительные возможности моделей социального научения. Коллективное поведение.

Тема 26. Теоретико-поведенческая социология Дж. Хоманса. Задачи социологии и обоснование дедуктивного построения социологической теории. Критика функционалистского объяснения в социальных науках. Анализ исторического, экономического и психологического объяснения и обоснование психологической редукции в изучении социального поведения. Гипотезы успеха, раздражения, ценности, потребности и пресыщения, фрустрации и агрессивности, их взаимосвязь. Система общих гипотез теоретико-поведенческой социологии и их связь с бихевиористской теорией научения. Объяснение Дж. Хомансом структуры социального взаимодействия, возникновения социальных норм и социальных институтов. Критика бихевиоризма в социологии.

Тема 27. Основы теории социального действия: символический интерак-ционизм. Социальная активность субъекта как предмет теории социального действия. Антропологические воззрения Дж. Мида. Понятие символического взаимодействия (интеракции). Знаки, жесты и значимые символы. Роль языка в социальном взаимодействии. Способность «усвоения роли другого» и формирование общих перспектив социальной коммуникации людей. Возникновение идентичности и самоконтроля в процессе социального взаимодействия. Социализация личности, импульсивное и рефлектирующее «Я». Три допущения Г. Блумера о значении, интеракции и интерпретации в социальной ситуа-

ции. Сущность социального взаимодействия. Взаимосвязь социальных действий. Символический интеракционизм о процессуальности социальной жизни и активности субъекта в определении ее смыслового содержания. Теоретическое значение символического интеракционизма и его влияние на социологию.

Тема 28. Основы теории социального действия: феноменологическая социология. А. Шюц о смысловой строении социального мира. Сферы «смысловой реальности». Мир повседневности (жизненный мир), естественная установка и прагматический мотив поведения. Запас повседневных знаний и его трансформация в социальный опыт. Типизации и идеализации в процессе интерпретации жизненного мира и создании смысловых связей. Взаимность перспектив в социальном взаимодействии. Темпоральная и смысловая структура социального действия. Проект действия и поступок, цель и средства действия. Мотив «для того, чтобы» и мотив «потому, что» и их роль в социальном взаимодействии. Проблема социального порядка в феноменологической социологии. Институционализация и легитимация социальных отношений. Реальность социального универсума и институциональные механизмы ее поддержания. Общество как объективная и субъективная реальность. Методологические принципы объективного познания в феноменологической социологии. Теоретическое значение феноменологической социологии и ее влияние на прикладные исследования.

Тема 29. Этнометодология как теория и метод исследования повседневного взаимодействия. Синтез теоретических положений символического ин-теракционизма, феноменологической социологии и философии американского прагматизма в этнометодологии. Общность языка, рациональность и взаимность перспектив как основа повседневного взаимодействия людей. Содержание всеобщего знания. Взаимность перспектив и конгруэнтность систем релевантности в социальном взаимодействии. Практические теории в мире повседневности и «документальный метод интерпретации» действительности. Функции индексных и контекстовых понятий. Конститутивные и свободные правила социального взаимодействия. Методы нормализации социального взаимодействия. «Кризисные эксперименты» Г. Гарфинкеля и их методологическое значение. Влияние этнометодологии на эмпирические исследования.

Тема 30. Ситуация в российской теоретической социологии. Процесс самоопределения социологии после 1988 г. Критика исторического материализма в социологии. Дискуссия о предмете социологии и ее результаты. Пути интеграции российской социологии в мировое научное сообщество. «Социология перестройки» как этап развития российской социологии. Опыт заимствования западных теоретических концепций и его оценка. Возрождение дореволюционного социологического наследия. Разработка основ теории российского общества. Положение в методологии социологии. Перспективы развития теоретической социологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.