Научная статья на тему 'ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО: РАСШИРЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ'

ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО: РАСШИРЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русский язык как иностранный / образовательная политика МВД России / совершенствование процесса преподавания / уровни подготовки / новые программы преподавания / учебно-методические материалы / Russian as a foreign language / educational policy of the Ministry of Internal Affairs of Russia / improvement of the teaching process / levels of training / new teaching programs / teaching materials

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клара Львовна Ходжабегова

Рассматриваются вопросы преподавания русского языка как иностранного с учетом особенностей его преподавания представителям стран дальнего зарубежья, начинающих изучать язык с «нуля».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клара Львовна Ходжабегова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE: EXPANDING EDUCATIONAL TASKS

The article deals with the issues of teaching Russian as a foreign language, taking into account the peculiarities of its teaching by representatives of foreign countries who are beginning to learn the language from «zero».

Текст научной работы на тему «ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО: РАСШИРЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10340 © К.Л. Ходжабегова, 2020

Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО: РАСШИРЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Клара Львовна Ходжабегова,

доцент кафедры русского языка, кандидат юридических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы преподавания русского языка как иностранного с учетом особенностей его преподавания представителям стран дальнего зарубежья, начинающих изучать язык с «нуля».

Ключевые слова: русский язык как иностранный, образовательная политика МВД России, совершенствование процесса преподавания, уровни подготовки, новые программы преподавания, учебно-методические материалы.

TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE: EXPANDING EDUCATIONAL TASKS

Klara L. Hodzhabegova,

Associate Professor of the Department of Russian Language, Candidate of Legal Sciences

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The article deals with the issues of teaching Russian as a foreign language, taking into account the peculiarities of its teaching by representatives of foreign countries who are beginning to learn the language from «zero».

Keywords: Russian as a foreign language, educational policy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, improvement of the teaching process, levels of training, new teaching programs, teaching materials.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Ходжабегова К.Л. Преподавание русского языка как иностранного: расширение образовательных задач. Вестник экономической безопасности. 2020;(5):297-301.

Повышение эффективности и качества образования - одно из базовых направлений реализации государственной политики, осуществляемой в рамках системных преобразований, которые призваны обеспечить решение вопросов социально-экономического развития. Качественные изменения системы образования с 2013 года по 2020 год на всех уровнях включали: реализацию целостной программы взаимосвязанных изменений системы педагогического образования, повышения квалификации работающих педагогов, процедур оценки квалификации и аттестации педагогических работников, условий оплаты труда, базирующихся на содержании и требованиях профессионального стандарта педагога. Общим направлением являлось и является в настоящее время совершенствование структуры и сети образовательных организаций [1].

Программа развития образования была распределена на три этапа: первый - с января 2013 г. по декабрь 2015 г., второй - с января 2016 по декабрь 2018 г. и третий этап - с января 2019 по декабрь 2020 г. Следует полагать, что результаты выполнения названной программы будут подведены в конце 2020 - начале 2021 года [2].

Политика МВД России в сфере образования соответствует общегосударственным направлениям совершенствования образования. Изучая образование в качестве социологического феномена, профессор С.С. Жевлакович отмечал, что образовательная политика МВД России является частью государственной образовательной политики и инструментом ее реализации. В связи с этим стратегическими целями образовательной политики Министерства были определены следующие:

- «обеспечение органов внутренних дел высококвалифицированными кадрами путем оптимального сочетания всех составляющих системы ведомственного профессионального образования;

- модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на основе оптимизации системы образовательных учреждений Министерства, повышения ее эффективности и адаптации к условиям ограниченного финансирования» [3].

В свете рассматриваемого нами вопроса следует отметить, что совершенствуя подготовку иностранных специалистов, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, решает и проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров соответствующих ведомств зарубежных стран, то есть выполняет и международные обязательства Министерства внутренних дел Российской Федерации по данному направлению деятельности и тем самым способствует развитию международного сотрудничества.

Известно, что подготовка вузами иностранных специалистов является одним из критериев оценки деятельности образовательной организации, поэтому расширение данного профиля деятельности требует внимания и постоянного совершенствования, особенно в связи с увеличением количества стран дальнего зарубежья, представители которых обучаются в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя. Следует отметить, что с расширением географии, то есть представительства в МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя граждан стран дальнего зарубежья, возникла необходимость пересмотра программ подготовки иностранных специалистов, так как она начинается с изучения русского языка на подготовительном к вузовскому образованию этапе, который принято называть довузовским.

Возможно, в связи с этим обстоятельством будет необходимо создать в рамках деятельности нашей образовательной организации если не факультет, то отделение довузовской подготовки [4].

Кафедрой русского языка МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя в целях решения этих задач были разработаны в 2017 году новые программы первоначальной подготовки иностранных специалистов.

Кроме того, кафедрой русского языка были разработаны два словника - один для будущих англо- и

испаноговорящих юристов и другой - при участии кафедры юридической психологии нашего вуза -словник для подготовки психологов, которые в порядке внедрения в учебный процесс результатов научной деятельности включены в фонд электронной библиотеки нашего вуза, используются в процессе преподавания русского языка как иностранного. Создание таких словников обеспечивает работу преподавателя в аудитории, и, что особенно важно, самостоятельную работу слушателей, дает им возможность легче и целенаправленнее осваивать лексику, необходимую на базовом и элементарном уровнях обучения.

К концу 2017 г. Университетом было осуществлено издание этих двух словников в виде учебных пособий на бумажных носителях: Глоссария для слушателей факультета подготовки психологов-иностранцев с переводом на английский и испанский языки и толкованием на русском языке понятий, включенных в это издание, и Глоссария на английском и испанском языках для слушателей подготовки иностранных специалистов, изучающих русский язык на базовом и элементарном уровнях, предназначенного для формирования навыков общения на русском языке на довузовском и начальном вузовском этапах обучения по профилю избранной специальности. К настоящему времени издания имеются в фондах университетской библиотеки и взяты на вооружение преподавателями и слушателями [5; 6].

Наряду с некоторыми предложениями по совершенствованию подготовки иностранных специалистов, высказанными ранее, полагаем целесообразным закрепить преподавателей кафедры русского языка за Факультетом подготовки иностранных специалистов, создав подготовительное отделение. Это потребует организационных решений, но согласно требованиям Государственной программы развития образования вуз имеет возможность вносить изменения в свой устав.

Кроме того, при переработке учебного пособия «Практические занятия по русскому языку для курсантов и студентов высших образовательных учреждений юридического профиля», изданного в 2011 г. ДГСК МВД России, очевидной представляется необходимость подготовки двух учебных пособий -учебного пособия для курсантов, изучающих дис-

циплину «Русский язык в деловой документации», и учебного пособия, специально ориентированного на подготовку иностранных специалистов, изучающих ту же дисциплину [7]. Желательно, чтобы при планировании учебного процесса дисциплина «Русский язык в деловой документации» появлялась в расписании занятий иностранных слушателей не ранее 5-6-го семестров обучения, когда они уже сдали экзамен по «Русскому языку как иностранному», с одной стороны, и получили некоторый, совсем небольшой, практический опыт работы с теми или иными реальными документами на русском языке, с другой.

Кроме того, особенно значимым является, на наш взгляд, повышение квалификации преподавателей, которые ведут занятия с контингентом факультета подготовки иностранных специалистов, в частности, в порядке повышения квалификации изучение в организованном порядке этнопсихологии, возможно, со сдачей соответствующих квалификационных работ. Кстати, этот аспект важен и для сотрудников факультета подготовки иностранных специалистов. Не менее значимым с точки зрения совершенствования деятельности по подготовке иностранных специалистов является страноведческий аспект, как для преподавателей, так и для курсовых офицеров, то есть знание истории и, хотя бы на элементарном уровне, государственного языка стран, представители которых прибыли на обучение в Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя.

Обучение слушателей Факультета подготовки иностранных специалистов Университета требует от преподавательского состава умелого подхода к вопросам адаптации обучаемых к новым для них условиям жизнедеятельности. Решением этих вопросов занимаются педагогические работники кафедры русского языка, так как они являются первыми преподавателями для представителей 30 стран, обучая их не только нашему государственному языку, но и знакомя с культурой нашей страны, с историей вуза, его традициями, выдающимися преподавателями и учеными, отдавшими многие годы становлению и развитию нашего вуза и в целом - подготовке и переподготовке кадров для органов внутренних дел, в том числе зарубежных стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

В процессе обучения русскому языку педагогами нашей кафедры создаются условия для повышения общекультурной компетенции слушателей путем ознакомления с небольшими отрывками из произведений русской классики Х1Х-ХХ1 вв., привлечения их внимания к чтению современной публицистики и постепенно - к ответам на вопросы по соответствующим текстам, т.е. овладению основами как монологической, так и диалогической речи, а в перспективе - к чтению шедевров мировой литературы в подлинниках на русском языке и, естественно, прежде всего научной литературы по профилю подготовки. Для достижения таких далеко идущих целей преподаватели русского языка используют и обучение некоторым русским пословицам и поговоркам, применяя их к месту на занятиях с пояснениями смысла и даже с заучиванием наизусть. При этом просим дать соответствующие по смыслу аналоги на родных языках обучаемых, что очень импонирует слушателям, дает им возможность сравнивать возможности разных языков., улавливать оттенки смысла.

Еще одним действенным средством, применяемым в обучении русскому языку как иностранному, являются стихи и песни. Они изучаются в первом-втором семестре обучения по инициативе преподавателя, а в третьем-четвертом семестрах обучения и по инициативе самих учащихся. Некоторые стихи имеются в учебных пособиях по РКИ, но часто используются и другие. Например, было дано задание представить любимое стихотворение, написанное на русском языке, один из слушателей-второкурсников начинает читать на следующем занятии «Подмосковные вечера». Прочитав наизусть две строчки, останавливается и обращается к преподавателю с вопросом: «А можно петь?». Даю разрешение, вьетнамец Донг (в настоящее время наш адъюнкт) с явным удовольствием исполняет а капелла замечательную песню Лебедева-Кумача, вдохновленный его примером таджик преподносит нам «День победы» ко всеобщей радости членов взвода и преподавателя. Стихи и песни дают прекрасные возможности постановки и корректировки произношения, а также пополнения лексики изучаемого языка, развития языкового чутья.

Вопросы адаптации слушателей к условиям обучения в нашем вузе постоянно находятся в цен-

тре внимания как руководства соответствующего факультета, так и педагогов, особенно ведущих занятия с первокурсниками. Проблемы адаптации изучаются в Университете и в научном плане. Большая работа проводится кафедрой юридической психологии, которая привлекает к этому процессу и представителей других кафедр (например, теории государства и права, педагогики, русского языка), наших курсантов и слушателей, а также преподавателей других вузов, курсантов, слушателей и студентов.

Совершенствованию учебного процесса способствует пересмотр ранее существовавших и подготовка новых программ преподавания русского языка как иностранного, а также новых учебников и учебных пособий [8-12]. Авторским коллективом кафедры в рамках научно-исследовательской работы подготовлено учебное пособие по русскому языку на основе речевых моделей для обучающихся в Университете представителей стран дальнего зарубежья по направлению подготовки «Правовое обеспечение национальной безопасности».

Систематически проводятся научные конференции, посвященные проблемам адаптации к обучению иностранцев в ведомственных и государственных вузах страны, в которых на базе проводимых исследований наряду с преподавателями все чаще выступают с интересными сообщениями курсанты и слушатели. Например, в сборнике статей «Особенности изучения языковых дисциплин в вузах МВД России» кафедры русского зыка, изданном в 2019 году, имеются материалы, подготовленные под руководством преподавателей кафедры русского языка нашими курсантами, а также слушателями из ближнего и дальнего зарубежья: из Азербайджана Халиловым Р.З. (научный руководитель доцент Ход-жабегова К.Л.), из Узбекистана: Мусаевым М.Ж. (научный руководитель старший преподаватель Иванова Е.И.), Хошимовым А.С. (научный руководитель доцент Ходжабегова К.Л.), из Гайяны - Хер-берт С.С. (научный руководитель преподаватель Пухова Н.В.) [15].

Проведение круглых столов и конференций кафедрой русского языка является одним из способов повышения квалификации их участников, проводятся такие мероприятия ежегодно, в них принимают участие и представители педагогических коллек-

тивов других вузов. Для такого рода мероприятий характерен интересный обмен мнениями, выступления известных ученых и совсем юных исследователей, появление новых публикаций по обсуждаемым вопросам [13-15].

Литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (в ред. от 30 декабря 2015 г.).

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования в Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г., 164-р.

3. Жевлакович С.С. Образовательная политика МВД России: концептуальные основы и методологические проблемы оптимизации // Вестник МосУ МВД России, 2004. № 2. С. 73-79.

4. Марюкова Л.А. Подготовительное отделение для иностранных граждан как педагогическая система // Научный вестник МГТУ ГА. Серия Международная деятельность вузов. 2005. № 94 (12). С. 120-128.

5. Хабарин М.О., Мыльцева И.В., Хабари-на Н.В. Глоссарий на английском и испанском языках для слушателей Факультета подготовки иностранных специалистов, изучающих русский язык на базовом и элементарном уровнях: словарь. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2017. 104 с.

6. Хабарин М.О., Ходжабегова К.Л., Хруста-лева Т.А., Савельева Л.В. Глоссарий для слушателей факультета подготовки психологов-иностранцев. Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. 2017. 75 с.

7. Хабарин М.О., Ходжабегова К.Л. Практические занятия по русскому языку для курсантов и студентов высших образовательных учреждений юридического профиля: Учебно-практическое пособие. М.: ДГСК МВД России, 2011. 224 с.

8. Ермаченкова В.С. Слушать и услышать. Пособие по аудированию для изучающих русский язык как неродной. Базовый уровень. СПб.: 2007.

9. Александрова А.С. и др. Практикум по русскому языку для иностранных учащихся, обуча-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ющихся в нефилологических вузах России: Сборник грамматических упражнений. Основной этап / А.С. Александрова и др.; Отв. ред. Д. И. Фурсенко. 2-е изд. М.: Издательство Московского университета, 2010. 384 с.

10. Федотова Н.Л. Методика преподавания русского языка как иностранного. Задачник к практическому курсу. СПб.: «Златоуст», 2013.

11. Захарова А.И., Лукьянов Е.Н., Парец-кая М.Э., Савченкова И.Н., Шакирова Г.Р. Учебно-тренировочные тесты по русскому языку. Вып. 2. Чтение: учебное пособие / под общ. ред. М.Э. Па-рецкой. СПб.: Златоуст; Ростов н/Д: Южный федеральный университет, 2015.

12. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. 3-е изд. М.: Изд.

МГУ, 2008. 352 с., ил. (Классический университетский учебник).

13. Ходжабегова К.Л. Обучение русскому языку как фундамент подготовки иностранных специалистов в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя. // Вестник МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015. № 4. С. 272-275.

14. Ходжабегова К.Л., Мыльцева И.В. Задачи совершенствования подготовки иностранных специалистов в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя на основе межкафедрального взаимодействия. // Вестник экономической безопасности, 2016. № 4. С. 346-354.

15. Особенности изучения языковых дисциплин в вузах МВД России / Сборник статей. М.: Эдитус, 2019.

А.М. Столяренко

Педагогическая системология

Теория Исследования

Методика Практика

Педагогическая системология. Теория, методика, исследования, практика. Учеб.-метод. пособие. Столяренко А.М. 319 с. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Рассмотрены науковедческие, методологические, а также ряд теоретических и прикладных проблем педагогики с позиций общей теории систем.

В части первой анализируются зарождение, развитие и современное состояние системных исследований в педагогике. На основе анализа системных исследований в разных науках делается вывод об обязательности адаптации положений общей теории систем к специфике природы и закономерностей педагогических явлений и проблем. Излагается и обосновывается педагогическая системология — специальная методология, организация и методика системных исследований, реализующая положения общей теории систем применительно к специфике реальностей педагогической природы.

В части второй описан опыт исследований автора и других ученых, в ходе которых создавалась и совершенствовалась педагогическая системология. Применение положений педагогической системологии позволило по-новому осветить некоторые фундаментальные положения педагогики и предложить практическое применение их для совершенствования педагогической практики в современных условиях создания нового демократического, социального, правового общества в России. Они нашли отражение в главах по общей педагогике, социальной педагогике, педагогике личности, педагогике высшего образования, педагогике управления, юридической педагогике, экстремальной психопедагогике и физиологической педагогике.

Для исследователей педагогических проблем, преподавателей, аспирантов, а также студентов педагогических вузов и педагогов-практиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.