Научная статья на тему 'ПРЕПОДАВАНИЕ ПОГОДЫ И КЛИМАТИЗМА НА КУРСАХ ГЕОГРАФИИ'

ПРЕПОДАВАНИЕ ПОГОДЫ И КЛИМАТИЗМА НА КУРСАХ ГЕОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ПОГОДА" / "КЛИМАТ" / "ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ" / КЛИМАТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ЗОНАЛЬНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ / МЕТЕОСТАНЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мукумова Х.И.

Какая погода в статье? Обсуждаются вопросы понимания разницы между понятиями погода и климат. Также знания учащихся о погоде и ее изменениях по временам года определяются общим представлением о климате и пониманием климата своего места.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Мукумова Х.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING WEATHER AND CLIMATISM IN GEOGRAPHY COURSES

What is the weather in the article? Issues of understanding the difference between the concepts of weather and climate are discussed. Also, students' knowledge of the weather and its changes over the seasons is determined by a general idea of the climate and an understanding of the climate of their place.

Текст научной работы на тему «ПРЕПОДАВАНИЕ ПОГОДЫ И КЛИМАТИЗМА НА КУРСАХ ГЕОГРАФИИ»

Мукумова Х.И. преподаватель Каршинский государственный университет

ПРЕПОДАВАНИЕ ПОГОДЫ И КЛИМАТИЗМА НА КУРСАХ

ГЕОГРАФИИ

Аннотация: Какая погода в статье? Обсуждаются вопросы понимания разницы между понятиями погода и климат. Также знания учащихся о погоде и ее изменениях по временам года определяются общим представлением о климате и пониманием климата своего места.

Ключевые слова: «Погода», «Климат», «Географическое положение», климатические факторы, зональное распространение, метеостанции.

Mukumova H.I. teacher

Karshi State University

TEACHING WEATHER AND CLIMATISM IN GEOGRAPHY COURSES

Annotation: What is the weather in the article? Issues of understanding the difference between the concepts of weather and climate are discussed. Also, students' knowledge of the weather and its changes over the seasons is determined by a general idea of the climate and an understanding of the climate of their place.

Keywords: "Weather", "Climate", "Geographical position", climatic factors, zonal distribution, weather stations.

Погода очень важна в нашей жизни. В настоящее время люди стараются планировать свою деятельность в соответствии с ожидаемыми погодными условиями. Люди принимают меры предосторожности, чтобы избежать вредных последствий плохой погоды, особенно если они знают об этом заранее. Вот почему сегодня очень мало людей, которые не слушали бы прогноз погоды с большим интересом по радио и телевидению.

Какая погода? В нашей повседневной жизни мы привыкли к очень краткому описанию погоды: ясно, облачно, холодно или тепло и так далее. Однако часто очевидно, что такие определения погоды неточны.

Погода - это постоянно меняющееся состояние атмосферы. В этой точке приземный и свободный атмосферный воздух в этой точке представляют собой явления, происходящие в зависимости от значений

метеорологических величин (температуры, давления, влажности, ветра и т. д.) и конденсации водяного пара в атмосфере и характеристик ветра. (облака, туман, гром, метель и др.). Различные наборы метеорологических величин и событий выбираются на основе практической деятельности человека. Соответственно погода оценивается как «хорошая» или «плохая».

Изменения в одном метеорологическом элементе вызывают изменения в других элементах, поэтому погода всегда меняется. Тем не менее, вооруженные наукой и современными техническими средствами, специалисты в этой области могут предсказывать будущую погоду. Это не секрет, конечно. Как и другие явления природы, изменения погоды подчиняются определенным законам: всякое изменение погоды вызывается определенными объективными причинами. Изучая причины этих изменений погоды, можно узнать законы изменений и предсказать их. То есть все процессы и явления, происходящие в атмосфере, нуждаются в тщательном изучении и анализе.

Общеизвестно, что климат региона неразрывно связан с климатом этого региона. Поэтому сначала необходимо разобраться в разнице между понятиями погода и климат. Погода - это совокупность непрерывных изменений метеорологических величин в атмосфере места или местности. Погода меняется из года в год в определенных пределах.

«Климат» означает статистический порядок (средние многолетние данные) атмосферного режима (условия погоды), который определяется географическим положением каждого места на Земле. Или постоянный климат места называется климатом.

«Географическое положение» означает не только широту, долготу и высоту места, но и характеристики земной поверхности, орографии, почвенного слоя. Атмосферный режим меняется в течение года, от зимы к весне и лету, и от лета к осени и зиме, в зависимости от сезонного климата.

Помимо основных факторов, создающих климат, в формировании климата принимают участие и географические факторы. В более низких широтах, на суше и на море, на равнинах и в горах процесс климатообразования различен. Отсюда можно выделить следующие климатообразующие географические факторы. География, абсолютная высота над уровнем моря, распределение суши и морей на суше, рельеф, океанические течения, растительность, снег и лед, деятельность человека.

Климат зонирован по широте. Солнечная радиация попадает в верхнюю часть атмосферы, в зависимости от широты. Поглощенная радиация очень неравномерно распределена по земному шару; это зависит от облаков, альбедо на земле, прозрачности воздуха. Но общее зональное состояние сохраняется и в поглощенном излучении. Распределение температуры на Земле также подвержено зональности. На температуру

также влияет циркуляция воздуха. Зональное распределение тепла зависит от зонального распределения многих компонентов.

Зональное распределение метеорологических элементов более выражено по мере их подъема над землей. Потому что воздействие на земную поверхность уменьшается. Абсолютная высота также является одним из географических факторов климата. По мере его подъема атмосферное давление уменьшается, а солнечное излучение увеличивается. Температура воздуха снижается, а влажность также уменьшается. Это изменение происходит в основном в атмосфере, но при небольшом изменении наклонов сохраняется та же закономерность. Осадки увеличиваются до определенной высоты, а климатические зоны меняются по мере смены зон растительности снизу вверх. В горах зоны растительности меняются снизу вверх. Сначала широколиственные леса, затем хвойные леса. Над ним кустарники, альпийские луга и, прежде всего, вечные снега и льды.

Верхняя граница лесной зоны в засушливом континентальном климате значительно выше, чем во влажном климатическом поясе, на экваторе на высоте 3800 м, в засушливых субтропиках на 4500 м. От средних широт к полюсам границы лесов уменьшаются из-за низкой температуры и отсутствия леса ночью.

Границы горных районов проходят по лесной зоне. В средних широтах этот предел составляет до 1500 метров.

В тропиках и субтропиках до 4000 метров. На Тибетском плато она поднимается на 4600 метров. Распределение суши и воды является одним из важных факторов климата. Учащиеся получат представление об основных явлениях и процессах, происходящих в атмосфере, погоде и климате, и их причинах, разовьют навыки и компетенции в изучении погоды и работе с метеорологическими приборами. Эти знания, навыки и компетенции интегрируются на протяжении всего курса 5-го класса посредством регулярного наблюдения учащихся за погодой под руководством учителя.

Для понимания понятий «погода» и «климат» учащимся необходимо заранее познакомиться с процессами, происходящими в атмосфере, и некоторыми элементами погоды.

Поэтому тема изучается частично из того представления учащихся об атмосфере, которое известно из курса природоведения начальной школы. После этого тепло атмосферы передается процессам. Они также узнают о термометрах и о том, как измерять температуру воздуха. По материалам наблюдений учатся строить графики изменения температуры, рассчитывать среднесуточные и месячные температуры, понимать условия нагревания и охлаждения воздуха на суше и на море, изменения температуры по мере ее подъема над уровнем моря. Затем рассматриваются динамические процессы, происходящие в атмосфере.

В свою очередь, овладение понятием погоды и ее изменениями по временам года помогает подвести учащихся к пониманию климата, а затем, исходя из понимания атмосферных процессов, различных факторов климата, географической широты, близости морей и океанов, океана течения, высота над уровнем моря и топография.

Примерный план распределения тематического материала по урокам можно предложить следующий.

1. Понятие атмосферы.

2. Термометр. График изменения температуры в течение дня.

3. Средние температуры. Нарисуйте график изменения температуры в течение месяца.

4. Температурная зависимость от высоты над уровнем моря и суши и

воды

нагрев воздуха закончился.

5. Атмосферное давление и его изменение при повышении. Измерение атмосферного давления.

6. Ветер и его возникновение.

7. Определить направление и силу ветра. Работа с флюгером.

8. Водяной пар в атмосфере. Туман и облака.

9. Осадки и их измерение. Работа с масломерами и снегометрами.

10. Погода. Наблюдение за погодой и прогнозирование.

11. Климат. Климат зависит от широты.

12. Климат океанов и морей, близость к океаническим течениям в зависимости от удаленности, высоты и рельефа местности.

13. Климат места.

Погода контролируется в 5-м классе с начала до конца учебного года. Прежде чем изучать погоду и климат, учащиеся должны быть знакомы с элементами погоды.

Использованные источники:

1.Хаитов А., Боймуродов Н. Использование нетрадиционных уроков и интерактивных методов в обучении.-Ташкент «Янги аср авлоди» 2006г.

2. Журнал географии в школе. Ташкент, 2010 №4

3.Бахромов К.Х. Шодиева Н. Методика обучения географии. Бухара, 2015 г.

4.Абдувоксидов С.Н., Ганиев З.А. Методика преподавания географии Самарканд, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.