процедур принятой системе требований к освоению образовательных программ. Это означает полноту и адекватность проверки достижения принятых требований стандарта, что может быть реализовано в рамках комплексного подхода.
Комплексность оценки может быть обеспечена, если учитель будет регулярно отслеживать (в рамках мониторинга) не только усвоение учеником предметных умений, но и формирование метапредметных способов деятельности, базовых общих учебных умений и способов учебной деятельности, личностное развитие ученика, включая его познавательное развитие, развитие мотивации, ценностных ориентаций и личностных качеств, обеспечивающих ключевые компетентности. Оценочные процедуры должны проводиться регулярно, начиная со стартовой диагностики (на этапе приема ребенка в школу) и заканчивая итоговой диагностикой, позволяющей сделать заключение об уровне развития ученика и его готовности к продолжению образования на следующей ступени обучения.
Результаты начального общего образования представлены в стандартах второго поколения двумя видами требований: требованиями к результатам, выраженные в ключевых компетентностях ученика и требованиями к усвоению программ начального общего образования, выраженные в перечне возможностей ученика по выполнению практических действий с использованием знаний и умений по основным содержательным линиям учебных предметов, изучаемых в начальной школе.
Список литературы
1. Беспалько В.П. Не пора ли менять стратегию образования Текст. / В.П. Беспалько // Педагогика, 2001. № 9. С. 87-96.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании Текст. / И.А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
3. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения Текст. / А.В. Хуторской. М.: Владос, 2000. 320 с.
ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Рахмонова Г.Э.
Рахмонова Гулчехра Эргашевна - учитель начальных классов, школа № 26, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье раскрыто преподавание математики в начальных классах. Математика в начальной школе должна хорошо подготовить учащихся для дальнейшего математического образования в основной школе, это дает учащимся владение определенным объемом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины далее на усложняющемся уровне.
Ключевые слова: математика, начальный класс, учащихся, образования.
Начальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
В младшем школьном возрасте формируются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету, именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики. Для того чтобы поддержать интерес учащихся к данному предмету, а также активность на протяжении всего урока, педагогу необходимо
правильно организовать учебную деятельность школьников (использование новых информационных технологий, приемов развития критического мышления и т.д.).
Государственный образовательный стандарт нового поколения требует от педагога развития творческого мышления школьников, формирования универсальных учебных действий. Согласно современной концепции математического образования, его важнейшей целью является «интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе» [1].
Математика является одним из самых важных предметов, изучаемых в начальной школе. Она помогает развивать мышление, логику учащихся, а также формирует вычислительные навыки. Зачастую не только изучение, но и преподавание этого предмета вызывает трудности.
Обучение математике играет важную роль в формировании у учеников умения учиться. К основным целям начального обучения математики можно отнести:
a) Математическое развитие младших школьников;
b) Формирование начальных математических знаний;
c) Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности с начального этапа обучения.
Усвоенные знания на начальном этапе изучения данного предмета будут необходимы не только для дальнейшего изучения математики, но также и для других школьных дисциплин, решения многих практических задач во взрослой жизни.
В период обучения математики с 1 по 4 классы необходимо решить такие задачи, как:
1) Сформировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности учащихся;
2) развить логическое, интеллектуальное мышление;
3) развить пространственное воображение;
4) развить математическую речь;
5) развивать критическое мышление;
По мере решения этих задач учащиеся будут осознавать универсальность математических способов познания мира, усвоят начальные математические знания, связи математики с окружающим миром и другими школьными предметами.
В силу возрастных особенностей младших школьников необходима визуализация учебного процесса. Использование информационных и коммуникативных технологий обеспечит быстроту, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции, а также будет создан эффект присутствия «Я это видел!» - у учащихся появится ощущение реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.
Нами был разработан конспект урока для 2 класса по программе «Перспектива», который показывает возможности использования ИКТ на уроках математики в начальной школе.
Тема: Тысяча
Цель: сформировать представление учеников о числе 1000
Задачи:
1) Обучающая: изучить число 1000;
2) Развивающая: развить логическое мышление, мыслительные операции;
3) Воспитывающая: воспитать интерес к математике через достижения результатов.
Ход урока
I. Оргмомент.
-Здравствуйте, ребята! Вы готовы приступить к уроку? (ответы детей)
II. Актуализация знаний. Подведение к теме урока.
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? («Таблица умножения на 8 и на 9»)
- Давайте проверим, как хорошо Вы усвоили полученные знания (устный счет): 3*3= 45:5=
4*2= 18:9= 16:8= 8*8= 27:9= 9*4=
- Посмотрите, кто пришел к нам в гости (на доске изображение Незнайки)?
- Незнайка нес к нам на урок слова, но все буквы перепутались в его чемоданчике. Помогите ему восстановить слова:
ДЕНИАЦИ, ИТДСЯЕК, ОНТЯС, ЫСТЧАЯ
- Какие слова у нас получились? (единица, десятки, сотня, тысяча)
- Кто-нибудь догадался, о чем новом Вас хотел спросить Незнайка? ( о тысяче)
- Скажите, какая тема будет сегодня на уроке? (Тысяча)
III. Работа над новым материалом.
- Правильно, давайте откроем учебник на стр. 34 и посмотрим на №1.
- Что нужно сделать в задании «а» (число 999 представить в виде суммы разрядных слагаемых)? Что это значит? (ответы детей)
- Кто готов дать ответ и записать его на доске?
- Теперь выполним задание «в». Назовите числа, которые стоят перед числом 999 и после числа 999. (ответы детей)
- Рассмотрим предложенный текст и рисунки в рамочке.
- Как мы можем представить это число? (900+100, 990+10, 999+1)
- Молодцы. Теперь давайте рассмотрим №2. Что мы должны сделать? (найти пропущенные числа с использованием шкалы).
- Пробуем выполнить задание по цепочке. (1000=800+200, 1000=400+600 и т.д.)
IV. Стадия осмысления.
- Молодцы. Посмотрите на доску. Незнайка хотел расположить сотни в порядке возрастания, но опять все перепутал. Помогите ему исправить это (школьники располагают числа от 100 до 1000 в порядке возрастания).
- Теперь обратимся к номеру 4. Запишите в тетради ответы. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте - проверьте друг друга.
- Кто не сделал ни одной ошибки? У кого 2-3 ошибки? У кого больше трех ошибок?
- Посмотрите на экран, ребята. (просмотр мультфильма «В стране невыученных уроков»)
- Скажите, почему важно уметь считать? (ответы детей)
V. Рефлексия.
- Закончи фразу:
- «На уроке я узнал, что...».
- «Больше всего мне понравилось ...»
VI. Домашнее задание.
- №1 «б», №2 «б» - в учебнике, № 5.
Математика в начальной школе должна хорошо подготовить учащихся для дальнейшего математического образования в основной школе, это дает учащимся владение определенным объемом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины далее на усложняющемся уровне.
Список литературы
1. Постановление кабинета Министров Республики Узбекистан. № 187 «Об утверждении государственных образовательных стандартов среднего и среднего специального, профессионального образования». Ташкент. 6 апреля, 2017 г.