Научная статья на тему 'Преподавание курса "Охрана памятников истории и культуры Удмуртской Республики" в высших и средних учебных образовательных учреждениях как важный критерий гражданско-патриотического воспитания молодежи'

Преподавание курса "Охрана памятников истории и культуры Удмуртской Республики" в высших и средних учебных образовательных учреждениях как важный критерий гражданско-патриотического воспитания молодежи Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
23
0
Поделиться
Ключевые слова
ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ / ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РЕСПУБЛИКАНСКИЕ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Зелинская Наталья Александровна

В статье представлен материал, основанный на опыте преподавания курса «Охрана памятников истории и культуры Удмуртской Республики» в средних и высших учебных образовательных организациях. Учебный курс нацелен на ознакомление студентов и учащихся с объектами историко-культурного и природного наследия региона, обучение их классификации памятников истории и культуры, знание основ законодательной базы в сфере сохранения объектов культурного наследия.

Похожие темы научных работ по культуре и культурологии , автор научной работы — Зелинская Наталья Александровна,

Текст научной работы на тему «Преподавание курса "Охрана памятников истории и культуры Удмуртской Республики" в высших и средних учебных образовательных учреждениях как важный критерий гражданско-патриотического воспитания молодежи»

УДК 930.85(470.51)+372.8

Н.А. Зелинская

ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ

И КУЛЬТУРЫ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ» В ВЫСШИХ И СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК ВАЖНЫЙ КРИТЕРИЙ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

В статье представлен материал, основанный на опыте преподавания курса «Охрана памятников истории и культуры Удмуртской Республики» в средних и высших учебных образовательных организациях. Учебный курс нацелен на ознакомление студентов и учащихся с объектами историко-культурного и природного наследия региона, обучение их классификации памятников истории и культуры, знание основ законодательной базы в сфере сохранения объектов культурного наследия.

Ключевые слова: памятники истории и культуры, объекты культурного наследия, образовательные организации, республиканские и федеральные целевые программы по сохранению объектов культурного наследия, гражданско-патриотическое воспитание молодежи.

Объекты культурного наследия любого региона являются достоянием общественности и представляют собой его историко-культурное наследие, призванное увековечить историческое и культурное прошлое того или иного края, города, населенного пункта. Значение памятников истории и культуры сложно переоценить, их роль в современной жизни достаточно велика. Во-первых, объекты культурного наследия выступают в качестве отличной ресурсной базы для изучения исторического прошлого региона. Во-вторых, зачастую они являются своеобразной визитной карточкой той или иной местности и формируют благоприятный образ города или любого другого населенного пункта в частности и региона в целом. В-третьих, памятники истории и культуры представляют собой потенциальную ресурсную базу для разработки новых туристических маршрутов

и включения в них уже существующие объекты культурного наследия. И, наконец, в-четвертых, что не менее важно, объекты историко-культурного наследия являются незаменимым источником для формирования гражданской позиции и развития патриотического воспитания подрастающего поколения.

Изучение курса «Охрана памятников истории и культуры Удмуртской Республики», равно как и более широкого его эквивалента «Памятники истории и культуры», представляет собой важный этап в знакомстве с культурно-историческим аспектом в учебной программе студентов, обучающихся по предметам общегуманитарного цикла. В Удмуртском госуниверситете, в частности, вышеуказанные или близкие по тематике курсы читаются студентам таких направлений подготовки как «Туризм», «История», «Гостиничное дело»

Зелинская Наталья Александровна - старший преподаватель кафедры профессио-нального иностранного языка №2 Удмуртского государственного университета, ма-гистр искусств (Ижевск), nataliazelin@yandex.ru

и др. Практика показывает, что помимо общетеоретических вопросов, которые призван осветить курс «Охрана памятников истории и культуры», важную составляющую играет включение в данную учебную дисциплину вопросов, связанных с историей и культурой изучаемого региона, в том числе отражающих краеведческий характер.

К сожалению, зачастую студенты не имеют представлений об известных исторических деятелях и представителях культуры, внесших вклад в развитии своего края. Именно поэтому подрастающее поколение не всегда знает предысторию появления того или иного объекта культурного наследия, не знакома с основными биографическими фактами людей, в честь которых открыты те или иные памятники истории и культуры, мемориальные музеи и т.д.

Следует отметить, что когда речь идет о преподавании курса «Охрана памятников истории и культуры Удмуртской Республики» студентам, получающим среднее или высшее профессиональное образование на заочной форме обучения, где число академических аудиторных часов в силу понятных причин существенно меньше по сравнению с очной формой подготовки бакалавров и специалистов, проблема неосведомленности в некоторых вопросах, имеющих отношение к истории и культуре нашей республики, особенно заметна. В связи с этим целесообразно повышать уровень знаний студентов по общекультурным вопросам, что напрямую способствует развитию и актуализации активной гражданской позиции подрастающего поколения.

Как следует из реализуемой государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», патриотическое воспитание «представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [1].

Автору данной статьи кажется очевидным, что учебный курс «Охрана памятников истории и культуры Удмуртской Республики» способствует повышению общекультурного уровня студентов, развивает у них стремление к самосовершенствованию, к познанию историко-культурного наследия

своего региона, своей малой родины. И, как следствие, этот учебный курс вносит определенный вклад в процесс формирования у обучающихся патриотического сознания, активной гражданской позиции, чувства гордости и уважения по отношению к своему родному краю, а также чувства ответственности за сохранение его исторического прошлого и культурного потенциала. Такие люди не будут равнодушны к ситуациям, когда в некоторых слоях общества, в том числе за рубежом, проявляются агрессивные настроения и варварские выходки к некоторым памятникам истории и культуры, созданным в определенный исторический период, например, в годы расцвета советской власти, и отражающим характерные особенности того времени.

В рамках преподавания курса «Охрана памятников истории и культуры Удмуртской Республики» предусмотрено как изучение теоретических вопросов, например, таких так «Определение термина «памятники истории и культуры», «Классификация объектов культурного наследия», «Законодательство в сфере сохранения памятников истории и культуры», «Государственные программы в сфере сохранения объектов культурного наследия», так и аспекты, имеющее более практический характер и нацеленные на формирование у студентов практических навыков реализации полученных знаний. К таким вопросам, рассматриваемым, в частности, во время преподавания курса «Охрана памятников истории и культуры Удмуртской Республики», можно отнести следующие пункты: разработка новых туристических маршрутов с включением в них тех или иных памятников истории и культуры, знакомство с объектами культурного наследия региона федерального, республиканского и местного (муниципального) уровня, изучение характерных особенностей достопримечательных мест и уникальных ансамблей архитектурного наследия Удмуртской Республики, знакомство с мемориальными музеями и музеями-квартирами известных деятелей науки и искусства Удмуртии, а также многие другие вопросы.

Кроме того, важным аспектом в ходе преподавания курса «Охрана памятников истории и культуры Удмуртской Республики» представляется возможность формирования у студентов первостепенных знаний по законодательной базе и основным федеральным и республиканским целевым программам, направленным на выявление

Н.А. Зелинская

новых объектов культурного наследия, сохранение уже поставленных на учет памятников истории и культуры, мониторинг и инвентаризацию, каталогизацию, своевременное проведение ремонтно-ре-ставрационных работ, и в целом на популяризацию объектов культурного наследия региона.

Преподавание учебных дисциплин в вузах и учреждениях среднего профессионального звена, ставящих перед собой цель изучать историческое прошлое и культурные реалии и артефакты своего родного края и своей страны в целом, а также пропагандировать важность сохранения историко-культурного наследия общества для последующих поколений, можно вполне оправданно рассматривать как значительный шаг на пути реализации способов организации работы в сфере патриотического воспитания молодежи.

Необходимо добавить, что важной составляющей преподавания курса «Охрана памятников истории и культуры Удмуртской Республики» является практическая возможность у студентов разрабатывать идеи для практических проектов и осуществлять написание курсовых работ. Благодаря увеличению количества научных исследований в сфере сохранения культурного наследия, а также вследствие реализации новых методических разработок, касающихся систематизации знаний по охране памятников истории и культуры, можно говорить о специфической характеристике гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения посредством приобщения молодежи, в данном случае, студентов высших и средних профессиональных образовательных учреждений, к изучению истории, культуры, этнографии, архитектуры, археологии, искусства и других областей знаний, имеющих важное значение не только для дальнейшего развития региона и определения его потенциала для последующего развития на ближайшие годы, но и для воспитания четко выраженной, активной, осознанной граж-данско-патриотической позиции подрастающего поколения.

Можно с уверенностью утверждать, что преподавание учебного курса «Охрана памятников истории и культуры Удмуртской Республики» можно рассматривать как одну из форм внедрения новых эффективных комплексов учебных и специальных программ, методик и технологий работы по патриотическому воспитанию, как того требует государственная программа «Патриотического вос-

питания граждан Российской Федерации», которая принимается на каждые пять лет и в дальнейшем пролонгируется.

Как прописано в вышеназванной программе, важно укреплять и повышать «эффективность системы межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства в решении задач патриотического воспитания, обеспечивающей условия для: активизации и повышения интереса граждан к изучению истории Отечества, в том числе военной истории, к историческому прошлому нашей страны, ее героическим страницам, повышения уровня осознания необходимости сохранения памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества, способствовать повышению интереса россиян к литературе, музыке, изобразительному искусству, гуманитарным и естественно-географическим наукам, к деятельности видных представителей культуры, науки и искусства» [1].

Кроме того, в данном документе говорится о необходимости развития у подрастающего поколения чувства гордости, уважения и почитания символов государства, уважения к историческим святыням и памятникам Отечества. Акцентируется внимание на необходимости увеличения числа граждан, имеющих углубленные знания о событиях, ставших основой государственных праздников России.

Учитывая вышеизложенный материал, следует отметить тот факт, что в настоящее время необходимо продолжать работу по повышению качества работы образовательных организаций по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, а также по профессиональной ориентации учащихся и их привлечению к военной, военизированной, государственной службе, к работе в различных отраслях российской промышленности и сфере услуг, а также в системе образования, науки, культуры, спорта и иной деятельности. Следует помнить, что эту работу важно реализовывать исходя из целесообразности проведения всероссийских и региональных конкурсов, семинаров, конференций, выставок и экспозиций, посвященных историческим и культурным событиям, знаменательным датам и видным деятелям России.

Автор данной статьи считает, что все вышеперечисленные аргументы достаточно актуальны, т.к. зачастую во время аудиторных лекционных и семинарских занятий выясняется, что некоторые

студенты затрудняются назвать выдающихся деятелей своего региона, ошибаются при ответах об историко-культурных объектах своего города (или того населенного пункта, где они живут), не знают важных исторических вех в развитии своей малой родины и страны в целом. И что наиболее важно, не всегда проявляют ярко выраженный интерес и активную жизненную позицию к вопросам сохранения объектов историко-культурного наследия своего региона.

Таким образом, преподавание курса «Охрана памятников истории и культуры Удмуртской

Республики» у студентов высших и средних профессиональных образовательных учреждений можно рассматривать как малую толику на пути гражданско-патриотического воспитания молодежи, как попытку приобщения подрастающему поколению бережного отношения к культурным ценностям, воспитания у подростков и студентов уважения к историко-культурному наследию региона и гордости за те памятники истории и культуры, которые предыдущие поколения создавали и целенаправленно оберегали и сохраняли для следующих поколений.

Список использованных источников и литературы

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493).