Научная статья на тему 'ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА МУЗЫКАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (перевод П. А. Мичкова)'

ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА МУЗЫКАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (перевод П. А. Мичкова) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальная библиотека / музыкальная информация / музыкальное исследование / методика музыкальной библиографии / music library / music information / music research / the technique of musical bibliography

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаура М. Снайдер

В своей работе американский музыковед, директор нотно-музыкальной библиотеки Университета Маунт Эллисон Лаура М. Снайдер излагает основные позиции преподаваемой ею учебной дисциплины по музыкальной библиографии. Данный курс ведется у аспирантов и предназначен для освоения основных навыков по работе с фондами музыкальных библиотек и владения современными инструментами поиска информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching the Graduate Music Research Course

In this article the American musicologist, director of Music Library of the University of Mount Allison Laura M. Snyder sets out the basic positions of her music bibliography course. This course is taught to graduate students and is designed to develop basic skills for working with the funds of musical libraries and knowledge of modern tools of information retrieval.

Текст научной работы на тему «ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА МУЗЫКАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (перевод П. А. Мичкова)»

УДК 78.06

ПЕРЕВОДЫ

JIaypa М. Снайдер

ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА МУЗЫКАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

(перевод П. А. Мичкова)

Предисловие переводчика

В среде студентов принято считать, что курс музыкальной библиографии (он также имеет названия «музыкально-биб-лиографическая практика», «архивно-библиографическая практика» и др.) знакомит их с профессией библиотекаря, профилем которого являются нотно-музыкальные библиотеки. Это не совсем так. Научная деятельность музыканта, музыковеда немыслима без обращения в библиотеку, без взаимодействия с системой хранения накопленных знаний в виде сборников статей, монографий, публикаций в периодических изданиях, нотных документов, сведений об аудио-и видеозаписях исполнений музыкального произведения.

Практика показывает, что традиционный справочно-поисковый аппарат библиотек отстает в плане удовлетворения поисковой потребности музыканта. Новая литература, новые сведения появляются гораздо быстрее, чем информация о них, фиксированная на карточке традиционного библиотечного каталога. Появление новых средств предоставления информации, широкое распространение сети Интернет, с одной стороны, упростило задачу исследователю, предоставив ему широкие возможности по организации поиска информации. Вместе с тем, кажущаяся доступность материала привела к обратной ситуации - без владения современными методиками поиска человек оказывается в информационном тупике.

В этой связи работа американского исследователя специфики музыкальных © Лаура М. Снайдер, 2015 © П. А. Мичков (перевод), 2015

библиотек и информационных ресурсов в сфере музыкального искусства оказывается важным элементом в восполнении указанного пробела и обретает особую актуальность. Приведем некоторые факты биографии Лауры М. Снайдер.

Лаура М. Снайдер - доктор теории музыки (PhD of music theory), директор музыкальной библиотеки Университета Маунт Эллисон (Mount Allison University) (Канада). Ведет курс лекций по философии музыкального искусства.

Сотрудничает с различными нотно-музыкальными библиотеками. Среди них библиотеки Индианского университета в Блумингтоне (США), Колледжа святого Олафа (США), Оберлинского музыкального колледжа (США), Истменов-ской школы музыки (США).

Проводила работу в советах Международной Ассоциации музыкальных библиотек (Music Library Association) и канадской ассоциации музыкальных библиотек (Canadian Association of Music Libraries), принимала участие на конференциях различного уровня.

Помимо административной и преподавательской деятельности Лаура активно увлекается игрой на флейте и фортепиано. Принимает участие в качестве хориста в муниципальном и университетском хорах.

В своей работе автор излагает основные позиции учебной дисциплины по музыкальной библиографии. Данный курс ведется у аспирантов и предназначен для освоения основных навыков по работе с фондами музыкальных библиотек и владения современными инструментами поиска информации.

Введение

Этот курс называют «Музыкальной библиографией», «Введением в музыковедение», существуют и другие его названия. Такая учебная дисциплина предусмотрена в программах высшего музыкального образования. Предполагается, что эти курсы познакомят студентов и аспирантов с широким спектром источников, справочных инструментов, методов исследования в музыкальной науки. Ранее эта дисциплина традиционно присутствовала в требованиях учебного плана по программам бакалавриата и магистратуры, но теперь этот курс также включают в образовательные требования для аспирантов.

При традиционном подходе в преподавании музыкальной библиографии преподаватель часто пытается предоставить студентам как можно больше справочных источников для изучения. Вместе с тем, студенты должны выполнить существенную научно-исследовательс-кую работу в дополнение к многочисленным контрольным опросам, заданиям и т. п. Эта большая нагрузка как для студента, так и для педагога, зачастую приводит к разочарованию в обучении, потери интереса, поскольку студент оказывается перегружен объемом материала и ему не хватает мотивации, чтобы иметь дополнительный стимул, нежели просто получить хорошую оценку. Поэтому очевидно, что большинство студентов считают, что этот предмет не имеет отношения к их исполнительской практике и не представляет особого интереса.

Проблема в обучении музыкальной библиографии состоит в том, чтобы сделать процесс работы над исследованием для студентов живым и интересным. Курс должен быть основан на сочетании трех основных целей:

a) понять процесс работы над исследованием, тем более что он имеет отношение к музыке;

b) научиться эффективно использовать справочную литературу по музыке;

c) понимать структуру и правильно осуществить научно-исследовательскую работу.

Курсовая работа

Успех в этой дисциплине будет достигнут, когда студент станет действительно увлечен исследовательским процессом, и это, по всей вероятности, произойдет в том случае, когда у него есть большой интерес к теме, выбранной для работы. Кроме того, студенты, которые прежде не проводили научно-исследова-тельскую работу, могут выполнить этот процесс с большей уверенностью, если они начинают с темы, которая им знакома, даже если и в другом ракурсе.

В этом курсе студенты работают над своими научными исследованиями в течение всего семестра, по необходимости корректируя направление исследования. Не каждое задание курса может иметь прямое отношение к выполняемой исследовательской работе, хотя всё же многие из них связаны с научным трудом студентов в том или ином плане. К примеру, среди первых заданий есть изучение каталога библиотеки на предмет наличия и доступности книг, статей, связанных с их выбранной темой, что можно считать первым шагом для подготовки их к работе по теме.

Письменные задания помогают убедиться в том, что студенты не откладывают начало своей работы на последние недели семестра, а также позволяют учителю контролировать работу на различных стадиях. Это обеспечивает более плодотворный и более активный опыт обучения, а также предостерегает от плагиата. В этом случае у многих студентов появляется мнение, что они, возможно, впервые осуществили реальную научно-ис-следовательскую работу, вместо того, чтобы скомпилировать материал в последнюю минуту. Для успешного выполнения этого «строительного элемента» научной работы, педагог должен своевременно проверить качество его выполнения, чтобы у студентов была необходимая обратная связь прежде, чем двинуться дальше в процессе своего изучения. Совместное обсуждение со студентами хода выполнения работы в течение всего семестра также чрезвычайно ценно. Студенты часто отказываются еде-

лать это, но они многому могут научиться друг от друга, особенно когда они готовы озвучить те проблемы, с которыми им пришлось столкнуться.

Ход исследования - не линейный процесс, и при этом он не может являться каким-либо эталоном для каждого студента или для каждой научно-исследова-тельской работы. «Проведение исследования - скрупулезная и тяжелая работа. Тем не менее, следует тщательно спланировать ход работы, хотя процесс исследования следует изогнутым путем, вплоть до возвращения к истокам работы». Очевидно, такое положение дел противоречит желанию педагога достигнуть определенных задач к определенным датам. Следует дать понять студентам, что процесс исследования не всегда предсказуем, и задания предлагаются в том виде, в котором они будут полезны для учащихся для того, чтобы продемонстрировать навыки владения инструментами поиска.

Хотя акцент в курсе сделан на научно-исследовательскую работу, как традиционный метод обучения, концертное исполнение нельзя исключать из внимания. В конце семестра студенты обсуждают свои работы на занятии, поощряется, когда они исполняют произведение. Некоторые студенты, не особенно владеющие мастерством письма, намного лучше представляют результат своего исследования в виде таких концертов-лекций.

Первое направление: процесс исследования

Если у участников нет ясного понимания и оценки самого процесса работы над научным исследованием, курс музыкальной библиографии рискует стать скучным чтением бесконечных фактов об источниках и правилах их цитирования. В идеале, у аспиранта должен быть накоплен определенный опыт в академическом исследовании. К сожалению, это не всегда так, поэтому время курса, посвященное теоретической основе исследования, стоит усилий. Хорошо подобранная литература по предмету может оказать весомую поддержку для этой части курса.

Многие студенты, начинающие изучение этого курса, не имеют четкого представления что такое «исследование» или «научная работа», и какое отношение они имеют к их жизни и карьере музыканта. Перспектива написания «настоящей» научно-исследовательской работы в течение длительного времени кажется им странной, а иногда и вовсе пугает. Первым шагом в этом направлении является изучение самой концепции исследования и понимание того факта, что оно может быть представлено в разных видах и служить различным целям. Описание исследовательской работы в виде совместного обсуждения имеет место на протяжении десятилетий, или даже столетий, исследовательская работа учит создавать текст, а также имеет отношение и к процессу концертного исполнительства. Можно провести аналогию между отношениями «писатель-читатель» и «исполните л ь-слушате ль». На первом этапе работы важно выяснить понятие «целевая аудитория» и какое она имеет отношение к письменному тексту, поскольку существует разница между написанием текста для других ученых и обычных читателей. Т&кжб полезно будет объяснить, почему, к примеру, аннотации, составленные на обложках компакт-дисков, различные буклеты, сайты Интернета, будучи умело составленными, тем не менее, не могут быть представлены в качестве источников, на которых базируется научная работа.

Студенты также должны представлять музыковедческое исследование как уникальный комплекс исторических обсуждений. Чтение и обсуждение музыковедческих статей из Нового Словаря Гро-ува и Нового Словаря Гарварда дают хорошую основу и готовят почву для дальнейшего обсуждения источников и инструментов музыковедческого исследования - Второй линии курса.

Выбор темы

В процессе практической работы выяснилось, что студентам оказывает большую пользу первичное изучение темы с разных ракурсов. Поэтому в начале

учебного семестра предлагается сделать несколько вариантов избранной темы, рассмотреть ее содержательные возможности. Конечно, это принесет некоторые трудности студентам, но впоследствии такая форма дает свои результаты. Учащиеся сосредотачивают свое внимание на определенном композиторе и произведении, которое их интересует, так как в процессе выбора изучают различные информационные источники. Требование сформулировать тему, вопрос и обосновать их для своей работы - обязательное в этом пункте. Для них важно не только мыслить в этом направлении, но также быть уверенными, что они могут (и в большинстве случаев это необходимо) изменить направленность своего исследования по мере его продвижения. Например, поощряется переход на изучение другого произведения одного и того же композитора.

Исследовательская аргументация

Для многих студентов самым трудным аспектом при написании хорошей работы является формулировка тезисов. Это, пожалуй, один из наиболее важных шагов в деле стимулирования выхода за рамки распространенной практики нанизывания информации, часто вырванной из контекста, не задумываясь при этом о том, что они пытаются в действительности доказать. Чтобы понять принципы построения тезисов в своей работе, учащимся предлагается ознакомиться со статьей Уильяма Ньюмана «О трели в ор. 96 Бетховена», в которой демонстрируются эти принципы. Эта относительно короткая работа сосредотачивается на изучении одного вопроса. Студенты сначала часто поражаются, что вся статья может быть посвящена изучению одной небольшой трели. Это само по себе поучительно для них, так как многие представляют себе процесс научно-исследова-тельской работы как некое упражнение по сбору такого большого количества материала, насколько это возможно.

На этой стадии поощряется желание студентов сосредоточиться на создании убедительных научных аргументов, под-

держанных большим количеством источников, которые они уже изучили. Статья Ньюмана дает интересный и стимулирующий пример, который составляет объект исследования.

Поскольку Ньюман дает понять, что нет никаких других основных источников для того, чтобы поддержать его теорию, то этот случай основан на косвенных доказательствах, и поэтому его стиль письма известные американские музыковеды Бут, Коломб и Уильяме квалифицировали бы как «авторский фельетон». Эта статья вызывает довольно оживленную дискуссию в классе по поводу применения определенных слов и терминов.

Один из самых трудных «тезисов» для студентов - это выстраивание обоснования. В этом случае статья Ньюмана представляет собой интересный пример, поскольку довольно сложно найти хороший пример подобного рода. Для текстов, адресованных другим ученым в области музыкальной науки, характерно предположить теорию доказательств. Это понятие приобретает большую ясность для студентов, когда мы обсуждаем принятые доказательства и причины, по которым их избрал автор.

Статья Ньюмана является лишь одним из множества вариантов подобного рода задания.

Второе направление:

источники и исследовательские инструменты в музыке

Второе направление, центральная часть курса сосредотачивается на изучении источников и исследовательских инструментов, применяемых в музыкальном исследовании. Есть много различных способов организации этого материала. Одним из практических подходов является разделение раздела на три части: библиотечные каталоги, литература о музыке, и иные издания о музыке. Порядок, в котором эти три секции представляются крепко связанными с возможностью построения своих исследований студентами.

Каталоги библиотек

Библиотечный каталог, в какой бы форме он ни был представлен, является основным инструментом для поиска материалов в библиотеке. Прежде чем студенты смогут прогрессировать в своем исследовательском процессе, они должны иметь достаточное представление о работе с каталогом библиотеки, для эффективного его использования, что поможет определить, с какими основными источниками они могут ознакомиться по выбранной теме, к примеру, рецензии на исполнение произведения, книги о композиторе. В то время как у большинства аспирантов уже есть опыт работы с каталогом библиотеки, многие не знают, как пользоваться им эффективно, как искать по каталогу умело, особенно это касается музыковедческих материалов. Сейчас существует множество интерфейсов он-лайн-каталогов, настраиваемых каждой из библиотек отдельно по своему усмотрению. Но даже с наличием в этих каталогах довольно сложной структуры взаимосвязанных ключевых слов для поиска, тема таких понятий как унифицированные заглавия, тематические рубрики Библиотеки Конгресса остаются актуальными по сей день. Это не простые для объяснения студентам понятия, и важно помнить, что цель курса не в том, чтобы превратить их в каталогизаторов музыкальных библиотек. Большинство студентов, однако, в состоянии усвоить эти понятия и способны научиться пользоваться он-лайн каталогами. Это знание подкрепляется впоследствии, когда студенты обнаруживают, как эти те же самые принципы работают (или иногда не работают) в электронных базах данных. Уроки, извлеченные для эффективного поиска по ключевым словам каталога библиотеки, такие как использование Булевых операторов и символов усечения, также оказывают определенную помощь, поскольку студенты будут их исследовать позднее в этом курсе.

Литература о музыке

Большая часть курса посвящена изучению литературы о музыке, в том числе

словарей и энциклопедий, библиографий композиторского творчества, тематических каталогов, книг и диссертаций, периодических изданий и реферирования источников для доступа к их содержимому, литературы по практике исполнения и нотации, дискографии. Точное содержание заданий будет меняться в зависимости от наличия ресурсов в библиотеке, а также в соответствии с интересами и потребностями студентов.

Порядок, в котором эти типы источников изучаются в курсе, связан с порядком, в котором студенты могли бы логически подойти к процессу сбора информации, в которой они нуждаются. Во-первых, необходимо начать с изучения энциклопедий и словарей, для краткого, первичного обзора темы. Затем следует определить подходящую терминологию и идентифицировать ключевые источники. После этого можно приступать к процессу поиска соответствующей литературы для более широкого обзора по избранной теме, включать более обширную библиографию. Изданные автобиографии композиторов, их дневники могут быть чрезвычайно полезными в этом пункте плана работы, не окажется лишним и ведение собственного Тематического Каталога (об этом будет сказано позже).

Исследование статей из периодических изданий - самая плодотворная стадия для исследовательских работ, а также самое трудное задание для студентов, так многие из них ранее не использовали индексацию и реферирование документов подобного рода. С появлением электронных баз данных постоянно изменяются ресурсы в этой категории, поэтому для учителя одной из проблем ведения курса является актуальность преподносимой информации. Так как некоторые студенты не находят достаточное количество информации о теме своего исследования до тех пор, пока не изучат статьи, публикуемые в периодических изданиях, важно, чтобы они приступили к этому этапу как можно раньше. Это означает с одной стороны большой объем работы в первой части семестра, но,

с другой - этот вид задания приносит пользу студентам на этапе сбора информации по своей теме.

Поскольку студенты знакомятся с различными справочными источниками по музыке, важно, чтобы они научились оценивать их и составлять собственные примечания с целью обращения к ним в процессе последующей работы.

Практические задания по этому разделу могут быть полезными. Студентам предлагается проанализировать один из источников, которые они изучают в курсе. В некоторых заданиях указываются рекомендованные для анализа источники. Наличие конспектов на экзаменах и контрольных опросах предоставляет определенный стимул для студентов. Сортировка и структуризация источников на этом этапе не рекомендуется, так как этот чрезвычайно трудоемкий процесс может не принести пользу в данном случае. Чтобы продемонстрировать, как эффективно пользоваться конспектами, сделайте так, чтобы студенты пользовались ими в процессе совместного обсуждения одного и того же источника. Для этого вида задания подойдет Новый словарь Гроува, в котором каждый студент может выбрать материал достаточного объема и отыскать примеры, имеющие отношение к дискуссии. Большинство студентов уже знакомы с этой работой, и потому могут быстро и качественно составить конспект. Это хороший способ для того, чтобы иметь представление о довольно большом количестве источников, не обращаясь при этом к неуместному изучению каждого в отдельности. Это также дает студентам шанс исследовать несколько источников более подробно в соответствии с избранной ими темой, которой они интересуются.

Редакции нотного текста

Главная цель этого раздела курса для студентов - получить более полное представление об основных источниках, необходимых для исследования музыки, и о проблемах, с которыми часто приходится сталкиваться. Студенты должны также научиться развивать свои навыки

как музыкальных критиков, поскольку они выбирают ту или иную редакцию для собственного исследования. Работа этого раздела может быть организована довольно разнообразно: один из путей состоит в том, чтобы начать с обсуждения основных источников, таких как рукописи и изданные тексты под редакцией самого композитора. Здесь важно, что студенты учатся избирательно подходить к исследованию тематического каталога.

К сожалению, иностранные языки часто являются барьером для понимания источников. Например, анализ «Искусства фуги» И. С. Баха под редакцией Шмейдера (Schmieder). Студенты часто избегают изучение этого источника, особенно если они не знают немецкий язык, но с использованием словаря они обычно в состоянии найти некоторую информацию. Во время урока стоит сравнить Urtext и предложенную редакцию. Даже студенты, которые владеют немецким языком, смогут почерпнуть новую информацию, так как в тексте встречается библиографическая терминология, которая обычно малознакома. Это задание предназначено для получения основной информации о рукописи автора и методах печати до 1800 г. Оно также предоставляет студентам возможность познакомиться с RISM, RISM, IAML и с Британским объединенным каталогом старинной музыки изданной, до 1801 года.

Вторая тема раздела курса - дать представление о таких явлениях как «Собрание сочинений» и других редакциях текста. Цель этого раздела - дать студентам знания о собраниях сочинений, других редакциях, их истории, положительных и отрицательных сторонах. Если существует возможность пользоваться библиотекой, то предлагается изучить произведение Баха, Моцарта или Бетховена в двух редакциях для того, чтобы студенты смогли понять, как изменялись редакционные методы в течение времени.

Книга Джеймса Гриэра (James Grier) о редакциях нотного текста может оказать пользу в этом виде задания. Дис-

куссия о разных вариантах редакций естественным образом совмещается с обсуждением редакторской практики как средства практического назначения для удобства исполнения. Это дает прекрасную возможность исполнителям использовать в дальнейшем навыки критического мышления при выборе той или иной редакции. В идеале, можно дать задание написать краткое эссе о сравнении двух редакций. Как это случается, времени часто недостаточно, поэтому в качестве альтернативы предлагается сравнение редакций в устной форме на уроке. Требования будут меняться в зависимости от возможностей библиотеки, но сонату Бетховена или прелюдию с фугой из ХТК Баха вполне можно назначить для сравнения, если библиотека обладает несколькими редакциями этих произведений.

В этой части курса студенты также учат, как определить местонахождение нот, которые не доступны в их местной библиотеке. Сначала акцент ставился на широком использовании бумажных каталогов библиотеки. В настоящее время более детальному изучению подвергаются он-лайн каталоги музыкальных библиотек и различные другие сетевые каталоги. Серия книг «Музыка в печати» также изучается в этот период.

Поиск информации о современных композиторах, а также поиск нот их произведений представляет отдельную проблему. Уроки, посвященные этой теме, находятся в заключительной части курса и обеспечивают возможность изучить некоторые источники, которые предлагаются студентам для анализа. Так как Интернет часто предоставляет ценную информацию о современных композиторах, исследование этой области также обеспечивает возможность обсудить интернет-средства поиска и методы оценки информационной насыщенности сайтов. Задания по этой теме обеспечивают совершенствование навыков, которые студенты приобретали в течение семестра и часто использовали при подготовке домашних заданий и итогового экзамена.

Третье направление: технология написания научно-

исследовательской работы Технология написания научной работы, возможно, наименее привлекательный для изучения раздел курса, тем не менее, он особо важен. Прежде чем вести такой курс, нужно определить понятие научного стиля и выяснить требования к структуре построения докторской диссертации. Для обучения этому стилю нужно вводить новые формы занятий постепенно. Таким образом, студенты начинают с конспектирования и цитирования базовой литературы по теме, имеющейся в библиотеке. Когда изучается работа со словарями и энциклопедиями, они учатся цитировать отдельные статьи из них, как, например, из Нового словаря Гроува. Уроки о том, как найти нужную статью также включают в себя изучение способов цитирования журнальных статей. Цитирование рукописей и нотного текста может быть особо сложным, а примеры из партитур и аудиозаписей для этой цели, вероятно, вовсе не соответствуют. В этом случае рекомендуется использовать иллюстративный материал.

Структура исследовательской работы включает в себя создание сносок, ссылок и правильно оформленного цитирования первоисточников. У некоторых студентов возникают трудности в этом разделе, поэтому необходимы задания в виде упражнений в совершенствовании навыков цитирования и составления сносок. Этому заданию предшествует объяснение на уроке о правилах использования сносок. Даже после обсуждения на уроке этот вид задания труден для студентов; важно, чтобы они достигли гладкости стиля и академичности оформления.

Добавление: дополнительные темы, включенные в курс

Специальные коллекции и архивы В то время как большая часть этого курса обязательно сосредоточится на использовании ресурсов, найденных на полках и в общих коллекциях болыпин-

ства музыкальных библиотек, студентам также будет полезно исследовать другие источники - материалы, которые обычно размещаются в специальных коллекциях и архивах библиотеки. Аспиранты должны осознать и оценить, какую ценность представляют эти материалы, как они могут использоваться в исследовании, и почему они должны быть сохранены. Посещение архивов для изучения рукописей и старинных изданий часто не вызывает интереса у студентов. Эту часть курса можно объединить с уроками истории музыкальной печати. Даже если ваша библиотека обладает определенной коллекцией, вы можете найти специальные материалы, которые бы представляли интерес для студентов - письма, исторические документы, копии рукописей композитора.

Изучение этой темы часто вызывает вопросы студентов о принципах хранения музыкальных источников и книг о музыке. Это - превосходная тема для дополнительной лекции, если существует возможность ее прочитать.

Проблемы авторского права в музыке

Сегодня каждый музыкант должен владеть знаниями в области законодательства по авторскому праву. Это законодательство затрагивает как концертное исполнительство, так и публикации. Раздел урока, посвященный этой теме, может иметь большую ценность. Эта тема становится всё более и более сложной, и у студентов часто возникает множество дополнительных вопросов. Один из наиболее значимых ресурсов в этой области - раздел интернет-сайта Международной ассоциации музыкальных библиотек об авторском праве.

Некоторые практические соображения

Аттестация

Курсовая работа должна быть центральным заданием на семестр и наиболее важным моментом при аттестации. Перенасыщение дополнительными заданиями и экзаменами снижает качество процесса

исследования. Уменьшение количества экзаменов или контрольных опросов в целом позволяет студентам уделять больше времени своим курсовым работам с получением хорошим результатов для тех, кто относится к этому серьезно. Исключение экзаменов, однако, мешает оценивать полученные навыки студентов. Рекомендуется баланс между этими двумя крайностями.

Обучающий персонал

Идеальный учитель для этого курса библ йоте ка р ь с существенным опытом в научном исследовании музыки. Важно широкое знание как традиционных, так и электронных справочных материалов по музыке. Т£1КЖ6 полезно основательное знание основных электронных ресурсов. Хотя существует небольшое количество доступных баз данных по музыке, многое можно почерпнуть из электронных источников более широкого круга - по искусствам и гуманитарным наукам. Если нет возможности, чтобы лекции вел музыкальный библиотекарь, то, в качестве, альтернативы, можно предложить, чтобы этот курс вел преподаватель с кафедры. В таком случае, работник библиотеки может вести некоторую часть курса.

Имейте в виду, что по мере изучения курса у студентов будет возникать большое количество вопросов, связанных с музыкальными библиотеками, так как они пользуются их коллекциями на протяжении курса. Сотрудники-библиогра-фы, таким образом, оказываются непосредственно вовлеченными в процесс и должны знать программу курса.

Рассматривая возможный преподавательский состав для этого типа занятий, следует, конечно, учесть некоторые проблемы, связанные с рабочей нагрузкой. Преподавание этого курса требует огромного количества времени, особенно на первоначальном этапе, когда материалы курса только собираются. Повторное использование наработанных материалов в более позднее время может сэкономить некоторое время, но виды заданий должны быть обновлены, так как повторение будет утомительным для учителя.

Большое количество времени посвящено работе со студентами и обеспечению обратной связи с ними. Учитель должен также определить время на работу с документами, чтобы это не стало препятствием для студентов во время перехода к новому этапу курса. Если курс ведет сотрудник библиотеки, должно быть понимание с администрацией библиотеки относительно того, как этот род занятий касается остальной части обязанностей библиотекаря. Действительно ли это дополнительная нагрузка с дополнительной платой? Если так, то, возможно, эта работа будет выполняться во внеурочное время? Достаточна ли оплата за курс? Даже если этот курс - дополнительная нагрузка, преподавателю, вероятно, понадобится гибко спланировать учебный процесс с учетом других обязанностей библиотекаря. Если не предполагается дополнительной оплаты, то, по всей видимости, сотрудник библиотеки будет вести курс в свое основное рабочее время. Хотя преподавание в аспирантуре и работа в библиотеке - два совершенно разных вида деятельности. Попытка сделать два дела сразу может не оправдать себя и лишь нанесет вред.

Совместное (командное) обучение также имеет свои преимущества, если подойти к этому с умом. Хорошим примером такой модели является работа двух сотрудников библиотеки с классом, которые чередуются в соответствии с изучаемыми темами. Командное преподавание может оказаться эффективным способом помочь правильно распределить нагрузку, а также предполагает две точки зрения на этот курс. Также полезно распределение класса на группы при работе с библиотечными ресурсами. Т&кжб вы можете заручиться поддержкой коллег, согласных оказать помощь в этом деле.

Планирование урока

Идеальный график состоит из занятий по 90 минут в неделю. Такой график дает возможность эффективно изучить темы курса, а также обсудить их на уроке. Если учебная аудитория и библиоте-

ка находятся в одном здании, то часть времени может быть отведена под индивидуальные занятия студентов, а в это время педагог сможет ответить на возникшие у них в процессе работы вопросы. Проведение более двух занятий в неделю вызывает трудность у студентов, связанную с подготовкой домашнего задания и изучения литературы.

Особую трудность составляет преподавание курса в летний период в течение 5-6 недель с уроками большой продолжительности. Чтобы прочитать такой курс за столь краткий промежуток времени нужно объединять чтение лекций, обсуждение заданий и коллективную работу. Небольшие по продолжительности занятия подойдут исключительно в группах с заинтересованными и мотивированными студентами.

Курс музыкальной библиографии в учебном плане аспиранта

В конце этого курса студентов просят предоставить письменную работу для оценки и обсуждения в классе. Когда аспиранты оценивают сам курс, то чаще всего высказываются мнения, что он был полезен для них, но к сожалению, хотелось, чтобы этот курс велся раньше, когда они были еще студентами. Часто этот курс получает репутацию трудного предмета, отнимающего много времени, из-за чего учащиеся откладывают выполнение заданий на позднее время. Следует дать понять, что этот курс дает максимальную пользу обучающимся во время подготовки их курсовых работ. Аспиранты могут сами избрать его в первый или второй семестр обучения.

Заключение

Преподавание этого курса, конечно, может быть трудным, но он также может быть чрезвычайно полезным как для аспирантов, так и для учителя, если подойти к процессу с энтузиазмом. Преподавание всего курса библиотекарем дает качественно иной результат в конце обучения. Работая с группой студентов в течение семестра, педагог получает информацию о выполненных и неудавших-

ся домашних заданиях и, в будущем, может сделать необходимые модификации курса для достижения более высоких результатов. Возможность видеть, как создается студенческая работа - от неопре-

Литература (источник)

Snajder, L. М. Prepodavanie kursa muzykalnogo issledovaniya [Teaching the Graduate Music Research Course]. Greg S. Giri, Laura M. Snajder, Ketlin A. Instrukciya muzykalnyx bibliotek. Abromejt, Ssha. Skarekroupress, 2004. Pp. 47-99.

деленной до логически выстроенной и даже иногда имеющей качество полноценной научно-исследовательской работы, является лучшей наградой педагогу за тяжелый труд.

Source

Snyder, L. М. 'Teaching the Graduate Music Research Course'. Greg S. Geary, Laura M. Snyder, Kathleen A. Music Library Instruction. Abromeit, USA. ScarecrowPress, 2004. Pp. 47-99.

Преподавание курса музыкального исследования

В своей работе американский музыковед, директор нотно-музыкальной библиотеки Университета Маунт Эллисон Лаура М. Слайдер излагает основные позиции преподаваемой ею учебной дисциплины по музыкальной библиографии. Данный курс ведется у аспирантов и предназначен для освоения основных навыков по работе с фондами музыкальных библиотек и владения современными инструментами поиска информации.

Ключевые слова: музыкальная библиотека, музыкальная информация, музыкальное исследование, методика музыкальной библиографии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Teaching the Graduate Music Research Course

In this article the American musicologist, director of Music Library of the University of Mount Allison Laura M. Snyder sets out the basic positions of her music bibliography course. This course is taught to graduate students and is designed to develop basic skills for working with the funds of musical libraries and knowledge of modern tools of information retrieval.

Keywords: music library, music information, music research, the technique of musical bibliography.

Автор перевода: Мичков Павел Александрович - руководитель отдела информационных и медиаресурсов Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки.

E-mail: michkovpa@mail.ru

Translated by Pavel Michkov. Head of Information and Media Resources Department of the Novosibirsk State Conservatory named after M. Glinka.

E-mail: michkovpa@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.