Педагогика
УДК 376.14
старший преподаватель кафедры специальных дисциплин, подполковник полиции Коровников Александр Леонидович
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар); старший преподаватель кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях, подполковник полиции Люев Тембот Хабасович
СКИ (Ф) Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нальчик)
ПРЕПОДАВАНИЕ КРИМИНАЛИСТИКИ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Аннотация. В статье показаны современные подходы к использованию виртуальной и дополненной реальности в образовательной среде вуза. Эти цифровые педагогические технологии могут выступать в качестве вектора развития инновационной педагогики, позволяющей повысить качество знаний, умений и навыков в ходе изучения криминалистики. Включение в сферу судебной экспертизы новых объектов, возникновения новых задач - это вызовы, которые ставит перед экспертами следственная практика. Безусловно, нужна разработка на основе уже имеющегося эмпирического материала соответствующих экспертных методик исследования как новых, так и уже известных, но изменившихся объектов. Масштабный запрос транслируется на разработку методических рекомендаций для сотрудников правоохранительных органов по обнаружению, фиксации, исследованию и использованию доказательств в процессе раскрытия и расследования преступлений с использованием современных цифровых технологий. И это едва ли не главная проблема в практической деятельности экспертов. Всеми этими профессиональными компетенциям должны овладеть курсанты и слушатели, изучающие криминалистику в вузе МВД. В качестве таких технологий целесообразно обратить внимание на виртуальную и дополненную реальность. Именно разработка новых методик исследования, их апробация, внедрение и сертификация является одной из злободневных проблем. Основная задача использования программных продуктов для криминалистики -это фиксация данных с места происшествия. Её основное преимущество - это использование технологии дополненной и виртуальной реальности, 3D-сканирования и распознавания (IntelRealSense). Все эти технологии позволяют добиться реалистичности и эффекта присутствия сотрудников правоохранительных органов и экспертов на месте происшествия, облегчают протоколирование и представление картины события в суде. Следовательно, в качестве обучающей технологии виртуальная и дополненная реальность могут применяться широко и успешно. В соответствии с одним из подходов виртуальная реальность представляет собой созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку через его ощущения и имитацию физического воздействия. Таким образом, виртуальная реальность способна полностью воссоздать и симулировать физическое окружение человека за счет звуковых, тактильных и визуальных программных средств с помощью специальных устройств, таких как: шлем или очки, перчатки и джойстики со встроенными гироскопическими системами и технологиями 3D и HDMI.
Ключевые слова: криминалистика, инновационная педагогика, образовательная среда, виртуальная и дополненная реальность, процесс преподавания.
Annotation. The article shows modern approaches to the use of virtual and augmented reality in the educational environment of the university. These digital pedagogical technologies can act as a vector for the development of innovative pedagogy, which makes it possible to improve the quality of knowledge, skills and abilities during the study of criminology. The inclusion of new objects in the field of forensic examination, the emergence of new tasks are the challenges that investigative practice poses to experts. Of course, it is necessary to develop on the basis of already existing empirical material appropriate expert research methods for both new and already known, but changed objects. A large-scale request is being sent for the development of methodological recommendations for law enforcement officers on the detection, fixation, research and use of evidence in the process of solving and investigating crimes using modern digital technologies. And this is almost the main problem in the practical activities of experts. As such technologies, it is advisable to pay attention to virtual and augmented reality. It is the development of new research methods, their approbation, implementation and certification that is one of the pressing problems. The main task of using software products for criminology is to record data from the scene of the incident. Its main advantage is the use of augmented and virtual reality technology, 3D scanning and recognition (IntelRealSense). All these technologies make it possible to achieve realism and the effect of the presence of law enforcement officers and experts at the scene, facilitate the recording and presentation of the picture of the event in court. Therefore, virtual and augmented reality can be widely and successfully used as a learning technology. According to one of the approaches, virtual reality is a world created by technical means, transmitted to a person through his sensations and imitation of physical impact. Thus, virtual reality is able to fully recreate and simulate the physical environment of a person through sound, tactile and visual software using special devices, such as: helmet or glasses, gloves and joysticks with built-in gyroscopic systems and 3D and HDMI technologies.
Key words: criminalistics, innovative pedagogy, educational environment, virtual and augmented reality, teaching process.
Введение. Будущее криминалистической науки - внедрение новейших технических, гуманитарных, иных разработок в технологию доказывания, разработка понятия, принципов, а также самой процедуры технологии доказывания. В ходе раскрытия и расследования преступлений возможности информационных технологий могут быть реализованы при осуществлении следующих функций: получения информации и рассмотрения заявлений о преступлении и исследования обстоятельств дела; уголовного преследования; обеспечения участникам расследования их прав и законных интересов; пресечения преступлений и принятия мер к устранению обстоятельств, способствующих их совершению; процессуального руководства и разрешения уголовного дела.
Как считает Д.В. Бахтеев: «Для реализации технологии AR в определённом направлении (в нашем случае - в качестве вспомогательного инструменты для изучении и преподавании криминалистики) необходимо прежде исследовать теоретические вопросы, связанные с данной технологией, находящиеся в том числе в междисциплинарном дискурсе, после чего создать прикладную информационную систему моделирования дополненной реальности (минимально -экспериментальный рабочий прототип базы данных, содержащий трёхмерные объекты, готовые для демонстрации)» [1, С. 24].
Так, например, при выполнении операций в операционной, хирургам и помощникам часто требуется доступ к некоторой информации о хирургическом планировании и / или процедурах, связанных с самой операцией, или к дополнительному оборудованию для выполнения определенных операций. Доступность этой информации часто зависит от физического присутствия технических и медицинских специалистов в операционной, что становится все более трудным из-
за ряда ограничений, (например, как было в период налагаемых чрезвычайной ситуацией COVID), чтобы избежать переполненной среды или внешнего персонала. Здесь происходит процесс анализа нескольких сценариев, в которых специалисты оснащают персонал операционной системы очками дополненной реальности (AR). Эти очки позволяют удаленному специалисту направлять операции OR с помощью голосовых и специальных визуальных эффектов, наложенных на поле зрения оператора, носящего их [2, С. 577].
Изложение основного материала статьи. Дополненная реальность является стандартом на многих современных платформах смартфонов. Расстояние до виртуальных объектов, видимых через дисплей смартфона, должно восприниматься точно для удобного взаимодействия с виртуальными объектами с высокой точностью. В ряде исследований представлены эмпирические данные о влиянии на восприятие расстояния через мобильные устройства дополненной реальности. В современном социуме дополненная реальность (AR) быстро внедряется многими приложениями. Например, для навигации (например, Google Maps) или для решения задач проективной эргономики, таких, например, как дизайн комнаты. С помощью такого рода новых приложений, можно изучать, как пользователи воспринимают расстояние до виртуальных целей, проецируемых на реальный мир [3].
Если существует разница между воспринимаемым расстоянием до виртуального объекта и воспринимаемым расстоянием до реального объекта, то пользователь может транслировать искаженное пространственное представление в процессе использования дополненной реальности, и перцептивная регистрация виртуального объекта будет искаженной, неточной. В настоящее время многие мобильные устройства, такие как планшеты и телефоны. способны запускать AR-приложения, используя камеру на своем устройстве в качестве дисплея. Все вышеперечисленные возможности могут послужить полифункциональным и междисциплинарным ресурсом для успешного проектного моделирования различных кейсов профессиональной среды и деятельности экспертов-криминалистов. Сложности использования полигонов в процессе преподавания криминалистики и создания обучающих задач, максимально приближенных к реальности, можно было бы устранить с помощью инновационной педагогики, широко применяющей AR/VR в педагогическом процессе. Особую популярность в современной образовательной среде приобретают исследовательские игры, созданные, как доказательство концепции для разработки дополненной реальности.
AR представляет собой возможность создания полезного взаимодействия в режиме реального времени между несколькими средами и / или изображениями / видео, представляющими интерес. Системы AR были задуманы и разработаны в течение последних десятилетий, и их применение, например, в медицине, было описано для различных специальностей, таких как: нейрохирургия, лучевая терапия, ортопедия или пластическая хирургия. Первые примеры применения и реализации AR в нейрохирургии были описаны Робертсом и соавторами, в 1986 году, которые предложили проекцию изображений КТ в хирургический микроскоп. В 1998 году те же принципы были использованы для проецирования сосудистых структур с помощью рентгеноскопии, в то время как уже в 2002 году AR была применена в нейрохирургическом эндоскопе [4, С. 7].
Большое значение дополненная реальность играет и в сфере образования. Ряд исследователей в области образования признали дополненную реальность (AR) как технологию с большим потенциалом воздействия на результаты аффективного и когнитивного обучения. Однако, для обоснования этих утверждений было проведено очень мало работы. Цель этого исследования состояла в том, чтобы оценить, в какой степени приложение для обучения AR влияет на уровень удовольствия и эффективности обучения учащихся. Исследование последовало за дизайном экспериментальной / контрольной группы с использованием типа приложения (на основе AR, на веб-основе) в качестве независимой переменной. 64 старшеклассника были случайным образом распределены в экспериментальную или контрольную группу для изучения основных принципов электромагнетизма. Приобретение знаний участниками оценивалось путем сравнения предварительных и пост-тестов. Восприятие общего состояния участников на потоке измерялось с помощью шкалы состояния потока, а их состояния потока контролировались на протяжении всей учебной деятельности.
Наконец, были качественно идентифицированы представления участников о преимуществах и трудностях использования приложения дополненной реальности в данном исследовании. Результаты показали, что подход дополненной реальности был более эффективным в продвижении знаний студентов об электромагнитных концепциях и явлениях. Анализ также показал, что приложение дополненной реальности привело к тому, что участники достигли более высоких уровней взаимодействия с потоком, чем те, которые были достигнуты пользователями веб-приложения. Однако, не все факторы, по-видимому, влияют на состояние потока учащихся, это исследование показало, что они были ограничены: концентрацией, искаженным чувством времени, чувством контроля, более четкой прямой обратной связью и опытом [5, С. 159; 7, С. 255].
Более глубокий анализ процесса потока показал, что ни одна из групп не сообщила о том, что выполняла те задачи, которые были очень легкими или слишком сложными. Однако, для тех задач, которые не воспринимались как сложные и включали подсказки визуализации, экспериментальная группа показала более высокие уровни потока, чем контрольная группа.
Большинство существующих исследований, изучающих дополненную реальность (AR), были сосредоточены на самой технологии. В работе «Дополненная реальность в научном образовании - возможности для обучения студентов» доктор философии Бриджит Нильсен, Гарольд Брандт и Хокон Свенсен представили интересные данные, касающиеся проблемы AR в образовательных целях. Эмпирические данные интерпретировались на основе последовательного опроса, распространенного среди 35 опытных преподавателей естественных наук, разработчиков ИКТ и исследователей научного образования из четырех стран. Среди экспертов был достигнут консенсус в отношении акцента на «обучение до технологии», и они, в частности, дополнили существующие возможности, описанные в научной литературе, перспективами использования, связанными с интерактивностью [6, С. 46; 8, С. 384].
Размышления экспертов были сведены к инновационным измерениям в рамках с девятью континуумами. Структура может быть использована для иллюстрации того, как и в какой степени, инновационная образовательная перспектива, такая как сосредоточение внимания на вовлечении учащихся в создание и / или исследование, может быть рассмотрена в конкретном дизайне AR. Но следует обратить внимание на тот факт, что могут возникнуть определенные сложности в процессе внедрения той или иной инновационной технологии (Таблица 1).
Таблица 1
Плюсы и минусы использования дополненной реальности в процессе преподавания криминалистики
Плюсы использования дополненной реальности: Минусы использования дополненной реальности:
Следовая информация может быть смоделирована, что в ходе реализации процесса обучения позволит устранить проблемы, связанные с использованием полигонов. Мало освещённые и тёмные помещения могут стать помехой для распознавания среды.
Криминалистика разных сред может стать доступной для изучения и понимания. Сложности точной идентификации объекта, обусловленные потребностью в контрасте с фоном.
Учебный процесс можно «игрофицировать», что способствует врабатыванию, интерактивности и вовлеченности со стороны целевой аудитории. Необходимость проработки базы для работы в иных помещениях или перенос объектов с заранее определённым алгоритмом.
Материальные объекты, значимые для криминалистики, можно визуализировать, т.к. принцип наглядности -мощный ресурс для успешности восприятия образовательного контента. Наличие технических рисков, таких как: замедленность в работе, сбои в системах и др.
Следовая информация может изучаться непосредственно всеми субъектами правоприменения. Наличие организационно-управленческих рисков: ошибок в контенте, смещенное целеполагание, слабая материально-техническая база, потребность в дата-сетах для обучения и др. Ограничения нормативных требований к технологии.
Выводы. Следует обратить особое внимание, что использование технологии дополненной реальности в процессе преподавания криминалистики, должно обязательно быть предвосхищено всесторонним анализом не только положительного эффекта, но и препятствий и рисков, неизбежно возникающих в ходе использования.
В целом, можно сделать вывод, что технология AR является одним из перспективных направлений при изучении и преподавании криминалистики, которое имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными способами, и может выступать в качестве полифункционального ресурса инновационной педагогики. При этом в парадигме междисциплинарности она может быть интересна как лейтмотив для межкафедрального взаимодействия в процессе преподавания.
Литература:
1. Бахтеев, Д.В. Технология дополненной реальности как потенциальный метод в преподавании криминалистики и изучении криминалистических объектов / Д.В. Бахтеев, А.В. Максимова // Технологии XXI века в юриспруденции: материалы Третьей междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Д.В. Бахтеева. - Екатеринбург: Уральский государственный юридический университет, 2021. - С. 23-30
2. Балалаева, М.В. Инновационные педагогические технологии преподавания дисциплины «Криминалистика»: современное состояние и перспективы внедрения в образовательный процесс / М.В. Балалаева // Юридическая техника. -2021. - №15. - С. 575-579
3. Cofano, F. Augmented Reality in Medical Practice: From Spine Surgery to Remote Assistance / F. Cofano, G. Di Perna, N. Mareng, [et al.] // Frontiers in Surgery. - 2021. - Vol. 8. - Article: 657901. - D01:10.3389/fsurg.2021.657901.
4. Ibáñez, M.B. Experimenting with electromagnetism using augmented reality: Impact on flow student experience and educational effectiveness / M.B. Ibáñez, Á. Di Serio, D. Villarán, C. Delgado Kloos // Computers & Education. - 2014. - Vol. 71. -P. 1-13
5. Lund Nielsen B. Augmented Reality in science education - affordances for student learning / B. Lund Nielsen, H. Brandt, H. Swensen // Nordic Studies in Science Education. - 2016. - Vol. 12 - № 2. - P. 157-174
6. Коровников, А.Л. О необходимости создания и внедрения криминалистических инновационных средств / А.Л. Коровников // Экономика. Право. Печать. - Вестник КСЭИ. - 2018. - № 4 (80). - С. 43-47
7. Сезонова, Т.В. Имитационно-профессиональные игры как элемент практико-ориентированного подхода в обучении криминалистике в ведомственном вузе / Т.В. Сезонова // Ученые записки ОГУ. - Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2021. - №1 (90). - С. 253-256
8. Табаков, А.В. О формах фиксации доказательственной информации на современном этапе развития криминалистики / А.В. Табаков // Технологии XXI века в юриспруденции: материалы Третьей междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Д.В. Бахтеева. - Екатеринбург: Уральский государственный юридический университет, 2021. - С. 382-388
Педагогика
УДК 376
кандидат педагогических наук, доцент Корякина Татьяна Григорьевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); мастер производственного обучения Иванова Александра Юрьевна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Республиканский техникум-интернат профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов» (г. Якутск)
РОДИТЕЛЬ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ КАК СУБЪЕКТ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы семей с родителем-инвалидом, которые воспитывают ребенка раннего возраста (ребенка «группы риска»). Определены психолого-педагогические проблемы родителей- инвалидов с детьми раннего возраста, которые связаны с отсутствием целенаправленных и педагогически обоснованных действий по воспитанию и развитию своего ребенка. В результате уровень развития речи, общения, познавательной активности ребенка могут не достигать максимально возможного уровня и семья может нуждаться в психолого-педагогической поддержке и сопровождении в связи с ее особенностями функционирования. Для решения данных проблем предлагается модель психолого-педагогического сопровождения семей с учетом индивидуальных особенностей детей и родителей для повышения родительской компетентности и развития субъектности родителей с инвалидностью в системе ранней помощи.