Научная статья на тему 'Преподавание истории в техническом вузе: современные подходы в рамках требований новых ФГОС'

Преподавание истории в техническом вузе: современные подходы в рамках требований новых ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
559
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS FOR HIGHER EDUCATION OF THE THIRD GENERATION / COMPETENCE / E-LEARNING / EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF HISTORY STUDYING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Ольга Владимировна, Сыченкова Анна Владимировна

Данная статья посвящена проблеме преподавания истории в системе высшего технического образования. Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения содержат компетенции, овладение которыми возможно только при изучении истории. Сокращение часов ставит задачу поиска новых подходов в преподавании дисциплины. В статье анализируется опыт преподавателей кафедры истории и связей с общественностью Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлова Ольга Владимировна, Сыченкова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING OF HISTORY IN A TECHNICAL HIGHER SCHOOL: MODERN APPROACHES UNDER THE REQUIREMENTS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

This article deals with an issue of the history teaching in the technical higher school. The federal state educational standards of the third generation include competencies, the acquirement of which are determined by the history study. Reduction of academic hours sets a task of new approaches to the discipline teaching. The authors analyze experience of the academics working at the History and Public Relations Department of the Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev.

Текст научной работы на тему «Преподавание истории в техническом вузе: современные подходы в рамках требований новых ФГОС»

УДК 378

Козлова Ольга Владимировна

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и связей с общественностью Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева dom-hors@mail.ru

Сыченкова Анна Владимировна

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и связей с общественностью Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева dom-hors@mail.ru

ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ НОВЫХ ФГОС

Kozlova Olga Vladimirovna PhD in History,

Assistant Professor of the History and PR Department, Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev dom-hors@mail.ru

Sychenkova Anna Vladimirovna

PhD in History,

Assistant Professor of the History and PR Department, Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev dom-hors@mail.ru

TEACHING OF HISTORY IN A TECHNICAL HIGHER SCHOOL: MODERN APPROACHES UNDER THE REQUIREMENTS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

Аннотация:

Данная статья посвящена проблеме преподавания истории в системе высшего технического образования. Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения содержат компетенции, овладение которыми возможно только при изучении истории. Сокращение часов ставит задачу поиска новых подходов в преподавании дисциплины. В статье анализируется опыт преподавателей кафедры истории и связей с общественностью Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева.

Ключевые слова:

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения, компетенция, электронное обучение, учебно-методические аспекты изучения истории.

Summary:

This article deals with an issue of the history teaching in the technical higher school. The federal state educational standards of the third generation include competencies, the acquirement of which are determined by the history study. Reduction of academic hours sets a task of new approaches to the discipline teaching. The authors analyze experience of the academics working at the History and Public Relations Department of the Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev.

Keywords:

Federal state educational standards for higher education of the third generation, competence, e-learning, educational and methodological aspects of history studying.

Главными характеристиками выпускника высшего учебного заведения являются его общая и профессиональная компетентность, а также способность к самообразованию. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения (далее - ФГОС) предполагают смещение акцентов на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности студента. Это выдвигает новые требования к методике проведения лекций и практических занятий, к организации самостоятельной работы студентов, методике проведения текущего, рубежного и итогового контроля знаний. В конечном счете, ставится вопрос об эффективности управления учебной деятельностью студентов.

История остается одним из базовых, обязательных для изучения предметов, так как именно она способствует формированию ряда общекультурных компетенций, которыми должны обладать студенты, получающие диплом бакалавра. К примеру, согласно ФГОС направления 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника», обучение по которому проводится в Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А.Н. Туполева (далее -КНИТУ-КАИ), студент должен обладать способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и определять в нем место человека, политической организации общества, анализировать политические события и тенденции, ответственно участвовать в политической жизни (ОК-5) [1]. Или же ФГОС направления 210400 «Радиотехника»

нацеливает студента на то, что он должен обладать способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и традициям, терпимо воспринимать социальные и культурные различия (ОК-17), понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории и историческом процессе, политической организации общества (ОК-18) [2].

Сложности в преподавании истории обусловлены тем, что для большинства студентов сегодня характерны неудовлетворительные базовые знания по истории (незнание событий и прочего). В свою очередь, содержание стандарта высшего профессионального образования по истории изменилось, так как произошел переход от изучения отечественной истории к истории всемирной. Таким образом, соотношение возросшего содержания дисциплины с выделяемым учебным временем ставит задачу пересмотра сложившейся системы изучения истории в вузе. Сегодня в основе образовательного процесса лежат, с одной стороны, модульная система преподавания курса, с другой - балльно-рейтинговая система оценки знаний, функционирующая в Институте социальных технологий КНИТУ-КАИ с 2007 г. (в качестве эксперимента - с 2005 г.). Рейтинг студента (сумма баллов за выполнение комплекса учебных заданий) определяет промежуточный, а также итоговый результат в виде оценки за усвоение дисциплины.

В КНИТУ-КАИ на историю отводится один семестр, при этом необходимо отметить общую тенденцию сокращения аудиторной нагрузки в пользу увеличения часов для самостоятельной работы. Например, для подготовки направления 221700 «Стандартизация и метрология» (квалификация (степень) выпускника: бакалавр) в КНИТУ им. А.Н. Туполева общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы или 108 академических час., из них лекции -18 час., семинары - 18 час., самостоятельная работа -72 часа, экзамен. В таких условиях преподавание в традиционной манере - чтение лекций с закреплением материала на семинарах -становится неэффективным, так как фактически сводится к поверхностному освещению всех проблем, что явно не отвечает требованиям компетентностного образования. Такое распределение часов неизбежно ставит перед преподавателем-лектором проблему отбора главных теоретических вопросов с целью построения такой системы занятий, которая бы адекватно отвечала целям учебного плана и создавала основу для прочного усвоения. Преподавателями кафедры истории и связей с общественностью КНИТУ-КАИ разработан в соответствии с ФГОС учебно-методический комплекс для технических направлений, который состоит из следующих модулей (целостных информационно-познавательных комплексов):

1 модуль. Цивилизационный мир древности и российская специфика: аграрная стадия развития общества. История как область научного познания. Этапы образования типов общностей, государственности, цивилизации; Государство и общество в средние века. Особенности развития русских земель; Национальная самоидентификация Европы: Русская модель XIII -1-й пол. XVI вв.; Мир на пути к техногенной цивилизации (XV - 1-я пол. XVII вв.).

2 модуль. Российский вектор мирового развития в индустриальную эпоху. Век Просвещения в западноевропейской и российской истории. Европа и Россия в эпоху индустриализации. Россия и мир в системе международных отношений: от Вестфаля до Версаля (1648-1918 гг.). Российский вариант вхождения в индустриальную современность ХХ в. Вторая мировая война. Великая Отечественная война Советского Союза.

3 модуль. Россия в условиях глобализации. Послевоенное устройство мира и холодная война: этапы противостояния; СССР и вызовы постиндустриальной эпохи; Россия и мир в конце XX в.; Мировая цивилизация и Россия в условиях информационной революции [3, с. 74].

В основе УМК лежит системный подход, который учитывает как единое для всего человечества, так и особенное в общественных процессах, формирует целостное видение истории, отражает смену форм социальных отношений, закономерности перехода традиционного общества к индустриальному, затем - к информационному, акцентируя внимание на проблеме цивилизационной идентичности России.

В зависимости от распределения учебной нагрузки каждого конкретного направления лектор варьирует тематику лекций, семинарских занятий и заданий для самостоятельной работы. Так, например, в условиях сокращения лекционных занятий до 18 час., календарнотематический план выглядит следующим образом:

1. История как область научного познания. Этапы образования типов общностей, государственности, цивилизации. (2 ч.)

2. Государство и общество в Средние века. (2 ч.)

3. Век Просвещения в западноевропейской и российской истории. (2 ч.)

4. Европа и Россия в эпоху индустриализации (XIX в.). (2 ч.)

5. Характерные особенности западной цивилизации в ХХ в. (2 ч.)

6. Российский вариант вхождения в индустриальную современность ХХ в. (2 ч.)

7. Вторая мировая война. СССР и вызовы постиндустриальной эпохи. (2 ч.)

8. Россия и мир в конце XX в. (2 ч.)

9. Мировая цивилизация и Россия в условиях информационной революции. (2 ч.)

На наш взгляд, наиболее эффективными в подобных условиях являются следующие методы обучения: проблемные лекции и семинары-дискуссии. Поскольку событийную историю студенты изучали в школьном курсе истории, акцент делается на последовательном анализе исторического процесса. Сегодня наиболее адекватным решением проблемы эффективного обучения представляется электронное обучение (e-Learning). В частности, в КНИТУ-КАИ активно внедряется система Blackboard. Данная система позволяет преподавателю выкладывать основной и дополнительный материал (в том числе, презентации, видеоматериалы) на учебный портал для самостоятельного изучения студентами, проводить промежуточные и итоговые тестирования, а также принимать дополнительные задания.

Рассмотрим вариант тематического плана второй лекции первого модуля, соответствующих ей семинарских занятий и самостоятельной работы.

Тема «Государство и общество в Средние века».

Содержание лекции (2 ч.):

1. Средние века в исторической науке.

2. Становление и эволюция средневековой цивилизации.

3. Особенности развития русских земель в Средние века.

4. Повседневная жизнь человека Средневековья.

В ходе лекции у студента формируются следующие составляющие компетенций: умение анализировать Средние века с культурологической, аксиологической, цивилизационной точек зрения; особенности проявления главных факторов всемирного исторического процесса в Средние века в истории России.

Лекции соответствует семинарское занятие (2 ч.):

1. Сущность «классического западноевропейского Средневековья».

2. «Государственный феодализм» как феномен российского Средневековья.

3. Этапы объединения русских земель (XIV-XVI вв.).

4. Развитие культуры, науки и техники в Средние века (Русь, Европа, мусульманский мир).

Формирующиеся составляющие компетенций сводятся к умению выявлять общее и частное в различных цивилизационных моделях в определенный момент исторического развития; анализировать исторические процессы и явления на основании исторических источников.

В рамках работы на семинарах студенты готовят опорные конспекты по основным вопросам, также предлагается подготовить краткие сообщения на следующие темы (по выбору):

1. Эпоха крестовых походов.

2. Образование в Средние века.

3. Рыцарство и рыцарская культура.

4. Средневековый город.

5. Развитие науки и техники в Средние века.

6. Знаменитые ереси Средневековья.

7. Народные восстания в Средние века.

8. Возвышение Москвы и образование Московского государства.

9. Знаменитые памятники средневековой культуры, а также ряд исторических портретов видных деятелей эпохи.

Примерные темы для дискуссии:

1. Была ли Киевская Русь единым государством восточных славян?

2. Древнерусское государство создали: а) варяги; б) восточные славяне.

3. Существовало ли на Руси татаро-монгольское иго?

4. Степень влияния Византии на культуру Древней Руси.

5. Мусульманский мир и Западная Европа в Средние века: точки соприкосновения и зоны конфликта.

6. Христианская церковь в Средние века: неоднозначность влияния на развитие Западной Европы.

7. Процесс самоидентификации в Европе и на Руси: общее и частное.

Реферативная работа, которую может выполнить студент, прежде всего, связана с работой с историческими источниками и специализированной литературой. Поэтому примерными темами могут служить:

1. Х. Ортега-и-Гассет о ментальности средневекового человека (Сочинение «Человек XV века»).

2. Рецензия на работу «Цивилизация средневекового Запада» Ж. Ле Гоффа.

3. Аннотация монографии «История сословий в России» В.О. Ключевского.

4. Образ Ивана Грозного в оценках историков и современников.

5. Средневековые путешественники о Руси.

6. Рецензия на работу Л.Н. Гумилева «Русь и Великая степь». Данный вид работы переносится в онлайн-среду, так как он напрямую сближается с самостоятельной работой студента, на которую по данной теме отводится 8 часов. Завершает изучение темы онлайн-тестирование, акцентирующее внимание на ключевых терминах и датах по данной теме.

Проектно-исследовательская деятельность студентов также является фактором совершенствования учебного процесса, углубления понимания и формирования целостного видения истории. В КНИТУ-КАИ студенты технических направлений охотно включаются в деятельность исторической секции Студенческого научного общества Института социальных технологий. Историческая секция «ИСТок» представляет собой добровольное объединение студентов всех факультетов и институтов, которые изучают историю в текущем семестре. Основной целью деятельности секции является активизация и популяризация научно-исследовательской работы среди студентов. Студенты-бакалавры обучаются навыкам написания научноисследовательских работ, вырабатывают умение аргументировано излагать и отстаивать собственное мнение, знакомятся с новейшими достижениями в области истории и историографии. Каждый год для заседаний секции СНО выбираются актуальные темы, как, например, «Противодействие национализму в России: исторический опыт и современное состояние» (2011/2012 учебный г.), «Влияние выдающихся личностей на исторический прогресс» (2012/2013 учебный г.). Лучшие научно-исследовательские и творческие работы студентов отправляются на межвузовские конференции, конкурсы (например, участие во Всероссийском конкурсе студенческих видеороликов «Мой Сталинград» в рамках Мультимедийного фестиваля студенческого творчества «Сталинград 3.0»), а также - в Сборник студенческих научных работ. Студенты принимают участие во внутривузовских олимпиадах по истории, которые проводятся в завершении каждого семестра силами преподавательского коллектива кафедры.

Процесс перехода системы вузовского исторического образования в условиях стандартов третьего поколения идет непросто. Существуют сложности с адаптацией лекционного курса к изменившимся учебным планам. В большинстве своем студенты не готовы воспринимать проблемную лекцию с неизбежно высоким уровнем теоретических обобщений. При проверке студенческих работ актуальной остается проблема плагиата. В свою очередь, не все преподаватели готовы перенести значительную часть своей работы в интернет-среду. Возникают проблемы с подсчетом затрат рабочего времени преподавателя, которые неизбежно возрастают по сравнению с традиционной системой преподавания. К тому же актуальна проблема составления адекватных современному учебному процессу тестов по гуманитарным дисциплинам, в том числе и по истории. Тесты преимущественно базируются на традиционной парадигме образования, акцентирующей внимание на информации - знании, информированности, а не на способности к цельному восприятию исторического процесса, не отвечая требованиям компетентностного образования. Очевидно, что использование информационно-технологических новаций необходимо в той степени, в которой это способствует учебному процессу, но ни в коей мере не решает проблемы его содержания, продолжения поиска эффективных в новых условиях подходов к преподаванию истории. Время предъявляет высокие требования к преподавателю, который должен находиться в постоянном творческом поиске, совершенствуя свое педагогическое мастерство.

Ссылки:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника» (квалификация (степень) «бакалавр») // Сайт координационного совета учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы. 11Р1_: http://www.fgosvpo.ru (дата обращения: 08.08.2013).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 210400 «Радиотехника» (квалификация (степень) «бакалавр») // Сайт координационного совета учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы. 11Р1_: http://www.fgosvpo.ru (дата обращения: 08.08.2013).

3. История: учебно-методический комплекс. Казань, 2011. 104 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.