Научная статья на тему 'Преподавание философии Н. К. Рериха как подготовка к изучению «Живой Этики»'

Преподавание философии Н. К. Рериха как подготовка к изучению «Живой Этики» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
279
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Форум ЮНЕСКО по проблеме «Культура мира против войны» / забота о просвещении народа / под знаком красоты / Forum UNESCO on the problem «The Peace Culture against the war» / the care about people enlightenment / under the beauty sign

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бродацкая Ольга Александровна

В статье освещены идеи «Учения Живой Этики», представляющие Основы Нового Космического Миропонимания, предложено создание Международного Института Мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theaching of Nicolas Roerich’s philosophy as grounding in the study of Living Ethics

The article is illuminated the ideas of «The Teaching of Living Ethics» realizing the New Cosmic World Understanding basis and is off ered the creation of the International Institute of Thought.

Текст научной работы на тему «Преподавание философии Н. К. Рериха как подготовка к изучению «Живой Этики»»

О.А.Бродацкая

Преподавание философии Н. К. Рериха как подготовка к изучению «Живой Этики»1

В статье освещены идеи «Учения Живой Этики», представляющие Основы Нового Космического Миропонимания, предложено создание Международного Института Мысли.

Ключевые слова: Форум ЮНЕСКО по проблеме «Культура мира против войны», забота о просвещении народа, под знаком красоты

O. A. Brodatskaya

The theaching of Nicolas Roerich's philosophy as grounding in the study of Living Ethics

The article is illuminated the ideas of «The Teaching of Living Ethics» realizing the New Cosmic World Understanding basis and is offered the creation of the International Institute of Thought.

Keywords: Forum UNESCO on the problem «The Peace Culture against the war», the care about people enlightenment, under the beauty sign

В непростое время нам довелось жить: на стыке не только двух веков, но и тысячелетий - смене двух Эпох, когда старая Эпоха сменяется Новой, которая на Востоке называется Сатья Юга - Светлая Эпоха. Светлая Эпоха сменяет Темную так же неизбежно, как неизбежно после ночи наступает новый день. Но как видим, Армагеддон в самом разгаре.

Мы являемся свидетелями того, что не только по нашей стране, но и по всей планете шагает кризис не столько экономический, сколько глубочайший нравственно-духовный.

Живя в XXI веке, мы также наблюдаем торжество технического прогресса на фоне духовной деградации народов, несущей угрозу гибели всего человечества.

Это говорит о том, что ни в одной стране ни школа, ни одна религия не справились с возложенной на них обязанностью быть воспитателями сознания. В новом тысячелетии эту эволюционную миссию должна взять на себя Культура - Наука и Искусство. Именно им предстоит нести в мир Новое Космическое Мировоззрение, так необходимое человечеству.

Конечно, признаки Нового Времени тоже имеют место. Главным из них является то, что в нашей стране все громче звучат Имена Великих Учителей - Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, а их философия по праву начинает занимать свое достойное место.

Так 29 декабря 2010 года Указом президента России Д. А. Медведевым за вклад в укрепление российско-индийских связей и подвижническую деятельность в возрождении музейного комплекса Рерихов в Гималаях руководитель Международ-

ного мемориального треста Рерихов награждена орденом Дружбы РФ. И это прекрасно!

Также знаковым событием 2010 года был Всемирный Форум Духовной Культуры, прошедший в октябре в столице Казахстана Астане, на котором Россия принимала активное участие и где не раз звучало Имя Рерих.

А в 2009 году по предложению Президента Д. А. Медведева Правительство России утвердило план проведения эксперимента по преподаванию основ религии и светской этики. Но какая светская этика может быть без Учения Живой Этики?! В связи с президентским решением именно Живая Этика должна лечь в основу будущих учебников по светской этике. И пока этого не произойдет, результат от эксперимента будет минимальный. Президент особо подчеркнул, что «преподавать все эти предметы должны только светские педагоги», чтобы не допустить в обществе разногласий на религиозной почве. В связи с этим встает вопрос о подготовке учителей и написании учебников для преподавания. Дьякон Кураев уже делает всяческие попытки внедрения в школу своих опусов, которые детям даже в руки нельзя брать, не то чтобы изучать.

Разве не является признаком Нового Времени и тот факт, что на международную конференцию, посвященную идеям наследия семьи Рерихов, сегодня впервые мы собрались в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств и можем свободно обсуждать серьезнейшие проблемы, в частности, как подготовить общество к изучению Живой Этики. А ведь еще совсем недавно Агни Йога была под запретом, и о психической энергии говорить было неприлично, даже опасно.

Сегодня, как никогда ранее, при обилии информации ощущается дефицит идей. Кто же должен находить идеи, как не ученые и педагоги, формирующие людей будущего: будущих президентов, ученых и просто родителей.

Ученые, педагоги ищут идеи, но, к сожалению, не обращают свой взор в нужном направлении, где идеи есть - надо только открыть книги Учения Живой Этики (Агни Йогу) - этот неиссякаемый источник знаний. Это Учение - Провозвестие, Основы Нового Космического Миропонимания, которые человечеству уже даны.

Оно записано в 14 книгах, каждая из которых имеет не только свое название, но и свою идею, и тем не менее, это единое Учение - Учение об Этике Новой Эпохи. Эти книги обо всем: о медицине и психологии, об астрономии и космогонии, о семье и школе, о том, почему надо мыслить так, а не иначе, и даже о том, почему надо пить соду. Пока наше сознание не может сформулировать такой вопрос, на который мы не могли бы найти ответ в этих книгах.

Но главное, что утверждается в Учении Живой Этики, - это то, что мы живем и действуем не только в мире видимом глазу, но и в мире невидимом, и что мы -носители божественного дара, основной энергии Космоса - Психической Энергии, высшим проявлением которой является Мысль. Учение Живой Этики утверждает,

что именно мысль, зачинает миры, именно мысль слагает судьбу каждого из нас и коллективную судьбу человечества. Что сеем - то жнем: и добро, и зло; и наши беды и победы.

Эти книги у нас благодаря семье РЕРИХОВ - уникальной семье, состоявшей из многогранно образованных и одаренных ученых, мыслителей, выдающихся деятелей Культуры. Фамилию Рерих знают на всех континентах планеты. И последователей их идей в мире становится все больше и больше.

Перед каждым из них стояла определенная задача. Но все Рерихи взаимно дополняли и усиливали друг друга и выполняли сокровенную единую работу.

«Исключительный художник, мыслитель и представитель великой человечности в эпоху наибольшей бесчеловечности»2 - так называла мужа Елена Рерих, великий русский философ-просветитель и подвижник. «Книги Учения, Учения Огненного, я не хотела бы отрывать от Творчества Картин, ибо Творчество - ЕДИНО. Творили и Творим ВМЕСТЕ»3, - писала она своим ученикам.

А Николай Константинович писал в «Листах Дневника» о совместном творчестве со своей спутницей жизни Еленой Ивановной: «Творили вместе, и недаром давно сказано, что произведения должны бы носить два имени - женское и мужское»4, т. е. под каждой его картиной должно стоять два имени (причем, заметим, что «женское имя» он ставит на первое место).

Рерихи утверждали, что им не принадлежит авторство книг Учения Живой Этики. Тогда откуда пришло к нам это Учение Жизни - Живая Этика?..

К сожалению, сознание не каждого человека способно вместить то, что на нашей планете существует Единый Источник всех учений, религий, всех знаний на Земле. Разные народы знают о Нем и в своих преданиях называют по-разному. Но в Азии это самое таинственное место на Земле чаще всего называют «Шамбала».

Пока еще не все люди могут принять это, но мы обращаемся к искателям Истины: «Вы можете верить или не верить, но пришло время, когда мир должен знать: Шамбала - не миф. Один раз в столетие она высылает в мир своих Вестников, задача которых помочь человечеству в трудный момент и способствовать сдвигу сознания при переходе на новый, более высокий, эволюционный уровень. (В XX веке вестниками Шамбалы были всемирно известные русские деятели культуры и ученые, истинные подвижники - Рерихи).

Наши Спасители не покидали Землю ни на час. Не вмешиваясь в Карму землян, через своих Посланцев Шамбала пытается просветить разум человека Знанием и направляет эволюцию землян.

Великим Душам дается это нелегко. Самость, самомнение, скептицизм людей очень сильны. И свободная воля человечества сопротивляется просвещению изо всех сил. В «Гранях Агни Йоги» сказано: «Примеры тупого невежества поразительны. Невежды готовы отрицать все, что не вмещается в их черепной коробке... И доказательства у них, у невежд, были очень веские и убедительные - костер и пытки»5.

Многие картины Николая Рериха посвящены Великим Учителям. Ключи от картин - в древнем Сокровенном Учении Шамбалы, частью которого является «Тайная Доктрина» Елены Блаватской и Учение Живой Этики (Агни Йога) - совместная работа Владыки Шамбалы и Елены Рерих, Его Ученицы.

Поэтому неотделимы три великих слова - Агни Йога, Рерихи, Шамбала!

Как только МИР, НАУКА скажут: «Шамбала, ВЫ есть!», «Учителя, ВЫ есть!», так сразу же получим контакт. Это призыв должен прозвучать не от одного человека или группы людей, а от великой страны, Страны Владыки Шамбалы - России.

И все-таки верится, что время такое придет, когда сознание людей изменится, и они смогут принять высшую помощь Великих Учителей. И Мир преобразится.

Почему же так медленно входит Учение Живой Этики в жизнь?!

Потому что несколько десятилетий оно было под запретом, а когда во времена «перестройки» «стало разрешено», то церковь нажала на власть. Как же разрешить такое Учение, которое говорит о том, что все религии, все философии и все учения исходят из единого источника - с Гималайских Вершин - Шамбалы и что наши великие соотечественники Рерихи, которые передали человечеству Учение Живой Этики, являются выходцами из Шамбалы, Посланцами Шамбалы?!

«...Главной задачей государства должна быть забота о просвещении народа, иначе гидра тьмы поглотит все»6, - указывала выдающийся философ-просветитель XX века Е. И. Рерих. Наше государство пока еще не может в полной мере решить свою главную задачу! Поэтому каждый из присутствующих здесь, наверное, как-то для себя решил этот вопрос. В 1968 году Матерь Агни Йоги обращалась к нам: «Понимаете ли, какое огромное, необъятное поле труда лежит перед вами. Вы знаете многое. Но сотни миллионов не знают. А надо, чтобы к знанию основ приобщились все»7.

В одном из последних выступлений Президент РФ Д. А. Медведев сказал, что в России 52 тысячи школ. И каждая школа должна написать план развития своей школы и дать предложения, какую школу Будущего педагоги видят. Речь идет о поиске новых идеях в образовании и воспитании. Президент даже обещал эти планы обеспечить региональным и федеративным финансированием. Каждая школа должна опираться на то, чтобы создать свое индивидуальное лицо. Сама жизнь подталкивает к тому, чтобы учителя обратились к Учению Жизни - Живой Этике, чтобы положить ее в основу образования и воспитания школ Будущего.

Именно Живая Этика учит человека и мыслить высоко, и быть ответственным не только за свои поступки, но и за мысли. На Востоке не случайно говорят, что человек есть то, о чем он мыслит. (И этого никто не может отрицать). А думает он, в основном, низко, мерзко. Поэтому так и живет.

Нужно с утробы матери учить детей мыслить чисто, красиво. Пора уже перестать заигрывать с детьми в «этику», нужно давать им знания о причинно-следственной связи, о законах Кармы и Перевоплощения.

Нам, россиянам, несказанно повезло в том, что основатель Нового Мировоззрения Николай Константинович Рерих - наш соотечественник. Неспроста же это Великое Учение - синтез всех философий и наук - дано на русском языке. И не за горами время, когда Основы Нового Миропонимания должны войти в российские школы.

Я хочу обратить ваше внимание на книги Ларисы Дмитриевой. Она - не только исследователь научно-культурного наследия Елены Блаватской и семьи Рерихов, поэт, автор философских трудов, широко известных у нас в стране и за рубежом, но и ярый просветитель Учения Живой Этики и философии Рерихов.

Многие из сидящих в зале, знакомы с ее трудами. Более того, в начале 90-х годов прошлого века многие из нас начали свой путь постижения Истины именно с трехтомника Л. П. Дмитриевой «Тайная Доктрина Елены Блаватской в некоторых понятиях и символах», написанного в форме бесед по Новому Мировосприятию и предназначенного в помощь старшеклассникам, лицеистам, студентам, а также всем, начинающим изучать Эзотерическую Философию.

А семитомный труд Л. Дмитриевой «Посланник Утренней Звезды Христос и Его Учение в свете Учения Шамбалы» автор адресует читателям как «Элементарные Основы Нового Мировоззрения для самообразования, а также для школ, лицеев, вузов. Эти книги пользуются большой популярностью у нас и за рубежом. Это готовые учебники по Новому Миропониманию для учащихся старших классов и студентов, которые в недалеком будущем будут востребованы по предназначению.

Для детей Нового Мира Лариса Дмитриева написала две замечательные книги под общим названием «Думалка» на основе мировоззрения величайших гуманистов Рерихов и навеянные красотой их картин.

Эти книги адресованы не только детям, но и взрослым, так как многие современные взрослые в духовном смысле - еще дети. По признанию автора эти книги создавались для детей любого возраста и взрослых одновременно. Поэтому книги предназначены для семейного чтения, и будут полезны читателям и слушателям любого возраста.

Из обеих книг «Думалка» можно использовать идеи о школе Будущего. Так как замысел книг полностью соответствует Учению Живой Этики, на страницах книги сам Владыка Шамбалы говорит об образовании и воспитании.

Автору - опытному журналисту, поэту, писателю, освоившему все виды литературного языка - трудно было найти способ, как соединить сознание ребенка и сознание взрослого. Это не просто сказки. Это Сокровенные Законы в образном изображении. Это учебники по Новому Мировоззрению, написанные в такой форме, которую автор так и не решил, как назвать: притчи, легенды или что-то иное.

Ни одно человеческое сердце эти книги с удивительным названием «Думалка» не оставят равнодушным. Они не только расширяют сознание и прокладывают путь к Сокровенным Знаниям, но и являются своеобразным индикатором: выявля-

ют, есть ли в человеке высшие энергии, высшие нравственные качества - сострадание, милосердие, устремление к Свету, т. е. есть ли созвучие с Красотой.

Чтобы подготовить общество к изучению Живой Этики, нужно с самого детства учить любить Красоту во всех ее проявлениях. Книги Учения Живой Этики о Красоте - красоте мира, красоте мысли, о красоте, которую носит в себе человек, но они пока трудны для детского восприятия.

Поэтому автор «Думалок» главную свою задачу видит в том, чтобы помочь детям и взрослым в сегодняшних тяжелейших условиях прикоснуться к Красоте и сердцем, и глазом. Лариса Дмитриева самыми простыми словами подводит и детей, и взрослых к осознанию, что есть Красота, и помогает нам чувство красоты пробудить в себе. Книги проиллюстрированы репродукциями картин великих ученых, мыслителей, художников Николая и Святослава Рерихов. Картины подбирались с учетом того, чтобы читатели восхитились их красотой, невероятностью сочетаний красок и оттенков. И в этой красоте стремились видеть свою жизнь и искать Красоту везде.

В первой книге «Думалка. Вестники Света» перед нами предстает Красота, название которой - духовный Учитель, без которого трудно преодолеть ступени духовного восхождения. Образ Учителя в книге - собирательный. Он помогает читателю найти Путь, по которому следует идти.

Детям легко понять от чего зависит счастье человечества, прочтя такие слова «Человек разумный мыслит беспрерывно, даже во сне. И от чистоты его помыслов, от благородства и красоты его мыслей зависит красота жизни на Земле и счастье людей. Новый Мир начнется тогда, когда люди, пусть даже пока еще не все, но многие, начнут осознавать эту великую Мудрость Жизни»8.

У маленьких читателей этой книги вызывают интерес пустые странички с рамочками. В Послесловии издатели приглашают детей к творчеству. Ребенку предоставляется возможность стать соавтором этой замечательной книги. Все, что читатель чувствовал при прочтении книги, может нарисовать цветными карандашами или фломастерами на этих страничках. А когда пройдет время и ребенок подрастет, посмотрев на свои рисунки, он непременно вспомнит то, чему его научила его мудрая «Думалка».

Вторая книга «Думалка. Царский Полет» состоит из трех сказаний, которые, по выражению автора, она «извлекла из своего сердца», - эти сказания о красоте, о подвиге и о любви. Сокровенное Учение утверждает, что дети намного легче, чем взрослые, могут вместить в свое сознание понятия Красота, Героизм и Братство людей и даже понятие Беспредельности, без которого, как утверждает автор «Ду-малки», человек не сможет понять, почему на Земле не прекращаются страдания и не исчезают неправда, ненависть, грубость и т. п. Человек так и не поймет, кто же в этом виноват и что надо делать, чтобы спасти себя от одичания, а прекрасную Землю от уничтожения.

На первых страницах второй книги «Думалка» под портретом великого ученого, художника, автора Пакта Мира - Николая Константиновича Рериха приведены его слова-откровения из книги «Врата в Будущее»: «.сколько молодых сердец ищут что-то истинное и прекрасное. Дайте же им это. Знак красоты откроет все «священные врата». Под знаком красоты мы идем радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся. И теперь произнесем эти слова не на снежных вершинах, но в суете города»9.

Диалоги из «Думалки» являются наглядным примером передачи детям знаний о Красоте. Из книг «Думалка» можно использовать идеи о школе Будущего. В них много цитат Владыки об образовании. Можно даже диссертацию написать о школе Нового Времени.

Современные ученые, в частности профессор С. П. Капица, справедливо утверждают, что человечество эволюционирует не в зависимости от развития экономики, а вследствие взрывных процессов, и в первую очередь, в сознании. Мы стоим на пороге нового витка взрывного развития.

Чтобы ввести в жизнь элементы Живой Этики, принесенной Рерихами человечеству из Шамбалы, нужно, прежде всего, перестать страшиться ТОГО, что в Азии считается самым священным понятием. Придет время, и в России также будут почитать самое сокровенное место на планете - Шамбалу.

Пока же одни считают, что широко говорить об этом время не пришло, другие -боятся. Но боятся. не ВСЕ.

Первый прецедент был положен еще в конце прошлого века. Основатель и руководитель научно-культурного Рериховского Центра Молдовы Лариса Дмитриева ВПЕРВЫЕ почти за девяностолетнюю историю мирового рериховского движения выступает на форуме ЮНЕСКО с докладом «О скрытой причине войн и их некоторых оккультных (тайных) последствиях - в свете Сокровенного Учения Шамбалы»10, где впервые во всеуслышание произносятся в одной связке ИМЯ РЕРИХ, ШАМБАЛА и АГНИ ЙОГА.

Впервые представитель рериховского движения - Лариса Дмитриева - получила приглашение от государственного министра не только принять участие, но и выступить на форуме ЮНЕСКО, состоявшемся в Кишиневе в мае 1998 года, в котором приняли участие ученые и деятели культуры из 35 стран, обсуждавшие проблему «Культура мира против войны».

И заметьте, что это выступление состоялось в разгар антирусских настроений в Молдове, когда лозунг «Иван, чемодан, Россия» стал общеизвестным.

Выступление Л. П. Дмитриевой вызвало у участников форума неподдельный интерес. Она вынесла предложение «о создании Международного Института Мысли, который смог бы на основании уже имеющихся Основ - Учения Живой Этики -объединить достижения Науки Древней Духовной и современной материалистической; объединить усилия ученых Востока и Запада в исследовании психической

энергии, которую человечество излучает беспрерывно и от качества которой зависит само его существование».

Вот брошюра с этим докладом и предложением о создании Международного Института Мысли.

Когда на государственном и международном уровне произносятся священные слова и об этом начинают всерьез размышлять люди, от которых многое зависит в обществе, тогда пространство насыщается светлыми энергиями и изменяется отношение к Высшему.

Все это я рассказываю с единственной целью: дать информацию к размышлению начинающим познание и уже опытным, облаченным властью рериховедам.

Предложение Ларисы Дмитриевой о создании Международного Института Мысли снова прозвучало на другом международном симпозиуме, состоявшемся в г. Кишиневе в 2002 году.

На это предложение Л. Дмитриевой получено одобрительное письмо от премьер-министра Молдовы Тарлева... К сожалению, изменения в руководстве МИД и последующие события в Молдове приостановили это начинание.

Однако автор предложения далека от мысли, что такие вопросы делаются по мановению волшебной палочки. И оптимизма у нее не убыло, так как, по ее словам, задержка, быть может, произошла потому, что именно от России должно прозвучать в ООН предложение об организации Международного Института Мысли, потому что имя АВТОРА ПАКТА МИРА - РЕРИХ - это национальное достояние России.

Примечания

1 Статья опубликована на сайте независимого интернет-проекта «Грани эпохи» в электронном журнале: Грани эпохи. 2011. № 47, дата публикации: 01.09.2011. URL: http://grani. agni-age.net (дата обращения: 01.07.2014).

2 Письма Елены Рерих в Америку. М.: Сфера, 1996. Т. 3. С. 206. 28.11.1950.

3 Там же. С. 271. 19.10.1951.

4 Рерих Н. К. Сорок лет // Листы Дневника. М.: МЦР, 2000. Т. 2. С. 449.

5 Грани Агни Йоги, 1966. Новосибирск: Полиграфист: Алгим, 1995. С. 260. § 597 (Окт. 9).

6 Рерих Е. И. Письма, 1929-1939. Минск: Лотацъ, 1999. Т. 1. С. 208. 05.05.1934.

7 Грани Агни Йоги, 1968. Новосибирск: Экор, 1996. С. 95. § 199. (М. А. Й.)

8 Дмитриева Л. П. Думалка. Вестники Света. СПб.: Фирма Коста, 2004. С. 13.

9 Дмитриева Л. П. Думалка. Царский Полет. СПб: Ин-т культ. программ, 2008. С. 7.

10 Дмитриева Л. П. Посланник Утренней Звезды Христос и Его Учение в свете Учения Шамбалы. М.: Изд. Дом им. Е. И. Рерих, 2000. Т. 3. С. 22-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.