Научная статья на тему 'Преодоление правового нигилизма через социальную и правовую ориентацию молодежи'

Преодоление правового нигилизма через социальную и правовую ориентацию молодежи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
156
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панкратова М.Е.

Актуальным направлением для развития правового воспитания, социальной и правовой ориентации молодежи являются проведения ряд мероприятий направленные на преодоление правового нигилизма, которые должны осуществляться параллельно, как и на федеральном, так и на региональном уровне. В виде принятия федеральных, региональных законопроектов, учебной программы «Права человека», а также разработки Программы «Молодежный центр правового просвещения и воспитания молодёжи, детей и их родителей» в Мурманской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преодоление правового нигилизма через социальную и правовую ориентацию молодежи»

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНУЮ И ПРАВОВУЮ ОРИЕНТАЦИЮ

МОЛОДЕЖИ

© Панкратова М.Е.*

Мурманский гуманитарный институт, г. Мурманск

Актуальным направлением для развития правового воспитания, социальной и правовой ориентации молодежи являются проведения ряд мероприятий направленные на преодоление правового нигилизма, которые должны осуществляться параллельно, как и на федеральном, так и на региональном уровне. В виде принятия федеральных, региональных законопроектов, учебной программы «Права человека», а также разработки Программы «Молодежный центр правового просвещения и воспитания молодёжи, детей и их родителей» в Мурманской области.

Проблемы российской молодёжи, по своей сути, представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом, от решения которых зависит не только сегодняшний, но и завтрашний день нашего общества. Эти проблемы, с одной стороны взаимосвязаны и исходят из объективных процессов, протекающих в современном мире - процессов глобализации, информатизации, урбанизации и т.д. С другой стороны они имеют свою специфику, опосредованную современной российской действительностью и проводимой в отношении молодёжи молодёжной политикой.

В настоящее время, на наш взгляд, являются важнейшими задачами социально-правовой ориентации молодежи формирование гражданской ответственности, правового самосознания, инициативности и самостоятельности. Социально-правовой аспект развития гражданственности связан с формированием высокого уровня демократического правосознания, умением пользоваться своими правами как гражданина Российской Федерации, возможностью выступать субъектом гражданско-правовых отношений, готовым активно участвовать в управлении государством. Особым предметом заботы становится факт наличия у молодежи права влиять на политику государства.

Поскольку будущее России в руках молодежи, задача государства -помочь сформировать у подрастающего поколения такое мировоззрение, чтобы они хотели жить и поступать по справедливости и желали менять к лучшему окружающую действительность.

В этой связи, учитывая исключительную значимость вопроса о молодежи, необходимо считать постоянный и всесторонний интерес, внимание,

* Заведующий УМО, заведующий кафедрой Международного права и международных отношений, кандидат юридических наук, доцент.

заботу и поддержку государства по отношению к молодежи одной из приоритетных задач в сфере государственной социальной политики. Однако экономические, политические и социальные реформы на значительный период времени практически полностью вытеснили молодежь и ее проблемы из сферы внимания общества и государства, что повлекло за собой существенное обострение всех основных проблем молодежи, существовавших ранее, и появление новых. Это проблемы общих жизненных ориентиров и жизненного пути, самоутверждения и самореализации, делового и социального поведения, взаимосвязей с обществом и государством, защиты прав и стартовых возможностей.

Сегодняшняя ситуация в молодежной среде носит двойственный характер. С одной стороны, наблюдается существенное изменение самосознания существенной части молодежи. Она все больше осознает свою роль и значимость для общества, считая особое к себе отношение безусловной обязанностью государства, хотя особо на него не рассчитывает и полагается в основном на собственные силы. Весомый потенциал этой молодежи не задействован ни в решении ее собственных проблем, ни в общественном развитии в целом. С другой стороны в условиях сильнейшего социального расслоения в молодежной среде уже сформировались апатичность и бездеятельность, социальное иждивенчество. Молодежь находится в ситуации вынужденной самостоятельности, а ее общественные объединения, призванные отстаивать интересы молодежи, - слабы, разрозненны, непредставительны, а потому не являются реальной силой.

В правовом государстве социально-правовой процесс для детей и молодежи должен сочетаться с правовым воспитанием на основе правовой культуры. Для построения демократичного общества не на словах, а на деле, у нового поколения должно быть сформировано мировоззрение, существенной составляющей которого является уважение прав человека.

Формирование реального гражданского общества в России находится в руках молодёжи. Может быть, кому-то покажется утопией воспитание уважения к правам человека в нашей стране в условиях правового беспредела. Однако, ничего не предпринимая, мы «обречены» вечно жить в таком обществе.

Только в таких условиях правовое воспитание будет носить созидательный, а не разрушительный, националистический и экстремистский характер. Последнее возможно при отсутствии у молодых людей элементарных знаний по правовым вопросам, т.е. в условиях, когда сложно уловить грань между действительной любовью к Родине и своему народу с уголовно-правовыми деяниями, имеющих формальные признаки умысла на благородные цели.

Следует отметить, что молодому человеку не обязательно знать всю систему законов досконально, при необходимости он может обратиться к специалисту, но иметь представление о действующем законодательстве и

ориентироваться в правовом пространстве, дающем возможность решать жизненные проблемы и не попадать в криминальные ситуации - реальная необходимость. Правовая ориентация граждан, и особенно молодёжи, начинается с преподавания прав человека, что не является новшеством для стран западной демократии, которыми накоплен большой опыт обучения этому предмету.

Если учебное заведение определило своим приоритетом подготовку молодежи к жизни в гражданском обществе, то среди многообразия воспитательных программ не последнее место должно занимать юридическое просвещение и формирование правовой культуры. Однако, учитывая то, что ситуация с соблюдением прав человека в нашей стране далека от тех положений, которые декларируются в Конституции РФ, необходимо вооружать молодёжь минимумом теоретических знаний и практических навыков, которые помогут им чувствовать себя комфортно в условиях суровой российской действительности.

Актуальным направлением для развития правового воспитания, социальной и правовой ориентации молодежи являются проведения ряд мероприятий, которые должны осуществляться параллельно, как и на федеральном, так и на региональном уровне.

На федеральном уровне должна осуществляться государственная молодежная политика - деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах общества.

Система становления и реализации государственной молодежной политики представляет собой:

1. Специальное законодательство о государственной молодежной политике.

2. Государственное регулирование молодежной политики.

3. Плановое и финансовое обеспечение государственной молодежной политики.

4. Формирование и реализацию государственной молодежной политики, которая осуществляется на двух уровнях:

- федеральном;

- региональном.

Координируют и направляют усилия всех государственных и неправительственных организаций в решении молодежных проблем Комитет по делам при Правительстве России и 79 комитетов, управлений, отделов по делам молодежи в составе администраций краев, областей, республик в составе Российской Федерации. В поле их деятельности находятся проблемы:

- занятости молодежи, в том числе выпускников учебных заведений и демобилизованных военнослужащих;

- включенности молодежи в производственные формы деятельности, в том числе предпринимательство и фермерство;

- формирования системы социальных служб для индивидуальной работы с подростками и молодежью;

- профилактики преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних;

- поддержки социально значимых программ молодежных и детских организаций;

- участия в организации досуга, развития творчества, организации летнего отдыха детей и подростков.

Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.

Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.

При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по указанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психо лого-педагогических, реабилитационных и социально -правовых услуг.

Поэтому, во-первых, согласно вышеизложенному, в настоящее время назрела необходимость принятия следующих законопроектов:

- закон «О поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

- закон «О государственной молодежной политике в Российской Федерации».

С июня 1995 года в России действует Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (далее - Федеральный закон № 98-ФЗ) [2], который не отвечает требованиям настоящего времени, не обеспечивает решение вопросов, связанных с конкретными мерами, направлениями и формами государственной поддержки молодежных и детских объединений.

Кроме того, действующим Федеральным законом определены условия только для общероссийских, международных молодежных и детских объединений, соблюдение которых необходимо для получения государственной поддержки. В нем регламентированы требования к ведению только федерального реестра, нет четко прописанного механизма получения поддержки на региональном и муниципальном уровнях.

Проект Федерального закона «О поддержке молодежных и детских общественных объединений» разработан в целях реализации положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [5], согласно которой одним из направлений государственной молодежной политики является создание условий для деятельности молодежных и детских общественных объединений с целью ее позитивной социализации, самореализации, общественного развития.

Законопроект направлен на регулирование отношений, возникающих в связи с осуществлением поддержки молодежных и детских объединений федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

При этом законопроектом предлагается концептуально новый подход к регулированию вопросов оказания поддержки молодежным и детским объединениям по сравнению с действующим Федеральным законом № 98-ФЗ.

Так, Федеральный закон № 98-ФЗ регулирует вопросы оказания государственной поддержки молодежным и детским общественным объединениям лишь федеральными органами государственной власти. Законопроект определяет меры поддержки только для молодежных и детских объединений на всех уровнях органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В отличие от Федерального закона № 82-ФЗ [1] законопроект дифференцирует возрастные и численные критерии для объединений различного уровня (в то время как действующий Закон устанавливает общее количество участников для всех уровней объединений), расширен перечень принципов как основополагающих начал, основных положений, являющихся ориентиром при осуществлении поддержки молодежных и детских общественных объединений.

В соответствии с Федеральным законом № 82-ФЗ членами и участниками детского объединения могут быть граждане, достигшие 8 лет. По мнению различных субъектов Российской Федерации, данная норма ограничивает возможность участия в детском объединении детей с 7 лет, с 6 лет. В связи с этим законопроектом устанавливается, что членами или участниками детского объединения могут быть несовершеннолетние граждане, достигшие 6 лет, и в возрасте не старше 18 лет.

Возраст членов или участников молодежного объединения предлагается установить от 14 до 30 лет как и в действующем Федеральном законе № 98-ФЗ.

В статье 5 законопроекта определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, государственной власти субъектов

Российской Федерации, местного самоуправления по решению вопросов поддержки молодежных и детских объединений.

С целью повышения гражданской активности деятельности молодежных и детских объединений законопроектом предлагаются условия поддержки и детских общественных объединений, позволяющие охватить большее количество таких объединений, чем это предусмотрено действующим Федеральным законом № 98-ФЗ.

Важной новацией является, что органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают поддержку молодежным и детским объединениям, реализующим основные направления молодежной политики и защиты детства, определяемые ежегодно уполномоченным федеральным и (или) региональным органом, органом местного самоуправления с учетом основных направлений внутренней и внешней политики, обозначенных в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, концепций и (или) программ социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов, национально-культурных особенностей и традиций субъектов Российской Федерации. Их осуществление позволяет органам государственной власти и органам местного самоуправления оказывать таким организациям поддержку в различных формах: финансовой, имущественной, информационной, консультационной, научно-методической, организационной; подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников, членов, участников молодежных и детских объединений.

Действующий Федеральный закон № 98-ФЗ определяет требования к ведению только федерального реестра. Включение в указанный федеральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, осуществляется в заявительном порядке по желанию этих объединений. В 2010 году в федеральном реестре состояли 3 молодежные организации из 14 молодежных и детских объединений, пользовавшихся государственной поддержкой. В 2011 году в федеральном реестре состоит 1 объединение из 9 молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой [12].

Кроме того, действующий Федеральный закон не обязывает субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления вести реестры детских и молодежных объединений. По информации субъектов Российской Федерации, только в 5 субъектах ведется единый реестр, включающий региональные и муниципальные молодежные и детские объединения, в 41 субъекте - в реестр включены только региональные молодежные и детские объединения, только в 5 субъектах ведутся муниципальные реестры. В остальных субъектах Российской Федерации реестр вообще не ведется. Отсутствие законодательного регулирования, устанавливающего единые требования к ведению реестров, не позволяет охватить полноту информации о

молодежных и детских объединениях, пользующихся поддержкой. Статья 7 законопроекта регламентирует порядок ведения федерального реестра, реестра субъектов Российской Федерации, муниципальных реестров молодежных и детских объединений - получателей поддержки, порядок предоставления сведений реестра молодежных и детских объединений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, в уполномоченный федеральный орган, устанавливает точный перечень сведений, подлежащих обязательному включению в реестр.

По сравнению с действующим Федеральным законом № 98-ФЗ законопроектом предусматривается значительное расширение форм поддержки молодежных и детских объединений, которые имеют диспозитивный характер. Это даст возможность субъектам Российской Федерации направлять бюджетные средства на оказание поддержки в пределах бюджетных ассигнований на соответствующий период и не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.

Устанавливаемое право регионов и органов местного самоуправления использовать различные формы поддержки будет способствовать развитию молодежных и детских объединений и более активному участию этих организаций в жизни общества. Так, в статье 8 законопроекта перечислены формы оказания поддержки молодежных и детских объединений, устанавливается, каким молодежным и детским объединениям будет оказываться поддержка на федеральном уровне, на региональном уровне, на муниципальном уровне, регламентируется порядок предоставления поддержки молодежных и детских объединений на соответствующем уровне.

Согласно действующему Федеральному закону № 98-ФЗ в настоящее время финансовое обеспечение мероприятий по поддержке молодежных и детских объединений осуществляется только за счет средств, предусматриваемых в разделах (подпрограммах) федеральных программ в области государственной молодежной политики и защиты детства. В настоящее время ни одной такой федеральной программы не принято.

Вместе с тем расходные обязательства Российской Федерации в сфере молодежной политики и оздоровления детей предусмотрены в составе расходов федерального бюджета в виде бюджетных ассигнований на проведение мероприятий для детей и молодежи. Освоение данных средств осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [3], что вызывает сложности получения поддержки молодежными и детскими объединениями в связи с необходимостью участия в торгах наравне с коммерческими структурами, бюджетными организациями, общественными объединениями, членами и участниками которых являются взрослые граждане.

По данным Минюста России и его территориальных органов, по состоянию на 1 февраля 2011 года были зарегистрированы 3725 общественных объединений, в наименовании которых содержатся слова «детские» и «молодежные». В 2010 году лишь 19 % средств федерального бюджета, выделенных Федеральному агентству по делам молодежи по подразделу «Проведение мероприятий для детей и молодежи», получили 17 молодежных и детских объединений. По состоянию на 1 октября 2011 года 4,5 % средств федерального бюджета по указанному подразделу года получили 10 молодежных и детских объединений [12].

По информации 62 субъектов Российской Федерации, в настоящее время на территории Российской Федерации функционируют более 24 тысяч молодежных и детских объединений. В 2010 году на поддержку молодежных и детских объединений было выделено 318,467 млн. рублей из региональных бюджетов [12].

В одних регионах финансирование было предусмотрено в региональных целевых программах, в других регионах - в виде бюджетных ассигнований на проведение мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи, в третьих регионах - проводятся конкурсы на предоставление грантов (в настоящее время понятие «грант» отсутствует в Бюджетном кодексе Российской Федерации).

Самой большой трудностью является проведение конкурсов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, в которых молодежные и детские объединения участвуют без преференций, на общих основаниях наряду с другими коммерческими и некоммерческими структурами и получают финансирование единицы молодежных и детских объединений. Вместе с тем в 2011 году в этих же регионы было запланировано средства в сумме 568,458 млн. рублей на поддержку молодежных и детских объединений и, следовательно, не потребовалось дополнительных расходов федерального бюджета.

Кроме того, действующим Федеральным законом № 98-ФЗ не предусмотрено оказание финансовой поддержки молодежных и детских объединений путем предоставления субсидий, как это установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Отсутствие четко разработанного механизма получения финансовой поддержки молодежными и детскими объединениями на всех уровнях вынуждает их обращаться к иностранным организациям за получением грантов. По информации субъектов Российской Федерации, неэффективность принимаемых мер по профилактике экстремизма среди молодежи обусловлена отсутствием понятных правил взаимодействия органов государственной власти с молодежными и детскими объединениями, несистемностью проводимых мероприятий по оказанию поддержки молодежным и детским объединениям, сложностью процедуры ее получения, незаинтересованно-

стью молодежных и детских объединений в государственной регистрации как юридических лиц. Оказание финансовой поддержки молодежных и детских объединений согласно статье 9 законопроекта может осуществляться за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов путем предоставления субсидий, что приведено в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Статья 13 законопроекта предусматривает размещение на Едином информационном портале молодежных и детских объединений, информационном портале молодежных и детских объединений субъекта Российской Федерации информацию о планируемых, проводимых мероприятиях и иную информацию, касающуюся деятельности молодежных и детских объединений. Задачи информационных порталов могут решать официальные сайты уполномоченного федерального органа, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией указанной статьи, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных уполномоченному федеральному органу в федеральном бюджете, уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций, и, следовательно, не потребуется дополнительных расходов федерального бюджета.

Расширение прав молодежных и детских объединений - получателей поддержки, по сравнению с действующим Федеральным законом № 98-ФЗ, направлено на развитие самореализации детей и молодежи в общественной жизни. Закрепление обязанностей молодежных и детских объединений -получателей поддержки в статье 17 законопроекта повышает ответственность этих объединений в самоорганизующей деятельности.

Необходимость разработки мер по поддержке молодежных инициатив, талантливой молодежи, включению молодежи в социальную практику, по реализации таких направлений молодежной политики и защиты детства, как формирование у молодежи духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма, культуры межэтнических и межконфессиональных отношений в молодежной среде, противодействия распространению среди детей и молодежи наркомании, алкоголизма, табакокурения, была отмечена поручением Президента Российской Федерации от 30 июля 2009 № Пр-1994 ГС по итогам Государственного совета Российской Федерации [14]. В Докладе Государственного Совета Российской Федерации «Молодежная политика в Российской Федерации на современном этапе» 2009 года отмечается [10], что государство должно взять на себя инициативу по поддержке и развитию молодежных и детских общественных объединений всех уровней, созданию дополнительных форм и механизмов взаимодействия, стимулирующего общественную активность молодежи.

Считаем, что особое внимание следует законодателю уделить и проекту закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении [4].

Предлагаемый к рассмотрению законопроект устанавливает общие положения, цели, ключевые направления развития организационно-экономического механизма и разделения полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации государственной молодежной политики в отношении лиц в возрасте от 14 до 30 лет (далее - молодежь, молодые граждане), - общая численность которых в Российской Федерации более 30 млн. человек.

Основными целями государственной молодежной политики является:

- социальное становление, культурное, духовное и физическое развитие молодежи;

- реализация выдвигаемых ею общественно полезных инициатив, программ и проектов;

- наиболее полное участие молодежи в социально - экономической, политической и культурной жизни;

- расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха.

Государственная молодежная политика в республиках, краях, областях и других субъектах Российской Федерации осуществляется:

- федеральными органами исполнительной власти;

- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В структурах исполнительной власти на федеральном уровне и в 83 субъектах Российской Федерации на региональном и местном уровнях созданы и функционируют органы по делам молодежи (1837 ед.), где работают более 15 тыс. человек [13].

В Российской Федерации действуют: 143 молодежных жилых комплекса (МЖК); 95 служб трудоустройства и профориентации молодежи (молодежные биржи труда и центры занятости молодежи); около двух тысяч социальных служб для подростков и молодежи; 12 центров содействия малому предпринимательству; 41 информационный центр для молодежи; 43 тысячи детских лагерей и здравниц; более 1700 профильных лагерей, где ежегодно отдыхает более 4,5 млн. человек; ряд других структур, занимающихся проблемами подростков и молодежи [13].

Проведенный анализ свидетельствует о том, что целесообразно будет принять на региональном уровне соответствующие законы либо внести в них поправки, изменения и дополнения с учетом федерального законодательства, если эти законы уже существуют в областях, республиках. Так, например, в Мурманской области действует закон от 17 мая 1999 г., № 148-

01-ЗМО (ред. от 23декабря 2004 г.) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений Мурманской области» [8], аналогичные законы приняты в Ростовской области, Томской области, Калининградской области, Кировской области, Курской области и т.д. Кроме того в Мурманской области следует принять новый закон «О государственной молодежной политике в Мурманской области» как например в Удмуртской Республике был принят закон УР от 29 декабря 2005 г., № 79-РЗ «О государственной молодежной политике в Удмуртской Республике» [9].

Во-вторых, следует также отметить, что ожидает утверждения Министерством образования РФ учебная программа «Права человека», основными задачами которой станут: юридическое просвещение и формирование правовой культуры молодежи, воспитание строителей гражданского общества и правового государства. Теоретические занятия преподавателей по данной программе возможны в любом ВУЗе, где имеются юридические факультеты, а получение практических навыков - в учебных центрах федеральных округов, которые будут созданы для подготовки руководителей Общественных приёмных Комиссии.

В-третьих, целесообразно было бы в Мурманской области разработать и принять Программу «Молодежный центр правового просвещения и воспитания молодёжи, детей и их родителей», в которой не только решаются возникающие правовые проблемы молодых людей на местах и в регионах, но и проводится системный процесс внедрения юридических знаний и практических навыков, что способствует формированию у подрастающего поколения мировоззрения, ориентированного на уважение прав человека. В рамках данного центра следует объединить деятельность учреждений социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи Мурманской области, которые могут выступать в виде [7]:

- комплексного центра социального обслуживания молодежи;

- социальной службы для молодежи;

- социального центра молодежи;

- центра социальной поддержки молодежи;

- центра правовой помощи молодежи;

- центра информации для молодежи;

- подростково-молодежного клуба;

- комплекса социально-досуговых центров детей и молодежи;

- клуба для детей, подростков и молодежи;

- центра по работе с детьми, подростками и молодежью;

- молодежного центра;

- центра по профориентации и трудоустройству молодежи;

- молодежного бизнес-инкубатора;

- центра молодежного предпринимательства;

- иные учреждений, предоставляющие социальные услуги.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель Программы:

- Профилактика преступности в среде детей, подростков и молодежи через ликвидацию правового нигилизма.

- Решение сложных жизненных вопросов в ходе оказания безвозмездной квалифицированной правовой помощи и психологической поддержки подрастающему поколению.

- Обучение молодежи, детей и их родителей навыкам правовой самообороны при защите своих прав и свобод, а также, родных и близких от посягательств криминальных элементов и от чиновничьего произвола. Подготовка молодых людей к реальной повседневной жизни в обществе путём правового воспитания и развития гражданско-правового самосознания (определение статуса юного гражданина в государстве, его прав и обязанностей, установленных действующим законодательством).

- Механизмы реализации:

- Создание Молодежного центра правового просвещения и воспитания молодёжи, детей и их родителей и филиалов Молодежного центра в каждом муниципальном образовании Мурманской области (на базе реально существующих и действующих общественных молодёжных формирований любой направленности).

- Подготовка волонтёров (групп лекторов) из числа студентов гуманитарных факультетов ВУЗов, расположенных на территории. Мурманской области и привлечение данной категории для проведения занятий в центрах муниципальных образований Мурманской области.

- Отработка и издание методических рекомендаций, инструкций и листовок, производство фото и видео материалов, направленных на повышение юридической грамотности населения и овладения навыками правовой самообороны.

- Подготовка и проведение с учащимися средних школ и их родителями лекций, семинаров, круглых столов и ролевых игр (с просмотром видео материалов), конкурсов и викторин по тематике правового просвещения, с участием представителей правоохранительных органов, общественных правозащитных и молодёжных организаций.

- Создание общественных приёмных в муниципальных образованиях Мурманской области для оказания на безвозмездной основе юридической помощи и правовой защиты несовершеннолетним.

- Организация практического взаимодействия с правоохранительными и административными структурами и конкретными сотрудниками, в обязанности которых входит работа с молодежью и несовершеннолетними, молодёжными и общественными правозащитными организациями.

- Участие волонтеров в работе инспекций муниципальных образований по делам несовершеннолетних.

- Охватываемая категория подрастающего поколения:

> учащиеся средних школ и их родители;

> студенты высших учебных заведений, расположенных на территории муниципальных образований Мурманской области.

- Планируемые результаты:

- Снижение уровня преступности и правонарушений в среде подрастающего поколения.

- Повышение доверия молодежи к представителям органов власти и сотрудникам правоохранительных органов, снижение протестного потенциала в среде несовершеннолетних.

- Рост патриотизма у молодёжи и выработка у неё активной жизненной позиции, направленной на исполнение гражданских обязанностей и соблюдение действующего законодательства.

- Создание в 11-ти субъектах Российской Федерации Северо-Западного федерального округа системы правового просвещения и воспитания молодежи, детей и их родителей и площадки по реализации общественных инициатив, направленных на профилактику преступности среди несовершеннолетних.

- Снижение социального напряжения у подрастающего поколения, в результате ликвидации правового нигилизма и организации своевременной и квалифицированной юридической помощи и правовой (психологической) поддержки и защиты.

- Усиление взаимодействия учреждений исполнительной власти и правоохранительных органов с общественными организациями, участвующими в работе с подрастающим поколением.

За основу можно взять идею создания Межрегионального общественного Учреждения «Объединенная общественная приемная» (далее по тексту МОУ «ООП») созданного 26 февраля 1999 г. ветеранами правоохранительных органов с целью оказания квалифицированной безвозмездной юридической помощи малоимущим и социально незащищенным слоям населения, а также для борьбы законными методами с произволом со стороны отдельных представителей властных структур, правоохранительных органов и противодействия криминальным элементам [11]. И на базе, которой реализовать соответствующие мероприятия.

МОУ «ООП» зарегистрировано Московским Управлением Министерства юстиции РФ как общественное учреждение. Уставными целями Учреждения являются оказание услуг в сфере:

- правового просвещения по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;

- содействия гражданам в реализации законных прав и свобод;

- содействия восстановлению нарушенных прав и свобод;

- содействия совершенствованию законодательства о правах человека и гражданина;

- содействия Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации в области прав человека;

- развития международного сотрудничества в области прав человека.

Социальная значимость такой организации была осознана правоохранительными и силовыми ведомствами. Благодаря поддержке этих структур МОУ «ООП» эффективно выполняет уставные цели на практике.

Приоритетные направления деятельности МОУ «ООП» - оказание бесплатной юридической профессиональной помощи социально незащищенным слоям населения, правовая поддержка гражданам и предпринимательству, правовое просвещение несовершеннолетних и молодежи, содействие культуре и здоровому образу жизни, экологическая безопасность и т.д.

Многие руководители региональной и местной администрации заинтересованы в юридическом просвещении населения, организации приема граждан по оказанию им безвозмездной правовой помощи. Это способствует сотрудничеству Учреждения с органами власти, а также укреплению и расширению организации в регионах.

Чтобы у молодых людей воспитывалась уверенность, что они находятся под защитой государства, в котором главенствует закон с большой буквы, они должны видеть реальные практические результаты в работе местных учреждений социального обслуживания молодежи органов Мурманской области, представляющих их интересы. Зачастую, по причине неспособности или отсутствия возможностей решить вопрос в правовом поле молодёжь обращается за помощью в преступные формирования или самостоятельно криминальными способами склоняют ситуацию в свою сторону. Такие деяния безвозвратно уводят молодежь в теневую жизнь общества, где не нужны: образование, патриотизм и моральные принципы.

Кроме того, учебные заведения совместно с учреждениями социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи Мурманской области могут стать, участниками законодательных инициатив, передав свои предложения Президенту России, например, через региональную общественную приемную председателя партии «Единой России» Владимира Путина, а также работать в сфере образования, продвигая свои проекты и программы не только через Министерство образования России, но и с уровня ЮНЕСКО (Организации ООН по вопросам образования, науки и культуры).

Все выше вышеизложенные мероприятия (идеи, цели и задачи) целесообразно прописать было бы в проекте долгосрочной целевой Программы «Молодежь Мурмана» на 2012-2016 гг. Данная программа может быть ориентирована на проект Программы «Молодежь России» на 2011-2015 гг. [6].

Список литературы:

1. Об общественных объединениях [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 14 апр. 1995 г.] // Собр. законодательства РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1930.

2. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 26 мая 1995 г.] // Собр. законодательства РФ. - 1995. - № 27. - Ст. 2503.

3. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 8 июля 2005г.: одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 г.] // Собр. законодательства РФ. - 2005. - № 30 (ч. 1). - Ст. 3105.

4. О проекте Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» [Текст]: постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ: [16 июня 1999 г., № 4103-11 ГД] // Собр. законодательства РФ. - 1999. - № 27. - Ст. 3247.

5. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») [Текст]: распоряжение Правительства РФ: [17 нояб. 2008 г., № 1662-р] // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 47. - Ст. 5489.

6. Об Обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину о принятии федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011-2015 годы» [Текст]: постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ: [07 апр. 2010 г., № 3444-5 ГД] // Собр. законодательства РФ. - 2010. - № 15. - Ст. 1766.

7. О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи [Текст]: инструктивное письмо Минобразования РФ: [30 сент. 2002 г., № 3] // Официальные документы в образовании. - 2002. - № 29.

8. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений Мурманской области: закон: [принят Мурманской обл. Думой 28 апр. 1999 г.] // Информационный бюллетень «Ведомости Мурманской областной Думы». - 1999. - С. 63-67.

9. О государственной молодежной политике в Удмуртской Республике: закон: [Гос. Советом УР 13 дек. 2005 г., № 557-Ш] // Известия Удмуртской Республики. - 2006. - 14 февр. - № 21.

10. Молодежная политика в Российской Федерации на современном этапе: доклад Государственного совета РФ: [03 июля 2009 г., № А4-10507Пас] // Государственный Совет РФ. - 2010. - 26 февр.

11. Об организации «ООП» [Электронный ресурс] // Межрегиональное общественное Учреждение «Объединенная общественная приемная». -элекр. дан. - Режим доступа: Шр://рпет№ауа.ш/, свободный. - Загл. с экрана.

12. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О поддержке молодежных и детских общественных объединений [Электронный ресурс]: пояснительная записка. - М.: Консультант плюс, [2012]. - Режим доступа: СПС Консульт. плюс. - Загл. с экрана.

13. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» объединений [Электронный ресурс]: пояснительная записка. - М.: Консультант плюс, [2012]. - Режим доступа: СПС Консульт. плюс. - Загл. с экрана.

14. Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам Государственного совета Российской Федерации 17 июля 2009 (Пр-1994 ГС от 30 июля 2009 г.) [Электронный ресурс] // Департамент молодежной политики и общественных связей. - элекр. дан. - Режим доступа: - www.depmol-pol.ru, свободный. - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.