Научная статья на тему 'Преодоление педагогического консерватизма в инновационном образовательном процессе общеобразовательного учреждения'

Преодоление педагогического консерватизма в инновационном образовательном процессе общеобразовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
834
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСЕРВАТИЗМ / ИННОВАЦИИ / ПРОТИВОРЕЧИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРЕОДОЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ КЛИМАТ / CONSERVATISM / INNOVATION / CONFLICT / MODERNIZATION / OVERCOMING / INNOVATIVE CLIMATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибатуллина Елена Юрьевна, Воронцова Татьяна Викторовна

В статье раскрываются проблемы преодоления консерватизма и внедрения инновационных процессов в образовательных учреждениях, анализируются понятия «консерватизм», «инновации», определяются принципы, операционный компонент и организационно-педагогические условия преодоления консерватизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Overcoming Pedagogical Conservatism in the Course of Innovative Educational Process in Educational Institutions

In the article the problem of overcoming the conservatism and implementing the innovation process in the educational institution is revealed; the historical concepts of “conservatism”, “innovation” are analyzed; the principles, the operational component and the organizational-pedagogical conditions of overcoming conservatism are defined.

Текст научной работы на тему «Преодоление педагогического консерватизма в инновационном образовательном процессе общеобразовательного учреждения»

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСЕРВАТИЗМА В ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Е.Ю. Ибатуллина, Т.В. Воронцова

Кафедра педагогики Астраханский государственный университет Ул. Татищева, 20 а, Астрахань, Россия, 414056

В статье раскрываются проблемы преодоления консерватизма и внедрения инновационных процессов в образовательных учреждениях, анализируются понятия «консерватизм», «инновации», определяются принципы, операционный компонент и организационно-педагогические условия преодоления консерватизма.

Ключевые слова: консерватизм, инновации, противоречия, модернизация, преодоление, инновационный климат.

В 2010 г. на совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России была предложена стратегия инновационного развития, исходя из того, что «образование не может оставаться только услугой, удовлетворяющей текущие запросы, и даже не может пассивно откликаться на запросы будущего. Оно обязано быть инициатором изменений, в том числе в бизнес-среде и в общественном сознании» [4]. Модернизация общего образования предполагает наличие инновационных идей среди руководителей, ученых и самих учителей. Представляется, что не любое изменение можно признать инновационным. Справедливо полагать, что инновации — это такие изменения, которые, сохраняя все положительное в накопленном опыте, избавляют школьную систему от негативных проблем и переводят ее полностью или частично на новый уровень, отличающийся улучшением условий и результатов функционирования. При этом даже если какое-то изменение не несет абсолютно новую идею, но в данный момент и в данной ситуации стимулирует развитие учебно-воспитательного процесса, то такое изменение следует считать инновацией.

Предложенное определение инновации позволяет относить к инноваторам не только авторов разработок, но и учителей, сумевших творчески адаптировать осуществляемую ими образовательную деятельность к новым условиям. Роль таких учителей в школьной среде гораздо значительнее, чем в других творческих коллективах, так как эта среда является не только «местом рождения», но и «местом жизни» инновации, а учитель выступает в роли творца, распределителя и потребителя новшеств одновременно.

Уровень сложности поставленных перед общеобразовательным учреждением задач, характер самоощущения учителя в ходе учебного процесса, его самооценка и оценка результатов его деятельности администрацией общеобразовательного учреждения, частота соотношения успехов и неудач в работе с коллективом уча-

щихся и каждым в отдельности — все это в той или иной степени влияет на отношение как к работе, так и к инновационным преобразованиям в конкретном учреждении.

Рассмотрим противоречия в деятельности современной школы в рамках процесса формирования новой образовательной системы. Традиционные методы и приемы управления образованием, в основе которых лежат принципы консерватизма, обеспечивают стабильность образовательного учреждения, определенную эффективность его деятельности и достаточно прогнозируемый ритм его работы. В них нормой являются традиционные процессы планирования, административное принятие решений, четкая профессионально-практическая структура, стандартизированные технологии и ориентированные на цифровые показатели системы контроля. Всякие нововведения в области методов и организации деятельности учителей, как правило, раздражают их, вызывают нежелание работать. Ожидание учителей от инноваций пока не оправдались, у значительной их части возникли разочарования от перемен и, как следствие, у учителей растет стремление к стабильности. В связи с этим становится понятным, почему педагогическое сообщество стало неоднозначно, достаточно взвешенно и порой настороженно относиться к мероприятиям по модернизации образования. Именно здесь кроется причина тех недостатков, преодоление которых помогло бы администрации эффективно и целесообразно использовать творческий потенциал педагогического коллектива.

Чтобы познать истину, необходимо, согласно Сократу, преодолеть противоречие. Диалектика Сократа — это учение о преодолении противоречия, об отрицании противоречия, о недопущении противоречия.

Перечислим причины противоречий в деятельности школы:

— под воздействием общественных реформ образовательная система также подвергается реформированию. Такие преобразования насущны и востребованы современной школой. Но существуют остаточные явления предыдущей образовательной системы, которые тормозят инновационные процессы в образовательном пространстве;

— опора на стереотипы прошлого и консервативность — достаточно сильная и распространенная на сегодняшний день в тенденции поведения всех сторон образовательного процесса;

— современные процессы модернизации и информатизации образования объективно влияют на деятельность школы как основной единицы образовательного процесса. Однако по субъективным причинам эти реалии порой не оцениваются. Возникают противоречия между объективными предпосылками изменений образовательной среды и субъективными причинами ухода от инноваций, которые необходимо преодолевать.

Таким образом, во-первых, инновации в образовании — процесс противоречивый. Вследствие неизбежной борьбы между требованиями обновления, созидающей инициативы, с одной стороны, и инерцией, консерватизмом — с другой, возникает проблема неумения учителей, учащихся, административных работников пользоваться методологией науки, творчески воспринимать информационные потоки. Неизбежно возрастают требования к педагогическим и административным

кадрам в свете теоретико-методологической подготовки, перехода к проблемному характеру обучения.

Во-вторых, необходимо более гибко подходить к организации и введению новых форм и методов в образовательную среду, используя накопленный опыт, культурные традиции тех или иных регионов, областей, городов, отдельных образовательных учреждений.

В-третьих, нужно использовать накопленный позитивный опыт, активно внедрять зарекомендовавшие себя инновационные системы, создать единое информационное пространство, позволяющее использовать действительно эффективные проекты, соответствующие целям современного образования.

Консерватор принимает перемены только в том случае, если их невозможно не принять, подобно тому, как нельзя «воспротивиться» природным законам без ущерба для физического существования человека. Педагогический консерватизм как содержательное явление имеет будущее только в том случае, если часть элементов его доктрины станет составляющей более широкой доктрины с инновационным и динамичным характером.

В связи с этим достаточно адекватным представляется подход Хантингтона, определяющего консерватизм ситуационно — как реакцию «защиты существующих институтов от угрозы их разрушения, ибо они существуют и рассматриваются в качестве «наших традиций», а не потому, что они соответствуют некоторым отвлеченным идеалам» [2].

Преодоление педагогического консерватизма мы понимаем как опосредованный личностью другого человека процесс возвращения его к глубинной самобытности собственного миропонимания; отказ от системы навязанных и принятых стереотипов прошлого; переосмысление оснований этико-психологических парадигм собственного психологического опыта.

Технологии преодоления педагогического консерватизма учителями общеобразовательных учреждений проявляются как комплексная деятельность по организации, теоретическому и методологическому оснащению, практической реализации педагогической работы по формированию личностных возможностей, освоению новых знаний, способностей генерировать новые идеи, находить общий язык с коллективом, работать как индивидуально, так и в команде.

Инновационные подходы к управлению школьными учреждениями строятся с позиций оптимизации человеческого капитала, где основной целью ставится наиболее полное исследование знаний и связанных с этим возможностей и мотиваций. Именно такая школа нацеливает свою деятельность на использование эффективных форм образования, подготовки и приобретения знаний не только учениками, но и учителями, и создает механизм обратной связи. При этом она осуществляет инвестиции в «раскрытие возможностей», т.е. в создание условий для адаптации к внешней среде, внедрения инноваций и наиболее эффективного использования способностей работников. Именно благодаря такому подходу к развитию образовательного процесса и соответствующему стилю управления в школе создается инновационный климат, систематически и целеустремленно обновляется содержание, инициируется наиболее полное использование знаний и переход к самым современным технологиям и методам работы.

В любом случае при внедрении педагогических новаций в образовательный процесс должна быть достигнута цель, обеспечивающая разработку системы организационных, научно-технологических, учебно-воспитательных форм и технологий, способствующих реализации инновационного аспекта образовательного процесса. Конечный результат (продукт) такого процесса — конкурентноспособный выпускник [1].

Разрабатывая целевой компонент данной системы, необходимо предусмотреть выполнение следующих задач, направленных на преодоление консерватизма в образовательном процессе:

— овладение системой знаний по педагогической инноватике субъектами инновационного образовательного процесса;

— приобретение субъектами опыта проектирования инновационного образовательного процесса;

— обеспечение в общеобразовательном учреждении организационно-педагогических условий, способствующих эффективному внедрению новшеств в образовательный процесс;

— организация практической работы по введению новшеств в педагогический процесс.

Поставленные задачи выполняются на следующих принципах преодоления консерватизма, определяющих управление и организацию образовательного процесса:

— принцип гуманизации и демократизации управления инновационным образовательным процессом;

— принцип личностно ориентированного подхода к субъектам инновационного образовательного процесса;

— принцип гибкости внедрения инноваций с учетом особенностей и традиций образовательного учреждения;

— принцип активизации субъектов инновационного образовательного процесса, через оптимизацию личностного капитала;

— принцип развития творческого мышления субъектов инновационного образовательного процесса, через использование возможности и мотивации каждой личности для обновления знаний;

— принцип обеспечения условий для адаптации учащихся во внешней среде;

— принцип использования механизма взаимосвязи: руководитель — педагог — ученик;

— принцип материального (а не только традиционно морального) стимулирования активизации коллектива.

Чтобы преодоление консерватизма в учебно-предметном блоке шло более результативно, в содержательном компоненте предлагаемой нами технологии необходимо предусмотреть следующие направления работы по преодолению педагогического консерватизма в данном образовательном субъекте:

— в обучении;

— воспитательной работе;

— организации профилирующего учебно-производственного и трудового процессов;

— управлении школой.

С учетом этих направлений был разработан следующий операционный компонент, включающий в себя этапы, формы и методы:

— этапы:

информационный — овладение основами педагогической инноватики, проектировочный — разработка, представление и коллективное обсуждение проектов перевода образовательного учреждения в инновационный режим развития,

преобразовательный — обеспечение в общеобразовательном учреждении организационно-педагогических условий, способствующих эффективному внедрению новшеств в образовательный процесс; практическую работу по введению новшеств в педагогический процесс;

— формы: лекции, семинары, мастер-классы, круглый стол, элективные курсы, гранты;

— методы: репродуктивные,

активные (дискуссия, деловые игры, проектный метод, метод информационных технологий, работа в системе онлайн, практическое освоение полученных знаний, в том числе разработка проектов для получения грантов).

Преодоление педагогического консерватизма в инновационном образовательном процессе возможно при следующих организационно-педагогических условиях:

— осмысление социальной значимости преодоления педагогического консерватизма в обеспечении эффективного функционирования образовательного учреждения;

— использование потенциала содержания педагогической инноватики для формирования положительной мотивации к осуществлению инновационного образовательного процесса и преодолению педагогического консерватизма;

— учет особенностей субъектов инновационного образовательного процесса;

— применение информационных технологий и метода проектов, позволяющих приобрести опыт отбора, анализа, проектирования инновационного образовательного процесса;

— применение полученных профильно-трудовых допрофессиональных знаний на практической учебной площадке.

Созданные в итоге организационно-педагогические условия определяют механизм преодоления консерватизма через организационные знания педагогического коллектива и активизируют «интеллект школы», который определяется как сумма знаний (теоретических, практических, стратегических, образовательных), принятие решений и скорость воспроизведения нововведений каждого участника образовательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Воронцова Т.В. Гуманитарно-педагогические аспекты многоуровневой подготовки профессиональных кадров для села в новых социально-экономических условиях. — М.: РИП-

Холдинг, 1998.

[2] Григоров С.Г. Преодоление заданности: размышления о консерватизме // Полис. — 2000. — № 3. — С. 313.

[3] Материалы заседания Государственного совета Российской Федерации и официальные документы (август 2001 г.). — М., 2001.

[4] Медведев Д.А. Доклад на совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. — М., 2010.

[5] Медведев Д.А. Ежегодное послание Федеральному Собранию РФ. — М., 2010.

OVERCOMING PEDAGOGICAL CONSERVATISM IN THE COURSE OF INNOVATIVE EDUCATIONAL PROCESS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

E.Y. Ibatullina, T.V. Vorontsova

Chair of Pedagogy Astrakhan State University Tatishchev Str., 20a, Astrakhan, Russia, 414056

In the article the problem of overcoming the conservatism and implementing the innovation process in the educational institution is revealed; the historical concepts of "conservatism", "innovation" are analyzed; the principles, the operational component and the organizational-pedagogical conditions of overcoming conservatism are defined.

Key words: conservatism, innovation, conflict, modernization, overcoming, innovative climate.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.