Научная статья на тему 'Преодоление «Классической дихотомии» в модели Д. Патинкина'

Преодоление «Классической дихотомии» в модели Д. Патинкина Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
426
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИЧЕСКАЯ ДИХОТОМИЯ / РЕАЛЬНЫЕ КАССОВЫЕ ОСТАТКИ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ / CLASSICAL DICHOTOMY / REAL BALANCE EFFECT / MACROECONOMICAL EQUILIBRIUM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириякова Наталия Иосифовна

В статье анализируются новый подход Патинкина к роли эффекта реальных кассовых остатков, который становится главным «мостом», соединяющим денежную сферу и процесс товарного обращения, инструментом преодоления классической дихотомии, а также механизмом установления равновесия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преодоление «Классической дихотомии» в модели Д. Патинкина»

Преодоление «классической дихотомии» в модели Д. Патинкина

Кириякова Н. И.

Кириякова Наталия Иосифовна /Kiriyakova Natalia Iosifovna- кандидат экономических наук, доцент, кафедра политэкономии, департамент экономики,

Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

Аннотация: в статье анализируются новый подход Патинкина к роли эффекта реальных кассовых остатков, который становится главным «мостом», соединяющим денежную сферу и процесс товарного обращения, инструментом преодоления классической дихотомии, а также механизмом установления равновесия.

Abstract: the article analyzes approach of Patinkin to real balance effect as” bridge» between monetary sphere and the process of commodity circulation, as the tool of overcoming of classical dichotomy and the mechanism of establishment of equilibrium.

Ключевые слова: классическая дихотомия, реальные кассовые остатки, макроэкономическое равновесие Keywords: classical dichotomy, real balance effect, macroeconomical equilibrium.

С точки зрения классической теории реальный и денежный рынки самостоятельны и автономны. Деньги служат счетной единицей и посредником в товарных сделках, но не являются богатством, то есть не имеют самостоятельной ценности (принцип нейтральности денег). В результате, в традиционных исследованиях классической школы, денежный сектор отделяется от реального и утверждается, что в реальном секторе определяются реальные переменные и относительные цены, а в денежном секторе - номинальные переменные и абсолютные цены. Такой подход получил название - «классическая дихотомия».

Д. Патинкин. предложил соединить количественную теорию денег с теорией общего равновесия в рамках вальрасовской модели. Д. Патинкин допускает возможность несовпадения во времени платежей и поступлений, что в действительности означает отход от идеи «аукциониста» Вальраса, то есть от предпосылки о полной информированности экономических субъектов, или о мгновенной реакции цен на изменение рыночных условий. Если к обычной системе Л. Вальраса добавить уравнение спроса на деньги, то окажется, что функция спроса на деньги должна одновременно быть линейно однородной от цен и количества денег. Именно это формальное противоречие заставило поставить вопрос о включении денег в функции спроса. [1,16].

В системе Патинкина важную роль играет эффект реальных кассовых остатков, олицетворяя те стихийные силы, которые приводят хозяйство в равновесие и в то же время фиксируют денежные цены на единственно возможном уровне. Суть этого эффекта состоит в том, что субъекты стремятся поддерживать кассовые остатки на некоем оптимальном уровне, отражающем их представления о регулярности финансовых поступлений и необходимой обеспеченности средствами обращения. Индивиды реагируют на изменения величины своих реальных кассовых остатков, изменяя величину индивидуального спроса и предложения.

Пусть уровень цен повысился, что привело к сокращению реальной стоимости кассовых остатков, имеющихся у участников обмена. Поскольку кассовые остатки являются теперь частью общего запаса ресурсов и входят в индивидуальную и совокупную функции спроса, эти изменения неизбежно приведут к снижению спроса на товары. Следовательно, рассуждает Д. Патинкин, денежный сектор уже не отделен от товарных рынков, а, напротив, прямо воздействует на их состояние. [2, 30].

Вместе с тем нарушение равновесия, вызванное изменением общего уровня цен, активизирует рыночный механизм саморегулирования системы. Вступает в действие «аукционист», определяющий равновесные цены. Он снижает цены товаров, оказавшихся в избытке из-за падения спроса, и тем самым автоматически повышает относительную цену денег, на которые теперь предъявляется избыточный спрос. Равновесие восстанавливается, когда стоимость реальных остатков, в силу снижения цен, достигает прежнего уровня. [1, 17].

Вторая, наиболее ценная и актуальная часть работ Д. Патинкина, содержит разработанную макроэкономическую модель, описывающую функционирование экономики, как в условиях полной занятости, так и в условиях вынужденной безработицы. Основное нововведение Д. Патинкина, сделавшее его модель заметным явлением в современной теории, заключается в том, что деньгам была придана самостоятельная роль страхового фонда, и это послужило оправданием включения денег в форме реальных (т.е. с учетом покупательной способности) кассовых остатков в индивидуальные функции спроса и предложения. Влияние изменения величины реальных кассовых остатков на уровень индивидуального (и агрегированного) спроса, стало еще одним, наряду с ценами, равновесным механизмом. [1, 18].

Для дальнейшего анализа Д. Патинкин выделяет и подробно рассматривает взаимное влияние четырех основных рынков экономики: рынка труда, рынка товаров, рынка облигаций и рынка денег.

Первый блок модели - это рынок труда, где действуют: домохозяйства, предъявляющие спрос на товары и предлагающие труд, и фирмы, формирующие спрос на труд. Технологическое соотношение между затратами факторов производства и выпуском товаров этой фирмой определяется производственной функцией. Допускается, что размер основного капитала фирмы фиксирован, и она действует в условиях совершенной конкуренции. Тогда при любой ставке заработной платы будет выбрано такое количество труда, чтобы предельный продукт равнялся ставке заработной платы. Таким образом, кривая спроса фирм на труд есть кривая предельной производительности, построенная на основе производственной функции. Если распространить эту концепцию на экономику в целом, можно построить агрегированную производственную функцию, выражающую отношение реального совокупного национального продукта, совокупных затрат труда и совокупного фиксированного основного капитала. Предлагаемая величина труда будет зависеть от ставки реальной заработной платы. Ставка заработной платы не будет равновесной до тех пор, пока не будут равны спрос и предложение труда. Если ставка заработной платы выше равновесного уровня, будет существовать избыточное предложение труда, ставка денежной заработной платы будет снижаться. Если ставка заработной платы ниже равновесного уровня, будет существовать избыточный спрос на труд и денежная (номинальная) заработная плата будет расти. В действительности, как функция спроса, так и функция предложения труда зависят не только от реальной ставки заработной платы, но и от реальной стоимости запасов облигаций и денег. Также, если допустить, что фирма изменяет затраты капитала, ее спрос на труд будет зависеть также и от ставки процента. Анализ поведения индивида, основанный на максимизации полезности, должен также показать, что предложение труда зависит от ставки процента. Анализ рынка труда необходим, по мнению Д. Патинкина, для того, чтобы зафиксировать точку полной занятости. Это возможно при равенстве спроса и предложения труда в состоянии равновесия. [1, 19].

Второй блок модели описывает рынок товаров (разницы между товарами и услугами в модели не делается). Предполагается, что вертикальная интеграция фирм доведена до такой степени, что каждая фирма обеспечивает себя сырьем, поэтому на рынке присутствуют только законченные обработкой товары. Они делятся на две категории: потребительские товары и инвестиционные товары. Предполагается также, что цены этих двух категорий товаров изменяются в одинаковой пропорции. Спрос домохозяйств на первое из этих комбинированных благ определяется потребительской функцией, а спрос фирм на второе благо есть функция предельной эффективности капитала. Каждая из этих функций получена в результате агрегирования поведения отдельных домохозяйств и фирм, которые сталкиваются с меняющимися сочетаниями реального дохода, ставки процента и первоначальных денежных остатков, поэтому

соответствующим образом строят оптимальные планы потребления и инвестирования. К спросу фирм и домохозяйств, прибавляется спрос правительства на потребительские товары, который рассматривается как постоянный. Интерес в данном исследовании, по мнению Д. Патинкина, представляет агрегированная функция спроса, а не ее отдельные составляющие: такие, как потребление, инвестиции и государственные расходы. Эта агрегированная функция спроса показывает совокупную величину спроса на товары при изменяющемся уровне реального дохода, при допущении, что ставка процента и уровень цен остаются постоянными, и допущении, что по мере роста дохода растет спрос, как на потребительские, так и на инвестиционные товары, но в меньшей пропорции, чем растет доход. Агрегированная функция зависит только от совокупного первоначального запаса облигаций в экономике. Ставка процента влияет на выбор домохозяйств между потреблением и сбережением. Рост процента уменьшает текущий спрос на товары, как потребительские, так и инвестиционные, но увеличивает спрос на облигации. [2, 119].

Эффект реальных кассовых остатков влияет на спрос на потребительские и инвестиционные товары, он вызван изменением цен. При удвоении цен и заработной платы происходит удвоение первоначальных запасов денег и облигаций у фирм при постоянной ставке процента. Это приводит к удвоению расходов на любой инвестиционный проект.

Предложение на этом рынке задается объемом производства, который определен уровнем занятости на рынке труда, и, как первоначально предполагается, соответствует полной занятости. Объем предложения товаров равен реальному совокупному доходу. Но потребительский спрос может отклоняться от предложения в силу недостаточной склонности к потреблению и предпочтения ликвидности, инвестиционный спрос может быть недостаточным для того, чтобы возместить нехватку потребительского спроса в силу слабого побуждения к инвестированию. Словом, равенство спроса и предложения на рынке товаров далеко не всегда является бесспорным результатом действия рыночных сил, во всяком случае, в каждый данный момент. Равновесие на рынке товаров существует только тогда, когда спрос равен предложению. В то же время равенство совокупного спроса и предложения товаров является условием равновесия не только на рынке товаров, но и на рынке труда.

Третий блок - это рынок облигаций. Спрос на облигации предъявляют только домохозяйства, которые решают, какой общий запас облигаций они желают держать, изменения этого запаса представляют предоставленные ими в течение рассматриваемого периода чистые кредиты. Предложение облигаций исходит главным образом от фирм, которые определяют желательный для них общий запас неоплаченных облигаций, изменение этого запаса представляют их чистые заимствования в течение данного периода. Предложение облигаций от домашних хозяйств незначительно, поэтому основная часть заимствований делается для производственных, а не потребительских целей, подчеркивает Д. Патинкин. [2, 121].

В данном анализе, облигации представлены как один вид с неограниченным сроком погашения, одинаковым риском, а погашение облигации сроком на один период - как равнозначное выкупу облигаций с неограниченным сроком погашения. Цена такой бессрочной облигации равна величине, обратной ставке процента. Как спрос, так и предложение облигаций описываются функциями, основным аргументом которых выступает ставка процента. По мере роста ставки процента спрос на облигации увеличивается, предложение, напротив, сокращается. Равенство спроса и предложения определяет равновесную ставку процента на рынке облигаций. Помимо ставки процента на спрос и предложение облигаций влияют совокупный доход и реальные денежные остатки. Уменьшение реальных денежных остатков, вызванное ростом цен, уменьшает желание держать облигации, и текущий спрос на товары. Но эффект реальных денежных остатков должен быть достаточно сильным, чтобы привести к снижению спроса на облигации. В то же время возрастание реальных денежных остатков снижает величину предложения облигаций. Повышение ставки процента ведет к уменьшению реального предложения облигаций. Чем выше ставка процента, тем в большей степени фирмы предпочтут сократить свои денежные остатки, чтобы погасить долг. Реальная стоимость неоплаченных облигаций должна сократиться. Рост процента снижает цену, полученную за облигации и может увеличить число облигаций, которое необходимо, чтобы финансировать затраты фирм на инвестиционные товары.

Таким образом, рост процента вызывает снижение, как реальной стоимости, так и числа предлагаемых облигаций. Если ставка процента ниже равновесного уровня, возникает избыточное предложение облигаций, толкающее цены облигаций вниз, а ставку процента вверх. Если ставка процента выше этого уровня, возникает избыточный спрос на облигации, толкающий ставку процента вниз. Возрастание уровня цен оказывает влияние на рынок облигаций через эффект реальных денежных остатков, который повышает равновесную ставку процента. Равновесие на рынке облигаций достигается при равенстве спроса и предложения. [1, 22].

Четвертый блок - это рынок денег. Спрос на деньги, выражающийся в номинальных денежных остатках фирм и домохозяйств, определяется потребностями обслуживания текущих платежей (трансакций) и предпочтением ликвидности как одного из альтернативных активов. Прирост реального дохода или первоначальных денежных остатков частично используется для увеличения спроса на товары и облигации, остаток этого прироста используется для увеличения спроса на деньги. Изменение спроса на деньги для трансакций (при данном реальном доходе) в решающей степени зависит от динамики цен, определяющей реальные денежные остатки, предпочтение ликвидности - от динамики процента. Спрос и предложение денег могут быть представлены как две функции по ставке процента и две соответствующие им кривые. Пересечение этих кривых определяет равновесную ставку процента на рынке денег.

Рынок денег оказывает активное воздействие на все остальные рынки экономики. От величины денежных остатков у домохозяйств и фирм зависит спрос на потребительские и инвестиционные товары. От соотношения спроса и предложения зависит динамика цен: избыточный спрос ведет к повышению цен, недостаток спроса вызывает их снижение.

Подводя итоги, необходимо отметить значительный вклад Д. Патинкина в теорию общего макроэкономического равновесия. Несмотря на сугубо абстрактный стиль изложения, модель Д. Патинкина может быть использована для исследования процессов, протекающих в реальной экономике, в частности, в сфере кредитно-денежных отношений, а также ее можно модифицировать применительно к условиям российской экономики. [1, 22].

Литература

1. Кириякова Н.И. Теория общего равновесия и неравновесная экономика [Текст] учеб. пособие: в 2.ч./ Н.И. Кириякова: [отв. за вып. В.В. Ильяшенко]-Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2009. Ч.2, 49с.

2. Патинкин Д. Деньги, процент и цены (соединение теории денег и теории стоимости) [Текст] / Д. Патинкин.-Изд-во Экономика, 2004, 375 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.