#
ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА В ШКОЛЕ
OVERCOMING THE DIFFERENTIATING APPROACH TO THE STUDY OF MAN AT SCHOOL
С. Е. Мансурова
Статья посвящена интеграции знаний о человеке на основе системно-синергетического подхода, который позволяет выявить многомерность человека - его природу, личностное и социокультурное измерение в свете ведущих идей современной общенаучной картины мира. Впервые интеграция знаний при изучении человека показана в аспекте саморазвивающейся целостности на уровне отдельного человека и уровне социума. В статье представлены две линии содержания, их основные идеи, планируемые результаты обучения, составляющие основу модульной программы
Ключевые слова: человек, социум, интеграция, саморазвитие, онтогенетическое развитие, эво-люционно-историческое развитие, модульная программа.
S. E. Mansurova
The article is devoted to the integration of knowledge of man lying at the basis of the systematic synergistic approach which allows to identify the multi-dimensionality of man - his nature, personal and socio-cultural dimension in the light of the leading ideas of modern scientific picture of the world. For the first time the integration of knowledge in the study of man is shown in the aspect of self-developing integrity at the level of a separate person as well as at the level of society. The article presents two lines of content, their basic ideas, planned teaching results that form the basis of a modular program.
Keywords: man, society, integration, self-development, ontogenetical development, evolutionary and historical development, modular program.
XXI
век может оказаться переломным в истории цивилизации, так как на его протяжении должен разрешиться главный вопрос - быть или не быть человечеству [1]. В этой связи возрастает роль наук о человеке - происходит антропологизация и гуманизация многих областей знаний. Как никогда актуально воспринимается умозаключение Н. Бердяева: «Самый важный для нас вопрос есть вопрос о человеке. Все от него исходит и все к нему возвращается».
В последнее время все четче звучит мысль о том, что образование, первичное по отношению ко многим процессам, может стать гарантом сохранения и дальнейшего развития человеческой цивилизации, если только его центром станет гуманизация [2]. На данном этапе развития общего среднего образования процесс гуманизации преимущественно связан с разработкой личностно ориентированных и развивающих образовательных технологий. Между тем, в разные века философы, восклицавшие: «Познай самого себя!», подразумевали, что для полноценного развития каждому человеку необходимо как можно более полно знать, понимать себя, других людей. Целостное знание о человеке, самопознание чрезвычайно востребовано, особенно старшими школьниками, находящимися в периоде «психосоциальной самоидентификации» (Э. Эриксон); вместе с тем, в современных образовательных программах оно практически не представлено. Из стандарта в стандарт кочует единственный - дифференцированный - подход к человеку. В курсе биологии человек изучается как телесное существо, духовные сто-
роны человеческой личности обсуждаются в социогума-нитарых курсах, а самопроизвольной интеграции естественно-научных, гуманитарных и вненаучных знаний, как показывает исследование, в головах школьников не возникает.
Постнеклассическая наука расценивает исключительно дифференцированное знание как редуцирующее, фрагментарное, и выдвигает проблему введения в общее образование интегрированных подходов [3]. При изучении человека, субъектно-объектные характеристики которого выходят за пределы любой познавательной области, такие подходы особенно важны. Наблюдающееся противоречие между онтологической целостностью человека и искажающим эту целостность фрагментарным рассмотрением человека в школьной практике требует своего преодоления. Наша гипотеза заключается в том, что названное противоречие будет снято в случае, если дифференцированное антропологическое знание, представленное в предметных курсах основной школы, дополнить содержательным, структурно-функциональным обобщением в старшей -профильной - школе. Исходя из гипотезы, ведущей задачей выступает разработка учебного содержания, нацеленного на изучение человека на основе интеграции знаний.
Разработка такого содержания - сложнейшая педагогическая задача, которая не имеет и не может иметь однозначного решения, прежде всего потому, что сегодня ни в философском, ни в конкретно-научном познании не существует общепризнанного представления о человеке. Основные надежды философов (И. Т. Фролов, В. Г. Борзен-ков., Б. Г. Юдин, М. С. Каган, В. А. Лекторский) связаны с соз-
112
#
данием междисциплинарной концепции человека, которая приведет к систематическому единству по сквозным человекоразмерным проблемам разного уровня: от глобальных (к примеру, взаимоотношение человек - Земля -Вселенная), до более локальных, таких как психическое и физическое здоровье, обучение и воспитание, социально-экономические и нравственно-этические перспективы [4].
В педагогической науке в настоящее время представлено два подхода к построению целостной системы знаний о человеке. Так, И. Т. Суравегина обосновывает целостность человека и его системную характеристику - здоровье, опираясь на экологию человека как интегральную концепцию. П. С. Гуревич, Б. Г. Мещеряков и другие представляют феномен человека, основываясь на данных психологии, философии, социологии, истории, культурологи.
При подходах к разработке содержания мы ставили перед собой задачу представить человека в единстве его уникального внутреннего мира и мира взаимодействий, деятельности; триединстве чувствующих, мыслящих, действующих начал; телесного, духовного, душевного существования, в детерминации природой и культурой. В качестве методологической основы интеграции знаний о человеке нами принят общенаучный системно-синерге-тический подход, предметом которого выступают живые, открытые, нелинейные, саморегулирующиеся, саморазвивающиеся системы, и человек - одна из них. Центральное понятие синергетики - понятие саморазвития, соответственно, содержание мы строим вокруг процессов саморазвития человека на индивидуальном уровне - в рамках онтогенетической содержательной линии, и на уровне социума - в рамках эволюционно-исторической содержательной линии. Рассмотрим основные идеи содержания этих линий, позволяющие объективно представить человека в единстве различных форм бытия - природной и социокультурной, на основе интеграции знаний.
1. Эволюционно-историческая линия (родовой уровень человека).
Выделение человека из природного мира происходило в процессе антропогенеза. Антропогенез включал два этапа, первый из них биогенез - создание специфических биологических признаков (первый скачок, бифуркация). Второй -социогенез - создание социальной структуры и психических механизмов (второй скачок, бифуркация), которые послужили основой для базовых антропологических признаков: предметной деятельности, языка, интеллекта, культурного наследования, социального уклада. Формирование этих признаков привело к прекращению выраженного действия естественного отбора. Интеллект многократно ускорил процесс самоорганизации человечества: произошел выход человека за пределы природной экологической ниши, его расселение, формирование биологических адаптаций, этнокультурного многообразия. Историческое, цивилизацион-ное развитие привело к современному антропологическому кризису, который проявляется на уровне проблем физического выживания, духовных проблем смыслоутраты. Разрешение этого кризиса рассматривается в русле нового этапа эволюции человека - ноосферогенеза.
Таким образом, естественно-научное и социогумани-тарное знание позволяют показать «взаимопроникновение биологического и исторического» (Л. С. Выготский) в процессе смены антропогенеза историческим развитием. А средства вненаучного - художественного - познания демонстрируют то, каким образом в ходе исторического развития человек проделал путь от невыделенной личности (Древний мир - раннее Новое время), к осознанию своей индивидуальности и неповторимости (Возрождение, Реформация), к «рождению» свободной личности (Новое время), как происходило познание и самопознание человека на этих этапах развития.
В рамках данной содержательной линии школьники должны:
а) овладеть знаниями о закономерностях антропогенеза, заложившего основы социокультурного развития;
б) понимать социально-природное многообразие человечества как единой системы;
в) обосновывать возникновение антропологических проблем и делать прогнозы относительно перспектив человека.
2. Онтогенетическая линия (уровень единичного человека).
Индивидуальное развитие человека - есть краткое повторение его эволюции и культурно-исторического развития на основе биологических и небиологических программ наследования. Человек - это саморегулирующаяся и саморазвивающаяся целостность, в которой представлены взаимообусловленные уровни организации - от биологического (объект естественно-научного познания) до личностного (объект социогуманитарного, вненаучного познания). Нервно-гуморальная система управления способствует биологической и социальной адаптации человека, накоплению полезной информации и через нее - саморазвитию на физическом и на духовном уровнях. Внутри жизненного пространства человек находится в паутине экологических взаимодействий, которые обусловливают его природное, социальное и духовное бытие. В качестве системной характеристики человека представлено его здоровье - целостная система его физических (телесных), психических, духовных, социальных признаков. Важную роль в целостном изучении человека играет самопознание, организованное в виде практикума.
В рамках данной содержательной линии школьники должны:
а) освоить систему знаний о человеке как саморегулирующейся и саморазвивающейся биосоциальной целостности;
б) осмыслить здоровье как системное качество человека;
в) осуществлять деятельность по самопознанию на основе взаимодействия чувственного и логического с учетом законов самоорганизации и саморазвития.
Представленный подход воплощен нами в модульной программе «Мир человека - человек в мире», обращенной к учащимся III ступени (среднего (полного) общего образования), освоивших на этапе основного общего образования морфофизиологические знания о человеке как при-
113
$
родном организме, овладевших начальными философскими, социокультурными, экологическими понятиями. Успешности усвоения материала модулей способствуют ведущие психологические особенности подросткового возраста: рефлексивное самосознание, направленное на осознание себя в личностных качествах и характеристиках, увлечение философскими построениями, потребность в решении проблем, целеполагающий характер интеллектуальной и практической деятельности. Модульная программа «Мир человека - человек в мире» включает модули:
• «Формирование родовых признаков человека»;
• «Самоорганизация человека»;
• «Здоровье как интегральная характеристика человека»;
• «Человечество как большая система»;
• «Антропологический подход к возникновению глобальных проблем и созданию концепции устойчивого развития».
Все модули данной программы имеют общие черты в рамках единой концептуальной идеи. Каждый из модулей раскрывает единство внешней и внутренней сторон индивидуального и родового человека средствами философского, естественно-научного, гумнитарного, а также вненауч-ного - художественного - познания; обобщен в опорной логической схеме (модели), позволяющей охватить единым взором совокупность отдельных элементов содержания, установить связи между ними; включает как теоретические вопросы, так и практикум, направленный на самопознание. Этот практикум играет важнейшую роль: «Прямая дорога к верному самоопределению идет через самого человека. Чем глубже он познает свою природу, свой темперамент, свою конституцию, свои потребности и устремления, тем легче, естественнее будет решена им проблема ценностного выбора» [5]. Вместе с тем, в каждом модуле человек рассматривается под своим - особенным - углом зрения, благодаря чему модули выступают самостоятель-
ным целым, то есть могут изучаться как в совокупности с другими модулями, так и отдельно от них.
Место модульной программы «Мир человека - человек в мире» мы определили на основании утвержденной Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (2002 г.). В соответствии с Концепцией данная программа может занять место в базовом уровне - в рамках интегрированного курса обществознания (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей) или естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей); в профильном уровне - составить основу одного из элективных курсов и поддерживать изучение предметов гуманитарного и естественно-математического профиля.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Моисеев Н. Н. Быть или не быть... человечеству? - М., 1999.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: Проект Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2009.
3. Морен Э. Образование в будущем: семь неотложных задач // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. - М.: Прогресс-традиция, 2007.
4. Фролов И. Т., Борзенков В. Г. Познание человека: комплексный подход и гуманистические (этико-правовые) регулятивы // Многомерный образ человека. - М.: Наука, 2001.
5. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. А. М. Талдыдаевой / Науч. ред., вступ. ст. и коммент. Н. Н. Акулиной. СПб., 1997.
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ESSENCE AND STRUCTURE OF FUTURE PROFESSIONALS' COMPETITIVENESS
Е. В. Мялкина
В статье рассматривается понятие и сущность категории конкурентоспособности специалистов в вузе. Выделены структурные компоненты конкурентоспособности специалистов: образованность, профессиональная компетентность, культура.
E. V. Mjalkina
The article discusses the concept and essence of the category of competitive professionals at university level. The author singles out structural components of professionals' competitiveness: education level, professional competence, and general culture.
Ключевые слова: конкурентоспособность специалистов, образованность, профессиональная компетентность, культура.
Keywords: competitiveness of professionals, education level, professional competence, culture.
114