Научная статья на тему 'Преобразования в системе массовой информации в Литве после распада СССР'

Преобразования в системе массовой информации в Литве после распада СССР Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
208
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иванова Н. А.

В статье поднимается вопрос о том, какие изменения произошли в информационной системе Литвы после обретения республикой независимости в 1990 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преобразования в системе массовой информации в Литве после распада СССР»

Розовый - ощущение слабости, пустоты, а часто и слащавости, приторности. Розовый - прекрасный помощник в сфере личных отношений: он усиливает чувства, делает нас более внимательными, ласковыми и чуткими. Диапазон использования этого цвета может быть самым широким: от рекламы парфюмерной продукции, товаров для женщин и детей до услуг брачных агентств и семейных центров. Многие популярные марки предпочитают ярко-розовый, чтобы упаковка бросалась в глаза.

Таким образом, с помощью выбора определенного цвета можно управлять отношением потребителя к рекламе, а, создавая необходимую цветовую среду, можно вызвать у потребителя рекламы требуемые эмоции. Каждая модель должна иметь свою «цветовую историю», которая продаст ее. Товар, который раньше никто не покупал, может вызвать ажиотаж после изменения цвета. Рекламисту важно всегда помнить, что ме^ду цветовым решением рекламы и естественным восприятием человека существует определенная зависимость. Внимательный и осторожный подход к психике человека через его цветовое восприятие неминуем и крайне необходим. Специалисты по маркетингу дают свои советы отечественным производителям рекламы: «когда рекламируете свой товар или услугу, обязательно следует обращать внимание на цвета, которые собираетесь использовать в рекламе. Проясните свои цели. Определите те эмоции, которые Вы намерены вызвать у человека. После чего, действуйте!» [3, с. 137].

Список литературы:

1. Миронова Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека / Л.Н. Миронова // Проблема цвета в психологии. - М.: Наука, 2007. - С. 172.

2. Мокшанцев РИ. Психология рекламы / РИ. Мокшанцев. - М.: ИН-ФРА-М, 2003. - 321 с.

3. Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада / В.П. Терин. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 1999. - 170 с.

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ЛИТВЕ ПОСЛЕ РАСПАДА СССР

© Иванова H.A.*

Российский университет дружбы народов, г. Москва

В статье поднимается вопрос о том, какие изменения произошли в информационной системе Литвы после обретения республикой независимости в 1990 году.

* Студент Филологического факультета.

Кардинальные изменения в системе СМИ и информирования в Литве начали происходить после 1990 года, когда Литва вышла из состава СССР и продолжаются до сих пор уже на протяжении 20 лет. Из-за отсутствия собственных, национальных традиций в области СМИ, после 1990 года Литва, привыкшая к тому, что дотоле приходилось лишь грамотно подражать образцу и соответствовать советским стандартам, вновь стала искать новый образец для подражания в области организации информационно политики. Таковым стала американская система организации СМИ и информационной политики с доминирующими региональными средствами массовой информации и выражающими общенациональные идеи национальными.

Возвращаясь к последним десятилетиям XX века и углубляясь в процесс изменений информационной системы Литвы, необходимо отметить, что первые преобразовательные признаки стали ощутимы еще в 1985 году, когда в Литовскую Советскую Социалистическую Республику, как и в другие республики СССР, пришли перестроечные идеи, инициированные генсеком ЦК КПСС М.С. Горбачевым. В это время в некоторых печатных изданиях, выходивших в Литве на русском языке, как-то: еженедельные газеты «Родной край», «Литература и искусство» и ежедневной газете «Комсомольская правда», - стали появляться публикации, поднимавшие острые политические, экономические, экологические и проч. проблемы.

В 1988 году, после создания Народного фронта в поддержку перестройки, при этом органе стали издаваться свои периодические издания либеральной направленности, как, например, двухстраничная брошюра «Информационное сообщение». 16 сентября 1989 года вышел первый номер еженедельной газеты «Республика», которая стала главным печатным органом Народного фронта в поддержку перестройки. Главным редактором «Республики» стал до сих пор занимающий эту должность Витас Томкус. Начиная с марта 1990 года «Республика» получила статус главной газеты независимой Литовской Республики. На сегодняшний день это СМИ остается одним из наиболее авторитетных общественно-политических изданий в стране. Газета «Республика» в 90-е стала площадкой донесения до общества всех преобразований, которые производило в молодом государстве правительство.

Литва, провозгласившая независимость 11 марта 1990 года, принялась создавать законодательную базу, что не могло не коснуться и информационной сферы. 1 марта 1990 года был ратифицирован Закон «О Средствах Массовой информации», в котором говорилось, что учредительским правом на СМИ обладают государственные, политические, общественные, кооперативные организации, творческие союзы, учебные и религиозные общества, а также частные лица - граждане Литвы. В этом же законе говорилось о том, что граждане Литвы обладают правом на «свободное выражение своих взглядов, мнения, распространение новостей в прессе и других

средствах массовой информации, получение в СМИ объективной информации по любому вопросу, касающемуся государственной или общественной жизни. СМИ являются свободными и не цензурируемыми» [1]. Однако уже из самой формулировки закона, который создавался и принимался в чрезвычайно ускоренном режиме, видна абстрактность в оценке информационной политики СМИ. Например, невозможно на уровне закона требовать от журналистского текста объективности, если уже в самом выборе темы и отборе фактов проявляется объективизм и симпатии / антипатии автора. Также Закон «О Средствах Массовой информации» предполагал наличие Управления по делам массовой информации при Министерстве Юстиции, не только контролировавшие СМИ, но также обладавшие правом наказания тех средств массовой информации, которые не следовали законодательству. Как правило, это Управление контролировало лишь общественно-политическую прессу, следя за тем, чтобы нелиберальные идеи не проникали и не пропагандировались в СМИ. А вопросы, отвечают ли эти либеральные СМИ морально'-нравственным требованиям, оставались вне внимания Управления. Таким образом, в Литве, как и в России, и во многих других республиках постсоветского пространства, вдохновленных «свободой слова», переход области массовой информации в руки частных лиц и негосударственных организаций превратил журналистику в бизнес, информационный рынок полнился развлекательной прессой, среди которой большинство издавалось не на территории Литвы, а привозилось с Запада.

В результате установления рыночных отношений в журналистике Литвы, где предпочтением у читателя пользовался конкретный продукт, а не страна его производства, на информационный рынок Литвы стали активно проникать зарубежные СМИ, информационно более качественные и декоративно привлекательные. «Беспринципность и заангажированность журналистов открыли дорогу к информационным войнам, пропаганде в СМИ насилия, порнографии, национализма и других антиобщественных явлений. ... Массы рассматриваются многими владельцами СМИ только как потребители информационной продукции, причем, как правило, не самой качественной» [4]. Что касается общественно-политических изданий, после выхода из СССР в Литве было провозглашено полное несогласие с идеями коммунизма, отказ от конфронтации с западными СМИ, которая, осуществляемая прежде согласно распоряжению партии, была признана как вынужденная. Теперь Запад нарочито оценивался как партнер, отсюда на страницах литовских СМИ появилось некритическое восхваление буржуазного образа жизни. В целом, государственная политика в области СМИ была обозначена как максимально либеральная, характеризующаяся полной свободой слова журналистов.

К середине 90-х годов политическая ситуация в Литве более менее стабилизировалась, угроза обращения к предшествовавшему политическому

режиму была нейтрализована, коммунистические идеи также стали только историей. Литва встала на путь поиска возможностей интеграции в Европу, присоединения к Евросоюзу, для чего было необходимо соответствовать целому ряду требований. Одно из условий ЕС - максимально свободная пресса и обеспечение граждан свободой слова. Поэтому было принято решение распустить Управление по делам массовой информации при Министерстве Юстиции. В 1996 году закон «О Средствах Массовой информации» замещается Законом «Об информировании общественности Литовской Республики», принятом 11 июня 2006 года в Вильнюсе и действующим до сих пор. Закон является основным для регуляции деятельности в области массовой информации в Литве. «Каждое лицо имеет право свободно изъявлять свои мысли и убеждения, беспрепятственно собирать, получать и распространять информацию и идеи» [2]. Равносильно этому, «каждое лицо обладает правом получать от государственных институтов и учреждений, или институтов самоуправления, или иных бюджетных организаций полную информацию об их деятельности, получать копии их документации, а также информацию, которой располагают эти организации о самом вопрошающем лице» [3]. Согласно 9 статье этого же закона, журналисты обладают правом публично критиковать деятельность, а также представителей государственных институтов и институтов самоуправления.

Невзирая на то, что большинство информационно-развлекательных изданий ввозилось в Литву с Запада, в стране после 1990 года формировалась своя национальная пресса. Национальных традиций в журналистике в Литве не было, поскольку сильным и независимым это государство было лишь до 1569 года, до Люблинской унии - соединения Литвы с Польшей. До XVI века в Литве существовали лишь пражурналистские явления, а после Люблинской унии вплоть до 1990 года территория Литвы находилась, за исключением небольшого периода с 1918 по 1922 год, в составе других государств. Поэтому, отказавшись от советских традиций, на базе которых полностью была сформирована система массовой информации в Литве, молодое государство обратилось к американской системе. В этой системе приоритетом у населения пользуются региональные СМИ - печать, телевидение и радио, продающиеся только в конкретном городе или регионе и сообщающие информацию для конкретного, территориально ограниченного сегмента населения. Национальные издания, сообщающие новости республиканского значения, являются вторичными, однако тиражируются на территории всего государства, и на страницах или в эфире этих изданий охотнее выступают видные государственные деятели и представители культуры, интеллигенции, шоу-бизнеса и спорта.

В 1988 году в Литве издавалось 11 национальных изданий: «С7егаюпу Sztandar» («Красное знамя») на польской языке, «Родной край», «Комсомольская правда» на русском и литовском языках, «Пионер Литвы», «Лиге-

ратура и искусство», «Спорт», «Советский учитель», «Правда», «Крестьянская газета», «Советская Литва» на русском языке. «Советская Литва», «Красное знамя» и «Правда» издавались б раз в неделю, «Комсомольская правда» - 5 раз в неделю. Тираж этих газет варьировался от 5Q до 3QQ тыс. экземпляров. В 1989 году тираж «Комсомольской правды» достигал 522 тыс. экземпляров. После принятия в 199Q году закона «О Средствах Массовой информации» в крупнейших городах Литвы и районных центрах появляются новые СМИ, отвечающие запросам и требованиям населения данного конкретного города или уезда. Преобразования, естественно, коснулись и национальных СМИ. В Литве выходило 8 печатных национальных изданий: «Эхо Литвы» на русском языке (издавалось до 2QQ1 года), «Эхо Литвы» («Lietuvos aidas») на литовском языке, «Каунасский день» («Kauno diena»), «Вильнюсский курьер» («Kurier Wilenski») на польском языке, «Литовское утро» («Lietuvos Rytas»), «Литовские новости» («Lietuvos zinios»), «Республика» («Respubli-ka»), «Предпринимательские новости» («Verslo zinios»). Большинство из них издавали дополнительные приложения, как правило, специализированные - культура, спорт, шоу-бизнес, бизнес и проч., - тем самым они частично переманивали аудиторию специализированных изданий. Стоит отметить, что большинство из вышеперечисленных газет выходят до сих пор.

К середине 9Q-x в Литве, состоящей из 1Q уездов, постепенно активизировалось издание региональных СМИ. В 1994 году начинает издаваться газета Паневежского уезда «Утро Паневежиса» («Panevèzio rytas»), Утян-ского уезда и города Утяна «Утянис» («Utenis»). В Каунасе издавались газеты для следующих уездов: «Новости» («Naujienos») - для Ионавы, «Звуки Кедайнай» («Kedain^ garsai») - для Кедайняй, «Жизнь» («Gyvenimas») - для Пренай, «Новое утро» («Naujas rytas») - для Расейняй. В Клайпеде и Клайпедском крае начали выходить газеты «Крайпеда» («Klaipeda») и «Западная Литва» («Vakar4 Lietuva»). В 1995 районной газетой Марьяполе становится издание «Сувалкетис» («Suvalkietis»), Алитуса - «Алитусские новости» («Alytaus naujienos») и «Дзукас» («Dzukas»), Шяуляя - «Шяуляйский край» («Siauli4 krastas»), Таураге - «Голос таурагцев» («Tauragisk^ balsas»), Тельщяй - «Холмистая Жемайтия» («Kalvota Zemaitija»).

Однако, как мы говорили, в организации информационно политики Литва пошла по примеру США, поэтому здесь еще большей популярностью у населения пользовались газеты не уездов, а районов и даже отдельных городов. Это закономерно, потому что аудиторию всегда, в первую очередь, интересует та информация, которая может вероятнее всего повлиять на ее жизнь и лишь затем то, что вторично. По такой же модели развивались и электронные СМИ - радио и телевидение. С распространением Интернета население литовских уездов стало постепенно глобализироваться, однако в силу своего замкнутого менталитета, этот процесс продвигается очень медленно, и все равно приоритетными источниками информации для жителей литовских городов, краев и уездов остаются местные СМИ.

Список литературы:

1. Spaudos ir kify masines informacijos рпешопщ jstatymas (Закон о средствах массовой информации) от 1 марта 1990 г.

2. Lietuvos Respublikos Visuomenes informavimo istatymas, 4 straipsnis -Informacijos laisve ir jos apsauga (Закон об информировании общественности Литовской Республики. Статья 4. Свобода и защита информации).

3. Lietuvos Respublikos Visuomenes informavimo istatymas, 6 straipsnis -Teise gauti informacj is valstybes ir savivaldybi4 institucj bei istaigq (Закон об информировании общественности Литовской Республики. Статья 6. Право получать информацию от государства, институтов самоуправления и их учреждений).

4. Грабельников А. Работа журналиста в прессе: учебное пособие. -изд. 6-е, испр. и доп. - М.: Изд-во «РИП-холдинг», 2007. - С. 52.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

© Игнатов A.B.*

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г. Самара

Изучая проблему формирования контента в самарских СМИ, Е.В. Вы-ровцева, замечает, что он формирует представление о городской среде: «Совершенно очевидно, что именно власть заинтересована в формирова-нии положительного образа города. Но в результате контент выстраивается таким образом, что это стремление, вступая в противоречие с бесконечными сообщениями об авариях, проблемах, преступлениях, перевоплощается в формирование положительного образа самой власти на фоне ужа -сающей зрителя жизни города...» [3, с. 29].

Сегодня любой абонент кабельных сетей имеет возможность смотреть в переводе на русский язык и в оригинале, без перевода на русский язык французские, английские, американские, немецкие телеканалы. Нетрудно сравнить информационное и художественное вещание зарубежных телекомпаний с отечественными телеканалами.

Когда в пакете услуг кабельного телевидения по 60-80 телеканалов, то зрителю, по большому счету, нет дела до того, смотрит ли он программу глобального международного телевещателя, или передачу, созданную в местной телекомпании. Располагает региональная телекомпания финансами и технологиями или нет, производимый ею эфирный продукт должен

* Доцент кафедры Журналистики, кандидат филологических наук, член Союза журналистов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.