Дерева Райа Мажитовна
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ТРЕХМЕРНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ СТРУКТУР В ВИРТУАЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ
Статья посвящена проективографическому методу формообразования, заключающемуся в превращении многогранников в различного рода объекты предметно-пространственной среды. Впервые, вследствие транспонирования автором исследования принципа конструирования многогранников в компьютерную программу, появилась возможность их преобразования в виртуальные художественно-образные картины, пробуждающие у зрителя ассоциативные связи с представлением о земных и космических объектах. Обозначены области применения метода во многих сферах искусства. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/3-2/14.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 3(65): в 2-х ч. Ч. 2. C. 53-55. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/3-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
PANCAKE WEEK AS DEMONSTRATION OF CULT ACTIVITY
Demchenko Polina Nikolaevna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Saint Petersburg State University of Film and Television polina-alex@mail. ru
The article is devoted to the study of the phenomenon of Pancake Week holiday as demonstration of human cult activity that allows showing name and number as principles of various ontologies (traditions of name and traditions of number). The author studies the manifestations of the implications of name and number in Pancake Week rites basing on the idea by P. A. Florensky about the correlation of the activities of modern human society, namely the correlation between three original sides - theoretical, practical and liturgical ones (world outlook, economy and cult). The paper deals with the ontological prerequisites of cult. The author relies on the methodology of the philosophy of praising the name, which is presented in the works of P. A. Florensky and A. F. Losev.
Key words and phrases: Pancake Week holiday; ontology; word; symbol; language; name; number; cult; cult activity.
УДК 7; 18:7.01 Искусствоведение
Статья посвящена проективографическому методу формообразования, заключающемуся в превращении многогранников в различного рода объекты предметно-пространственной среды. Впервые, вследствие транспонирования автором исследования принципа конструирования многогранников в компьютерную программу, появилась возможность их преобразования в виртуальные художественно-образные картины, пробуждающие у зрителя ассоциативные связи с представлением о земных и космических объектах. Обозначены области применения метода во многих сферах искусства.
Ключевые слова и фразы: многогранные модели; орнаментальные структуры; компьютерные преобразования; виртуальные картины; графический дизайн.
Дерева Райа Мажитовна, к. искусствоведения, доцент
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева dereva_raya@mail. гы
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ТРЕХМЕРНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ СТРУКТУР В ВИРТУАЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ
Геометрические структуры, способные видоизменяться в объемно-пластические конструкции и орнаментально-плоскостные композиции, скрыты в поле проективографического чертежа.
Сущность проективографического формообразования обозначена автором метода, доктором искусствоведения, профессором В. Н. Гамаюновым в журнале «Техническая эстетика» (1991, № 4): «Проективография -наукоемкий инструмент для достижения целей гармонизации в формотворчестве, а следовательно - в работе дизайнера, архитектора, инженера» [7, с. 23].
Объект данного исследования - проективографическое формообразование. Предмет исследования - виртуальные художественные образы, преобразованные из трехмерных геометрических структур.
Целью исследования является определение механизма преобразования трехмерных геометрических структур в виртуальные художественные образы.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: обозначить суть проективографического метода формообразования; отразить значимость интеграции проективографии и компьютерных технологий с их приемлемым для преобразования многогранных структур оперативно-действенным, функционально-адаптированным набором инструментария для генезиса формообразования; проанализировать, аргументировано представить (по возможности в рамках статьи) гармоничность и эстетическую обусловленность образно-изобразительных картин проективографического происхождения и выявить аналоги этим виртуальным, завораживающе пластичным и орнаментализированным образам в изобразительном искусстве; найти предполагаемую область применения художественно-образных, абстрактных беспредметных и фигуративных картин в различных сферах искусства.
Актуальность исследования заключается в том, что предложенный автором метод проективографии достойно продолжает поиск новых геометрических сущностей и развивает древнейшее учение о фигурах, пропорциях и отображениях, а также он (метод) обнаруживает подвижность в развитии изобразительных возможностей, как на основе самой эпюры, так и производных от нее структур (что стало неожиданным явлением в использовании графических компьютерных программ).
Научная новизна данной работы заключается в исследовании изобразительных возможностей проективо-графического метода, результатом которых стали виртуальные картины как концепты разного жанрово-стилевого характера и различного виртуального изобразительного качества, связанные с особенностями воспроизведения в компьютерных графических программах.
54
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
Впервые автором исследования предложена методика виртуального конструирования модели многогранника в графической программе 3Б МАХ (программа, позволяющая осуществлять визуальный контроль над процессами, отражающимися на мониторе компьютера, что свойственно работе художника). А также инициатору данного исследования принадлежит авторство в способе преобразования многогранных структур в художественно-образные картины орнаментального, абстрактного, пластического биоморфного, антропоморфного свойств. В собрании исследователя имеется более пятисот работ.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью приложения к компьютерным графическим программам механизма виртуального конструирования многогранных структур посредством соединения системы плоскостей, выявленных в результате прочтения проективографического чертежа к конкретно обозначенным моделям многогранников, и в результате дальнейшей их обработки нахождение изобразительных композиций. Полученные таким образом виртуальные картины могут быть использованы в качестве самостоятельных произведений изобразительного искусства и как арт-объекты в дизайне.
При открытии проективографического метода был обозначен механизм чтения чертежей, в основе которого лежит изучение различных видов перемещений, совмещении пространственных полей, граней формообразующих элементов, в результате чего можно сконструировать модели многогранников и из определенных систем плоскостей сформировать множество конфигураций для различных формотворческих целей. Также определены: принцип получения из многогранников и систем плоскостей новых форм; способ проведения необходимой коррекции эпюры, в связи с привнесением происходящих в соответствии с этой новой формой изменений. На этом этапе предполагается рукотворное воспроизведение формотворческих идей с использованием проективографических моделей многогранников.
В. Н. Гамаюнов отмечает, что результаты использования проективографического метода могут рассматриваться как искусство, имеющее эстетический статус [5].
Изучение геометрических структур как основы формообразования, ставшего фундаментом творчества художников-конструктивистов и архитекторов 20-х гг. прошлого столетия, продолжается в современных поисках дизайнеров и ученых (С. О. Хан-Магомедов, А. Н. Лаврентьев, Т. К. Стриженова, Ф. С. Рогинская).
С появлением компьютерных технологий метод гармонично вписался в механизм виртуального решения проектных и изобразительных задач путем манипуляций в различных графических программах 3Б, 2Б.
В основе своей проективографический метод был предназначен для целей формообразования в дизайн-проектировании предметов пространственно-вещественной системы. Необходимость в методе была продиктована поиском новых форм, в которых проявлялся бы «живой пульс» составляющих их модулей, ритм которых создает соразмерность и пластическое многообразие возникающих форм [9].
Рассмотрение в статье сути проективографического метода важно для понимания нового основополагающего фактора, приведшего к осмыслению появившихся изобразительных возможностей, источником которых являются геометрические структуры компьютерного по своей природе функционирования, формирующие виртуальные художественные картины разнообразного содержания.
В Интернете размещены различного рода картины естественного происхождения, например, фотографии с телескопа космических явлений (http://photo-day.ru/kosmicheskie-tumannosti/), красивые кварцевые текстуры, предлагаемые для использования их в качестве базовых моделей в дизайн-проектировании (создании текстур, фонов или художественных произведений - http://wonderworlds.org/quartz_textures.htm). Для тех же целей предлагаются обработанные в графических программах всякого рода картинки с имитацией художественных методов выразительности и т.д.
В качестве текстур, фонов и самоценных произведений изобразительного искусства автор исследования предлагает использовать и виртуальные картины проективографического происхождения.
Таким образом, суть образования виртуальных картин по исследуемому методу заключается в следующем:
1) в результате чтения проективографического чертежа выявляется необходимость определения системы плоскостей, составляющих избранную структуру многогранника, и воспроизведение последнего в компьютерной графической программе (3Б МАХ);
2) привносятся определенные цветовые и вариативные структурные изменения в имеющийся многогранник посредством обработки в 2Б программах;
3) генерируются с помощью компьютерных графических программ картины виртуального мира на основе обозначенных обработанных многогранников.
При функциональном генерировании модели обработанного многогранника с выбором определенных (компьютерных) манипуляций для образования новой формы происходят ее трансформация, расклад цветовых и структурных составляющих, метаморфозы оживших образов, имеющих причудливые, замысловато сложные формы. Иногда элементы исходной структуры прослеживаются в новом полученном объекте. Они уместно дополняют (или являются основополагающим элементом) образ созданной композиции, при этом становится понятной динамика развития формы (перевоплощение структуры в иную категорию образного решения), реализующейся различными комбинаторными расположениями абстрактных модулей.
В пределах даже одного выделенного фрагмента исходного объекта (многогранника) образуется бесчисленное количество необычных композиций с гармонизированными ритмами, цветами, пропорциями, формами и т.д. Картины настолько разнообразны по всем указанным параметрам, что поражают воображение зрителя, приводя в изумление от факта, что первоосновой композиции может быть геометрическая модель.
Так, используя бесчисленное множество образов, композиционных решений, художник определяется в своем творческом отборе с теми, которые вызывают ассоциации с какими-либо явлениями, объектами и т.д. Происходит процесс отбора самых удачных вариантов, которые выделяются как предпочтительные.
Возникают абстрактные геометрические картины со строго выстроенным орнаментальным ритмом формы, фантастические образы космического и земного органического характера. Некоторые картины своей органикой напоминают реалистические фотографии подводного мира или космического мироздания, которые визуально наделены признаками растительности или дышащих подвижных существ. Иногда картины получаются с такими сочетаниями форм и цветовой градацией, что вызывают эмоциональный отклик у зрителя. То есть, получаются композиции беспредметного характера - сгущение и наплыв преобразованных модулированных форм и цветосветовых акцентов. Они наделяют звучание пространства неповторимой интонацией, задающей внутренний настрой созерцания, являющегося главным, на наш взгляд, аргументом для эстетического статуса композиции.
Не всегда картинка сохраняется в чистом виде. Иногда, для завершенности композиции, фрагментарно выделяется какая-то ее часть или вносятся коррективы для дополнения содержательности полученному объекту.
Художественная образность проективографических картин по принципу организации пространства ассоциируется с работами таких художников, как В. В. Кандинский, А. В. Лентулов, Джексон Поллок, Франсис Пикабиа, Роберт Делоне, Хуан Грис, Пауль Клее, Мауриц Конелис Эшер и др.
В заключение следует отметить, что: во-первых, посредством интеграции проективографии с компьютерными программами метод приобрел убедительную разносторонность, изначально не заложенную (возможно, предполагаемую) и не предусмотренную в нем систему виртуальных арт-приемов, парадоксальную способность геометрических структур к перевоплощению в экзотично причудливые формы и композиции; во-вторых, модификация многогранных структур в художественно-образные картины - от ритмично-выстроенных орнаментальных картин до объектов чувственного и абстрактного происхождения - является отражением нового проективографического типа мышления и способом выразительности в изобразительном компьютерном искусстве; в-третьих, анализ эстетических качеств абстрагированных пластических форм и конструкций -радикально модифицированных, часто по своим гармонизирующим параметрам, органике, колористическому строю, фактурности, пространственности могут, на наш взгляд, быть причислены к категории высокого искусства; в-четвертых, результат исследования может найти свое применение в дизайн-проектировании предметно-пространственной среды и арт-дизайне.
Список литературы
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 392 с.
2. Боднар О. Я. Геометрия в современном формотворчестве // Научно-технический прогресс и проблемы предметно-пространственной среды: сборник (материалы конференций, совещаний). М.: ВНИИТЭ, 1982. С. 16-44.
3. Веннинджер М. Модели многогранников. М.: Мир, 1974. 236 с.
4. Волков Н. Н. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1969. 56 с.
5. Гамаюнов В. Н. Арт-дизайн изящных фигур. М.: МГОПУ, 1998. 210 с.
6. Гамаюнов В. Н. Образы виртуального мира. М.: Academia, 2004. 160 с.
7. Гамаюнов В. Н. Проективография, или Современный феномен учений о фигурах, пропорциях и отображениях // Техническая эстетика. 1991. № 4. С. 23-27.
8. Гамаюнов В. Н. Свойство сохранения метрической достоверности при проективографическом отображении // Формообразование в строительстве и архитектуре: сб. науч. трудов. М.: МИСИ им. В. В. Куйбышева, 1987. С. 7-35.
9. Дерева Р М. Дизайн трехмерных орнаментальных структур: дисс. ... к. искусствоведения. М.: ВНИИТЭ, 2006. 150 с.
10. Кильпе М. В. Рисунок и основы композиции: учебник для ПТУ. Изд-е 4-е, перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1994. 128 с.
11. Линник Ю. В. Философские вопросы гармонии // Наука и искусство: сб. трудов. М., 1975. Вып. 2. С. 66-82.
12. Розенблюм Е. А. Художник в дизайне. М.: Искусство, 1974. 175 с.
13. Шорохов Е. В. Композиция. М., 1986. 207 с.
14. Яцюк О., Романычева Э. Компьютерные технологии в дизайне. СПб., 2001. 432 с.
15. http://bodnargold.com/research01_ru.html (дата обращения: 25.10.2015).
16. http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/MEN/COLOR.HTM (дата обращения: 12.11.2015).
17. http://www.rusnauka.com/4_SND_2013/Philosophia/4_126279.doc.htm (дата обращения: 05.11.2015).
TRANSFORMATION OF THREE-DIMENSIONAL GEOMETRIC STRUCTURES IN VIRTUAL ARTISTIC IMAGES
Dereva Raia Mazhitovna, Ph. D. in Art Criticism, Associate Professor Karachay-Cherkessia State University named after U. D. Aliev dereva_raya@mail. ru
The article is devoted to a projective-graphic method of forming consisting in the transformation of polyhedra in different kinds of objects in object-spatial environment. For the first time, as a result of the transposition of the principle of polyhedra design into a computer program by the author of the research, it is possible to transform them into virtual artistic-figurative pictures evoking the viewer's associative links with the concept of terrestrial and space objects. The areas of the application of this method in many spheres of art are identified.
Key words and phrases: multi-faceted models; ornamental structures; computer transformations; virtual pictures; graphic design.