Научная статья на тему 'ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАССЕЛЕНИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАССЕЛЕНИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
356
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССЕЛЕНИЕ / НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ / СИСТЕМА РАССЕЛЕНИЯ / АГЛОМЕРАЦИЯ / RESETTLEMENT / SETTLEMENT / SETTLEMENT SYSTEM / AGGLOMERATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кострова Юлия Борисовна, Шибаршина Ольга Юрьевна

Цель работы. Целью настоящей работы является обоснование необходимости создания институциональной среды по преодолению деградации поселенческой среды и формированию единой системы расселения Российской Федерации, адекватной целям устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности. Методология проведения работы. Методологическую базу работы составляют концепция постиндустриального общества, теория факторов, системный, синергетический и прогностический подходы. В работе используются общетеоретические (анализ, синтез, аналогия, сравнение и сопоставление, обобщение, типизация) и общенаучные (анализ литературы, нормативных и инструктивно-методических документов, статистический анализ) методы. Результаты. В работе выявлены сложившиеся тенденции расселения на территории Российской Федерации и последствия их развития. Определены области «разрывов» между стратегическими целями и приоритетными задачами развития России, определенными в основополагающих документах стратегического планирования Российской Федерации в области обеспечения устойчивого развития и национальной безопасности, и существующими состоянием и тенденциями изменения системы расселения. Авторы приходят к выводу о том, что формирование единой системы расселения - это эффективный путь развития, обеспечивающий пространственную целостность территории и устойчивое социально-экономическое развитие России. Указаны приоритетные направления и задачи формирования единой системы расселения. Определено, что основой политики Российской Федерации, направленной на формирование единой системы расселения страны, должно стать создание институциональной среды, обеспечивающей комплексное решение стратегических задач пространственного устройства России путем гармонизации градостроительной, региональной, транспортной и социально-экономической политики. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при анализе и прогнозировании пространственной организации системы расселения страны. Вывод. Авторами делается заключение о необходимости формирования концепции единой системы расселения в контексте устойчивого развития и парадигмы национальной безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE SETTLEMENT SYSTEM AS A NECESSARY CONDITION FOR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Purpose of work. The purpose of this work is to substantiate the need to create an institutional environment to overcome the degradation of the settlement environment and form a unified settlement system of the Russian Federation that is adequate to the goals of sustainable development and national security. Methodology of the work. The methodological basis of the work is the concept of post-industrial society, the theory of factors, system, synergetic and predictive approaches. The work uses General theoretical (analysis, synthesis, analogy, comparison and comparison, generalization, typing) and General scientific (analysis of literature, normative and instructional documents, statistical analysis) methods. Results. The paper reveals the current trends of settlement on the territory of the Russian Federation and the consequences of their development. Areas of "gaps" between the strategic goals and priorities of Russia's development, defined in the fundamental documents of the Russian Federation's strategic planning in the field of sustainable development and national security, and the current state and trends of changes in the settlement system are identified. The authors conclude that the formation of a unified settlement system is an effective way of development that ensures the spatial integrity of the territory and sustainable socio-economic development of Russia. Priority directions and tasks of forming a unified settlement system are indicated. It is determined that the basis of the policy of the Russian Federation aimed at forming a unified system of settlement of the country should be the creation of an institutional environment that provides a comprehensive solution to the strategic problems of the spatial structure of Russia by harmonizing urban planning, regional, transport and socio-economic policies. Scope of the results. The results of the research can be used in analyzing and predicting the spatial organization of the country's settlement system. Conclusion. The authors conclude that it is necessary to form the concept of a unified settlement system in the context of sustainable development and the paradigm of national security in Russia.

Текст научной работы на тему «ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАССЕЛЕНИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК: 711.13 КОСТРОВА ЮЛИЯ БОРИСОВНА

к.э.н., доцент, заведующий кафедрой бизнеса и управления Филиала частного образовательного учреждения высшего образования «Московский университет имени С.Ю. Витте», Рязань,

e-mail: ubkostr@mail.ru

ШИБАРШИНА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА

к.социолог.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой бизнеса и управления Филиала частного образовательного учреждения высшего образования «Московский университет имени С.Ю. Витте», Рязань,

e-mail: oshibarshina@mail.ru

D0l:10.26726/1812-7096-2020-04-63-70 ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАССЕЛЕНИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Цель работы. Целью настоящей работы является обоснование необходимости создания институциональной среды по преодолению деградации поселенческой среды и формированию единой системы расселения Российской Федерации, адекватной целям устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности. Методология проведения работы. Методологическую базу работы составляют концепция постиндустриального общества, теория факторов, системный, синергетический и прогностический подходы. В работе используются общетеоретические (анализ, синтез, аналогия, сравнение и сопоставление, обобщение, типизация) и общенаучные (анализ литературы, нормативных и инструктивно-методических документов, статистический анализ) методы. Результаты. В работе выявлены сложившиеся тенденции расселения на территории Российской Федерации и последствия их развития. Определены области «разрывов» между стратегическими целями и приоритетными задачами развития России, определенными в основополагающих документах стратегического планирования Российской Федерации в области обеспечения устойчивого развития и национальной безопасности, и существующими состоянием и тенденциями изменения системы расселения. Авторы приходят к выводу о том, что формирование единой системы расселения — это эффективный путь развития, обеспечивающий пространственную целостность территории и устойчивое социально-экономическое развитие России. Указаны приоритетные направления и задачи формирования единой системы расселения. Определено, что основой политики Российской Федерации, направленной на формирование единой системы расселения страны, должно стать создание институциональной среды, обеспечивающей комплексное решение стратегических задач пространственного устройства России путем гармонизации градостроительной, региональной, транспортной и социально-экономической политики. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при анализе и прогнозировании пространственной организации системы расселения страны. Вывод. Авторами делается заключение о необходимости формирования концепции единой системы расселения в контексте устойчивого развития и парадигмы национальной безопасности России.

Ключевые слова: расселение, населенный пункт, система расселения, агломерация.

KOSTROVA YULIYA BORISOVNA

Ph. D. in Economics, associate professor, Head of the Department of business and management of Ryazan Branch of Moscow S.Yu. Vitte University

e-mail: ubkostr@mail.ru

SHIBARSHINA OLGA YURYEVNA

Ph. D. docent, of sociological sciences, Deputy Head of the Department of Business and Management of Ryazan Branch of Moscow S.Yu. Vitte University,

e-mail: oshibarshina@mail.ru

TRANSFORMATION OF THE SETTLEMENT SYSTEM AS A NECESSARY CONDITION FOR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. Purpose of work. The purpose of this work is to substantiate the need to create an institutional environment to overcome the degradation of the settlement environment and form a unified settlement system of the Russian Federation that is adequate to the goals of sustainable development and national security. Methodology of the work. The methodological basis of the work is the concept of post-industrial society, the theory of factors, system, synergetic and predictive approaches. The work uses General theoretical (analysis, synthesis, analogy, comparison and comparison, generalization, typing) and General scientific (analysis of literature, normative and instructional documents, statistical analysis) methods. Results. The paper reveals the current trends of settlement on the territory of the Russian Federation and the consequences of their development. Areas of "gaps" between the strategic goals and priorities of Russia's development, defined in the fundamental documents of the Russian Federation's strategic planning in the field of sustainable development and national security, and the current state and trends of changes in the settlement system are identified. The authors conclude that the formation of a unified settlement system is an effective way of development that ensures the spatial integrity of the territory and sustainable socio-economic development of Russia. Priority directions and tasks of forming a unified settlement system are indicated. It is determined that the basis of the policy of the Russian Federation aimed at forming a unified system of settlement of the country should be the creation of an institutional environment that provides a comprehensive solution to the strategic problems of the spatial structure of Russia by harmonizing urban planning, regional, transport and socio-economic policies. Scope of the results. The results of the research can be used in analyzing and predicting the spatial organization of the country's settlement system. Conclusion. The authors conclude that it is necessary to form the concept of a unified settlement system in the context of sustainable development and the paradigm of national security in Russia. Keywords: resettlement, settlement, settlement system, agglomeration.

Введение. Человеческие поселения, объединенные в локальные, региональные, межрегиональные, общегосударственные и даже межгосударственные системы расселения, - это та материально-пространственная среда, в которой существует современный человек, функционируют и развиваются экономика, культура, технология, государственные и общественные институты. Современное состояние системы расселения Российской Федерации, образующих ее городских и сельских населенных пунктов и связующей их транспортно-коммуникационной инфраструктуры - это и результат длительной эволюции, отражение многовековой истории Российского государства и одновременно итог имевших место в последние два десятилетия фундаментальных изменений в геополитическом положении, государственном и общественно -политическом устройстве России, в происходящих в стране социально-экономических и демографических процессах [14].

Очевидным становится разрыв между целями устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и возможностями для их достижения в той материально-пространственной среде, которую представляют собой современные российские городские и сельские населенные пункты, вся поселенческая сеть и в целом система расселения страны. Более того, инерция негативных тенденций расселения в Российской Федерации такова, что уже к 2025 году деградация, утрата целостности, пространственный коллапс системы расселения страны приобретут необратимый характер - в России просто не окажется достаточного количества населенных пунктов, необходимых для сохранения пространственного единства территории страны [15].

Методы исследования. Сложившиеся в расселении тенденции обусловливают «географическое сжатие» хозяйственно освоенных, экономически активных и социально обустроенных территорий в Российской Федерации. Эти процессы охватывают и отдаленные «окраинные» территории страны с характерными для них монопрофильной сырьевой экономикой и суровыми природно-климатическими условиями и наиболее развитые и обустроенные регионы центра, юга и запада Европейской части России, Поволжья, Урала, юга Сибири и

Дальнего Востока [5].

Основными фокусами притяжения и концентрации населения выступают крупнейшие города с населением от 500 и более тыс. чел. и их пригородные зоны - агломерации [13]. Значительная часть территории страны, большое количество городских и сельских населенных пунктов утрачивают экономические и социальные перспективы.

Сложившиеся тенденции в расселении обусловлены:

1. Масштабом - не имеющей аналогов среди других государств площадью и протяженностью территории России, более 2/3 которой относится к зонам с неблагоприятными, в том числе экстремальными, природно-климатическими и инженерно-геологическими условиями [3].

2. Историческими факторами:

- до 1991 года система расселения России формировалась как подсистема более обширной, структурно более сложной и организованной системы расселения Российской Империи, а впоследствии - СССР [1];

- исторически обусловленные эволюционные процессы освоения восточных территорий, развития поселенческой сети и урбанизации в XX веке были искусственно форсированы в периоды предвоенной индустриализации и коллективизации, вынужденной эвакуации населения и промышленности из западных районов страны в начале Великой Отечественной войны, осуществления в 60-е-80-е годы социалистических «мегапроектов» дальнейшего освоения восточных регионов страны;

- особенности геополитического положения СССР и централизованной планово-распределительной системы социалистической экономики обусловили узость внешних экономических и социально-культурных связей, несформированность внутренних местных, региональных и межрегиональных рынков, сдерживали экономически и социально мотивированные хозяйственные связи и мобильность населения и как следствие - обусловили хроническое отставание развития инфраструктур [19];

3. В новейший после 1991 года период - фундаментальным и одномоментным по историческим меркам изменением геополитического положения, государственного и общественно-политического устройства России и сопровождавшим эти изменения наступлением демографического кризиса:

- с распадом СССР произошел разрыв пространственных связей территории России с территориями бывших союзных республик, оказались нарушены прямые внешние связи;

- численность населения Российской Федерации сократилась с 1989 по 2002 год на 1,9 млн чел. (в среднем за год на 146,2 тыс. чел.), с 2002 по 2010 год - на 2,3 млн чел (в среднем за год на 287,5 тыс. чел.) [8];

- произошли резкие структурные и пространственные сдвиги в экономике и занятости населения - спад промышленного производства и сокращение занятости в обрабатывающих отраслях промышленности, затронувший преимущественно промышленные регионы Европейской и юг Азиатской частей России, рост сырьевых отраслей, локализованных преимущественно в северных районах Урала, Сибири и Дальнего Востока, рост отраслей «третичного» сектора экономики, локализованного преимущественно в крупнейших городах [16];

- качественно изменилась социальная структура населения - возникли новые социальные слои и группы. Социальный статус, уровень доходов, образ жизни и мотивации разных слоев и групп населения существенно дифференцировались и поляризовались, в том числе в территориальном и межпоселенческом разрезах [12];

- не сформирована адекватная современному государственному и социально-экономическому устройству, состоянию и изменениям расселения в Российской Федерации институциональная среда, обеспечивающая комплексное решение стратегических задач пространственного устройства России путем гармонизации градостроительной, региональной, транспортной и социально-экономической политики [11].

Отметим, что в совокупности вышеуказанные факторы:

1. Обусловили пространственную разобщенность населенных пунктов.

2. Углубили экономическое и социальное неравенство между сельскими и городскими населенными пунктами, между крупнейшими городами и образованными ими агломерациями и остальными населенными пунктами [18].

3. Предопределили деградацию отдельных категорий и территориальных групп населенных пунктов, расположенных в отдаленных, периферийных, старопромышленных районах сельских населенных пунктов, малых и монопрофильных городских населенных пунктов и как следствие - деградацию системы расселения в целом - ослабление экономических и социальных связей между населенными пунктами, обеспечивающими социально-экономическое единство территории страны в целом и отдельных регионов.

4. Способствовали концентрации населения в крупнейших городах и их агломерациях и, как следствие, - обострению свойственных таким городам и агломерациям экологических, транспортных и социально-экономических проблем [10].

Так, таблица 1 отображает области «разрывов» между стратегическими целями и приоритетными задачами развития России, определенными в основополагающих документах стратегического планирования Российской Федерации в области обеспечения устойчивого развития и национальной безопасности, и существующими состоянием и тенденциями изменения системы расселения.

Таблица 1

Области «разрывов» между стратегическими целями и приоритетными задачами развития России и существующими состоянием и тенденциями изменения системы расселения

Стратегические цели и приоритетные задачи обеспечения национальной безопасности и устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, достижение и решение которых существенно зависит от состояния системы расселения Характеристики существующего состояния и инерционные тенденции системы расселения, препятствующие достижению стратегических целей и решению приоритетных задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации

1. Обеспечение основных приоритетов национальной безопасности в сферах национальной обороны, государственной и общественной безопасности. •деградация, депопуляция населенных пунктов, разрежение поселенческой сети в стратегически важных регионах; •концентрация и локализация населения и системообразующих видов экономической деятельности в агломерациях столичных мегаполисов и крупнейших городов; •низкая транспортная связность сети населенных пунктов, транспортная недоступность населенных пунктов.

2. Повышение качества жизни и преодоление негативных демографических тенденций. •концентрация и локализация населения в экологически неблагополучных агломерациях столичных мегаполисов и крупнейших городов; •углубление «разрывов» в жилищных условиях, в состоянии социальной, коммунальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в возможностях выбора профессии, работы и досуга жителей населенных пунктов разной величины и типа, в разных регионах страны.

3. Развитие диверсифицированной экономики, основанной на инновациях и всестороннем использовании конкурентных преимуществ Российской Федерации. Неразвитость, несформированность системы опорных центров интеграции России в международные рынки высокотехнологичных интеллектуальных продуктов (товаров и услуг) и развития внутренних рынков.

В результате система расселения страны:

I. Утрачивает необходимые для развития современной диверсифицированной экономики целостность и многообразие, распадается на отдельные слабо взаимосвязанные между собой «фрагменты», живущие каждый своей обособленной жизнью:

1. С одной стороны:

- агломерации крупнейших городов;

- малочисленные опорные населенные пункты северных и восточных нефтегазовых и горнорудных районов;

- интенсивно растущие, но не обеспечивающие занятость трудоспособного населения насе-

ленные пункты регионов Северо-Кавказского федерального округа;

- крупные и большие города - административные центры субъектов Российской Федерации и ближайшие к ним населенные пункты;

С другой стороны - прочие населенные пункты, подавляющее большинство которых находится в состоянии стагнации и деградации [21].

II. Оказывается не в состоянии выполнять необходимые для обеспечения безопасности и устойчивого развития страны функции, главные из которых:

1. Создание благоприятных условий для жизнедеятельности человека, в том числе безопасной для жизни и здоровья человека окружающей среды, доступности жизненно необходимых для человека благ, таких как достойное жилище, здравоохранение, образование, работа, социальное обеспечение, досуг, культурные ценности, социально значимые товары и услуги [4].

2. Развитие видов экономической деятельности, обеспечивающих реализацию потенциала и конкурентных преимуществ соответствующих муниципальных образований, регионов и в целом Российской Федерации [6].

3. Предотвращение пространственного «сжатия» экономически освоенных, обустроенных, социально контролируемых территорий, в том числе северных, восточных, глубинных сельских, приграничных территорий.

Результаты. Прогнозируемые при сохранении и обострении инерционных тенденций деградация и последующий коллапс системы расселения могут быть предотвращены при условии, что государственная политика в области экономического и социального развития Российской Федерации будет радикально акцентирована на решении стратегически важной задачи устойчивого развития населенных пунктов и поселенческой сети в целом, повышения ее функционального, типологического и средового многообразия и связности, преодоления между населенными пунктами пространственных барьеров и качественных разрывов [11]. Необходимым условием решения этой задачи является знание и учет объективных процессов и закономерностей, определяющих формирование, пространственную организацию, эволюцию и развитие (или стагнацию, деградацию) населенных пунктов и систем расселения [2].

При этом возможным путем решения указанной выше задачи является создание единой системы расселения.

Единая система расселения - это сеть объединенных между собой устойчивыми связями городских и сельских населенных пунктов, охватывающая всю территорию страны, обеспечивающая ее пространственную целостность и необходимые условия для устойчивого экономического и социального развития для формирования социально ориентированной, диверсифицированной, основанной на инновациях и наиболее полном использовании ресурсов, потенциалов и конкурентных преимуществ каждого населенного пункта, муниципального образования, региона и страны в целом экономики, для сохранения этно-культурного многообразия и формирования единого культурного пространства России [17].

Приоритетными направлениями и задачами формирования единой системы расселения должны стать:

1. Развитие полицентрического пространственного каркаса единой системы расселения -сети центров и узлов общенационального и международного значения, в том числе:

- Москвы - столицы Российской Федерации и Московской агломерации - общенационального и международного политического, финансово-экономического, научно-образовательного и культурного центра, занимающего ключевое геополитическое положение между «глобальными городами» Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона [9];

- Санкт-Петербурга - второй столицы России, крупнейшего культурного, научно-промышленного и логистического центра Восточной и Центральной Европы;

- крупнейших городов - «межрегиональных столиц» и формируемых ими агломераций;

- основных морских, приграничных транспортно-логистических центров;

- центров освоения, добычи и переработки стратегических природных ресурсов;

- центров туристско-рекреационных кластеров в районах с уникальными природно-ландшафтными ресурсами и культурно-историческим наследием.

2. Осуществление комплексных градостроительных, социально-экономических и институциональных мер, обеспечивающих стабилизацию и последующее сокращение численности

населения Московского региона в целом и прежде всего Москвы и Московской агломерации, стабилизацию численности населения сложившихся агломераций с числом жителей более 1 млн человек, предотвращение роста численности населения одних населенных пунктов за счет депопуляции других населенных пунктов.

3. Развитие многоуровневой сети «центральных мест», включающей наряду с центрами субъектов Российской Федерации средние и большие города - центры межмуниципального значения, центры муниципальных районов, центры обслуживания сельских территорий [7].

4. Сохранение, регенерация и расширение «низовой» поселенческой сети - создание необходимых условий для «саморазвития» на базе местных ресурсов и конкурентных преимуществ сельских населенных пунктов (включая и самые малые) и малых городских населенных пунктов, в первую очередь исторически сложившихся [20].

Результатами создания единой системы расселения будут являться:

- на порядок уменьшится количество субъектов Российской Федерации, численность населения которых в период с 2010 по 2025 год сократится.

- сократятся меж- и внутрирегиональные разрывы и диспропорции между крупнейшими агломерациями (прежде всего Московской) и остальной территорией страны;

- приостановятся процессы деградации и депопуляции сельских, малых и средних городских населенных пунктов и пространственного «сжатия» поселенческой сети в целом и, соответственно, «сжатия» освоенных, обустроенных и обитаемых территорий страны.

Выводы. Таким образом, формирование единой системы расселения - это эффективный путь развития, обеспечивающий пространственную целостность территории и устойчивое социально-экономическое развитие России. При этом основой политики Российской Федерации, направленной на формирование единой системы расселения страны, должно стать создание институциональной среды, обеспечивающей комплексное решение стратегических задач пространственного устройства России путем гармонизации градостроительной, региональной, транспортной и социально-экономической политики.

Литература

1. Бикитеева Л. В. Система расселения населения: сущность понятия и его структура // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры». - Оренбург: ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», 2018. - С. 908-911.

2. Васюков И. И. Система расселения как фактор устойчивого развития //Вестник научных конференций. - 2016. - № 11-5 (15). - С. 44-45.

3. Колясников В. А. О пространственном развитии городов и систем расселения России // Архитектура, градостроительство и дизайн. - 2016. № 4 (10). - С. 23-29.

4. Коннина Е. С., Павлов Ю. В. Сбалансированность системы расселения как фактор развития экономики региона // Сборник научных статей VII Всероссийской научно-практической конференции «Российская наука: актуальные исследования и разработки». - Самара: Самарский государственный экономический университет, 2019. - С. 157-161.

5. Кострова Ю. Б. Государственное регулирование развития сельских территорий // The Scientific Heritage. - 2019. - № 39-3 (39). - С. 20-22.

6. Кострова Ю. Б., Шибаршина О. Ю. Специфика венчурного финансирования инновационных проектов // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - № 8-4 (55). - С. 57-59.

7. Кострова Ю. Б., Шибаршина О. Ю. Диагностика региональной конкурентоспособности Рязанской области //Московский экономический журнал. - 2019. - № 1. - С. 46.

8. Мазаев А. Г. Отечественный опыт оптимизации национальной системы расселения // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2017. - № 3 (34). - С. 20-25.

9. Михайлова Е. В., Земскова О. М., Карпова А. А. Оптимизация системы расселения сельского населения как инструмент управления социально-экономическим развитием территорий // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 12-3 (65). - С. 449-453.

10. Ноздрина Н. Н., Шаров С. Ю., Шнейдерман И. М. Социально-экономические факторы совершенствования системы расселения // Аннотации к докладам 41 -ой Международной научной школы-семинара имени академика С. С. Шаталина «Системное моделирование социально-экономических процессов». Нижний Новгород. - Воронеж: ООН РАН, ЦЭМИ РАН, ВГУ, 2018. - С. 123.

11. Петросянц В., Дохолян С. В. Концептуальные основы стратегии регионального развития //Региональные проблемы преобразования экономики. - 2015. - № 3. - С. 27.

12. Петросянц В. З., Дохолян С. В., Шахтаманова Л. Г., Петросянц Д. В. Механизм регулирования регионального развития: особенности формирования и алгоритм реализации // Экономика и управление. -2018. - № 8 (154). - С. 8-13.

13. Ткаченко А. А. Понятие о системах и центрах расселения: новый взгляд // Сборник материалов

Международной научно-практической конференции «Пространственная организация общества: теория, методология, практика». - Тверь: Тверской государственный университет, 2018. - С. 95-98.

14. Тонкой И. В. Региональные системы расселения - практический опыт и формирование теории развития // Материалы международной научно-практической конференции «Наука, образование и экспериментальное проектирование». - Москва: Московский архитектурный институт (государственная академия), 2012. - С. 239-246.

15. Уляева А. Г. Теоретические аспекты поляризации систем расселения // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - № 12 (59). - С. 223-226.

16. Учитель Д. Ю. Малые города в региональной системе расселения населения: направления развития // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. -2017. - № 12. - С. 79-81.

17. Фурсова В. А., Артамонова С. В. Новый взгляд на систему расселения в Российской Федерации // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры». - Оренбург: Оренбургский государственный университет. - 2019. - С. 580-583.

18. Чугунова Н. В., Полякова Т. А., Богат Д. В., Игнатенко С. А., Ситникова О. О. Системы городского расселения в развитии инновационных процессов российского пространства // Проблемы региональной экологии. - 2013. - № 4. - С. 206-210.

19. Amirbekova A. S. Legal issues of developing countries in the WTO dispute settlement system // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. No. 5. P. 50-55.

20. Niemets L. N., Segida K. Yu., Telebeneva E. Yu. Regional settlement system as the basis of the territorial differentiation of socio-economic development // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. No. 7-8. P. 196-198.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Shcherbina E. V., Gorbenkova E. V. Modelling the rural settlement development // Materials Science Forum. 2018. Т. 931. MSF. P. 877-882.

References:

1. Bikiteeva L. V. Sistema rasseleniya naseleniya: sushchnost' ponyatiya i ego struktura // Materialy Vse-rossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii «Universitetskij kompleks kak regional'nyj centr obrazovaniya, nauki i kul'tury». - Orenburg: FGBOU VO «Orenburgskij gosudarstvennyj universitet», 2018. - S. 908-911.

2. Vasyukov I. I. Sistema rasseleniya kak faktor ustojchivogo razvitiya // Vestnik nauchnyh konferencij. -2016. - № 11-5 (15). - S. 44-45.

3. Kolyasnikov V. A. O prostranstvennom razvitii gorodov i sistem rasseleniya Rossii // Arhitektura, gradostroitel'stvo i dizajn. - 2016. № 4 (10). - S. 23-29.

4. Konnina E. S., Pavlov YU. V. Sbalansirovannost' sistemy rasseleniya kak faktor razvitiya ekonomiki re-giona // Sbornik nauchnyh statej VII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Rossijskaya nauka: ak-tual'nye issledovaniya i razrabotki». - Samara: Samarskij gosudarstvennyj ekonomicheskij universitet, 2019. -

5. 157-161.

5. Kostrova YU. B. Gosudarstvennoe regulirovanie razvitiya sel'skih territorij // The Scientific Heritage. -2019. - № 39-3 (39). - S. 20-22.

6. Kostrova YU. B., SHibarshina O. YU. Specifika venchurnogo finansirovaniya innovacionnyh proektov // Konkurentosposobnost' v global'nom mire: ekonomika, nauka, tekhnologii. - 2017. - № 8-4 (55). - S. 57-59.

7. Kostrova YU. B., SHibarshina O. YU. Diagnostika regional'noj konkurentosposobnosti Ryazanskoj oblasti // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. - 2019. - № 1. - S. 46.

8. Mazaev A. G. Otechestvennyj opyt optimizacii nacional'noj sistemy rasseleniya // Akademicheskij vestnik UralNIIproekt RAASN. 2017. - № 3 (34). - S. 20-25.

9. Mihajlova E. V., Zemskova O. M., Karpova A. A. Optimizaciya sistemy rasseleniya sel'skogo naseleniya kak instrument upravleniya social'no-ekonomicheskim razvitiem territorij // Ekonomika i predprinimatel'stvo. -2015. - № 12-3 (65). - S. 449-453.

10. Nozdrina N. N., SHarov S. YU., SHnejderman I. M. Social'no-ekonomicheskie faktory sovershenstvovaniya sistemy rasseleniya // Annotacii k dokladam 41-oj Mezhdunarodnoj nauchnoj shkoly-seminara imeni akademi-ka S. S. SHatalina «Sistemnoe modelirovanie social'no-ekonomicheskih processov». Nizhnij Novgorod. - Voronezh: OONRAN, CEMIRAN, VGU, 2018. - S. 123.

11. Petrosyanc V., Doholyan S. V. Konceptual'nye osnovy strategii regional'nogo razvitiya // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. - 2015. - № 3. - S. 27.

12. Petrosyanc V. Z., Doholyan S. V., SHahtamanova L. G., Petrosyanc D. V. Mekhanizm regulirovaniya regional'nogo razvitiya: osobennosti formirovaniya i algoritm realizacii // Ekonomika i upravlenie. - 2018. -№ 8 (154). - S. 8-13.

13. Tkachenko A. A. Ponyatie o sistemah i centrah rasseleniya: novyj vzglyad // Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Prostranstvennaya organizaciya obshchestva: teoriya, metod-ologiya, praktika». - Tver': Tverskoj gosudarstvennyj universitet, 2018. - S. 95-98.

14. Tonkoj I. V. Regional'nye sistemy rasseleniya - prakticheskij opyt i formirovanie teorii razvitiya //Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Nauka, obrazovanie i eksperimental'noe proektiro-vanie». - Moskva: Moskovskij arhitekturnyj institut (gosudarstvennaya akademiya), 2012. - S. 239-246.

15. Ulyaeva A. G. Teoreticheskie aspekty polyarizacii sistem rasseleniya // Konkurentosposobnost' v global'nom mire: ekonomika, nauka, tekhnologii. - 2017. - № 12 (59). - S. 223-226.

16. Uchitel' D. YU. Malye goroda v regional'noj sisteme rasseleniya naseleniya: napravleniya razvitiya //Sov-remennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Ekonomika i pravo. - 2017. - № 12. - S. 7981.

17. Fursova V. A., Artamonova S. V. Novyj vzglyad na sistemu rasseleniya v Rossijskoj Federacii //Materialy Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii « Universitetskij kompleks kak regional'nyj centr obrazovani-ya, nauki i kul'tury». - Orenburg: Orenburgskij gosudarstvennyj universitet. - 2019. - S. 580-583.

18. CHugunova N. V., Polyakova T. A., Bogat D. V., Ignatenko S. A., Sitnikova O. O. Sistemy gorodskogo rasseleniya v razvitii innovacionnyh processov rossijskogo prostranstva // Problemy regional'noj ekologii. -2013. - № 4. - S. 206-210.

19. Amirbekova A. S. Legal issues of developing countries in the WTO dispute settlement system // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. T. 6. No. 5. P. 50-55.

20. Niemets L. N., Segida K. Yu., Telebeneva E. Yu. Regional settlement system as the basis of the territorial differentiation of socio-economic development // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. No. 7-8. P. 196-198.

21. Shcherbina E. V., Gorbenkova E. V. Modelling the rural settlement development // Materials Science Forum. 2018. T. 931. MSF. P. 877-882.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.