главная тема
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ БДИТЕЛЬНОСТЬ
Ab ovo usque ad mala.
«От яиц до яблок», с начала до конца.
Елена ВОЛЬСКАЯ, ММА имени И.М. Сеченова, Ирина ШИРОКОВА, «Ремедиум»
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФАРМАКОНАДЗОРА В ЕС
Евросоюзу необходимо создать единую систему фармаконадзора — к такому выводу после многочисленных исследований и консультаций пришел главный исполнительный орган власти ЕС — Европейская комиссия. Оценка действующих в государствах-членах ЕС систем фармаконадзора и накопленного на территории ЕС опыта показала, что требуется существенное дополнение нормативной базы и совершенствование этих систем. Заключение экспертов гласит, что различные характеристики находящихся в обращении ЛС учитываются не в полной мере, а данные по зафиксированному побочному действию ЛС используются не оптимально. Еврокомиссия вынесла на рассмотрение общественности пакет законопроектов по преобразованию нормативно-правовой базы европейского фармаконадзора. Если предложения Еврокомиссии будут приняты, это спасет тысячи людских жизней, считают эксперты. Немаловажным фактором является также и возможность в результате повышения эффективности системы фармако-надзора достичь существенной экономии средств здравоохранения.
Фармакотерапия вносит существенный вклад в поддержание здоровья населения ЕС. Разработка инновационных лекарств и применение эффективных препаратов улучшили качество жизни людей, сократили сроки госпитализации и, наконец, спасли жизни многих больных. В 2006 г. объем лекарственного рынка ЕС составил 141 млрд. евро, причем потребление ЛС постоянно увеличивается.
В то же время побочное действие фармацевтических средств становится все более серьезной проблемой здравоохранения европейских стран. Действующие в ЕС ограничения при проведении клинических исследований I—
III фаз, касающиеся критериев включения и исключения добровольцев-участников, длительности исследований и требований к процедуре проведения, нередко приводят к тому, что некоторые побочные реакции фиксируются лишь после регистрации препарата и его внедрения в клиническую практику. Применяемые в широкой медицинской практике ЛС сами становятся причиной заболеваний и осложнений. По оценкам экспертов, побочные действия ЛС являются причиной 5% госпитализаций, от них страдают 5% всех госпитализированных пациентов и они являются пятой по частоте встречаемости причиной смерти в больнице. Эксперты утверж-
нв
Drug adverse effects remain a major problem in the global healthcare. The EU has come up with measures to develop a single efficient pharmacovig-ilance system and this can be achieved through reviewing and correction of the current pharmacovigilance guidelines. A similar trend can be observed in Russia where the restoration of the national pharmacovigilance framework was started 2 years ago and the Federal Centre for Drug Safety Monitoring was set up and came into operation.
Elena VOLSKAYA, the I.M. Sechenov's Moscow Medical Academy, Irina SHI-ROKOVA, Remedium. REFORMATION OF THE PHARMACOVIGILANCE SYSTEM IN THE EU.
дают, что ежегодно в ЕС от нежелательных побочных эффектов фармакотерапии умирают 197 000 человек. Дополнительная нагрузка вследствие побочных эффектов на бюджеты здравоохранения в государствах-членах ЕС в общей сложности оценивается в 79 млрд. евро в год. В связи с этим Еврокомиссия считает необходимым принять эффективные меры для того, чтобы гарантировать поступление на фармрынок ЕС только
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФАРМАКОНАДЗОРАВ ЕС
РШШииМ 2009 декабрь
высококачественных фармацевтических продуктов с высокой эффективностью и приемлемым профилем безопасности. Здесь решающее значение приобретают фармацевтическое право и, в первую очередь, система регистрации ЛС.
Под термином «фармаконадзор» (англ. pharmacovigilance, что дословно означает «фармацевтическая бдительность») следует понимать научную и практическую деятельность по выявлению, оценке, выяснению причин побочных действий ЛС и защите от них. Эта деятельность включает следующие направления: сбор и управление данными по безопасности ЛС, перепроверку данных по установленным «сигналам» (новые или изменившиеся проблемы с безопасностью ЛС), анализ данных и принятие решений по вопросам безопасности, мерам защиты общественного здоровья (в т.ч. регуляторного характера) и взаимодействию с заинтересованными субъектами по вопросам безопасности ЛС.
Проблема фармаконадзора касается всех субъектов системы здравоохранения: пациентов, потребляющих ЛС, а также их семей; специалистов системы здравоохранения, в особенности врачей, которые консультируют пациентов, назначают ЛС и сообщают о побочных реакциях; работников аптек, которые должны консультировать пациентов при продаже ЛС и также сообщать о ставших им известными побочных эффектах; представителей среднего медицинского персонала, которые непосредственно вручают или вводят пациентам ЛС и должны сообщать о побочных явлениях; ученых, которые проводят исследования по безопасности ЛС. Важнейшими субъектами системы фармаконадзо-ра являются регуляторные органы в сфере обращения ЛС, в т.ч. уполномоченные органы и учреждения государств-членов ЕС (включая региональные учреждения и их отделы), Европей-
ское агентство по ЛС (ЕМЕА) и Европейская комиссия. Участие в системе фармаконаздора является обязатель-
ным для организаций, оказывающих медицинские услуги, страхователей в системах медицинского и социального страхования. Краеугольным камнем системы фармаконадзора являются корпоративные системы фармацевтической индустрии, в т.ч. держателей регистрационных свидетельств, производителей и оптовиков.
В 2000 Г. КАЖДЫЙ ДЕСЯТЫЙ ПАЦИЕНТ ЕВРОПЕЙСКИХ БОЛЬНИЦ ПОСТРАДАЛ ОТ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ПОБОЧНЫХ ЭФФЕКТОВ.
Непосредственные обязанности по фармаконадзору, вытекающие из Постановления ЕС № 726/2004 и Директивы 2001/83/ЕС, возлагаются на регуля-торные органы и фарминдустрию. По заданию Еврокомиссии было проведено независимое изучение практики фармаконадзора в ЕС, результаты которого обсуждались заинтересованными сторонами в 2006 и 2007 гг. Анализ этих результатов показал, что существующая практика фармаконадзора обладает рядом недостатков, что делает ее
не соответствующей сегодняшним задачам фармотрасли. Среди этих недостатков важнейшими являются:
♦ Отсутствие в действующих нормативно-правовых актах четко определенных задач и сфер компетенции субъектов фармаконадзора с вытекающими из них обязанностями (что приводит к многочисленным конфликтам и жалобам).
♦ Преграды на пути принятия решений на общеевропейском уровне при сомнениях в безопасности лекарственных препаратов, зарегистрированных в отдельных государствах по национальной процедуре, а также различия в санкциях, применяемых в отношении одного и того же препарата в разных странах.
♦ Недостаточные прозрачность данных и информационный обмен по безопасности ЛС, кроме того, слишком сложная структура официальной информации о лекарственном продукте, в которой предупреждения в отношении безопасности формулируются не четко и внимания к себе не привлекают.
♦ Сложности для регуляторных органов в получении информации о системе фармаконадзора фармпредприятия.
♦ Отсутствие оптимизированной процедуры надзора, которая позволяла бы прогнозировать и управлять рисками, отсутствие структурированного выявления данных в форме исследований по безопасности после выхода препарата на фармры-нок. Одновременно происходит дублирование действий фарминдустрии и регуляторных органов по оценке сообщений о серьезных побочных реакциях, которые должны поступать в течение 15 дней после их выявления. Это касается и отчетов о побочных действиях в медицинской литературе, и периодически обновляемых отчетов по безопасности (Periodic Safety Update Report — PSUR).
Как отмечено в отчете Еврокомиссии, вместе взятые, эти недостатки приводят к тому, что и без того весьма скудные (по европейским меркам) ресурсы нерационально расходуются на выполнение предписаний, требующих ус-
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФАРМАКОНАДЗОРА В ЕС
2009 декабрь РШШ1ШМ
ложненной двойной работы. И в результате качество полученных данных оставляет желать лучшего, принятие необходимых решений затягивается, а меры по снижению риска для пациентов иногда не только запаздывают, но и оказываются не всегда эффективными. Это значит, что граждане ЕС в плане безопасности фармакотерапии защищены недостаточно и что еще имеются организационно-административные возможности для совершенствования системы фармаконадзора на европейском уровне.
Однако попытка совершенствовать существующую систему фармаконадзора, фактически не затрагивая status quo, по мнению экспертов, не может дать желаемого результата. Достаточно указать на то, что многочисленные и разнообразные нормативные акты по фармаконадзору в государствах-членах ЕС, различные по форме и строгости меры по безопасности ЛС в этих странах тормозят развитие единого общеевропейского фармацевтическо-
Качественный рывок в оптимизации фармаконадзора может дать только изменение правовых норм на уровне ЕС. С целью разработки основных направлений реформирования европейской системы фармаконадзора Еврокомис-сия инициировала независимые исследования, а также консультации и обсуждения в кругу заинтересованных субъектов. Было предложено множество мер, из них выбрали 15, которые могли бы оказать реальное влияние на систему регулирования и сделать ее более логичной, управляемой и эффективной.
К этим мерам относятся:
♦ уточнение и кодификация задач и сфер компетенции участников системы, а также разработка стандартов их деятельности;
♦ создание при ЕМЕА специальной экспертной комиссии для научной оценки, разработки предложений, координации и формулирования рекомендаций по безопасности ЛС на уровне ЕС;
♦ разработка методов деятельности специальной комиссии в области фар-маконадзора в ЕС;
♦ обеспечение большей прозрачности информации по безопасности ЛС;
♦ улучшение координации и коммуникаций по важным проблемам безопас-
ности ЛС и создание единого портала, посвященного этому направлению;
♦ введение нового раздела по фарма-конадзору в сводную характеристику лекарственного продукта (SmPC) и в
/листок-вкладыш в упаковку (на это будет предусмотрен переходный период);
♦ введение мастер-файлов по системе фармаконадзора фармпредприя-тия (Pharmacovigilance system master file) с целью оценки данной системы
по существу, а не по формальным критериям;
♦ уточнение правовой основы осуществления программ по управлению рисками в отношении новых и уже имеющихся на рынке ЛС, в безопасности которых есть сомнения, включая про-
ведение пострегистрационных исследований безопасности ЛС;
♦ разработка рекомендаций и методов контроля неинтервенционных пострегистрационных исследований безопасности ЛС;
♦ упрощение процедуры сообщений о побочных эффектах с использованием базы данных EudraVigilance как главного инструмента;
♦ мониторинг научной медицинской литературы в ЕМЕА за четко определенный период;
♦ обмен данными об ошибках в назначениях ЛС, приведших к нежелательным побочным эффектам, в т.ч. между регуляторными органами и учреждениями, ответственными за безопасность пациентов;
♦ отмена действующего требования к индустрии составлять периодически обновляемые отчеты по безопасности (Р5Ш) по старым и хорошо известным ЛС с низким профилем рисков;
♦ создание правовой основы для деятельности специальной комиссии по фармаконадзору при ЕМЕА, которая могла бы требовать представления PSUR, координировала бы их оценку и давала рекомендации по маркировке ЛС;
♦ создание правовых основ для сообщений о предполагаемых побочных действиях пациентами.
Таким образом, Брюссель планирует законодательно определить необходимые, с точки зрения Еврокомиссии, преобразования. Существенно укрупнен весь раздел, посвященный фарма-конадзору. Если в настоящее время раздел XI «Фармаконадзор» Директивы 2001/83/ЕС содержит 8 статей, то в проекте этот раздел существенно расширен и детализирован. Он содержит 5 глав: «Общие положения» (6 статей), «Прозрачность и информирование» (2 статьи), «Выявление, сообщения и оценка данных по фармаконадзору» (14 статей) , «Надзор посредством пост-
В ВЕЛИКОБРИТАНИИ ЕЖЕГОДНО РЕГИСТРИРУЮТ ОКОЛО 2000 БОЛЬНЫХ С КРОВОТЕЧЕНИЯМИ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА И 200 ЛЕТАЛЬНЫХ ИСХОДОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИМЕНЕНИЯ НЕСТЕРОИДНЫХ ПРОТИВОВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ.
10 ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФАРМАКОНАДЗОРАВ ЕС
РЕМЕОШМ 2009 январь
регистрационных исследований безопасности» (5 статей), «Рекомендации, контроль и проверка». Заслуживает особого внимания введение в систему фармаконадзора ряда новых элементов, в частности, системы управления рисками. Предложено определение системы управления рисками — это комплекс мероприятий в системе фармаконадзора, которые позволяют выявлять риски, связанные с применением ЛС, описать их, предупредить или минимизировать в будущем. К управлению рисками относится также оценка эффективности данных мероприятий. Подчеркивается, что система управления рисками должна выявлять потенциальные риски лекарственного препарата и удовлетворять потребность в данных по его безопасности после регистрации.
Другой новый элемент системы (в отличие от прежней практики произвольного применения) — пострегистрационные неинтервенционные исследования безопасности ЛС. Это исследования, говорится в проекте дополнений в Директиву 2001/83/ЕС, разрешенных к применению ЛС. Они проводятся с целью качественного и количественного определения рисков для подтверждения профиля безопасности ЛС, а также для оценки эффективности мероприятий по управлению рисками. После государственной регистрации лекарственного препарата национальный регуля-
✓
торный орган вправе потребовать от держателя регистрационного удостоверения провести пострегистрационное исследование препарата, если имеются обоснованные сомнения в безопасности этого разрешаемого к применению ЛС. Такое требование должно быть передано заявителю в письменной форме и хорошо обосновано. При этом должны быть определены цель исследования, сроки его проведения и представления результатов.
Еще одним новшеством является, как сказано выше, введение специального раздела в листок-вкладыш в упаковку препарата, т.е. информации, предназна-
ченной для пациентов. Этот раздел предложено назвать «Краткая информация, важная для правильного и безопасного применения». Такая информация в целях привлечения к ней внимания пациента будет особо выделена — заключена в рамку. Новые или измененные данные должны быть выделены жирным шрифтом и сопровождаться специальным значком — *.* и указанием «Новая информация». Более того, на листках-вкладышах к лекарствам, внесенным в перечень строго наблюдаемых ЛС, должно быть специальное примечание: «Данное лекарственное средство находится под интенсивным надзором. Если Вы отметите побочное действие, сообщите <название и Интернет-сайт соответствующего надзорного органа>». Предполагается, что такой подход не только поможет обратить внимание пациента на существен-
В ИСПАНИИ В ТЕЧЕНИЕ 1990—1999 ГГ. ИЗ ОБРАЩЕНИЯ БЫЛИ ИЗЪЯТЫ 22 ЛС.
ВО ФРАНЦИИ В ПЕРИОД С 1998 ПО 2004 ГГ. ЗАПРЕТИЛИ ПРИМЕНЕНИЕ 21 ПРЕПАРАТА.
ную для безопасного применения информацию, но и создаст механизм включения пациентов в сбор данных по побочным эффектам. Проведение в жизнь указанных мер может способствовать международной гармонизации в области фармаконад-зора и привести к дальнейшему сближению систем, которые действуют или вводятся в настоящее время в США, Канаде и Японии.
В случае принятия пакета предложений эксперты прогнозируют существенный медико-социальный эффект. По самым скромным оценкам, благодаря общеевропейской системе фармаконадзора, включающей меры по контролю безопасности ЛС и управлению рисками, в ЕС ежегодно будет спасена 591 человеческая жизнь, а по оптимистическим прогнозам — 5910 жизней в год, не го-
✓
✓
воря уже о повышении качества жизни и предотвращении вызванных лекарствами нежелательных реакций. Предложенные меры оказали бы не только благоприятный медико-социальный эффект, но и могли бы существенно сэкономить средства как государств, так и фарминдустрии. Так, по самым скромным подсчетам, за счет уменьшения числа госпитализаций и лечения вызванных ЛС недугов экономия средств здравоохранения составит в государствах ЕС 237 млн. евро в год, по наиболее оптимистичным оценкам — 2,4 млрд. евро в год.
Кроме того, по оценкам экспертов, сегодня фарминдустрия в странах ЕС затрачивает на выполнение предписаний по фармаконадзору 833 млн. евро в год. Благодаря предлагаемым мерам затраты, связанные с дублированием сообщений и составлением PSUR, были бы существенно сокращены, а средства могли бы пойти на планирование управления рисками и проведение пострегистрационных не-интервеционных исследований безопасности, которые могут дать очень ценные сведения. Пакет предложений Ев-рокомиссии сэкономил бы фарминдустрии, по экспертным оценкам, до 145 млн. долл. в год, т.е. 17,4% сегодняшних затрат. Законопроекты по преобразованию системы фармаконадзора в ЕС являются третьим пакетом нормативных актов, составляющих реформационную основу европейской фармацевтической отрасли наряду с предложениями по информированию пациентов о рецептурных ЛС и по борьбе с фальсифицированными препаратами1. Все эти предложения направлены на создание единого социально ориентированного и конкурентоспособного фармацевтического рынка ЕС. Именно пакет предложений по фармаконадзору вызывает наименьшие дискуссии и наверняка будет принят Европарламентом и утвержден Евросоветом. ф
1 См. статью И.Филипповой, «Европа против фальшивок: лучший способ обороны -нападение», «Ремедиум», 2009, 11.