Научная статья на тему 'Преобразование колхозов в совхозы в 1950 1960-е годы'

Преобразование колхозов в совхозы в 1950 1960-е годы Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
1388
66
Поделиться

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Шлыкова О. В.

В статье представлен порядок преобразования колхозов в совхозы в 1950 1960-е гг

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы — Шлыкова О.В.,

TRANSFORMATION OF COLLECTIVE FARMS TO STATE FARMS in 1950 1960s

The article highlights the way collective farms were transformed into state farms in 1950 1960s.

Текст научной работы на тему «Преобразование колхозов в совхозы в 1950 1960-е годы»

Н.П. Малиновский в свое время пришел к выводу о том, что «в то время идея использования школы в целях русификации не являлась руководящей».

Мероприятия, направленные на организацию центральных училищ, были вызваны необходимостью усовершенствовать управление колониями. Подобные училища открывались не только в немецких колониях, но и у болгар, крымских татар. Распространение русского языка среди населения посредством этих учебных заведений не было самоцелью, а на практике вообще оказалось малодостижимой задачей.

В дореформенный период, по мнению А. Каппеле-ра, в России крайне редки были случаи ассимиляции значительного числа людей другим этносом. Русификации, германизации и подобным процессам подвергались небольшие группы населения, проживавшие в мощном иноязычном и инокультурном окружении, либо представители сельского населения, попадавшие в города [4. С. 114]. Это подтверждают исследования других ученых. Так, например, об ассимиляционных процессах среди этнических меньшинств в условиях городской среды писала Н.В. Юхнева [9; 10]. Вопрос «разне-мечивания» Петербурга в середине XIX в. на примере

отдельных семей исследовал А.К. Гаврилов [2]. С учетом вышеизложенного вряд ли можно говорить о целенаправленной политике русификации немецкого населения в первой половине XIX в.

1. Вашкау Н.Э. Школа в немецких колониях Поволжья. Волгоград, 1998.

2. Гаврилов А.К. Петербург в судьбе Генриха Шлимана. СПб., 2006.

3. Государственный архив Одесской области.

4. Каппелер А. Россия - многонациональная империя. М., 2000.

5. Контора опекунства новороссийских иностранных поселенцев. Т. 1: Аннотированная опись дел 1781 - 1818 гг. Днепропетровск; Киев, 1997.

6. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ).

7. Российский государственный исторический архив.

8. Свод законов Российской империи. 1857. Т. 12.Ч. 2.

9. Юхнёва Н.В. Немцы в многонациональном Петербурге // Немцы в России: люди и судьбы. СПб., 1998.

10. Юхнёва Н.В. Этнический состав и этносоциальная структура населения Петербурга. Вторая половина XIX - начало ХХ вв. Л., 1984.

УДК 94(47)

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ КОЛХОЗОВ В СОВХОЗЫ в 1950 - 1960-е годы

О.В. Шлыкова,

ассистент кафедры истории, культурологии и политологии, СГАУ им. НИ. Вавилова

Сентябрьский (1953 г.) Пленум ЦК КПСС, вскрыв причины отставания сельскохозяйственного производства, разработал широкую программу мер по его подъему. Одним из направлений стало преобразование экономически слабых колхозов в совхозы. Создание совхозов на колхозной базе требовало от государства больших финансовых вложений. Преобразование колхозов в совхозы начало осуществляться с осени 1954 г [1. С. 144]. В целом, за 1954 - 1981 гг в совхозы было преобразовано 27 859 колхозов, что составляло 30,6% от их общего числа на 1 января 1954 г. Однако темпы преобразований были неравномерными. Если за первые три года в статус совхозов было переведено 1430 колхозов, то в одном только 1957 г -5729, а в 1960 - 1961 гг. - 7974. Всего за 1957 - 1961 гг в совхозный сектор перешло 17 011 хозяйств, что составило 78,4% общего числа колхозов, преобразованных на первом этапе. Впоследствии количество реорганизаций значительно уменьшилось [5. С. 5]. Одновременно с этим для вновь организованных совхозов была увеличена численность работников на 2400 тыс. человек с годовым фондом заработной платы 16 390 млн руб. [2. Ф. 7486. Оп. 1. Д. 9207. Л. 480].

В 1958 - 1961 гг. в специализированные совхозы было преобразовано большое количество пригородных колхозов, в том числе и экономически сильных, с целью увеличения производства овощей, картофеля, молочных продуктов и улучшения снабжения ими городского населения, удельный вес которого в стране неуклонно возрастал. Такая задача была поставлена на XX съезде КПСС [3. С. 144].

В эти же годы преобразованию подверглись некоторые колхозы, задолжавшие государству большие суммы за технику приобретенную ими в ходе реорганизации машинно-тракторных станций, а также ряд слабых хозяйств, возглавлявшихся тридцатитысячниками, поскольку их отставание так и не было преодолено.

Немаловажным фактором была и позиция самих колхозников, нередко активно выступавших за переход в государственный сектор, так как он обеспечивал им гарантированную оплату труда, пенсию и другие социальные

льготы, которыми колхозное крестьянство в 1950-х гг. пользовалось в экономически сильных артелях.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 3 мая 1957 г. № 495 преобразование колхозов в совхозы производилось в следующем порядке.

1. При преобразовании колхозов в совхозы колхозное имущество передавалось совхозам без выкупа, а расходы, связанные с выплатой колхозникам по заработанным ими трудодням, расчетами с организациями и погашением задолженности колхозов по ссудам и другим платежам, осуществлялись за счет государства.

2. Вопрос о преобразовании колхозов в совхозы решался на основе добровольного согласия колхозников на общих собраниях членов колхозов большинством голосов в присутствии не менее двух третей членов артели.

3. После утверждения решения общего собрания райисполкомом деятельность колхоза считалась прекращенной и руководство всей производственной работой возлагалось на директора совхоза.

4. Директор совхоза принимал по акту закрепленные за колхозом земли, а также принадлежащие колхозу постройки, скот, машины, инвентарь, подсобные предприятия, посевы, семена, посадочные материалы, корма и другое имущество и отвечал за его сохранность.

5. Члены колхоза, деятельность которого прекращалась , принимались с их согласия на постоянную работу в совхоз с учетом их трудовой квалификации и опыта работы.

6. Колхозникам, переходившим на постоянную работу в совхоз, засчитывались в трудовой стаж время их непрерывной работы в колхозе, начиная с 1939 г., служба в рядах Советской армии, Военно-морском флоте, внутренних и пограничных войсках, а также работа на выборных должностях или по оргнабору в промышленности и на строительстве, за исключением тех лет работы в колхозе, когда они не выработали (по имеющимся в колхозе документам) обязательного минимума трудодней без уважительных причин.

7. Трудовой стаж устанавливался комиссией в составе представителей администрации совхоза, профсоюзной организации и председателя или секретаря сельского совета.

8. За колхозниками, принятыми на работу в совхоз, сохранялись приусадебные участки, которыми они пользовались в колхозе, в размерах, указанных в земельной шнуровой книге.

9. За одинокими престарелыми и нетрудоспособными колхозниками пожизненно сохранялся приусадебный участок, которым они пользовались в колхозе, а при отсутствии трудоспособных членов семьи совхоз оказывал этим колхозникам помощь в обработке приусадебных участков и подвозке топлива наравне с рабочими совхоза.

10. Для передачи совхозу (и оценки) материальноимущественных ценностей колхоза, а также для производства расчета с колхозниками, государственными организациями и другими организациями и лицами райисполкомом по каждому колхозу создавалась комиссия по прекращению деятельности колхоза в составе председателя колхоза (председатель комиссии), бухгалтера колхоза, председателя ревизионной комис-

сии колхоза, председателей от райисполкома (от рай-финотдела) и совхоза. Срок работы комиссии определялся райисполкомом, но не должен превышать одного месяца.

11. Правление колхоза было обязано по состоянию на день прекращения деятельности составить отчет, баланс и ведомости всех материально-имущественных ценностей колхоза, расчетов с организациями, колхозниками и другими лицами и вместе с заключением ревизионной комиссии вынести их на рассмотрение комиссии по прекращению деятельности колхоза не позднее 15 дней со дня утверждения райисполкомом решения общего собрания колхозников о передаче совхозу земель и общественного имущества колхоза.

12. Комиссия по прекращению деятельности колхоза была обязана в пятидневный срок сообщить (без объявления в печати) всем дебиторам и кредиторам колхоза о прекращении его деятельности; взыскать дебиторскую задолженность с разных лиц и учреждений и произвести расчеты по заработной плате с лицами, работающими в колхозе по найму, с государством -по налогам и страховым платежам, задолженности по долевому участию в строительстве, по натуральным ссудам, договорам контрактации; окончательно произвести расчет с колхозниками по трудодням, а также по претензиям колхоза к колхозникам. Для производства расчетов комиссия должна была открыть в Госбанке специальный счет, на который перечислялись все остатки денежных средств колхоза. Задолженность колхозов по ссудам Госбанка, в связи с передачей материальных ценностей совхозу, списывалась с колхоза за счет государственного бюджета.

13. Оценка материально-имущественных ценностей колхоза производилась в следующем порядке: постройки и сооружения передавались по оценочной стоимости; сельскохозяйственные машины и орудия, транспортные средства, инвентарь, оборудование и материалы оценивались по прейскурантным ценам государственных и кооперативных торговых предприятий с учетом износа; неплеменной крупный рогатый скот, свиньи и овцы, принимаемые от колхозов, оценивались по сдаточным ценам, установленным для совхозов, птица - по действующим государственным закупочным ценам, племенные животные - по ценам на племенной скот, многолетние насаждения - по ценам, применительно к ценам областных управлений совхозов, исходя из плановой себестоимости и с учетом качественного состояния насаждений.

14. Незавершенное производство (посевы, зябь, пары, многолетние травы и другие) оценивалось по фактически выполненным работам на основании данных колхоза и по средней плановой себестоимости совхозов области; незавершенное производство по капиталовложениям - исходя из сметной стоимости данного объекта; семена, фураж и остальная сельскохозяйственная продукция - по средней плановой себестоимости совхозов области или совхоза, к которому производилась прирезка земли колхоза.

15. Государственные, кооперативные и общественные организации, являющиеся дебиторами колхоза, деятельность которого прекращалась, обязаны были погасить задолженность не позднее 10 дней со дня извещения их комиссией.

16. Выдача денег колхозникам за каждый заработанный трудодень в текущем году производилась в пределах, предусмотренных планом колхозов. В случае отсутствия плана на текущий год выдача денег за трудодни производилась в размерах фактической выдачи за предыдущий год.

17. Все претензии к колхозу принимались комиссией в течение 15 дней со дня оповещения о прекращении деятельности данного колхоза.

18. Контроль за работой комиссии по прекращению деятельности колхоза и разрешение споров, возникающих в процессе передачи имущества, возлагался на райисполком, решение которого являлось окончательным. Отчет комиссии о прекращении деятельности утверждался райисполкомом, все материалы и документы по колхозу сдавались на хранение в совхоз [6. Ф. 113. Оп. 60. Д. 200. Л. 226 - 228].

Преобразование колхозов в совхозы шло под строгим контролем областных, краевых, республиканских управлений сельского хозяйства и исполкомов райсоветов. Они должны были обеспечивать передаваемые совхозам посевные площади семенами (в размерах, необходимых для весеннего сева), скот - кормами; взыскивать дебиторскую задолженность колхозов, преобразуемых в совхозы, и поступившие суммы направлять на погашение задолженности этих колхозов; разрабатывать и осуществлять мероприятия, обеспечивающие рентабельную работу укрупняемых совхозов; не допускать нарушения действующих норм и расценок оплаты труда в совхозах; контролировать работу комиссий по прекращению деятельности колхозов и строго соблюдать порядок преобразования колхозов в совхозы; осу-

ществлять меры по трудоустройству колхозников, которые не могут быть использованы на работе в совхозах [6. Ф. 113. Оп. 60. Д. 201. Л. 210 - 211].

В целом, преобразование колхозов в совхозы не привело к ускоренному росту сельскохозяйственного производства, значительному повышению его эффективности. В конце 1959 г. была проведена выборочная проверка результатов производственно-финансовой деятельности свыше 100 совхозов, созданных на колхозных землях в разных районах страны. Общий вывод, сделанный по итогам проверки: 70 - 75% вновь организованных совхозов являются убыточными [2. Ф. 7486. Оп. 1. Д. 9207. Л. 478].

Одна из важнейших причин этого положения заключалась в том, что реорганизация колхозов нередко проводилась без учета материально-финансовых возможностей государства, и поэтому вновь созданные совхозы не были обеспечены в достаточной степени средствами для ускоренного подъема экономики. Кроме того, при создании совхозов «не всегда проводились необходимые экономические обоснования, в результате чего многие из них оказались громоздкими, малоуправляемы -ми» и в конечном счете нерентабельными [4. С. 27].

1. Богденко М.Л. Совхозы СССР. 1951 - 1958. М., 1972.

2. Государственный архив Российской Федерации.

3. КПСС в резолюциях и решениях... М., 1971. Т. 7.

4. Пленум ЦК КПСС 24 - 26 марта 1965 г.: стеногр. отчет. М., 1965.

5. Тюрина А.П. К вопросу о преобразовании колхозов в совхозы // История СССР. 1983. № 5.

6. ЦДНИВО.

УДК 930.9

РОССИЯ В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ИМПЕРИЙ: НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ

И.Л. Экарева,

кандидат исторических наук, профессор, зав. кафедрой иностранных языков, РЭА им. Г.В. Плеханова

Вступив в третье тысячелетие, мы оглядываемся назад и критически анализируем пройденный человечеством путь, чтобы, во-первых, лучше понять проблемы, унаследованные нами из прошлого, и, во-вторых, определиться, как их следует решать на благо будущих поколений. Среди проблем, волновавших людей в ХХ в., особое место занимала проблема колониальных империй, хотя империи существовали на протяжении всей истории человечества.

Что же такое империя и чем она отличается от колониальной державы ? Термин «империя» не имеет четкого определения. Например, Британская империя была составной. Империей в ней можно считать лишь Соединенное Королевство: Англию, Уэльс, Шотландию и Северную Ирландию. Все остальное - колониальная держава. Не только Ирландия или Индия, но и Канада, Австралия не могли претендовать на равные права с метрополией. Северо-Американские Штаты - будущий геополитический наследник Великобритании - подняли восстание и добились независимости из-за неспособности Великобритании стать настоящей империей (англичане отказались предоставить американским колонистам места в палате общин и право обсуждать и утверждать собираемые с них налоги).

При сравнении империй (Персии, Рима, Византии, России) с колониальными державами (Карфагеном, державой инков, Португалией, Англи-