Научная статья на тему 'ПРЕКАРИАТ И ОТЧУЖДЕНИЕ: К ВОПРОСУ О ПОЛИТИЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ'

ПРЕКАРИАТ И ОТЧУЖДЕНИЕ: К ВОПРОСУ О ПОЛИТИЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
97
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕКАРИАТ / ЗАНЯТОСТЬ / ОТЧУЖДЕНИЕ / СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мельников В. О.

В статье осуществляется социально-философское осмысление феномена прекариата (как нового социального слоя современного общества) и его политической субъектности через концепт отчуждения. В частности, на основе отечественных и зарубежных исследований отмечаются основные характеристики прекариата как социального слоя. Затем анализируется отчуждённый характер реализации у прекария основных сущностных свойств человека: труда, общения и сознания. На основе этого анализа рассматривается вопрос об особенностях политического участия данного слоя и его направленности к прогрессу или регрессу в историческом процессе. Отмечается, что неустойчивость, изменчивость, нарастающая сложность внутренней структуры и бытия прекариата (а также стремительное увеличение числа прекарно занятых, приводящее к становлению «прекарного общества») будут сообщать эти же характеристики как его политической деятельности, так и исследованиям, которые его описывают.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRECARIAT AND ALIENATION: TOWARD THE QUESTION OF POLITICAL SUBJECTIVITY

The author provides a socio-philosophical understanding of the precariat phenomenon (as a new social layer of modern society) and its political subjectivity through the concept of alienation. In particular, the main characteristics of the precariat as a social group on the basis of domestic and foreign studies are noticed. The alienated nature of the realization in the precaria of the basic essential properties of a human: labor, communication and consciousness are analyzed. On the basis of this analysis, the question of the peculiarities of the political participation of this layer and its orientation towards progress or regression in the historical process is considered. It is noted that instability, variability, the growing complexity of the internal structure and existence of the precariat (as well as the rapid increase in the number of precarious workers, leading to the formation of a “precarious society”) will communicate the same characteristics, both to its political activity and to the studies that describe it.

Текст научной работы на тему «ПРЕКАРИАТ И ОТЧУЖДЕНИЕ: К ВОПРОСУ О ПОЛИТИЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ»

Общество: философия, история, культура. 2022. № 10. С. 100-103. Society: Philosophy, History, Culture. 2022. No. 10. P. 100-103.

Научная статья УДК 316.35:329

https://doi.org/10.24158/fik.2022.10.17

Прекариат и отчуждение: к вопросу о политической субъектности Виктор Олегович Мельников

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0483-7364

Аннотация. В статье осуществляется социально-философское осмысление феномена прекариата (как нового социального слоя современного общества) и его политической субъектности через концепт отчуждения. В частности, на основе отечественных и зарубежных исследований отмечаются основные характеристики прекариата как социального слоя. Затем анализируется отчуждённый характер реализации у пре-кария основных сущностных свойств человека: труда, общения и сознания. На основе этого анализа рассматривается вопрос об особенностях политического участия данного слоя и его направленности к прогрессу или регрессу в историческом процессе. Отмечается, что неустойчивость, изменчивость, нарастающая сложность внутренней структуры и бытия прекариата (а также стремительное увеличение числа пре-карно занятых, приводящее к становлению «прекарного общества») будут сообщать эти же характеристики как его политической деятельности, так и исследованиям, которые его описывают.

Ключевые слова: прекариат, занятость, отчуждение, сущность человека, общественно-политические движения

Для цитирования: Мельников В.И. Прекариат и отчуждение: к вопросу о политической субъектности // Общество: философия, история, культура. 2022. № 10. С. 100-103. https://doi.org/10.24158/fik.2022.10.17.

Original article

Precariat and Alienation: Toward the Question of Political Subjectivity

Viktor O. Melnikov

Perm State University, Perm, Russia,

[email protected], https://orcid.org/0000-0002-0483-7364

Abstract. The author provides a socio-philosophical understanding of the precariat phenomenon (as a new social layer of modern society) and its political subjectivity through the concept of alienation. In particular, the main characteristics of the precariat as a social group on the basis of domestic and foreign studies are noticed. The alienated nature of the realization in the precaria of the basic essential properties of a human: labor, communication and consciousness are analyzed. On the basis of this analysis, the question of the peculiarities of the political participation of this layer and its orientation towards progress or regression in the historical process is considered. It is noted that instability, variability, the growing complexity of the internal structure and existence of the precariat (as well as the rapid increase in the number of precarious workers, leading to the formation of a "precarious society") will communicate the same characteristics, both to its political activity and to the studies that describe it. Keywords: precariat, employment, alienation, human essence, social and political movements For citation: Melnikov, V.O. (2022) Precariat and Alienation: Toward the Question of Political Subjectivity. Society: Philosophy, History, Culture. (10), 100-103. Available from: doi: 10.24158/fik.2022.10.17. (In Russian)

Ускорившаяся за последние полвека динамика социальных трансформаций, рынка труда, технологических изменений, политических кризисов и т. д. существенно меняет облик современного общества и приводит к появлению новых общественных слоев (групп, общностей). Одним из таких слоев является «прекариат», ставший предметом многочисленных дискуссий за последнее десятилетие. Данным феноменом интересовались как отечественные, так и зарубежные ученые. Дело в том, что он встречается сегодня во всех без исключения обществах, следовательно, он является неотъемлемой чертой современного общества вообще. Более того: данный феномен имеет тенденцию к быстрому развитию как в количественном, так и в качественном смысле. В первом случае речь идет о росте числа прекарно занятых в мире: по данным МОТ, сегодня лишь 22 % работников осуществляет трудовую деятельность в «формальном секторе»1 - т. е.

1 Аналитическая записка: сфера труда и COVID-19 [Электронный ресурс] // Организация Объединенных наций. URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/sg_policy_brief_world_of_work_and_covid_19_russian.pdf (дата обращения 30.09.2022).

© Мельников В.О., 2022

секторе, где трудовые отношения регулируются, они (как правило) носят долгосрочный характер, есть социальные гарантии и т. д. Конечно, не каждый работник неформального сектора является прекарием, однако вероятность его попадания в эту группу там существенно увеличена. При этом в мире около 200 млн человек являются хронически безработными1. Качественное же развитие прекариата заключается в том, что социальная база прекариата постоянно растёт: сегодня он питается разложением всех слоев и классов современного общества, а не только, например, пролетариата, как считалось ранее. Это означает, что сложность внутренней структуры указанного феномена постоянно растет.

Что же такое прекариат? Представляется, что убедительным является определение и его аргументация, высказанные Ж.Т. Тощенко: «Прекариат - это формирующийся класс, который, с одной стороны, олицетворяет социальные слои, обладающие профессиональными знаниями, квалификацией, опытом и стремящиеся построить рациональные взаимосвязи с обществом и государством, а с другой - это быстро растущий слой работников нестабильного социального положения с неопределенной, флексибельной (гибкой) степенью занятости, с неустойчивыми формами распределения прибавочного продукта и произвольной оплатой труда. Они полностью или частично лишены доступа к социально-правовым гарантиям и к средствам социальной защиты и, как следствие, не видят удовлетворяющей их перспективы своей гражданской (публичной) и личной (приватной) жизни» (Тощенко, 2018: 81). Прекариат характеризуется неустойчивой занятостью, и эта неустойчивость проявляется во всех аспектах жизни человека-прекария: в хозяйственной, социально-бытовой, политической и духовной. Прекариев отличают вынужденная мобильность, неуверенность в завтрашнем дне, замыкание на себе и своей семье, политическая аморфность, социальная атомизация и многие другие черты, уже отмеченные социологами2 (Тощенко, 2021). Этот список можно дополнить и в социально-философском ключе, увязав прекариат с концептом отчуждения.

Если рассматривать сущность человека как конкретное воплощение в индивиде ключевых сущностных свойств или сил (труд, общение, сознание и т. д.), то можно отметить, что данный слой является воплощением максимального отчуждения. Например, в рамках отчуждения труда представители прекариата отчуждаются не только от результатов своего труда, как те же пролетарии, но и зачастую не имеют возможности даже развить свои сущностные силы. Если безработный представитель рабочего класса всё же обладает какими-то конкретными навыками, умениями и способностями, то довольно существенная часть прекариата зачастую этим не владеет, поскольку она не привязана к какой-либо сфере деятельности (сегодня они грузчики, завтра про-моутеры, а послезавтра таксисты или кассиры).

В сфере общения прекарий тоже подвергается отчуждению: какими бы несправедливыми не были производственные отношения, в которые вступает пролетарий, у прекария ситуация намного хуже. Его производственные отношения носят более эксплуататорский и менее социальный характер, поскольку рядом с ним, как правило, нет устойчивого профессионального коллектива. Во многом из-за нестабильного трудового существования, вынужденной мобильности остальные связи и отношения прекария (семейные, политические и просто личностные) тоже становятся неустойчивыми. Отсюда совершенно неудивительны те тенденции, которые отмечают социологи: одиночество становится всё более масштабным общественным явлением. Само прекарное бытие миллионов людей по всему миру обрекает их на одиночное, атомизированное существование. Очевидным маркером ослабленных связей и отношений прекария с обществом становится низкая явка на выборы практически по всему миру.

Наконец, отражая это неустроенное, хаотичное, нестабильное бытие, фрагментарные связи и отношения, сознание прекария также приобретает отчужденный характер. Депрессии, неврозы, стрессы и т. д. - вряд ли такое широкое распространение психических заболеваний в XXI веке, о котором говорят психологи, случайно совпало с массовой прекаризацией в «обществе риска». Рост числа самоубийств, числа вовлекаемых в экстремистские или террористические организации, повсеместная дегуманизация - также, возможно, следствия этого процесса. Целостная и последовательная политическая идеология на такой основе выстраиваться не может: хаотичность бытия прекария сообщает хаотичность и его политическим воззрениям - это почти всегда странный конструкт одновременно из левых и правых идеологем.

Конечно, всё сказанное выше в первую очередь имеет отношение к наиболее социально неустроенной (отчасти даже люмпенизированной) части прекариата. Однако в то же время очевидно, что какие-нибудь программисты, работающие по проектному принципу, чьё бытие и его осознание имеют совершенно другой характер, составляют меньшинство.

1 Число безработных в мире достигло рекордных 192,7 млн человек [Электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ru/economics/23/01/2018/5a66ac219a7947d7e7cae052 (дата обращения 30.09.2022).

2 См., например: Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс. М., 2014.

Отсюда - вопрос о политической субъектности, об организации прекариатом общественно-политических движений имеет актуальный и открытый характер. Если понимать общественно-политические движения как «общественный институт борьбы за политическую власть, постоянно порождаемый отчуждением человеческой сущности и направленный на его снятие» (Мельников, 2022), а прекариат - как воплощение максимального отчуждения человека, то формирование движений (таких же стихийных и неустойчивых, как и сам прекариат) лишь вопрос времени. При этом, если обратиться к эмпирическим данным исследований, проведенных Институтом социологии РАН, то, на первый взгляд, обнаружится совершенно другая картина: представители прекариата - это замкнутые на себе, оторванные от общественной и политической жизни люди, не состоящие в общественных организациях, живущие одним сегодняшним днем (Тощенко, 2021). Они цепляются за свое негарантированное рабочее место, абстрагируясь от общества, политики, долгосрочных планов - где здесь место политической борьбе? Однако в этих же исследованиях отмечается, что прекарии намного острее чувствуют нерешенность большинства социально-экономических проблем современного общества, следовательно, возможность катастрофического социального взрыва совершенно реальна. Какой он будет носить характер для развития общества: прогрессивный или реакционный? Преодоление отчуждения - гуманная цель, однако в истории была масса случаев, когда ее пытались достичь антигуманными средствами с соответствующими результатами.

Мысль о том, чтобы вручить прекариату знамя «могильщика неолиберализма» (или даже капитализма) соблазнительна: пластичность, гибкость, мобильность социального положения и, как следствие, идеологической программы придают своеобразную универсальность и всеобщность прекариату. Данный слой, или класс вынужден ежедневно продавать свою универсальную способность осваивать любой вид деятельности - и в этом смысле он не ограничен никаким видом деятельности. В этой универсальности можно было бы усмотреть тождественность прекариата тому общественному слою, в котором основоположники марксизма видели роль носителя революционных преобразований: «коммунистическая революция выступает против существующего до сих пор характера деятельности, устраняет труд и уничтожает господство классов вместе с самими классами, потому что эта революция совершается тем классом, который в обществе уже не считается более классом, не признается в качестве класса и является уже выражением разложения всех классов, национальностей и т. д.»1. Будучи наиболее эксплуатируемым слоем общества, наиболее универсальными (в смысле свободными от ограничений конкретного вида деятельности) индивидами, представители прекариата как бы формально подходят под указанное определение революционного субъекта. Однако здесь есть несколько спорных моментов: во-первых, уровень коллективизма среди представителей данного слоя оставляет желать лучшего; во-вторых, утверждая, что прекариат может заниматься любой деятельностью, нужно, конечно, иметь в виду простые ее виды; в-третьих, как уже отмечалось, прекариат крайне неоднороден и включает в себя как программистов на «фрилансе», так и неквалифицированных работников - политическая сознательность и возможная программа у них могут сильно отличаться. Ряд экспертов уже отмечали, что именно популистский бунт масс привел к успеху многие праворадикальные движения и партии современной Европы2. Этим же нередко объясняют победу Д. Трампа на выборах президента США в 2016 году и успех Брекзит в Великобритании в 2015 году3. Таким образом, совершенно не очевидно, что прекариат будет разделять точку зрения изучающих его ученых, которые прогнозировали, что данный слой станет носителем прогрессивных перемен - например, введения Безусловного базового дохода4. Вполне возможно, что данный слой скорее будет смотреть в прошлое, а не в будущее, как прогнозирует ряд специалистов (Анисимов, 2021).

Впрочем, всё, что сегодня говорится и пишется по поводу прекариата (включая данную статью), носит конкретно-исторический характер, поскольку мы имеем дело со стремительно развивающимся феноменом. Как скоро ученые перейдут от рассмотрения прекариата как класса к изучению «прекарного общества», где «прекарность» стала обыденностью и сущностной чертой общества? По-видимому, только тогда, когда прекариатом станет подавляющее большинство населения планеты, он наконец-то перестанет быть «классом-в-себе» и станет «классом-для-себя». Однако какова будет при этом его внутренняя структура, какие отношения будут складываться между отдельными ее частями, какой будет основная идеологическая платформа этого класса и образованных им общественно-политических движений - ответы на эти вопросы даст лишь время.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. М., 1955. С. 70.

2 Феномен правого и левого популизма в странах ЕС Аналитический доклад ОЕПИ [Электронный ресурс] // ИМЭМО РАН. URL: https://www.imemo.ru/files/File/ru/materials/Fenomen_doklad.pdf (дата обращения 30.09.2022).

3 Кагарлицкий Б. Ю. Между классом и дискурсом. Левые интеллектуалы на страже капитализма. М., 2017. 280 с.

4 Standing G. Basic income: and how we can make it happen. London, 2017. 400 р.

Список источников:

Анисимов Р. И. Прекариат - как новый социальный класс в контексте марксистской теории // Социологический журнал. 2021. Т. 27. № 1. С. 10-27. https://doi.Org/10.19181/socjour.2021.27.1.7842.

Мельников В.О. Отчужденный характер сущности человека и общественно-политические движения: к вопросу об определении понятия // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2022. № 2. С. 254-263. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-2-254-263.

Тощенко Ж.Т. Прекариат: от протокласса к новому классу. Монография. М., 2018. 360 с.

Тощенко Ж.Т. Публичный и приватный жизненный мир прекариата: основные черты и ориентиры // Социологические исследования. 2021. № 11. С. 24-36. https://doi.org/10.31857/S013216250016200-3.

References:

Anisimov, R.I. (2021) The Precariat as a New Social Class in the Context of Marxist Theory. Sociological Journal. (27:1), 10-27. Available from: doi:10.19181/socjour.2021.27.1.7842 (In Russian)

Melnikov, V.O. (2022) Defining the Phenomenon of Socio-Political Movement Through the Concept of Human Alienation. Perm University Herald. Series Philosophy. Psychology. Sociology. (2), 254-263. Available from: doi:10.17072/2078-7898/2022-2-254-263. (In Russian)

Toschenko, Zh.T. (2018) Prekariat: ot protoklassa k novomu klassu [Precariat. From protoclass to new class]. Moscow: Nauka. (In Russian)

Toschenko, Zh.T. (2021) The Public and Private Life World of the Precariat: Main Features and Landmarks. Sotsiologicheskie issledovaniya. (11), 24-36. Available from: doi:10.31857/S013216250016200-3. (In Russian)

Информация об авторе В.О. Мельников - старший преподаватель кафедры культурологии и социально-гуманитарных технологий, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1018150.

Information about the author V.O. Melnikov - Senior Lecturer, Cultural Studies and Social and Humanitarian Technologies Department, Perm State University, Perm, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1018150.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 02.09.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 23.09.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 11.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.