Научная статья на тему 'ПРЕИМУЩЕСТВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ'

ПРЕИМУЩЕСТВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивные методы обучения / традиционные методы обучения / методика обучения обществознанию / interactive teaching methods / traditional teaching methods / methods of teaching social studies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.И. Ашмарина, В.О. Басов

В данной статье анализируется преимущество использования интерактивных методов обучения на уроках обществознания в школе. В ней обосновывается мысль о том, что применение интерактивных методов обучения в курсе обществознания способствует более активному участию учащихся в учебном процессе, содействует развитию критического и аналитического мышления, командной работы, анализа и обобщения информации, в целом, является наиболее эффективным по сравнению с использованием традиционных методов. Также можно сделать вывод, что интерактивные методы обучения способствуют более глубокому усвоению преподаваемого материала и развитию навыков его применения на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ADVANTAGE OF USING INTERACTIVE TEACHING METHODS IN SOCIAL STUDIES LESSONS

This article analyzes the advantage of using interactive teaching methods in social studies lessons at school. It substantiates the idea that the use of interactive teaching methods in the course of social studies contributes to a more active participation of students in the educational process, promotes the development of critical and analytical thinking, teamwork, analysis and generalization of information, in general, is the most effective compared to the use of traditional methods. It can also be concluded that interactive teaching methods contribute to a deeper assimilation of the taught material and the development of skills for its application in practice.

Текст научной работы на тему «ПРЕИМУЩЕСТВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

ПРЕИМУЩЕСТВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

М.И. Ашмарина, студент

Научный руководитель: В.О. Басов, канд. юрид. наук, доцент

Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-2-38-40

Аннотация. В данной статье анализируется преимущество использования интерактивных методов обучения на уроках обществознания в школе. В ней обосновывается мысль о том, что применение интерактивных методов обучения в курсе обществознания способствует более активному участию учащихся в учебном процессе, содействует развитию критического и аналитического мышления, командной работы, анализа и обобщения информации, в целом, является наиболее эффективным по сравнению с использованием традиционных методов. Также можно сделать вывод, что интерактивные методы обучения способствуют более глубокому усвоению преподаваемого материала и развитию навыков его применения на практике.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, традиционные методы обучения, методика обучения обществознанию.

В настоящее время применение интерактивных при прохождении курса обществознания показывает свою актуальность и эффективность в сравнении с традиционными. Обществознание - это учебная дисциплина, в которой внимание обучающихся привлекается к важным вопросам личностного самоопределения, к проблемам морального выбора, личной вины, поведения в различных ситуациях и их эмоционального переживания [1].

Развитие образования, углубление и усложнение его содержания в школе безотлагательно требуют от учителей использования инновационных методов работы: эффективных, нестандартных, развивающих вовлеченность учащихся в учебный процесс и увлеченность им.

Традиционные методы обучения, такие как лекция, рассказ, чтение учебных материалов и другие, основаны на передаче информации от преподавателя к обучающемуся без активного участия последнего. В то время как интерактивные методы делают уклон на активное участие обучающихся в процессе изучения материала, такие как групповые обсуждения, проекты, игры и прочие методики, которые позволяют школьникам применить полученные знания в реальной жизни.

Интерактивные методы обучения имеют ряд преимуществ:

- Привлекательность для учеников. Интерактивные методы делают урок более интересным, ярким и увлекательным для обучающихся, что побуждает их к активному участию в учебном процессе.

- Содействие усвоению материала. Занятия с использованием данных методов помогают обучающимся лучше усваивать учебную программу, так как стимулируют активное мышление, обмен идеями и взаимодействие между учениками.

- Развитие навыков коммуникации. Интерактивные методы способствуют развитию у обучающихся навыков общения, слушания других и выражения собственного мнения, что является важным умением в современном мире.

- Повышение мотивации к обучению. Уроки с использованием интерактивных методов значительно повышают мотивацию к обучению, за счет использования различных, интересных для учеников, форм работы.

- Содействие развитию критического и аналитического мышления. Описываемые методы обучения способствуют развитию у обучающихся навыков анализа, синтеза,

критического мышления и принятия взвешенных и разумных решений.

Интерактивные методы обучения, такие как дискуссии, ролевые игры, проектная деятельность, групповая работа, помогают стимулировать интерес обучающихся к предмету, развивать также логическое мышление и коммуникативные навыки. Такие методы также способствуют более эффективному усвоению материала и его применению на практике. Благодаря использованию данных методов обучения на уроках обществознания, ученики могут лучше понимать и анализировать общественные процессы, формировать свое собственное мнение, участвовать в дискуссиях и дебатах. Все это способствует, как упоминалось ранее, развитию их критического, логического и аналитического мышления, а также способности аргументированно высказывать свои взгляды.

Стремительные изменения в современной социальной реальности актуализируют не только передачу знаний, умений и навыков, но и формирование личности, способной гибко реагировать на изменения в обществе, критически оценивать события и явления, самостоятельно принимать ответственные решения, определять свое место в окружающей действительности, выбирать и оперировать ценностями, основанными на жизненной программе действий [4].

Интерактивные методы обучения обеспечивают активное участие слушателей, помогая им лучше сконцентрироваться на занятиях и усваивать материал эффективнее. Технология интерактивного обучения способствует развитию познавательных, коммуникативно-развивающих и социаль-но-ориентационных навыков [6]. Применение интерактивных методов обучения делает учебную деятельность более разнообразной, способствует развитию фонематического восприятия, улучшению навыков построения высказываний и основывая их на фактах из различных областей знаний.

В ходе всей деятельности интерактивное обучение позволяет развивать взаимопонимание и терпимость к окружающим людям, решение общих проблем, значи-

мых для каждого ученика. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, с внесенными в него изменениями, среднего общего образования личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать, в том числе навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, и других видах деятельности [3].

Интерактивные методы обучения играют важную роль в становлении духовно-нравственного воспитания учащихся [5]. Такие методы позволяют создать атмосферу доверия, открытости и взаимодействия между учителем и учениками. Один из таких методов - дискуссия. Проведение дискуссий по актуальным этическим и моральным вопросам позволяет учащимся выработать собственное мнение, обсудить его с другими и развивать навыки аргументации. Этот метод позволяет не только погружаться в тему духовно-нравственного воспитания, но и развивать критическое мышление. Другим интерактивным методом обучения, способствующим формированию духовности и нравственности, является ролевая игра. В ходе игры учащиеся могут вжиться в роль различных персонажей, столкнуться с этическими дилеммами и принимать сложные моральные решения. Этот метод позволяет учащимся развивать эмпатию, понимание и уважение к чужому мнению. Также важными интерактивными методами обучения, способствующими формированию духовно-нравственного воспитания, являются проектная деятельность, дебаты, игры-тренинги и т.д. Главное, чтобы в процессе обучения учащиеся имели возможность активно участвовать, обсуждать и выражать свои мысли и чувства.

Благодаря использованию интерактивных методов обучения на уроках обще-ствознания, ученики могут лучше понимать и анализировать общественные процессы, формировать свое собственное мнение, участвовать в дискуссиях и дебатах [2].

Таким образом, использование интерак- тельную среду, способствующую разви-тивных методов на уроках обществознания тию обучающихся как личностей и улуч-позволяет создать наиболее эффективную, шающую их результаты в обучении. интересную и разнообразную образова-

Библиографический список

1. Гаджиева П.Д. О вопросах совершенствования методики преподавания обществознания в школе // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - №5. - С. 78-79.

2. Гилеско О.Н. Использование интерактивных методов обучения на уроках общество-знания // Инновационная наука. - 2019. - №2. - С. 122-123.

3. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»: приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 // Гарант.Ру: [сайт]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405172211/.

4. Омельченко Е.Л. Современное образование: векторы развития. Цифровизация экономики и общества: вызовы для системы образования. - М.: ЛитРес, 2019. - 791 с.

5. Фёдорова И.А. Факторы, определяющие успешность развития духовно-нравственных ценностных ориентаций у подростков // Культура. Духовность. Общество. - 2017. - № 4-5. - С. 89-93.

6. Шагеева Ф., Иванов И. Современные образовательные технологии // Высшее образование в России. - 2006. - № 4. - С. 113-128.

THE ADVANTAGE OF USING INTERACTIVE TEACHING METHODS IN SOCIAL

STUDIES LESSONS

M.I. Ashmarina, Student

Supervisor: V.O. Basov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Stavropol State Pedagogical Institute, branch in Yessentuki (Russia, Yessentuki)

Abstract. This article analyzes the advantage of using interactive teaching methods in social studies lessons at school. It substantiates the idea that the use of interactive teaching methods in the course of social studies contributes to a more active participation of students in the educational process, promotes the development of critical and analytical thinking, teamwork, analysis and generalization of information, in general, is the most effective compared to the use of traditional methods. It can also be concluded that interactive teaching methods contribute to a deeper assimilation of the taught material and the development of skills for its application in practice.

Keywords: interactive teaching methods, traditional teaching methods, methods of teaching social studies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.